Оставьте ссылку на эту страницу в соцсетях:

Поиск по базе документов:

 

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО КУЛЬТУРЕ И КИНЕМАТОГРАФИИ

 

ПИСЬМО

от 2 июня 2005 г. N 1814-18-07.4

 

О ПРИМЕРНЫХ УЧЕБНЫХ ПЛАНАХ ДЛЯ ДЕТСКИХ

ШКОЛ ИСКУССТВ НА 2005 - 2006 УЧЕБНЫЙ ГОД

 

Управление культурного наследия, художественного образования и науки направляет для руководства примерные учебные планы образовательных программ по видам музыкального искусства для детских школ искусств (новая редакция) на 2005 - 2006 учебный год, подготовленные Научно-методическим центром по художественному образованию.

 

Заместитель начальника

Управления культурного наследия,

художественного образования и науки

Г.В.МАЯРОВСКАЯ

 

 

 

 

 

ПРИМЕРНЫЕ УЧЕБНЫЕ ПЛАНЫ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ПО ВИДАМ МУЗЫКАЛЬНОГО

ИСКУССТВА ДЛЯ ДЕТСКИХ ШКОЛ ИСКУССТВ

(НОВАЯ РЕДАКЦИЯ)

 

Пояснительная записка

к Примерным учебным планам образовательных программ по видам

музыкального искусства для детских школ искусств <*>

 

--------------------------------

<*> Под детской школой искусств (далее по тексту - школой искусств) понимается: детская музыкальная школа, детская хоровая школа, детская школа искусств и др.

 

В последнее десятилетие ХХ века существенно изменились условия деятельности детских школ искусств.

Такие явления как демографический спад, резкое уменьшение числа здоровых детей школьного возраста при общем увеличении учебной нагрузки в общеобразовательных школах, недооценка роли искусства как одного из важных средств формирования и развития личности, падение интереса родителей к художественному образованию определили уменьшение числа детей, поступающих в школу искусств. Часто отсутствие конкурса вынуждает принимать в контингент учащихся практически всех желающих без учета индивидуальных способностей к занятиям тем или иным видом искусства.

Массовое распространение у детей дошкольного возраста нарушений психофизического и двигательно-моторного характера, неподготовленность детей к деятельности в сфере музыкального искусства, отсутствие гармонично развивающей ребенка звуковой окружающей среды, перегрузки в общеобразовательной школе усиливают неоднородность контингента учащихся школы искусств по уровню способностей, сформированных вкусов и потребностей, усложняют процесс освоения образовательных программ.

Построение образовательного процесса по принципам единообразия и усредненности тормозит развитие учащихся, ставит преграды в процессе внедрения новых методов и технологий, обезличивает учебный процесс. Очевидна все возрастающая роль развивающих моделей обучения, обеспечивающих активную деятельность детей в сфере искусства, способствующих воспитанию устойчивого интереса учащихся к обучению. Расширение возможностей школы искусств должно найти отражение и в количественном многообразии предлагаемых программ не только для детей, поступающих в 7-летнем возрасте, но и для детей, начинающих обучение после 9 лет. Школа искусств, призванная осуществлять задачи ранней профессиональной ориентации учащихся, должна создать реальные условия эффективного развития и обучения детей, обладающих способностями для дальнейшего получения профессионального образования в области искусства.

Центр образовательного процесса - ребенок, и задача школы - предоставить ему самые широкие возможности для успешного освоения выбранной образовательной программы.

Изменившиеся условия деятельности образовательных учреждений в области искусства диктуют особые требования к учебному плану <**>. Структура и содержание учебных планов должны быть ориентированы на выявление и реализацию способностей ребенка на всех этапах его обучения. Создание преемственных учебных планов нового поколения, учитывающих современные требования к детским школам искусств, необходимо и своевременно.

--------------------------------

<**> Детская школа искусств в настоящее время, как правило, руководствуется Типовыми учебными планами детской музыкальной школы (музыкального отделения школы искусств), утвержденными Приказом Министерства культуры СССР от 28.05.87 N 242; Примерными учебными планами детской школы искусств, рекомендованными Министерством культуры Российской Федерации в 1996 году (письмо Министерства культуры Российской Федерации от 23.12.96 N 01-266/16-12); Примерными учебными планами образовательных программ по видам искусств для детских школ искусств, рекомендованными Министерством культуры Российской Федерации в 2003 году (письмо Министерства культуры Российской Федерации от 23.06.2003 N 66-01-16/32).

 

Целью введения в образовательный процесс нового поколения учебных планов является: создание наиболее благоприятных условий организации учебного процесса с учетом особенностей групп учащихся, а также обеспечение решения задач индивидуального подхода к обучению, что позволит более точно определить перспективы развития каждого ребенка и, тем самым, даст возможность большему количеству детей включиться в процесс художественного образования.

Учебные планы нового поколения образовательных программ по видам музыкального искусства для детских школ искусств (далее по тексту - учебные планы) призваны направить детские школы искусств на решение следующих задач:

- осуществление государственной политики гуманизации образования, основывающейся на приоритете свободного развития личности;

- обеспечение условий для выполнения одной из важных задач художественного образования, связанной с вхождением ребенка в мир искусства, освоения им выработанных мировой культурой ценностей;

- обеспечение условий для сохранения и совершенствования традиций отечественного художественного образования;

- использование вариативных подходов в целях адаптации образовательных программ к способностям и возможностям каждого обучающегося;

- создание условий для обеспечения индивидуального подхода к каждому обучающемуся в рамках образовательного процесса;

- создание новых методик, программ, учебников, пособий по предметам нового поколения учебных планов.

Предлагаемые учебные планы являются новой редакцией Примерных учебных планов образовательных программ дополнительного образования детей по видам музыкального искусства для детских музыкальных школ и детских школ искусств (письмо Министерства культуры Российской Федерации от 22.03.2001 N 01-61/16-32). Создание новой редакции обусловлено необходимостью приведения основных документов, определяющих и регламентирующих образовательный процесс в школе искусств, в соответствие с реальными условиями функционирования школы искусств, с учетом последних изменений в нормативно-правовой базе деятельности школы искусств.

 

Расчет учебных и преподавательских

(концертмейстерских) часов

 

В основе расчета количества учебных часов в неделю предложена единица учебного времени - урок. Продолжительность урока определяется в соответствии с порядком, установленным Уставом детской школы искусств. Рекомендуемая продолжительность урока - 45 минут.

Деление классов на младшие и старшие продиктовано исключительно учебными задачами и не имеет отношения к вопросам исчисления заработной платы работников детских школ искусств. Вопросы исчисления заработной платы регулируются соответствующими нормативными правовыми актами.

Норма часов педагогической работы за ставку заработной платы преподавателей и концертмейстеров детских школ искусств устанавливается в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2003 г. N 191 "О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников образовательных учреждений".

 

Структура учебных планов нового поколения

 

Образовательные программы (далее по тексту - ОП) разделяются по срокам обучения на 7-летние, 5-летние и ОП ранней профессиональной ориентации (допрофессиональной подготовки) учащихся (VIII (VI) класс). Переход на ОП ранней профессиональной ориентации учащихся возможен после освоения 7-летней или 5-летней программы.

