Оставьте ссылку на эту страницу в соцсетях:

Поиск по базе документов:

 

Утвержден

Минобразованием России

11 ноября 2002 года

 

Регистрационный N 03-0514-Б

 

Вводится в действие

с 1 сентября 2002 года

 

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

К МИНИМУМУ СОДЕРЖАНИЯ И УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 0514 ДИЗАЙН (ПО ОТРАСЛЯМ) (В ОБЛАСТИ

КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА) (БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ СРЕДНЕГО

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ)

 

КВАЛИФИКАЦИЯ - ДИЗАЙНЕР

 

1. Общая характеристика

специальности 0514 Дизайн (по отраслям)

(в области культуры и искусства)

 

1.1. Специальность 0514 Дизайн (по отраслям) (в области культуры и искусства) утверждена Приказом Министерства образования Российской Федерации от 10 ноября 1998 г. N 2801 "О дополнении Классификатора специальностей среднего профессионального образования".

1.2. Форма освоения основной профессиональной образовательной программы по специальности 0514 Дизайн (по отраслям) (в области культуры и искусства):

- очная;

- очно-заочная (вечерняя).

1.3. Нормативный срок освоения основной профессиональной образовательной программы по специальности при очной форме обучения, образовательная база приема.

Нормативный срок освоения основной профессиональной образовательной программы при очной форме обучения как на базе основного общего образования, так и на базе среднего (полного) общего образования - 3 года 10 месяцев <1>.

--------------------------------

<1> Образовательные учреждения, осуществляющие подготовку специалистов на базе основного общего образования, реализуют основную образовательную программу среднего (полного) общего образования с учетом профиля получаемого среднего профессионального образования.

 

Абитуриент при поступлении должен иметь один из документов:

- аттестат о среднем (полном) общем образовании;

- аттестат об основном общем образовании;

- диплом о начальном профессиональном образовании с указанием о полученном уровне общего образования и оценками по дисциплинам Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений;

- документ об образовании более высокого уровня.

1.4. Квалификация выпускника - дизайнер.

1.5. Квалификационная характеристика выпускника.

Выпускник должен быть готов к профессиональной деятельности по созданию произведений дизайна в соответствии со специализацией в качестве дизайнера, практикующего как индивидуально, так и в составе творческих коллективов, работающих на предприятиях Союза дизайнеров России, в рекламных агентствах и других учреждениях и организациях.

Основные виды деятельности дизайнера:

проектная и исполнительская - разработка концептуального решения, дающего представление о системе и принципах эстетического формирования объекта проектирования; выполнение эскизного дизайн-проекта; техническое исполнение оригиналов графических элементов, макета; авторский надзор за реализацией дизайн-проекта в натуре.

Выпускник должен уметь: профессионально владеть изобразительными средствами; на основе изучения особенностей объекта проектирования проводить сбор и анализ необходимых материалов и документов; осуществлять процесс проектирования; выполнять графическую часть проекта, оригиналы или отдельные элементы проекта в натуре на высоком художественном уровне.

Выпускник должен знать: закономерности построения художественной формы и особенности ее восприятия; принципы, методы и приемы работы над дизайн-проектом; пластические и конструктивные свойства, способы обработки основных материалов, применяемых при выполнении дизайн-проектов и оригиналов.

1.6. Возможности продолжения образования выпускника.

Выпускник, освоивший основную профессиональную программу среднего профессионального образования по специальности 0514 Дизайн (по отраслям) (в области культуры и искусства), подготовлен:

- к освоению основной профессиональной образовательной программы высшего профессионального образования;

- к освоению родственной основной профессиональной образовательной программы высшего профессионального образования соответствующего профиля.

 

2. Требования к уровню

подготовки выпускника по специальности

0514 Дизайн (по отраслям) (в области культуры и искусства)

 

2.1. Общие требования к образованности выпускника

Выпускник должен:

- понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;

- иметь представление о современном мире как духовной, культурной, интеллектуальной и экологической целостности; осознавать себя и свое место в современном обществе;

- знать основы Конституции Российской Федерации, этические и правовые нормы, регулирующие отношение человека к человеку, обществу и природе, уметь учитывать их при решении профессиональных задач;

- обладать экологической, правовой, информационной и коммуникативной культурой, элементарными умениями общения на иностранном языке;

- владеть широким кругозором; быть готовым к осмыслению жизненных явлений, к самостоятельному поиску истины, к критическому восприятию противоречивых идей;

- быть способным к системному действию в профессиональной ситуации, к анализу и проектированию своей деятельности, к самостоятельным действиям в условиях неопределенности;

- проявлять ответственность за выполняемую работу, самостоятельно и эффективно решать проблемы в области профессиональной деятельности;

- быть готовым к практической деятельности по решению профессиональных задач в организации различных организационно-правовых форм, владеть профессиональной лексикой;

- знать принципы научной организации своего труда, быть готовым к применению компьютерной техники в сфере профессиональной деятельности;

- быть готовым к позитивному взаимодействию и сотрудничеству с коллегами;

- обладать устойчивым стремлением к постоянному профессиональному росту, приобретению новых знаний, к самосовершенствованию (самопознанию, самоконтролю, самооценке, саморегуляции и саморазвитию), стремиться к творческой самореализации;

- иметь научное представление о здоровом образе жизни, владеть умениями и навыками физического совершенствования.

