Оставьте ссылку на эту страницу в соцсетях:

Поиск по базе документов:

 

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

N 619

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

N 2678

 

ПРИКАЗ

от 12 июля 2002 года

 

ОБ "ОТРАСЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ РАЗВИТИЯ АГРАРНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ (НА 2002 - 2005 ГГ. И ДО 2010 ГОДА)"

 

В целях дальнейшего совершенствования системы аграрного образования, повышения качества и эффективности подготовки кадров для АПК приказываем:

1. Утвердить "Отраслевую программу развития аграрного образования (на 2002 - 2005 гг. и до 2010 года)".

2. Депобразованию, другим заинтересованным структурным подразделениям Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, Управлению начального профессионального образования Министерства образования Российской Федерации совместно с подведомственными образовательными учреждениями начального, среднего, высшего и дополнительного профессионального образования осуществить практические меры по реализации "Отраслевой программы развития аграрного образования (на 2002 - 2005 гг. и до 2010 года)".

3. Рекомендовать органам государственного управления АПК и образованием субъектов Российской Федерации совместно с подведомственными образовательными учреждениями начального, среднего, высшего и дополнительного профессионального образования разработать региональные программы развития аграрного образования с учетом перспектив развития АПК и местных условий.

4. В целях координации работы по реализации кадровой политики в АПК, осуществления контроля за исполнением "Отраслевой программы развития аграрного образования (на 2002 - 2005 гг. и до 2010 года)" создать Центральный совет по кадровой политике и образованию Министерства сельского хозяйства Российской Федерации. Депобразованию в месячный срок подготовить проект Положения о Центральном совете по кадровой политике и образованию Министерства сельского хозяйства Российской Федерации и предложения о его составе для утверждения в установленном порядке.

5. Контроль за выполнением настоящего Приказа возложить на заместителя Министра сельского хозяйства Российской Федерации Н.К. Долгушкина и первого заместителя Министра образования Российской Федерации А.Ф. Киселева.

 

Министр сельского хозяйства

Российской Федерации

А.В.ГОРДЕЕВ

 

Министр образования

Российской Федерации

В.М.ФИЛИППОВ

 

 

 

 

 

Утверждена

Приказом

Минсельхоза России

и Минобразования России

от 12 июля 2002 г. N 619/2678

 

ОТРАСЛЕВАЯ ПРОГРАММА

РАЗВИТИЯ АГРАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

(НА 2002 - 2005 ГГ. И ДО 2010 ГОДА)

 

1. ПАСПОРТ

"ОТРАСЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ АГРАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

(НА 2002 - 2005 ГГ. И ДО 2010 ГОДА)"

 

Наименование    Отраслевая программа развития аграрного образования (на

Программы       2002 - 2005 гг. и до 2010 года).

Основание       Основные направления агропродовольственной политики

для             Правительства Российской Федерации на 2001 - 2010 гг.,

разработки      Постановление координационного совета и коллегии

                Министерства сельского хозяйства Российской Федерации

                от 14 ноября 2000 г. N 2-12 "О неотложных мерах по

                социальному и кадровому обеспечению АПК", Национальная

                доктрина образования Российской Федерации до 2025 г.,

                Концепция модернизации российского образования на период до

                2010 г., Федеральная программа развития образования на

                2000 - 2005 гг.

Заказчик        Министерство сельского хозяйства Российской Федерации.

Основные        Департамент кадровой политики и образования, Департамент

разработчики    науки и технического прогресса, Российский научно-

                исследовательский институт по социальным и кадровым

                проблемам АПК Минсельхоза России, Управление начального

                профессионального образования, Институт развития

                профессионального образования Минобразования России,

                Россельхозакадемия.

Цель            Повышение качества и эффективности профессиональной

Программы       подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров

                с целью удовлетворения современной потребности в них

                агропромышленного комплекса.

Задачи          - Оптимизация структуры и повышение уровня подготовки

Программы       кадров.

                - Создание условий для получения сельской молодежью

                профессионального образования.

                - Адаптация системы аграрного образования к современным

                требованиям АПК.

Сроки           2002 - 2010 гг.

реализации

Исполнители     Департамент кадровой политики и образования, Департамент

                науки и технического прогресса, РосНИИкадры Минсельхоза

                России, Управление начального профессионального образования

                Минобразования России, Россельхозакадемия, аграрные

                образовательные и научные учреждения.

Ожидаемые       Повышение уровня кадрового обеспечения агропромышленного

результаты      комплекса и реализация непрерывного образования его

                работников.

Система         Контроль за реализацией Программы осуществляет Департамент

контроля за     кадровой политики и образования Минсельхоза России,

исполнением     Управление начального профессионального образования

Программы       Минобразования России, Центральный совет по кадровой

                политике и образованию Минсельхоза России.

 

Список сокращений

 

Вузы - высшие учебные заведения.

ВАКЗО - Всероссийский аграрный колледж заочного образования.

ГНМЦ - Головной научно-методический центр.

ГОС - Государственный образовательный стандарт.

ИПК - институты повышения квалификации.

ИКС - информационно-консультационная служба.

ИРПО - Институт развития профессионального образования.

НИИ РАСХН - научно-исследовательские институты Российской академии сельскохозяйственных наук.

НМЦ ФО - научно-методические центры федеральных округов.

НПО - начальное профессиональное образование.

СПУ - сельские профессиональные училища.

РИАМА - Российская инженерная академия менеджмента и агробизнеса.

РосАКО АПК - Российская академия кадрового обеспечения агропромышленного комплекса.

РосНИИкадры - Российский научно-исследовательский институт по социальным и кадровым проблемам АПК.

СПО - среднее профессиональное образование.

Ссузы - средние специальные учебные заведения.

УМО - учебно-методическое объединение.

УМЦ - учебно-методический центр.

ЦУМК по СПО - Центральный учебно-методический кабинет по среднему профессиональному образованию.

