МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 11 марта 2004 г. N 03-17ин/36-03
Министерство
образования Российской Федерации направляет для использования в работе
Рекомендации по организации приема и разработке правил приема в образовательные
учреждения среднего и высшего профессионального образования, участвующие в
эксперименте по введению единого государственного экзамена в 2004 году.
Первый заместитель
Министра
В.А.БОЛОТОВ
Приложение
к письму
Минобразования России
от 11 марта 2004 г.
N 03-17ин/36-03
РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПРИЕМА И РАЗРАБОТКЕ ПРАВИЛ
ПРИЕМА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ СРЕДНЕГО И ВЫСШЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, УЧАСТВУЮЩИЕ В
ЭКСПЕРИМЕНТЕ
ПО ВВЕДЕНИЮ ЕДИНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА
В 2004 ГОДУ
Настоящие
Рекомендации разработаны на основании законодательства Российской Федерации в
области образования, Положения о проведении единого государственного экзамена
(Приказ Минобразования России от 09.04.2002 N 1306, зарегистрирован Минюстом
России 08.05.2002, N 3420) (далее - Положение о проведении ЕГЭ), Порядка приема
в государственные образовательные учреждения высшего профессионального
образования (высшие учебные заведения) Российской Федерации, учрежденные
федеральными органами исполнительной власти (Приказ Минобразования России от
14.01.2003 N 50,
зарегистрирован Минюстом России 06.02.2003, N 4188) (далее - Порядок приема в
вузы); Порядка приема в государственные и муниципальные образовательные
учреждения среднего профессионального образования (средние специальные учебные
заведения) Российской Федерации (Приказ Минобразования России от 09.12.2002 N
4304, зарегистрирован Минюстом России 03.02.2003, N 4169) (далее - Порядок
приема в ссузы).
Рекомендации могут
быть использованы:
образовательными
учреждениями среднего и высшего профессионального образования (далее
соответственно - ссузы и вузы), участвующими в
эксперименте по введению единого государственного экзамена (далее -
эксперимент), в том числе их филиалами, расположенными на территории субъектов
Российской Федерации, участвующих в эксперименте;
ссузами и вузами, не участвующими в эксперименте, но принявшими решение
засчитывать результаты единого государственного экзамена (далее - ЕГЭ) в
качестве результатов вступительных испытаний.
При подготовке
правил приема в 2004 году указанные ссузы/вузы должны
исходить из необходимости отразить в них особенности приема документов,
организации вступительных испытаний, проведения конкурса и зачисления
поступающих на включенные в эксперимент направления подготовки (специальности).
Для этого в правилах приема рекомендуется выделить отдельный раздел "Прием
на направления подготовки (специальности), включенные в эксперимент по введению
единого государственного экзамена" либо дополнить соответствующими
положениями имеющиеся разделы правил приема.
1. В разделе, определяющем перечень направлений подготовки
(специальностей), на которые объявляется прием, рекомендуется с учетом схемы
проведения эксперимента в данном субъекте Российской Федерации (далее - субъект
Федерации) и Приказа Минобразования России от 26.12.2003 N 4794 "Об
участии государственных образовательных учреждений высшего профессионального
образования в эксперименте по введению единого государственного экзамена в 2004
году" указать:
перечень
направлений подготовки (специальностей), включенных в эксперимент, с указанием
форм обучения, прием на которые осуществляется по результатам ЕГЭ;
перечень
вступительных испытаний на включенные в эксперимент направления подготовки
(специальности), по которым засчитываются результаты ЕГЭ или проводятся
вступительные испытания в форме и по материалам ЕГЭ;
перечень
вступительных испытаний профессиональной направленности (профильных испытаний)
на каждое включенное в эксперимент направление подготовки (специальность), а
также наименование и форму проведения вступительных испытаний для поступающих,
имеющих право на зачисление в ссузы/вузы по
результатам уменьшенного количества вступительных испытаний.
При определении
перечня вступительных испытаний по каждому направлению подготовки
(специальности) вузам рекомендуется руководствоваться письмом Минобразования
России от 25.08.2003 N 14-52-989ин/13.
