МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 9 марта 2004 г. N 03-23ин/42-03
В целях
реализации Программы модернизации педагогического образования (утверждена
Приказом Минобразования России от 01.04.2003 N 1313) и обеспечения
преемственности программ высшего и среднего профессионального педагогического
образования Министерство образования Российской Федерации подготовило и
направляет для практического применения Рекомендации по разработке содержания
образования и организации образовательного процесса в образовательных
учреждениях высшего профессионального образования (вузах) для лиц, имеющих
среднее профессиональное образование педагогического профиля.
В настоящее время в
системе непрерывного педагогического образования отсутствуют единые
методологические подходы к формированию содержания сокращенных программ,
примерные сопряженные учебные планы подготовки педагогов в сокращенные сроки по
специальностям среднего и высшего педагогического образования.
Как показывает
практика, вузы принимают выпускников педагогических колледжей (училищ) по
заочной форме обучения в основном на платной основе. Минобразование
России считает необходимым рекомендовать ученым советам вузов проанализировать
сложившуюся практику приема и предпринять все необходимые меры по выделению
контрольных цифр приема по очной, очно-заочной, заочной формам обучения для
подготовки специалистов в сокращенные сроки, в том числе выделение целевых мест
на основе договоров с государственными и муниципальными органами.
Рекомендуем
высшим учебным заведениям по согласованию с учредителем ежегодно определять
количество бюджетных мест для обучающихся по сокращенным программам
педагогического образования по очной, очно-заочной (вечерней), заочной формам
обучения и экстернату.
В настоящее время
Министерство приступило к разработке примерных сопряженных учебных планов с
сокращенными сроками обучения на основе Государственных требований к минимуму
содержания и уровню подготовки выпускников по специальностям среднего
профессионального образования и Государственных образовательных стандартов
высшего профессионального образования по педагогическим специальностям.
Первый заместитель
Министра
В.А.БОЛОТОВ
Приложение
1
к письму
Минобразования России
от 9 марта 2004 г.
N 03-23-ин/42-03
РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО РАЗРАБОТКЕ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И ОРГАНИЗАЦИИ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
УЧРЕЖДЕНИЯХ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ВУЗАХ) ДЛЯ ЛИЦ,
ИМЕЮЩИХ СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ
1. ОБЩИЕ
ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Рекомендации по разработке содержания образования и организации
образовательного процесса в образовательных учреждениях высшего
профессионального образования (вузах) для лиц, имеющих среднее профессиональное
образование педагогического профиля (далее - Рекомендации), разработаны в целях
обеспечения единого образовательного пространства подготовки педагогических
кадров, удовлетворения потребностей личности в углублении и расширении
образования, реализации Программы непрерывного педагогического образования и
Программы модернизации педагогического образования.
1.2. Рекомендации
разъясняют процедуру разработки содержания образования и организации
образовательного процесса в высших учебных заведениях для лиц, имеющих среднее
профессиональное образование педагогического профиля и продолжающих обучение по специальностям высшего профессионального
педагогического образования.
К специальностям
педагогического профиля относятся специальности группы 0300 Образование
Классификатора специальностей среднего профессионального образования и
специальности группы 030000 Педагогические специальности Перечня направлений
подготовки и специальностей высшего профессионального образования.
1.3. Рекомендации разработаны в соответствии с Законом Российской
Федерации "Об образовании" в редакции Федерального закона от 13
января 1996 г. N 12-ФЗ, Федеральным законом "О высшем и послевузовском
профессиональном образовании" от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ, Типовым
положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования
(высшем учебном заведении) Российской Федерации, утвержденным Постановлением
Правительства Российской Федерации от 5 апреля 2001 г. N 264, Приказом Министерства образования РФ "Об утверждении
Условий освоения основных образовательных программ высшего профессионального
образования в сокращенные сроки" от 13 мая 2002 г. N 1725,
Государственными образовательными стандартами высшего профессионального
образования по педагогическим специальностям, Государственными требованиями к
минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальностям среднего
профессионального образования педагогического профиля, Порядком приема в
государственные образовательные учреждения высшего профессионального
образования РФ (Приказ Минобразования РФ от 14 января
2003 г. N 50), письмом Министерства образования РФ "О подготовке специалистов
по сокращенным программам" от 30 марта 1999 г. N 14-55-156ин/15.
