Оставьте ссылку на эту страницу в соцсетях:

Поиск по базе документов:

 

Утверждаю

Заместитель

Министра образования

Российской Федерации

Л.С.ГРЕБНЕВ

30 июня 2003 года

 

Номер государственной

регистрации

604 гум/маг

 

Вводится

с момента утверждения

 

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

НАПРАВЛЕНИЕ 522900 - МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

 

СТЕПЕНЬ (КВАЛИФИКАЦИЯ) - МАГИСТР В ОБЛАСТИ

МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ

 

1. Общая характеристика направления

522900 - Международные отношения

 

1.1. Направление утверждено Приказом Министерства образования Российской Федерации от 28.04.2003 N 1882.

1.2. Степень (квалификация) выпускника - магистр в области международных отношений.

Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки магистра по направлению 522900 - Международные отношения при очной форме обучения - 6 лет.

Основная образовательная программа подготовки магистра состоит из программы подготовки бакалавра по направлению 522900 - Международные отношения (4 года) и специализированной подготовки магистра (2 года).

1.3. Квалификационная характеристика выпускника.

По профессиональному предназначению и квалификационной характеристике (степени) деятельность магистра в области международных отношений направлена на комплексный анализ системы международных отношений, а также важнейших международных организаций и объединений, проблем и тенденций развития мировой политики, вопросов международной и национальной безопасности, внешней политики Российской Федерации и других государств. Она осуществляется в виде аналитической обработки внешнеполитической и международной информации, разработки соответствующих прогнозно-аналитических рекомендаций по вопросам деятельности государственных органов, участвующих в проведении внешней политики и реализации международных связей, в том числе дипломатических, торгово-экономических, научных, образовательно-информационных, культурных и других современных двусторонних и многосторонних коммуникационных обменов и отношений.

Профессиональная деятельность магистра в области международных отношений предусматривает выполнение функций референта, научного сотрудника, консультанта, эксперта в данной области, переводчика (переводчика-референта) по соответствующему иностранному языку (языкам) при работе в государственных органах, государственных и негосударственных организациях, научных и образовательных учреждениях Российской Федерации.

Магистр подготовлен к деятельности, требующей углубленной фундаментальной и профессиональной подготовки, в том числе к научно-исследовательской работе, а при условии освоения соответствующей профессиональной образовательной программы педагогического профиля - к педагогической деятельности.

1.4. Возможности продолжения образования выпускника.

Магистр в области международных отношений подготовлен к обучению в аспирантуре преимущественно по научным специальностям:

07.00.03 - Всеобщая история (соответствующего периода);

07.00.15 - История международных отношений и внешней политики;

08.00.14 - Мировая экономика;

12.00.10 - Международное право, Европейское право;

23.00.01 - Теория политики, история и методология политической науки;

23.00.02 - Политические институты и процессы, политическая конфликтология, политические технологии;

23.00.04 - Политические проблемы международных отношений и глобального развития.

1.5. Аннотированный перечень магистерских программ (проблемное поле направления подготовки).

1.5.1. Мировая политика.

Исследования мировых политических процессов: тенденции (глобализация, демократизация, интеграция и регионализация), поиск путей, возможностей и средств воздействия на изменения в мировой политике.

Проблемы современной мировой системы в целом: международная безопасность (ее различные аспекты), окружающая среда, ресурсы современного мира, конфликты и их урегулирование, национальные отношения и национализм.

Современные субъекты мировой политики: изменение роли национальных государств в мировой политике, наднациональные субъекты мировой политики (роль международных организаций, деятельность неправительственных организаций). Проблема взаимодействия правительственных и неправительственных организаций при решении проблем мировой политики.

1.5.2. Теория международных отношений и внешнеполитический анализ.

Направления методологических поисков в теории международных отношений. Классические теории международных отношений. Крупнейшие школы теорий международных отношений (США, Франция, Великобритания и другие страны). Современное состояние теории международных отношений и развитие теоретических исследований в отдельных областях международных отношений: теория принятия решений, теории международной интеграции, теории международных конфликтов и др.