При этом следует
иметь в виду, что в настоящее время проведение вступительного испытания в ссузы/вузы по общеобразовательному предмету "русский
язык и литература" не предусмотрено. Ссузы/вузы
вправе предусмотреть проведение двух вступительных испытаний - по русскому
языку и по литературе - на направления подготовки (специальности), для которых
данные предметы являются профильными. Если литература не является профильным
предметом при поступлении на направление подготовки (специальность), включенное
в эксперимент, то вступительное испытание по русскому языку и/или литературе в
форме сочинения рекомендуется заменить вступительным испытанием по русскому
языку в форме и по материалам ЕГЭ.
2. В разделе,
регулирующем прием документов, рекомендуется указать следующее.
2.1. Поступающие на
включенные в эксперимент направления подготовки (специальности), кроме перечня
документов, установленного п. 12 Порядка приема в ссузы/п.
10 Порядка приема в вузы, представляют по своему усмотрению оригиналы или
заверенные в установленном порядке копии свидетельства о результатах ЕГЭ (далее
- свидетельство).
При подготовке
правил приема следует в соответствии с Положением о проведении ЕГЭ
предусмотреть возможность подачи поступающим документов на включенные в
эксперимент направления подготовки (специальности) как лично, так и по почте.
С учетом этого ссузу/вузу рекомендуется заблаговременно разработать
типовую форму заявления о приеме (примерная форма прилагается) и обеспечить
поступающим возможность ознакомиться с нею и документами, регламентирующими его
деятельность. Типовая форма заявления и иные документы, с которыми в
соответствии с пунктами 13, 14 Порядка приема в ссузы/пунктами
7, 10 Порядка приема в вузы должны быть ознакомлены поступающие, вывешиваются
до начала приема документов в местах информирования поступающих и публикуются
на веб-сайте ссуза/вуза.
2.2. При направлении документов по почте поступающий к заявлению о
приеме, составленному по типовой форме, прилагает ксерокопии документов, удостоверяющих
его личность и гражданство, по своему усмотрению оригиналы или заверенные в
установленном порядке копии документа государственного образца об образовании и
свидетельства о результатах ЕГЭ, а также иные документы, предусмотренные п. 12
Порядка приема в ссузы/п. 10 Порядка приема в вузы.
Документы
направляются поступающим заказным письмом с уведомлением и описью вложения,
заверенной отделением связи, принявшим данное почтовое отправление. Уведомление
и заверенная опись вложения являются основанием подтверждения приема документов
поступающего.
В случае, если документы отправлены поступающим до 15 июля, однако
поступили в вуз после 15 июля, приемная комиссия проводит их регистрацию в
установленном порядке.
2.3. Ссузы/вузы, участвующие в эксперименте, должны принимать
свидетельства о результатах ЕГЭ, выданные как в субъекте Федерации, на
территории которого они расположены, так и в других субъектах Федерации.
Свидетельства о результатах ЕГЭ, выданные в различных субъектах Федерации,
равноценны.
Приемные
комиссии ссузов/вузов не вправе отказать поступающему
в приеме документов по причине недостаточного количества баллов, набранного им
на ЕГЭ.
2.4. Кроме того, в
данном разделе правил приема следует указать сроки приема документов на
включенные в эксперимент направления подготовки (специальности) по различным
формам обучения, исходя из реализуемой схемы эксперимента, требований Порядка
приема в ссузы/Порядка приема в вузы и с учетом п.
3.6 настоящих Рекомендаций.
Ссузам/вузам
рекомендуется рассмотреть возможность установления совмещенных сроков приема
документов и вступительных испытаний при поступлении на направления подготовки
(специальности), включенные в эксперимент, на очную, очно-заочную (вечернюю),
заочную формы обучения и экстернат на места, финансируемые за счет средств
соответствующих бюджетов, и на места с оплатой стоимости обучения.
2.5. В целях
упорядочения процедуры зачисления в правилах приема рекомендуется установить
срок, в течение которого после окончания вступительных испытаний поступающий
должен подтвердить свое согласие обучаться в данном ссузе/вузе
(представить оригиналы необходимых документов). Указанный срок должен
определяться с учетом времени, фактически необходимого для направления
поступающим и получения ссузом/вузом соответствующего
подтверждения (оригиналов документов), и составлять не менее двух рабочих дней.