2.2. Требования к уровню подготовки выпускника по дисциплинам

По общим гуманитарным и социально-экономическим дисциплинам выпускник должен

в области философии:

- иметь представление о философских, научных, художественных и религиозных картинах мира, смысле жизни человека, формах человеческого сознания и особенностях его проявления в современном обществе, о соотношении духовных и материальных ценностей, их роли в жизнедеятельности человека, общества, цивилизации;

- иметь представление о роли науки и научного познания, его структуре, формах и методах, социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологии;

- иметь представление о биологическом и социальном, телесном и духовном началах в человеке, о сущности сознания, сознательного и бессознательного в его поведении;

- иметь представление об условиях формирования личности, ее свободы и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей природной среды;

- иметь представление об этических и эстетических ценностях, их значении в творчестве и повседневной жизни;

- понимать роль искусства в развитии цивилизации и современного общества, закономерности освоения человеком среды обитания;

- знать нравственные нормы регулирования отношений между людьми в обществе;

в области права:

- знать основные положения Конституции Российской Федерации;

- иметь представление об основных отраслях права Российской Федерации;

- знать права и свободы человека и гражданина, механизмы их реализации;

- уметь использовать необходимые нормативно-правовые документы;

в области русского языка и культуры речи:

- знать различия между языком и речью, функции языка как средства формирования и трансляции мысли;

- знать нормы русского литературного языка, специфику устной и письменной речи, правила продуцирования текстов разных деловых жанров;

- уметь строить свою речь в соответствии с языковыми, коммуникативными и этическими нормами;

- уметь анализировать свою речь с точки зрения ее нормативности, уместности и целесообразности; устранять ошибки и недочеты в своей устной и письменной речи;

- уметь пользоваться словарями русского языка;

в области иностранного языка:

- владеть лексическим (1200 - 1400 лексических единиц) и грамматическим минимумом, необходимым для чтения и перевода (со словарем) иностранных текстов профессиональной направленности;

- обладать элементарными умениями общения на иностранном языке;

в области физической культуры:

- иметь представление о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека; знать основы здорового образа жизни;

- уметь использовать физкультурно-спортивную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей, самоопределения в физической культуре;

в области социальной психологии <2>:

--------------------------------

<2> Требования к уровню подготовки выпускника по дисциплинам в области социальной психологии, экономики, социологии и политологии являются обязательными для выполнения только в случае освоения соответствующих дисциплин.

 

- знать закономерности общения, социально-психологические феномены группы и общества, пути социальной адаптации личности;

- уметь пользоваться простейшими приемами саморегуляции поведения в процессе межличностного общения;

в области экономики:

- знать общие положения экономической теории;

- иметь представление об основах микро- и макроэкономики, экономической ситуации в стране и за рубежом, о денежно-кредитной и налоговой политике;

- уметь находить и использовать необходимую экономическую информацию;

в области социологии и политологии:

- иметь представление о социологическом подходе в понимании закономерностей функционирования и развития общества и личности;

- иметь представление о социальной структуре, социальном расслоении, социальном взаимодействии и об основных социальных институтах общества;

- иметь представление о социальных движениях и других факторах социального изменения и развития;

- иметь представление о сущности власти, субъектах политики, политических отношений и процессах (в России и в мире в целом).

По общепрофессиональным дисциплинам выпускник должен иметь представление:

- о разнообразных техниках живописи и истории их развития, условиях хранения произведений изобразительного искусства;

- об основных методах пространственных построений на плоскости;

- о свете и цвете с точки зрения различных научных дисциплин;

- об основных этапах развития изобразительного искусства;

знать:

- законы линейной перспективы;

- художественные и эстетические свойства цвета, основные закономерности создания цветового строя;

- основы пластической анатомии человека и методы анатомических зарисовок;

- основные факты и закономерности историко-художественного процесса, принципы анализа конкретных произведений искусства и явлений художественной практики;

уметь:

- использовать основные изобразительные техники и материалы;

- осуществлять процесс изучения и профессионального изображения натуры, ее художественной интерпретации средствами рисунка и живописи;

в области информационного обеспечения профессиональной деятельности:

- знать состав функций и возможности использования информационных и телекоммуникационных технологий в профессиональной деятельности;

- уметь использовать программное обеспечение в профессиональной деятельности;

- уметь применять компьютеры и телекоммуникационные средства;

в области правового обеспечения профессиональной деятельности:

- иметь представление об основах государственной политики и права в области социально-культурной деятельности и художественного творчества;

- знать историю и современное состояние законодательства о культуре;

- знать основные законодательные акты и другие нормативные документы, регулирующие трудовые отношения;

- знать права и обязанности работников социально-культурной сферы;

- уметь защищать свои права в соответствии с трудовым законодательством;

в области безопасности жизнедеятельности:

- знать принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях;

- уметь организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;

