МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 9 марта 2004 г. N 03-51-48ин/42-03
В целях реализации
Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации
от 29.12.2001 N 1756-р) и содействия повышению качества образования
Министерство образования Российской Федерации подготовило и направляет для
практического применения Рекомендации об организации деятельности муниципальной
методической службы в условиях модернизации образования.
Первый заместитель
Министра
В.А.БОЛОТОВ
Приложение
РЕКОМЕНДАЦИИ
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МУНИЦИПАЛЬНОЙ МЕТОДИЧЕСКОЙ
СЛУЖБЫ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ
1. Общие
положения
1.1. Муниципальная
методическая служба (далее - Методическая служба) может являться
самостоятельным учреждением, структурным подразделением органов управления
образованием.
1.2. Цель
Методической службы - содействие повышению качества дошкольного и общего
образования (в том числе специального и дополнительного образования детей) в
условиях модернизации образования.
1.3. Задачи
Методической службы:
- содействие
развитию муниципальной системы образования;
- содействие
функционированию и развитию образовательных учреждений дошкольного и общего
образования (в том числе специального и дополнительного образования детей);
- оказание
поддержки образовательным учреждениям в освоении и введении в действие
государственных образовательных стандартов общего образования;
- оказание помощи в
развитии творческого потенциала педагогических работников образовательных
учреждений;
- удовлетворение
информационных, учебно-методических, образовательных потребностей
педагогических работников образовательных учреждений;
- создание условий
для организации и осуществления повышения квалификации педагогических и
руководящих работников образовательных учреждений;
- оказание
учебно-методической и научной поддержки всем участникам образовательного
процесса;
- содействие в
выполнении целевых федеральных, региональных и муниципальных программ
образования, воспитания, молодежной политики и др.
1.4. Выделяются
следующие основные виды Методической службы:
- районный
(городской) методический кабинет (центр);
- методический
отдел (кабинет, центр) как структурное подразделение органа управления
образованием.
2. Основные
направления деятельности Методической службы
К основным
направлениям деятельности Методической службы относятся:
2.1. Аналитическая
деятельность:
- мониторинг
профессиональных и информационных потребностей работников системы образования;
- создание базы
данных о педагогических работниках образовательных учреждений района (города,
округа);
- изучение и анализ
состояния и результатов методической работы в образовательных учреждениях,
определение направлений ее совершенствования;
- выявление
затруднений дидактического и методического характера в образовательном
процессе;
- сбор и обработка
информации о результатах учебно-воспитательной работы образовательных
учреждений района (города, округа);
- изучение,
обобщение и распространение передового педагогического опыта.
2.2. Информационная
деятельность:
- формирование
банка педагогической информации (нормативно-правовой, научно-методической,
методической и др.);
- ознакомление
педагогических работников с новинками педагогической, психологической,
методической и научно-популярной литературы на бумажных и электронных
носителях;
- ознакомление
педагогических и руководящих работников образовательных учреждений с опытом
инновационной деятельности образовательных учреждений и педагогов;
- информирование
педагогических работников образовательных учреждений о новых направлениях в
развитии дошкольного, общего, специального образования и дополнительного
образования детей, о содержании образовательных программ, новых учебниках,
учебно-методических комплектах, видеоматериалах, рекомендациях, нормативных,
локальных актах;
- создание медиатеки современных учебно-методических материалов,
осуществление информационно-библиографической деятельности.
2.3. Организационно-методическая
деятельность:
- изучение
запросов, методическое сопровождение и оказание практической помощи: молодым
специалистам, педагогическим и руководящим работникам в период подготовки к
аттестации, в межаттестационный и межкурсовой
периоды;
- прогнозирование,
планирование и организация повышения квалификации и профессиональной
переподготовки педагогических и руководящих работников образовательных
учреждений, оказание им информационно-методической помощи в системе
непрерывного образования;
- организация
работы районных, городских методических объединений педагогических работников
образовательных учреждений;
- организация сети
методических объединений педагогических работников образовательных учреждений;
- участие в
разработке содержания регионального (национально-регионального) компонента,
компонента образовательного учреждения образовательных стандартов, элективных
курсов для предпрофильной подготовки обучающихся
общеобразовательных учреждений;
- участие в
разработке программ развития образовательных учреждений;
- организация
методического сопровождения профильного обучения в общеобразовательных
учреждениях;
- методическое
сопровождение подготовки педагогических работников к проведению единого
государственного экзамена;
- обеспечение
комплектования фондов учебников, учебно-методической литературы образовательных
учреждений;
- определение
опорных (базовых) школ, дошкольных учреждений, школ педагогического опыта для
проведения семинаров-практикумов и других мероприятий с руководящими и
педагогическими работниками образовательных учреждений;
- подготовка и
проведение научно-практических конференций, педагогических чтений, конкурсов
профессионального педагогического мастерства педагогических работников
образовательных учреждений;
- организация и
проведение фестивалей, конкурсов, предметных олимпиад, конференций обучающихся
образовательных учреждений;
- взаимодействие и
координация методической деятельности с соответствующими подразделениями
органов управления образованием и учреждений дополнительного профессионального
(педагогического) образования.