1.4. Лица, имеющие
среднее профессиональное образование (далее - СПО) педагогического профиля,
имеют право продолжить обучение в вузе по сокращенным основным образовательным
программам высшего профессионального образования (далее - ВПО) педагогического
профиля (далее - сокращенная программа).
Срок реализации
сокращенной программы устанавливается в зависимости от степени соответствия
содержания основных образовательных программ среднего педагогического и высшего
педагогического образования, а также форм обучения.
Срок освоения
сокращенных программ по очной форме обучения для лиц, имеющих среднее
профессиональное педагогическое образование по соответствующей специальности,
рекомендуется устанавливать не более 3 лет <1>.
--------------------------------
<1> В Приложении 2 перечислены соответствующие
специальности среднего профессионального и высшего профессионального
образования педагогического профиля.
При несоответствии
содержания предметной подготовки в среднем и высшем педагогическом образовании
рекомендуемый срок реализации сокращенной программы - не менее 3 лет.
1.5. Сокращение
срока обучения осуществляется за счет переаттестации дисциплин (разделов) общих
гуманитарных и социально-экономических, общих математических и
естественнонаучных, разделов или в целом отдельных общепрофессиональных и
предметных дисциплин, а также отдельных видов практики.
1.6. Для лиц,
поступающих на обучение по сокращенной программе,
рекомендуется устанавливать не более двух вступительных испытаний. Виды и формы
вступительных испытаний устанавливаются вузом в зависимости от особенностей
соответствующих специальностей. К основным видам вступительных испытаний
относятся собеседование, экзамен, тестирование, творческие задания. Содержание
вступительных испытаний может включать в себя учебный материал
общепрофессиональной и предметной подготовки Государственных требований к
минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности среднего
профессионального образования педагогического профиля.
При наличии одного
вступительного испытания в виде собеседования испытание по русскому языку может
быть включено в качестве одного из этапов собеседования.
1.7. Студенты,
обучающиеся по сокращенным программам, могут обучаться в группах, состоящих
только из лиц со средним профессиональным (педагогическим) образованием, или/и
в группах, формируемых из лиц со средним (полным) общим образованием и со
средним профессиональным (педагогическим) образованием.
Вузу рекомендуется
разрабатывать:
- индивидуальный
учебный план группы с сокращенными сроками обучения (для группы, формируемой
только из лиц со средним профессиональным (педагогическим) образованием);
- индивидуальный
учебный план освоения студентом сокращенной программы (для лиц со средним
профессиональным (педагогическим) образованием, обучающихся по сокращенным
программам в смешанных группах).
2.
РАЗРАБОТКА СОДЕРЖАНИЯ СОКРАЩЕННОЙ ПРОГРАММЫ
2.1. Основными
принципами формирования сокращенной программы являются:
- принцип
завершенности образования, предполагающий полную реализацию требований
Государственного образовательного стандарта высшего профессионального
образования;
- принцип
преемственности содержания образования, предполагающий расширение и углубление
в вузе приобретенных на предыдущей ступени обучения знаний и умений и их
дальнейшее развитие с учетом требований к уровню общей образованности
специалистов с высшим профессиональным образованием и обеспечения их готовности
к выполнению иных профессиональных функций в соответствии с квалификационными
характеристиками.
2.2. Разработка
преемственного содержания образования в вузе предполагает выявление сходства и
различия содержания подготовки на основе Государственных требований к минимуму
содержания и уровню подготовки выпускников по специальности среднего
профессионального (педагогического) образования и Государственного
образовательного стандарта высшего профессионального образования по
специальности.
При этом следует
иметь в виду, что содержание высшего профессионального педагогического
образования характеризуется отличными от содержания СПО по специальностям
педагогического профиля показателями:
- соотношение
теоретической и практической подготовки (в СПО практическая и теоретическая
подготовка либо равны друг другу, либо практическая несколько превышает
теоретическую и составляет до 60% от общего объема времени, отведенного на
теоретическое обучение и практику; в условиях ВПО теоретическая подготовка
преобладает над практической и достигает 80%);
- соотношение
общенаучной, общепрофессиональной и предметной подготовки (объем времени,
отведенный на освоение общенаучных дисциплин: гуманитарных,
социально-экономических, математических и общих естественнонаучных в ВПО
достигает 32%, в то время как в СПО этот объем составляет 25%
и студенты изучают, как правило, только основы наук, имеющие прикладное
значение).
2.3. Процедура
формирования содержания сокращенных программ состоит из следующих этапов:
2.3.1.
