МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 24 мая 2004 г. N 42-52-93ин/13
Министерство
образования Российской Федерации направляет для практического использования
Рекомендации об организации деятельности базового педагогического колледжа в рамках
Программы модернизации педагогического образования.
Базовые
педагогические колледжи в рамках Программы модернизации педагогического
образования (далее - базовые педагогические колледжи) были определены на основе
Положения о конкурсе по определению базовых педагогических колледжей в рамках
Программы модернизации педагогического образования (Приказ Минобразования
России от 24.02.2004 N 811 "О проведении конкурса по определению базовых
педагогических колледжей в рамках Программы модернизации педагогического
образования") и утверждены Приказом Минобразования России от 01.04.2004 N 1414 "Об итогах конкурса по определению базовых педагогических
колледжей в рамках Программы модернизации педагогического образования".
Первый заместитель
Министра
А.Ф.КИСЕЛЕВ
Приложение
РЕКОМЕНДАЦИИ
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАЗОВОГО
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА В РАМКАХ ПРОГРАММЫ
МОДЕРНИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
1. Введение
1.1. Базовый педагогический колледж в рамках Программы модернизации
педагогического образования (далее - базовый педагогический колледж) был
определен на основе Положения о конкурсе по определению базовых педагогических
колледжей в рамках Программы модернизации педагогического образования (Приказ
Минобразования России от 24.02.2004 N 811 "О проведении конкурса по
определению базовых педагогических колледжей в рамках Программы модернизации
педагогического образования") и утвержден Приказом Минобразования России от
01.04.2004 N 1414 "Об итогах конкурса по определению базовых
педагогических колледжей в рамках Программы модернизации педагогического
образования".
1.2. Основными
целями деятельности базового педагогического колледжа являются координация
действий по модернизации педагогического образования, создание
научно-методических, информационных и организационных условий для повышения
качества педагогического образования.
2. Основные
принципы и направления деятельности
базового
педагогического колледжа
2.1. Основные
принципы деятельности базового педагогического колледжа:
принцип
системности, предполагающий взаимосвязь и взаимодействие всех субъектов
образовательного пространства посредством формирования сетевого взаимодействия,
информационно-коммуникационных связей;
принцип интеграции
и дифференциации, способствующий объединению усилий различных социальных
институтов по решению задач модернизации образования, обеспечению вариативных
подходов к содержанию образования и организации образовательного процесса;
принцип открытости,
предполагающий формирование доступного информационного пространства и
проведение единой образовательной политики;
принцип
коллегиальности, обеспечивающий коллективное обсуждение всех направлений
сотрудничества по модернизации образования, выработку и принятие общих решений;
принцип
непрерывности образования, предполагающий преемственность среднего
педагогического образования с другими образовательными уровнями с учетом
сложившихся традиций формирования структуры и содержания образования и ориентацией
на европейские процессы в образовании.
2.2. Основные
направления деятельности базового педагогического колледжа:
2.2.1.
Информационно-аналитическая деятельность:
- изучение
соответствия государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки
выпускников по специальностям среднего профессионального образования
педагогического профиля федеральному компоненту государственного стандарта
общего образования;
- изучение
соответствия государственных требований к минимуму содержания и уровню
подготовки выпускников по специальностям среднего профессионального образования
педагогического профиля содержанию государственного образовательного стандарта
высшего профессионального образования по направлениям и специальностям
педагогического профиля;
- анализ, обобщение
и формирование банка образовательной практики педагогических колледжей по
актуальным направлениям модернизации образования и ознакомление образовательных
учреждений с опытом инновационной деятельности;
- участие в
определении региональных потребностей в педагогических кадрах;
- создание банка данных элитного кадрового потенциала системы среднего
профессионального образования педагогического профиля;
- создание
информационного портала в системе среднего профессионального образования
педагогического профиля;
- информирование
педагогических колледжей и училищ о новых направлениях в развитии образования,
новых примерных программах по учебным дисциплинам, учебно-методической и
нормативно-правовой документации.
2.2.2.
Научно-методическая деятельность:
- участие в
определении направлений развития педагогического образования, в том числе в
соответствии с европейскими процессами;
- организация и
разработка (корректировка) проектов государственных требований к минимуму
содержания и уровню подготовки выпускников по специальностям среднего
профессионального образования педагогического профиля;
- организация и
разработка содержания регионального (национально-регионального) компонента,
элективных курсов для предпрофильной подготовки
обучающихся общеобразовательных учреждений;
- участие в
разработке проектов государственных образовательных стандартов высшего
профессионального образования по направлениям и специальностям педагогического
профиля;
- разработка,
экспертиза и апробация учебно-программной и учебно-методической документации по
специальностям среднего профессионального образования педагогического профиля в
условиях модернизации образования;
- организация и
разработка примерных программ учебных дисциплин по специальностям среднего
профессионального образования педагогического профиля;
- организация и
разработка системы менеджмента качества среднего профессионального образования;
- организация и
разработка модели формирования профессиональных компетенций специалиста со
средним профессиональным образованием педагогического профиля;
- организация и
разработка программ повышения квалификации педагогических кадров со средним
профессиональным образованием педагогического профиля в соответствии с
современными требованиями модернизации образования;
- организация и
разработка модели сетевого взаимодействия в системе непрерывного образования;
- участие в
разработке региональных программ развития образования;
- содействие в
выполнении целевых федеральных, региональных и муниципальных программ развития
образования, воспитания, молодежной политики и др.;
-
научно-методическая поддержка и сопровождение инновационных процессов в
региональной образовательной системе.
2.2.3.
Организационно-методическая деятельность:
- оказание помощи
общеобразовательным учреждениям в освоении и введении в действие федерального
компонента государственного стандарта общего образования;
- обобщение и
распространение инновационного педагогического опыта педагогических колледжей и
училищ;
- организация
мониторинга качества среднего профессионального образования;
- оказание
учебно-методической и научной поддержки всем участникам образовательного
процесса;
- осуществление
редакционно-издательской деятельности;
- оказание помощи в
развитии творческого потенциала педагогических работников образовательных
учреждений;
- повышение
квалификации педагогических работников со средним профессиональным
образованием;
- организация и
проведение региональных и всероссийских семинаров-совещаний, конференций по
актуальным вопросам педагогического образования;
- организация и
проведение на местах повышения квалификации педагогических кадров со средним
профессиональным образованием, проведение выездных совещаний, семинаров,
конференций, конкурсов и др.;
- организация и
оказание консультативной помощи образовательным учреждениям дошкольного,
общего, дополнительного и среднего профессионального образования.