Оставьте ссылку на эту страницу в соцсетях:

Поиск по базе документов:

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

 

ПИСЬМО

от 27 октября 2005 г. N 03-1903

 

О ПРОВЕДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ (ИТОГОВОЙ)

АТТЕСТАЦИИ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В IX КЛАССАХ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

В 2005/06 УЧЕБНОМ ГОДУ

 

В рамках федерального эксперимента по введению профильного обучения на третьей ступени общего образования, который проходил в десяти субъектах Российской Федерации в 2003/04 и 2004/05 учебных годах, была апробирована и в целом одобрена новая форма государственной (итоговой) аттестации выпускников IX классов общеобразовательных учреждений по русскому языку. В связи с этим Департамент государственной политики в образовании Минобрнауки России, учитывая запросы, поступающие из субъектов Российской Федерации, о возможности перехода на новую систему проведения государственной (итоговой) аттестации, предлагает следующее.

С целью дальнейшего совершенствования организационной формы проведения государственной (итоговой) аттестации по русскому языку в IX классах общеобразовательных учреждений, а также с учетом предложений, поступивших из регионов, руководителям органов управления образованием и общеобразовательных учреждений рекомендуется начать постепенный переход к использованию в образовательной практике новой формы проведения письменного экзамена по русскому языку в IX классах, начиная с текущего учебного года (2005 - 2006).

Основной целью новой системы государственной (итоговой) аттестации является введение открытой и объективной процедуры оценивания учебных достижений обучающихся, результаты которой способствуют осознанному выбору дальнейшего пути получения образования, а также могут учитываться при формировании профильных классов на старшей ступени общего образования.

В связи с тем, что новая форма экзамена позволяет оценить уровень овладения не только коммуникативной, но и лингвистической компетенцией, новые экзаменационные материалы по русскому языку могут использоваться во всех IX классах общеобразовательных учреждений, включая классы с углубленным изучением русского языка.

Экзаменационная работа по русскому языку состоит из трех частей, которые последовательно выполняются выпускниками:

1 часть - подробное изложение текста;

2 часть - чтение и анализ печатного текста, сопоставление его содержания с текстом изложения, выполнение тестов;

3 часть - написание небольшого по объему сочинения-рассуждения на основе прослушанного и прочитанного текстов.

Выполнение трех частей обязательно для всех учащихся независимо от выбранного профиля.

Содержание экзаменационной работы позволяет оценивать достижения учащихся не только в таких видах речевой деятельности, как аудирование (слушание) и письмо (что предусматривается в настоящее время), но и чтение. При этом проверяются умения целевого извлечения информации при чтении, умения ее перераспределять и передавать в соответствии с заданными коммуникативными целями.

В текущем учебном году в первой части экзаменационной работы будут использованы тексты из традиционного "Сборника текстов для проведения письменного экзамена по русскому языку за курс основной школы, IX класс" (авторы-составители Л.М. Рыбченкова, В.Л. Склярова). Задания для второй и третьей частей экзаменационной работы будут закрытыми. В дальнейшем тексты для проведения первой части экзамена будут полностью обновлены, оставаясь при этом открытыми.

Содержание экзаменационных работ по русскому языку в IX классах общеобразовательных учреждений разрабатывается в соответствии с Обязательным минимумом содержания основного общего образования (Приказ Минобразования России от 19.05.98 N 1236), а также с учетом федерального компонента государственных образовательных стандартов основного общего образования (Приказ Минобразования России от 05.03.04 N 1089).

Технология проведения экзамена предполагает наличие у каждого учащегося индивидуального бланка с текстом экзаменационной работы, при этом ответы на задания фиксируются обучающимися непосредственно на бланке.

Обращаем внимание на то, что материалы по новой системе государственной (итоговой) аттестации, варианты работ, технология проведения письменного экзамена по русскому языку, а также критерии, по которым должны оцениваться работы выпускников IX классов, размещены на официальном сайте Минобрнауки России http:/www.mon.gov.ru и будут опубликованы в журнале "Вестник образования" <*> (сайт журнала www.vestnik.edu.ru).

--------------------------------

<*> А также в журнале "Вестник образования России".

 

С целью обеспечения подготовки к экзамену по русскому языку будет издано методическое пособие "Сборник для подготовки к итоговой аттестации по русскому языку в IX классе", в котором будут представлены варианты экзаменационных работ, включающих тексты для изложений, тексты для чтения, тестовые задания и темы сочинений на основе услышанного и прочитанного текстов. В ближайшей перспективе планируется издание нового сборника, в который войдут тексты для изложения (первая часть экзаменационной работы), а также рекомендации по технологии составления работ для письменного экзамена по русскому языку.