 

2. СОЦИАЛЬНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ СЕЛА

И СОСТОЯНИЕ КАДРОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ АПК

 

Общественно-политические изменения в стране, происходящие с начала 90-х годов, обусловили множество социально-экономических проблем, особенно в сельской местности. Снижение качества, деформация образа жизни сельского населения негативно повлияли на экономическую стабильность агропромышленного комплекса и демографическую ситуацию на селе.

В сельской местности резко снизилась рождаемость, которая не обеспечивает даже простого воспроизводства населения. Для замещения поколений родителей необходим уровень рождаемости, измеряемый суммарным коэффициентом 2,15, сегодня же он составляет на селе 1,26; доминирует однодетная семья, население и трудовые ресурсы стареют, ухудшается здоровье людей.

Остается высоким показатель смертности, который в 1,2 раза выше, чем в городе. Заметна тенденция сокращения продолжительности жизни сельского населения. В послереформенный период она сократилась на 3,3 года и ныне ниже, чем в городе, на 1,8 года. Показатель продолжительности жизни мужского населения отстает от городского в большей мере (на 1,8 года), чем женского (на 1,2 года).

Не произошло улучшения демографической ситуации и в результате миграционного движения. По данным Федеральной миграционной службы Российской Федерации, за период 1991 - 1999 гг. зарегистрировано 1106,8 тыс. переселенцев и беженцев, из которых в сельской местности поселилось 453,8 тыс. человек (41%). Расселение мигрантов проходило стихийно - в основном в регионы с наиболее благоприятными природно-экономическими условиями и высокой плотностью населения.

Неблагоприятные демографические процессы оказывают существенное влияние на сельский рынок труда. Они все сильнее предопределяют структурные сдвиги в кадровом составе работников сельского хозяйства.

Современная деревня по сравнению с городом имеет худшую структуру социально активного населения и соответственно худшую ситуацию на рынке труда. Доля занятых в общей численности населения в трудоспособном возрасте в сельской местности равна 66% против 71% в городе, а уровень безработицы составляет 12%.

Снижение рождаемости и рост смертности населения приводят к уменьшению количественного состава младших возрастных групп и увеличению состава групп пожилого возраста, что оказывает негативное влияние на демографическую ситуацию на селе. В процентном соотношении на долю лиц старше трудоспособного возраста среди сельского населения приходится 23%. За последние годы в предпенсионный возраст вступила значительная часть работников массовых профессий, в том числе занятых ручным трудом в растениеводстве, животноводстве и других сферах деятельности. Освобождаемые ими места непривлекательны для молодежи. Наличие в этих отраслях тяжелого физического малоквалифицированного труда усиливает проблемы с кадровым обеспечением.

Из-за ухудшения состояния основных фондов и сокращения затрат на создание необходимых условий по охране труда работников АПК из отрасли ежегодно выбывают 60 тыс. работников с полной или частичной утратой трудоспособности.

За последние 10 лет в силу различных причин произошло сокращение на 2 млн. человек числа занятых в сельскохозяйственном производстве, ухудшился качественный состав кадров, который характеризуется прежде всего снижением уровня образования.

Сельское хозяйство является единственной отраслью, в которой удельный вес кадров с профессиональным образованием за более чем 10-летний период практически не изменился и составляет 41%. При этом более чем в 2 раза уменьшилась численность работников с начальным профессиональным образованием, и в связи с этим произошло существенное ухудшение их качественного состава (наблюдается среди работников животноводства и сельских механизаторов). За последние 10 лет доля механизаторов I и II классов в их общей численности сократилась с 67 до 60%, а рабочих животноводства - с 29 до 22%, среди последних существенно снизилась численность выпускников профессиональных училищ.

Недооценка проблем начального профессионального образования негативно сказывается на пополнении села квалифицированными рабочими кадрами, что отрицательно сказывается на развитии сельского хозяйства. К 2004 г. ожидается сокращение численности сельской молодежи в группе 11 - 15 лет, что существенно осложнит комплектование профессиональных училищ, расположенных в сельской местности.

Неудовлетворительным остается уровень квалификации специалистов на селе. По данным за 2000 г., из 2 млн. специалистов, занятых в сельском хозяйстве, лишь 438 тыс. имели высшее образование, остальные 1607 тыс. - неполное высшее или среднее профессиональное образование, т.е. последних было в 3,6 раза больше. В промышленности подобное превышение составляло 2 раза.

Низок уровень закрепляемости молодых специалистов в сельскохозяйственном производстве. В 2001 г. трудоустроено в сельскохозяйственные предприятия 16,6 тыс. выпускников аграрных вузов и ссузов, или 21% от их общего выпуска. Несмотря на ежегодную подготовку в аграрных образовательных учреждениях более 100 тыс. специалистов, их численность в сельхозпредприятиях за последние 10 лет уменьшилась на 288 тыс. человек, ухудшается качественный состав кадров. Удельный вес руководителей хозяйств с высшим образованием снизился с 86% в 1991 г. до 70% в 2001-м. В целом по России каждый пятнадцатый руководитель не имеет соответствующего профессионального образования. Доля главных специалистов хозяйств с высшим образованием составляет лишь 53%, что на 9% меньше, чем было в 1991 г. На должностях руководителей среднего звена работает 41 тыс. человек (34%) без соответствующего специального образования. Среди работников хозяйств, которые по занимаемой должности должны быть со специальным образованием, 41 тыс. человек (15%) его не имеет.

Всего в настоящее время 97 тыс. (16%) должностей руководителей и специалистов хозяйств замещены практиками, а 33 тыс. (5%) остаются вакантными. При этом более 200 тыс. специалистов, в том числе 26,4 тыс. с высшим образованием, используются в сельскохозяйственных организациях в качестве рабочих.

 

3. СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ АГРАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

Состояние аграрного образования. Важная роль в развитии и повышении эффективности агропромышленного производства принадлежит кадрам.