- знать основы военной службы и обороны государства;

- иметь представление о медицинских знаниях;

- уметь оказывать первую медицинскую помощь;

По специальным дисциплинам выпускник должен знать:

- теоретические основы композиции, закономерности построения художественной формы и особенности ее восприятия;

- особенности дизайнерского проектирования;

- современные принципы, методы и приемы работы над дизайн-проектом;

- пластические конструктивные свойства, способы обработки основных материалов, применяемых при выполнении дизайн-проектов и оригиналов;

- профессиональную терминологию;

уметь:

- осуществлять целевой сбор и анализ исходных данных, подготовительного материала, проводить необходимые предпроектные исследования;

- использовать разнообразные изобразительные и технические приемы и средства при выполнении дизайн-проекта и оригинала;

- осуществлять процесс дизайнерского проектирования;

- выполнять графическую часть проекта, макет, оригиналы художественно-графических элементов проекта.

2.3. Требования к уровню подготовки выпускника по профессиональной практике

В процессе профессиональной практики студент должен закрепить и углубить знания, полученные в процессе обучения, приобрести умения по всем видам профессиональной деятельности.

2.4. Требования к выпускнику по итогам освоения основной профессиональной образовательной программы

В результате освоения основной профессиональной образовательной программы по специальности 0514 Дизайн (по отраслям) (в области культуры и искусства) выпускник должен быть готов к выполнению проектной и исполнительской деятельности в соответствии с квалификационной характеристикой.

 

3. Требования к минимуму содержания основной

профессиональной образовательной программы по специальности

0514 Дизайн (по отраслям) (в области культуры и искусства)

 

 Индекс

    Наименования циклов, дисциплин, основные   
             дидактические единицы             

 Всего 
 часов  
 максим.
учебной
нагрузки
студента

 В т.ч.
 часов
обязат.
учебных
занятий

   1  

                       2                       

    3  

   4  

ТО  

Теоретическое обучение - дисциплины            
федерального компонента                        

4818   

3504  

ОГСЭ.00

Общие гуманитарные и социально-экономические   
дисциплины <3>

508    

450   

ОГСЭ.01

Основы философии:                              
предмет философии; основные вехи мировой       
философской мысли; природа человека и смысл его
существования; человек и Бог; человек и космос;
человек, общество, цивилизация, культура;      
свобода и ответственность личности; человеческое
познание и деятельность; наука и ее роль; чело-
вечество перед лицом глобальных проблем; основ-
ные этапы развития, направления и школы этиче- 
ской мысли; эстетическое отношение человека к  
миру; эстетика как философия искусства; природа
эстетического; основные эстетические категории;
социальная природа и функции искусства; основные
закономерности эстетического освоения человеком
действительности                               

 

72    

ОГСЭ.02

Основы права:                                  
право: понятие, система, источники; Конституция
Российской Федерации - ядро правовой системы;  
Всеобщая декларация прав человека; личность,   
право, правовое государство; юридическая ответ-
ственность и ее виды; основные отрасли права:  
государственное, административное, гражданское,
трудовое, семейное, уголовное; судебная система
Российской Федерации; правоохранительные органы

 

32    

ОГСЭ.03

Русский язык и культура речи:                  
основные составляющие русского языка; язык и   
речь; специфика устной и письменной речи; поня-
тие культуры речи; понятие о нормах русского   
литературного языка; виды норм; функциональные 
стили речи; специфика и жанры каждого стиля;   
лексика; использование в речи изобразительно-  
выразительных средств; лексические нормы;      
фразеология; типы фразеологических единиц, их  
использование в речи; лексикография; основные  
типы словарей; фонетика; основные фонетические 
единицы; фонетические средства языковой вырази-
тельности; орфоэпия; орфоэпические нормы       
русского литературного языка; понятие о фонеме;
графика; позиционный принцип русской графики;  
орфография; принципы русской орфографии; морфе-
мика; словообразовательные нормы; морфология;  
грамматические категории и способы их выражения
в современном русском языке; морфологические   
нормы; синтаксис; основные единицы синтаксиса; 
русская пунктуация; лингвистика текста         

 

40    

ОГСЭ.04

Иностранный язык:                               
основы общения на иностранном языке: фонетика, 
лексика, фразеология, грамматика; основы делово-
го языка по специальности; профессиональная лек-
сика, фразеологические обороты и термины; техни-
ка перевода (со словарем) профессионально ориен-
тированных текстов; профессиональное общение   

 

72    

ОГСЭ.05

Физическая культура:                           
роль физической культуры в общекультурном,     
профессиональном и социальном развитии человека;
социально-биологические и психофизиологические 
основы физической культуры; основы физического 
и спортивного самосовершенствования; профессио-
нально-прикладная физическая подготовка        

 

104   

ОГСЭ.06

Социальная психология:                         
предмет социальной психологии; социально-психо-
логическая характеристика личности; проблема   
социализации личности; проблема межличностных  
отношений; психология общения: содержание, цели
и средства общения, техника и приемы организации
коммуникаций; группа как социально-психологиче-
ский феномен: виды групп, групповая динамика и 
лидерство в группе, проблема эффективности     
групповой деятельности; природа конфликтов и   
пути их разрешения; человек и труд; человек как
субъект труда; мотивы трудовой деятельности;   
психология профессий                           