Экзаменационные материалы в текущем учебном году разрабатываются по заказу Министерства образования и науки Российской Федерации.

В связи с этим Минобрнауки России просит рассмотреть вопрос об участии субъекта Российской Федерации в проведении государственной (итоговой) аттестации выпускников IX классов общеобразовательных учреждений по новой форме организации итогового контроля по русскому языку в 2005/06 учебном году.

При принятии соответствующего решения необходимо подтвердить участие субъекта (в целом по региону, муниципальным образованиям или отдельным общеобразовательным учреждениям) в проведении новой системы государственной (итоговой) аттестации по русскому языку в IX классах общеобразовательных учреждений и направить заявки в Департамент государственной политики в образовании Минобрнауки России. В заявке необходимо указать схему участия субъекта Российской Федерации в государственной (итоговой) аттестации выпускников IX классов по русскому языку в новой форме согласно Приложению.

Обеспечение выпускников текстами экзаменационных работ для проведения письменного экзамена по русскому языку может осуществляться следующими способами:

- получение органом управления образованием субъекта Российской Федерации экзаменационных материалов на CD-диске;

- оформление заказа на полный тираж экзаменационных работ (по числу обучающихся) с последующим вывозом его в регионы.

Тиражирование экзаменационных материалов для проведения государственной (итоговой) аттестации по новой форме осуществляется за счет средств субъектов Российской Федерации.

Заявки необходимо представить в Департамент государственной политики в образовании Минобрнауки России в срок до 30 ноября 2005 года (ул. Тверская, д. 11, г. Москва, 125993).

Контактные телефоны для справок:

(095) 229-1766, (095) 229-1700, отдел нормативно-методического обеспечения развития структуры, содержания, технологий и кадров общего образования.

 

Заместитель

Директора Департамента

Ф.Ф.ДУДЫРЕВ

 

 

 

 

 

Приложение

 

ЗАЯВКА

на участие субъекта Российской Федерации

в государственной (итоговой) аттестации выпускников

IX классов общеобразовательных учреждений

по русскому языку в новой форме

 

1. Субъект Российской Федерации _________________________________________

2. Способ получения текстов экзаменационных работ:

электронная версия; тираж (подчеркнуть).

Для обеспечения выпускников текстами экзаменационных работ на письменном экзамене по русскому языку предлагаются следующие способы:

- заказ в Минобрнауки России на тиражирование экзаменационных работ (по числу учащихся) с последующим вывозом его в регион;

- самостоятельное тиражирование текстов экзаменационных работ (для каждого выпускника), полученных в электронной версии.

 

ЗАЯВКА

об участии в письменном экзамене по русскому языку

 

Название
региона 
(или    
муниципа-
литета) 

Количество обще- 
образовательных  
учреждений в     
регионе          

Количество IX   
классов общеобра-
зовательных     
учреждений      

  Число учащихся
    IX классов  

всего

участвующих
в экзамене 

всего

участвующих
в экзамене

всего

участвующих
в экзамене

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Утверждаю

Руководитель Рособрнадзора

В.А.БОЛОТОВ

22 марта 2005 года

 

СПЕЦИФИКАЦИЯ

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ЭКЗАМЕНАЦИОННОЙ РАБОТЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

ДЛЯ ВЫПУСКНИКОВ IX КЛАССОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

2005 ГОД

 

1. Назначение экзаменационной работы - оценить подготовку выпускников IX классов по русскому языку с целью их итоговой аттестации за курс основной общеобразовательной школы.

2. Документы, определяющие содержание экзаменационной работы:

1. Обязательный минимум содержания основного общего образования по предмету (Приказ Минобразования России от 19.05.98 N 1236).

2. Обязательный минимум содержания образования: новое содержание образования. Русский (родной) язык. Общеобразовательный уровень. - М.: Просвещение, 2001.

3. Примерные программы основного общего образования. - М.: Дрофа, 1999.

3. Общая характеристика содержания экзаменационной работы

Содержание экзаменационной работы соответствует Обязательному минимуму содержания образования по русскому языку. Вместе с тем при разработке экзаменационных заданий учитывались тенденции новых образовательных стандартов <*>, связанные с актуализацией личностно ориентированного, деятельностного и компетентностного подходов к определению целей, содержания и методов обучения русскому языку.

