МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 20 мая 2003 г. N 2152
О НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОМ СОВЕТЕ ПО ИНФОРМАТИКЕ
МИНОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ
В соответствии с
Приказом Минобразования России от 03.09.2001 N 3070 "О научно-методических
советах Минобразования России по общим математическим и естественнонаучным
дисциплинам" приказываю:
1. Утвердить состав
Научно-методического совета по информатике Минобразования России (далее -
Совет) (приложение N 1 - не приводится).
2. Утвердить
Положение о Совете (Приложение N 2).
3. Департаменту
образовательных программ и стандартов профессионального образования (В.И. Кружалину) осуществлять координацию работы Совета в рамках
своей компетенции.
4. Председателю
Совета Ю.И. Журавлеву организовать работу по формированию, утверждению и
представлению до 30.06.2003 в Департамент образовательных программ и стандартов
профессионального образования составов секций и комиссий Совета в соответствии
с Положением о Совете.
5. Ректору
Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова В.А. Садовничему оказывать содействие в работе Совета.
6. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на
Департамент образовательных программ и стандартов профессионального образования
(В.И. Кружалина).
Заместитель
Министра
Л.С.ГРЕБНЕВ
Приложение
N 2
к Приказу
Минобразования
России
от 20 мая 2003 г. N
2152
ПОЛОЖЕНИЕ
О НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОМ СОВЕТЕ ПО ИНФОРМАТИКЕ
МИНОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ
1. Общие
положения
1.1. Научно-методический совет по информатике Минобразования России
(далее - Совет) - это научно-общественный орган, осуществляющий координацию
деятельности научно-педагогической общественности образовательных учреждений
высшего, дополнительного профессионального образования и иных организаций,
ведущих ученых высших учебных заведений и научно-исследовательских институтов
РАН по реализации программ, направленных на развитие содержания образования в
области информатики и его научно-методического обеспечения, на повышение
качества подготовки по информатике студентов, аспирантов, специалистов; оказывающий всемерное содействие в развитии
высокоэффективных информационных и наукоемких технологий.
1.2. Совет
осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательными актами
Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов управления
образованием, решениями Координационного совета по циклу математических и общих
естественнонаучных дисциплин, настоящим Положением.
1.3. Решения Совета
носят рекомендательный характер.
1.4. Совет ежегодно
отчитывается о проделанной работе перед Минобразованием России в установленном порядке.
2. Цели и
задачи Совета
2.1. Главной целью
Совета является повышение качества фундаментального образования в высших
учебных заведениях России.
2.2. Деятельность
Совета направлена на решение следующих задач:
совершенствование
содержания фундаментального образования и форм организации учебного процесса по
информатике с учетом его непрерывности и преемственности, повышение уровня
теоретической и прикладной подготовки обучающихся в области информатики;
обеспечение
методического единства содержания, форм и средств преподавания
информатики в системе многоуровневого образования;
подготовка
рекомендаций по выбору приоритетных научно-методических
исследований, направленных на улучшение преподавания информатики в вузах
России; использованию современных наукоемких технологий образования в учебном
процессе;
внедрение
прогрессивных методов и средств обучения в области фундаментального образования
по информатике, базирующихся на использовании вычислительной техники,
программного обеспечения, информационных и коммуникационных технологий,
развитие новых технологий дистанционного обучения;
анализ состояния
учебно-методической литературы и подготовка рекомендаций по созданию и
внедрению литературы, мультимедийных и аудиовизуальных пособий по информатике;
участие в
формировании концепции единого государственного экзамена по информатике в
рамках общеобразовательной программы среднего (полного) общего образования;
совершенствование
содержания, форм и методов переподготовки и повышения квалификации
педагогических работников по информатике;
организационная работа
по контролю за соответствием образовательных программ
вузов требованиям к содержанию фундаментального образования в цикле
математических и общих естественнонаучных дисциплин государственных
образовательных стандартов высшего профессионального образования и примерных
программ по информатике, разрабатываемых Советом;
развитие
междисциплинарных связей для циклов дисциплин государственного образовательного
стандарта высшего профессионального образования;
экспертиза научных,
научно-методических разработок, учебной литературы и мультимедийных и
аудиовизуальных пособий по информатике по запросам Минобразования России,
физических и юридических лиц в рамках компетенции Совета.
3.
Направления деятельности Совета
Для решения
поставленных задач Совет осуществляет следующую деятельность:
3.1. Изучает и
обобщает опыт учебной и научно-методической работы по преподаванию информатики
в России и за рубежом, разрабатывает рекомендации для Минобразования России.
3.2. Участвует в
разработке структуры, содержания и примерных программ дисциплин федерального
компонента по информатике естественнонаучного цикла дисциплин государственного
образовательного стандарта высшего профессионального образования.
Принимает участие в
подготовке примерных программ по информатике федерального компонента
государственных требований высшего и послевузовского профессионального
образования.