 

64    

ОГСЭ.07

Основы экономики:                              
экономика и ее основные проблемы; микроэкономи-
ка; ресурсы; механизмы рыночного ценообразова- 
ния; конкуренция; экономические основы деятель-
ности фирмы; антимонопольное регулирование;    
доходы населения; регулирование социально-     
экономических проблем; макроэкономика; структу-
ра экономики страны; финансы; денежно-кредитная
и налоговая системы; инфляционные процессы;    
безработица; проблемы экономического роста;    
микро- и макроэкономические проблемы российской
экономики; международное разделение труда; миро-
вой рынок товаров, услуг и валют; основы бизнеса

 

ОГСЭ.08

Основы социологии и политологии:               
социология как наука; общество как социокультур-
ная система; социальные общности; социальные и 
этнонациональные отношения; социальные процессы,
социальные институты и организации; личность: ее
социальные роли и социальное поведение; социаль-
ные движения; социальные конфликты и способы их
разрешения; предмет политологии; политическая  
власть и властные отношения; политическая систе-
ма; субъекты политики; политическое сознание;  
политическая культура; мировая политика и между-
народные отношения; социально-экономические    
процессы в России                              

 

ОГСЭ. 
ДВ.00 

Дисциплины по выбору студента,                 
устанавливаемые образовательным учреждением    

 

66    

ОПД.00

Общепрофессиональные дисциплины                

2014   

1910  

ОПД.01

Рисунок:                                       
виды, техника, средства и закономерности рисунка
на основе системы натурных постановок с разнооб-
разными по характеру и последовательно усложняю-
щимися задачами: натюрморт, гипсовые орнаменты и
архитектурные детали, драпировки, интерьер,    
анатомические слепки, гипсовые голова и фигура,
голова натурщика, голова с плечевым поясом,    
фигура натурщика - одетая и обнаженная         

 

750   

ОПД.02

Живопись:                                      
локальный цвет, цветовые отношения, колорит,   
цветовая гармония, другие средства и закономер-
ности живописи на основе системы натурных      
постановок с разнообразными по характеру и     
последовательно усложняющимися задачами:       
натюрморт, голова натурщика, голова с плечевым 
поясом, фигура натурщика - одетая и обнаженная 

 

650   

ОПД.03

Перспектива:                                   
основные методы построения пространства на плос-
кости и обоснование законов линейной перспекти-
вы; картинная плоскость, горизонт, главная точка
схода; перспектива прямых линий углов, геометри-
ческих фигур и тел; построение теней; построение
перспективы по сетке квадратов и способу       
архитекторов; масштабы в линейной перспективе  

 

66    

ОПД.04

Техника и технология живописи:                 
свойства материалов, применяемых в живописи, и 
методы их использования в процессе творчества  
художника; клеевая и масляная живопись; основы 
под масляную и темперную живопись, грунты;     
рецептура и технология приготовления грунтов;  
художественные и масляные краски: пигменты,    
связующие вещества, растворители, лаки; наиболее
распространенные методы ведения живописи;      
сохранность масляной живописи; краткие сведения
об истории развития техники масляной живописи  

 

32    

ОПД.05

Цветоведение:                                  
природа света и цвета, проблемы восприятия     
цвета и воздействие его на человека; основные  
характеристики цвета; систематизация цветов;   
смешение цветов; основные закономерности цвето-
вых явлений; цветовая гармония; практический   
анализ произведений живописи                   

 

32    

ОПД.06

Пластическая анатомия:                         
пластическая анатомия костной основы (скелет), 
пластическая анатомия мышечной системы, наружных
покровов; связь строения человеческого тела и  
его функций; пропорции человеческого тела,     
понятие о канонах; пластические характеристики 
человеческого тела в движении; мимические изме-
нения лица; использование знаний пластической  
анатомии в практических занятиях анатомическим 
рисунком                                        

 

66    

ОПД.07

История изобразительного искусства:            
история зарубежного изобразительного искусства:
происхождение искусства; искусство Древнего    
мира: Египет, Месопотамия, искусство Эгейского 
мира, искусство Древней Греции, искусство Древ-
него Рима; искусство Средневековья: искусство  
Византии, романское искусство, готическое искус-
ство, искусство стран Востока; искусство эпохи 
Возрождения: Италия, Нидерланды, Германия; евро-
пейское искусство XVII - XVIII веков; зарубежное
искусство XIX века; основные стилистические    
направления: барокко, классицизм, романтизм,   
реализм, импрессионизм, модерн; зарубежное     
искусство XX века - многообразие художественных
течений; история отечественного изобразительного
искусства: искусство Древней Руси: архитектура,
живопись, прикладное искусство; русское искусст-
во XVIII века; русское искусство XIX века;     
история отечественного искусства XX века и     
современные проблемы                            

 