--------------------------------

<*> Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (Приказ от 05.03.04 N 1089).

 

4. Общая характеристика структуры экзаменационной работы

Работа состоит из трех частей, которые последовательно выполняются учениками. Выполнение трех частей обязательно для всех учащихся.

Часть 1 содержит задание открытого типа с развернутым ответом (изложение), проверяющее умение создавать в письменной форме высказывания по заданным параметрам.

Часть 2 содержит задания с выбором ответа, проверяющие умения извлекать основную информацию из текста при аудировании и чтении, определять средства ее языкового выражения, а также принадлежность текста к определенному стилю и функционально смысловому типу речи, что готовит учащихся к выполнению задания с развернутым ответом части 3.

Часть 3 содержит задание открытого типа с развернутым ответом (сочинение), проверяющее умение создавать собственное высказывание на основе прослушанного и прочитанного текстов.

Первая часть - подробное изложение текста <*>. Вторая часть работы - анализ печатного текста и сопоставление его с текстом изложения, выполнение тестовых заданий. Третья часть экзаменационной работы - написание небольшого по объему сочинения-рассуждения на основе прослушанного и прочитанного текстов.

--------------------------------

<*> Тексты для подробных изложений отобраны из учебного пособия "Русский язык: Сборник текстов для проведения письменного экзамена по русскому языку за курс основной школы. 9 класс" (авт.-сост. Л.М. Рыбченкова, В.Л. Склярова. - М.: Дрофа, 2003) и представлены отдельными фрагментами.

 

5. Процедура проведения экзаменационной работы

Сначала ученики прослушивают исходный текст. После второго прочтения текста ученики подробно его пересказывают.

Затем знакомятся с текстом для анализа, который предъявляется каждому из них в распечатанном виде. Учащимся предлагается извлечь информацию из прослушанного и прочитанного текстов, сопоставив ее. После самостоятельного прочтения предложенного текста учащиеся выполняют 4 тестовых задания. Затем ученики приступают к написанию небольшого по объему сочинения на основе извлеченной из прослушанного и прочитанного текстов информации.

6. Распределение заданий экзаменационной работы по частям работы

 

 N
п/п

  Части  
  работы 

Число
зада-
ний 

Макси-
мальный
первич-
ный   
балл  

Процент максимального 
первичного балла зада-
ния данной части от   
максимального первично-
го балла за всю работу,
равного 32 баллам     

    Тип   
  заданий 

 1

Часть 1  

  1 

   8  

          25%         

Задание с 
развернутым
ответом   

 2

Часть 2  

  4 

   4  

          12,5%       

Задания с 
выбором   
ответа    

 3

Часть 3  

  1 

  11  

          34,5%       

Задание с 
развернутым
ответом   

 4

Практичес-
кая гра- 
мотность 
(по всей 
работе)  

 

   9  

          28%         

 

 

 Итого   

  6 

  32  

        (100%)        

 

 

7. Блоки содержания и основные умения, подлежащие проверке в экзаменационной работе

В дальнейшем при переходе к новой системе итоговой аттестации варианты экзаменационной работы в совокупности должны покрывать весь объем содержания обучения русскому языку в основной общеобразовательной школе. С целью эксперимента в текущем году подлежат проверке элементы следующих блоков Обязательного минимума содержания образования:

- речь: аудирование;

- речь: чтение;

- речь: письмо;

- речь: текст;

- развитие речи: изложение;

- развитие речи: сочинение;

- нормативность речи;

- языковые и речевые средства выразительности;

- лексика и фразеология;

- морфемика и словообразование;

- морфология;

- синтаксис;

- орфография;

- пунктуация.

Экзаменационная работа по русскому языку позволяет выявить сформированность ряда коммуникативных умений, необходимых для продолжения образования в старшей школе на базовом или профильном уровнях, а также в системе профтехобразования, а именно:

- извлекать информацию при чтении и/или аудировании;

- адекватно понимать и интерпретировать текст, аргументируя собственную точку зрения;

- определять тему, основную мысль исходного прослушанного или прочитанного текстов, его принадлежность к определенному стилю и функционально смысловому типу речи;

- создавать в письменной форме высказывания по заданным параметрам, в том числе воспроизводить исходный текст с различной степенью свернутости;

- интерпретировать информацию, извлеченную из текста, осуществляя выбор и организацию языковых средств в соответствии с заданными темой, стилем и функционально смысловым типом речи;

- соблюдать в практике письма основные языковые нормы (лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные, стилистические);

- работать со справочной лингвистической литературой (словарями различных типов, справочниками и т.п.).

