МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 15 декабря 2002 г. N 30-51-914/16
Во исполнение
Федерального закона Российской Федерации "Об основных гарантиях прав
ребенка в Российской Федерации" и в рамках реализации Программы развития
воспитания в системе образования России Министерством образования Российской
Федерации совместно с группой ученых разработан "Минимальный объем
социальных услуг по воспитанию в образовательных учреждениях общего
образования".
Проект был
рассмотрен в органах управления образованием субъектов Российской Федерации и
доработан с учетом поступивших замечаний и предложений.
Направляем
"Минимальный объем социальных услуг по воспитанию в образовательных
учреждениях общего образования" для использования в практической работе
образовательных учреждений.
Министр
В.М.ФИЛИППОВ
Приложение
к письму
Минобразования
России
от 15 декабря 2002
г. N 30-51-914/16
МИНИМАЛЬНЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МИНИМАЛЬНЫЙ ОБЪЕМ СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ
ПО ВОСПИТАНИЮ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
SERVICES, GIVEN TO CHILDREN IN
ESTABLISHMENTS
OF EDUCATION OF MORAL
EDUCATION
1. Область применения
Настоящий стандарт
распространяется на услуги, предоставляемые в учреждениях общего образования.
Стандарт
устанавливает основные виды услуг, создаваемых в образовательном учреждении в
целях реализации воспитания.
2.
Нормативные ссылки
2.1. В настоящем
стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ Р 50644-94. Туристско-экскурсионное обслуживание. Требования
по обеспечению безопасности туристов и экскурсантов;
ГОСТ Р 50645-94. Туристско-экскурсионное обслуживание.
Классификация гостиниц;
ГОСТ Р 50690-94. Туристско-экскурсионное обслуживание. Туристские
услуги. Общие требования;
ГОСТ Р 51185-98. Туристские услуги. Средства размещения. Общие
требования.
2.2. Стандарты
разработаны с учетом действующих международных и государственных нормативных
правовых актов в области воспитания и образования:
Конвенции ООН о правах ребенка;
Закона Российской
Федерации "Об образовании";
Закона Российской
Федерации "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской
Федерации";
Закона Российской
Федерации "О государственной поддержке молодежных и детских общественных
объединений";
Национальной
доктрины образования в Российской Федерации;
Государственной
программы "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001
- 2005 годы";
Федеральной
программы развития образования;
Программы развития
воспитания в системе образования России на 2002 - 2004 годы;
Концепции
модернизации российского образования на период до 2010 года.
3.
Определения
ГОСТ 26265-84 и
ГОСТ Р "Социальное обслуживание населения.
Термины и определения".
4. Общие
положения
4.1. Настоящий
стандарт разработан с целью создания нормативно-правовой базы воспитания детей
для обеспечения их прав, предусмотренных Федеральным законом Российской
Федерации от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка
в Российской Федерации".
4.2. Под
воспитанием понимается целенаправленное педагогически организованное
взаимодействие детей и взрослых, направленное на развитие личности, ее
духовно-нравственное становление.
4.3. В настоящем
стандарте рассматриваются общеобразовательные учреждения, реализующие программы
начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования,
учреждения дополнительного образования детей (далее - учреждения) вне
зависимости от форм собственности.
4.4. Для
обеспечения качественной работы учреждений общего образования по оказанию услуг
по воспитанию должно осуществляться необходимое нормативное правовое,
материально-техническое, финансовое и организационное обеспечение, включая:
- организацию сети
и сетевого взаимодействия учреждений, осуществляющих дополнительные
образовательные программы;
- создание
нормативной правовой и финансовой основы деятельности учреждения для оказания
услуг по воспитанию;
-
укомплектованность учреждения специалистами в области воспитания;
-
техническое оснащение (оборудование, аппаратура, культурно-массовое,
туристское, спортивное снаряжение и т.д.).
4.4.1. В состав
документации должны входить:
- устав учреждения,
отражающий особенности воспитательной деятельности учреждения;
- документы
(федеральные, региональные, муниципальные) по организации воспитательного
процесса в учреждении;
- должностные
инструкции, планы работы специалистов, организующих воспитательный процесс;
- документация по контролю за реализацией воспитательного процесса и его
эффективности.