Проблемы современных российских исследований по теории международных отношений.

Исследования внешнеполитического процесса: его структура, основные элементы (разработка внешнеполитических концепций; доктрины, стратегии; подготовка решений, их принятие и реализация). Институциональный аспект внешнеполитического процесса; экономические, внутриполитические, военные, культурные факторы внешнеполитического процесса. Роль политических лидеров в формировании и реализации влияния групп интересов на внешнеполитический процесс. Институциональные и функциональные особенности формирования и реализации внешней политики ведущих государств современности.

Характеристика внешнеполитического процесса современной России. Организация и методика аналитической деятельности, ее основные этапы и элементы. Внешнеполитические сценарии и прогнозы.

1.5.3. История международных отношений ХХ столетия.

Эволюция методологии изучения истории международных отношений. Многофакторная концепция международных отношений П. Ренувера и Ж.-Б. Дюрозеля.

Сопоставительный анализ основных систем международных отношений ХХ века. Демократия и тоталитаризм в международных отношениях.

Концепции и системы безопасности в международных отношениях, их эволюция. Роль конфликтов и войн в истории международных отношений ХХ века.

Основные факторы развития международных отношений: экономика, идеология. Геополитика, взаимодействие цивилизаций: сравнение работ Ф. Фукуямы, С. Хантингтона, З. Бжезинского.

Причины первой мировой войны в свете новых исследований. Значение и результаты первой мировой войны. Версальско-Вашингтонская система международных отношений, ее характерные черты и попытки реформирования.

Внешняя политика Советской России: ставка на мировую революцию или мирное сосуществование. Дуализм советской внешней политики и ее эволюция. Особенности внешней политики тоталитарных режимов: германский нацизм, советский сталинизм. Политика умиротворения западных держав: ее причины и сущность. Альтернативы 1939 года. Советско-германский договор о ненападении: новые исследования. Особенности расстановки политических сил в 1939 - 1941 годах. Антигитлеровская коалиция: достижения, проблемы, наследие.

Новые явления в международных отношениях после второй мировой войны. Ялтинско-Потсдамская система международных отношений: основные характеристики.

Холодная война: происхождение, основные характеристики и аспекты. Основные этапы холодной войны. Завершение холодной войны и распад Ялтинско-Потсдамской системы международных отношений.

Складывание нового миропорядка. Внешняя политика Российской Федерации: приоритеты и основные направления.

1.5.4. Дипломатии Российской Федерации и зарубежных стран.

Исследования соотношения внешней политики и дипломатии, функций и позиции дипломатии в современном мире. Теоретические подходы к дипломатии, эволюция дипломатических методов.

Кардинальные перемены в мире и дипломатия. Влияние современных средств коммуникации на развитие дипломатии. Дипломатия в рамках международных организаций, конференционная дипломатия. Переговоры как основной метод дипломатии. Переговоры в рамках конфликтных отношений и при осуществлении сотрудничества. Возрастание роли многосторонних переговоров и переговоров на высшем уровне, их особенности.

Сравнительный анализ дипломатической службы России и зарубежных стран: возникновение, развитие, современная структура и функции. МИД и загранпредставительства. Основные направления и задачи дипломатической деятельности России на современном этапе.

1.5.5. Международные гуманитарные связи.

Международные гуманитарные связи в системе международных отношений. Методология и методы исследования международных отношений в гуманитарной сфере. Проблема влияния гуманитарного прогресса на формирование системы международных отношений: современное содержание гуманизма как гуманитарной основы международного сотрудничества. Динамика развития международного гуманитарного права и особенности его применения. Международное сотрудничество в обеспечении прав человека.