Ряд заданий позволяет также определить сформированность лингвистических умений: опознавать, анализировать, классифицировать и оценивать языковые явления и факты с точки зрения уместности, целесообразности, выразительности их использования.

8. Система оценивания отдельных заданий и работы в целом

Система оценивания экзаменационной работы в целом, а также отдельных ее заданий представлена в демонстрационной версии.

9. Рекомендуемое время выполнения работы

 

 N
п/п

   Действия  
 организатора

       Действия учащихся      

Рекомендуемое
    время   

                 1-я часть работы                

   80 мин.  

1.

Первое чтение
текста       

Слушание текста               

    5 мин.  

 

Осмысление прослушанного текста

    5 мин.  

2.

Второе чтение
текста       

Слушание текста               

    5 мин.  

 

Написание подробного изложения
прочитанного текста           

   65 мин.  

                 2-я часть работы                

   40 мин.  

3.

 

Чтение текста и решение       
тестовых заданий              

 

                 3-я часть работы                

 

4.

 

Написание сочинения           

  120 мин.  

 

10. Специфика проверки экзаменационной работы

Для регионов, в которых используется технология КРОК, тестовые задания экзаменационной работы (часть 2) автоматически обрабатываются после сканирования и не требуют для их оценки привлечения лиц со специальным образованием по русскому языку. В остальных регионах тестовые задания обрабатываются специалистами по русскому языку вручную.

Результаты выполнения заданий с развернутым ответом проверяются специалистами по русскому языку (части 1 и 3), после чего сканируются.

11. Условия проведения экзамена и проверки экзаменационных работ

Организатором в аудитории во время проведения экзаменационной работы по русскому языку должен быть учитель-словесник, не работающий в данном классе.

На экзамене учащимся разрешается пользоваться лингвистическими словарями.

Задания с развернутым ответом проверяются специалистами по русскому языку.

12. Рекомендации по подготовке к экзамену

При подготовке к экзамену рекомендуется использовать: учебники, имеющие гриф Министерства образования Российской Федерации:

1) Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык. 5 - 7 класс / Научный редактор акад. РАО Н.М. Шанский. - М.: Просвещение, 2002 - 2004.

2) Бархударов С.Г., Крючков С.Е., Максимов А.Ю., Чешко Л.А. Русский язык. 8 - 9 классы. - М.: Просвещение, 2002 - 2004.

3) Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А. и др. Русский язык. Учебники для 8 и 9 классов общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2002, 2004.

4) Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык. Теория. 5 - 9 классы. - М.: Дрофа, 2004.

5) Бабайцева В.В., Еремеева А.П., Купалова А.Ю., Лидман-Орлова Г.К. и др. Русский язык. Практика. 5 - 9 классы. - М.: Дрофа, 2004.

6) Никитина Е.И. Русская речь. 5 - 9 классы. - М.: Дрофа, 2004.

7) Разумовская М.М., Львова С.И., Капинос В.И., Львов В.В. и др. Русский язык 5 - 9 классы / Под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. - М.: Дрофа, 2003.

 

Инструкция для учащихся

 

Эта инструкция поможет Вам правильно организовать свое время и успешно выполнить работу.

На выполнение экзаменационной работы по русскому языку дается 4 часа (240 минут). Работа состоит из трех частей.

Часть 1 - подробное изложение прослушанного текста.

Рекомендуем отвести на выполнение первой части экзаменационной работы 80 минут.

Часть 2 - чтение предложенного текста и выполнение тестовых заданий. Сначала вам будут розданы бланки с текстом и тестовыми заданиями. Вам предлагается сравнить содержание прослушанного и прочитанного текстов.

Для этого внимательно прочитайте текст, стараясь понять его содержание. Затем приступайте к выполнению тестовых заданий с выбором ответа. Внимательно прочитайте каждое задание и предлагаемые варианты ответа. К каждому заданию дается 4 варианта ответа, только один из них правильный.

Отвечайте только после того, как вы поняли вопрос и проанализировали все варианты.

Обведите цифру правильного ответа кружочком. Рекомендуем отвести на выполнение второй части экзаменационной работы 40 минут.

Часть 3 состоит из одного задания и представляет собой небольшую письменную работу на основе прослушанного и прочитанного текстов (сочинение-рассуждение). Рекомендуем отвести на выполнение этой части работы 120 минут.

Это задание выполняется на отдельном листе.

