МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 19 сентября 2003 г. N 1454/26-5
О СОДЕРЖАНИИ И ОБУЧЕНИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ, ИМЕЮЩИХ
ЗАБОЛЕВАНИЯ, В СПЕЦИАЛЬНЫХ
УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ
УЧРЕЖДЕНИЯХ ЗАКРЫТОГО ТИПА
В целях оказания
методической помощи органам управления образованием субъектов Российской
Федерации, руководителям специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого
типа Министерство образования Российской Федерации сообщает.
1. В соответствии с
пунктом 8 статьи 15 Федерального закона от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об
основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних" в специальные учебно-воспитательные учреждения
закрытого типа не могут быть помещены несовершеннолетние, имеющие заболевания,
препятствующие их содержанию и обучению в указанных учреждениях.
Перечень
заболеваний, препятствующих содержанию и обучению несовершеннолетних в
специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа органов управления
образованием, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 11
июля 2002 г. N 518 (доведено до сведения органов управления образованием
субъектов Российской Федерации письмом Минобразования России от 15.08.2002 N
32ю-50-518/28-5).
При приеме
несовершеннолетних в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого
типа необходимо руководствоваться вышеуказанным Перечнем.
При этом следует
учитывать, что содержащиеся в Перечне заболевания приведены в соответствие с
Международной статистической классификацией болезней и проблем, связанных со
здоровьем, десятого пересмотра (МКБ-10). В связи с этим медицинским работникам
специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа необходимо обращать
особое внимание на соответствие диагноза, указываемого в медицинских
документах, содержащихся в личных делах несовершеннолетних, поступающих в
учреждения закрытого типа, вышеуказанной Международной классификации болезней.
Несовершеннолетние,
имеющие заболевания, предусмотренные Перечнем заболеваний, препятствующих
содержанию и обучению несовершеннолетних в специальных учебно-воспитательных
учреждениях закрытого типа органов управления образованием, приему в
специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа не подлежат.
В случае выявления
у несовершеннолетнего вышеуказанных заболеваний при поступлении в специальное
учебно-воспитательное учреждение закрытого типа, в процессе изучения его
медицинских документов и (или) проведения медицинского обследования,
администрация специального учебно-воспитательного учреждения принимает решение
об отказе в приеме несовершеннолетнего в учреждение и предоставляет
сопровождающим его лицам официальное заключение о причинах отказа.
В случае выявления
у воспитанника специального учебно-воспитательного учреждения закрытого типа в
период пребывания в учреждении заболевания, препятствующего его содержанию и
обучению в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа,
администрация учреждения обязана принять меры к выводу воспитанника из
учреждения в установленном порядке.
В соответствии со
статьей 15 (пункт 7; подпункт 4 пункта 9) Федерального закона
"Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних" (в редакции Федерального закона от 7 июля 2003 г. N
111-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об
основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних" и другие законодательные акты Российской
Федерации") в указанном случае досрочное прекращение пребывания
несовершеннолетнего в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого
типа осуществляется по постановлению судьи по месту
нахождения учреждения на основании совместного представления администрации
учреждения и комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав,
образованной органом местного самоуправления, по месту нахождения учреждения
либо на основании ходатайства несовершеннолетнего, его родителей или законных
представителей при наличии заключения администрации учреждения и комиссии по
делам несовершеннолетних и защите их прав.
2. При организации
начального профессионального образования и профессиональной подготовки воспитанников специальных учебно-воспитательных учреждений
закрытого типа необходимо руководствоваться Перечнем медицинских
противопоказаний к работе и производственному обучению подростков, утвержденным
Министерством здравоохранения СССР и Государственным комитетом СССР по
профессионально-техническому образованию (1985 г.).
Наличие у
несовершеннолетнего медицинских противопоказаний к обучению профессиям,
обучение которым осуществляется в конкретном специальном учебно-воспитательном
учреждении закрытого типа, не входящих в Перечень заболеваний, препятствующих
содержанию и обучению несовершеннолетних в специальных учебно-воспитательных
учреждениях закрытого типа органов управления образованием, утвержденный
Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 518, не
может служить основанием для отказа в приеме несовершеннолетнего в указанное учреждение.
Для таких
несовершеннолетних в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого
типа организуется обучение в рамках общеобразовательных программ (начального
общего, основного общего, среднего (полного) общего образования) без получения
начального профессионального образования либо профессиональной подготовки, а
также занятия производительным трудом в соответствии с возрастом и состоянием
здоровья несовершеннолетних.
3. Анализ
статистических данных о состоянии преступности несовершеннолетних в Российской
Федерации свидетельствует о том, что значительное число общественно опасных
деяний совершают дети и подростки с отклонениями в психическом развитии, в том
числе с легкими формами умственной отсталости.
Федеральным законом
от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" (статья 15, пункт 3)
предусмотрен такой вид специального учебно-воспитательного учреждения, как
специальное (коррекционное) образовательное учреждение закрытого типа. В
соответствии с пунктом 6 статьи 15 указанного Федерального закона в специальные
(коррекционные) образовательные учреждения закрытого типа могут быть помещены
несовершеннолетние с различными отклонениями в развитии и (или) заболеваниями,
вызывающими необходимость их содержания, воспитания и обучения в таких
учреждениях.
В
соответствии с Перечнем заболеваний, препятствующих содержанию и обучению
несовершеннолетних в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого
типа органов управления образованием, утвержденным Постановлением Правительства
Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 518, не является противопоказанием к
помещению в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа диагноз
"Легкая умственная отсталость" (шифр F70 по Международной
статистической классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем,
десятого пересмотра; включает малоумие, легкую умственную субнормальность,
легкую олигофрению, дебильность).
С учетом
изложенного чрезвычайно актуальным направлением деятельности по предупреждению
правонарушений детей и подростков, организации индивидуальной профилактической
работы с ними является создание условий для обучения и реабилитации
несовершеннолетних с легкими формами умственной отсталости, совершивших
общественно опасные деяния, в специальных учебно-воспитательных учреждениях
закрытого типа.
Указанная проблема
может быть решена двумя способами:
1) создание
специальных (коррекционных) учреждений закрытого типа непосредственно для
несовершеннолетних с легкими формами умственной отсталости, совершивших
общественно опасные деяния;
2) создание
коррекционных классов (групп) для несовершеннолетних указанной категории в
действующих специальных общеобразовательных школах закрытого типа и специальных
профессиональных училищах закрытого типа.
В настоящее время в
Российской Федерации функционирует единственное специальное (коррекционное)
образовательное учреждение закрытого типа для несовершеннолетних с умственной
отсталостью, совершивших общественно опасные деяния, - специальная
(коррекционная) общеобразовательная школа N 2 г. Санкт-Петербурга. Кроме того,
действует специальная (коррекционная) общеобразовательная школа закрытого типа
в Иркутской области, представляющая собой учреждение смешанного типа (в
спецшколе содержатся и обучаются как воспитанники с умственной отсталостью, так
и воспитанники с сохранным интеллектом).
В последние годы
прием небольших групп несовершеннолетних с легкими формами умственной
отсталости осуществляет ряд других специальных учебно-воспитательных учреждений
закрытого типа.
В целях создания
оптимальных условий для содержания, обучения и реабилитации несовершеннолетних
с умственной отсталостью в специальных учебно-воспитательных учреждениях
закрытого типа (в том числе в учреждениях, не являющихся коррекционными) при
организации образовательного и реабилитационного процесса необходимо учитывать
специфику работы с такими детьми и подростками.
Важным аспектом
успешной реабилитации детей с умственной отсталостью в специальных
учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, не являющихся коррекционными,
является создание адаптивной среды, позволяющей обеспечить их полноценную
интеграцию и личностную самореализацию в учреждении.
Персонал
специального учебно-воспитательного учреждения должен быть осведомлен о
клинико-психопатологических особенностях детей и подростков с умственной
отсталостью.
Руководство
образовательным процессом и обеспечение образовательного процесса в
коррекционных классах (группах) должны осуществлять специалисты в области
коррекционной педагогики, а также педагогические работники, прошедшие
соответствующую переподготовку по данному профилю.
Количество
педагогических работников (воспитателей, учителей, в том числе учителей
трудового обучения, мастеров производственного обучения) в коррекционных
классах (группах) соответствует количеству педагогических работников в обычных
классах (группах). Наполняемость коррекционных классов (групп) для
воспитанников с умственной отсталостью в специальных учебно-воспитательных
учреждениях закрытого типа составляет 5 - 8 человек.
Для воспитанников с
умственной отсталостью в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого
типа организуются общеобразовательное обучение и профессиональная подготовка,
соответствующие их психофизическому развитию и имеющие практическую
направленность, с использованием учебных планов и программ специальных
(коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с
отклонениями в развитии VIII вида.
Особое внимание при
организации обучения детей и подростков с умственной отсталостью следует
уделять индивидуальным занятиям, занятиям в малых группах (не более 3 человек).
На всех этапах
реабилитационного процесса значительное место отводится реализации лечебных
мероприятий (психотерапия, медикаментозное и физиотерапевтическое лечение и
т.д.), что предполагает обязательное наличие квалифицированных медицинских
специалистов, материальной базы для проведения лечебной работы,
соответствующего медицинского оборудования и медикаментов.
При
организации содержания несовершеннолетних с умственной отсталостью в
специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, не являющихся
коррекционными, целесообразно по возможности, особенно на начальном этапе,
комплектовать отдельные группы из таких воспитанников и обеспечивать их
раздельное (прежде всего в ночное время) проживание с другими воспитанниками
учреждения в целях предупреждения негативного влияния на умственно отсталых
детей и связанных с этим конфликтных ситуаций.
Число
коррекционных классов (групп) для детей с умственной отсталостью в специальном
учебно-воспитательном учреждении закрытого типа, не являющемся коррекционным,
устанавливается исходя из реальных потребностей региона и возможностей
учреждения (включая степень укомплектованности учреждения педагогическими и
медицинскими кадрами, уровень их подготовленности, наличие жилых и учебных
помещений, уровень материально-технического обеспечения образовательного и
реабилитационного процесса и др.).
Принимая во
внимание сложность работы по обеспечению содержания, обучения и реабилитации
несовершеннолетних с умственной отсталостью в специальном учебно-воспитательном
учреждении закрытого типа, не являющемся коррекционным, а также отсутствие у
специальных учебно-воспитательных учреждений значительного опыта деятельности в
данном направлении, представляется целесообразным на начальном этапе
организации указанной работы ограничить число воспитанников этой категории (не
более 10 - 20% от общего числа воспитанников учреждения).
Учитывая
вышеизложенное, Министерство образования Российской Федерации:
рекомендует
руководителям органов управления образования субъектов
Российской Федерации обеспечить условия для содержания, обучения и
реабилитации несовершеннолетних с легкими формами умственной отсталости,
совершивших общественно опасные деяния, путем создания специализированных
учреждений закрытого типа для данной категории несовершеннолетних либо открытия
коррекционных классов (групп) в действующих специальных учебно-воспитательных
учреждениях закрытого типа, не являющихся коррекционными;
обращает внимание
руководителей органов управления образованием субъектов Российской Федерации,
специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа на то, что
помещение несовершеннолетних с умственной отсталостью в специальные
учебно-воспитательные учреждения, не являющиеся коррекционными, без соблюдения
вышеуказанных требований к организации содержания, обучения и реабилитации
детей указанной категории недопустимо. Подобная мера не только не позволит
обеспечить полноценную реабилитацию воспитанников с умственной отсталостью, но
и негативно скажется на качестве работы специального учебно-воспитательного
учреждения с другими воспитанниками.
Заместитель
Министра
Е.Е.ЧЕПУРНЫХ