Теории современного информационного общества и межкультурных коммуникаций. Роль межцивилизационного общения в отношениях между народами и формировании современного мирового порядка (проблемы межэтнического и межконфессионального взаимодействия, решение проблем отсталости, устойчивого глобального развития, сохранения мирового культурного наследия). Анализ содержания деятельности ЮНЕСКО, международных неправительственных организаций и межгосударственного сотрудничества в области образования, науки и культуры. Международно-правовое обеспечение защиты интеллектуальной собственности и культурных ценностей.

Внешняя культурная политика государств: сравнительный анализ. Исследование процессов формирования ее структуры, целей и задач: взаимодействие законодательной и исполнительной власти, органов государственного управления и учреждений образования, науки, культуры, общественных организаций. Культурная дипломатия: формы и методы ее осуществления. Особенности формирования внешнеполитических стереотипов массового сознания. Особенности менеджмента в области международных культурных обменов. Внешняя культурная политика Российской Федерации: общегосударственный и региональные аспекты.

Научно-исследовательская составляющая каждой из аннотированных магистерских программ по решению Ученого совета вуза реализуется через авторские магистерские программы (магистерские специализации), отражающие существующие в данном вузе научно-педагогические школы по конкретным разделам соответствующих наук.

 

2. Требования к уровню подготовки для освоения программы

специализированной подготовки магистра

и условия конкурсного отбора

 

2.1. Лица, желающие освоить программу специализированной подготовки магистра в области международных отношений, должны иметь высшее профессиональное образование, подтвержденное документом государственного образца.

2.2. Лица, имеющие диплом бакалавра по направлениям "Регионоведение" и "Международные отношения", зачисляются на специализированную магистерскую подготовку на конкурсной основе. Условия конкурсного отбора определяются вузом на основе государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, в части подготовки бакалавра по направлению 522900 - Международные отношения.

2.3. Лица, желающие освоить программу специализированной подготовки магистра по данному направлению и имеющие высшее профессиональное образование, профиль которого не указан в п. 2.2, допускаются к конкурсу по результатам сдачи экзаменов по дисциплинам, необходимым для освоения программы подготовки магистра и предусмотренным государственным образовательным стандартом подготовки бакалавра по направлению 522900 - Международные отношения.

 

3. Общие требования к основной образовательной

программе подготовки магистра по направлению

522900 - Международные отношения

 

3.1. Основная образовательная программа подготовки магистра разрабатывается на основании настоящего государственного образовательного стандарта и включает в себя учебный план, программы учебных дисциплин, программы практик и программы научно-исследовательской работы.

3.2. Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки магистра, к условиям ее реализации и срокам ее освоения определяются настоящим государственным образовательным стандартом. По направлению разрабатывается, как правило, несколько магистерских программ.

3.3. Основная образовательная программа подготовки магистра состоит из основной образовательной программы подготовки бакалавра и программы специализированной подготовки, которая, в свою очередь, формируется из дисциплин федерального компонента, дисциплин национально-регионального (вузовского) компонента, дисциплин по выбору студента и научно-исследовательской работы. Дисциплины по выбору студента в каждом цикле должны содержательно дополнять дисциплины, указанные в федеральном компоненте цикла.

3.4. Основная образовательная программа подготовки магистра имеет следующую структуру:

- в соответствии с программой подготовки бакалавра:

цикл ГСЭ - общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины;

цикл ЕН - общие математические и естественнонаучные дисциплины;

цикл ОПД - общие профессиональные дисциплины;

цикл СД - специальные дисциплины;

цикл ДФД - дополнительные и факультативные дисциплины;

ИГА - итоговая государственная аттестация бакалавра;

- в соответствии с программой специализированной подготовки:

цикл ДНМ - дисциплины направления специализированной подготовки;

цикл СДМ - специальные дисциплины магистерской подготовки;

НИРМ - научная (научно-исследовательская, научно-педагогическая) работа магистра;

ИГАМ - итоговая государственная аттестация магистра.