Квалифицированные рабочие кадры готовят 1043 профессиональных училища и лицея системы Минобразования России, 86 учебно-курсовых комбинатов, а также учреждения среднего, высшего и дополнительного профессионального образования Минсельхоза России. Выпуск квалифицированных рабочих за последние годы резко сократился. Если в 1991 г. для АПК было подготовлено 228 тыс. молодых рабочих, то в 2001 г. - только 102 тыс. При этом выпуск механизаторских кадров сократился соответственно с 95 до 24 тыс., а животноводов - с 9,6 до 2,4 тыс. человек. Остается низкой закрепляемость рабочих кадров на селе: из 78 тыс. выпускников профессиональных училищ 2001 г. на работу в сельскохозяйственные предприятия прибыли лишь 16 тыс., или 21%.

Подготовку специалистов со средним профессиональным образованием ведут 285 средних специальных учебных заведений Минсельхоза России, расположенных в 72 субъектах Российской Федерации. В них работают более 12 тыс. высококвалифицированных преподавателей, около 1,5 тыс. мастеров производственного обучения и учатся 270 тыс. студентов, в том числе свыше 180 тыс. по очной форме.

За последние пять лет в ссузах введена подготовка по 39 новым специальностям, возрос прием по всем формам обучения с 74 до 99 тыс. человек, выпуск - с 64 до 69 тыс. специалистов. Приоритет при приеме на обучение отдается жителям сельской местности. В 2001 г. 75% принятых на обучение - выпускники сельских школ, более 17% студентов обучаются на условиях целевой контрактной подготовки.

Содержание обучения постоянно корректируется с учетом потребностей АПК. Организована подготовка фермеров, менеджеров, коммерсантов, юристов. Общий прием по этим специальностям составляет 16 тыс. человек, или 22% от общего приема.

Созданы 92 колледжа - образовательных учреждений нового типа, которые используют трехступенчатую систему обучения и готовят рабочих массовых профессий, специалистов с базовым средним профессиональным образованием и повышенным уровнем образования. Свыше 140 средних специальных учебных заведений также ведут подготовку рабочих кадров.

Подготовку специалистов с высшим образованием для организаций АПК и педагогические кадры для образовательных учреждений начального и среднего сельскохозяйственного образования осуществляют 58 высших учебных заведений Минсельхоза России. В них работают более 21 тыс. преподавателей, среди которых 56% имеют ученые степени и звания, 10% - докторов наук, профессоров. Количество обучающихся постоянно растет и в настоящее время составляет около 380 тыс. человек, в том числе 226 тыс. по очной форме.

Прием в вузы за счет средств федерального бюджета за последние пять лет не изменился и составляет около 53 тыс. человек. Однако с учетом приема за счет средств физических и юридических лиц общий прием постоянно растет и в 2001 г. составил почти 90 тыс. человек, в том числе 57 тыс. - по очной форме обучения. Выпуск специалистов за последние пять лет возрос более чем на 15 тыс. человек и в 2001 г. составил 47 тыс. специалистов, в том числе 31 тыс. - по очной форме обучения.

Для обеспечения равных возможностей при поступлении в вузы для сельской молодежи организован целевой прием по договорам с органами управления АПК. В 2001 г. на этой основе в вузы зачислено около 37% студентов, более 60% первокурсников являются выпускниками сельских школ. Постоянно растет количество студентов, обучающихся в рамках целевой контрактной подготовки. В 2001 г. более 30% первокурсников подписали трехсторонние договоры (студент-вуз-работодатель).

Структура подготовки специалистов с высшим образованием постоянно корректируется, открывается подготовка по востребованным в АПК специальностям, изменяются программы дисциплин в соответствии с требованиями производства. За последние годы в вузах введена подготовка по 22 новым специальностям, доля приема на которые составляет около 17%.

Учебно-производственное обеспечение системы аграрного образования. В систему высшего аграрного образования входят 68 учебно-опытных хозяйств, лесхозов и 1 учебно-опытный молочный завод с общей площадью 323,3 тыс. га сельскохозяйственных угодий. В них работают 17,5 тыс. человек, в том числе 2,3 тыс. руководителей и специалистов. Эти хозяйства, как правило, являются передовыми по производственно-экономическим показателям, используют прогрессивные технологии, имеют высокопродуктивный скот, развитую материально-техническую базу, высококвалифицированные кадры. Учебно-опытными хозяйствами ежегодно производится около 200 тыс. т зерна, 100 тыс. т молока, 10 тыс. т мяса, 25 тыс. т картофеля. Урожайность сельскохозяйственных культур и продуктивность сельскохозяйственных животных в учхозах в 1,5 - 2 раза выше среднероссийских показателей. Доля прибыльных учхозов в 2001 г. составила 84%.

Подготовка научно-педагогических кадров по научным специальностям сельскохозяйственного профиля ведется через аспирантуры, функционирующие во всех вузах и НИИ Минсельхоза России и в 99 научно-исследовательских институтах Россельхозакадемии, в которых обучается около 8 тыс. аспирантов. В 22 вузах Минсельхоза России и в 24 НИИ РАСХН открыта докторантура, в которой работают над докторскими диссертациями более 100 человек.

Профессиональная переподготовка и повышение квалификации руководящих работников и специалистов ведутся в 76 образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования, 41 вузе, 140 средних специальных учебных заведениях. Активное включение высших и средних образовательных учреждений в работу по переподготовке и повышению квалификации кадров для АПК свидетельствует о важности и востребованности данного вида образовательных услуг.

Ежегодно повышают свой профессиональный уровень свыше 120 тыс. человек, или около 20% общей численности руководящих работников и специалистов, занятых в агропромышленном производстве.

При этом основное внимание уделяется изучению вопросов рыночной экономики, реформирования сельскохозяйственных предприятий, кооперации, менеджмента, земельной реформы, имущественных отношений, правового обеспечения АПК, налогообложения, бизнес-планирования и кредитования, современных ресурсосберегающих и экологически безопасных технологий, коммерческой, инновационной и внешнеэкономической деятельности, функционирования оптовых продовольственных рынков, информационно-консультационной службы и др.

