МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 18 июня 2003 г. N 28-02-484/16
Минобразование России направляет Требования к содержанию и оформлению
образовательных программ дополнительного образования детей, утвержденные на
заседании Научно-методического совета по дополнительному образованию детей
Минобразования России 03.06.2003, для использования в практической работе.
Заместитель
Министра
Е.Е.ЧЕПУРНЫХ
Утверждены
на заседании
Научно-методического
совета по дополнительному
образованию детей
Минобразования
России
3 июня 2003 года
ТРЕБОВАНИЯ
К СОДЕРЖАНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
ПРОГРАММ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
Содержание
образовательных программ должно соответствовать:
- достижениям
мировой культуры, российским традициям, культурно-национальным особенностям
регионов;
- определенному
уровню образования (дошкольного, начального общего, основного общего, среднего
(полного) общего образования);
-
направленностям дополнительных образовательных программ (научно-технической,
спортивно-технической, художественной, физкультурно-спортивной,
туристско-краеведческой, эколого-биологической, военно-патриотической,
социально-педагогической, социально-экономической, естественнонаучной и др.);
-
современным образовательным технологиям, которые отражены в: принципах обучения
(индивидуальности, доступности, преемственности, результативности); формах и
методах обучения (активных методах дистанционного обучения, дифференцированного
обучения, занятиях, конкурсах, соревнованиях, экскурсиях, походах и т.д.);
методах контроля и управления образовательным процессом (анализе результатов
деятельности детей); средствах обучения (перечне необходимого оборудования,
инструментов и материалов в расчете на объединение обучающихся).
Содержание
образовательных программ должно быть направлено на:
- создание условий
для развития личности ребенка;
- развитие
мотивации личности к познанию и творчеству;
- обеспечение
эмоционального благополучия ребенка;
- приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям;
- профилактику
асоциального поведения;
- создание условий
для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой
самореализации личности ребенка, ее интеграции в систему мировой и
отечественной культур;
- интеллектуальное
и духовное развитие личности ребенка;
- укрепление
психического и физического здоровья;
- взаимодействие
педагога дополнительного образования с семьей.
Цели и задачи
дополнительных образовательных программ должны обеспечивать обучение, воспитание,
развитие детей.
Дополнительная
образовательная программа должна включать следующие структурные элементы:
1. Титульный лист.
2. Пояснительную
записку.
3.
Учебно-тематический план.
4. Содержание
изучаемого курса.
5. Методическое
обеспечение дополнительной образовательной программы.
6. Список
литературы.
1. Титульный лист включает:
- наименование
образовательного учреждения;
- где, когда и кем
утверждена дополнительная образовательная программа;
- название
дополнительной образовательной программы;
- возраст детей, на
которых рассчитана дополнительная образовательная программа;
- срок реализации
дополнительной образовательной программы;
- Ф.И.О., должность
автора (авторов) дополнительной образовательной программы;
- название города,
населенного пункта;
- год разработки
дополнительной образовательной программы.
2. Пояснительная
записка раскрывает:
- направленность
дополнительной образовательной программы;
- новизну,
актуальность, педагогическую целесообразность;
- цель и задачи
дополнительной образовательной программы;
- отличительные
особенности данной дополнительной образовательной программы от уже существующих;
- возраст детей,
участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы;
- сроки реализации
дополнительной образовательной программы (продолжительность образовательного
процесса, этапы);
- формы и режим
занятий;
- ожидаемые
результаты и способы их проверки;
- формы подведения
итогов реализации дополнительной образовательной программы (выставки,
фестивали, соревнования, учебно-исследовательские конференции и т.д.).
3.
Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы включает:
- перечень
разделов, тем;
- количество часов
по каждой теме с разбивкой на теоретические и практические виды занятий.
4. Содержание
дополнительной образовательной программы раскрывается через краткое описание
тем (теория и практика).
5. Методическое
обеспечение дополнительной образовательной программы включает в себя описание:
- форм
занятий, планируемых по каждой теме или разделу (игра, беседа, поход,
экскурсия, конкурс, конференция и т.д.);
- приемов и методов
организации учебно-воспитательного процесса, дидактический материал,
техническое оснащение занятий;
- форм подведения
итогов по каждой теме или разделу.
6. Список
литературы.