Оставьте ссылку на эту страницу в соцсетях:

Поиск по базе документов:

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 20 августа 2003 г. N 03-51-157ин/13-03

 

ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ В РАМКАХ ЭКСПЕРИМЕНТА ПО ВВЕДЕНИЮ ПРОФИЛЬНОГО

ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ,

РЕАЛИЗУЮЩИХ ПРОГРАММЫ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО

ОБРАЗОВАНИЯ, НА 2003/2004 УЧЕБНЫЙ ГОД

 

В целях реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 09.06.2003 N 334 "О проведении эксперимента по введению профильного обучения учащихся в общеобразовательных учреждениях, реализующих программы среднего (полного) общего образования" Министерство образования Российской Федерации направляет Рекомендации по организации предпрофильной подготовки в 9-х классах общеобразовательных учреждений (Приложение), которые были подготовлены группой ученых Российской академии образования, специалистов Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования, Государственного университета - Высшей школы экономики, преподавателей высших учебных заведений, методистов, директоров и учителей общеобразовательных учреждений.

Рекомендации были рассмотрены на заседании Совета по профильному обучению Министерства образования Российской Федерации и направляются участникам эксперимента по введению профильного обучения для использования в работе, а также для обсуждения на научно-практической конференции "Основные направления реализации концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования", которая будет проходить 25 - 27 сентября 2003 г. в г. Сочи.

Телефон для справок: (095) 925-86-28, Суматохин Сергей Витальевич.

 

Первый заместитель Министра

В.А.БОЛОТОВ

 

 

 

 

 

Приложение

к письму Министерства образования

Российской Федерации

от 20 августа 2003 г. N 03-51-157ин/13-03

 

РЕКОМЕНДАЦИИ

ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ ОСНОВНОЙ

ШКОЛЫ В РАМКАХ ЭКСПЕРИМЕНТА ПО ВВЕДЕНИЮ ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

УЧАЩИХСЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

НА 2003/2004 УЧЕБНЫЙ ГОД

 

1. Общие положения

 

Эксперимент по введению профильного обучения учащихся в экспериментальных общеобразовательных учреждениях проводится для создания системы специализированной подготовки (профильного обучения) учащихся в старших классах общеобразовательной школы, апробации нового содержания и форм организации учебного процесса с учетом потребностей рынка труда и обеспечения сознательного выбора учащимися будущей профессии.

Эксперимент организует и проводит Министерство образования Российской Федерации совместно с органами управления образованием различных уровней, учреждениями повышения квалификации работников образования, общеобразовательными учреждениями, изъявившими желание участвовать в эксперименте и включенными в перечень экспериментальных общеобразовательных учреждений.

Министерство образования Российской Федерации:

- руководит ходом эксперимента;

- анализирует и обобщает данные о проведении эксперимента и экспериментальные материалы;

- организует обсуждение хода и результатов эксперимента на заседаниях коллегии, Координационного совета по обеспечению реализации Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, Федерального координационного совета по общему образованию, Совета по профильному обучению;

- ежегодно представляет в Правительство Российской Федерации доклад о ходе эксперимента;

- предусматривает финансирование эксперимента в соответствии с ежегодным планом первоочередных мероприятий по реализации Федеральной программы развития образования;

- разрабатывает план-график введения профильного обучения;

- организует разработку федерального компонента государственного стандарта общего образования, нового базисного учебного плана, новых общеобразовательных программ;

- проводит конкурсы по созданию учебной литературы;

- совместно с Академией повышения квалификации и переподготовки работников образования создает программы повышения квалификации педагогических работников общеобразовательных учреждений, участвующих в эксперименте;

- организует повышение квалификации координаторов эксперимента, представителей органов управления образованием различных уровней, сотрудников учреждений повышения квалификации работников образования.

Органы управления образованием субъектов Российской Федерации:

- осуществляют взаимодействие с Минобразованием России по проведению эксперимента, назначают координаторов эксперимента в субъекте Федерации;

- создают структуру (совет) по проведению эксперимента, в которую входят представители общеобразовательных учреждений, системы повышения квалификации педагогических работников, органов местного самоуправления, региональной службы занятости, учреждений профессионального образования, совета ректоров вузов, совета директоров ссузов, совета директоров учреждений начального профессионального образования;

- определяют муниципальные образования, участвующие в эксперименте;

- разрабатывают региональную программу введения профильного обучения в соответствии с планом-графиком Минобразования России;

- совместно с образовательными учреждениями повышения квалификации педагогических работников организуют курсы повышения квалификации педагогических работников экспериментальных общеобразовательных учреждений;

- обеспечивают финансирование эксперимента в соответствии с ежегодным планом первоочередных мероприятий по реализации региональной программы развития образования;

- направляют в Минобразование России научно-методические материалы, аналитические отчеты о ходе и результатах проведения эксперимента.