3.5. Содержание национально-регионального компонента основной образовательной программы подготовки магистра должно обеспечивать подготовку выпускника в соответствии с квалификационной характеристикой, установленной настоящим государственным образовательным стандартом.

 

4. Требования к обязательному минимуму содержания

основной образовательной программы подготовки магистра

по направлению 522900 - Международные отношения

 

 Индекс

 Наименование дисциплин и их основные разделы 

 Всего
 часов

   1   

                       2                      

   3  

 

Требования к обязательному минимуму содержания
основной образовательной программы подготовки 
бакалавра по данному направлению определены в 
государственном образовательном стандарте
высшего профессионального образования, в части
подготовки бакалавра по направлению 522800 -  
Международные отношения                       

8532  

          Требования к обязательному минимуму содержания       
                 специализированной подготовки                 

ДНМ    

Дисциплины направления                        

1134  

ДНМ.Ф.00

Федеральный компонент                         

700   

ДНМ.01 

История и методология исследований            
международных отношений и мировой политики    
 Формирование исследований по международным   
отношениям в мире. Развитие международных     
исследований в СССР и России.                 
Междисциплинарность исследований. Основные    
методологические подходы и методы. Основные   
научные и исследовательские центры в России и 
мире, основные профессиональные ассоциации.   
 Появление мировой политики. Ее развитие.     
Дискуссии по исследованиям мировой политики и 
международным отношениям.                     
 Методология и методы изучения. Количественные
и качественные методы анализа. Проблема       
моделирования и прогнозирования. Различные виды
моделирования.                                
 Различия и пересечения предметных областей   
исследований международных отношений и мировой
политики в истории, политологии, экономике,   
праве и др.                                   
 Методологические основы теории международных 
отношений: крупнейшие школы теории            
международных отношений (США, Франция,        
Великобритания и другие страны); новейшие     
направления методологических поисков в        
современной теории международных отношений;   
развитие теоретических исследований в отдельных
областях международных отношений (теория      
принятия решений, теория международной        
интеграции, теории международных конфликтов и 
др.); проблемы формирования российской        
теоретической науки о международных отношениях

136   

ДНМ.02 

Современные проблемы исследований международных
отношений и мировой политики                  
 Проблема кардинальных перемен в конце ХХ -   
начале XXI века (глобализация, демократизация,
интеграция и регионализация) и их осмысление в
исследованиях международных отношений и мировой
политики. Различные подходы к пониманию       
тенденций политического развития мира.        
Соотношение внешней и внутренней политики.    
 Структура современной политической системы:  
участники (традиционные и новые), институты,  
режимы. Проблема взаимодействия               
правительственных и неправительственных       
участников при решении проблем мировой        
политики.                                     
 Изменения международной проблематики. Новая  
глобальная повестка дня в различных сферах:   
насилие и его предотвращение (безопасность и  
контроль над оружием массового уничтожения,   
режимы нераспространения, ПРО, обычные        
вооружения, терроризм и другие новые угрозы   
безопасности); в политико-экономической сфере 
(ресурсы, финансовые проблемы), в             
демографической; в политико-правовой          
(суверенитет и проблема гуманитарного         
вмешательства, территориальная целостность и  
право нации на самоопределение).
              
 Тенденции и противоречия развития мировой    
политической системы: эволюционное и кризисное
развитие мировой политической системы,        
интеграция и регионализация, демократизация и 
"третий путь", конфликты и сотрудничество.    
 Проблемы современного миропорядка:           
монополярность, многополярность современного  
мира. Различные подходы.                      
 Россия в современном политическом мире: ее   
роль, воздействие на мировую политическую     
систему. Основные направления внешней политики
России                                        

136   

ДНМ.03  

Иностранный язык                              
 Язык как средство международного общения.    
Понятийный аппарат исследований международных 
отношений и мировой политики в русском языке и
в одном - двух иностранных языках (в частности,
в английском языке).                          
 Анализ зарубежной прессы, научной литературы,
официальных документов на иностранном языке.  
Особенности языка и стиля различных источников.
Проблемы передачи модальности, семантики      
некоторых структур, относящихся к лингвистике 
текста, модели трансформации предложений при  
переводе на русский и иностранный язык.       
 Специальные курсы изучения иностранных языков
с целью полного овладения ими, в том числе    
свободной подготовки и написания аналитических
и иных материалов по избранной специальности  