Все три части работы нужно выполнить обязательно и в том порядке, в котором они даны.

Во время экзамена вы можете пользоваться словарями.

Будьте внимательны! Делайте все тщательно, неторопливо.

Будьте уверены в своих силах!

Приступайте к выполнению работы.

Желаем успеха!

 

Часть 1

 

Прослушайте текст, озаглавьте его и напишите подробное изложение.

 

Часть 2

 

Прочитайте текст и выполните задания 1 - 4.

 

(1) Помню, бродили мы по одному из кавказских ботанических садов. (2) На табличках были написаны мудреные названия: питто-спорум, пестроокаймленная юкка, эвкалипт, лавровишня... (3) Уже не поражали нас к концу дня ни развесистость крон, ни толщина стволов, ни причудливость листьев.

(4) Но вот мы вдруг увидели совершенно необыкновенное дерево, подобного которому не было во всем саду. (5) Белое, как снег, и нежно-зеленое, как молодая травка, оно резко выделялось на общем, однообразном по колориту фоне. (6) Мы в этот раз увидели его новыми глазами и оценили по-новому. (7) Табличка гласила, что перед нами береза обыкновенная.

(8) А попробуйте лечь под березой на мягкую, прохладную траву, так, чтобы только отдельные блики солнца и яркой полдневной синевы процеживались к вам сквозь листву. (9) Чего-чего не нашепчет вам береза, тихо склонившись к изголовью, каких не нашелестит ласковых слов, чудных сказок, каких не навеет светлых чувств!

(10) Что ж пальма! - под ней и лечь-то нельзя, потому что или вовсе нет никакой травы, или растет сухая, пыльная, колючая травка. (11) Словно жестяные или фанерные гремят на ветру листья пальмы, и нет в этом громе ни души, ни ласки.

(12) А может, и вся-то красота заморских краев лишь не уступает и приближается к тихой прелести среднерусского, левитановского, шишкинского, поленовского пейзажа?

(13) Привыкли. (14) Набаловались. (15) Не знаем, чем владеем. (16) Потому и тянет к черту на кулички, в так называемую экзотику. (17) А спросите у любого иностранца, он, не задумываясь, скажет, что самая экзотическая страна, несомненно, Россия.

 

По В. СОЛОУХИНУ

 

Задания 1 - 4

 

1. Какая общая мысль объединяет прочитанный и прослушанный тексты?

1) Даже в самых далеких странах можно встретить русскую березу.

2) Чужеземная природа способна затмить русскую природу.

3) Нужно уметь видеть и ценить красоту родной природы.

4) Нужно беречь и охранять природу.

2. В каком предложении текста В. Солоухина употреблен фразеологизм?

1) 3

2) 8

3) 11

4) 16

3. Какое значение имеет слово "экзотический" в прочитанном тексте (предложение N 17)?

1) искусственный

2) расположенный на экваторе

3) необычный, диковинный

4) никем не изученный

4. Какие средства выразительности не использованы в предложении N 9?

1) олицетворение

2) антонимы

3) синонимы

4) эпитеты, анафора

 

Часть 3

 

Напишите небольшое сочинение-рассуждение (не менее 70 слов), взяв за основу главную мысль, объединяющую прослушанный и прочитанный тексты.

 

Рекомендации

по оцениванию экзаменационной работы в целом

и отдельных заданий

 

Часть 1

 

1.1. Текст изложения

...Различная сила воздействия пейзажа зависит от степени его родственности нашим ощущениям.

Мы никогда не променяем на самые торжественные красоты тропиков и Запада наши скромные дали. Мы родились и жили "под сереньким ситцем этих северных тихих небес", их красота слилась со всей нашей жизнью, они были ее свидетелями, и потому только мы можем с полной силой ее ощутить и понять. Исключения бывают редко.

Во время путешествий мы часто бываем восхищены блеском чужеземной природы, но она никогда не сможет затмить природу русскую. Наоборот, чем ярче чужое, тем ближе свое. Ничто - ни лиловый пожар Эгейского моря, ни розовеющий мрамор и алые олеандры Эллады, ни синий сказочный воздух Сицилии, ни золотая тусклая дымка над бессмертным Парижем, - ничто не только не может приглушить нашу память о своей стране, но, наоборот, доводит ее до почти болезненной остроты. Я испытал это на себе, когда в туманных предосенних садах Версаля с их почернелой, как старая позолота, листвой, с их геометрической пышностью я - совсем не знаю почему - вспомнил крошечный городок Спас Клепики, и у меня заныло сердце.