4.4.2. Условия
размещения учреждения:
- учреждение должно
размещаться в специально предназначенном здании (зданиях) либо приспособленных
для осуществления учебно-воспитательного процесса помещениях, которые должны
быть обеспечены необходимыми видами коммунально-бытового обслуживания и
оснащены телефонной связью;
- по своим размерам
и состоянию помещения должны отвечать требованиям санитарных норм и правил, а
также требованиям противопожарной безопасности.
4.4.3.
Укомплектованность учреждения специалистами в области воспитания и их
квалификация:
- учреждение должно
быть укомплектовано специалистами в соответствии со штатным расписанием
учреждения данного типа и вида;
- назначаемый на
должность специалист должен соответствовать квалификационным требованиям,
утвержденным Министерством образования Российской Федерации, и должностной
инструкции;
- наряду с высокой
квалификацией и профессионализмом кадровый состав, обеспечивающий реализацию
воспитания в образовательном учреждении, должен принимать ценностные ориентации
и нравственные нормы, определяющие атмосферу в образовательном учреждении,
обладать высокими моральными качествами.
4.4.4. Наличие
необходимого для реализации воспитательного процесса технического оснащения
учреждения:
- техническое
оснащение (оборудование, аппаратура, культурно-массовое, туристское, спортивное
снаряжение и т.д.) должно обеспечивать надлежащее качество и безопасность
предоставляемых услуг;
- техническое
оснащение должно использоваться строго по назначению в соответствии с
документацией по его функционированию и эксплуатации, содержаться в технически
исправном состоянии.
4.4.5. Имеющееся в
учреждении оборудование (приборы, аппаратура, культурный инвентарь, спортивное
и туристское снаряжение) должно иметь документацию, необходимую для его
эксплуатации, обслуживания и поддержания в безопасном и работоспособном
состоянии.
4.4.6. В учреждении
должен осуществляться постоянный пересмотр документации, включение в нее
необходимых изменений и изъятие из обращения устаревшей.
5. Основные
виды услуг по гарантированному воспитанию
Под основными
видами услуг по гарантированному воспитанию понимается стандартный минимум
условий, позволяющих обеспечить возможность духовно-нравственного становления
каждого ребенка, его готовность к жизненному самоопределению.
Основными видами
гарантированных услуг являются:
5.1. Воспитательные
ценности. Учреждение гарантирует воспитательный процесс,
ориентированный на ценности демократического общества, общечеловеческие
нравственные приоритеты, гармонизацию взаимоотношений ребенка с окружающим
социумом, природой, самим собой; формирование у школьников готовности к
самостоятельному выбору в пользу здорового образа жизни, образования,
профессионализма, самореализации в общественно и личностно значимой творческой
деятельности, таких ценностей, как семья, Отечество, культура, мирное
сосуществование народов разных стран, межэтническое, экологическое
благополучие; формирование у школьников уважения к прошлому и настоящему
своего народа, традициям и культуре, старшим поколениям, родителям,
толерантности, ответственности за будущее своей страны и современной
цивилизации в целом.
5.2. Содержание
воспитания. Учреждением гарантируется использование воспитательного потенциала
основных и дополнительных образовательных программ и включение обучающихся в
разнообразную, соответствующую их возрастным и индивидуальным особенностям
деятельность, направленную на формирование у детей:
-
гражданственности, патриотизма, уважения к правам и свободам человека;
- представлений о нравственности
и опыта взаимодействия со сверстниками и взрослыми в соответствии с
общепринятыми нравственными нормами, приобщение к системе культурных ценностей;
- трудолюбия,
готовности к осознанному выбору будущей профессии, стремления к профессионализму,
конкурентоспособности;
- экологической
культуры, предполагающей ценностное отношение к природе, людям, собственному
здоровью;
- эстетического
отношения к окружающему миру, умения видеть и понимать прекрасное, потребности
и умения выражать себя в различных, доступных и наиболее привлекательных для
ребенка видах творческой деятельности;
- организационной
культуры, активной жизненной позиции, лидерских качеств, организаторских умений
и навыков, опыта руководства небольшой социальной группой и сотрудничества со
сверстниками и взрослыми, коммуникативных умений и навыков, навыков
самоорганизации, проектирования собственной деятельности;
- физической
культуры, навыков здорового образа жизни.
