Оставьте ссылку на эту страницу в соцсетях:

Поиск по базе документов:

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

 

ИНФОРМАЦИЯ

 

ОБ ИТОГАХ ПРИЕМА В УЧРЕЖДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ, ВЫПУСКА СПЕЦИАЛИСТОВ В 2006 ГОДУ И ЗАДАЧАХ

ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ТРУДОУСТРОЙСТВА ВЫПУСКНИКОВ

 

Прием в учреждения начального профессионального образования

 

В системе начального профессионального образования действует 250 образовательных учреждений с общим контингентом обучающихся 151,0 тыс. человек, в том числе 227 дневных профессиональных училищ и лицеев с контингентом обучающихся 148,7 тыс. человек и 23 специальных профессиональных училища закрытого и открытого типов с контингентом обучающихся 2,3 тыс. человек.

В соответствии с контрольными цифрами приема молодежи в учреждения начального профессионального образования в 2006 году, утвержденными Приказом Федерального агентства по образованию от 27.04.2006 N 345, установлен план приема в указанные образовательные учреждения в количестве 69,9 тыс. человек (на 0,8 тыс. человек, или 1,2%, больше по сравнению с 2005 годом), в том числе в дневные - 66,3 тыс. человек (на 5,4 тыс. человек, или 8,7%, больше, чем в 2005 году).

Формирование проекта контрольных цифр приема в учреждения начального профессионального образования осуществляется исходя из необходимости максимального охвата этим уровнем образования выпускников 9-х классов общеобразовательных школ, а также с учетом реальных потребностей региональных рынков труда.

В последние годы устойчиво держится на уровне 20 - 21% доля выпускников 9-х классов, поступающих в профессиональные училища и лицеи, то есть каждый пятый выпускник 9-го класса общеобразовательной школы выбирает для дальнейшего обучения учреждение начального профессионального образования.

По предварительным данным, по состоянию на 1 октября 2006 г. в образовательные учреждения данного уровня образования принято 66,9 тыс. человек (95% от установленного плана приема). Прием в образовательные учреждения данного уровня образования продолжается до 1 января 2007 г.

Подготовка кадров в подведомственных профессиональных училищах и лицеях осуществляется практически по всему спектру профессий Перечня профессий начального профессионального образования, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 08.12.99 N 1362.

При этом поступают обращения от руководителей образовательных учреждений по вопросу открытия подготовки по новым профессиям в связи с требованиями рынка труда.

Невостребованные на сегодняшний день профессии, такие как "Закройщик", "Портной", "Продавец" и т.д., все больше уступают место таким профессиям, как "Станочник", "Слесарь механосборочных работ", "Токарь", "Сварщик", "Электромонтер".

Выпуск квалифицированных кадров из учреждений начального профессионального образования в 2006 году составил 62,8 тыс. человек.

Реализуя принцип преемственности профессиональных образовательных программ, выпускники учреждений начального профессионального образования продолжают дальнейшее обучение в учреждениях среднего и высшего профессионального образования (11,7% от выпуска из профессиональных училищ и лицеев).

Выпускники учреждений начального профессионального образования востребованы работодателями. Не трудоустраиваются по полученной профессии из-за отсутствия рабочих мест лишь 4,7% выпускников профессиональных училищ и лицеев.

В рамках развития социального партнерства с образовательными учреждениями различные предприятия и организации самым активным образом вкладывают ресурсы в учреждения начального профессионального образования через инвестиции в оборудование для учебно-производственных мастерских и прямое финансирование доплат мастерам производственного обучения, стипендий учащимся, их переподготовки и производственной практики. Выпускники профессиональных училищ и лицеев обеспечиваются местами для прохождения производственной практики и дальнейшего трудоустройства на предприятиях.

Можно привести примеры эффективного взаимодействия образовательных учреждений начального профессионального образования и предприятий.

Так, в Чувашской Республике сложились партнерские отношения между Чебоксарским профессиональным лицеем и предприятием ООО "Элара" ИНПРО-2.