3. В разделе,
регулирующем проведение вступительных испытаний, рекомендуется учесть
следующее.
3.1. Вступительные
испытания на включенные в эксперимент направления подготовки (специальности)
проводятся:
по
общеобразовательным предметам, входящим в перечень ЕГЭ в данном субъекте
Федерации, - в форме и по материалам ЕГЭ;
по
общеобразовательным предметам, которые не входят в перечень ЕГЭ в данном
субъекте Федерации, - в форме, определенной в правилах приема, в том числе по
желанию ссуза/вуза и по согласованию с Минобразованием России в форме и по материалам ЕГЭ.
Ссузы/вузы не вправе проводить вступительные испытания в традиционной форме
по общеобразовательным предметам, входящим в перечень ЕГЭ в данном субъекте
Федерации, за исключением случаев, указанных в п. 3.2 настоящих Рекомендаций.
3.2. Ссуз/вуз вправе самостоятельно определить форму
вступительных испытаний на включенные в эксперимент направления подготовки (специальности)
по общеобразовательным предметам, входящим в перечень ЕГЭ в данном субъекте
Федерации, только для следующих категорий поступающих:
ссуз - для поступающих, имеющих начальное
профессиональное образование соответствующего профиля, среднее или высшее
профессиональное образование;
вуз - для лиц,
имеющих среднее профессиональное образование соответствующего профиля и
поступающих для обучения по сокращенным программам.
3.3. К
вступительным испытаниям в форме и по материалам ЕГЭ допускаются:
поступающие, не
участвовавшие в ЕГЭ в мае-июне 2004 года;
поступающие, не
сдававшие ЕГЭ в мае-июне 2004 года по общеобразовательным предметам, входящим в
перечень вступительных испытаний в форме и по материалам ЕГЭ на избранные ими
направления подготовки (специальности).
Поступающий,
сдававший ЕГЭ в мае-июне 2004 года по общеобразовательным предметам, входящим в
перечень вступительных испытаний на избранное направление подготовки
(специальность), к вступительным испытаниям в форме и по материалам ЕГЭ в июле
по этим же предметам не допускается.
3.4. Контроль за достоверностью сведений об участии в ЕГЭ в
мае-июне 2004 года, представляемых поступающим в ссуз/вуз,
осуществляет приемная комиссия ссуза/вуза совместно с
государственной экзаменационной комиссией субъекта Федерации (далее - ГЭК) и
при содействии Федеральной базы свидетельств о результатах ЕГЭ.
Ссузам/вузам рекомендуется обращаться с запросом в Федеральную базу
свидетельств о результатах ЕГЭ о каждом поступающем, подавшем документы на
направления подготовки (специальности), включенные в эксперимент, с целью
подтверждения его участия/неучастия в ЕГЭ в мае-июне текущего года, а также
правильности данных, содержащихся в представленном им свидетельстве о
результатах ЕГЭ.
Поступающий,
представивший недостоверные сведения, участвует в конкурсе в ссуз/вуз с тем количеством баллов, которое было получено им
при сдаче ЕГЭ по соответствующему общеобразовательному предмету в мае-июне 2004
года.
3.5. При
организации вступительных испытаний и зачисления на включенные в эксперимент
направления подготовки (специальности) в соответствии с Порядком приема в ссузы и Порядком приема в вузы
поступающие в ссузы/вузы, окончившие с медалями
образовательные учреждения среднего (полного) общего или начального
профессионального образования или с отличием образовательные учреждения
среднего профессионального образования, а также поступающие в ссузы, имеющие диплом о начальном профессиональном
образовании с отличием, проходят вступительные испытания профессиональной
направленности (профильные испытания) по общеобразовательному предмету,
определенному в правилах приема.