5.3. Воспитание в
процессе обучения. Образовательное учреждение гарантирует направленность усилий
педагогов на реализацию воспитательного потенциала образовательных программ,
целенаправленный отбор учебных пособий и дидактических материалов,
предоставляемой детям информации в процессе обучения, направленный не только на
усвоение детьми программного минимума знаний, но и на их духовно-нравственное
становление, осознание и принятие общечеловеческих ценностей.
5.4. Создание
дополнительных пространств самореализации личности во внеурочное время.
Учреждение гарантирует предоставление детям возможности выбора видов и форм
творческой деятельности, дополнительного образования детей во внеурочное время;
самореализации личности, участия в деятельности различных творческих и
профильных объединений; в работе органов детского самоуправления; в
деятельности детских общественных объединений и организаций гуманистической
ориентации; в походах, экскурсиях, экспедициях, различных массовых
мероприятиях, организуемых на базе образовательного учреждения с целью
воспитания школьников как в учебное, так и
каникулярное время.
5.5.
Научно-методическое обеспечение воспитательного процесса. Наличие в учреждении
программы воспитания учащихся, составленной его педагогическим коллективом на
основе последних достижений отечественной науки в области теории и методики
воспитания и не противоречащей действующему законодательству в области
воспитания и образования в Российской Федерации. Наличие
информационно-методических материалов в помощь организаторам воспитательного
процесса, системы обмена информацией по вопросам воспитания с другими
социальными институтами, обеспечивающими единое "воспитательное
пространство" ближайшего окружения и разрабатывающими проблемы воспитания
на региональном и федеральном уровне. Постановка вопросов, связанных с
организацией воспитательного процесса на педагогических советах, заседаниях
методических объединений, школьной кафедры воспитательной работы или совещаниях
классных руководителей и других формах объединений педагогов. Мониторинг
воспитательного процесса осуществляется в образовательном учреждении в целях
оценки эффективности и постоянной коррекции условий, создаваемых в нем для
воспитания учащихся.
5.6. Формирование
воспитывающей среды:
-
учреждение гарантирует организацию жизнедеятельности детского и педагогического
коллективов в соответствии с общепринятыми нравственными нормами человеческого
общежития, правилами этикета, формирование у детей знаний о своих правах и
механизмах их реализации в современном социуме, атмосферу терпимости,
доброжелательности, уважения к человеческой личности, взаимопомощи,
сотворчества в коллективной деятельности и содействия коллектива личностному
успеху каждого учащегося. В соответствии с
воспитательными целями формируется информационное пространство образовательного
учреждения, обеспечивается эстетика помещений, в которых осуществляется
воспитательный процесс;
- осуществляется
обеспечение системы противодействия негативным явлениям в детской и
подростковой среде;
- психологическое
сопровождение ребенка в процессе воспитания осуществляется психологической
службой образовательного учреждения и направлено на обеспечение
психологического комфорта ребенка в процессе его воспитания;
- открытый характер
воспитательной системы обеспечивается тесным контактом с семьей, участием
родителей в процессе воспитания, доступностью для родителей информации об
эффективности процесса воспитания ребенка, его индивидуальных особенностях,
духовно-нравственного становления; повышением психолого-педагогических знаний
родителей; взаимодействием учреждения с другими социальными институтами
окружающего социума, направленного на повышение эффективности воспитательного
процесса.
6. Порядок
предоставления услуг
6.1. Гарантом
реализации социальных услуг по воспитанию в образовательном учреждении является
его учредитель.
6.2. Работа
учреждений координируется соответствующими органами управления образованием.
6.3. При
предоставлении услуг в учреждениях должны обеспечиваться полная безопасность
для жизни и здоровья участников образовательного процесса, соблюдаться все
установленные нормы и правила противопожарной и санитарной безопасности,
приниматься меры по профилактике травматизма и предупреждению несчастных
случаев.
6.4. Родителям,
обучающимся и воспитанникам должна предоставляться полная информация об их
обязанностях, правах и условиях оказания услуг, они вправе рассчитывать на
уважительное и гуманное отношение со стороны работников учреждений.
6.5. При реализации
воспитательных услуг образовательными учреждениями могут быть использованы как
бюджетные, так и внебюджетные средства, другие источники финансирования в
соответствии с законодательством Российской Федерации.