Органы местного самоуправления:

- осуществляют взаимодействие с региональными органами управления образованием по проведению эксперимента, назначают муниципальных координаторов эксперимента;

- определяют перечень экспериментальных общеобразовательных учреждений;

- создают местную (муниципальную) структуру (совет) по проведению эксперимента, в которую входят директора общеобразовательных учреждений, руководители органов местного самоуправления, представители высших учебных заведений, местных учреждений начального и среднего профессионального образования, местного (муниципального) методического кабинета, местной (муниципальной) службы занятости;

- дают предложения в региональные органы управления образованием по количеству и перечню экспериментальных общеобразовательных учреждений;

- по согласованию с региональными органами управления образованием разрабатывают местную (муниципальную) программу введения профильного обучения;

- проектируют местную (муниципальную) образовательную сеть и образовательную карту;

- координируют сетевое взаимодействие образовательных учреждений, реализующих профильное обучение;

- совместно с местными (муниципальными) методическими службами организуют семинары для педагогических работников общеобразовательных учреждений, участвующих в эксперименте;

- обеспечивают финансирование эксперимента в соответствии с ежегодным планом первоочередных мероприятий по реализации местной (муниципальной) программы развития образования;

- обеспечивают общеобразовательные учреждения, участвующие в эксперименте, учебно-методической литературой в соответствии с подготовленным Минобразованием России перечнем;

- направляют в органы управления образованием субъектов Российской Федерации научно-методические материалы, аналитические отчеты о ходе и результатах проведения эксперимента.

Общеобразовательные учреждения:

- создают необходимые условия для проведения эксперимента, направляют на курсы повышения квалификации педагогических работников по вопросам проведения эксперимента;

- организуют образовательный процесс и методическую работу с учетом проведения эксперимента;

- устанавливают штатное расписание, распределение должностных обязанностей, надбавок и доплат к должностным окладам и ставкам заработной платы работников учреждения с учетом специфики экспериментальной работы;

- представляют ежегодный отчет в местную (муниципальную) структуру (совет) по проведению эксперимента.

Общеобразовательные учреждения, участвующие в эксперименте, имеют статус экспериментальных площадок.

Органам управления образованием, учредителям общеобразовательных учреждений - экспериментальных площадок рекомендуется изыскать возможности для организации выплат надбавок работникам общеобразовательных учреждений, принимающим непосредственное участие в эксперименте (классным руководителям 9-х классов, заместителям директоров общеобразовательных учреждений, отвечающим за организацию предпрофильной подготовки обучающихся).

 

2. Содержание работы

 

2.1. Организация предпрофильной подготовки

 

В соответствии с Приказом Минобразования России от 26.06.2003 N 2757 "Об утверждении плана-графика мероприятий по подготовке и введению профильного обучения на старшей ступени общего образования и плана-графика повышения квалификации работников образования в условиях введения профильного обучения" с 2003/2004 учебного года начинается первый этап эксперимента. На этом этапе апробируются подходы по организации предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов.

В Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования отмечается, что реализация идеи профилизации обучения на старшей ступени ставит выпускника основной ступени перед необходимостью совершения ответственного выбора - предварительного самоопределения в отношении профилирующего направления собственной деятельности.

В связи с этим предпрофильная подготовка представляет собой систему педагогической, психологической, информационной и организационной поддержки учащихся основной школы, содействующей их самоопределению по завершению основного общего образования. К предпрофильной подготовке относится информирование и ориентация учащихся 9-х классов в отношении их возможного выбора профиля обучения в старшей школе, направлений для продолжения обучения в системе начального или среднего профессионального образования.

Анализ действующего Базисного учебного плана (утвержденного Приказом Минобразования России от 09.02.98 N 322) и минимально необходимой потребности в учебном времени на предпрофильную подготовку позволяет определить, что базовый минимальный объем предпрофильной подготовки должен быть равен примерно 100 учебным часам в год, что в среднем составляет 3 учебных часа в неделю, 34 учебных недели в году.