Проблемы аграрного образования. Наряду с имеющимися положительными результатами работы в последние годы появилось немало проблем, негативно влияющих на качество профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации руководителей и специалистов, кадров массовых профессий, в целом на кадровое обеспечение агропромышленного комплекса:

- морально устарела и слабо обновляется учебно-материально-техническая база; в образовательных учреждениях практически отсутствует учебная литература и технические средства для использования новых технологий обучения, в том числе дистанционного обучения; недостаточно обеспечен учебный процесс учебно-методическими материалами, учебниками и учебными пособиями;

- ослаблены связи образовательных учреждений с работодателями; профессиональные ассоциации и союзы не оказывают должного влияния на развитие образовательной системы, содержание образовательных программ и качество подготовки специалистов; снижена мотивация руководителей, специалистов и рабочих кадров к повышению квалификации;

- постоянно снижается уровень жизни работников образовательных учреждений; их социальная незащищенность приводит к выбытию из системы молодых высококвалифицированных ученых, преподавателей и мастеров производственного обучения и росту среднего возраста научно-педагогических кадров;

- содержание образования не в полной мере соответствует требованиям, предъявляемым обществом и сельскохозяйственной отраслью к личности и уровню профессиональной компетентности выпускников аграрных образовательных учреждений;

- недостаточно обновляется материально-техническая база учебно-опытных и учебно-производственных хозяйств, отдельные учхозы не отвечают современным требованиям, что отрицательно сказывается на качестве практического обучения студентов и учащихся;

- имеет место диспропорция в объемах подготовки кадров по уровням образования и регионам России;

- выпускники сельских школ не имеют равных возможностей с жителями городов для получения качественного среднего (полного) общего образования, что затрудняет их поступление на учебу в аграрные образовательные учреждения;

- недостаточно финансирование подготовки квалифицированных кадров.

 

4. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ АГРАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

Основными направлениями развития аграрного образования являются обеспечение доступности аграрного образования для сельской молодежи, подготовка квалифицированных кадров соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособных на рынке труда, способных обеспечить эффективное ведение агропромышленного комплекса.

Для выполнения поставленной задачи и достижения более полного удовлетворения запросов агропромышленного производства в квалифицированных кадрах необходимо:

адаптировать систему аграрного образования к современным потребностям агропромышленного производства в современных условиях;

оптимизировать структуру и объем подготовки кадров по уровням образования и регионам России в соответствии с запросами отраслей АПК и территориальных рынков труда;

интегрировать часть средних специальных учебных заведений в состав вузов в качестве их структурных подразделений;

сохранить прием за счет средств федерального бюджета в образовательные учреждения среднего и высшего профессионального образования на уровне 2001 г., одновременно сократив прием в указанные учреждения по направлениям и специальностям несельскохозяйственного профиля;

создать систему мониторинга текущей и перспективной потребности в квалифицированных кадрах в разрезе профессий и специальностей, совершенствовать на этой основе формирование государственных заданий учреждениям профессионального образования;

обеспечить опережающее развитие начального и среднего профессионального образования; увеличить объемы подготовки рабочих кадров в образовательных учреждениях среднего, высшего и дополнительного аграрного профессионального образования;

способствовать созданию профессиональных училищ и их филиалов, отделений, учебно-консультативных центров в сельских районах с использованием материальной базы и кадров учебно-курсовых комбинатов, крупных сельских общеобразовательных школ и других организаций;

увеличить объемы профессиональной переподготовки и повышения квалификации руководящих работников, специалистов и рабочих кадров в аграрных образовательных учреждениях всех уровней с учетом периодичности обучения и потребности агропромышленного комплекса.

Постоянно совершенствовать содержание и повышать качество образования через:

укрепление и модернизацию материально-технической базы и инфраструктуры образовательных учреждений, использование глобальной сети Интернет и других локальных информационных сетей, оснащение образовательных учреждений современным оборудованием, приборами, материалами;

повышение профессионального уровня педагогов; усиление поддержки и стимулирования труда работников сферы образования; оказание содействия работникам образовательных учреждений в решении социальных проблем; формирование резерва руководящих кадров образовательных учреждений; приведение структуры подготовки педагогических кадров в соответствие с потребностью;

реализацию нового поколения государственных образовательных стандартов с учетом запросов производства; разработку необходимых учебных планов и программ, подготовку учебников и учебных пособий, в том числе на электронных носителях: применение в учебном процессе современных обучающих технологий;

повышение уровня экономической, правовой, социологической и языковой подготовки специалистов всех профилей;

усиление практической подготовки обучающихся; оптимизацию сети учебных хозяйств и базовых сельхозпредприятий для прохождения практик; содействие финансовому оздоровлению и материально-техническому оснащению учебно-опытных и учебно-производственных хозяйств, внедрению прогрессивных технологий производства и переработки сельскохозяйственной продукции;

активизацию системы профессиональной ориентации сельской молодежи; создание классов профильного обучения и развитие дополнительной довузовской подготовки учащихся сельских школ; развитие целевой контрактной подготовки кадров для агропромышленного комплекса.

Формирование системы непрерывного аграрного образования на основе:

общности образовательных программ всех уровней, а также совершенствования профессиональной переподготовки и повышения квалификации руководящих работников, специалистов и кадров массовых профессий в течение всего периода их трудовой деятельности;

интеграции образовательных учреждений всех уровней (сельских школ, гимназий, профессиональных училищ, лицеев, сельскохозяйственных техникумов, колледжей, высших учебных заведений, учреждений дополнительного образования), научных, информационных, технологических, производственных и иных учреждений и организаций для реализации образовательных программ различных уровней, повышения эффективности и качества образовательного процесса, использования интеллектуальных, материальных и информационных ресурсов в процессе подготовки кадров и проведения научных исследований по приоритетным направлениям;

создания аграрных университетских (академических) комплексов в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2001 г. N 676 "Об университетских комплексах" и совместным Приказом Минсельхоза России и РАСХН N 36/2 от 25 января 2002 г. "Об аграрных университетских комплексах" на принципах единства учебного, научного и производственного процессов во взаимосвязи с экономической и социальной сферой, непрерывность образовательного процесса на основе общности образовательных программ различных уровней в целях сокращения сроков их освоения; эффективного организационного, учебно-методического, научного и информационного взаимодействия между всеми структурами, входящими в интеграционное объединение; рационального использования материально-технических ресурсов, а также научных и педагогических кадров; инновационного характера деятельности от проведения фундаментальных и прикладных научных исследований до внедрения результатов в учебный процесс и сельскохозяйственное производство;

поэтапной передачи образовательных учреждений начального, среднего и дополнительного профессионального образования, имеющих региональное значение, в ведение субъектов Российской Федерации при условии сохранения на федеральном уровне учреждений, осуществляющих межрегиональную подготовку кадров и выполняющих функции научно-методических центров федеральных округов.

