МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 4 июня 2003 г. N 27/2897-6
Анализ результатов
комплексных медико-психолого-педагогических исследований, проведенных в
общеобразовательных учреждениях, показал рост числа детей, имеющих глазную
патологию.
Для решения
проблемы совершенствования помощи таким обучающимся Министерство направляет для
использования в работе Методические рекомендации по организации работы с обучающимися, имеющими нарушения зрения, в
общеобразовательном учреждении.
Начальник
Управления
специального
образования
Т.В.ВОЛОСОВЕЦ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ,
ИМЕЮЩИМИ НАРУШЕНИЯ
ЗРЕНИЯ, В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
Проведенные
обследования зрения показали, что в общей сложности в общеобразовательных
учреждениях около 70% детей имеют глазную патологию разной степени
выраженности. Часто глазная патология впервые выявляется при поступлении
ребенка в 1-й класс. Основным видом помощи обучающимся
в общеобразовательных учреждениях детям является очковая коррекция. Однако эта
мера не решает проблемы.
В связи с этим
назрела необходимость открытия коррекционных классов в общеобразовательных
учреждениях.
В эти классы могут
приниматься слабовидящие дети с остротой зрения от 0,05 до 0,4 на лучше видящем
глазу с переносимой коррекцией. При этом учитываются состояние других
зрительных функций, форма и течение патологического процесса. Также могут быть
приняты дети с более высокой остротой зрения при прогрессирующих или частично
рецидивирующих заболеваниях, при наличии астенических явлений, возникающих при
чтении и письме на близком расстоянии. Кроме того, в эти классы могут быть
приняты дети с косоглазием и амблиопией, имеющие
более высокую остроту зрения (0,4), для продолжения лечения зрения.
Основной
целью коррекционных классов общеобразовательных учреждений является обеспечение
полноценного образования обучающихся на основе индивидуально-ориентированной
педагогической, психологической, медицинской и специальной коррекционной помощи
обучающимися с нарушениями зрения.
Для осуществления
поставленных целей в данных классах решаются следующие задачи:
психолого-диагностическое изучение обучающихся, специальное педагогическое
изучение, разработка форм взаимодействия коллектива специалистов
(тифлопедагога, логопеда, врача и т.п.), разработка индивидуальных
коррекционных программ специалистами, организация образовательного процесса,
анализ полученных результатов работы по интеграции
обучающихся в традиционные формы обучения.
Коррекционная
работа строится с учетом того, что ребенок с нарушениями зрения должен
обучаться в комфортном психологическом климате, все учебные предметы должны
иметь коррекционную направленность. А также необходимо учитывать комплексное
воздействие на ребенка с целью преодоления негативных тенденций развития.
Подобная работа
должна носить общеразвивающий характер: повышать уровень общего, сенсорного и
интеллектуального развития, корригировать зрительно-моторные и оптико-пространственные
нарушения общей и мелкой моторики и т.п.
Использование
технических средств обучения (ТСО) значительно повышает наглядность и полноту
информации об изучаемом объекте или явлении, привлекает интерес и облегчает
восприятие. Однако важно сохранить устойчивый уровень работоспособности
учащихся на протяжении всего урока, в связи с чем
рекомендуется использовать просмотр диафильмов, диапозитивов в 1 - 2-х классах
- 7 - 10 мин., 3 - 4-х классах - 15 мин.; просмотр кинофильмов - 15 - 20 мин.,
телепередач в 1 - 2-х классах - 10 мин., 3 - 4-х классах - 15 мин. (СанПиН
2.4.2.576-96, утверждены Постановлением Гомкомсанэпиднадзора
России от 31.10.96 N 49). Для предупреждения утомления при
демонстрации кинофильмов, диафильмов, диапозитивов, при просмотре учебных
телепередач необходимо обеспечить зрительно-нервный комфорт, заключающийся в
обязательном проветривании классной комнаты перед началом демонстрации и после
ее окончания, высоком качестве изображения на экране, в том числе его яркости и
контрастности, удаление центра экрана от пола при демонстрации видео- и
кинофильмов должно составлять 1,1 - 1,5 м, недопустимы изменения освещенности
на экране, мелькание, выключение и включение
общего освещения при демонстрации кинофильмов, диапозитивов, показ диафильмов
на стене.
Основными
методическими принципами построения содержания учебного материала в классах для
обучающихся с нарушениями зрения могут быть: усиление роли практической
направленности изучаемого материала, опора на жизненный опыт ребенка,
соблюдение в определении объема изучаемого материала принципа необходимости и
достаточности, введение в содержание учебных программ коррекционных разделов,
предусматривающих активизацию познавательной деятельности, формирование
значимых для школы функций, необходимых при решении учебных задач.
Лечебно-профилактическая
работа в классах для обучающихся с нарушениями зрения должна обеспечивать
охрану их здоровья с учетом строжайшего соблюдения объема предельной нагрузки
на обучающегося, в том числе и на уроках физкультуры, изучения динамики
состояния здоровья, работоспособности и заболеваемости обучающихся.
С этой
целью медицинскими работниками (врачом-офтальмологом и медсестрой-ортоптисткой) проводятся следующие мероприятия:
консервативное лечение глазных заболеваний, своевременное направление учащихся,
нуждающихся в хирургическом лечении, в глазной стационар, активное плептическое и плеоптоортоптическое
лечение, назначение оптической коррекции, установление уровня зрительных и
физических нагрузок в зависимости от характера, структуры и функциональных
зрительных нарушений, создание благоприятных офтальмо-гигиенических условий в
процессе обучения и воспитания и т.п.
Офтальмо-гигиенические
условия заключаются в правильном выборе цвета при окраске учебных помещений,
оборудования (поверхностей столов, парт, стеновых панелей и т.п.) (наиболее
благоприятными цветами считаются зеленый, светло-зеленый, светло-голубой,
светло-серый, бежевый, цвет натуральной древесины с коэффициентом отражения не
менее 0,45); искусственном освещении люминесцентными лампами, лампами
накаливания (освещенность в учебных помещениях должна быть в пределах от 800 до
1500 лк); обеспечении учащихся учебниками, напечатанными крупным шрифтом, с
включением особого методического аппарата, оригинального дидактического
материала, модифицированными пособиями и средствами наглядности, тифлоприборами и оптическими средствами коррекции (СанПиН
2.4.2.576-96, утверждены Постановлением Госкомсанэпиднадзора России от 31.10.96
N 49).
Основой
деятельности классов для обучающихся с нарушениями зрения должно стать
достижение ими достаточного уровня готовности к обучению на следующих ступенях
(основной и старшей школы) без специального тифлопедагогического и
офтальмологического сопровождения.
Коррекционный
процесс в классах для обучающихся с нарушениями зрения может регламентироваться
Типовым положением об общеобразовательном учреждении, утвержденным
Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.03.2001 N 196, Типовым
положением о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для
обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии в редакциях Постановлений
Правительства Российской Федерации от 12.03.97 N 288, 10.03.2000 N 212,
инструктивным письмом Министерства общего и профессионального образования
Российской Федерации от 04.09.97 N 48 "О
специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I
- VIII видов", учебными планами для школ III - IV видов.