Наряду с учебными планами нового поколения школа искусств может применять в своем образовательном процессе Типовые учебные планы детской музыкальной школы (музыкального отделения школы искусств), утвержденные Приказом Министерства культуры СССР от 28.05.87 N 242; Примерные учебные планы детской школы искусств, рекомендованные Министерством культуры Российской Федерации в 1996 году (письмо Министерства культуры Российской Федерации от 23.12.96 N 01-266/16-12); Примерные учебные планы образовательных программ по видам искусств для детских школ искусств, рекомендованные Министерством культуры Российской Федерации в 2003 году (письмо Министерства культуры Российской Федерации от 23.06.2003 N 66-01-16/32).

 

I. Семилетние ОП

 

1. ОП инструментального (вокального) музицирования.

2. ОП повышенного уровня:

1) Музыкальное исполнительство (инструментальное исполнительство, сольное пение).

2) Хоровое пение.

3) Теория музыки.

 

II. Пятилетние ОП

1. Инструментальные виды музыкального искусства и сольное пение (сокращенная семилетняя ОП для учащихся, поступающих в школу в 7 - 9 лет).

2. Инструментальные виды музыкального искусства и сольное пение (для учащихся, поступающих в школу после 9 лет).

3. Хоровое пение (для учащихся, поступающих в школу после 9 лет).

 

III. ОП ранней профессиональной ориентации

учащихся (VIII (VI) класс)

 

1. Музыкальное исполнительство (инструментальное исполнительство, сольное пение).

2. Хоровое дирижирование.

3. Теория музыки.

 

Примерные учебные планы

образовательных программ по видам музыкального

искусства для детских школ искусств

 

Семилетние ОП

 

ОП инструментального (вокального) музицирования <*>

 

--------------------------------

<*> Школы искусств в пределах имеющихся средств могут расширять перечень предметов и увеличивать количество часов указанных дисциплин учебного плана.

 

 N
п/п

  Наименование 
    предмета   

    Количество уроков в неделю   

Экзамены
прово- 
дятся в
классах

 

 

  I

 II

 III

 IV

  V

 VI

 VII
<**>

 

1.

Музыкальный    
инструмент     
(сольное пение)

1,5

1,5

2  

2  

2  

1  

1  

V      

2.

Сольфеджио     

1,5

1,5

1,5

1,5

1,5

-  

-  

V      

3.

Практикум      
по сольфеджио  

-  

-  

-  

-  

-  

1  

1  

VII    

4.

Музицирование  
<***>

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

-  

-  

 

5.

Аккомпанемент  
и игра (пение  
для вокалистов)
в ансамбле     

-  

-  

-  

-  

-  

1  

1  

VII    

6.

Слушание музыки

1  

1  

1  

-  

-  

-  

-  

 

7.

Музыкальная    
литература     

-  

-  

-  

1  

1  

1  

1  

 

8.

Современная    
музыка         

-  

-  

-  

-  

-  

0,5

0,5

 

9.

Коллективное   
музицирование  
(хор, оркестр, 
ансамбль, камер-
ный ансамбль)  

1  

1  

1  

1  

3  

3  

3  

 

10.

Предмет по     
выбору <****>

1  

1  

1  

1  

2  

2  

2  

 

 

Всего:         

6,5

6,5

7  

7  

10 

9,5

9,5

 

 

--------------------------------

<**> Выпускники VII класса считаются окончившими полный курс образовательного учреждения.

<***> Музицирование предполагает: чтение с листа, транспонирование, подбор по слуху, игру в ансамбле, занятия аккомпанементом.

<****> Примерный перечень предметов по выбору: ритмика, народное творчество, другой музыкальный инструмент, композиция, импровизация (подбор по слуху), сольное пение, вокальный ансамбль, аранжировка и др.

 

Примечание.

1. Младшими классами следует считать I - II - III - IV, старшими - V - VI - VII классы.

2. Основной формой занятий по предмету "Коллективное музицирование" в I - IV классах для учащихся, осваивающих образовательную программу по фортепиано, являются занятия хором. В V - VII классах время, отведенное на данный предмет, используется по усмотрению руководства школы на занятия хора, оркестра, ансамбля (камерного ансамбля). Для учащихся, осваивающих ОП других инструментальных видов музыкального искусства, занятия хором являются основной формой "Коллективного музицирования" в I - II классах. В III - VII классах время, отведенное на данный предмет, используется по усмотрению руководства школы на занятия оркестром, ансамблем (камерным ансамблем). На занятия хором и оркестром рекомендуется отводить не менее 2-х уроков в неделю, а 1 урок использовать на другие формы коллективного музицирования, например, камерный ансамбль. Для учащихся, осваивающих ОП "Сольное пение", основной формой коллективного музицирования является вокальный ансамбль.

3. Количественный состав групп по сольфеджио, слушанию музыки, музыкальной литературе, практикуму по сольфеджио, современной музыке, ритмике, народному творчеству - в среднем 10 человек <*>; в школах с контингентом учащихся менее 100 человек допускается состав групп по указанным предметам от 5-и человек <**>. Количественный состав групп по хору - в среднем 12 человек, по оркестру - 6 человек, по другим формам коллективного музицирования - от 2-х человек.

--------------------------------

<*> В связи с производственной необходимостью и в целях совершенствования образовательного процесса школа искусств в пределах имеющихся средств может уменьшать количественный состав групп (менее 10 человек).

<**> В связи с производственной необходимостью и в целях совершенствования образовательного процесса школа искусств в пределах имеющихся средств может уменьшать количественный состав групп (менее 5 Человек).

 

Общее количество групп но названным дисциплинам не должно превышать их числа в пределах установленной нормы.

4. Помимо занятий в оркестре, хоре, ансамбле в соответствии с учебным планом 1 раз в месяц проводятся сводные занятия ансамбля, оркестра и отдельно младшего и старшего хоров (по 2 урока).

5. Помимо педагогических часов, указанных в учебном плане, необходимо предусмотреть:

- преподавательские часы для проведения сводных занятий оркестров, хоров, ансамблей (по 2 урока в месяц);

- концертмейстерские часы:

- для проведения занятий с хорами по группам в соответствии с учебным планом и для сводных репетиций (по 2 урока месяц);

- для проведения занятий по другим формам коллективного музицирования (кроме оркестра) из расчета 100% времени, отведенного на каждый коллектив;

- для проведения занятий по музыкальному инструменту (кроме фортепиано, баяна, аккордеона, арфы, гитары) из расчета 1 урока в неделю на каждого ученика;

- для проведения занятий по предметам по выбору (ритмике, сольному пению, вокальному ансамблю и др.);

- для проведения занятий по предмету "Сольное пение" из расчета 100% времени, отведенного на данный предмет.

 

ОП повышенного уровня

 

1. Музыкальное исполнительство

(инструментальное исполнительство, сольное пение) <*>

 

--------------------------------

<*> Школы искусств в пределах имеющихся средств могут расширять перечень предметов и увеличивать количество часов указанных дисциплин учебного плана.

 

 N
п/п

  Наименование 
    предмета   

    Количество уроков в неделю   

Экзамены
прово- 
дятся в
классах

 

 

  I

 II

 III

 IV

  V

 VI

 VII
<**>

 

1.