Применение в аграрном образовании современных образовательных и информационных технологий, ориентированных на:

подготовку соответствующего учебно-методического материала на электронных носителях, помещенного в электронную библиотеку, а также на мотивацию преподавателей и студентов к использованию высоких информационных технологий;

организацию системы переподготовки профессорско-педагогических кадров для работы по новым информационным технологиям, подготовку высококвалифицированных специалистов для обслуживания и совершенствования федеральных и отраслевых информационных узлов дистанционного обучения.

Развитие информационно-консультационной службы как составной части системы непрерывного образования, направленной на:

формирование единой Федеральной сети информационно-консультационной службы с Федеральным центром сельскохозяйственного консультирования, осуществляющей координацию деятельности региональных служб, их информационное, методологическое и методическое обеспечение, организацию подготовки и переподготовки кадров для ИКС, разработку проектов законодательных актов, нормативно-правовой и методической документации, реализацию программ по пропаганде деятельности ИКС;

разработку и реализацию широкомасштабной государственной программы обучения сотрудников информационно-консультационным технологиям; создание и функционирование службы ИКС с обязательным изучением зарубежного и отечественного передового опыта их работы;

открытие в ведущих аграрных вузах страны целевой подготовки профессиональных консультантов и специалистов ИКС в рамках магистерских и других программ.

Интеграция аграрного образования в мировую образовательную систему, предусматривающая:

развитие международного сотрудничества в области аграрного образования; совершенствование программ и учебных планов с учетом мирового опыта; разработку учебных пособий и учебников по проблемам мировой экономики, ИКС, новых информационных технологий и систем устойчивого развития сельской местности, мировых экономических и производственных технологий; осуществление технического переоснащения образовательного процесса с одновременным применением новых образовательных технологий; организацию стажировок и обучение российских студентов и аспирантов за рубежом, повышение квалификации профессорско-преподавательского состава в зарубежных вузах и на сельскохозяйственных предприятиях в странах с развитым агропромышленным производством;

организацию практического обучения и переподготовку российских фермеров, специалистов в сфере агробизнеса, маркетинга, менеджмента, современных технологий производства и переработки сельскохозяйственной продукции, сервисного обслуживания хозяйств, а также бизнес-школ и учебно-выставочных центров;

создание условий выпускникам средних и высших профессиональных учебных заведений для овладения иностранным языком;

организацию прохождения стажировки, обучения и повышения квалификации иностранных граждан в вузах и на сельскохозяйственных предприятиях России в рамках квот, определенных Минобразованием России, и на контрактной основе;

реализацию совместных проектов, направленных на повышение эффективности сельскохозяйственного производства в учебно-опытных, учебно-производственных и базовых хозяйствах;

осуществление продвижения образовательных, консультационных услуг и научно-технических разработок на международный рынок; подготовку рекламно-информационных материалов, учебных и научных публикаций, участие в выставках и ярмарках; поддержку предпринимательской деятельности российских агрообразовательных учреждений в области международного образовательного и научно-технического сотрудничества; осуществление информационной и технической поддержки научной и образовательной деятельности сотрудников и преподавателей российских аграрных образовательных учреждений.

Повышение эффективности и востребованности научно-исследовательской работы вузов за счет:

развития фундаментальных и приоритетных прикладных исследований; усиления координации научно-исследовательской деятельности высших учебных заведений и научных организаций системы Минсельхоза России и Россельхозакадемии; развития научно-исследовательской и опытно-конструкторской работы в высших учебных заведениях на принципах единства научного и образовательного процессов; поддержки ведущих ученых и научных школ, способных обеспечить опережающий уровень научных исследований и образования; применения новых эффективных технологий, инновационных механизмов; пропаганды научных знаний и открытий; поддержки предпринимательской деятельности и научно-технической сферы;

участия ученых системы аграрного образования в федеральных целевых, отраслевых, научно-технических, инновационных и других программах, конкурсах, объявляемых Минсельхозом России и другими министерствами и ведомствами, государственными и международными научными фондами;

использования научного потенциала аграрных вузов и научно-исследовательских организаций в совершенствовании послевузовского профессионального образования, развитии новых подходов и инициатив в обучении естественным и техническим наукам; постоянного роста квалификации кадров;

расширения образовательных функций аспирантуры и докторантуры, опережающего развития послевузовского профессионального образования в высших учебных заведениях, имеющих научные школы.

Усиление воспитательных функций системы образования путем:

повышения роли патриотического и нравственного воспитания обучающихся, направленного на сохранение исторической преемственности поколений, развития национальной культуры, воспитания бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России, формирования духовно-нравственных качеств личности, воспитания патриотов России, граждан правового демократического государства, уважающих права и свободы личности, проявляющих национальную и религиозную терпимость;

привития культуры межэтнических отношений, разностороннего развития и формирования творческих способностей молодежи, создания условий для самореализации личности, воспитания у молодежи целостного миропонимания, современного научного мировоззрения, формирования основ культуры здоровья, сознательного отношения к семейной жизни, формирования трудовой мотивации, обучения основным принципам построения профессиональной карьеры и навыкам поведения на рынке труда;

использования средств массовой информации для освещения достижений коллективов образовательных учреждений в подготовке кадров для АПК.