В случае, если указанные лица:
участвовали в ЕГЭ в
мае-июне текущего года и набрали по данному общеобразовательному предмету
установленное вузом количество баллов, они принимаются в ссуз/вуз
по результатам ЕГЭ;
не участвовали в
ЕГЭ в мае-июне текущего года по данному общеобразовательному предмету, они, за
исключением, предусмотренным п. 3.2 настоящих Рекомендаций, сдают
соответствующие вступительные испытания профессиональной направленности
(профильные испытания) в форме и по материалам ЕГЭ.
Вступительные
испытания в форме собеседования для них не проводятся.
Если
указанные лица набрали на ЕГЭ в мае-июне 2004 года или на вступительном
профильном испытании в форме и по материалам ЕГЭ по данному
общеобразовательному предмету меньшее количество баллов, чем установленное ссузом/вузом количество баллов, дающее право на зачисление
по результатам вступительного профильного испытания, им предоставляется право
дальнейшей сдачи вступительных испытаний и участия в конкурсе на общих
основаниях.
3.6.
Вступительные испытания в форме и по материалам ЕГЭ организуются ГЭК при
участии приемной комиссии ссуза/вуза в сроки,
установленные Минобразованием России. Указанные
испытания по каждому общеобразовательному предмету проводятся одновременно во
все ссузы и вузы, участвующие в эксперименте.
3.7. ГЭК по
представлению приемной комиссии ссуза/вуза организует
совместно с региональным центром обработки информации субъекта Российской
Федерации (далее - РЦОИ) комплектование групп и распределение поступающих,
сдающих вступительные испытания в форме и по материалам ЕГЭ, по пунктам
проведения ЕГЭ.
Ссузы/вузы при приеме документов информируют поступающих о сроках и месте
сдачи вступительных испытаний в форме и по материалам ЕГЭ, о порядке
ознакомления с их результатами и подачи апелляций.
Результаты
вступительных испытаний в форме и по материалам ЕГЭ вывешиваются в пунктах
проведения ЕГЭ, а также на информационном стенде и веб-сайте ссуза/вуза.
3.8. Поступающие,
сдававшие вступительные испытания в форме и по материалам ЕГЭ, имеют право
подать в письменной форме апелляцию в конфликтную комиссию субъекта Российской
Федерации. Порядок подачи и рассмотрения апелляции по результатам вступительных
испытаний в форме и по материалам ЕГЭ определяется Положением о проведении ЕГЭ
и положением о конфликтной комиссии, утвержденным органом управления
образованием субъекта Российской Федерации. В правилах приема в ссуз/вуз рекомендуется указать сроки и место приема
указанных апелляций.
Апелляционная
комиссия ссуза/вуза не вправе принимать апелляции по
процедуре и результатам вступительных испытаний в форме и по материалам ЕГЭ.
4. В разделе,
регулирующем проведение конкурса, рекомендуется указать следующее.
4.1. Конкурс на
общие и целевые места на включенные в эксперимент направления подготовки
(специальности) организуется раздельно.
4.2. В целях
организации конкурса и зачисления поступающих на
включенные в эксперимент направления подготовки (специальности) ссузу/вузу рекомендуется установить до начала вступительных
испытаний:
а) количество
баллов, которое необходимо набрать для зачисления:
поступающим,
имеющим право на зачисление по результатам вступительных испытаний
профессиональной направленности, - на соответствующих вступительных профильных
испытаниях;
поступающим,
имеющим в соответствии с законодательством Российской Федерации право на
внеконкурсное зачисление, - по каждому вступительному испытанию (при этом
шкала, устанавливающая границы удовлетворительной и отличной отметок
(количества баллов), является общей для поступающих вне конкурса и поступающих
по различным условиям конкурса на соответствующее направление подготовки
(специальность));
б) шкалу
перевода стобалльной системы оценивания результатов
ЕГЭ в сопоставимую с системой оценивания, используемой в данном ссузе/вузе (в случае, если зачисление на включенное в
эксперимент направление подготовки (специальность) проводится на основе
результатов ЕГЭ и результатов вступительных испытаний в традиционной форме).
При оценивании
результатов вступительных испытаний, проводимых ссузом/вузом
на включенные в эксперимент направления подготовки (специальности) в
традиционной форме, рекомендуется использовать также стобалльную
систему оценивания. В этом случае шкала перевода не устанавливается.