202   

ОПД.08

Информационные технологии в профессиональной   
деятельности:                                  
основные принципы, методы и свойства информа-  
ционных и коммуникационных технологий, их      
эффективность; автоматизированные рабочие места
(АРМ), их локальные и отраслевые сети;         
прикладное программное обеспечение и информа-  
ционные ресурсы профессиональной деятельности; 
технико-интегрированные информационные ресурсы 
профессиональной деятельности; проблемно ориен-
тированные пакеты прикладных программ по       
отраслям и сферам деятельности; информационные 
ресурсы Интернета и других сетей; использование
Интернета и других сетей в профессиональной    
деятельности; методы и средства мультимедиа    

 

48    

ОПД.09

Правовое обеспечение профессиональной          
деятельности:                                  
понятие правового регулирования в сфере        
профессиональной деятельности; трудовое право; 
история и современное состояние законодательства
о культуре; правовые принципы деятельности     
учреждений культурной сферы; правовые положения
об основах хозяйственной деятельности и финанси-
рования организаций культуры; социальная защита
и стимулирование труда работников культуры;    
трудовые правоотношения; дисциплинарная и      
материальная ответственность работника; адми-  
нистративные правонарушения и административная 
ответственность; защита нарушенных прав и      
судебный порядок разрешения споров             

 

32    

ОПД.10

Безопасность жизнедеятельности:                
общие сведения о чрезвычайных ситуациях; чрезвы-
чайные ситуации мирного и военного времени,    
природного и техногенного характера, их послед-
ствия; устойчивость производства в условиях    
чрезвычайных ситуаций; назначение и задачи     
гражданской обороны; организация защиты и жизне-
обеспечения населения в чрезвычайных ситуациях;
содержание и организация мероприятий по локали-
зации и ликвидации последствий чрезвычайных    
ситуаций; средства защиты; основы военной      
службы; основы обороны государства; Вооруженные
силы Российской Федерации; боевые традиции;    
символы воинской чести; основы медицинских     
знаний; негативное воздействие на организм     
человека курения табака                        

 

32    

СД.00 

Специальные дисциплины                         

1100   

786   

СД.01 

Композиция (проектирование):                   
теория композиции; художественный образ; элемен-
ты и средства, приемы, принципы и закономерности
композиции, методы их использования; виды      
композиции; особенности дизайн-проекта; методы 
и процесс проектирования; принципы формообразо-
вания; выполнение упражнений, эскизов, дизайн- 
проектов в соответствии со специализацией      

 

524   

СД.02 

Основы исполнительского мастерства:            
инструменты, приспособления, технические       
средства, материалы, применяемые при выполнении
дизайн-проектов и оригиналов; основы проектной 
графики и моделирования (макетирование); практи-
ческое освоение разнообразных изобразительных  
и технических средств и приемов в соответствии 
со специализацией                              

 

262   

СД.ДС.
ДВ.00 

Дисциплины специализации, дисциплины по выбору 
студента, устанавливаемые образовательным      
учреждением                                    

410    

358   

ДР    

Дополнительная работа студента над завершением 
программного задания под руководством          
образовательного учреждения                    

786    

 

ТО. 

Теоретическое обучение - дисциплины национально-
регионального (регионального) компонента       

216    

144   

ДФ.00 

Дисциплины факультативные                      

524    

 

К     

Консультации (на каждую учебную группу на весь 
период обучения)                               

400    

 

ТО.00 

Всего часов теоретического обучения            

7074   

4716  

 

--------------------------------

<3> Цикл ОГСЭ.00 включает в себя дисциплины ОГСЭ.01 - ОГСЭ.05 в качестве обязательных дисциплин, дисциплины ОГСЭ.06 - ОГСЭ.08 - в качестве дисциплин, устанавливаемых по усмотрению образовательного учреждения. Время, отведенное на дисциплины ОГСЭ.06 - ОГСЭ.08, составляет 64 часа.

 

Нормативный срок освоения основной профессиональной образовательной программы по специальности 0514 Дизайн (по отраслям) (в области культуры и искусства) при очной форме обучения составляет 199 недель, в том числе:

    - теоретическое обучение                           131 неделя;

    - профессиональная практика                        14 недель;

    - промежуточная аттестация                         9 недель;

    - итоговая государственная аттестация              8 недель;

    - резерв времени образовательного учреждения       5 недель;

    - каникулярное время                               32 недели.

 

4. Общие требования к разработке основной профессиональной

образовательной программы, обеспечивающие реализацию

образовательными учреждениями Государственных требований

к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников

по специальности 0514 Дизайн (по отраслям)

(в области культуры и искусства)

 

4.1. Общие положения

 

4.1.1. Образовательное учреждение самостоятельно разрабатывает и утверждает основную профессиональную образовательную программу по специальности.

4.1.2. Основная профессиональная образовательная программа по специальности разрабатывается на основании Государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 0514 Дизайн (по отраслям) (в области культуры и искусства) (далее - Государственные требования) и включает в себя требования к уровню подготовки выпускника, учебный план, программы учебных дисциплин, программу профессиональной практики, программу итоговой государственной аттестации. При разработке учебного плана образовательное учреждение использует примерный учебный план по специальности. При формировании пояснений к учебному плану применяются положения данного раздела с учетом специфики организации образовательного процесса в конкретном образовательном учреждении.