Сравнительный анализ квалификационных характеристик в части функций (в рамках
основных видов деятельности) специалистов с высшим и средним профессиональным
(педагогическим) образованием с целью выявления новых требований, предъявляемых
только к выпускнику вуза.
2.3.2.
Сопоставление перечня, наименований и объемов учебных дисциплин и их
направленности на подготовку к профессиональной деятельности; при этом
необходимо иметь в виду, что одинаковые по наименованию учебные дисциплины (как
правило, это общепрофессиональные и специальные дисциплины) образовательных
программ СПО и ВПО могут иметь разное назначение, а их внешне одинаковые объемы
в учебных часах имеют принципиально различную реализацию в вузе и среднем
специальном учебном заведении.
2.3.3. Сравнение
состава дидактических единиц по каждой учебной дисциплине с целью установления
дублируемого в вузе учебного материала.
2.3.4.
Сравнительный анализ содержания и объемов времени, отведенного на этапы и виды
практики в СПО и ВПО.
2.3.5. Разработка
индивидуального учебного плана группы с сокращенными сроками обучения на основе
Государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки
выпускников по специальности среднего профессионального (педагогического)
образования и Государственных образовательных стандартов высшего
профессионального образования по специальности педагогического профиля,
включающая в себя <2>:
--------------------------------
<2> При наличии примерного сопряженного учебного плана по
специальности педагогического профиля индивидуальный учебный план группы с
сокращенными сроками обучения рекомендуется разрабатывать на его основе. В
Приложении 3 содержится проект примерного сопряженного учебного плана по
специальности 031200 Педагогика и методика начального образования.
- исключение из
содержания подготовки в вузе отдельных учебных дисциплин, полностью дублирующих
дисциплины Государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки
выпускников по специальности среднего профессионального образования;
- определение
объема и последовательности изучения учебных дисциплин, совпадающих или близких
по наименованию с дисциплинами Государственных требований к минимуму содержания
и уровню подготовки выпускников по специальности среднего профессионального образования,
в рамках сокращенного срока обучения, а также требований к входному контролю;
- определение
объема и последовательности изучения учебных дисциплин Государственного
образовательного стандарта высшего образования, отсутствующих в Государственных
требованиях к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по
специальности среднего профессионального образования;
- определение
дисциплин национально-регионального (вузовского) компонента;
- определение
дисциплин и курсов по выбору студента, устанавливаемых вузом;
- уменьшение объема
практики за счет совпадающего содержания некоторых этапов и видов практики в
СПО и ВПО;
- увеличение доли
самостоятельной работы студентов, особенно по общепрофессиональным и предметным
дисциплинам (в ВПО доля самостоятельной работы составляет от 50% и более, в то
время как в СПО - до 30%);
- планирование
учебного времени на учебную научно-исследовательскую работу студентов,
оказывающую значительное влияние на формирование профессионального мышления
более высокого уровня;
- определение форм
итогового контроля для учебных дисциплин с сокращенными объемами.
2.3.6. Разработка
рабочих программ учебных дисциплин в рамках сокращенного объема часов,
отвечающая следующим требованиям:
- сохранение логики
учебной дисциплины, построенной с учетом более высокого уровня теоретической
обобщенности;
- ориентация на
подготовку студентов к новым профессиональным функциям;
- направленность на
формирование проблемного мышления студентов путем ознакомления с теориями, на
которых базируется учебный материал, с современными научными исследованиями,
проблемами и прогностикой в области науки, лежащей в основе учебной дисциплины,
включения в содержание обучения элементов исторического характера.
3.
ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ
РЕАЛИЗАЦИИ
СОКРАЩЕННОЙ ПРОГРАММЫ
3.1. В течение
первого семестра лицам, обучающимся по сокращенным программам, проводится
переаттестация учебных дисциплин (разделов) и видов и этапов практики. Под
переаттестацией понимается оценка в баллах или зачет знаний и умений студентов
по учебным дисциплинам (разделам) и практикам, освоенным в образовательном
учреждении среднего профессионального образования, в соответствии с
требованиями Государственных образовательных стандартов по специальностям
высшего профессионального образования.
3.2. Переаттестация
проводится путем собеседования или в иных формах, определяемых вузом. Условия
переаттестации определяются кафедрами вуза.
3.3. Переаттестация
учебных дисциплин (разделов) и видов (этапов) практики завершается оформлением
решения локального акта вуза (факультета).
