МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 3 февраля 2003 г. N 27/2573-6
О ПРОВЕДЕНИИ ВСЕРОССИЙСКОГО ДНЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ
Реализуя задачи
Концепции модернизации российского образования по обеспечению активной
адаптации личности к жизни в современном обществе, формированию здорового
образа жизни, Минобразование России по согласованию с
Минздравом России, Госкомспортом России объявляет 7 апреля Всероссийским днем
здоровья детей (далее - День здоровья).
Целью проведения
Дня здоровья является формирование и развитие у детей представлений о здоровье,
мотивации на здоровый образ жизни, привлечение внимания общества к поднятой
проблеме сохранения и укрепления здоровья детей.
Основные подходы к
организации Дня здоровья
Для проведения Дня
здоровья Минобразование России рекомендует:
- максимально
привлечь педагогических работников, учащихся, родителей;
- предварительно на
совещаниях, педагогических советах рассмотреть современные оздоровительные
технологии, вопросы культуры педагогического общения, формы и методы
организации работы с детьми и родителями в этот день;
- создать
организационно-координационный совет по проведению Дня здоровья;
- привлечь к
сотрудничеству представителей заинтересованных органов исполнительной власти
(здравоохранения, по молодежной политике и спорту, по социальной политике,
внутренних дел).
В этот день на
уроках, переменах и во внеурочной деятельности целесообразно использовать
методические средства, позволяющие наиболее эффективно воздействовать на
эмоциональную сферу учащихся, - психологические, физические упражнения и игры,
творческие этюды, самотестирование, привлечение различного иллюстративного
материала.
Мероприятия
должны быть нетрадиционными, стимулирующими интерес детей и побуждающими их к
активному участию: уроки на природе, выезд в лес со спортивной программой,
прогулка в парк с игровой программой, пеший спортивный поход и др. В День
здоровья допустима незначительная корректировка учебного плана, расписания
занятий в связи с переносом уроков на природу, стадион и т.д. На природе можно рекомендовать провести уроки
физической культуры, экологии, биологии, литературного творчества, истории,
трудового обучения, географии, изобразительного искусства, риторики, развития
речи.
Целесообразно
посвятить урок определенным темам, учитывая возрастные особенности учащихся, а
также интересы, присущие каждой возрастной группе.
День здоровья как
звено чрезвычайно важное и ответственное в цепи продвижения ребенка к здоровью
может быть итогом всей работы, проделанной в этом направлении в течение
учебного года, или стартом для последующей деятельности в 2003/2004 учебном
году.
Особенности
проведения Дня здоровья для старшеклассников
Для учащихся
старших классов День здоровья проводится по более насыщенной программе и
предполагает значительные нагрузки. Подростки должны иметь возможность
реализовать свои двигательные, творческие, организаторские, коммуникативные
потребности в ситуациях, в которых потребуется проявить максимальную
собранность, эмоциональную устойчивость, волю. При таких условиях День здоровья
может стать для старшеклассников своеобразной проверкой на зрелость, готовность
к самостоятельной жизни.
Общий план
мероприятий проведения Дня здоровья может включать:
- специальное
оформление рекреаций, учебных кабинетов, других помещений в соответствии с
тематикой праздника. Это могут быть выставки рисунков, плакатов, стенных газет
по итогам проведенных конкурсов по тематике здорового образа жизни;
- уроки по
определенным темам. Будет уместным также проведение уроков в рамках учебных
программ "Разговор о правильном питании" для младших школьников,
"Здоровье", "Полезные привычки", "Полезные
навыки" для учащихся 1 - 11 классов;
- мероприятия в
режиме учебного дня (утренняя гигиеническая гимнастика, физкультминутки на
уроках, подвижные перемены). Работа школьного радиоузла, телецентра, школьной
многотиражки;
- система
внеурочных мероприятий с обучающимися, педагогами и родителями.
В рамках учебных
занятий, исходя из специфики учебного предмета, рассматриваются вопросы
здоровья, экологии, истории олимпийского движения; о роли физкультуры и спорта
в жизни великих ученых, деятелей искусства, литературы и исторических
личностей; проблемы нравственного выбора, духовного и душевного здоровья,
социальной адаптации и компетентности обучающихся.