4.1.3. Основная профессиональная образовательная программа по специальности в части теоретического обучения состоит из дисциплин федерального компонента (в том числе дисциплин по выбору студента и дополнительной работы над завершением программного задания по рисунку и живописи под руководством преподавателя), дисциплин национально-регионального (регионального) компонента, а также факультативных дисциплин и консультаций.

4.1.4. Содержание национально-регионального (регионального) компонента основной профессиональной образовательной программы по специальности (включая распределение по циклам дисциплин) устанавливается образовательным учреждением самостоятельно и финансируется за счет средств учредителей. Объем времени, отведенный на дисциплины национально-регионального (регионального) компонента, может быть использован в том числе и на увеличение объема времени дисциплин федерального компонента.

4.1.5. Объем практической подготовки студента - профессиональная практика, практические занятия и др. - должен составлять 60 - 70% от общего объема времени, отведенного на теоретическое обучение и практику.

 

4.2. Требования к организации

и обеспечению образовательного процесса

 

4.2.1. Требования к кадровому обеспечению образовательного процесса.

Реализация основной профессиональной образовательной программы по специальности должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими, как правило, высшее образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины. Преподаватели специальных дисциплин, как правило, должны иметь опыт деятельности в соответствующей профессиональной сфере.

4.2.2. Требования к учебно-методическому обеспечению образовательного процесса.

Реализация основной профессиональной образовательной программы по специальности должна обеспечиваться доступом каждого студента к информационным ресурсам (библиотечным фондам, компьютерным базам данных и др.), по содержанию соответствующим полному перечню дисциплин основной профессиональной образовательной программы, наличием учебников, литературы по искусству, учебно-методических, методических пособий, разработок и рекомендаций по всем дисциплинам и по всем видам теоретических и практических занятий, а также наглядными пособиями, аудио-, видео- и мультимедийными материалами.

Обеспеченность студентов учебной литературой, необходимой для реализации основной профессиональной образовательной программы, должна соответствовать нормативу - 0,5 экз. на одного студента. Источники учебной информации должны отвечать современным требованиям. В образовательном процессе должны использоваться законодательные акты, нормативные документы и материалы профессионально ориентированных периодических изданий.

4.2.3. Требования к материально-техническому обеспечению образовательного процесса.

Образовательное учреждение, реализующее основную профессиональную образовательную программу по специальности, должно располагать материально-технической базой, обеспечивающей реализацию Государственных требований, и соответствующей действующим санитарно-техническим нормам.

 

Примерный перечень

кабинетов, лабораторий, мастерских и др. по специальности

0514 Дизайн (по отраслям) (в области культуры и искусства)

 

Кабинеты:

гуманитарных дисциплин;

русского языка и литературы;

мировой культуры и изобразительного искусства;

иностранного языка;

информатики;

черчения и перспективы;

пластической анатомии,

композиции (проектирования).

Лаборатории:

техники и технологии живописи, технических средств обучения, фотографии.

Мастерские:

рисунка;

живописи;

макетирования и графических работ.

Методический фонд.

Натюрмортный фонд.

Выставочный зал.

Спортивный зал.

4.2.4. Требования к организации профессиональной практики.

Образовательное учреждение, реализующее основную профессиональную образовательную программу по специальности, должно обеспечить планирование, организацию и проведение профессиональной практики в соответствии с Положением о производственной (профессиональной) практике студентов, курсантов образовательных учреждений среднего профессионального образования и Рекомендациями по организации и проведению производственной (профессиональной) практики по группе специальностей (при наличии таковых).

4.2.5. Требования к итоговой государственной аттестации выпускников.

Вид итоговой государственной аттестации:

защита дипломной работы.

4.2.6. Общие нормативы по организации образовательного процесса.

4.2.6.1. Нормативный срок освоения основной профессиональной образовательной программы по специальности 0514 Дизайн (по отраслям) (в области культуры и искусства) при очной форме обучения один и тот же как для лиц, обучающихся на базе основного общего образования, так и для лиц, обучающихся на базе среднего (полного) общего образования.

4.2.6.2. Количество дисциплин по выбору должно быть таким, чтобы студент мог обоснованно и реально выбирать дисциплину (дисциплины). Выбранные студентом дисциплины становятся обязательными для изучения.

4.2.6.3. Дополнительная работа над завершением программного задания (не более 6 часов в неделю) является продолжением занятий по рисунку и живописи, проводится под руководством преподавателя и включается в расписание учебных занятий и в тарификационный список преподавателей.

4.2.6.4. Факультативные дисциплины, предусматриваемые учебным планом образовательного учреждения (не более 4 часов в неделю), не являются обязательными для изучения студентом.

4.2.6.5. Консультации для студентов очной формы обучения предусматриваются образовательным учреждением в объеме 100 часов на учебную группу на каждый учебный год.

4.2.6.6. По всем дисциплинам теоретического обучения и этапам профессиональной практики, включенным в учебный план образовательного учреждения, должна выставляться итоговая оценка ("отлично", "хорошо", "удовлетворительно" или "зачтено").