2.4.
Консультационная деятельность:
- организация
консультационной работы для педагогических работников муниципальных
образовательных учреждений;
- организация
консультационной работы для педагогических работников, ведущих в сельских
общеобразовательных учреждениях преподавание двух-трех и более предметов;
- организация
консультационной работы для педагогических и руководящих работников специальных
(коррекционных) образовательных учреждений;
- популяризация и
разъяснение результатов новейших педагогических и психологических исследований;
- консультирование
педагогических работников образовательных учреждений и родителей по вопросам
обучения и воспитания детей.
3.
Современные направления деятельности Методической службы
3.1. В области
информатизации системы образования:
-
мониторинг состояния, результатов и перспектив развития образовательных
учреждений района, города, округа, организация маркетинга информационных
потребностей педагогических работников образовательных учреждений;
- формирование
массива информации об основных направлениях развития образования в районе
(городе, округе), научном, научно-методическом обеспечении образовательной
деятельности, результатах образовательного процесса в районе, городе, округе,
об информационных профессиональных потребностях педагогических работников
образовательных учреждений, об инновационном педагогическом опыте;
- создание системы
дифференцированных сервисных услуг непрерывного образования педагогических и
руководящих работников образовательных учреждений, методическое сопровождение
процесса непрерывного образования;
- организация
сетевого информационно-коммуникационного обслуживания образовательных
учреждений;
- анализ состояния
подготовленности кадров в области владения компьютером, информационными
технологиями;
- анализ состояния
научного, учебно-методического, научно-технического обеспечения образовательных
учреждений города, района, округа в области информационно-коммуникационных
технологий;
- участие в
разработке курсовой системы подготовки педагогических и руководящих работников
образовательных учреждений по проблемам информатизации системы образования;
- организация и
проведение всеобуча по информационным технологиям для педагогических и
руководящих работников образовательных учреждений;
- организация
дистанционного обучения педагогов отдаленных общеобразовательных учреждений, а
также обучающихся на дому.
Деятельность в
области информатизации системы образования дает основания районному
(городскому) методическому кабинету (центру) на изменение статуса и
преобразование в информационно-методический центр.
3.2. В сфере
научного обеспечения развития системы образования:
- мониторинг
состояния и формирование банка данных опытно-экспериментальной работы
образовательных учреждений;
- информирование
образовательных учреждений об инновационных процессах в образовательной системе
района (города, округа);
-
научно-методическое сопровождение инновационных процессов в образовательной
системе района (города, округа);
- патронаж
образовательных учреждений, получивших статус экспериментальных площадок;
- осуществление
научно-методической поддержки педагогических работников общеобразовательных
учреждений, ведущих экспериментальную работу;
- организация
научно-консультационной работы для педагогов-экспериментаторов;
- организация
постоянно действующих семинаров по инновациям, методам научного исследования в
системе образования;
- проведение
мероприятий, направленных на распространение результатов
опытно-экспериментальной и инновационной деятельности в системе образования.
Деятельность в
области научного обеспечения развития образования дает основания районному
(городскому) методическому кабинету (центру) на изменение статуса и
преобразование в научно-методический центр.
4.
Обеспечение деятельности Методической службы
4.1. Методическая
служба осуществляет свою деятельность во взаимодействии с образовательными
учреждениями дополнительного профессионального образования, другими
образовательными и научными учреждениями и организациями, ассоциациями,
занимающимися повышением квалификации и профессиональной переподготовкой
педагогических и руководящих работников образовательных учреждений,
аттестационными службами.
4.2. Научное
руководство Методической службой по согласованию с учредителем осуществляет
государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального
образования (повышения квалификации) специалистов.
4.3. Финансирование
деятельности муниципальной Методической службы может осуществляться за счет
муниципальных бюджетов, а также внебюджетных источников финансирования.