 

5. ФИНАНСОВОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

 

Поддержание и развитие материально-технической базы образовательных учреждений - одно из важнейших условий качественной подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров. Следует отметить, что начиная с 1992 г. имела место тенденция к снижению расходов на образование в общих расходах федерального бюджета. Так, если в 1992 г. доля расходов на образование к общим расходам составляла 5,85%, то к 1998 г. - только 3,45%. И лишь начиная с 1999 г. ситуация начала меняться в лучшую сторону как в целом по образовательной сфере, так и по аграрному образованию в частности.

Финансирование подведомственных Минсельхозу России образовательных учреждений в последние три года осуществлялось строго в соответствии с утвержденным бюджетом. В 2001 г. образовательные учреждения профинансированы в полном объеме в соответствии с утвержденными лимитами бюджетных обязательств.

За последние три года объем средств федерального бюджета на аграрное образование возрос в 3,6 раза, что позволило в определенной мере решить ряд важных проблем:

увеличить работникам образовательных учреждений заработную плату в среднем в 2,8 раза, ежемесячные доплаты за ученые степени доктора и кандидата наук, размер стипендий студентам;

увеличить расходы на выплату компенсаций за приобретение книгоиздательской продукции;

погасить кредиторскую задолженность прошлых лет за коммунальные услуги и с учетом привлечения средств, полученных образовательными учреждениями от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, полностью оплачивать коммунальные услуги и потребление электроэнергии;

вести капитальный ремонт зданий и сооружений;

предусмотреть финансирование ряда расходов, необходимых для обеспечения составляющих учебного процесса, таких как пополнение библиотечного фонда, приобретение оргтехники и другого оборудования.

В федеральном бюджете на 2002 г. предусмотрено увеличение ассигнований на аграрное образование в 1,6 раза, в том числе на повышение заработной платы работникам образовательных учреждений, организацию учебных и производственных практик, оздоровительные мероприятия студентов.

Наряду с федеральными бюджетными средствами источниками формирования имущества и финансирования деятельности аграрных образовательных учреждений являются:

имущество, переданное ему собственником в соответствии с законодательством Российской Федерации;

средства, получаемые от осуществления платной образовательной, предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, предусмотренной законодательством Российской Федерации;

добровольные пожертвования, спонсорские, благотворительные и другие целевые взносы юридических и физических лиц, в том числе иностранных;

средства других источников в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Важными элементами формирования экономических механизмов развития аграрного образования, обеспечивающих новые принципы и систему его финансирования, должны стать:

выделение средств на развитие образования из бюджетов всех уровней, включая средства на приобретение учреждениями образования учебно-лабораторного оборудования и информационно-вычислительной техники, развитие библиотек и информационных ресурсов, а также на повышение квалификации преподавателей;

обеспечение целевого использования средств, выделяемых на нужды образования из федерального бюджета, и средств, получаемых образовательными учреждениями от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;

обеспечение прозрачности финансовой деятельности образовательных учреждений, повышение их финансово-экономической ответственности;

создание условий для привлечения дополнительных средств в аграрные образовательные учреждения, в том числе за счет расширения дополнительных платных образовательных услуг;

создание на базе образовательных учреждений культурно-образовательных, учебно-производственных, медицинско-оздоровительных центров;

поддержка профильного учебного производства образовательных учреждений.

Система аграрного образования должна быть ориентирована не только на госзаказ по подготовке кадров, но и на постоянно возрастающий общественный образовательный спрос, на конкретные интересы людей, профессиональных сообществ, предприятий. Именно ориентация на реальные потребности конкретных потребителей образовательных услуг создает основу для привлечения дополнительных финансовых и материально-технических ресурсов.

 

6. МЕРОПРИЯТИЯ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

 

Начальное профессиональное образование

 

┌───┬─────────────────────────────────────┬───────────┬───────────────────┐

│ N │       Содержание мероприятия           Срок       Ответственные  

п/п│                                     │исполнения,│    исполнители   

                                          годы                      

├───┼─────────────────────────────────────┼───────────┼───────────────────┤

│ 1 │                  2                       3              4        

├───┼─────────────────────────────────────┼───────────┼───────────────────┤

│1  │Продолжить разработку и утверждение  │2002 - 2003│Управление        

   │государственных образовательных                 │начального        

   │стандартов по профессиям                        профессионального 

   │агропромышленного производства в                │образования (НПО) 