4.2.6.7. Формой аттестации по дисциплинам "Рисунок", "Живопись", "Композиция (проектирование)" является экзаменационный просмотр учебно-творческих работ на семестровых выставках.

4.2.6.8. Занятия по рисунку, живописи, пластической анатомии, имеющие целью изучение человека, обеспечиваются натурой (одна модель на 4 - 6 человек).

 

ВРЕМЯ, ОТВЕДЕННОЕ ДЛЯ РАБОТЫ С ЖИВОЙ НАТУРОЙ

(В % ОТ ОБЩЕГО УЧЕБНОГО ВРЕМЕНИ)

 

Курс

  Рисунок 

  Живопись 

Пластическая анатомия

   Пленэр  

I  

-         

-          

-                   

-          

II 

50        

50         

50                  

50         

III

100       

100        

-                   

-          

IV 

100       

100        

-                   

-          

 

4.3. Академические свободы образовательного учреждения

в формировании содержания образования и организации

образовательного процесса

 

При разработке основной профессиональной образовательной программы по специальности образовательное учреждение имеет право:

4.3.1. Уменьшать в пределах 10% объем времени, отведенного Государственными требованиями на циклы дисциплин.

4.3.2. Распределять резерв времени образовательного учреждения.

4.3.3. Формировать цикл общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин. При этом дисциплины "Основы философии" (в объеме 72 часов), "Основы права" (в объеме 32 часов), "Русский язык и культура речи" (в объеме 40 часов), "Иностранный язык" (из расчета 2 часа в неделю в течение 1 - 6 семестров независимо от уровня предшествующего образования) и "Физическая культура" (из расчета 2 часа в неделю в течение 1 - 7 семестров независимо от уровня предшествующего образования) реализуются в обязательном порядке. Одна-две дисциплины выбираются образовательным учреждением из следующего перечня дисциплин: "Социальная психология", "Основы экономики", "Основы социологии и политологии" и реализуются в течение времени, отведенного на эти дисциплины (64 часа). Остальные дисциплины по желанию образовательного учреждения могут реализовываться в качестве дисциплины по выбору студента за счет резерва времени образовательного учреждения. При этом возможно объединение дисциплин в междисциплинарные курсы при сохранении минимума содержания.

4.3.4. Формировать дисциплины по выбору студента, устанавливаемые образовательным учреждением, которые должны быть направлены на реализацию личностных потребностей обучающихся, на обеспечение конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами регионального рынка труда.

4.3.5. Определять перечень и содержание дисциплин по выбору студента, факультативных дисциплин.

4.3.6. В случае самостоятельного формирования содержания национально-регионального (регионального) компонента использовать время, отведенное на дисциплины национально-регионального (регионального) компонента:

- на увеличение объема времени на дисциплины федерального компонента;

- на введение дополнительных дисциплин в циклы общих гуманитарных, социально-экономических, общепрофессиональных и специальных дисциплин.

4.3.7. При формировании дисциплин по выбору студента, дисциплин специализации, дисциплин национально-регионального (регионального) компонента, факультативных дисциплин определять время на их изучение в объеме не менее 32 часов.

4.3.8. Определять формы проведения консультаций (групповые, индивидуальные, письменные, устные и т.д.).

4.3.9. Устанавливать численность учебных групп: 6 - 8 человек для занятий по иностранному языку, истории мировой культуры, общепрофессиональным и специальным дисциплинам; 10 - 15 человек для занятий по общеобразовательным, гуманитарным и социально-экономическим дисциплинам.

4.3.10. Использовать от 10 до 15% от общего объема времени, отведенного на дисциплину федерального компонента, на самостоятельное проектирование дополнительного содержания образования по дисциплине при условии выполнения минимума содержания образования по дисциплине, указанного в Государственных требованиях.

4.3.11. Планировать концентрированное изучение дисциплины "Иностранный язык".

 

 

 

 

 

Приложение

 

Рег. N 03-0514-Б

1 сентября 2002 года

 

 

ПРИМЕРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ БАЗОВОГО УРОВНЯ

ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 0514 ДИЗАЙН (ПО ОТРАСЛЯМ)

(В ОБЛАСТИ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА)

 

КВАЛИФИКАЦИЯ - ДИЗАЙНЕР

 

Форма обучения - очная

Нормативный срок обучения - 3 года 10 месяцев

на базе основного общего образования

и на базе среднего (полного) общего

образования - 3 года 10 месяцев

 

 Индекс

 Элементы учебного процесса,
      учебные дисциплины    

Время
в   
неде-
лях 

  Макс. 
 учебная
 нагрузка
студента,
  часов 

Обяза-  
тельная 
учебная 
нагрузка,
часов   

Рекомен-
дуемый 
курс   
изучения

    1  

              2             

  3 

    4   

    5   

    6  

ТО.00  

Теоретическое обучение      

131 

7074    

4716    

 

ТО   

Теоретическое обучение -    
дисциплины федерального     
компонента                  

 

5934    

4572    

 

ОД.00  

Общеобразовательные         
дисциплины                  

 

1116    

1068    

 

ОД.01  

Русский язык                

 

 

72      

1 - 2  

ОД.02  

Литература                  

 

 

144     

1 - 2  

ОД.03  

История                     

 

 

104     

1 - 2  

ОД.04  

Обществознание              

 

 

36      

2      

ОД.05  

История мировой культуры    

 

 

104     

2 - 3  

ОД.06  

Математика и информатика    

 

 

104     

1 - 2  

ОД.07  

Основы естественно-научного 
познания мира (физика,      
экология, биология)         

 

 

144     

1 - 2  

ОД.08  

География                   

 

 

36      

1      

ОД.09  

Иностранный язык <*>

 

 

144     

1 - 2  

ОД.10  

Физическая культура <*>

 

 

144     

1 - 2  

ОД.11  

Основы безопасности         
жизнедеятельности           

 

 

36      

1      

ОГСЭ.00

Общие гуманитарные и социаль-
но-экономические дисциплины 

 

508     

450     

 

ОГСЭ.01

Основы философии            

 

 

72      

3      

ОГСЭ.02

Основы права                

 

 

32      

4      

ОГСЭ.03

Русский язык и культура речи

 

 

40      

3      

ОГСЭ.04

Иностранный язык            

 

 

72      

3 - 4  

ОГСЭ.05

Физическая культура         

 

 

104     

3 - 4  

ОГСЭ.06

Социальная психология       

 

 

64      

4      

ОГСЭ.07

Основы экономики            

 

 

ОГСЭ.08

Основы социологии и         
политологии                 

 

 

ОГСЭ.  
ДВ.00  

Дисциплины по выбору        
студента, устанавливаемые   
образовательным учреждением 

 

 

66      

3 - 4  

ОПД.00 

Общепрофессиональные        
дисциплины                  

 

2014    

1910    

 

ОПД.01 

Рисунок                     

 

 

750     

1 - 4  

ОПД.02 

Живопись                    

 

 

650     

1 - 4  

ОПД.03 

Перспектива                 

 

 

66      

1, 2, 3

ОПД.04 

Техника и технология живописи

 

 

32      

1      

ОПД.05 

Цветоведение                

 

 

32      

1      

ОПД.06 

Пластическая анатомия       

 

 

66      

2      

ОПД.07 

История изобразительного    
искусства                   

 

 

202     

2 - 4  

ОПД.08 

Информационные технологии в 
профессиональной деятельности

 

 

48      

3, 4   

ОПД.09 

Правовое обеспечение        
профессиональной деятельности

 

 

32      

4      

ОПД.10 

Безопасность                
жизнедеятельности           

 

 

32      

4      

СД.00  

Специальные дисциплины      

 

1100    

786     

 

СД.01  

Композиция (проектирование) 

 

 

524     

1 - 4  

СД.02  

Основы исполнительского     
мастерства                  

 

 

262     

1 - 3  

СДС  
(ДВ).00

Дисциплины специализации,   
дисциплины по выбору студен-
та, устанавливаемые образова-
тельным учреждением         

 

410     

358     

1 - 4  

ДР     

Дополнительная работа студен-
та над завершением програм- 
много задания под руководст-
вом преподавателя (рисунок, 
живопись)                   

 

786     

 

1 - 4  

ТО   

Теоретическое обучение -    
дисциплины национально-     
регионального (регионального)
компонента                  

 

216     

144     

1 - 4  

ДФ.00  

Дисциплины факультативные   

 

524     

 

1 - 4  

К      

Консультации (на каждую     
учебную группу на весь период
обучения)                   

 

400     

 

1 - 4  

ПП     

Профессиональная практика и 
подготовка к итоговой       
государственной аттестации  

14  

 

 

 

ПП.01  

Работа с натуры на открытом 
воздухе (пленэр)            

6   

 

 

1 - 2  

ПП.02  

Практика по профилю         
специальности (специализации)

3   

 

 

3      

ПП.03  

Изучение памятников         
изобразительного искусства и
архитектуры в других городах

2   

 

 

3      

ПП.04  

Практика преддипломная      

3   

 

 

4      

ПА     

Промежуточная аттестация    

9   

 

 

 

ИГА.00 

Итоговая государственная    
аттестация                  

8   

 

 

4      

ИГА.01 

Выполнение дипломной работы 

7   

 

 

4      

ИГА.02 

Защита дипломной работы     

1   

 

 

4      

ВК     

Резерв времени образователь-
ного учреждения             

5   

 

 

1 - 4  

РВ     

Время каникулярное          

32  

 

 

1 - 4  

 

 

10  

 

 

1      

 

 

10  

 

 

2      

 

 

10  

 

 

3      

 

 

2   

 

 

4      

 

ИТОГО:                      

199 

 

 

 

 

--------------------------------

<*> См. п. 4.3.3.

 

 




Законодательство России в сфере образования // Некоммерческий проект про образование в помощь педагогам, студентам, школьникам и их родителям. //

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования

Copyright © www.pravoeducation.ru, 2012 - 2018