В соответствии с заключенным между ними долгосрочным договором предприятие частично компенсирует лицею стоимость подготовки рабочих кадров - станочников, выплачивая за каждого выпускника 6,0 тыс. рублей. При этом 20% суммы перечисляются при зачислении обучающегося в лицей, 30% - через шесть месяцев его обучения и оставшиеся 50% - после первого месяца работы на предприятии. Кроме того, предприятие оплачивает стажировку преподавателей и мастеров производственного обучения, осуществляет ежемесячную доплату к стипендии каждого обучающегося в размере 450 рублей, а также предоставляет бесплатное питание обучающимся, инструмент, оборудование, спецодежду, выплачивает заработную плату в сумме 2,0 - 3,0 тыс. рублей в месяц в ходе производственной практики.

Аналогичную помощь оказывают профессиональным училищам и лицеям г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края Амурские судостроительный и авиационный заводы при координирующей роли мэрии города.

Результатом совместной работы со специалистами организаций фирмы "Кнауф" явился государственный образовательный стандарт начального профессионального образования по профессии "Мастер сухого строительства".

Указанный стандарт апробирован в учреждениях начального и среднего профессионального образования Нижегородской и Тульской областей.

Совместно с Федерацией рестораторов и отельеров проводится работа по совершенствованию содержания начального профессионального образования и подготовки кадров для индустрии питания и гостеприимства, разработаны профессиональные стандарты (квалификационные требования) профессий ресторанного бизнеса.

Совместно с представителями туристического бизнеса на основе профессиональных стандартов (квалификационных требований) к основным должностям работников туристской индустрии усовершенствован государственный образовательный стандарт по профессии "Администратор".

 

Прием в учреждения среднего профессионального образования

 

Система среднего профессионального образования включает в себя 874 учебных заведения и 64 подразделения государственных вузов, осуществляющих подготовку специалистов со средним профессиональным образованием.

Общий контингент обучающихся составляет 1,3 млн. человек.

Контрольные цифры приема студентов в учреждения среднего профессионального образования в 2006 году составляют 260,7 тыс. человек.

В учреждения среднего профессионального образования, по оперативным данным, принято 258,4 тыс. человек, что составляет 99,1% от установленных контрольных цифр приема в указанные образовательные учреждения. По учреждениям среднего профессионального образования сельскохозяйственного профиля этот показатель составляет 96,5%.

Это связано с неблагополучно складывающейся демографической ситуацией, в первую очередь в небольших районных городах и поселках, на территории которых расположены техникумы и колледжи сельскохозяйственного профиля.

В техникумы и колледжи ежегодно поступают 46,5% выпускников общеобразовательных школ на базе среднего (полного) общего образования, 45,4% - на базе основного общего образования и 8,1% выпускников профессиональных училищ и лицеев.

Конкурс в образовательные учреждения среднего профессионального образования в 2006 году в среднем составил 1,54 человека на место (в 2005 году - 1,86 человека на место).

Более высокий конкурс отмечается в Сибирском (1,76 человека на место) и Северо-Западном (1,73 человека на место) федеральных округах.

Более низкий конкурс отмечен в Дальневосточном (1,51 человека на место), Южном (1,42 человека на место) и Центральном (1,3 человека на место) федеральных округах.

Подготовка специалистов среднего звена осуществляется по 236 специальностям среднего профессионального образования, которые включают экономический, технический, энергетический, информационный, строительный, сельскохозяйственный и сервисный профили подготовки. В условиях постепенной активизации промышленного сектора экономики в последние годы сформировалась устойчивая тенденция к расширению подготовки специалистов технического профиля.

Так, на основании заявок образовательных учреждений увеличены контрольные цифры приема по следующим группам специальностей: "Информатика и вычислительная техника", "Технологические машины и оборудование", "Автоматизированные технологии и производства", "Электротехника", "Транспорт", "Нефтегазовое дело", "Строительство", "Технология продовольственных продуктов и потребительских товаров", "Право и социальное обеспечение", "Авиационная техника", "Страховое дело, налоги и налогообложение", "Государственное и муниципальное управление", "Землеустройство и кадастры", "Туризм", "Гостиничный сервис".

