Оставьте ссылку на эту страницу в соцсетях:

Поиск по базе документов:

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

 

ИНФОРМАЦИЯ

 

СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА И ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА

СО СТУДЕНТАМИ И СОТРУДНИКАМИ

 

В настоящее время в системе Рособразования функционируют следующие федеральные государственные образовательные учреждения, в которых обучаются 22666778 человек (таблица 1).

 

Таблица 1

 

┌─────────────────────────┬────────────┬─────────────────────────┐

  Тип образовательного   │ Количество │Численность обучающихся, │

       учреждения        │ учреждений │      воспитанников     

├─────────────────────────┼────────────┼─────────────────────────┤

            1                 2                  3           

├─────────────────────────┼────────────┼─────────────────────────┤

│Дошкольные учреждения    │47185       │4422568, в т.ч.:        

                                     │от 0 до 3 лет - 909938; 

                                     │от 3 до 7 лет - 3512630 

├─────────────────────────┼────────────┼─────────────────────────┤

│Общеобразовательные школы│62174       │16009588                

├─────────────────────────┼────────────┼─────────────────────────┤

│Общеобразовательные      │669         │147341                  

│школы-интернаты                                              

├─────────────────────────┼────────────┼─────────────────────────┤

│Кадетские корпуса        │69          │20290                   

├─────────────────────────┼────────────┼─────────────────────────┤

│Начальное профессиональ- │251         │151,5 тыс.              

ное образование                                              

├─────────────────────────┼────────────┼─────────────────────────┤

│Среднее профессиональное │894         │520,0 тыс.              

│образование                                                  

├─────────────────────────┼────────────┼─────────────────────────┤

│Высшее профессиональное  │341         │1019666, в т.ч.:        

│образование:                         │по дневной форме        

│студенты                             │обучения - 555484;      

                                     по вечерней - 52641;    

                                     │по заочной - 382297;    

                                     │экстернат - 29244       

│аспиранты                            │85033, в т.ч. по дневной

                                     │форме обучения - 60322  

│докторанты                           │3157                    

├─────────────────────────┼────────────┼─────────────────────────┤

│Образовательные          │2465        │130,3                   

│учреждения для детей-                                        

│сирот и детей, оставшихся│                                    

│без попечения родителей                                      

├─────────────────────────┼────────────┼─────────────────────────┤

│Специальные (коррекцион- │1936 (на    │235410 (на 01.01.2006)  

ные) образовательные     │01.01.2006) │                        

│учреждения для обучающих-│                                    

ся, воспитанников с                                          

│отклонениями в развитии                                      

└─────────────────────────┴────────────┴─────────────────────────┘

 

К числу наиболее уязвимых категорий детей и студенческой молодежи относятся дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, - 720 тыс., дети-инвалиды - 587 тыс., дети, находящиеся в социально опасном положении, - 768 тыс., студенты, относящиеся к категории малоимущих (студенты, в семьях которых совокупный доход на каждого члена семьи меньше прожиточного минимума в регионе, в котором они проживают).

Приоритетными направлениями государственной политики по улучшению положения обучающихся в Российской Федерации до 2010 года являются:

- охрана и укрепление здоровья обучающихся;

- профилактика социального неблагополучия семей с детьми;

- повышение эффективности государственной системы поддержки детей, находящихся в особо сложных обстоятельствах, в том числе детей-инвалидов, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

- организация отдыха, санаторно-курортного лечения;

- повышение стипендиального обеспечения;

- временная занятость;

- трудоустройство после окончания образовательного учреждения (по категориям обучающихся);

- обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, молодых семей;

- доступность получения бесплатного образования;

- обеспечение льготным проездом;

- обеспечение иногородних обучающихся современным комфортабельным жильем на время обучения в образовательных учреждениях.

 

Стипендиальное обеспечение

 

В соответствии с пунктом 3 статьи 16 Федерального закона от 22.08.96 N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" размер академической стипендии для студентов федеральных государственных высших учебных заведений, обучающихся по очной форме обучения и получающих образование за счет средств федерального бюджета, с 1 сентября 2005 г. увеличен до 600 рублей в месяц.