Музыкальный    
инструмент     
(сольное пение)

1,5

1,5

2  

2  

2  

3  

3  

V, VII 

2.

Сольфеджио     

1,5

1,5

1,5

1,5

1,5

2  

2  

V, VII 

3.

Музицирование  
<***>

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

-  

-  

 

4.

Слушание музыки

1  

1  

1  

-  

-  

-  

-  

 

5.

Музыкальная    
литература     

-  

-  

-  

1  

1  

1,5

1,5

 

6.

Коллективное   
музицирование  
(хор, оркестр, 
ансамбль, камер-
ный ансамбль)  

1  

1  

1  

1  

3  

3  

3  

 

7.

Предмет по     
выбору <****>

1  

1  

1  

1  

2  

2  

2  

 

 

Всего:         

6,5

6,5

7  

7  

10 

11,5

11,5

 

 

--------------------------------

<**> Выпускники VII класса считаются окончившими полный курс образовательного учреждения.

<***> Музицирование предполагает: чтение с листа, транспонирование, подбор по слуху, игру в ансамбле, занятия аккомпанементом.

<****> Примерный перечень предметов по выбору: ритмика, народное творчество, другой музыкальный инструмент, композиция, импровизация (подбор по слуху), сольное пение, вокальный ансамбль, аранжировка, аккомпанемент и др.

 

Примечание.

1. Младшими классами следует считать I - II - III - IV, старшими - V - VI - VII классы.

2. Основной формой занятий по предмету "Коллективное музицирование" в I - IV классах для учащихся, осваивающих ОП по фортепиано, являются занятия хором. В V - VII классах время, отведенное на данный предмет, используется по усмотрению руководства школы на занятия хора, оркестра, ансамбля (камерного ансамбля). Для учащихся, осваивающих ОП других инструментальных видов музыкального искусства, занятия хором являются основной формой "Коллективного музицирования" в I - II классах. В III - VII классах время, отведенное на данный предмет, используется по усмотрению руководства школы на занятия оркестром, ансамблем (камерным ансамблем). На занятия хором и оркестром рекомендуется отводить не менее 2-х уроков в неделю, а 1 урок использовать на другие формы коллективного музицирования, например, камерный ансамбль. Для учащихся, осваивающих ОП "Сольное пение", основной формой коллективного музицирования является вокальный ансамбль.

3. Количественный состав групп с I по V классы по сольфеджио, слушанию музыки, музыкальной литературе, ритмике, народному творчеству - в среднем 10 человек <*>; в школах с контингентом учащихся менее 100 человек допускается состав групп по указанным предметам от 5 человек <**>. Количественный состав групп в VI - VII классах по сольфеджио и музыкальной литературе - в среднем 5 человек <**>; в школах с контингентом учащихся менее 100 человек допускается состав групп по указанным предметам от 3-х человек. Количественный состав групп по хору - в среднем 12 человек, по оркестру - 6 человек, по другим формам коллективного музицирования - от 2-х человек.

--------------------------------

<*> В связи с производственной необходимостью и в целях совершенствования образовательного процесса школа искусств в пределах имеющихся средств может уменьшать количественный состав групп (менее 10 человек).

<**> В связи с производственной необходимостью и в целях совершенствования образовательного процесса школа искусств в пределах имеющихся средств может уменьшать количественный состав групп (менее 5 человек).

 

Общее количество групп по названным дисциплинам не должно превышать их числа в пределах установленной нормы.

4. Помимо занятий в оркестре, хоре, ансамбле в соответствии с учебным планом 1 раз в месяц проводятся сводные занятия ансамбля, оркестра и отдельно младшего и старшего хоров (по 2 урока).

5. Помимо педагогических часов, указанных в учебном плане, необходимо предусмотреть:

- преподавательские часы для проведения сводных занятий оркестров, хоров, ансамблей (по 2 урока в месяц);

- концертмейстерские часы:

- для проведения занятий с хорами по группам в соответствии с учебным планом и для сводных репетиций (по 2 урока в месяц);

- для проведения занятий по другим формам коллективного музицирования (кроме оркестра) из расчета 100% времени, отведенного на каждый коллектив;

- для проведения занятий по музыкальному инструменту (кроме фортепиано, баяна, аккордеона, арфы, гитары) из расчета 1 урока в неделю на каждого ученика;

- для проведения занятий по предметам по выбору (ритмике, сольному пению, вокальному ансамблю, аккомпанементу и др.);

- для проведения занятий по предмету "Сольное пение" из расчета 100% времени, отведенного на данный предмет.

 

2. Хоровое пение <*>

 

--------------------------------

<*> Школы искусств в пределах имеющихся средств могут расширять перечень предметов и увеличивать количество часов указанных дисциплин учебного плана.

 

 N
п/п

  Наименование 
    предмета   

    Количество уроков в неделю   

Экзамены
прово- 
дятся в
классах

 

 

  I

 II

 III

 IV

  V

 VI

 VII
<**>

 

1.

Хор            

3,5

3,5

3,5

3,5

3,5

4  

4  

 

2.

Сольфеджио     

1,5

1,5

1,5

1,5

1,5

2  

2  

V, VII 

3.

Музицирование  
<***>

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

-  

-  

 

4.

Слушание музыки

1  

1  

1  

-  

-  

-  

-  

 

5.

Музыкальная    
литература     

-  

-  

-  

1  

1  

1,5

1,5

 

6.

Музыкальный    
инструмент     

1  

1  

1  

1  

1  

2  

2  

V, VII 

7.

Основы хорового
дирижирования  

-  

-  

-  

-  

-  

-  

1  

 

8.

Предмет по     
выбору <****>

1  

1  

1  

1  

2  

2  

2  

 

 

Всего:         

8,5

8,5

8,5

8,5

9,5

11,5

12,5

 

 

--------------------------------

<**> Выпускники VII класса считаются окончившими полный курс образовательного учреждения.

<***> Музицирование предполагает: чтение с листа, транспонирование, подбор по слуху, игру в ансамбле, занятия аккомпанементом.

<****> Примерный перечень предметов по выбору: ритмика, народное творчество, музыкальный инструмент, композиция, импровизация (подбор по слуху), сольное пение, вокальный ансамбль, аранжировка, аккомпанемент и др.

 

Примечание.

1. Младшими классами следует считать I - II - III - IV, старшими - V - VI - VII классы. Хор и хоровые группы, состоящие из учащихся старших и младших классов, следует считать старшими.

2. Количественный состав групп с I по V классы по сольфеджио, слушанию музыки, музыкальной литературе, ритмике, народному творчеству - в среднем 10 человек <*>; в школах с контингентом учащихся менее 100 человек допускается состав групп по указанным предметам от 5 человек <**>. Количественный состав групп в VI - VII классах по сольфеджио и музыкальной литературе - в среднем 5 человек <**>; в школах с контингентом учащихся менее 100 человек допускается состав групп по указанным предметам от 3-х человек. Количественный состав групп по хору - в среднем 12 человек.

--------------------------------

<*> В связи с производственной необходимостью и в целях совершенствования образовательного процесса школа искусств в пределах имеющихся средств может уменьшать количественный состав групп (менее 10 человек).