В то же время уменьшены контрольные цифры приема по специальностям экономического и юридического профиля.

Одновременно уменьшены контрольные цифры приема по заочной и очно-заочной (вечерней) формам обучения, что связано в первую очередь с трудностями получения у работодателей гарантий и компенсаций, предоставленных лицам, совмещающим учебу в среднем специальном учебном заведении с работой.

При этом все больше образовательных учреждений открывают экстернат для обучения граждан, работающих в правоохранительных, судебных, налоговых, муниципальных органах, демобилизованных военнослужащих, не имеющих базового образования.

Кроме того, многие образовательные учреждения, получив в рамках Федеральной целевой программы развития образования современные компьютерные классы, начали активно применять дистанционные технологии по всем формам обучения.

Выпуск специалистов из учреждений среднего профессионального образования в 2006 году составил 195,0 тыс. человек.

Наряду с этим продолжили обучение в учреждениях высшего профессионального образования 24,6% выпускников техникумов и колледжей, не трудоустроены из-за отсутствия рабочих мест 7,1% выпускников учреждений среднего профессионального образования.

 

Прием в учреждения высшего профессионального образования

 

Сеть образовательных учреждений высшего профессионального образования, подведомственных Рособразованию, включает 341 вуз и свыше 900 их филиалов, в которых обучаются более 4,2 млн. человек (71,9% от общего числа студентов), из них за счет средств федерального бюджета - около 2,2 млн. человек.

В 2006 году высшим учебным заведениям, подведомственным Рособразованию, в соответствии с Приказом Минобрнауки России от 17.03.2006 N 59 было установлено государственное задание (контрольные цифры приема) на подготовку специалистов с высшим профессиональным образованием по укрупненным группам специальностей и направлениям подготовки в объеме 425,2 тыс. человек, в том числе на очное обучение 300,2 тыс. человек. Государственное задание уменьшено по сравнению с 2005 годом на 9,2%, а на очное обучение - на 3,1%. Снижение государственного задания по сравнению с контрольными цифрами приема 2005 года по различным укрупненным группам специальностей и направлениям подготовки обусловлено изменяющимся рынком труда и прогнозируемой потребностью в специалистах.

Сокращены контрольные цифры приема граждан на очное обучение по таким укрупненным группам специальностей и направлений подготовки, как "Гуманитарные науки" (на 0,9%), "Металлургия, машиностроение и материалообработка" (на 1,4%), "Культура и искусство" (на 3,6%), "Геология, разведка и разработка полезных ископаемых" (на 6,5%), "Образование и педагогика" (на 7,1%), "Морская техника" (на 7,2%), "Архитектура и строительство" (на 7,4%), "Сфера обслуживания" (на 9,9%), "Экономика и управление" (на 10,9%).

Одновременно увеличен прием граждан на очное обучение по таким укрупненным группам специальностей и направлений подготовки, как "Социальные науки" (на 34,8%), "Воспроизводство и переработка лесных ресурсов" (на 6,9%), "Физико-математические науки" (на 4,2%), "Энергетика, энергетическое машиностроение и электротехника" (на 0,5%), "Информационная безопасность" (на 0,3%), "Геодезия и землеустройство" (на 0,1%).

Конкурсное размещение государственного задания среди высших учебных заведений осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 04.10.2002 N 749 "О конкурсах среди аккредитованных образовательных учреждений высшего профессионального образования на выполнение государственного задания по подготовке специалистов с высшим профессиональным образованием".

Размещение контрольных цифр приема на подготовку специалистов с высшим профессиональным образованием осуществляется на конкурсной основе в соответствии с порядком, определенным Постановлением Правительства РФ от 21.08.2001 N 606 "О конкурсном порядке размещения государственного задания на подготовку специалистов с высшим профессиональным образованием" (в редакции Постановления Правительства РФ от 26.07.2004 N 380).

В 2006 году контрольные цифры приема граждан для подведомственных высших учебных заведений были установлены на основании результатов конкурса, объявленного Приказом Рособразования от 03.03.2006 N 119 "О проведении открытого конкурса среди аккредитованных образовательных учреждений высшего профессионального образования на размещение контрольных цифр приема граждан на подготовку специалистов с высшим профессиональным образованием на 2006 год". Все высшие учебные заведения, подведомственные Рособразованию, приняли участие в конкурсе, и государственное задание выполнено в полном объеме.

Прием в высшие учебные заведения в 2006 году осуществлялся в соответствии с Приказами Минобразования России от 14.01.2003 N 50 "Об утверждении Порядка приема в государственные образовательные учреждения высшего профессионального образования (высшие учебные заведения) Российской Федерации, учрежденные федеральными органами исполнительной власти" и от 09.02.2004 N 487 "О внесении изменения в Порядок приема в государственные образовательные учреждения высшего профессионального образования (высшие учебные заведения) Российской Федерации, учрежденные федеральными органами исполнительной власти".

В 2006 году было подано 2081,8 тыс. заявлений о приеме в подведомственные высшие учебные заведения на все формы обучения, в том числе на очное обучение 1497,4 тыс. заявлений, что на 9% больше, чем в прошлом году (в 2005 году - 1448,6 тыс. заявлений).

В процессе проведения приема на очное обучение приоритетными для поступающих оказались специальности и направления подготовки, входящие в укрупненные группы "Естественные науки", "Здравоохранение", "Экономика и управление", "Сфера обслуживания", "Геодезия и землеустройство", "Геология, разведка и разработка полезных ископаемых", "Электронная техника, радиотехника и связь", "Автоматика и управление", "Информатика и вычислительная техника".

Наряду с традиционными формами вступительных испытаний в 2006 году продолжилась работа по использованию многовариантных условий приема абитуриентов в вузы. При поступлении в вузы учитывались результаты всероссийских, региональных, международных олимпиад, характеризующие отбор наиболее способных школьников старших классов.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.12.2005 N 830 "О проведении в 2006 - 2007 годах единого государственного экзамена" и Приказом Минобрнауки России от 09.11.2005 N 271 "Об утверждении Перечня субъектов Российской Федерации, участвующих в эксперименте по введению единого государственного экзамена в 2006 году" в этом году продолжилось проведение эксперимента по введению единого государственного экзамена. В 2006 году в эксперименте приняли участие вузы 80 субъектов РФ.

В целях обеспечения участия подведомственных вузов и ссузов в эксперименте по ЕГЭ издан Приказ Рособразования от 20.01.2006 N 14 "Об участии государственных образовательных учреждений среднего профессионального и высшего профессионального образования, находящихся в ведении Федерального агентства по образованию, в эксперименте по введению единого государственного экзамена в 2006 году".

Из числа лиц, подавших заявления в подведомственные вузы, предъявили сертификаты централизованного тестирования 184,7 тыс. человек (8,9%), свидетельства о результатах ЕГЭ - 608,7 тыс. человек (29,2%), в том числе на очное обучение соответственно 165,9 тыс. человек (11,4%) и 559,5 тыс. человек (38,6%).

Из общего числа принятых зачислено на обучение на основании результатов централизованного тестирования 76,1 тыс. человек (7,5%), по результатам ЕГЭ - 107,1 тыс. человек (10,7%).

Приказом Минобрнауки России от 17.03.2006 N 59 в пределах утвержденных Рособразованию контрольных цифр приема предусмотрен целевой прием выпускников общеобразовательных учреждений Южного федерального округа в объеме 2,5 тыс. человек.

Во исполнение Приказов Рособразования более 100 подведомственных Рособразованию вузов организовали целевой прием абитуриентов из восьми Республик округа: Адыгеи, Дагестана, Калмыкии, Северной Осетии - Алании, Ингушской, Кабардино-Балкарской, Карачаево-Черкесской, Чеченской. В 143 подведомственных вуза зачислено на обучение 2450 абитуриентов из Республик округа.

Конкурс среди подавших заявления о приеме на очное обучение составил 395 человек на 100 бюджетных мест (в 2005 году - 374 человека).

Из общего числа подавших заявления о приеме на очное обучение было подано 311,8 тыс. заявлений для обучения по договорам с оплатой стоимости обучения физическими и (или) юридическими лицами, что составило 20,8%.

Было подано 14,3 тыс. заявлений от граждан, постоянно проживающих в государствах на территории бывшего СССР, что составило 1% от общего числа подавших заявления о приеме на очную форму обучения, что соответствует уровню прошлого года. Количество поданных заявлений о приеме в подведомственные высшие учебные заведения по округам распределилось следующим образом: Центральный федеральный округ - 392,4 тыс. заявлений (в 2005 году - 386,5 тыс.), Северо-Западный федеральный округ - 173,8 тыс. (в 2005 году - 164,4 тыс.), Южный федеральный округ - 147,1 тыс. (в 2005 году - 149,4 тыс.), Приволжский федеральный округ - 323 тыс. (в 2005 году - 327,6 тыс.), Уральский федеральный округ - 172,9 тыс. (в 2005 году - 126,7 тыс.), Сибирский федеральный округ - 223,5 тыс. (в 2005 году - 221,6 тыс.), Дальневосточный федеральный округ - 59,5 тыс. (в 2005 году - 64,6 тыс.).

В 2006 году на очную форму обучения зачислено 524,5 тыс. человек (55% от общего приема), из них 298,2 тыс. человек (56,9%) - на места, финансируемые за счет средств федерального бюджета, и 224,7 тыс. человек (42,8%) - на обучение по договорам с физическими и (или) юридическими лицами с оплатой ими стоимости обучения (в 2005 году соответственно 309,0 тыс. человек, или 50,7%, и 228,2 тыс. человек, или 42,5%), 1,6 тыс. человек, или 0,3%, - за счет средств бюджетов субъектов РФ и средств местных (муниципальных) бюджетов.

По направлениям подготовки (для обучения по образовательным программам, ведущим к присвоению степени (квалификации) "Бакалавр") принято за счет средств федерального бюджета 68,6 тыс. человек (6,9% от общего приема).

Высшими учебными заведениями Рособразования осуществлен прием по договорам с оплатой стоимости обучения физическими и (или) юридическими лицами по отдельным специальностям и направлениям, по которым выполнено государственное задание, в объеме 224,7 тыс. человек.

Наиболее востребованными у поступивших на обучение по договорам были специальности, относящиеся к таким укрупненным группам специальностей и направлений подготовки, как "Экономика" (58,6% поступивших из их общего объема), "Сфера обслуживания" (71,7%); наименее востребованными - "Авиационная и ракетно-космическая техника" (25,3%), "Оружие и системы вооружения" (20,2%), "Химическая и биотехнологии" (26,7%).

Рособразованием на протяжении последних двух лет осуществляется проверка организации работы приемных комиссий подведомственных вузов.

Итоги проверки показали, что в целом работа приемных комиссий соответствует Порядку приема в государственные образовательные учреждения высшего профессионального образования (высшие учебные заведения) Российской Федерации, утвержденному Приказом Минобразования России от 14.01.2003 N 50. В то же время выявлен ряд существенных нарушений, по которым приняты надлежащие меры.

Учитывая, что государственное задание (контрольные цифры приема) на подготовку специалистов с высшим профессиональным образованием в основном отражает заявленную потребность рынка труда, подведомственные вузы имеют возможность расширить практику организации целевого приема, особенно по специальностям и направлениям подготовки инженерных кадров для организаций оборонных отраслей промышленности.

Важность кадрового обеспечения оборонно-промышленного комплекса обусловлена следующими факторами: значимостью деятельности оборонно-промышленного комплекса для развития страны, масштабностью кадровой потребности оборонно-промышленного комплекса, широким профессионально-квалификационным спектром кадровой потребности оборонно-промышленного комплекса, высоким уровнем наукоемкости и технологичности производства в оборонно-промышленном комплексе и соответствующими требованиями к качеству кадрового ресурса.

До 2006 года в соответствии с Постановлениями Правительства РФ от 24.01.2001 N 53 и от 25.12.2001 N 891 в системе высшего профессионального образования действовал государственный план подготовки инженерных и научных кадров для организаций оборонных отраслей промышленности.

Однако это не позволило осуществить в полном объеме целевую подготовку кадров различных квалификаций для оборонно-промышленного комплекса, не обеспечило согласованности объемов подготовки по уровням образования и профилям.

Анализ приема и выпуска специалистов по 55 вузам, осуществляющим подготовку кадров для оборонных отраслей промышленности, характеризуется следующими показателями:

 

чел.

   Группы специальностей   

   Прием  

  Выпуск  

   Прием  

1999/
2000

2000/
2001

2004/
2005

2005/
2006

2004/
2005

2005/
2006

Авиационная и ракетно-     
космическая техника        

 

 

1466

1398

2038

1947

Оружие и системы вооружения

 

 

339 

318 

613 

547 

Морская техника            

 

 

121 

109 

168 

126 

Итого фактически по        
12 группам                 

4826

4864

4626

4598

8287

8820

 

Как видно из таблицы, в 1999 году на обучение по специальностям оборонных отраслей промышленности было принято 4826 студентов, а выпуск после 5 лет их обучения составил 4626 студентов (соответственно в 2000 году прием составил 4864 человека, а выпуск - 4598 человек). Таким образом, прослеживается тенденция сокращения объемов подготовки специалистов для оборонных отраслей промышленности в пределах 5 - 7%.

Выпуск специалистов из учреждений высшего профессионального образования в 2006 году составил 350,0 тыс. человек.

В 2006 году в соответствии с Приказом Минобрнауки России от 17.03.2006 N 59 Рособразованию установлены контрольные цифры приема в системе послевузовского профессионального образования в следующем объеме:

- аспирантура - 17,3 тыс. человек, в том числе очная - 13,2 тыс. человек;

- докторантура - 1,1 тыс. человек;

- интернатура - 0,8 тыс. человек;

- ординатура - 0,7 тыс. человек.

Контрольные цифры приема в аспирантуру в 2006 году по сравнению с контрольными цифрами приема в 2005 году были сокращены на 1,5 тыс. мест (8,5%), в докторантуру - на 11 мест (1%).

Распределение контрольных цифр приема в аспирантуру и докторантуру в 2006 году по высшим учебным заведениям, подведомственным Рособразованию, осуществлялось с учетом эффективности работы вуза в сфере послевузовского профессионального образования в 2003 - 2005 годах.

По результатам выпуска с защитой диссертации в срок аспирантской подготовки вузы были разделены на четыре группы:

- 28 вузам, имеющим эффективность аспирантуры менее 10%, контрольные цифры приема были сокращены на 50% по сравнению с контрольными цифрами приема в 2005 году. Среди них - Московский архитектурный институт (государственная академия), Тывинский государственный университет, Санкт-Петербургский государственный морской технический университет, Пущинский государственный университет, Тихоокеанский государственный университет;

- 63 вузам с эффективностью аспирантуры до 25% контрольные цифры приема были сокращены на 25%. Среди них - Амурский государственный университет, Рязанский государственный педагогический университет, Тольяттинский государственный университет, Северо-Осетинский государственный университет, Московский государственный открытый педагогический университет им. М.А. Шолохова;

- 83 вузам с эффективностью менее 35% контрольные цифры приема сокращены на 10%. Среди них - Чувашский государственный университет, Арзамасский государственный педагогический университет, Сибирский государственный индустриальный университет, Санкт-Петербургский государственный технологический университет растительных полимеров, Марийский государственный технический университет;

- 152 вузам, имеющим показатель эффективности аспирантуры выше среднего, контрольные цифры устанавливались на уровне прошлого года. В данной группе вузов следует отметить Саратовский государственный социально-экономический университет, Государственный университет управления, Московский государственный университет "Станкин", Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет, Ивановский государственный университет.