Для обучающихся образовательных учреждений среднего и начального профессионального образования размер академической стипендии с 1 января 2006 г. увеличен в 1,5 раза и составляет 210 рублей в месяц.

Размер социальной стипендии устанавливается с учетом полуторакратного увеличения размера академической стипендии. Для студентов вузов он составляет 900 рублей в месяц, для студентов ссузов - 210 рублей в месяц. С 1 января 2006 г. размер социальной стипендии для студентов ссузов составляет 315 рублей в месяц. Постановлением Правительства РФ от 16.07.2005 N 436 "О стипендиях аспирантам и докторантам государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования и научных организаций" с 1 января 2006 г. стипендии для аспирантов и докторантов государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования и научных организаций установлены в размере 1500 рублей для аспирантов и 3000 рублей для докторантов.

В настоящее время подготовлены проекты указа Президента РФ и постановления Правительства РФ об увеличении размеров стипендий Президента и Правительства РФ.

Стипендии Президента РФ:

- для студентов вузов - 1600 рублей;

- для аспирантов вузов - 3000 рублей.

Действующие:

- для студентов вузов - 800 рублей;

- для аспирантов вузов - 1500 рублей.

Стипендии Правительства РФ:

- для студентов вузов - 1200 рублей;

- для студентов ссузов - 700 рублей;

- для аспирантов вузов - 3000 рублей.

Действующие:

- для студентов вузов - 600 рублей;

- для студентов ссузов - 350 рублей;

- для аспирантов - 1500 рублей.

 

Санатории-профилактории, спортивно-оздоровительные

лагеря и базы отдыха. Отдых и оздоровление студентов

 

В настоящее время в структуре образовательных учреждений, подведомственных Рособразованию, действуют 159 санаториев-профилакториев (в том числе 152 - в структуре вузов, 5 - в структуре ссузов и 2 - в структуре образовательных учреждений начального профессионального образования) с общим количеством на 12291 койко-место. Объем средств из федерального бюджета на их содержание в 2005 году составил 424,2 млн. рублей.

В 2005 году в санаториях-профилакториях отдохнули и поправили свое здоровье более 140 тыс. студентов.

Объем средств из федерального бюджета на содержание студенческих санаториев-профилакториев в 2006 году в связи с открытием нового санатория-профилактория и увеличением стационарных койко-мест в трех санаториях-профилакториях увеличен на 18,8 млн. рублей.

Количество спортивно-оздоровительных лагерей и баз отдыха, находящихся в структуре подведомственных образовательных учреждений, - 195. Летом 2005 года в них отдохнули более 120 тыс. студентов и сотрудников подведомственных вузов.

Федеральное агентство по образованию ежегодно выделяет на отдых малоимущих студентов в межвузовских спортивно-оздоровительных лагерях и на базах отдыха более 40 млн. рублей. Только в межвузовском спортивно-оздоровительном комплексе Донского государственного технического университета "Радуга" ежегодно отдыхают более 10000 студентов и сотрудников.

В настоящее время назрела объективная необходимость увеличения объема бюджетного финансирования санаториев-профилакториев подведомственных образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования.

Впервые в федеральном бюджете 2006 года предусмотрены средства на оплату проезда к месту отдыха и обратно для работников образовательных учреждений, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

 

О студенческих общежитиях

 

В последние годы практически во всех подведомственных вузах резко увеличился прием иногородних студентов, который носит нарастающий характер. В связи с этим в общежитиях вузов пришлось ставить дополнительные кровати в комнатах или заменять кровати на двухъярусные, так как большинство иногородних студентов не могли себе позволить снимать квартиры для проживания. В результате нагрузка на общежития резко увеличилась. При норме проживания 6 кв. м на человека в настоящее время приходится 2,5 - 3,0 кв. м, что снижает существующие санитарные нормы и ухудшает условия проживания студентов. Вузам приходится расторгать договоры с арендаторами и приспосабливать для проживания иногородних студентов нежилые помещения.

В настоящее время в оперативном управлении подведомственных вузов находится 4112506 кв. м жилой площади, 70% которой требует срочного ремонта, реконструкции или сноса. Обеспеченность иногородних студентов местами в общежитиях вузов составляет 80,8% (таблица 2).