3.4. В структуру
учебного процесса по дисциплине при обучении по
сокращенным программам рекомендуется включать:
- "входной
контроль" знаний и умений студентов;
- обзорные лекции,
направленные на углубление теоретического материала;
- проблемные
семинары, предполагающие рассмотрение новых аспектов знакомого учебного
материала, формирование проблемного мышления студентов и повышение уровня
интеллектуализации учебного труда;
- разнообразие форм
организации самостоятельной работы и контроля за ней;
- выполнение
контрольных заданий на основе усвоенного в образовательном учреждении среднего
профессионального образования учебного материала с предъявлением требований
высшей школы к качеству и уровню работы;
- пересмотр
структуры и содержания практических работ с учетом умений, приобретенных в
образовательном учреждении среднего профессионального образования;
- организация научно-исследовательской
работы и др.
3.5. В качестве
программы государственной итоговой аттестации лиц, обучающихся в сокращенные
сроки, используются документы вуза, разработанные для реализации основной
образовательной программы по специальности с полным сроком обучения.
3.6. Студент,
выполнивший учебный план вуза в сокращенные сроки, получает диплом специалиста
с высшим профессиональным образованием. При оформлении диплома о высшем
профессиональном образовании переаттестованные практики и дисциплины вносятся в
приложение к диплому.
Приложение
2
к письму
Минобразования России
от 9 марта 2004 г.
N 03-23ин/42-03
СООТВЕТСТВИЕ
СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ
СРЕДНЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО И ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ
Код и наименование
специальностей среднего
профессионального образования,
квалификация
|
Код
и наименование специальностей
высшего профессионального
образования,
квалификация
|
0301
Математика
учитель математики основной
общеобразовательной школы
|
032100
Математика
учитель математики
|
0302
Русский язык и литература
учитель русского языка и лите-
ратуры основной общеобразова-
тельной школы
|
032900
Русский язык и литература
учитель русского языка,
литературы
|
0303
Иностранный язык
учитель иностранного языка на-
чальной и основной общеобразо-
вательной школы
|
033200
Иностранный язык
учитель иностранного языка
|
0304
История
учитель истории основной
общеобразовательной школы
|
032600
История
учитель истории
|
0305
География
учитель географии основной
общеобразовательной школы
|
032500
География
учитель географии
|
0307
Физическая культура
учитель физической культуры
|
033100
Физическая культура
учитель физической культуры
|
0309
Технология
учитель технологии
|
030600
Технология и предпринима-
тельство
учитель технологии и предпринима-
тельства
|
0310
Музыкальное образование
учитель музыки, музыкальный
руководитель
|
030700
Музыкальное образование
учитель музыки
|
0311
Изобразительное искусство
и черчение
учитель изобразительного
искусства и черчения
|
030800
Изобразительное искусство
учитель изобразительного
искусства
|
0312
Преподавание в начальных
классах
учитель начальных классов
|
031200
Педагогика и методика на-
чального образования
учитель начальных классов
|
0313
Дошкольное образование
воспитатель детей дошкольного
возраста
|
031100
Педагогика и методика
дошкольного образования
организатор - методист дошколь-
ного образования
030900 Дошкольная педагогика и
психология
преподаватель дошкольной педаго-
гики и психологии
|
0314
Социальная педагогика
социальный педагог с дополни-
тельной квалификацией или до-
полнительной подготовкой в об-
ласти (в соответствии с наиме-
нованием конкретной программы
дополнительной подготовки)
|
031300
Социальная педагогика
социальный педагог
|
0321
Родной язык и литература
учитель родного языка и лите-
ратуры основной общеобразова-
тельной школы
|
033000
Родной язык и литература
учитель родного языка, литературы
|
0323
Адаптивная физическая
культура
учитель адаптивной физической
культуры
|
022500
Физическая культура для
лиц с отклонениями в состоянии
здоровья (Адаптивная физическая
культура)
специалист по адаптивной физичес-
кой культуре
|
0324
Информатика
учитель информатики основной
общеобразовательной школы
|
030100
Информатика
учитель информатики
|
Приложение
3
к письму
Минобразования России
от 9 марта 2004 г.
N 03-23ин/42-03
ПРИМЕРНЫЙ
СОПРЯЖЕННЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН
ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ
031200 ПЕДАГОГИКА И МЕТОДИКА
НАЧАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ (НА БАЗЕ ГОС СПО ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ
0312
ПРЕПОДАВАНИЕ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ)