Оставьте ссылку на эту страницу в соцсетях:

Поиск по базе документов:

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 3 февраля 2003 г. N 27/2573-6

 

О ПРОВЕДЕНИИ ВСЕРОССИЙСКОГО ДНЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ

 

Реализуя задачи Концепции модернизации российского образования по обеспечению активной адаптации личности к жизни в современном обществе, формированию здорового образа жизни, Минобразование России по согласованию с Минздравом России, Госкомспортом России объявляет 7 апреля Всероссийским днем здоровья детей (далее - День здоровья).

Целью проведения Дня здоровья является формирование и развитие у детей представлений о здоровье, мотивации на здоровый образ жизни, привлечение внимания общества к поднятой проблеме сохранения и укрепления здоровья детей.

Основные подходы к организации Дня здоровья

Для проведения Дня здоровья Минобразование России рекомендует:

- максимально привлечь педагогических работников, учащихся, родителей;

- предварительно на совещаниях, педагогических советах рассмотреть современные оздоровительные технологии, вопросы культуры педагогического общения, формы и методы организации работы с детьми и родителями в этот день;

- создать организационно-координационный совет по проведению Дня здоровья;

- привлечь к сотрудничеству представителей заинтересованных органов исполнительной власти (здравоохранения, по молодежной политике и спорту, по социальной политике, внутренних дел).

В этот день на уроках, переменах и во внеурочной деятельности целесообразно использовать методические средства, позволяющие наиболее эффективно воздействовать на эмоциональную сферу учащихся, - психологические, физические упражнения и игры, творческие этюды, самотестирование, привлечение различного иллюстративного материала.

Мероприятия должны быть нетрадиционными, стимулирующими интерес детей и побуждающими их к активному участию: уроки на природе, выезд в лес со спортивной программой, прогулка в парк с игровой программой, пеший спортивный поход и др. В День здоровья допустима незначительная корректировка учебного плана, расписания занятий в связи с переносом уроков на природу, стадион и т.д. На природе можно рекомендовать провести уроки физической культуры, экологии, биологии, литературного творчества, истории, трудового обучения, географии, изобразительного искусства, риторики, развития речи.

Целесообразно посвятить урок определенным темам, учитывая возрастные особенности учащихся, а также интересы, присущие каждой возрастной группе.

День здоровья как звено чрезвычайно важное и ответственное в цепи продвижения ребенка к здоровью может быть итогом всей работы, проделанной в этом направлении в течение учебного года, или стартом для последующей деятельности в 2003/2004 учебном году.

Особенности проведения Дня здоровья для старшеклассников

Для учащихся старших классов День здоровья проводится по более насыщенной программе и предполагает значительные нагрузки. Подростки должны иметь возможность реализовать свои двигательные, творческие, организаторские, коммуникативные потребности в ситуациях, в которых потребуется проявить максимальную собранность, эмоциональную устойчивость, волю. При таких условиях День здоровья может стать для старшеклассников своеобразной проверкой на зрелость, готовность к самостоятельной жизни.

Общий план мероприятий проведения Дня здоровья может включать:

- специальное оформление рекреаций, учебных кабинетов, других помещений в соответствии с тематикой праздника. Это могут быть выставки рисунков, плакатов, стенных газет по итогам проведенных конкурсов по тематике здорового образа жизни;

- уроки по определенным темам. Будет уместным также проведение уроков в рамках учебных программ "Разговор о правильном питании" для младших школьников, "Здоровье", "Полезные привычки", "Полезные навыки" для учащихся 1 - 11 классов;

- мероприятия в режиме учебного дня (утренняя гигиеническая гимнастика, физкультминутки на уроках, подвижные перемены). Работа школьного радиоузла, телецентра, школьной многотиражки;

- система внеурочных мероприятий с обучающимися, педагогами и родителями.

В рамках учебных занятий, исходя из специфики учебного предмета, рассматриваются вопросы здоровья, экологии, истории олимпийского движения; о роли физкультуры и спорта в жизни великих ученых, деятелей искусства, литературы и исторических личностей; проблемы нравственного выбора, духовного и душевного здоровья, социальной адаптации и компетентности обучающихся.

Мероприятия в режиме учебного дня: утренняя гигиеническая гимнастика, ритмика, физкультминутки на уроках, подвижные перемены (организуются классными руководителями, учителями-предметниками, педагогами-организаторами, старшими вожатыми при методической поддержке учителя физической культуры и медицинского работника). Все это может сопровождаться веселой, ритмичной музыкой, транслируемой через школьный радиоузел.

В школьной столовой (буфете) могут быть предложены соки, витаминные и диетические напитки, фиточаи.

Содержанием внеурочных мероприятий могут быть беседы педагогов и медицинских работников, массовые соревнования учащихся "Веселые старты", финалы школьных или классных спартакиад, иных соревнований или турниров; совместные мероприятия с детьми и родителями "Мама, папа, я - спортивная семья"; спортивные викторины, конкурсы; открытые или показательные занятия спортивных секций, встречи со знаменитыми спортсменами и тренерами. При хорошей погоде мероприятия можно провести в открытых спортивных сооружениях, использовать по договоренности ближайшие спортсооружения учреждений дополнительного образования детей.

День может завершиться церемонией торжественного награждения победителей, концертом юных исполнителей и спортсменов, веселым танцевальным вечером, другим общешкольным мероприятием.

Педагогически эффективны формы взаимодействия детей разного возраста в совместной деятельности. Например, формами патроната старшеклассников над младшими школьниками могут быть:

- "Дежурство по здоровью". Детский контроль за выполнением самых простых гигиенических правил;

- "Маленькая живая природа в каждом классе", "Помогая, познавай природу";

- "Пятиминутки здоровья" - беседы в младших классах на различные темы о здоровом образе жизни;

- "Веселые переменки" - занятия с малышами физическими упражнениями, играми и танцами.

Значительно обогатит арсенал форм и методов работы с детьми при проведении Дня здоровья разнообразная игровая деятельность:

- подвижные игры, закрепляющие навыки двигательной активности, а также обеспечивающие социализацию подростка через коллективную деятельность;

- интеллектуальные игры, закрепляющие основные понятия, представления, знания по проблематике здорового образа жизни;

- элементы психодрамы или театрализованного "проигрывания ситуаций", закрепляющие ролевые стереотипы (умения сказать "нет!" в критической ситуации, формирования навыков общения, критического осмысления вредных привычек и т.п.);

- долговременные ролевые игры, в которых строится вся проектная деятельность больших и малых коллективных творческих дел.

Среди мероприятий в рамках Дня здоровья могут быть проведены классные часы в форме:

- беседы медработника (педиатра, нарколога, сексолога) по проблеме, которую выделили в качестве приоритетной сами подростки;

- проблемной беседы или дискуссии по предупреждению вредных привычек (диспут, мозговой штурм и др.), подготовленной самими учащимися при поддержке классного руководителя;

- встречи со знаменитостью (интересным гостем, звездой, спортсменом, тренером), общение с которой покажет подросткам преимущества здорового образа жизни;

- "классного видеочаса" (обсуждение видеофильма или фрагментов различных лент, телепередачи в записи или фильма, сделанного педагогами или учащимися, передачи школьной телестудии);

- встречи и общения с родителями, совместного обсуждения проблем формирования здорового образа жизни в семье.

Среди наиболее актуальных проблем, которых необходимо коснуться в беседах с детьми, следующие: "Мода и здоровье", "Экология и здоровье", "Преимущества жизни без сигарет, алкоголя и наркотиков", "Любовь и здоровье", "Правильное питание и различные диеты", "Милосердие, доброта и здоровье", "Компьютерные игры и здоровье", "Музыка и здоровье", "Искусство и здоровье", "СМИ и здоровье", "Что такое душевное здоровье?", "Мой нравственный выбор", "Наступит ли мода на здоровье?" и др.

Минобразование России считает, что проведение Дня здоровья при правильной его организации и нацеленности на развитие личности ребенка станет важной составной частью общероссийской системы приобщения детей к физической культуре и спорту, здоровому образу жизни.

 

Заместитель Министра

Е.Е.ЧЕПУРНЫХ

 

 




Законодательство России в сфере образования // Некоммерческий проект про образование в помощь педагогам, студентам, школьникам и их родителям. //

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования

Copyright © www.pravoeducation.ru, 2012 - 2024