При установлении контрольных цифр приема в аспирантуру высших учебных заведений по отраслям науки сокращались непрофильные для данного вуза научные специальности, а также специальности социально-гуманитарного профиля (педагогика, экономика, юриспруденция и др.).

С учетом проведенного анализа Приказами Рособразования от 29.05.2006 N 449 и от 30.06.2006 N 460 распределены контрольные цифры приема в аспирантуру, докторантуру, интернатуру и клиническую ординатуру подведомственных вузов на 2006 год.

В соответствии с утвержденными контрольными цифрами в сроки, устанавливаемые высшими учебными заведениями, осуществлен прием вступительных экзаменов в аспирантуру и проведено зачисление кандидатов на конкурсной основе. При этом необходимо отметить традиционно высокий конкурс в аспирантуру, и прежде всего по техническим и физико-математическим наукам.

В последние годы наблюдается тенденция увеличения числа выпускников аспирантуры и докторантуры, защитивших диссертации на соискание ученой степени кандидата или доктора наук в срок подготовки. Число аспирантов вузов Рособразования, окончивших обучение с защитой диссертации в срок подготовки, в 2005 году составило 34,9% от фактического выпуска аспирантов (в 2004 году - 32,8%, в 2003 году - 26,5%). Число докторантов, защитивших диссертации в срок подготовки, также увеличилось и составило 34% от общего выпуска из докторантуры (в 2004 году - 30,9%, в 2003 году - 26,5%).

В подведомственных Рособразованию высших учебных заведениях, их структурных подразделениях, а также в институтах повышения квалификации, реализующих программы дополнительного профессионального образования, контрольные цифры приема слушателей на 2006 год составляют 58,9 тыс. слушателей.

Основную часть реализуемых программ составляют программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки. Наиболее востребованными являются программы в области информационно-коммуникационных технологий в образовании, гуманитарных проблем в образовании, менеджмента и инноваций в образовании.

В 2006 году продолжена работа, направленная на переориентирование подведомственных учреждений, занятых в системе повышения квалификации учителей, специалистов и руководителей образовательных учреждений субъектов РФ, на повышение квалификации профессорско-преподавательского состава вузов по направлениям, обеспечивающим совершенствование методических основ профессионального образования, вопросам интеграции образовательных учреждений, проблемам инноваций в образовательных программах различных уровней.

Основными задачами по организации и проведению приема в учреждения профессионального образования в 2006 году явились:

- обеспечение соответствия масштабов и профильной структуры приема слушателей современному состоянию и перспективам развития образования, экономики и изменяющимся потребностям населения и рынка труда;

- усиление контроля за выполнением подведомственными учреждениями профессионального образования установленных им контрольных цифр приема;

- привлечение переданных в ведение Рособразования отраслевых институтов повышения квалификации к повышению квалификации преподавателей, осуществляющих подготовку специалистов для соответствующих отраслей экономики.

 

Совершенствование трудоустройства выпускников

учреждений профессионального образования

 

В настоящее время вопросы занятости и трудоустройства молодежи приобретают особую актуальность в связи с повышением требований к квалификации кадров на рынке труда. Молодой специалист менее востребован, чем профессионал с опытом работы.

Современное состояние рынка труда не выделяет молодых специалистов как носителей современных, высокотехнологичных, наукоемких, практико-ориентированных знаний и использует их зачастую в качестве дешевой рабочей силы на низкоквалифицированных должностях.

Следовательно, отсутствие рабочих мест является следствием, а не причиной проблемы трудоустройства выпускников.

В настоящее время необходима программа взаимосвязи специалистов с потребностями рынка труда. Это задача взаимодействия систем образования, экономики и промышленности.

В этой связи задача мероприятий в области государственной молодежной политики охватывает два основных направления: информационное обеспечение молодежи по перечням востребованных профессий и организация соответствующей профориентационной работы.

В данном направлении имеются определенные результаты. В настоящее время идет заключительный этап установки информационной системы в центрах содействия занятости государственных учреждений высшего профессионального образования, подведомственных Рособразованию. Создан сайт в сети Интернет, разработана веб-страница для размещения информации о накапливаемом опыте в этом направлении на базе ведущих учебных заведений, подведомственных Рособразованию.

Разработаны и направлены в регионы Российской Федерации примерное положение о центре содействия занятости учащейся молодежи и трудоустройству выпускников учреждений профессионального образования; рекомендации по разработке муниципальных программ содействия занятости, профессиональной ориентации, развитию профессионального образования и социальной адаптации выпускников учреждений профессионального образования; методические рекомендации по созданию системы содействия занятости учащейся молодежи и адаптации к рынку труда выпускников учебных заведений профессионального образования.

На базе учреждений высшего профессионального образования создано 266 центров содействия трудоустройству выпускников. Центры проводят работу в области содействия занятости выпускников учреждений профессионального образования.

В соответствии с письмом Минобрнауки России от 28.03.2006 N АС-312/06 "О региональных центрах содействия трудоустройству и адаптации к рынку труда выпускников образовательных учреждений высшего профессионального образования" в 75 субъектах РФ определено 76 региональных центров содействия трудоустройству выпускников.

Рособразованием совместно с органами исполнительной власти субъектов РФ, Межрегиональным координационно-аналитическим центром по проблемам трудоустройства и адаптации к рынку труда выпускников учреждений профессионального образования МГТУ им. Н.Э. Баумана разработаны организационные принципы и методические основы создания и функционирования государственной системы содействия занятости учащейся молодежи и трудоустройству выпускников учреждений профессионального образования.

При этом основными задачами центра являются:

- создание эффективной концепции системы содействия трудоустройству выпускников учреждений профессионального образования;

- создание банков данных рынков образовательных услуг;

- создание системы информационной поддержки трудоустройства выпускников учреждений профессионального образования;

- разработка научно обоснованной системы правовой, социальной и экономической защиты дипломированных специалистов.

В рамках направления "Компьютеризация и коммуникационное обеспечение образования" Федеральной целевой программы "Развитие единой образовательной информационной среды (2001 - 2005 годы)" во все региональные и вузовские центры поставлена необходимая вычислительная и организационная техника.

Рособразованием поддерживаются общественные инициативы, проекты и мероприятия, направленные на решение вопросов содействия занятости молодежи: Всероссийская научно-практическая конференция "Молодой специалист XXI века", выставка "Образование и карьера XXI века", - а также трудоустройство молодежи, в том числе в крупные российские компании, такие как РАО "ЕЭС России", ОАО "Газпром".

Так, ООО "Успешная Сотня" совместно с Федеральной сетевой компанией "Единые энергетические системы" реализуют в 2005/2006 учебном году общероссийский общественный сетевой проект "Успешная Сотня". Цель проекта - решение вопросов содействия занятости молодежи и трудоустройства выпускников учреждений высшего профессионального образования. Российский союз молодежи ежегодно проводит Фестиваль творчества работающей молодежи, целью которого являются сохранение и приумножение нравственных, культурных традиций работающей молодежи, формирование системы социальных клубов и объединений работающей молодежи в регионах России.

 

 




Законодательство России в сфере образования // Некоммерческий проект про образование в помощь педагогам, студентам, школьникам и их родителям. //

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования

Copyright © www.pravoeducation.ru, 2012 - 2018