Эти 100 учебных часов на предпрофильную подготовку рекомендуется распределять следующим образом: ориентировочно 2/3 объема (или 2 учебных часа в неделю) отводить на два вида специально организованных курса по выбору: предметные курсы и ориентационные курсы; оставшуюся часть (1/3 объема) предпрофильной подготовки, примерно 30 - 35 учебных часов в год, предлагается использовать для информационной работы и профильной ориентации.

Предметные курсы - содержание и форма организации этих курсов должны быть направлены на расширение знаний ученика по тому или иному учебному предмету.

Ориентационные курсы представляют собой занятия, способствующие самоопределению ученика относительно профиля обучения в старшей школе. Эти курсы рекомендуется организовывать в виде учебных модулей и делать их относительно краткосрочными (месяц, четверть).

Информационная работа - это организованное знакомство учащихся 9-х классов с местными образовательными учреждениями (для возможного продолжения образования после окончания основной школы), изучение условий приема, особенностей организации образовательного процесса, образовательных программ, посещение дней открытых дверей и др.

К предпрофильной подготовке также относятся мероприятия по профильной ориентации и психолого-педагогической диагностике учащихся 9-х классов, их анкетирование, консультирование, организация "пробы сил" и т.п. Целью профильной ориентации является оказание учащимся психолого-педагогической поддержки в проектировании продолжения обучения в профильных и непрофильных классах старшей ступени, учреждениях начального и среднего профессионального образования. Профильная ориентация способствует принятию школьниками решения о выборе направления дальнейшего обучения и созданию условий для повышения готовности подростков к социальному, профессиональному и культурному самоопределению в целом.

Следует отметить, что при полной 6-дневной учебной неделе на предпрофильную подготовку можно отводить и большее время, чем 100 учебных часов в год.

При 5-дневной учебной неделе, когда школьный компонент составляет всего 2 часа в неделю, возможности предпрофильной подготовки весьма ограничены. Это затрудняет ее результативную реализацию. Поэтому при 5-дневной учебной неделе информационную и профориентационную работу целесообразно совмещать с уроками технологии, проводить ее во внеурочное время (например, по субботам). Общеобразовательным учреждениям, участвующим в эксперименте, рекомендуется рассмотреть вопрос о переходе на 6-дневную учебную неделю в 9-х классах. Органам местного самоуправления (муниципалитетам) желательно изыскивать возможности для финансирования дополнительных занятий, проводимых во внеурочное время.

Общеобразовательные учреждения могут проводить занятия по предпрофильной подготовке также и во вторую смену. Кроме этого, для всех образовательных учреждений одной муниципальной сети либо для соседних образовательных учреждений можно определить один общий день для проведения курсов по выбору. При этом может апробироваться одна из возможных идей организации курсов по выбору, когда они являются сетевыми и их пользователями могут становиться учащиеся нескольких общеобразовательных учреждений данной территории.

В качестве дополнительных возможностей для организации предпрофильной подготовки можно рекомендовать:

- делить классы на подгруппы при организации курсов по выбору, что позволит индивидуализировать процесс обучения, более активно применять проектные и исследовательские формы;

- привлекать к преподаванию курсов предпрофильной подготовки работников начального, среднего и высшего профессионального образования, науки, производства и других сфер деятельности;

- использовать ресурсы дополнительного образования для организации кружков, клубов, студий в целях профессиональной ориентации школьников, "приближения" их к возможному выбору профиля, удовлетворению их индивидуальных образовательных интересов;

- использовать современные информационные и коммуникационные технологии (Интернет, CD-диски, дистанционные формы и т.д.);

- использовать практику экстерната, при которой обучающемуся предоставляется право самостоятельного выбора форм обучения по той или иной учебной дисциплине.

