МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 19 августа 2004 г. N АФ-705
О ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
В связи с
запросами, поступающими в Минобрнауки России из
регионов по проблеме разграничения полномочий государственных органов
исполнительной власти и местного самоуправления в соответствии с Федеральными
законами от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации" и от 06.10.99 N 184-ФЗ "Об
общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных
органов государственной власти субъектов Российской Федерации" в отношении перспектив деятельности государственных образовательных учреждений
дополнительного образования детей, финансируемых из регионального бюджета,
министерство сообщает.
В Российской
Федерации на протяжении 85 лет сложилась и продолжает развиваться
государственная система дополнительного (внешкольного) образования детей, не
имеющая аналогов в мире. Она включает в себя 18 тыс. образовательных учреждений
разной ведомственной принадлежности, 440 тыс. педагогов, 13 млн. детей в
возрасте от 5 до 18 лет, занимающихся в свободное время дополнительным
образованием по выбору: художественным, научно-техническим, спортивным,
туристско-краеведческим, эколого-биологическим, исследовательской
деятельностью. В Концепции модернизации российского образования на период до
2010 года подчеркнута особая роль этих учреждений как одного из определяющих
факторов развития склонностей, способностей и интересов, социального и
профессионального самоопределения детей и молодежи. Кроме того, с каждым годом
возрастает их роль в обеспечении занятости детей и подростков, организации их
социально значимого досуга, профилактике правонарушений, наркомании,
безнадзорности и других асоциальных проявлений среди несовершеннолетних.
В соответствии с
распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.12.2000 N 1847-р
разработана и утверждена Межведомственная программа развития системы
дополнительного образования детей на 2002 - 2005 годы, направленная на
сохранение сети и дальнейшее совершенствование системы, обеспечение
доступности, качества и эффективности дополнительного образования детей.
Системообразующими
центрами развития дополнительного образования детей на федеральном и
региональном уровнях являются государственные учреждения дополнительного
образования детей, которые выполняют функции, не относящиеся к полномочиям
органов местного самоуправления, определенным статьей 15 Федерального закона от
06.10.2003 N 131-ФЗ. Они призваны участвовать в осуществлении полномочий
органов государственной власти в области воспитания и образования детей и в
рамках этого:
- являются опорными
образовательными учреждениями, осуществляющими сетевое взаимодействие
муниципальных, региональных и федеральных образовательных учреждений в системе
воспитания и дополнительного образования детей; обеспечивают участие детей
субъектов РФ в мероприятиях федерального и международного уровня;
- реализуют функции
организационно-методических центров для образовательных учреждений всех типов и
видов субъектов РФ; осуществляют программно-методическое обеспечение
муниципальных учреждений дополнительного образования детей; организуют работу
по переподготовке и повышению квалификации педагогических кадров с учетом
специфики деятельности; проводят экспериментальную работу;
- организуют работу
с одаренными детьми от муниципального до федерального
и международного уровней, участвуют в формировании молодежной политики,
способствуют развитию "замещающей педагогики" в деятельности по
предупреждению негативных социальных явлений в детской и молодежной среде.
Позитивные
результаты деятельности системы достигаются благодаря четко выстроенной
управленческой вертикали на муниципальном, региональном и федеральном уровнях,
способствующей развитию мотивации, совершенствованию деятельности, стремлению к
достижению высоких показателей в различных областях знаний и творческой
деятельности на конкурсах, соревнованиях, олимпиадах, состязаниях и т.д.
Механический перевод государственных образовательных учреждений на
муниципальный уровень может привести к разрушению единого образовательного
пространства, системы дополнительного образования детей России в целом,
нарушению прав и законных интересов ребенка (п. 6 ст. 13 Федерального закона от
24.07.98 N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской
Федерации").
С учетом
того, что получение дополнительного образования как составной части основного
общего образования является функцией государства, Федеральные законы "Об
общих принципах организации местного самоуправления в Российской
Федерации" и "Об общих принципах организации законодательных
(представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов
Российской Федерации" не противоречат сохранению государственных
учреждений дополнительного образования детей на региональном уровне с
соответствующим финансированием их за счет бюджета субъекта для выполнения делегированных им полномочий.
Пункт 1.11 статьи
15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "...организации
предоставления дополнительного образования и общедоступного бесплатного
дошкольного образования на территории муниципального района, а также
организация отдыха детей в каникулярное время..." не меняет само
определение, статус государственных учреждений дополнительного образования
детей, их структуру, полномочия, другие юридические нормативы функционирования
этих учреждений.
В связи с изложенным Минобрнауки
России полагало бы целесообразным сохранить эти структуры в качестве
государственных учреждений дополнительного образования детей.
Министр
А.А.ФУРСЕНКО