МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 28 апреля 2003 г. N 13-51-86/13
ОБ УВЕЛИЧЕНИИ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ
ОБУЧАЮЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
Согласно заключению
специалистов объем физкультурно-оздоровительной двигательной активности
обучающихся общеобразовательных учреждений должен составлять не менее 6 часов в
неделю. При таком объеме двигательной активности у обучающихся
наблюдаются наиболее высокие показатели умственной работоспособности, более
высокая ее устойчивость в течение дня, повышение успеваемости и адаптации к
физическим нагрузкам, сопротивляемости простудным заболеваниям.
С началом обучения
детей в школе их суточная двигательная активность снижается примерно в два
раза, большую часть дневного времени учащиеся находятся в статическом
положении. Уроки физической культуры лишь частично пополняют недостаток
движений учащегося.
Одной из важнейших
задач совершенствования учебно-воспитательного процесса в общеобразовательных
учреждениях является организация двигательной активности школьников,
обеспечивающей им активный отдых и удовлетворяющей их естественную потребность
в движениях.
Организация
двигательной активности учащихся общеобразовательных учреждений требует
научно-обоснованного подхода, учитывающего возрастные особенности учащихся,
состояние их физического здоровья, возможности общеобразовательного учреждения
для проведения оздоровительно-спортивных мероприятий, распределение
интенсивности и продолжительности двигательной нагрузки в течение дня и недели.
Интенсивность и
продолжительность двигательной нагрузки школьников в течение учебных занятий
определяется с учетом закономерных изменений умственной работоспособности
школьников, которые отражают функциональное состояние центральной нервной
системы, тесно связаны с суточным ритмом их физиологических функций и зависят
от длительности и особенностей школьных предметов. В первой половине дня
работоспособность школьников достигает наиболее высоких показателей к 10 - 11
часам. В целях подготовки школьников к учебной деятельности перед занятиями
рекомендуется проведение гимнастики (комплекс из 4 - 6 общеразвивающих
упражнений) продолжительностью 6 - 7 минут. Упражнения должны воздействовать на
все основные группы мышц. При выборе содержания и формы двигательной активности
должны учитываться возрастные особенности физиологических и
психофизиологических функций детей. Один раз в 2 - 3 недели комплексы
гимнастики целесообразно заменить новыми.
Гимнастику до
занятий лучше всего проводить на открытом воздухе при температуре не ниже +10
градусов Цельсия. Если условия не позволяют проводить гимнастику на открытом
воздухе, то она проводится в хорошо проветриваемых коридорах и других
помещениях школы.
Эффективным
активным отдыхом является проведение физкультурных минут на общеобразовательных
уроках. Применение кратковременных физических упражнений способствует снижению
утомления и повышению умственной работоспособности учащихся. Исследования
показывают, что для младших школьников наиболее целесообразно их проведение
между 15-й и 20-й, а с учащимися 5 - 9-х классов - между 20-й и 25-й минутами.
Комплексы
упражнений, подобранные для этой цели, должны включать двигательные действия,
отличающиеся по своей структуре от положения тела и движений, выполняемых при
учебной работе, что должно усилить двигательную активность организма и вовлечь
в работу группу мышц, несущих статическую нагрузку.
В комплексы
физкультурных минут могут включаться 4 - 5 упражнений. Продолжительность
выполнения комплекса - 1,5 - 2 минуты. Смену комплексов физкультурных минут
следует проводить не реже одного раза в две недели.
Физические
упражнения и подвижные игры на удлиненных переменах проводятся в качестве
активного отдыха с целью снижения утомления, возникшего в результате учебной
деятельности. Этот вид активного отдыха проводится на большой перемене.
Для успешного
проведения физических упражнений и игр необходимо учитывать возрастные
особенности учащихся. Игры и физические упражнения на переменах следует
проводить на открытом воздухе. Для учащихся младших классов игры подбираются
наиболее простые или ранее известные, средней и малой интенсивности, где допускается
перемена состава, быстро появляются результаты.
Для учащихся 5 -
9-х классов рекомендуется использовать командные игры, подводящие к спортивным, например, настольный теннис, бадминтон,
пионербол, волейбол, соревнования на точность броска мяча в кольцо.
Заканчиваются игры за 5 минут до начала очередного урока.
Учащиеся 10 - 11-х
классов в достаточной степени владеют навыками спортивных игр, знакомы с их
правилами. В качестве основного содержания при проведении физических упражнений
и игр на перемене с этой категорией учащихся используются в основном упражнения
из спортивных игр.
Организация
физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме учебного дня дает возможность
увеличить продолжительность двигательной активности учащихся как минимум на 1,5
часа в неделю.
Суммарная
двигательная активность, полученная школьниками на уроках физической культуры и
в ходе проведения физкультурно-оздоровительных мероприятий, недостаточна для
покрытия биологической потребности в движении каждым учащимся, и поэтому необходимо
создать условия для работы кружков и секций спортивной направленности во второй
половине дня. Участие учащихся в работе кружков и секций может добавить им еще
не менее 2 часов двигательной активности в неделю.
Во многих
общеобразовательных учреждениях накоплен опыт проведения различных внеклассных
оздоровительно-спортивных мероприятий: школьных спартакиад, дней здоровья и
спорта, туристических походов и др. Конкретные сроки проведения внеклассных
мероприятий определяются каждым общеобразовательным учреждением в зависимости
от местных условий - климатических, наличия спортивной базы, традиций и др. Дни
здоровья и спорта можно организовывать одновременно для всех классов или
отдельно для учащихся первой, второй или третьей ступени школы.
Продолжительность
таких мероприятий, как правило, для учащихся 1 - 4-х классов составляет 3 часа,
для 5 - 9-х классов - 4 часа, для 10 - 11-х классов - 5 часов. В содержание
дней здоровья и спорта могут входить подвижные и спортивные игры на местности,
туристические походы, спортивные соревнования, различные развлечения. Для
участия в этих мероприятиях необходимо привлекать всех учащихся школы, имеющих
разрешение врача.
Руководитель
Департамента
общего образования,
член коллегии
А.В.БАРАННИКОВ