 

К.Г. ПАУСТОВСКИЙ

 

1.2. Выполнение первой части работы - написание подробного изложения - позволяет выявить уровень сформированности у девятиклассников комплекса речевых умений. Каждое из умений оценивается в соответствии с уровнем его сформированности от 0 до 2 баллов.

 

Таблица 1

 

┌───┬──────────────────────────────────────────────────────┬─────┐

│ N │                   Критерии оценки                    │Баллы│

├───┼──────────────────────────────────────────────────────┼─────┤

│I  │Содержание изложения                                      

├───┼──────────────────────────────────────────────────────┼─────┤

│К1 │Понимание содержания исходного текста                     

├───┼──────────────────────────────────────────────────────┼─────┤

   │А) Учащийся обнаруживает верное понимание основной      1 

   │мысли исходного текста, отражает ее в изложении без       

   │искажений                                                 

   ├──────────────────────────────────────────────────────┼─────┤

   │В) Основная мысль исходного текста не нашла отражения │  0 

   │в изложении                                               

├───┼──────────────────────────────────────────────────────┼─────┤

│К2 │Отражение в изложении содержания исходного текста         

├───┼──────────────────────────────────────────────────────┼─────┤

   │А) Содержание текста передано без искажений.            2 

   │Фактические ошибки в работе учащегося отсутствуют         

├───┼──────────────────────────────────────────────────────┼─────┤

   │Б) Имеются отдельные нарушения в передаче информации    1 

   │и/или допущены фактические ошибки                         

├───┼──────────────────────────────────────────────────────┼─────┤

   │В) Содержание исходного текста передано с искажением    0 

   │или не передано вовсе                                     

├───┼──────────────────────────────────────────────────────┼─────┤

   │Максимальное количество баллов за содержание (К1 - К2)│  3 

├───┼──────────────────────────────────────────────────────┼─────┤

│II │Речевое оформление изложения                              

├───┼──────────────────────────────────────────────────────┼─────┤

КЗ │Соответствие работы учащегося типу речи исходного         

   │текста                                                    

├───┼──────────────────────────────────────────────────────┼─────┤

   │А) Работа учащегося соответствует типу речи исходного │  1 

   │текста                                                    

├───┼──────────────────────────────────────────────────────┼─────┤

  │Б) Создан текст иного типа речи                         0 

├───┼──────────────────────────────────────────────────────┼─────┤

│К4 │Композиционная стройность работы учащегося                

├───┼──────────────────────────────────────────────────────┼─────┤

   │А) Учащийся демонстрирует умение логично и связно       2 

   │строить высказывание; текст правильно разделен на         

   │абзацы; в тексте верно использованы языковые средства │    

   │логической связи                                          

   ├──────────────────────────────────────────────────────┼─────┤

   │Б) В работе учащегося имеются отдельные нарушения       1 

   │перечисленных выше требований                             

├───┼──────────────────────────────────────────────────────┼─────┤

   │В) В работе учащегося отсутствует логика в построении │  0 

   │высказывания, нет деления на абзацы; имеются ошибки в    

   использовании языковых средств логической связи           

├───┼──────────────────────────────────────────────────────┼─────┤

│К5 │Отражение в работе речевых особенностей исходного         

   │текста                                                    

├───┼──────────────────────────────────────────────────────┼─────┤

   │А) Работа учащегося передает речевые особенности        2 

   │исходного текста                                          

   ├──────────────────────────────────────────────────────┼─────┤

   │Б) Имеются отдельные нарушения стилистических           1  

   │особенностей текста                                       

   ├──────────────────────────────────────────────────────┼─────┤

   │В) Речевые особенности исходного текста в работе        0 

   │учащегося не переданы                                     

├───┼──────────────────────────────────────────────────────┼─────┤

   │Максимальное количество баллов за речевое оформление    5 

   │изложения                                                 

├───┼──────────────────────────────────────────────────────┼─────┤

   │Максимальное количество баллов                          8 

└───┴──────────────────────────────────────────────────────┴─────┘

 

Часть 2

 

2.1. Текст для чтения

(1) Помню, бродили мы по одному из кавказских ботанических садов. (2) На табличках были написаны мудреные названия: питто-спорум, пестроокаймленная юкка, эвкалипт, лавровишня... (3) Уже не поражали нас к концу дня ни развесистость крон, ни толщина стволов, ни причудливость листьев.