Разрабатывает
рекомендации для Центра тестирования Минобразования России по структуре и
содержанию тестов по информатике.
3.3. Рассматривает
и готовит заключения для Минобразования России по планам и результатам
научно-методических работ по вопросам организации учебного процесса,
совершенствованию форм и методов проведения учебных занятий по информатике.
Члены Совета
участвуют в экспертных советах по грантам Минобразования России в области
информатики.
3.4. Принимает
участие в разработке мультимедийных и аудиовизуальных пособий и средств обучения по информатике, типового учебно-лабораторного и
демонстрационного оборудования, наглядных пособий, участвует в экспертизе
образцов и комплектов учебной техники.
3.5. Разрабатывает
рекомендации по развитию дистанционных образовательных технологий в области
информатики, по созданию мультимедийных, аудиовизуальных и других технических
средств обучения; участвует в экспертизе этих средств; обобщает и
распространяет опыт использования вычислительных средств, информационных систем
и ЭВМ в учебном процессе при изучении курсов информатики.
3.6. Участвует в
формировании перспективных планов издания и переработки существующих учебников
и учебных пособий по информатике для образовательных программ соответствующего
типа, вносит предложения по составу авторов, рекомендует рецензентов на рукописи
учебников и учебных пособий, дает заключения на планы-проспекты и рукописи, в
том числе представляемые на присвоение грифа Минобразования России.
3.7. Разрабатывает
рекомендации по совершенствованию методического обеспечения учебного процесса в
системе переподготовки и повышения квалификации по теоретической механике
профессорско-преподавательского состава образовательных учреждений России.
3.8. По поручению
Минобразования России принимает участие в процедурах лицензирования,
аттестации, аккредитации и промежуточного контроля образовательных учреждений
высшего профессионального образования по направлениям подготовки и
специальностям, имеющим федеральный компонент в структуре государственных
требований к уровню подготовки выпускников.
3.9. Проводит
совещания, научно-методические конференции и семинары различного уровня для
педагогических работников по информатике.
4.
Организация деятельности Совета
4.1. Совет
формируется из представителей образовательных учреждений, реализующих
образовательные программы, Минобразования России, Российской академии наук,
Российской академии образования и иных учреждений и организаций.
4.2. Руководящим
органом Совета является пленум.
Пленум Совета
проводится не реже одного раза в 2 года. В период между пленумами руководство
Советом осуществляется его президиумом.
4.3. В состав
президиума Совета входят: председатель, ученый секретарь и члены президиума.
Председатель, состав Совета и состав президиума Совета утверждаются приказом
Минобразования России.
4.4. Руководители
секций утверждаются председателем Совета и входят в состав президиума Совета.
4.5. Функционально работа Совета осуществляется в секциях: информатика довузовского образования; информатика в классических
университетах; информатика в технических вузах; информатика в педагогических
вузах; информатика в медицинских и сельскохозяйственных вузах; информатика в
социально-экономических и гуманитарных вузах; учебной литературы и
редакционно-издательской деятельности; компьютерной графики и геометрии;
информационных технологий; фундаментальных основ информатики; дополнительного
образования и комиссиях: электронных средств обучения; телекоммуникаций,
Интернет и информационной безопасности; дистанционного образования; электронных
библиотек; информатики в военных вузах. Секции и комиссии работают постоянно (в
текущем и оперативном режимах).
4.6. Президиум
Совета собирается на свои заседания не реже трех раз в год.
4.7. Президиум
Совета рассматривает и утверждает основные направления деятельности Совета в
соответствии с текущей и перспективной политикой в области высшего
профессионального образования, намечает кардинальные вопросы, подлежащие
решению в планируемом году, утверждает годовые планы мероприятий, реализуемых
Советом, а также осуществляет текущее руководство деятельностью секций Совета,
заслушивает итоги выполнения годовых планов мероприятий секций.
4.8. Решения
президиума Совета принимаются на его заседаниях простым большинством голосов
при участии в голосовании более половины членов и обязательном присутствии
председателя Совета или его заместителя. При равном числе голосов председатель
Совета (или заменяющий его заместитель председателя Совета) обладает правом
решающего голоса. Специалисты, привлекаемые к работе Совета, принимают участие
в заседаниях с правом совещательного голоса. Члены секций Совета, приглашенные
на заседания президиума Совета, обладают правом решающего голоса при
рассмотрении вопросов, относящихся к профилю этих структур.
4.9. В перерывах
между заседаниями президиума руководство Советом осуществляет его председатель
(заместитель председателя) или, по поручению председателя, один из
председателей секций.
4.10. Председатель
Совета направляет и организует работу Совета, представляет Совет в
государственных органах управления образованием, осуществляет связь с вузами,
Российской академией наук, образовательными учреждениями и иными учреждениями и
организациями.