300   

ДНМ.04 

Информационные технологии в прогнозно-        
аналитической деятельности                    
 Организация аналитической и прогностической  
деятельности; ее основные этапы и элементы.    
Информационно-технологическое, программное    
обеспечение прогнозно-аналитической работы.   
Современные банки данных, современные         
информационные сети и компьютерные технологии,
используемые в политическом, внешнеполитическом
анализе и прогнозировании                     

128   

ДНМ.Р.00

Национально-региональный (вузовский) компонент

434   

ДНМ.В.00

Дисциплины и курсы по выбору студента,        
устанавливаемые вузом                         

 

СДМ    

Специальные дисциплины <*>

900   

СДМ.В.00

Дисциплины и курсы по выбору студента,        
устанавливаемые вузом                         

300   

НИРМ   

Научно-исследовательская работа               

2034  

НИРМ.01

Научно-исследовательская работа в семестре    

4 - 6 
нед.  

НИРМ.02

Научно-исследовательская практика             

4 - 6 
нед.  

НИРМ.03

Научно-педагогическая практика                

4 - 6 
нед.  

НИРМ.04

Подготовка магистерской диссертации           

12 - 14
нед.  

ИГАМ   

Итоговая государственная аттестация           

4 - 6 
нед.  

 

Защита выпускной квалификационной работы      
(магистерской диссертации)                    

 

 

Всего                                         

4068  

 

--------------------------------

<*> Состав и содержание специальных дисциплин определяется требованиями специализации магистра при реализации конкретной магистерской программы.

 

5. Сроки освоения основной образовательной

программы подготовки магистра по направлению

522900 - Международные отношения

 

5.1. Срок освоения основной образовательной программы подготовки магистра при очной форме обучения составляет 312 недель:

    образовательная программа подготовки

    бакалавра                                        - 208 недель,

    специализированная программа подготовки

    магистра                                         - 104 недели,

    в том числе:

    теоретическое обучение, включая научно-

    исследовательскую работу в семестре,

    практикумы, а также экзаменационные

    сессии                                            - 45 недель;

    практики                                      - 8 - 16 недель;

    подготовка магистерской диссертации          - 12 - 14 недель;

    итоговая государственная аттестация,

    включая защиту выпускной

    квалификационной работы                        - 4 - 6 недель;

    каникулы, включая отпуск

    после окончания вуза                     - не менее 20 недель.

5.2. Сроки освоения основной образовательной программы подготовки магистра по очно-заочной (вечерней) форме обучения, а также в случае сочетания различных форм обучения увеличиваются на полтора года относительно нормативного срока, установленного п. 1.2 настоящего государственного образовательного стандарта, в том числе по программе бакалавра на один год.

5.3. Максимальный объем учебной нагрузки студента - 54 часа в неделю, включая все виды его аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) работы.

5.4. Объем аудиторных занятий студента при очной форме обучения в среднем за период теоретического обучения по основной образовательной программе подготовки бакалавра - 27 часов в неделю, за период специализированной подготовки магистра - 14 часов в неделю. При этом в указанный объем не входят обязательные практические занятия по физической культуре и занятия по факультативным дисциплинам.

5.5. При очно-заочной (вечерней) форме обучения объем аудиторных занятий должен быть не менее 10 часов в неделю.

5.6. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять 7 - 10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период.

 

6. Требования к разработке и условиям реализации

основной образовательной программы подготовки магистра

по направлению 522900 - Международные отношения

 

6.1. Требования к разработке основной образовательной программы подготовки магистра, включая ее научно-исследовательскую часть.

