МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 17 февраля 2004 г. N 14-51-36/13
Департамент общего
и дошкольного образования Минобразования России направляет для использования в
работе методическое письмо Института возрастной физиологии Российской академии
образования "Об использовании Программ индивидуального адаптивного
развития при подготовке детей к школе".
Руководитель
Департамента
общего и
дошкольного образования
А.В.БАРАННИКОВ
Приложение
к письму
Минобразования России
от 17 февраля 2004
г. N 14-51-36/13
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПИСЬМО
ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ПРОГРАММ ИНДИВИДУАЛЬНОГО
АДАПТИВНОГО
РАЗВИТИЯ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ
Возрастание объемов
информации, интенсификация обучения, увеличение нагрузки наряду с ухудшающимся
здоровьем и ростом школьных проблем заставляют школу и родителей искать
варианты такой подготовки, которая смогла бы обеспечить ребенку нормальную
адаптацию в школе и хотя бы частично разгрузила его на первых, самых сложных
этапах обучения.
Однако на вопрос,
чему и как учить до школы, пока нет четкого и однозначного ответа, да и вряд ли
он возможен. Различия в функциональном и психическом развитии детей,
поступающих в школу, столь велики, что наиболее реальными и эффективными,
по-видимому, могут быть только индивидуальные программы подготовки.
Создание и
разработка индивидуальных программ - чрезвычайно сложная задача, к которой
современный педагог и школьный психолог мало подготовлены
прежде всего потому, что не всегда хорошо знают функциональные возможности и
возрастные особенности ребенка, его адаптивные ресурсы, ограничения, которые
связаны со здоровьем, спецификой раннего развития, и многое другое. Кроме того,
педагогу и психологу необходимо уметь выделить факторы риска в развитии
отдельного ребенка и с их учетом разработать оптимальную систему подготовки.
Важно подчеркнуть,
что такая система должна быть многоплановой, а занятия с ребенком - ступеньками
к школе, а не обучением его письму, чтению, математике. От того, как будут
выстроены эти ступеньки, во многом зависит успешность последующей адаптации,
эффективность обучения.
Исследования,
проведенные в Институте возрастной физиологии РАО, показывают, что работа по
подготовке ребенка к школе должна строиться с учетом психофизиологических
закономерностей развития детей 6 - 7 лет, в противном случае мы можем не
стимулировать развитие, а затормозить его. Важно помнить тезис Л.С. Выготского
о том, что "только то обучение в детском возрасте хорошо, которое забегает
вперед развития и ведет развитие за собой. Но обучать ребенка
возможно только тому, чему он уже способен обучаться".
Варианты
индивидуальной работы с ребенком при подготовке к школе могут быть самыми
разнообразными, и их выбор зависит как от социально-экономических условий, от
возможности родителей получить квалифицированную консультативную помощь, так и
от квалификации специалистов, которые ведут подготовку к школе детей в
учреждениях образования.
Индивидуальная
работа по подготовке к школе должна быть направлена на комплексное развитие
ребенка и формирование школьно-значимых функций.
Основу организации
занятий по развитию школьно-значимых функций определяют следующие принципы:
1. Системность.
Развитие ребенка - процесс, в котором взаимосвязаны, взаимозависимы и
взаимообусловлены все компоненты. Нельзя развивать лишь одну функцию.
Необходима системная работа по развитию ребенка.
2. Комплексность
(взаимодополняемость). Развитие ребенка - комплексный процесс, в котором
развитие одной познавательной функции (например, речи) определяет и дополняет
развитие других функций.
3. Соответствие
возрастным и индивидуальным возможностям. Индивидуальная программа подготовки к
школе может и должна строиться в соответствии с психофизиологическими
закономерностями возрастного развития, с учетом факторов риска.
4. Адекватность
требований и нагрузок, предъявляемых ребенку в процессе занятий, способствует
оптимизации занятий и повышению эффективности и дает опору на функции, не
имеющие недостатков при одновременном "подтягивании" дефицитарных
(отстающих) функций.
5. Постепенность
(пошаговость) и систематичность в освоении и формировании школьно-значимых
функций, следование от простых и доступных заданий к более сложным,
комплексным.
6. Индивидуализация
темпа работы - переход к новому этапу обучения только после полного освоения
материала предыдущего этапа.
7. Повторность
(цикличность повторения) материала, позволяющая формировать и закреплять
механизмы реализации функции.
Формы организации
индивидуальной работы по подготовке к школе различны.
1-й вариант
- занятия (2 - 3 раза в неделю) в учреждениях образования (детские сады, группы
временного пребывания детей в детских садах, школы, дома творчества, центры
дополнительного образования, клубы, студии и т.п.). Наиболее целесообразны занятия в малых группах, что позволяет вести
дифференцированную и индивидуальную работу с каждым ребенком.
Занятия должны
проводиться в первой половине дня с соблюдением всех санитарно-гигиенических
требований к условиям обучения: соответствие мебели, освещенности и т.п.
В течение дня
рекомендуется не больше трех занятий, каждое продолжительностью до 30 минут, с
перерывами по 10 минут. В течение одного дня не рекомендуется больше трех
занятий.
2-й вариант -
занятия, которые ведут родители (гувернеры, няни). Эта система работы
предусматривает предварительное обучение взрослых на краткосрочных курсах и
возможность систематической консультации. Такие курсы целесообразно
организовать на базе центров развития, психолого-медико-социальных центров, где
различные специалисты способны оказать родителям необходимую помощь. Работа с
родителями особенно эффективна в тех случаях, когда пребывание ребенка в
коллективе затруднено из-за болезни или каких-либо других причин. Занятия дома
имеют свои преимущества: их можно проводить ежедневно (2 - 3 занятия по 20
минут), за исключением периодов, когда ребенок плохо себя чувствует, во время
или после болезни.
3-й вариант
- группы (5 - 7 детей) по подготовке к школе для детей с выраженной
несформированностью школьно-значимых функций (но интеллектуально сохраненных,
не подлежащих специальному обучению) при психолого-медико-социальных,
психологических центрах.
Предлагая различные
формы индивидуальной подготовки детей к школе, мы учитываем реальные данные о
состоянии здоровья и функциональном развитии дошкольников. Еще раз напомним
некоторые сведения для того, чтобы подчеркнуть необходимость такой работы:
- 80 - 90% детей 6
- 7 лет имеют те или иные отклонения физического здоровья;
- 18 - 20% детей 6
- 7 лет имеют пограничные (негрубые) нарушения психического здоровья;
- около 60% детей 6
- 7 лет имеют нарушения речевого развития;
- около 35% детей 6
- 7 лет имеют несформированность зрительно-пространственного восприятия;
- более 30% детей 6
- 7 лет имеют несформированность сложнокоординированных движений руки и
графических движений;
- более 70% детей 6
- 7 лет имеют несформированность интегративных функций (зрительно-моторных,
слухо-моторных и сенсомоторных координаций);
- примерно у 13%
детей отмечается компенсаторная леворукость,
сопряженная с нарушениями речевого развития;
- около 25% детей
имеют замедленный темп деятельности (медлительные дети).
В основе
большинства дефицитов в развитии у детей 6 - 7 лет лежит функциональная
незрелость коры и регуляторных структур головного мозга. Все эти данные
свидетельствуют о необходимости индивидуальной работы с ребенком на самых
интенсивных этапах развития (от 4 до 6 - 7 лет), когда еще нет школьных
нагрузок.
Опыт показывает,
что перечисленные дефициты в развитии успешно компенсируются при направленной и
систематической работе. Однако это должна быть система не механической
тренировки, а система осознанной, творческой работы ребенка (даже в самых
простых заданиях) под руководством и при помощи взрослого. Такую систему работы
мы назвали индивидуальной адаптивной программой подготовки к школе.
Главными условиями
эффективности программы являются индивидуализация, систематичность,
постепенность и повторяемость. Для разработки индивидуальной адаптивной
программы развития ребенка необходимо выделить факторы риска в его развитии.
Эту работу может провести педагог либо педагог и психолог. В трудных случаях
необходима консультация и помощь в составлении программы врача-педиатра,
психоневролога, логопеда, нейропсихолога. Можно выделить четыре этапа в
составлении индивидуальной адаптивной программы:
I этап -
диагностика функционального развития и выделение факторов риска.
По результатам
обследования выделяются:
Неспецифические
факторы риска, связанные с соматической ослабленностью
из-за хронических или частых и длительных заболеваний либо с нарушениями
психического здоровья (гиперактивность, синдром дефицита внимания, комплекс
неврозоподобных расстройств - нарушение сна, тики, страхи и т.п.).
Неспецифические факторы риска, как правило, лежат в основе нарушения
организации деятельности и требуют специальной организации работы с ребенком.
Специфические
факторы риска, связанные с несформированностью познавательных
(школьно-значимых) функций, таких как речевое развитие, моторное развитие,
зрительное и зрительно-пространственное восприятие, интегративные функции.
Компенсация специфических факторов риска возможна при систематических
целенаправленных занятиях.
II этап - четкое
определение целей и задач индивидуальной программы.
III этап -
составление индивидуального плана работы.
IV этап -
разработка планов каждого занятия, выбор адекватных форм и методов работы (с
учетом особенностей ребенка).
Разработку
индивидуальных программ развития и индивидуальную работу с каждым ребенком по
подготовке к школе обеспечивает комплект "Ступеньки к школе", который
подготовлен специалистами Института возрастной физиологии РАО М.М. Безруких,
Т.А. Филипповой и включает тетради для занятий с детьми и методическое пособие
для воспитателей, педагогов, психологов.
Институт возрастной
физиологии
Российской академии
образования