Оставьте ссылку на эту страницу в соцсетях:

Поиск по базе документов:

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 15 декабря 2002 г. N 30-51-914/16

 

Во исполнение Федерального закона Российской Федерации "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" и в рамках реализации Программы развития воспитания в системе образования России Министерством образования Российской Федерации совместно с группой ученых разработан "Минимальный объем социальных услуг по воспитанию в образовательных учреждениях общего образования".

Проект был рассмотрен в органах управления образованием субъектов Российской Федерации и доработан с учетом поступивших замечаний и предложений.

Направляем "Минимальный объем социальных услуг по воспитанию в образовательных учреждениях общего образования" для использования в практической работе образовательных учреждений.

 

Министр

В.М.ФИЛИППОВ

 

 

 

 

 

 

Приложение

к письму

Минобразования России

от 15 декабря 2002 г. N 30-51-914/16

 

МИНИМАЛЬНЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

МИНИМАЛЬНЫЙ ОБЪЕМ СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ

ПО ВОСПИТАНИЮ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

SERVICES, GIVEN TO CHILDREN IN ESTABLISHMENTS

OF EDUCATION OF MORAL EDUCATION

 

1. Область применения

 

Настоящий стандарт распространяется на услуги, предоставляемые в учреждениях общего образования.

Стандарт устанавливает основные виды услуг, создаваемых в образовательном учреждении в целях реализации воспитания.

 

2. Нормативные ссылки

 

2.1. В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ Р 50644-94. Туристско-экскурсионное обслуживание. Требования по обеспечению безопасности туристов и экскурсантов;

ГОСТ Р 50645-94. Туристско-экскурсионное обслуживание. Классификация гостиниц;

ГОСТ Р 50690-94. Туристско-экскурсионное обслуживание. Туристские услуги. Общие требования;

ГОСТ Р 51185-98. Туристские услуги. Средства размещения. Общие требования.

2.2. Стандарты разработаны с учетом действующих международных и государственных нормативных правовых актов в области воспитания и образования:

Конвенции ООН о правах ребенка;

Закона Российской Федерации "Об образовании";

Закона Российской Федерации "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации";

Закона Российской Федерации "О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений";

Национальной доктрины образования в Российской Федерации;

Государственной программы "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001 - 2005 годы";

Федеральной программы развития образования;

Программы развития воспитания в системе образования России на 2002 - 2004 годы;

Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года.

 

3. Определения

 

ГОСТ 26265-84 и ГОСТ Р "Социальное обслуживание населения. Термины и определения".

 

4. Общие положения

 

4.1. Настоящий стандарт разработан с целью создания нормативно-правовой базы воспитания детей для обеспечения их прав, предусмотренных Федеральным законом Российской Федерации от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации".

4.2. Под воспитанием понимается целенаправленное педагогически организованное взаимодействие детей и взрослых, направленное на развитие личности, ее духовно-нравственное становление.

4.3. В настоящем стандарте рассматриваются общеобразовательные учреждения, реализующие программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, учреждения дополнительного образования детей (далее - учреждения) вне зависимости от форм собственности.

4.4. Для обеспечения качественной работы учреждений общего образования по оказанию услуг по воспитанию должно осуществляться необходимое нормативное правовое, материально-техническое, финансовое и организационное обеспечение, включая:

- организацию сети и сетевого взаимодействия учреждений, осуществляющих дополнительные образовательные программы;

- создание нормативной правовой и финансовой основы деятельности учреждения для оказания услуг по воспитанию;

- укомплектованность учреждения специалистами в области воспитания;

- техническое оснащение (оборудование, аппаратура, культурно-массовое, туристское, спортивное снаряжение и т.д.).

4.4.1. В состав документации должны входить:

- устав учреждения, отражающий особенности воспитательной деятельности учреждения;

- документы (федеральные, региональные, муниципальные) по организации воспитательного процесса в учреждении;

- должностные инструкции, планы работы специалистов, организующих воспитательный процесс;

- документация по контролю за реализацией воспитательного процесса и его эффективности.