6.1.1. Высшее учебное заведение самостоятельно разрабатывает и утверждает основную образовательную программу подготовки магистра, реализуемую вузом, на основе настоящего государственного образовательного стандарта.

Дисциплины по выбору являются обязательными, а факультативные дисциплины, предусматриваемые учебным планом высшего учебного заведения, не являются обязательными для изучения студентом.

Курсовые работы (проекты) по дисциплине рассматриваются как вид учебной работы по дисциплине и выполняются в пределах часов, отводимых на ее изучение.

По всем дисциплинам и практикам, включенным в учебный план высшего учебного заведения, должна выставляться итоговая оценка: "отлично", "хорошо", "удовлетворительно" или "неудовлетворительно", "зачтено" или "не зачтено".

В период действия данного документа перечень магистерских программ может быть изменен и дополнен в установленном порядке.

Требования к научно-исследовательской части программы:

Программа специализированной подготовки магистра должна предусматривать формирование у студента следующих научно-методических навыков и умений:

формулировать проблему, цель и задачи исследования;

выбирать адекватные задачам методы исследования;

составлять план исследования и осуществлять поиск необходимой информации;

вести информационно-библиографическую работу с привлечением современных технологий;

анализировать собранную информацию и объяснять полученные результаты;

представлять итоги проделанной работы в виде отчетов, рефератов, статей, оформленных в соответствии с современными требованиями.

6.1.2. При реализации основной образовательной программы высшее учебное заведение имеет право:

изменять объем (количество часов, отводимых на освоение учебного материала) циклов дисциплин - в пределах 5%, дисциплин циклов - 10% при условии выполнения требований к содержанию, указанных в настоящем стандарте;

предоставлять студентам-магистрантам возможность для занятий физической культурой в объеме 2 - 4 часов в неделю;

осуществлять преподавание дисциплин в форме авторских курсов по программам, составленным на основе результатов исследований научных школ вуза, учитывающих региональную и профессиональную специфику, при условии реализации содержания дисциплин, определяемых настоящим документом.

6.2. Требования к условиям реализации основной образовательной программы подготовки магистра, включая ее научно-исследовательскую часть.

6.2.1. Обучение в магистратуре осуществляется в соответствии с индивидуальным планом работы студента-магистранта, разработанным с участием научного руководителя магистранта и научного руководителя магистерской программы с учетом пожеланий магистранта. Индивидуальный учебный план магистранта утверждается деканом факультета.

6.2.2. Требования к кадровому обеспечению учебного процесса.

Условия реализации основной образовательной программы подготовки магистра в области международных отношений, в том числе и по качеству кадрового обеспечения, должны соответствовать лицензионным нормативам. Необходимым условием реализации программы является наличие в вузе не менее 50% основного штатного состава преподавателей по профессиональным и специальным дисциплинам направления. В отношении профессорско-преподавательского состава выпускающих кафедр и кафедр, реализующих программы дисциплин направления, циклов ОПД и СД должны выполняться также следующие требования:

показатель качества штатного профессорско-преподавательского состава должен составлять не менее 60%, в том числе докторов наук по научным специальностям соответствующего профиля, профессоров - не менее 25%;

профиль научно-педагогических кадров, реализующих обязательные профессиональные и специальные дисциплины, должен соответствовать профилю преподаваемых ими дисциплин, прежде всего, по специальности их основного высшего профессионального образования, научной специальности послевузовского образования (по которой защищена кандидатская или докторская диссертация) и/или по разработанным ими (в соответствии с программами по этим дисциплинам) учебным изданиям, как правило, с рекомендательным грифом соответствующего Учебно-методического совета, УМО или Минобразования России.

6.3. Требования к ресурсному обеспечению реализации программы подготовки.

Требования настоящего образовательного стандарта относительно учебно-методического, информационного, материально-технического и другого ресурсного обеспечения учебного процесса соответствуют нормативным требованиям, предъявляемым к государственным образовательным учреждениям высшего профессионального образования при лицензировании, аттестации и аккредитации.