   │соответствии с действующим Перечнем             │Минобразования Рос-│

   │профессий начального                            │сии, Депобразования│

   │профессионального образования                   │Минсельхоза России │

│2  │Разработать примерные учебные планы и│2002 - 2005│Управление НПО    

   │программы по профессиям АПК в                   │Минобразования Рос-│

   │соответствии с государственными                 │сии, Депобразования│

   │образовательными стандартами                    │Минсельхоза России │

│3  │Обобщить опыт работы по организации  │2002       │Управление НПО    

   │практического обучения и производ-              │Минобразования    

   │ственной практики учащихся сельских             │России,           

   │профтехучилищ в новых экономических             │Депобразования    

   условиях и разработать предложения по│           │Минсельхоза России │

   │ее совершенствованию                                               

│4  │Разработать и осуществить мероприятия│2002 - 2003│Депобразования    

   │по повышению квалификации рабочих               │Минсельхоза России,│

   │кадров на базе аграрных образователь-           │Управление НПО    

   │ных учреждений среднего, высшего и              │Минобразования    

   дополнительного профессионального               │России            

   │образования, расширению подготовки, а│                             

   │также использованию их в производстве│                             

│5  │Подготовить предложения о бюджетном  │2002       │Депобразования,   

   финансировании подготовки рабочих               │Депэкономики      

   │кадров, осуществляемой в учебно-                │Минсельхоза России │

   │курсовых комбинатах, образовательных │                             

   учреждениях среднего, высшего и                                   

   │дополнительного профессионального                                 

   │образования Минсельхоза России                                    

│6  │Провести мониторинг трудоустройства  │2002 - 2003│Депобразования,   

   │выпускников образовательных                     │РосНИИкадры       

   │учреждений начального профессиональ-           │Минсельхоза России,│

   │ного образования и разработать                  │Управление НПО    

   │предложения по закреплению молодых              │Минобразования    

   │рабочих кадров на производстве                  │России            

│7  │Разработать предложения и механизм   │2002       │Управление НПО    

   │взаимодействия сельских                         │Минобразования    

   │профессиональных училищ, органов                │России,           

   │государственного управления АПК и               │Депобразования    

   │образовательных учреждений субъектов │           │Минсельхоза России │

   │Российской Федерации и работодателей │                             

   │по укреплению учебно-материальной                                 

   │базы, улучшению качественного состава│                             

   │преподавателей и мастеров                                         

   │производственного обучения СПУ                                    

│8  │Создать сеть учебных центров для     │2002       │Управление НПО    

   │систематического повышения                      │Минобразования    

   │квалификации преподавателей и                   │России,           

   │мастеров производственного обучения             │Депобразования    

   │сельских профессиональных училищ и              │Минсельхоза России │

   │учебно-курсовых комбинатов                                        

│9  │Разработать предложения по           │2002 - 2005│Управление НПО    

   │взаимовыгодному сотрудничеству                  │Минобразования    

   │образовательных учреждений начального           │России,           

   │профессионального образования,                  │Депобразования    

   │профессиональных ассоциаций и союзов,│           │Минсельхоза России │

   │работодателей в целях улучшения                                   

   │качества подготовки молодых рабочих и│                             

   │закрепления их на производстве,                                  

   │адаптации начального профессиональ-                               

   │ного образования к условиям рыночной                             

   │экономики                                                          

│10 │Организовать разработку и издание    │2002 - 2010│Управление НПО    

   │учебной литературы для подготовки,              │Минобразования Рос-│

   │переподготовки и повышения                      │сии, Депобразования│

   │квалификации рабочих кадров                     │Минсельхоза России │

│11 │Активизировать работу по             │Ежегодно   │Управление НПО    

   │профессиональной ориентации и                   │Минобразования    

   │трудовому обучению учащихся сельских │           │России,           

   │общеобразовательных школ в ученичес-           │Депобразования    

   │ких производственных бригадах и фер-           │Минсельхоза России │

   │мах, содействовать проведению слетов │                             

   │и других форм коллективного общения                               

└───┴─────────────────────────────────────┴───────────┴───────────────────┘

 

Среднее, высшее, послевузовское и дополнительное

профессиональное образование

 

┌───┬─────────────────────────────────────┬───────────┬───────────────────┐

│ N │       Содержание мероприятия           Срок       Ответственные  

п/п│                                     │исполнения,│    исполнители   

                                           годы                      

├───┼─────────────────────────────────────┼───────────┼───────────────────┤

│ 1 │                  2                       3              4        

├───┴─────────────────────────────────────┴───────────┴───────────────────┤

                       Адаптация к потребностям АПК                     

                                                                        

│1  │Разработать методику определения     │2003       │Депобразования,   

   │текущей и перспективной потребностей │           │Депнауки,         

   │АПК в квалифицированных кадрах,                 │РосНИИкадры       

   │проведения мониторинга их использо-             │Минсельхоза России │

   │вания и закрепления на производстве                                

│2  │Оптимизировать структуру и объемы    │2004 - 2005│Депобразования    

   │подготовки специалистов для АПК с               │Минсельхоза России │

   │высшим и средним специальным                                      

   │образованием с учетом потребностей                                

   │агропромышленного производства                                    

│3  │Развить целевую контрактную форму    │Постоянно  │Руководители      

   │подготовки специалистов, проводить             │аграрных          

   │работу по профориентации сельской               образовательных   

   │молодежи                                        │учреждений        

│4  │Пересмотреть перечень ранее введенных│2002 - 2003│Депобразования, УМЦ│

   │специализаций по закрепленным за                │и ЦУМК по СПО,    

   │Минсельхозом России специальностям с │           │ВАКЗО Минсельхоза 

   │учетом национально-региональных                 │России            

   │компонентов ГОС СПО и Классификатора │                             

   │специальностей                                                    

│5  │Создать отраслевой и региональные    │2002 - 2003│Депобразования,   

   │центры оценки персонала организаций             │РосНИИкадры       

   │агропромышленного комплекса;                    │Минсельхоза России │

   │обеспечить органы управления АПК                                  

   │субъектов РФ и региональные центры                                

   │соответствующими методическими                                    

   │разработками по организации и                                     

   │проведению оценки кадров                                          

                                                                         

                Повышение качества подготовки специалистов              

                                                                        

│6  │Провести анализ обеспеченности       │2002 - 2003│Депобразования,   

   │образовательных учреждений научно-              │Депнауки          

   │педагогическими кадрами и разработать│           │Минсельхоза России,│

   │программу оптимизации подготовки                │Россельхозакадемия,│

   │кадров высшей квалификации через                │руководители      

   │аспирантуру и докторантуру                      образовательных и 

                                                   │научных учреждений │

│7  │Разработать программу и механизм     │2002 - 2003│Депобразования    

   │формирования резерва руководящих                │Минсельхоза России │

   │кадров аграрных учебных заведений                                 

│8  │Расширить подготовку кадров для      │Постоянно  │Депобразования    

   подведомственных средних специальных │           │Минсельхоза России,│

   │учебных заведений на педагогических             │ректоры вузов (по 

   факультетах ведущих аграрных вузов              │списку)           