 

2.2. Организация территориальной (муниципальной) сети образовательных учреждений

 

Для организации предпрофильной подготовки и последующего перехода на профильное обучение органам местного самоуправления (муниципалитетам), участвующим в эксперименте, рекомендуется провести следующую работу:

- определить совокупность образовательных учреждений, в которых будет вестись предпрофильная подготовка учащихся 9-х классов (общеобразовательные учебные заведения, учебно-производственные комбинаты (УПК), профессиональные училища (ПУ), профессиональные лицеи (ПЛ), колледжи, техникумы, образовательные учреждения системы дополнительного образования, высшие учебные заведения (ВУЗ));

- составить предварительный проект структуры и сети предстоящего профильного обучения в территории (профильные школы, классы, группы и др.) с учетом возможностей образовательной сети и выявленных ориентаций школьников;

- организовать информационную работу в общеобразовательных учреждениях;

- начать отработку различных вариантов взаимодействия образовательных учреждений в рамках сетевой формы реализации образовательных программ (по типу взаимоотношений "школа - школа", "школа - УПК", "школа - ПУ", "школа - ПЛ", "школа - колледж", "школа - техникум", "школа - ВУЗ"), включая академические, организационные, экономические аспекты взаимодействия.

Важно учитывать, что предпрофильная подготовка - это подготовка и ориентация не столько в отношении выбора "профиля вообще", сколько подготовка к конкретному месту и форме продолжения образования. В условиях все более широкого развертывания профильных форм образования в старшей школе все более актуальной становится работа по проектированию ближайших шагов развития всей сети общеобразовательных учреждений среднего (полного) общего образования в каждой территории. Иными словами, важно ориентировать выпускников основной школы не на статичную (нынешнюю) совокупность профильных школ и классов, а на сеть, которая будет динамично развиваться.

При этом необходимо подчеркнуть, что решение о введении профильного обучения в том или ином общеобразовательном учреждении учредитель принимает по представлению администрации школы, согласованному с органом самоуправления общеобразовательным учреждением. Тем самым учредитель должен будет принимать решение в отношении конкретного общеобразовательного учреждения, руководствуясь не только собственно его пожеланиями и характеристиками (кадровое обеспечение и материальная база), но и своим видением конкретной перспективы, своим реальным проектом развертывания сети профильного обучения на подведомственной территории в целом.

 

2.3. Комплектование профильных классов

 

Важным нововведением, следующим из Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования, становится упорядочение вопросов приема в профильные классы. Комплектование профильных классов должно осуществляться на объективной, справедливой и прозрачной для общества основе.

При этом безусловным остается выполнение требования законодательства о бесплатности и общедоступности среднего (полного) общего образования. Ответственность за реализацию этого права граждан несут органы местного самоуправления (муниципалитеты), которые обычно и являются учредителями образовательных учреждений. Они должны обеспечивать общедоступность среднего (полного) общего образования всей совокупностью образовательных учреждений, учрежденных ими на данной территории, однако это не означает беспрепятственной записи на обучение, в бесспорном порядке, в конкретное учебное заведение.

Процесс оптимизации территориальных сетей образовательных учреждений должен быть направлен на рост возможностей подростков на получение полного среднего образования, в том числе по избираемым ими направлениям и профилям обучения. Однако в ряде случаев потребуется объективный учет подготовленности к профильному обучению, учет качества знаний будущего старшеклассника (особенно при наличии избытка выпускников основной ступени, желающих быть принятыми на обучение в наиболее престижные профильные школы территории). Это может потребовать изменения процесса организации итоговой аттестации выпускников основной ступени, перехода к "внешней", проводимой муниципальными (или районными, окружными, межшкольными) экзаменационными комиссиями, процедуре проведения выпускных экзаменов в 9-х классах взамен действующей "внутришкольной" формы итоговой аттестации.

В состав экзаменационной комиссии (и ее предметных комиссий) могут войти учителя-предметники, руководители образовательных учреждений, педагогические работники начальных, средних, высших учебных заведений, специалисты методических служб и другие заинтересованные лица. Состав и порядок работы экзаменационной комиссии доводятся до сведения выпускников 9-х классов и их родителей (законных представителей), руководителей общеобразовательных учреждений не позднее чем за два месяца до начала проведения экзаменов. Все спорные вопросы, возникающие при проведении итоговой аттестации и формировании профильных классов, рассматриваются учредителем общеобразовательного учреждения.

При этом возможна проработка различных моделей построения образовательного рейтинга выпускников основной школы. Основными составляющими этого рейтинга могут стать результаты итоговой аттестации выпускников основной школы и совокупность индивидуальных образовательных достижений ученика ("портфель учебных достижений").

Порядок комплектования профильных классов в общеобразовательных учреждениях старшей ступени определяет учредитель.

 

 




Законодательство России в сфере образования // Некоммерческий проект про образование в помощь педагогам, студентам, школьникам и их родителям. //

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования

Copyright © www.pravoeducation.ru, 2012 - 2024