Перечни учебной и методической литературы, других источников информационной базы, необходимой для реализации основной образовательной программы, содержатся в примерных учебных программах по дисциплинам, в приложениях к примерным учебным планам, которые разрабатываются и регулярно обновляются и уточняются УМО.

6.4. Требования к организации практик.

Требования к организации и проведению практик, предусмотренных настоящим образовательным стандартом, раскрываются в примерных программах этих практик, разрабатываемых, обновляемых и уточняемых УМО.

 

7. Требования к уровню подготовки магистра по направлению

522900 - Международные отношения

 

7.1. Требования к профессиональной подготовленности магистра.

7.1.1. Общие требования к уровню подготовки магистра определяются содержанием аналогичного раздела требований к уровню подготовки бакалавра и требованиями, обусловленными специализированной подготовкой.

Требования к уровню подготовки бакалавра изложены в п. 7 государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, в части подготовки бакалавра по направлению 522900 - Международные отношения.

7.1.2. Требования, обусловленные специализированной подготовкой магистра, включают:

владение навыками самостоятельной научно-исследовательской и научно-педагогической деятельности, требующими широкого образования в соответствующем направлении;

умения:

формулировать и решать задачи, возникающие в ходе научно-исследовательской и педагогической деятельности и требующие углубленных профессиональных знаний;

выбирать необходимые методы исследования, модифицировать существующие и разрабатывать новые методы, исходя из задач конкретного исследования;

обрабатывать полученные результаты, анализировать и осмысливать их с учетом имеющихся данных;

вести библиографическую работу с привлечением современных информационных технологий;

представлять итоги проделанной работы в виде отчетов, рефератов, статей, оформленных в соответствии с имеющимися требованиями, с привлечением современных средств редактирования и печати.

Кроме того, магистр в области международных отношений должен уметь:

анализировать внешнеполитическую ситуацию;

составлять аналитические и прогнозные сценарии развития внешнеполитической ситуации;

формулировать основные подходы к решению внешнеполитических проблем;

определять проблему, формулировать гипотезу и задачи исследования;

составлять план исследования;

применять и модифицировать существующие профессиональные исследовательские методы и разрабатывать новые методы конкретных исследований.

По профессиональному предназначению и в соответствии с квалификацией (степенью) магистр в области международных отношений отвечает следующим требованиям:

имеет представления о природе, типах и уровнях научного познания; об исторических типах науки и значении научной рациональности; о предметной, мировоззренческой, методологической специфике гуманитарных, естественных, технических наук, о тенденциях к интеграции современного научного познания; понимает взаимосвязи творческих компонентов научной деятельности, типов научной рациональности, этические аспекты оценки результатов научного творчества; понимает проблемы человека, его бытия и истории в контексте различных мировоззренческих направлений современной социальной философии, роль насилия и ненасилия в истории и в поведении человека, связь свободы и ответственности как свойств развитой личности;

имеет представления о месте и роли компьютерных технологий в науке и современном образовании; об основных методах использования компьютеров в гуманитарных исследованиях, о смене фундаментальных парадигм в истории естественнонаучного знания; о новом образе научного мышления в контексте эволюционно-синергетической парадигмы; о месте человека и социума в эволюционной картине мира, о специфике профессионально-ориентированных методов исследования; владеет современными методами статистического анализа и математического моделирования в профессионально-ориентированных исследованиях;

обладает фундаментальной подготовкой по избранному направлению и специализации, а также в областях пограничных, смежных проблем;

обладает твердыми навыками анализа и прогнозирования внутриполитических и внешнеполитических процессов, международных ситуаций, в том числе с применением новейших формализованных информационных методик и компьютерных программ;

способен вычленять, формулировать и разрешать профессионально-ориентированную научную проблему, проводить исследования в соответствующей отрасли науки;

способен вести самостоятельную научную, научно-аналитическую работу в вузах, исследовательских институтах и государственных учреждениях по международной и внешнеполитической проблематике;

владеет профессиональными практическими умениями и навыками обучения по специальности в вузе (других типах учебных заведений);

владеет иностранными языками;

готов к решению наиболее сложных дискуссионных вопросов методологии современных социальных наук, теоретических проблем мировой политики, глобальных и региональных международных политических процессов, а также политики России в современном меняющемся мире.

