МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 21 ноября 2002 г. N 4066
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРИМЕРНОГО ПОЛОЖЕНИЯ
О ФОРМИРОВАНИИ ФОНДА БИБЛИОТЕКИ СРЕДНЕГО
СПЕЦИАЛЬНОГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ
В целях улучшения качества формирования фонда библиотек средних специальных
учебных заведений, повышения эффективности их использования,
совершенствования библиотечного и информационно-библиографического обслуживания
читателей приказываю:
1. Утвердить
Примерное положение о формировании фонда библиотеки среднего специального
учебного заведения (Приложение).
2. Директорам
средних специальных учебных заведений руководствоваться прилагаемым Примерным
положением о формировании фонда библиотеки среднего специального учебного
заведения в практической работе.
3. Контроль за исполнением настоящего Приказа оставляю за
собой.
Заместитель
Министра
Е.Е.ЧЕПУРНЫХ
Приложение
к Приказу
Минобразования
России
от 21 ноября 2002
г. N 4066
ПРИМЕРНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
О ФОРМИРОВАНИИ ФОНДА БИБЛИОТЕКИ СРЕДНЕГО
СПЕЦИАЛЬНОГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ
1. Общие
положения
1.1. Настоящее
Примерное положение определяет содержание работы библиотеки по комплектованию и
организации ее фонда с целью оперативного и полного обеспечения
учебно-воспитательного процесса в среднем специальном учебном заведении (далее
- ссуз) изданиями, другими документами и информацией о них.
1.2. Фонд
библиотеки создается как единый библиотечный фонд ссуза.
1.3. Единый фонд
формируется в соответствии с учебными планами и программами, картотекой
книгообеспеченности образовательного процесса и информационными запросами
читателей.
1.4. При
формировании фонда библиотека ссуза координируют свою деятельность с другими
библиотеками региона.
2.
Структура и состав фонда
2.1. Единый фонд
библиотеки состоит из различных видов отечественных и зарубежных изданий
(учебной, научной, художественной литературы и др.), неопубликованных,
аудиовизуальных и электронных документов, микроформ.
2.2. Степень
устареваемости основных учебных изданий устанавливается по циклам дисциплин в
соответствии с требованиями к обеспеченности учебной литературой учебных
заведений профессионального образования, утвержденными заместителем Министра
образования Российской Федерации от 15.10.1999:
общегуманитарные, социально-экономические и специальные - последние 5 лет;
общепрофессиональные,
естественнонаучные и математические - последние 10
лет.
2.3. Примерная
структура фонда:
Основной фонд -
часть единого фонда, включающая наиболее полное собрание отечественных и
зарубежных изданий и неопубликованных документов на традиционных и электронных
носителях по профилю ссуза.
Подсобный фонд -
часть единого фонда, пользующаяся наибольшим спросом читателей. Создается при
читальных залах и абонементах. Подсобный фонд может быть специализированным,
состоящим из документов, отобранных из основного фонда по какому-либо из
признаков (виду, тематике, читательскому назначению). К подсобному фонду может
быть организован открытый доступ.
Учебный фонд -
специализированный подсобный фонд, включающий в свой состав издания независимо
от их вида и экземплярности, предназначенные для обеспечения образовательного
процесса. Учебный фонд формируется в соответствии с учебными планами и
программами ссуза и нормами книгообеспеченности.
3. Общие
принципы и порядок комплектования
3.1. Порядок
формирования учебного фонда определяется картотекой книгообеспеченности
образовательного процесса. Картотека содержит информацию об учебных
дисциплинах, читаемых в ссузе; контингенте студентов и формах их обучения;
изданиях, рекомендуемых к использованию в образовательном процессе по каждой
дисциплине, независимо от вида документа; коэффициенте книгообеспеченности и
др. Картотека может быть организована в карточном или электронном варианте.
3.2. Учебные
издания и документы приобретаются по письменной заявке преподавателей ссуза с
указанием названия дисциплины и количества студентов, изучающих ее. Библиотека
имеет право корректировать экземплярность заказываемого издания исходя из
обеспеченности предмета и установленных нормативов. Предпочтение отдается
учебным изданиям, имеющим гриф Министерства образования Российской Федерации, и
других федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации, имеющих
подведомственные образовательные учреждения.
3.3. Учебные
издания и документы приобретаются из расчета обеспечения каждого обучающегося
минимумом обязательной учебной литературы по всем циклам дисциплин, реализуемых
образовательными программами. При этом объем фонда учебной литературы с грифом
Минобразования России и других федеральных органов исполнительной власти
Российской Федерации, имеющих подведомственные образовательные учреждения,
должен составлять по количеству названий не менее 60% от всего учебного
библиотечного фонда.
Фонд основной
учебной литературы
|
Циклы дисциплин
|
Коэффициент
|
|
Общие
гуманитарные и социально-
экономические дисциплины
|
0,5
|
|
Математические
и общие естест-
веннонаучные дисциплины
|
0,5
|
|
Общепрофессиональные
дисциплины
|
0,5
|
|
Специальные
дисциплины
|
0,3
|
Фонд
дополнительной
литературы
|
По
всем циклам дисциплин
|
0,1 - 0,2
|
3.4. Научные
издания и другие виды документов приобретаются исходя из принципа
удовлетворения читательских запросов в читальных залах.
3.5. Издания и
документы приобретаются на основе предварительного заказа, который составляется
путем просмотра и отбора по библиографическим источникам информации.
3.6. Источниками
комплектования фонда являются библиотечные коллекторы, книготорговые и
книгоиздательские организации, фирмы, частные лица, обменные фонды других
библиотек, агентство "Роспечать" и др.
3.7. Все издания и
документы, приобретенные любыми подразделениями ссуза за бюджетные или
внебюджетные средства, полученные в дар или по обмену, поступают в единый фонд
библиотеки.
4.
Исключение документов из фонда
4.1. В целях
повышения эффективности использования фонда систематически проводится анализ
его использования.
4.2. Библиотека
совместно с председателями предметных комиссий ежегодно просматривает фонд с
целью выделения малоиспользуемых документов для их списания из фонда.
4.3. Ветхие,
дефектные, дублетные, устаревшие по содержанию и утраченные издания
и документы исключаются из фонда в порядке, установленном "Инструкцией об
учете библиотечного фонда" Министерства культуры Российской Федерации от
02.12.1998 N 590 и Приказом Министерства образования Российской Федерации от
24.08.2000 N 2488 "Об учете фонда библиотек образовательных
учреждений".
4.4. Проверка фонда
библиотеки проводится систематически в сроки, установленные письмом
Министерства финансов Российской Федерации "Об инвентаризации библиотечных
фондов" от 04.11.1998 за N 16-00-16-198.