 

Таблица 2

 

      Группы вузов     

Жилая площадь (кв. м)

 Обеспеченность
 студентов (%) 

Университеты           

884456               

72,2           

Политехнические        

821890               

83,9           

Машиностроительные     

453475               

83,0           

Химико-технологические 

475926               

88,6           

Экономические          

180813               

87,6           

Строительные           

228728               

88,4           

Технологические        

274537               

92,3           

Педагогические         

792586               

76,6           

 

Многие вузы не имеют своих общежитий, и им приходится арендовать места в общежитиях других вузов (Ульяновский государственный университет). Учитывая изложенное, в настоящее время назрела необходимость в строительстве новых общежитий и реконструкции действующих с учетом современных санитарных и строительных норм.

Для доведения нормы обеспечения иногородних студентов местами в общежитиях до 100% и нормы проживания на одного студента до 6 кв. м необходимо дополнительно построить 1,5 млн. кв. м жилой площади (с учетом современных условий проживания).

Федеральное агентство по образованию совместно со Студенческим координационным советом Профсоюза работников народного образования и науки РФ подготовило комплекс мероприятий по решению проблем студенческих общежитий подведомственных вузов.

В рамках общесистемных мероприятий Федерального агентства по образованию, направленных на развитие студенческого самоуправления и решение социальных проблем студенчества, в 2005 году были проведены Всероссийское совещание по проблемам студенческих общежитий, Всероссийский семинар-совещание главных врачей санаториев-профилакториев, Всероссийский семинар-совещание директоров спортивно-оздоровительных лагерей и баз отдыха, Всероссийский конкурс "Студенческий лидер-2005" и другие мероприятия.

Необходимо решить следующие вопросы:

1. Обеспечение льготным проездом на городском транспорте (пригородных поездах) к месту учебы и обратно, а также льготным проездом на междугородном транспорте во время каникул к месту отдыха (лечения) всех категорий обучающихся.

2. Санаторно-курортное лечение студентов образовательных учреждений профессионального образования.

3. Обеспечение льготным питанием обучающихся всех уровней образования (в первую очередь из малоимущих семей).

4. Финансирование здравпунктов и медпунктов образовательных учреждений в полном объеме (в том числе открытие медпунктов в студенческих общежитиях вузов, в которых нет санаториев-профилакториев).

5. Выделение в достаточном объеме средств на строительство новых и капитальный ремонт существующих студенческих общежитий, полное обеспечение иногородних студентов местами в общежитиях и создание в них комфортных условий проживания в соответствии с современными требованиями.

6. Увеличение финансирования производственных и учебных практик для студентов, в том числе увеличение средств на проезд к месту проведения практики и обратно (командировочные расходы), прохождение медосмотров, предшествующих проведению практики.

7. Увеличение размеров бюджетных ассигнований на содержание студенческих санаториев-профилакториев, в том числе на питание и заработную плату медработникам.

7.1. Выделение бюджетного финансирования на содержание студенческих спортивно-оздоровительных лагерей.

8. Дальнейшее повышение размера стипендии для всех категорий обучающихся (имеется в виду его приближение к прожиточному минимуму).

9. Трудоустройство выпускников образовательных учреждений профессионального образования (первое рабочее место).

10. Обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при выпуске из образовательного учреждения.

11. Увеличение финансирования образовательных учреждений для детей-сирот и детей с ограниченными возможностями здоровья.

12. Создание условий для обучения детей с выраженной умственной отсталостью и множественными нарушениями развития.

13. Создание безбарьерной среды в образовательных учреждениях всех типов для интегрированного обучения лиц с нарушениями физического развития.

14. Совершенствование коррекционно-образовательного процесса в учреждениях для детей с ограниченными возможностями здоровья за счет внедрения современных технических средств обучения и реабилитационного оборудования.

 

Начальник отдела

социальной поддержки

обучающихся и сотрудников

В.И.ГОЛЫШНИКОВ

 

 




Законодательство России в сфере образования // Некоммерческий проект про образование в помощь педагогам, студентам, школьникам и их родителям. //

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования

Copyright © www.pravoeducation.ru, 2012 - 2018