(4) Но вот мы вдруг увидели совершенно необыкновенное дерево, подобного которому не было во всем саду. (5) Белое, как снег, и нежно-зеленое, как молодая травка, оно резко выделялось на общем, однообразном по колориту фоне. (6) Мы в этот раз увидели его новыми глазами и оценили по-новому. (7) Табличка гласила, что перед нами береза обыкновенная.

(8) А попробуйте лечь под березой на мягкую, прохладную траву, так, чтобы только отдельные блики солнца и яркой полдневной синевы процеживались к вам сквозь листву. (9) Чего-чего не нашепчет вам береза, тихо склонившись к изголовью, каких не нашелестит ласковых слов, чудных сказок, каких не навеет светлых чувств!

(10) Что ж пальма! - под ней и лечь-то нельзя, потому что или вовсе нет никакой травы, или растет сухая, пыльная, колючая травка. (11) Словно жестяные или фанерные гремят на ветру листья пальмы, и нет в этом громе ни души, ни ласки.

(12) А может, и вся-то красота заморских краев лишь не уступает и приближается к тихой прелести среднерусского, левитановского, шишкинского, поленовского пейзажа?

(13) Привыкли. (14) Набаловались. (15) Не знаем, чем владеем. (16) Потому и тянет к черту на кулички, в так называемую экзотику. (17) А спросите у любого иностранца, он, не задумываясь, скажет, что самая экзотическая страна, несомненно, Россия.

 

По В. СОЛОУХИНУ

 

2.2. За верное выполнение заданий 1 - 4 второй части экзаменационной работы ученик получает по 1 баллу за каждое задание. За неверный ответ или его отсутствие выставляется 0 баллов. Максимальная сумма, которую может получить учащийся, правильно выполнивший 4 задания второй части работы, - 4 балла.

2.3. Тестовые задания с ответами

1. Какая общая мысль объединяет прочитанный и прослушанный тексты?

1) Даже в самых далеких странах можно встретить русскую березу.

2) Чужеземная природа способна затмить русскую природу.

3) Нужно уметь видеть и ценить красоту родной природы.

4) Нужно беречь и охранять природу.

/ /Ответ: 3

2. В каком предложении текста В. Солоухина употреблен фразеологизм?

1) 3

2) 8

3) 11

4) 16

/ /Ответ: 4

3. Какое значение имеет слово "экзотический" в прочитанном тексте (предложение N 17)?

1) искусственный

2) расположенный на экваторе

3) необычный, диковинный

4) никем не изученный

/ /Ответ: 3

4. Какие средства выразительности не использованы в предложении N 9?

1) олицетворение

2) антонимы

3) синонимы

4) эпитеты, анафора

/ /Ответ: 2

 

Часть 3

 

Третья часть экзаменационной работы - написание небольшого по объему сочинения (не менее 70 слов) на основе информации, извлеченной из прослушанного и прочитанного текстов, - оценивается по следующим критериям:

 

Таблица 2

 

 N

                   Критерии оценки                   

Баллы

 1

                          2                          

  3 

I 

Содержание сочинения-рассуждения                     

 

Р1

Понимание содержания исходного текста                

 

 

А) Учащийся обнаруживает верное понимание основной   
мысли, объединяющей прослушанный и прочитанный тексты,
адекватно передает ее в сочинении                    

  2 

Б) Учащийся обнаруживает верное понимание основной   
мысли, объединяющей прослушанный и прочитанный тексты,
но поверхностно отражает ее в сочинении              

  1 

В) Основная мысль, объединяющая прослушанный и       
прочитанный тексты, не нашла отражения в сочинении,  
или понимание учащимся основной мысли выражается в   
пересказе исходных текстов                           

  0 

 

 

 

Р2

Правильность фактического материала                  

 

 

А) Фактические ошибки в работе учащегося отсутствуют 

  1 

 

Б) В работе учащегося имеются фактические ошибки     

  0 

 

 

 

Р3

Выражение собственного мнения по проблеме            

 

 

А) Ученик выбирает версию авторов или доказывает свою
оригинальную версию, приводя как собственные         
аргументы, так и извлеченные из исходных текстов     

  2 

 

Б) Ученик выбирает версию авторов или выдвигает свою 
оригинальную версию, но не приводит аргументов       

  1 

 

В) Ученик или только заявляет о своей позиции ("я    
согласен / не согласен с авторами"), или вообще никак
не высказывает своего мнения по поводу прочитанного и
прослушанного                                        

  0 

 

 

 

 

Максимальное количество баллов за содержание (Р1 - Р3)

  5 

II

Речевое оформление сочинения-рассуждения             

 

Р4

Соответствие работы учащегося заданному типу речи    
(сочинение-рассуждение)                              

 

 

А) Работа учащегося соответствует заданному типу речи

  2 

Б) Работа учащегося соответствует заданному типу     
речи, однако имеются отдельные нарушения (аргументы  
не подтверждают тезис, пропущено важное звено в цепи 
доказательств, встречаются не объясненные пишущим,   
противоречащие друг другу утверждения и т.п.)        