<**> В связи с производственной необходимостью и в целях совершенствования образовательного процесса школа искусств в пределах имеющихся средств может уменьшать количественный состав групп (менее 5 человек).

 

Общее количество групп по названным дисциплинам не должно превышать их числа в пределах установленной нормы.

3. Помимо педагогических часов, указанных в учебном плане, необходимо предусмотреть:

- преподавательские часы для проведения сводных занятий хоров (по 2 урока в месяц);

- концертмейстерские часы:

- для проведения занятий с хорами по группам в соответствии с учебным планом и для сводных репетиций (по 2 урока в месяц);

- для проведения занятий по предмету "Основы хорового дирижирования";

- для проведения занятий по предметам по выбору (ритмике, сольному пению, вокальному ансамблю и др.).

 

3. Теория музыки <*>

 

--------------------------------

<*> Школы искусств в пределах имеющихся средств могут расширять перечень предметов и увеличивать количество часов указанных дисциплин учебного плана.

 

 N
п/п

  Наименование 
    предмета   

    Количество уроков в неделю   

Экзамены
прово- 
дятся в
классах

 

 

  I

 II

 III

 IV

  V

 VI

 VII
<**>

 

1.

Музыкальный    
инструмент     

1,5

1,5

2  

2  

2  

2  

2  

V, VII 

2.

Сольфеджио     

1,5

1,5

1,5

1,5

1,5

2  

2  

V, VII 

3.

Музицирование  
<***>

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

-  

-  

 

4.

Слушание       
музыки         

1  

1  

1  

-  

-  

-  

-  

 

5.

Музыкальная    
литература     

-  

-  

-  

1  

1  

1,5

1,5

 

6.

Композиция     

-  

-  

-  

-  

-  

1  

1  

 

7.

Коллективное му-
зицирование    
(хор, оркестр, 
ансамбль, камер-
ный ансамбль)  

1  

1  

1  

1  

3  

1  

1  

 

8.

Предмет по     
выбору <****>

1  

1  

1  

1  

2  

2  

2  

 

 

Всего:         

6,5

6,5

7  

7  

10 

9,5

9,5

 

 

--------------------------------

<**> Выпускники VII класса считаются окончившими полный курс образовательного учреждения.

<***> Музицирование предполагает: чтение с листа, транспонирование, подбор по слуху, игру в ансамбле, занятия аккомпанементом.

<****> Примерный перечень предметов по выбору: ритмика, народное творчество, другой музыкальный инструмент, композиция, импровизация (подбор по слуху), сольное пение, вокальный ансамбль, аранжировка, аккомпанемент и др.

 

Примечание.

1. Младшими классами следует считать I - II - III - IV, старшими - V - VI - VII классы.

2. Основной формой занятий по предмету "Коллективное музицирование" в I - IV классах для учащихся, осваивающих ОП по фортепиано, являются занятия хором. В V классе время, отведенное на данный предмет, используется по усмотрению руководства школы на занятия хора, оркестра, ансамбля (камерного ансамбля). В VI - VII классах время, отведенное на данный предмет, используется на занятия камерным ансамблем. Для учащихся, осваивающих ОП других инструментальных видов музыкального искусства, занятия хором являются основной формой "Коллективного музицирования" в I - II классах. В III - V классах время, отведенное на данный предмет, используется но усмотрению руководства школы на занятия оркестром, ансамблем (камерным ансамблем). На занятия хором и оркестром рекомендуется отводить не менее 2-х уроков в неделю, а 1 урок использовать на другие формы коллективного музицирования, например, камерный ансамбль. В VI - VII классах время, отведенное на данный предмет, используется по усмотрению руководства на занятия оркестром, камерным ансамблем.

3. Количественный состав групп с I по V классы по сольфеджио, слушанию музыки, музыкальной литературе, ритмике, народному творчеству - в среднем 10 человек <*>; в школах с контингентом учащихся менее 100 человек допускается состав групп по указанным предметам от 5-и человек <**>. Количественный состав групп в VI - VII классах по сольфеджио и музыкальной литературе - в среднем 5 человек; в школах с контингентом учащихся менее 100 человек допускается состав групп по указанным предметам от 3-х человек. Количественный состав групп по хору - в среднем 12 человек, по оркестру - 6 человек, по другим формам коллективного музицирования - от 2-х человек.

--------------------------------

<*> В связи с производственной необходимостью и в целях совершенствования образовательного процесса школа искусств в пределах имеющихся средств может уменьшать количественный состав групп (менее 10 человек).

<**> В связи с производственной необходимостью и в целях совершенствования образовательного процесса школа искусств в пределах имеющихся средств может уменьшать количественный состав групп (менее 5 человек).

 

Общее количество групп по названным дисциплинам не должно превышать их числа в пределах установленной нормы.

4. Помимо занятий в оркестре, хоре, ансамбле в соответствии с учебным планом 1 раз в месяц проводятся сводные занятия ансамбля, оркестра и отдельно младшего и старшего хоров (по 2 урока).

5. Помимо педагогических часов, указанных в учебном плане, необходимо предусмотреть:

- преподавательские часы для проведения сводных занятий оркестров, хоров, ансамблей (по 2 урока в месяц);

- концертмейстерские часы:

- для проведения занятий с хорами по группам в соответствии с учебным планом и для сводных репетиций (по 2 урока в месяц);

- для проведения занятий по другим формам коллективного музицирования (кроме оркестра) из расчета 100% времени, отведенного на каждый конкретный коллектив;

- для проведения занятий по музыкальному инструменту (кроме фортепиано, баяна, аккордеона, арфы, гитары) из расчета 1 часа в неделю на каждого ученика;

- для проведения занятий по предметам по выбору (ритмике, сольному пению, вокальному ансамблю, аккомпанементу и др.).

 

Пятилетние ОП

 

1. Инструментальные виды музыкального искусства

и сольное пение <*> (сокращенная семилетняя ОП

для учащихся, поступающих в школу в 7 - 9 лет)

 

--------------------------------

<*> Школы искусств в пределах имеющихся средств могут расширять перечень предметов и увеличивать количество часов указанных дисциплин учебного плана.

 

 N
п/п

  Наименование 
    предмета   

    Количество уроков в неделю   

Экзамены
прово- 
дятся в
классах

 

 

   I 

  II 

  III

  IV 

V <**>

 

1.

Музыкальный    
инструмент     
(сольное пение)

2    

2    

2    

2    

2    

V      

2.

Сольфеджио     

1,5  

1,5  

1,5  

1,5  

1,5  

V      

3.

Музицирование  
<***>

0,5  

0,5  

0,5  

0,5  

0,5  

 

4.

Слушание музыки

1    

1    

1    

-    

-    

 

5.

Музыкальная    
литература     

-    

-    

-    

1    

1    

 

6.

Коллективное   
музицирование  
(хор, оркестр, 
ансамбль, камер-
ный ансамбль)  

1    

1    

1    

3    

3    

 

7.

Предмет по     
выбору <****>

1    

1    

1    

1    

2    

 

 

Всего:         

7    

7    

7    

9    

10   

 

 

--------------------------------

<**> Выпускники V класса считаются окончившими сокращенный курс образовательного учреждения.

<***> Музицирование предполагает: чтение с листа, транспонирование, подбор по слуху, игру в ансамбле, занятия аккомпанементом.

