МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 28 февраля 2003 г. N 27/2643-6
В настоящее время в
Российской Федерации на дому обучаются 30824 ребенка-инвалида. Обучение ребенка
на дому нередко приводит к его изоляции от детского коллектива, депривации,
формированию у ребенка патологической замкнутости, нежелания и боязни общения с
другими детьми. С целью преодоления этих явлений органы управления образованием
некоторых субъектов Российской Федерации пошли на создание экспериментальной
модели образовательного учреждения - школы надомного обучения. Таких школ в настоящее
время 22, в них обучаются 3439 детей.
Поддерживая опыт
создания таких учреждений, министерство направляет для использования в работе
Методические рекомендации по организации деятельности образовательных
учреждений надомного обучения, разработанные Управлением специального
образования на основе опыта работы школы надомного обучения "Цветик-Семицветик" г. Великого Новгорода.
Начальник
Управления
специального
образования
Минобразования
России
Т.В.ВОЛОСОВЕЦ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
УЧРЕЖДЕНИЙ НАДОМНОГО ОБУЧЕНИЯ
В настоящее
время обучение детей с тяжелыми формами хронических соматических заболеваний и
детей-инвалидов регламентируется письмом Министерства народного образования
РСФСР от 14.11.87 N 17-253-6 "Об индивидуальном обучении больных детей на
дому" и Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.07.96 N
861 "Об утверждении Порядка воспитания и обучения детей-инвалидов на дому
и в негосударственных образовательных учреждениях". Существующая практика организации надомного обучения показывает, что
оно не может в полной мере обеспечить качественное образование и оптимальную
интеграцию в общество ребенка с недостатками здоровья: ребенок лишается
естественной социальной среды, каковой является школьный коллектив; из
воспитывающего и образовательного пространства чаще всего исключаются
образовательные учреждения дополнительного образования.
Ставя перед собой
гуманные цели обеспечения достижения больными детьми образовательного стандарта,
обеспечения их оптимальной социальной интеграции, сохранения и укрепления
здоровья больных детей, многие субъекты Российской Федерации пошли на создание
новой модели образовательного учреждения - школы надомного обучения.
Имеющийся опыт
работы таких учреждений показывает, что организация образовательного процесса в
них имеет свои особенности. Это, во-первых, разные сроки
освоения образовательных программ, которые могут быть увеличены по сравнению с
общеобразовательной школой, а для обучающихся с отклонениями в развитии - по
сравнению со сроками их освоения в специальном (коррекционном) образовательном
учреждении соответствующего вида.
Во-вторых, это
вариативность организации занятий с обучающимися.
Занятия в школе надомного обучения могут проводиться в учреждении, на дому и
комбинированно: часть занятий проводится в учреждении, а часть на дому.
Занятия в
учреждении могут проводиться индивидуально, в классе и комбинированно: часть
занятий проводится индивидуально, часть занятий проводится в классе.
Выбор вариантов
проведения занятий зависит от особенностей психофизического развития и
возможностей обучающихся, сложности структуры их дефекта, особенностей
эмоционально-волевой сферы, характера течения заболевания, рекомендаций
лечебно-профилактического учреждения, психолого-медико-педагогической комиссии,
государственной службы медико-социальной экспертизы,
возможностей доставки обучающегося в учреждение и отсутствия противопоказаний
для занятий в классе (группе).
Например,
обучающиеся с нарушениями зрения на предметах, где преобладают устные формы
работы, обучаются в классе, а на предметах, где преобладают письменные виды
работ, индивидуально.
В-третьих, это
гибкость моделирования учебного плана, который разрабатывается на основе
базисного учебного плана. При этом вариативная часть его позволяет учитывать
интересы обучающихся, их потребности и возможности. Выбор учебного плана
осуществляется на основании психолого-медико-педагогических рекомендаций
совместно с родителями. Кроме этого, следует помнить, что возможно изменение
учебного плана как в сторону уменьшения количества недельных часов, так и в
сторону их увеличения, что связано с особенностями развития обучающихся,
характером протекания заболевания. Предлагаем вариант базисного учебного плана
для школы надомного обучения.
БАЗИСНЫЙ УЧЕБНЫЙ
ПЛАН ШКОЛЫ НАДОМНОГО ОБУЧЕНИЯ
Образовательные
области
|
Классы
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
11
|
12
|
Языки
и литература
|
5
|
5
|
5
|
5
|
3,5
|
5
|
4
|
5
|
3,5
|
4
|
4
|
3,5
|
Общественные
дис-
циплины
|
|
|
|
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1,5
|
1,5
|
1,5
|
Естественные
науки
|
|
|
|
|
1
|
1
|
3
|
4
|
4
|
3
|
3,5
|
3
|
Математика
|
3
|
3
|
3
|
3
|
2,5
|
2
|
2
|
2
|
1,5
|
2
|
3
|
3
|
Технология
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
0,5
|
|
|
Всего
|
8
|
8
|
8
|
8
|
8
|
9
|
10
|
10
|
10
|
11
|
12
|
11
|
Обязательные
кор-
рекционные занятия
|
2
|
2
|
2
|
2
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Обязательная
на-
грузка обучающихся
|
10
|
10
|
10
|
10
|
8
|
9
|
10
|
10
|
10
|
11
|
12
|
11
|
Занятия
по выбору
|
9
|
9
|
9
|
9
|
12
|
11
|
10
|
11
|
13
|
13
|
12
|
13
|
Итоговая
нагрузка
|
19
|
19
|
19
|
19
|
20
|
20
|
20
|
21
|
23
|
24
|
24
|
24
|
Еще одной
особенностью организации образовательного процесса в школе надомного обучения
является обязательное включение в их деятельность родителей обучающихся. Эта
особенность реализуется через согласование с родителями индивидуального
образовательного маршрута и единой программы воспитания, формирование у
родителей адекватной оценки возможностей ребенка, проведение лектория для
родителей, создание системы индивидуального консультирования родителей.
Для решения задач
школы надомного обучения следует организовать полноценное кадровое обеспечение
ее. Кроме должностей, включаемых обычно в штатное расписание образовательного
учреждения, в штатное расписание школы надомного обучения следует включать
такие должности, как: педиатр, медицинская сестра, реабилитолог,
психотерапевт, учитель-логопед, учитель-дефектолог, педагог-психолог,
педагог-психолог с квалификацией "социальный психолог".
Деятельность школ
надомного обучения в настоящее время постоянно совершенствуется, ведется поиск
наиболее оптимально организованных моделей такого образовательного учреждения.
Управление
специального образования, направляя данные Рекомендации, надеется на
сотрудничество с органами управления образованием субъектов Российской
Федерации, образовательными учреждениями надомного обучения
по вопросу совершенствования их деятельности и просит направлять в адрес
управления (101990, Москва, Чистопрудный бульвар, 6) свои замечания и
предложения.