  1 

 

В) Создан текст иного типа речи                      

  0 

Р5

Композиционная стройность работы учащегося           

 

 

А) Учащийся демонстрирует умение логично,            
последовательно и связно строить высказывание; текст 
правильно разделен на абзацы; в тексте верно         
использованы языковые средства логической связи      

  2 

Б) В работе учащегося имеются отдельные нарушения    
перечисленных выше требований                        

  1 

 

В) В работе учащегося отсутствует логика и           
последовательность в построении высказывания, нет    
деления на абзацы; имеются ошибки в использовании    
языковых средств логической связи                    

  0 

Р6

Запас лексических и грамматических средств,          
позволяющий учащемуся реализовать замысел сочинения  

 

 

А) Учащийся реализует замысел сочинения, уместно     
использует языковые средства, в том числе            
выразительные                                        

  2 

Б) Учащийся обладает достаточным запасом лексических 
и грамматических средств, но не всегда уместно       
использует их для выражения своих мыслей             

  1 

В) Речь учащегося бедна. Замысел сочинения не        
реализован                                            

  0 

 

Максимальное количество баллов за речевое оформление 
сочинения                                            

  6 

 

Максимальное количество баллов                       

 11 

 

 

 

 

Практическая грамотность работы учащегося оценивается на основании проверки всей экзаменационной работы в целом (с учетом положения о грубых и негрубых, однотипных ошибках).

При оценке грамотности (Г1 - Г4) следует учитывать объем сочинения.

Если объем сочинения составляет 70 - 150 слов, то такая работа оценивается по критериям, данным в таблице N 3.

Если объем сочинения менее 50 слов, то такая работа оценивается нулем баллов по критериям Г1 - Г4.

При оценке сочинения объемом от 50 до 70 слов число допустимых ошибок всех четырех видов уменьшается: 1 балл по критериям Г1, Г2, Г4 ставится, если в работе допущено не более 3 ошибок; по критерию ГЗ - не более 1.

Максимальный балл, который может получить ученик за выполнение всей экзаменационной работы, - 32 балла.

Школьные отметки могут быть выставлены по пятибалльной шкале в соответствии со следующими рекомендациями.

 

ПЕРЕВОД БАЛЛОВ В ШКОЛЬНЫЕ ОТМЕТКИ

 

N

       Критерии оценки грамотности учащегося       

 Баллы 

Г1

Соблюдение орфографических норм                    

 

 

А) орфографических ошибок нет (или 1 негрубая)     

   2   

 

Б) не более 4                                      

   1   

 

В) более 4                                         

   0   

Г2

Соблюдение пунктуационных норм                     

 

 

А) пунктуационных ошибок нет или 1                 

   2   

 

Б) не более 4                                      

   1   

 

В) более 4                                         

   0   

Г3

Соблюдение грамматических норм                     

 

 

А) грамматических ошибок нет или 1                 

   2   

 

Б) не более 2                                      

   1   

 

В) более 2                                         

   0   

Г4

Речевые ошибки                                     

 

 

А) нет или 1                                       

   3   

 

Б) не более 3                                      

   2   

 

В) 4 - 5                                           

   1   

 

Г) более 5                                         

   0   

 

Максимальное количество баллов                     

   9   

Школьная отметка                 

 "2"

  "3"

  "4" 

  "5"  

Первичный балл                   

0 - 8

9 - 17

18 - 27

28 - 32

Минимальный балл от общего числа 
баллов за выполнение всех письмен-
ных работ (изложение, сочинение) 
К1 - К5, Р1 - Р6, Г1 - Г4        

 

  9  

  14  

   16  

Минимальный балл за грамотность  
из числа минимальных баллов за   
выполнение всех письменных работ 
(изложение, сочинение) Г1 - Г4   

 

  4  

   6  

   7   

 

 




Законодательство России в сфере образования // Некоммерческий проект про образование в помощь педагогам, студентам, школьникам и их родителям. //

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования

Copyright © www.pravoeducation.ru, 2012 - 2024