4.4.2. Условия размещения учреждения:

- учреждение должно размещаться в специально предназначенном здании (зданиях) либо приспособленных для осуществления учебно-воспитательного процесса помещениях, которые должны быть обеспечены необходимыми видами коммунально-бытового обслуживания и оснащены телефонной связью;

- по своим размерам и состоянию помещения должны отвечать требованиям санитарных норм и правил, а также требованиям противопожарной безопасности.

4.4.3. Укомплектованность учреждения специалистами в области воспитания и их квалификация:

- учреждение должно быть укомплектовано специалистами в соответствии со штатным расписанием учреждения данного типа и вида;

- назначаемый на должность специалист должен соответствовать квалификационным требованиям, утвержденным Министерством образования Российской Федерации, и должностной инструкции;

- наряду с высокой квалификацией и профессионализмом кадровый состав, обеспечивающий реализацию воспитания в образовательном учреждении, должен принимать ценностные ориентации и нравственные нормы, определяющие атмосферу в образовательном учреждении, обладать высокими моральными качествами.

4.4.4. Наличие необходимого для реализации воспитательного процесса технического оснащения учреждения:

- техническое оснащение (оборудование, аппаратура, культурно-массовое, туристское, спортивное снаряжение и т.д.) должно обеспечивать надлежащее качество и безопасность предоставляемых услуг;

- техническое оснащение должно использоваться строго по назначению в соответствии с документацией по его функционированию и эксплуатации, содержаться в технически исправном состоянии.

4.4.5. Имеющееся в учреждении оборудование (приборы, аппаратура, культурный инвентарь, спортивное и туристское снаряжение) должно иметь документацию, необходимую для его эксплуатации, обслуживания и поддержания в безопасном и работоспособном состоянии.

4.4.6. В учреждении должен осуществляться постоянный пересмотр документации, включение в нее необходимых изменений и изъятие из обращения устаревшей.

 

5. Основные виды услуг по гарантированному воспитанию

 

Под основными видами услуг по гарантированному воспитанию понимается стандартный минимум условий, позволяющих обеспечить возможность духовно-нравственного становления каждого ребенка, его готовность к жизненному самоопределению.

Основными видами гарантированных услуг являются:

5.1. Воспитательные ценности. Учреждение гарантирует воспитательный процесс, ориентированный на ценности демократического общества, общечеловеческие нравственные приоритеты, гармонизацию взаимоотношений ребенка с окружающим социумом, природой, самим собой; формирование у школьников готовности к самостоятельному выбору в пользу здорового образа жизни, образования, профессионализма, самореализации в общественно и личностно значимой творческой деятельности, таких ценностей, как семья, Отечество, культура, мирное сосуществование народов разных стран, межэтническое, экологическое благополучие; формирование у школьников уважения к прошлому и настоящему своего народа, традициям и культуре, старшим поколениям, родителям, толерантности, ответственности за будущее своей страны и современной цивилизации в целом.

5.2. Содержание воспитания. Учреждением гарантируется использование воспитательного потенциала основных и дополнительных образовательных программ и включение обучающихся в разнообразную, соответствующую их возрастным и индивидуальным особенностям деятельность, направленную на формирование у детей:

- гражданственности, патриотизма, уважения к правам и свободам человека;

- представлений о нравственности и опыта взаимодействия со сверстниками и взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами, приобщение к системе культурных ценностей;

- трудолюбия, готовности к осознанному выбору будущей профессии, стремления к профессионализму, конкурентоспособности;

- экологической культуры, предполагающей ценностное отношение к природе, людям, собственному здоровью;

- эстетического отношения к окружающему миру, умения видеть и понимать прекрасное, потребности и умения выражать себя в различных, доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой деятельности;

- организационной культуры, активной жизненной позиции, лидерских качеств, организаторских умений и навыков, опыта руководства небольшой социальной группой и сотрудничества со сверстниками и взрослыми, коммуникативных умений и навыков, навыков самоорганизации, проектирования собственной деятельности;

- физической культуры, навыков здорового образа жизни.

5.3. Воспитание в процессе обучения. Образовательное учреждение гарантирует направленность усилий педагогов на реализацию воспитательного потенциала образовательных программ, целенаправленный отбор учебных пособий и дидактических материалов, предоставляемой детям информации в процессе обучения, направленный не только на усвоение детьми программного минимума знаний, но и на их духовно-нравственное становление, осознание и принятие общечеловеческих ценностей.

5.4. Создание дополнительных пространств самореализации личности во внеурочное время. Учреждение гарантирует предоставление детям возможности выбора видов и форм творческой деятельности, дополнительного образования детей во внеурочное время; самореализации личности, участия в деятельности различных творческих и профильных объединений; в работе органов детского самоуправления; в деятельности детских общественных объединений и организаций гуманистической ориентации; в походах, экскурсиях, экспедициях, различных массовых мероприятиях, организуемых на базе образовательного учреждения с целью воспитания школьников как в учебное, так и каникулярное время.

5.5. Научно-методическое обеспечение воспитательного процесса. Наличие в учреждении программы воспитания учащихся, составленной его педагогическим коллективом на основе последних достижений отечественной науки в области теории и методики воспитания и не противоречащей действующему законодательству в области воспитания и образования в Российской Федерации. Наличие информационно-методических материалов в помощь организаторам воспитательного процесса, системы обмена информацией по вопросам воспитания с другими социальными институтами, обеспечивающими единое "воспитательное пространство" ближайшего окружения и разрабатывающими проблемы воспитания на региональном и федеральном уровне. Постановка вопросов, связанных с организацией воспитательного процесса на педагогических советах, заседаниях методических объединений, школьной кафедры воспитательной работы или совещаниях классных руководителей и других формах объединений педагогов. Мониторинг воспитательного процесса осуществляется в образовательном учреждении в целях оценки эффективности и постоянной коррекции условий, создаваемых в нем для воспитания учащихся.

5.6. Формирование воспитывающей среды:

- учреждение гарантирует организацию жизнедеятельности детского и педагогического коллективов в соответствии с общепринятыми нравственными нормами человеческого общежития, правилами этикета, формирование у детей знаний о своих правах и механизмах их реализации в современном социуме, атмосферу терпимости, доброжелательности, уважения к человеческой личности, взаимопомощи, сотворчества в коллективной деятельности и содействия коллектива личностному успеху каждого учащегося. В соответствии с воспитательными целями формируется информационное пространство образовательного учреждения, обеспечивается эстетика помещений, в которых осуществляется воспитательный процесс;

- осуществляется обеспечение системы противодействия негативным явлениям в детской и подростковой среде;

- психологическое сопровождение ребенка в процессе воспитания осуществляется психологической службой образовательного учреждения и направлено на обеспечение психологического комфорта ребенка в процессе его воспитания;

- открытый характер воспитательной системы обеспечивается тесным контактом с семьей, участием родителей в процессе воспитания, доступностью для родителей информации об эффективности процесса воспитания ребенка, его индивидуальных особенностях, духовно-нравственного становления; повышением психолого-педагогических знаний родителей; взаимодействием учреждения с другими социальными институтами окружающего социума, направленного на повышение эффективности воспитательного процесса.

 

6. Порядок предоставления услуг

 

6.1. Гарантом реализации социальных услуг по воспитанию в образовательном учреждении является его учредитель.

6.2. Работа учреждений координируется соответствующими органами управления образованием.

6.3. При предоставлении услуг в учреждениях должны обеспечиваться полная безопасность для жизни и здоровья участников образовательного процесса, соблюдаться все установленные нормы и правила противопожарной и санитарной безопасности, приниматься меры по профилактике травматизма и предупреждению несчастных случаев.

6.4. Родителям, обучающимся и воспитанникам должна предоставляться полная информация об их обязанностях, правах и условиях оказания услуг, они вправе рассчитывать на уважительное и гуманное отношение со стороны работников учреждений.

6.5. При реализации воспитательных услуг образовательными учреждениями могут быть использованы как бюджетные, так и внебюджетные средства, другие источники финансирования в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 

 




Законодательство России в сфере образования // Некоммерческий проект про образование в помощь педагогам, студентам, школьникам и их родителям. //

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования

Copyright © www.pravoeducation.ru, 2012 - 2018