<****> Примерный перечень предметов по выбору: ритмика, народное творчество, другой музыкальный инструмент, композиция, импровизация (подбор по слуху), сольное пение, вокальный ансамбль, аранжировка и др.

 

Примечание.

1. Младшими классами следует считать I - IV, старшим - V класс.

2. Основной формой занятий по предмету "Коллективное музицирование" в I - III классах для учащихся, осваивающих ОП по фортепиано, являются занятия хоровым пением. В IV - V классах время, отведенное на данный предмет, используется по усмотрению руководства школы на занятия хора, оркестра, ансамбля (камерного ансамбля). На занятия хором и оркестром рекомендуется отводить не менее 2-х уроков в неделю, а 1 урок использовать на другие формы коллективного музицирования, например, камерный ансамбль. Для учащихся, осваивающих ОП других инструментальных видов музыкального искусства, занятия хором являются основной формой "Коллективного музицирования" в I - II классах. В III - V классах время, отведенное на данный предмет, используется по усмотрению руководства школы на занятия оркестром, ансамблем (камерным ансамблем). Для учащихся, осваивающих ОП "Сольное пение", основной формой коллективного музицирования является вокальный ансамбль.

3. Количественный состав групп по сольфеджио, слушанию музыки, музыкальной литературе, ритмике, народному творчеству - в среднем 5 человек; в школах с контингентом учащихся менее 100 человек допускается состав групп по указанным предметам от 3-х человек. Количественный состав групп по хору - в среднем 12 человек, по оркестру - 6 человек, по другим формам коллективного музицирования - от 2-х человек.

Общее количество групп по названным дисциплинам не должно превышать их числа в пределах установленной нормы.

4. Помимо занятий в оркестре, хоре, ансамбле в соответствии с учебным планом 1 раз в месяц проводятся сводные занятия оркестра и отдельно младшего и старшего хоров (по 2 урока).

5. Помимо педагогических часов, указанных в учебном плане, необходимо предусмотреть:

- преподавательские часы для проведения сводных занятий оркестров, хоров, ансамблей (по 2 урока в месяц);

- концертмейстерские часы:

- для проведения занятий с хорами по группам в соответствии с учебным планом и для сводных репетиций (по 2 урока в месяц);

- для проведения занятий по другим формам коллективного музицирования (кроме оркестра) из расчета 100% времени, отведенного на каждый конкретный коллектив;

- для проведения занятий по музыкальному инструменту (кроме фортепиано, баяна, аккордеона, арфы, гитары) из расчета 1 урока в неделю на каждого ученика;

- для проведения занятий по предметам по выбору (ритмике, сольному пению, вокальному ансамблю и др.).

 

2. Инструментальные виды музыкального искусства <*>

(для учащихся, поступающих в школу после 9 лет)

 

--------------------------------

<*> Школы искусств в пределах имеющихся средств могут расширять перечень предметов и увеличивать количество часов указанных дисциплин учебного плана.

 

 N
п/п

  Наименование 
    предмета   

    Количество уроков в неделю   

Экзамены
прово- 
дятся в
классах

 

 

   I 

  II 

  III

  IV 

V <**>

 

1.

Музыкальный    
инструмент     
(сольное пение)

2    

2    

2    

2    

2    

V      

2.

Сольфеджио     

1,5  

1,5  

1,5  

1,5  

1,5  

V      

3.

Музицирование  
<***>

0,5  

0,5  

0,5  

-    

-    

 

4.

Аккомпанемент и
игра в ансамбле

-    

-    

-    

0,5  

0,5  

 

5.

Слушание музыки

1    

-    

-    

-    

-    

 

6.

Музыкальная    
литература     

-    

1    

1    

1    

1    

 

7.

Коллективное   
музицирование  
(хор, оркестр, 
ансамбль, камер-
ный ансамбль)  

1    

1    

1    

3    

3    

 

8.

Предмет по     
выбору <****>

1    

1    

1    

2    

2    

 

 

Всего:         

7    

7    

7    

10   

10   

 

 

--------------------------------

<**> Выпускники V класса считаются окончившими полный курс образовательного учреждения.

<***> Музицирование предполагает: чтение с листа, транспонирование, подбор по слуху, игру в ансамбле, занятия аккомпанементом.

<****> Примерный перечень предметов по выбору: ритмика, народное творчество, другой музыкальный инструмент, композиция, импровизация (подбор по слуху), сольное пение, вокальный ансамбль, аранжировка и др.

 

Примечание.

1. Младшими классами следует считать I - II, старшими - III - IV - V классы.

2. Основной формой занятий по предмету "Коллективное музицирование" в I - III классах для учащихся, осваивающих ОП по фортепиано, являются занятия хоровым пением. В IV - V классах время, отведенное на данный предмет, используется по усмотрению руководства школы на занятия хора, оркестра, ансамбля (камерного ансамбля). На занятия хором и оркестром рекомендуется отводить не менее 2-х уроков в неделю, а 1 урок использовать на другие формы коллективного музицирования, например, камерный ансамбль. Для учащихся, осваивающих ОП других инструментальных видов музыкального искусства, занятия хором являются основной формой "Коллективного музицирования" в I - II классах. В III - V классах время, отведенное на данный предмет, используется по усмотрению руководства школы на занятия оркестром, ансамблем (камерным ансамблем). Для учащихся, осваивающих ОП "Сольное пение", основной формой коллективного музицирования является вокальный ансамбль.

3. Количественный состав групп по сольфеджио, слушанию музыки, музыкальной литературе, ритмике, народному творчеству - в среднем 5 человек; в школах с контингентом учащихся менее 100 человек допускается состав групп по указанным предметам от 3-х человек. Количественный состав групп по хору - в среднем 12 человек, по оркестру - 6 человек, по другим формам коллективного музицирования - от 2-х человек.

Общее количество групп по названным дисциплинам не должно превышать их числа в пределах установленной нормы.

4. Помимо занятий в оркестре, хоре, ансамбле в соответствии с учебным планом 1 раз в месяц проводятся сводные занятия оркестра и отдельно младшего и старшего хоров (по 2 урока).

5. Помимо педагогических часов, указанных в учебном плане, необходимо предусмотреть:

- преподавательские часы для проведения сводных занятий оркестров, хоров, ансамблей (по 2 урока в месяц);

- концертмейстерские часы:

- для проведения занятий с хорами по группам в соответствии с учебным планом и для сводных репетиций (по 2 урока в месяц);

- для проведения занятий по другим формам коллективного музицирования (кроме оркестра) из расчета 100% времени, отведенного на каждый коллектив;

- для проведения занятий по музыкальному инструменту (кроме фортепиано, баяна, аккордеона, арфы, гитары) из расчета 1 урока в неделю на каждого ученика;

- для проведения занятий по предметам по выбору (ритмике, сольному пению, вокальному ансамблю и др.).

 

3. Хоровое пение <*>

(для учащихся, поступающих в школу после 9 лет)

 

--------------------------------

<*> Школы искусств в пределах имеющихся средств могут расширять перечень предметов и увеличивать количество часов указанных дисциплин учебного плана.

 

 N
п/п

  Наименование 
    предмета   

    Количество уроков в неделю   

Экзамены
прово- 
дятся в
классах

 

 

   I 

  II 

  III

  IV 

V <**>

 

1.

Хор            

3,5  

3,5  

3,5  

4    

4    

 

2.

Сольфеджио     

1,5  

1,5  

1,5  

1,5  

1,5  

V      

3.

Музицирование  
<***>

0,5  

0,5  

0,5  

-    

-    

 

4.

Аккомпанемент и
игра в ансамбле

-    

-    

-    

0,5  

0,5  

 

5.

Слушание музыки

1    

-    

-    

-    

-    

 

6.

Музыкальная    
литература     

-    

1    

1    

1    

1    

 

7.

Музыкальный    
инструмент     

1    

1    

1    

1    

1    

V      

8.

Предмет по     
выбору <****>

1    

1    

1    

2    

2    

 

 

Всего:         

8,5  

8,5  

8,5  

10   

10   

 

 

--------------------------------

<**> Выпускники V класса считаются окончившими полный курс образовательного учреждения.

<***> Музицирование предполагает: чтение с листа, транспонирование, подбор по слуху, игру в ансамбле, занятия аккомпанементом.

<****> Примерный перечень предметов по выбору: народное творчество, музыкальный инструмент, композиция, импровизация, сольное пение, вокальный ансамбль, аранжировка и др.

 

Примечание.

1. Младшими классами следует считать I - II, старшими - III - IV - V классы.

2. Количественный состав групп по сольфеджио, слушанию музыки, музыкальной литературе, народному творчеству - в среднем 5 человек; в школах с контингентом учащихся менее 100 человек допускается состав групп по указанным предметам от 3-х человек. Количественный состав групп по хору - в среднем 12 человек, по оркестру - 6 человек, по другим формам коллективного музицирования - от 2-х человек.

Общее количество групп по названным дисциплинам не должно превышать их числа в пределах установленной нормы.

3. Помимо педагогических часов, указанных в учебном плане, необходимо предусмотреть:

- преподавательские часы для проведения сводных занятий хоров (по 2 урока в месяц);

- концертмейстерские часы:

- для проведения занятий с хорами по группам в соответствии с учебным планом и для сводных занятий (по 2 урока в месяц);

- для проведения занятий по предметам по выбору (сольному пению, вокальному ансамблю и др.).

 

ОП ранней профессиональной ориентации учащихся

(VIII (VI) класс)

 

1. Музыкальное исполнительство <*>

(инструментальное исполнительство, сольное пение)

 

--------------------------------

<*> Школы искусств в пределах имеющихся средств могут расширять перечень предметов и увеличивать количество часов указанных дисциплин учебного плана.

 

 N
п/п

   Наименование предмета 

Количество уроков
     в неделю   

  Проведение  
   экзаменов  

1.

Музыкальный инструмент   
(сольное пение)          

3               

экзамен       

2.

Сольфеджио               

2               

экзамен       

3.

Элементарная теория музыки

1               

 

4.

Музыкальная литература   

1,5             

 

5.

Коллективное музицирование
(хор, оркестр, ансамбль, 
камерный ансамбль)       

1               

 

6.

Предмет по выбору <**>

2               

 

 

Всего:                   

10,5            

 

 

--------------------------------

<**> Примерный перечень предметов по выбору: другой музыкальный инструмент, композиция, импровизация (подбор по слуху), сольное пение, вокальный ансамбль, аранжировка, индивидуальные занятия по сольфеджио, аккомпанемент и др.

 

Примечание.

1. VIII класс считается старшим.

2. Время, отведенное на предмет "Коллективное музицирование", для учащихся, осваивающих ОП "Инструментальное исполнительство", используется по усмотрению руководства школы на занятия хора, оркестра, ансамбля (камерного ансамбля). Основной формой коллективного музицирования для учащихся, осваивающих ОП "Сольное пение", является вокальный ансамбль.

3. Количественный состав групп по сольфеджио, музыкальной литературе, элементарной теории - в среднем 3 человека; в школах с контингентом учащихся менее 100 человек допускается состав групп по указанным предметам менее 3-х человек. Количественный состав групп по хору - в среднем 12 человек, по оркестру - 6 человек, по другим формам коллективного музицирования - от 2-х человек.

Общее количество групп по названным дисциплинам не должно превышать их числа в пределах установленной нормы.

4. Помимо занятий в оркестре, хоре, ансамбле в соответствии с учебным планом 1 раз в месяц проводятся сводные занятия оркестра, хора, ансамбля (по 2 урока).

5. Помимо педагогических часов, указанных в учебном плане, необходимо предусмотреть:

- преподавательские часы для проведения сводных занятий оркестров, хоров, ансамблей (по 2 урока в месяц);

- концертмейстерские часы:

- для проведения занятий с хором по группам в соответствии с учебным планом и для сводных репетиций (по 2 урока в месяц);

- для проведения занятий по другим формам коллективного музицирования (кроме оркестра) из расчета 100% времени, отведенного на каждый коллектив;

- для проведения занятий по музыкальному инструменту (кроме фортепиано, баяна, аккордеона, арфы, гитары) из расчета 1 урока в неделю на каждого ученика;

- для проведения занятий по предметам по выбору (сольному пению, вокальному ансамблю, аккомпанементу и др.);

- для проведения занятий по предмету "Сольное пение" из расчета 100% времени, отведенного на данный предмет.

 

2. Хоровое дирижирование <*>

 

--------------------------------

<*> Школы искусств в пределах имеющихся средств могут расширять перечень предметов и увеличивать количество часов указанных дисциплин учебного плана.

 

 N
п/п

   Наименование предмета 

Количество уроков
     в неделю   

  Проведение  
   экзаменов  

1.

Хор <**>

4               

 

2.

Сольфеджио               

2               

экзамен       

3.

Элементарная теория музыки

1               

 

4.

Музыкальная литература   

1,5             

 

5.

Музыкальный инструмент   

2               

экзамен       

6.

Основы хорового          
дирижирования            

1               

 

7.

Предмет по выбору <***>

2               

 

 

Всего:                   

13,5            

 

 

--------------------------------

<**> Учащиеся VIII (VI) класса хоровых отделений школ искусств посещают занятия в старшем хоре в соответствии с учебным планом.

<***> Примерный перечень предметов по выбору: музыкальный инструмент, композиция, импровизация (подбор по слуху), камерный ансамбль, сольное пение, вокальный ансамбль, чтение хоровых партитур, аранжировка, аккомпанемент и др.

 

Примечание.

1. VIII класс считается старшим.

2. Количественный состав групп по сольфеджио, музыкальной литературе, элементарной теории - в среднем 3 человека; в школах с контингентом учащихся менее 100 человек допускается состав групп по указанным предметам менее 3-х человек. Количественный состав групп по хору - в среднем 12 человек.

Общее количество групп по названным дисциплинам не должно превышать их числа в пределах установленной нормы.

3. Помимо педагогических часов, указанных в учебном плане, необходимо предусмотреть:

- преподавательские часы для проведения сводных занятий хоров (по 2 урока в месяц);

- концертмейстерские часы:

- для проведения занятий с хорами по группам в соответствии с учебным планом и для сводных занятий (2 урока в месяц);

- для проведения занятий по предметам по выбору (сольному пению, вокальному ансамблю и др.);

- для проведения занятий по предмету "Основы хорового дирижирования";

- для проведения занятий по предметам по выбору (сольному пению, вокальному ансамблю, аккомпанементу и др.).

 

3. Теория музыки <*>

 

--------------------------------

<*> Школы искусств в пределах имеющихся средств могут расширять перечень предметов и увеличивать количество часов указанных дисциплин учебного плана.

 

 N
п/п

   Наименование предмета 

Количество уроков
     в неделю   

  Проведение  
   экзаменов  

1.

Сольфеджио               

2               

экзамен       

2.

Элементарная теория музыки

1               

 

3.

Музыкальная литература   

1,5             

 

4.

Композиция               

1               

 

5.

Музыкальный инструмент   

2               

экзамен       

6.

Коллективное музицирование
(хор, оркестр, ансамбль, 
камерный ансамбль)       

1               

 

7.

Предмет по выбору <**>

2               

 

 

Всего:                   

10,5            

 

 

--------------------------------

<**> Примерный перечень предметов по выбору: другой музыкальный инструмент, композиция, импровизация (подбор по слуху), сольное пение, вокальный ансамбль, аранжировка, аккомпанемент и др.

 

Примечание.

1. VIII класс считается старшим.

2. Время, отведенное на предмет "Коллективное музицирование", используется по усмотрению руководства школы на занятия хора, оркестра, ансамбля (камерного ансамбля).

3. Количественный состав групп по сольфеджио, музыкальной литературе, элементарной теории - в среднем 3 человека; в школах с контингентом учащихся менее 100 человек допускается состав групп по указанным предметам менее 3-х человек. Количественный состав групп по хору - в среднем 12 человек, по оркестру - 6 человек, по другим формам коллективного музицирования - от 2-х человек.

Общее количество групп по названным дисциплинам не должно превышать их числа в пределах установленной нормы.

4. Помимо занятий в оркестре, хоре, ансамбле в соответствии с учебным планом 1 раз в месяц проводятся сводные занятия оркестра, хора, ансамбля (по 2 урока).

5. Помимо педагогических часов, указанных в учебном плане, необходимо предусмотреть:

- преподавательские часы для проведения сводных занятий оркестров, хоров, ансамблей (по 2 урока в месяц);

- концертмейстерские часы:

- для проведения занятий с хором по группам в соответствии с учебным планом и для сводных репетиций (по 2 урока в месяц);

- для проведения занятий по другим формам коллективного музицирования (кроме оркестра) из расчета 100% времени, отведенного на каждый коллектив;

- для проведения занятий по музыкальному инструменту (кроме фортепиано, баяна, аккордеона, арфы, гитары) из расчета 1 урока в неделю на каждого ученика;

- для проведения занятий по предметам по выбору (вокалу, вокальному ансамблю, аккомпанементу и др.).

 

Методические рекомендации

по введению примерных учебных планов образовательных

программ по видам музыкального искусства

для детских школ искусств

 

На основе данных учебных планов образовательные учреждения могут разрабатывать рабочие учебные планы.

Новые учебные планы базируются на многолетних традициях отечественного художественного образования, учитывают опыт работы школ искусств за последнее десятилетие и предлагают целесообразный, методически обоснованный объем учебной нагрузки учащихся и ее распределение.

Учебные планы включают 5-летние и 7-летние курсы обучения и состоят из двух частей - инвариантной (неизменной) и вариативной. Инвариант 5-летней ОП - 3 года, инвариант 7-летней ОП - 5 лет.

 

ИНВАРИАНТНАЯ ЧАСТЬ УЧЕБНЫХ ПЛАНОВ 7-ЛЕТНИХ ОП

 

 N
п/п

    Наименование   
      предмета     

       Количество уроков в неделю     

 

 

   I  

   II 

  III 

   IV 

   V  

1.

Сольфеджио         

1,5   

1,5   

1,5   

1,5   

1,5   

2.

Музицирование      

0,5   

0,5   

0,5   

0,5   

0,5   

3.

Слушание музыки    

1     

1     

1     

-     

-     

4.

Музыкальная        
литература         

-     

-     

-     

1     

1     

 

ИНВАРИАНТНАЯ ЧАСТЬ УЧЕБНОГО ПЛАНА 5-ЛЕТНИХ ОП <*>

 

--------------------------------

<*> Инвариантная часть учебного плана 5-летних ОП для учащихся, поступающих в школу в 7 - 9 лет, включает 3-летний курс предмета "Слушание музыки", предмет "Музыкальная литература" вводится в IV классе.

 

 N
п/п

    Наименование    
      предмета      

       Количество уроков в неделю    

 

 

      I    

     II    

     III   

1.

Сольфеджио          

1,5        

1,5        

1,5        

2.

Музицирование       

0,5        

0,5        

0,5        

3.

Слушание музыки     

1          

-          

-          

4.

Музыкальная         
литература          

-          

1          

 1         

 

Инвариантная часть учебного плана - основа I этапа обучения в школе искусств <*>. Комплекс предметов и объем часов, предложенных в данном плане, определяют полноту и интенсивность процесса реализации образовательных программ, что позволяет решить не только задачи выявления творческих способностей учащегося, но и сформировать навыки учебной деятельности, обеспечить овладение необходимым минимумом знаний, умений, навыков и т.д.

 

--------------------------------

<*> I этап обучения включает помимо инвариантного (неизменного) комплекса предметов обязательные - по видам исполнительского искусства (музыкальный инструмент, сольное пение, хор).

 

Цели и задачи обучения I этапа:

- выявление и развитие творческих способностей учащихся в рамках образовательного процесса;

- формирование навыков учебной деятельности;

- овладение необходимым минимумом знаний, умений и навыков;

- достижение уровня образованности, соответствующего функциональной грамотности.

Особое внимание к развитию практических навыков определило появление в учебном плане предмета "Музицирование". Среди предметов теоретического цикла важное место уделяется предмету "Слушание музыки", введение которого позволит более эффективно решать вопросы развития музыкального мышления учащихся на начальном этапе обучения.

Содержание ОП I этапа позволяет в учебном процессе провести дифференциацию учащихся по их способностям и возможностям. Только после освоения данной ОП возможен переход учащегося на различные по целям, задачам, уровням сложности программы следующего этапа: учащийся может выбрать один из нескольких вариантов продолжения обучения <**>.

 

--------------------------------

<**> При выборе ОП II этапа в дальнейшем учитываются: желание учащегося, родителей (законных представителей), оформленное в виде заявления; результаты экзаменов по окончании I этапа обучения; рекомендации преподавателей по музыкальному инструменту, сольфеджио и другим дисциплинам. Окончательное решение принимает педагогический совет образовательного учреждения.

 

ОП инвариантной части учебного плана гарантируют каждому учащемуся образовательного учреждения овладение необходимым минимумом знаний, умений, навыков для продолжения образования (самообразования) и адаптации в современном культурном пространстве.

Вариативная часть учебных планов (II этап обучения) обеспечивает более полную реализацию творческих возможностей и потребностей учащегося. Содержание ОП данного этапа должно соответствовать направленности интересов ребенка, его достижениям и способностям.