4.3. Результаты
централизованного тестирования в качестве результатов вступительных испытаний
на включенные в эксперимент направления подготовки (специальности) не
засчитываются.
5. В разделе,
регулирующем зачисление поступающих, рекомендуется
учесть следующее.
5.1. В соответствии с Положением о ЕГЭ зачисление на включенные в
эксперимент направления подготовки (специальности) проводится на конкурсной
основе по результатам ЕГЭ или вступительных испытаний в форме и по материалам
ЕГЭ, а также по результатам вступительных испытаний, проведенных ссузом/вузом в традиционной форме, в случае, если они
проводились по общеобразовательным предметам, не включенным в эксперимент в
данном субъекте Федерации.
5.2. Победители и
призеры заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников и члены
сборных команд Российской Федерации, участвовавших в международных олимпиадах
по общеобразовательным предметам и сформированных в порядке, определяемом
Правительством Российской Федерации, зачисляются на включенные в эксперимент
направления подготовки (специальности), соответствующие профилю олимпиады, без
вступительных испытаний.
5.3. Вне конкурса
при условии успешной сдачи ЕГЭ и/или вступительных испытаний в форме и по
материалам ЕГЭ (набора установленного ссузом/вузом
количества баллов) в ссуз/вуз зачисляются
поступающие, имеющие право на внеконкурсное зачисление в соответствии с
законодательством Российской Федерации.
5.4. Ссуз/вуз вправе
самостоятельно определить условия сдачи вступительных испытаний и прохождения
конкурса участниками проводимого в субъекте Федерации этапа Всероссийской
олимпиады школьников, занявшими первое, второе и третье места и представившими
документ органа управления образованием субъекта Федерации, подтверждающий
присуждение им призовых мест на олимпиаде (в том числе выставить высший балл
"100" за вступительные испытания, соответствующие профилю олимпиады,
без их сдачи в форме и по материалам ЕГЭ).
5.5. Зачисление
рекомендуется осуществлять поэтапно. В этом случае процедура зачисления
включает в себя:
подведение итогов
конкурса, составление списка прошедших конкурс и списка резерва;
обязательное
оповещение поступающих, прошедших конкурс, и
поступающих, включенных в список резерва;
сбор подтверждений
(оригиналов документов) поступающих, прошедших конкурс;
издание приказа о
зачислении.
В случае отказа
ряда поступающих, прошедших конкурс, от зачисления в данный ссуз/вуз
либо отсутствия своевременного подтверждения ими согласия (непредставления в
сроки, установленные правилами приема, оригиналов документов) зачисление
осуществляется из числа поступающих, включенных в список резерва.
5.6. На основании
Порядка приема ссуз/вуз устанавливает в правилах
приема согласованные с советом ректоров вузов и советом директоров ссузов субъекта Федерации сроки зачисления поступающих на
включенные в эксперимент направления подготовки (специальности) по различным
формам обучения с учетом рекомендуемой процедуры зачисления и особенностей
проведения эксперимента в данном ссузе/вузе.
В случае, если ссуз/вуз засчитывает
результаты ЕГЭ и/или вступительных испытаний в форме и по материалам ЕГЭ при
приеме на все формы обучения по включенным в эксперимент направлениям
подготовки (специальностям), рекомендуется установить:
различные сроки
зачисления на эти формы обучения;
возможность
зачисления на очно-заочную и заочную формы обучения поступающих,
подавших заявления на очную форму обучения, но не прошедших по конкурсу;
возможность
организации дополнительного приема на очную, очно-заочную и заочную формы
обучения в случае "недобора".
5.7. В правилах
приема рекомендуется указать, что лица, не прошедшие по общему конкурсу и
конкурсу на целевые места на включенные в эксперимент направления подготовки
и/или специальности, могут участвовать в конкурсе и быть зачислены в ссуз/вуз на договорной основе с оплатой стоимости обучения
юридическими или физическими лицами.
Свидетельство о
результатах сдачи ЕГЭ дает право на поступление на конкурсной основе как на
места, финансируемые из соответствующего бюджета, так и на места с оплатой
стоимости обучения.