Мероприятия в
режиме учебного дня: утренняя гигиеническая гимнастика, ритмика,
физкультминутки на уроках, подвижные перемены (организуются классными
руководителями, учителями-предметниками, педагогами-организаторами, старшими
вожатыми при методической поддержке учителя физической культуры и медицинского
работника). Все это может сопровождаться веселой, ритмичной музыкой,
транслируемой через школьный радиоузел.
В школьной столовой
(буфете) могут быть предложены соки, витаминные и диетические напитки, фиточаи.
Содержанием
внеурочных мероприятий могут быть беседы педагогов и медицинских работников,
массовые соревнования учащихся "Веселые старты", финалы школьных или
классных спартакиад, иных соревнований или турниров; совместные мероприятия с
детьми и родителями "Мама, папа, я - спортивная семья"; спортивные
викторины, конкурсы; открытые или показательные занятия спортивных секций,
встречи со знаменитыми спортсменами и тренерами. При хорошей погоде мероприятия
можно провести в открытых спортивных сооружениях, использовать по
договоренности ближайшие спортсооружения учреждений дополнительного образования
детей.
День может
завершиться церемонией торжественного награждения победителей, концертом юных
исполнителей и спортсменов, веселым танцевальным вечером, другим общешкольным
мероприятием.
Педагогически
эффективны формы взаимодействия детей разного возраста в совместной
деятельности. Например, формами патроната старшеклассников над младшими
школьниками могут быть:
- "Дежурство
по здоровью". Детский контроль за выполнением
самых простых гигиенических правил;
- "Маленькая
живая природа в каждом классе", "Помогая, познавай природу";
- "Пятиминутки
здоровья" - беседы в младших классах на различные темы о здоровом образе
жизни;
- "Веселые
переменки" - занятия с малышами физическими упражнениями, играми и
танцами.
Значительно
обогатит арсенал форм и методов работы с детьми при проведении Дня здоровья
разнообразная игровая деятельность:
- подвижные игры,
закрепляющие навыки двигательной активности, а также обеспечивающие
социализацию подростка через коллективную деятельность;
- интеллектуальные
игры, закрепляющие основные понятия, представления, знания по проблематике
здорового образа жизни;
- элементы психодрамы или театрализованного "проигрывания
ситуаций", закрепляющие ролевые стереотипы (умения сказать
"нет!" в критической ситуации, формирования навыков общения,
критического осмысления вредных привычек и т.п.);
- долговременные
ролевые игры, в которых строится вся проектная деятельность больших и малых
коллективных творческих дел.
Среди мероприятий в
рамках Дня здоровья могут быть проведены классные часы в форме:
- беседы
медработника (педиатра, нарколога, сексолога) по проблеме, которую выделили в
качестве приоритетной сами подростки;
- проблемной беседы
или дискуссии по предупреждению вредных привычек (диспут, мозговой штурм и
др.), подготовленной самими учащимися при поддержке классного руководителя;
- встречи со
знаменитостью (интересным гостем, звездой, спортсменом, тренером), общение с
которой покажет подросткам преимущества здорового образа жизни;
- "классного видеочаса" (обсуждение видеофильма или фрагментов
различных лент, телепередачи в записи или фильма, сделанного педагогами или
учащимися, передачи школьной телестудии);
- встречи и общения
с родителями, совместного обсуждения проблем формирования здорового образа
жизни в семье.
Среди наиболее
актуальных проблем, которых необходимо коснуться в беседах с детьми, следующие: "Мода и здоровье",
"Экология и здоровье", "Преимущества жизни без сигарет, алкоголя
и наркотиков", "Любовь и здоровье", "Правильное питание и
различные диеты", "Милосердие, доброта и здоровье",
"Компьютерные игры и здоровье", "Музыка и здоровье",
"Искусство и здоровье", "СМИ и здоровье", "Что такое
душевное здоровье?", "Мой нравственный выбор", "Наступит ли
мода на здоровье?" и др.
Минобразование России считает, что проведение Дня здоровья при правильной его
организации и нацеленности на развитие личности ребенка станет важной составной
частью общероссийской системы приобщения детей к физической культуре и спорту,
здоровому образу жизни.
Заместитель
Министра
Е.Е.ЧЕПУРНЫХ