 

Цели и задачи обучения II этапа:

- создание условий для наиболее полной реализации целевого выбора учащегося по видам искусства;

- достижение уровня развития личности, достаточного для ее творчески деятельной самореализации и самовыражения в сфере искусства;

- достижение уровня образованности, позволяющего выпускнику самостоятельно ориентироваться в ценностях мирового культурного пространства;

- приобретение собственного опыта художественной деятельности, выраженного в достаточно высокой степени овладения знаниями, умениями, навыками по выбранному виду искусства.

Целью ОП инструментального (вокального) музицирования является формирование основ самостоятельной музыкальной деятельности после окончания школы, умения осваивать новый материал в общекультурной и музыкальной областях, сохранение и развитие устойчивого интереса к обучению, закрепление и развитие практических навыков музицирования.

Для решения этих задач в учебный план введены предметы: "Современная музыка", "Аккомпанемент и игра в ансамбле" (для вокалистов - пение в ансамбле), "Практикум по сольфеджио". По сложившейся традиции предмет "Сольфеджио" включает изучение элементов музыкальной грамоты и формирование практических навыков владения музыкальной речью (слуховой анализ, чтение с листа, подбор аккомпанемента, пение в ансамбле и др.). Основой предмета "Практикум по сольфеджио" является закрепление и дальнейшее развитие практических навыков.

По предметам "Аккомпанемент и игра в ансамбле", "Практикум по сольфеджио" проводится итоговая аттестация - экзамен. По всем предметам ОП инструментального (вокального) музицирования обязательно проводится промежуточная аттестация. Порядок выбора форм промежуточной аттестации определяется Уставом образовательного учреждения.

Наполнение содержания учебной деятельности ОП вариативной части отражает развитие ребенка, изменение уровня и направленности его интересов, достижений и способностей.

Вариативная часть учебного плана допускает при определенных условиях возможность смены направления обучения уже внутри II этапа обучения. Данное решение принимает директор образовательного учреждения по заявлению родителей (законных представителей).

Сохраняя сложившиеся традиции по подготовке профессионально ориентированных учащихся к поступлению в средние специальные учебные заведения, учебные планы предлагают ОП дополнительного года обучения - VIII (VI) класс. Прием в VIII (VI) класс осуществляется с учетом подготовленности учащихся.

Задача ОП ранней профессиональной ориентации учащихся - создание наиболее благоприятных условий для обучения способных детей, готовых к продолжению обучения после окончания школы. В этих целях увеличено количество часов на профессионально ориентирующие предметы, введены новые предметы, такие как элементарная теория музыки, основы хорового дирижирования (для учащихся, осваивающих ОП образовательной области "Хоровое дирижирование") и т.д.; на уровне предмета по выбору создаются условия для возможного проведения индивидуальных занятий по предметам теоретического цикла.

Цель данного направления в обучении - достижение уровня образованности учащегося, соответствующего допрофессиональной компетентности <*>.

 

--------------------------------

<*> Допрофессиональная компетентность - уровень образованности, достаточный для осознанного выбора профессии и успешного дальнейшего обучения.

 

Особое место среди учебных планов нового поколения занимает учебный план сокращенной семилетней ОП - 5-летний курс для учащихся, начинающих обучение в 7 - 9 лет. После освоения данной ОП учащийся может: закончить обучение в школе (получив свидетельство о завершении сокращенного курса), продолжить обучение, выбрав другой музыкальный инструмент или один из вариантов II этапа 7-летних образовательных программ.

Кроме того, новые учебные планы предлагают 5-летнюю ОП хорового искусства для учащихся, начинающих обучение после 9 лет.

Инвариантная часть учебного плана 5-летнего курса соответствует I - III классам, вариативная - IV - V классам.

В силу ограниченного по времени прохождения полного курса 5-летние ОП воплощают вариативный метод на уровне предмета по выбору, что помогает найти индивидуальный путь развития каждого ребенка.

Особое место в учебных планах занимает предмет по выбору. При организации занятий следует пользоваться следующими рекомендациями:

1. Использование возможностей предмета по выбору позволяет применить на практике методы дифференцированного обучения и индивидуального подхода.

2. Определяющим принципом введения в учебные планы того или иного предмета по выбору должно быть добровольное желание учащегося заниматься этой дисциплиной. Необходимо вести разъяснительную работу по осознанию учащимися и родителями необходимости и полезности предметов по выбору, их особой роли в развитии каждого учащегося.

3. При определении перечня предметов по выбору, а также количества часов, выделяемых на тот или иной предмет, школа должна принимать во внимание наличие соответствующих педагогических кадров и материально-технической базы.

4. Учащимся, обучающимся на оркестровых инструментах, в рамках предмета по выбору рекомендуется изучение фортепиано, что отвечает сложившейся традиции преподавания "общего фортепиано" в музыкальной школе.

5. Перечень предметов по выбору утверждается педагогическим советом по представлению директора школы до начала учебного года.

6. По желанию учащихся и их родителей директор школы имеет право освобождать учащихся от предмета по выбору. Образовавшийся резерв часов может быть использован по усмотрению директора школы. В некоторых случаях возможно использование времени, отведенного на предмет по выбору, для увеличения часов на предметы учебного плана (например, увеличение часов на предмет "Музыкальный инструмент" в учебном плане хорового класса).

7. Распределение часов и выбор предметов должны не просто дополнять учебный план для данного ученика или группы учащихся, но применяться с учетом наибольшей их пользы для данного этапа обучения, возраста или индивидуальных склонностей. Например, для начального этапа обучения наиболее важным предметом для всех учащихся является предмет "Слушание музыки", для учащихся, проявляющих склонности к сочинению, - композиция и т.д.

8. Некоторые предметы могут быть рассчитаны не на 1 урок, а 0,5 урока (например, предмет "Подбор по слуху").

9. При введении предметов по выбору необходимо учитывать общую недельную нагрузку каждого учащегося, а также индивидуальные физические возможности детей.

 

Заключение

 

Новые учебные планы обеспечивают широту развития личности, учет индивидуальных потребностей каждого ребенка. Кроме того, учебные планы отвечают следующим требованиям:

- целостности (внутренней взаимосвязи компонентов учебного плана - учебных курсов, предметов, учебных программ и др.);

- сбалансированности (уравновешенности составляющих частей, циклов, областей);

- преемственности (последовательности образовательных программ как выражения последовательности этапов развития личности, ее способностей, мотивов деятельности);

- перспективности (наличии резервов, гибкости плана);

- динамичности (возможности переориентации учащегося на этапах обучения, соответствующих вариативной части плана).

На начальном этапе перехода к новым учебным планам школа искусств может использовать не все ОП, постепенно включая в учебный процесс тот или иной вариант. Внедрение учебных планов нового поколения может вызвать затруднения в школах с небольшим контингентом учащихся. В этом случае школа может выбрать один или два учебных плана. Для школ с развитым контингентом открываются широкие возможности творческого поиска. Наряду с учебными планами нового поколения могут применяться и ранее утвержденные учебные планы.

 

 




Законодательство России в сфере образования // Некоммерческий проект про образование в помощь педагогам, студентам, школьникам и их родителям. //

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования

Copyright © www.pravoeducation.ru, 2012 - 2024