7.1.3. Специальные требования.

Магистр в области международных отношений должен быть широко эрудирован в основных областях гуманитарного знания, обладать фундаментальной научной базой, позволяющей ориентироваться в комплексе мировоззренческих проблем современной науки в целом, глобальных проблем современной цивилизации; владеть методологией научного творчества, различать концептуальные подходы к использованию современных информационных технологий и владеть стратегиями выбора адекватных методов получения, обработки и использования научной информации, быть готовым к аналитической, научно-исследовательской деятельности, к самостоятельному выдвижению проблем, соответствующих основным тенденциям развития научной мысли и социальным потребностям; к творческой разработке методик их исследования с учетом междисциплинарных связей в научной деятельности; в научно-педагогической деятельности быть готовым к определению целей и содержания учебных курсов, исходя из требований различных категорий слушателей, учитывая новейшие методики обучения.

Требования к подготовке магистранта по научно-исследовательской части программы специализированной подготовки определяются вузом.

УМО может дополнительно рекомендовать требования, соответствие которым обеспечивает выпускнику возможность заниматься определенными видами профессиональной деятельности, отражающими содержание специализированной подготовки.

7.2. Требования к итоговой государственной аттестации магистра.

7.2.1. Итоговая государственная аттестация магистра включает защиту выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации) и должна включать государственные экзамены, устанавливаемые в соответствии с предложениями УМО.

Уровень требований, предъявляемых на государственных экзаменах, должен обеспечивать возможность засчитывать их результаты в качестве вступительных экзаменов в аспирантуру по соответствующим научным направлениям.

Высшее учебное заведение вправе дополнять перечень аттестационных испытаний, входящих в состав итоговой государственной аттестации выпускников.

При выборе итоговых государственных испытаний выпускников необходимо руководствоваться следующим:

основным обязательным видом государственной итоговой аттестации выпускников является защита выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации);

программа и порядок проведения государственных аттестационных испытаний принимаются Ученым советом вуза на основе примерных программ, разработанных УМО, в соответствии с Положением о государственной итоговой аттестации.

7.2.2. Требования к выпускной квалификационной работе магистра.

Магистерская диссертация должна обеспечивать не только закрепление академической культуры, но и необходимую совокупность методологических представлений и методических навыков в избранной области профессиональной деятельности.

Вид выпускной квалификационной работы, ее объем и структура определяются вузом в соответствии с Положением об итоговой государственной аттестации.

При экспертизе выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации) рекомендуется привлечение внешних рецензентов.

7.2.3. Государственные экзамены представляют собой итоговые экзамены по иностранному языку (языкам) и профессионально ориентированный междисциплинарный экзамен, которые устанавливают соответствие подготовленности выпускника требованиям настоящего образовательного стандарта, в части требований п. п. 1.2, 1.3, 7.1.

 

Проект государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования рассмотрен на заседании Совета Учебно-методического объединения вузов Российской Федерации по образованию в области международных отношений от 22.12.1999 (Протокол N 5/1999). Дополнения и изменения внесены решением Совета УМО вузов Российской Федерации по образованию в области международных отношений от 17.12.2002 (Протокол N 2(8)/2002).

Составители:

Учебно-методическое объединение вузов Российской Федерации по образованию в области международных отношений.

 

 




Законодательство России в сфере образования // Некоммерческий проект про образование в помощь педагогам, студентам, школьникам и их родителям. //

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования

Copyright © www.pravoeducation.ru, 2012 - 2018