5.8. В случае
отказа от участия в конкурсе и/или зачисления оригиналы документов об
образовании должны возвращаться поступающему приемной
комиссией ссуза/вуза в течение следующего рабочего
дня после получения соответствующего письменного заявления поступающего.
6. Все прочие
вопросы решаются приемной комиссией ссуза/вуза в
соответствии с порядком и правилами приема.
Приложение
к Рекомендациям по
организации
приема и разработке
правил
приема в
образовательные учреждения
среднего и высшего
профессионального
образования,
участвующие в эксперименте
по введению единого государственного
экзамена в 2004
году
Регистрационный номер ______________
Ректору/директору
________________________________________________
(полное
наименования вуза/ссуза)
__________________________________________________________________
от
┌───────────────────────────────┬────────────────────────────────┐
│Фамилия
______________________ │Гражданство:
──────────────────
│
│Имя
__________________________ │Документ, удостоверяющий │
│Отчество
_____________________ │личность, _____________________ │
│Дата
рождения ________________ │____________ N ________________ │
│Место
рождения _______________ │Когда и кем выдан:
__________ г.│
│______________________________
│_______________________________ │
└───────────────────────────────┴────────────────────────────────┘
Проживающего(ей) по адресу: ______________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
телефон
__________________________
ЗАЯВЛЕНИЕ
Прошу
допустить меня к вступительным испытаниям и участию в
конкурсе на направление подготовки (специальность)
_______________
____________________________________________________
факультета по
┌─┐ ┌─┐ ┌─┐
очной
└─┘, очно-заочной (вечерней) └─┘, заочной
└─┘ форме обучения
┌─┐
на места,
финансируемые из федерального
бюджета └─┘, на места с
┌─┐
полным
возмещением затрат └─┘
Прошу
засчитать в качестве результатов
вступительных испытаний
следующее:
(указать, где
получена отметка: ЕГЭ
- единый государственный
экзамен, О
- олимпиада, Другое* -
другие отметки, которые
разрешается
засчитывать в соответствии с Порядком приема)
Наименование
предмета
|
Код
предмета
|
Отметка
(балл)
|
ЕГЭ
|
О
|
Другое*
|
Наименование
и
номер документа
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Прошу допустить меня к вступительным испытаниям
по следующим
общеобразовательным
предметам:
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
О
себе сообщаю следующее:
┌─┐
Окончил(а) в ________ году общеобразовательное учреждение
└─┘;
образовательное учреждение начального профессионального
┌─┐
образования └─┘; образовательное учреждение среднего
┌─┐
┌─┐
профессионального
образования └─┘; другое
└─┘
┌─┐ ┌─┐
Аттестат
└─┘/диплом └─┘ Серия ______ N __________________
┌─┐
Медаль
(аттестат, диплом "с отличием") └─┘
┌─┐
Победитель
всероссийских олимпиад (член сборной) └─┘
Трудовой
стаж (если есть): _____ лет, ____ мес.
┌─┐
┌─┐
┌─┐
Иностранный язык:
английский └─┘, немецкий └─┘,
французский └─┘,
┌─┐ ┌─┐
другой
└─┘ ___________, не изучал └─┘
При
поступлении имею следующие льготы ____________________________
Документ,
предоставляющий право на льготы ________________________
┌─┐ ┌─┐
Общежитие:
нуждаюсь └─┘, не нуждаюсь └─┘
О
себе дополнительно сообщаю: ____________________________________
"__"
____________ 2004 г.
______________________
(подпись поступающего)
┌─┐
Высшее профессиональное образование
получаю впервые
└─┘, не
┌─┐
впервые
└─┘
______________________
(подпись поступающего)
С
лицензией на право осуществления
образовательной деятельности,
свидетельством
о государственной аккредитации, Правилами приема и
условиями
обучения в данном образовательном учреждении,
правилами
подачи
апелляций ознакомлен: ______________________
(подпись поступающего)
С
датой предоставления подлинника документа
об образовании
ознакомлен:
______________________
(подпись
поступающего)
Подпись
ответственного лица приемной комиссии ____________________
"__"
____________ 2004 г.