│9  │Организовать систематическое         │Постоянно  │Депобразования,   

   │повышение квалификации и профперепод-           │руководители      

   │готовку научно-педагогических кадров │           │образовательных   

   │аграрных учебных заведений                      │учреждений        

                                                   │Минсельхоза России │

│10 │Разработать концепцию и механизм     │2003       │Депобразования,   

   │функционирования системы инспектиро-           │Депправа          

   │вания образовательных учреждений с              │Минсельхоза России │

   │целью обеспечения контроля за                                     

   │качеством подготовки специалистов,                                

   │исполнением федерального законода-                                

   │тельства в области образования,                                   

   │соответствия образовательного                                     

   │процесса государственным образова-                                

   │тельным стандартам, соблюдением                                   

   │бюджетной и финансовой дисциплины                                 

│11 │Провести анализ действующих          │2002 - 2003│Депобразования, УМО│

   │государственных образовательных                 │вузов, ЦУМК по СПО │

   │стандартов высшего и среднего                   │Минсельхоза России │

   │профессионального образования по                                  

   │специальностям сельскохозяйственного                             

   │профиля и разработать методические                                

   │рекомендации по реализации ГОС                                    

│12 │Разработать и ввести в установленном │2002 - 2003│Депобразования,   

   порядке новое поколение                         │ЦУМК по СПО, ВАКЗО │

   государственных образовательных                 │Минсельхоза России │

   │стандартов среднего профессионального│                             

   │образования по закрепленным за                                    

   │Минсельхозом России специальностям                                

   │базового и повышенного уровней                                    

│13 │Создать централизованный автоматизи- │2002 - 2005│Депобразования,   

   │рованный фонд государственных                   │ЦУМК и УМЦ по СПО, │

   │образовательных стандартов среднего и│           │ВАКЗО Минсельхоза 

   высшего профессионального                       │России             

   │образования, учебно-программного и                                

   │учебно-методического их обеспечения                               

│14 │Разработать перечень рекомендуемой   │2002 - 2005│Депобразования, УМО│

   │литературы и программу ее издания в             │вузов, ЦУМК по СПО │

   соответствии с новым поколением                 │Минсельхоза России │

   │государственных образовательных                                   

   │стандартов, примерных учебных                                     

   │программ, а также спецификацию                                    

   │учебного оборудования                                             

│15 │Разработать систему обеспечения      │2002 - 2010│Депобразования,   

   │аграрных образовательных учреждений             │УМО вузов, ЦУМК по

   │необходимой учебной и методической              │СПО, УМЦ, ВАКЗО,  

   │литературой по общепрофессиональным и│           │Ассоциация        

   │специальным дисциплинам                         │"Агрообразование" 

                                                   │Минсельхоза России │

│16 │Разработать программу совершенство-  │2002 - 2003│Депобразования, УМО│

   │вания материально-технической базы              │вузов, Ассоциация 

   │учебно-опытных и учебно-                        │"Агрообразование" 

   │производственных хозяйств в условиях │           │Минсельхоза России │

   │эффективного их использования для                                 

   │практического обучения студентов                                  

│17 │Провести эксперимент по реализации   │2003 - 2010│Депобразования    

   │интегрированной образовательной                 │Минсельхоза России,│

   │программы последовательного получения│           │Управление НПО    

   │начального, среднего и высшего                  │Минобразования    

   │профессионального образования с                 │России            

   │сокращенными сроками обучения                                      

│18 │Разработать рекомендации по созданию │2002       │Депобразования,   

   │аграрных университетских                        │Депнауки Минсель- 

   │(академических) комплексов                      │хоза России, РАСХН │

│19 │Обобщить опыт работы вузов по под-   │2002 - 2003│Депобразования,   

   │готовке кадров для АПК, реализующих             │ректоры вузов     

   │образовательные программы разных                │Минсельхоза России │

   │уровней подготовки, разработать                                   

   │предложения по их совершенствованию                               

│20 │Организовать в базовых образователь- │Постоянно  │Депобразования,   

   │ных учреждениях (подразделениях)                │Депнауки,         

   │дополнительного профессионального               │РосНИИкадры       

   │образования проведение прикладных               │Минсельхоза России │

   │исследований по проблемам педагогики │                             

   │и психологии образования взрослых;                                

   │обеспечить эффективное использование │                             

   │результатов научно-исследовательских │                             

   │работ в деятельности образовательных │                             

   │учреждений                                                        

│21 │Организовать проведение зарубежных   │Постоянно  │Депобразования,   

   │стажировок руководителей и                      │Депвнешсвязей     

   │преподавателей учреждений аграрного             │Минсельхоза России,│

   │профессионального образования                   │руководители аграр-│

                                                   │ных образовательных│

                                                   │учреждений        

│22 │Разработать систему мер,             │2002 - 2003│Депобразования    

   обеспечивающих овладение выпускниками│           │Минсельхоза России,│

   │аграрных вузов и техникумов                     │руководители аграр-│

   │разговорным иностранным языком                  │ных вузов, техни- 

                                                   кумов и колледжей 

│23 │Разработать комплексные перспективные│2002 - 2005│Руководители аграр-│

   │программы воспитания студентов высших│           │ных образовательных│

   │и средних специальных учебных                   │учреждений высшего

   │заведений на весь период обучения               │и среднего        

                                                  │профессионального 

                                                   │образования       

│24 │Разработать новые экономические      │2002 - 2003│Депобразования,   

   │модели деятельности образовательных             │Депэкономики       

   │учреждений (подразделений)                      │Минсельхоза России │

   │дополнительного профессионального                                 

   │образования в современных условиях                                

                                                                         

                   Развитие базы практического обучения                 

                                                                        

│25 │Предусмотреть приоритетное выделение │Ежегодно   │Депэкономики,     

   │образовательным учреждениям и учебно-           │Депмехэлектро,    

   │опытным хозяйствам средств из                   │Депживотноводплем, │

   │федерального бюджета для приобретения│           │Депобразования,   

   │на условиях лизинга                             │РИАМА Минсельхоза 

   │машиностроительной продукции                    │России            

│26 │Предусматривать финансирование       │Ежегодно   │Депрастениеводства,│

   │расходов на субсидирование закладки и│           │Депэкономики,     

   │ухода за плодовыми, ягодными                    │Депобразования    

   │(кустарниковыми) насаждениями и                 │Минсельхоза России │

   │виноградниками до начала периода их                                

   │товарного плодоношения                                            

│27 │Включать в приоритетном порядке      │Ежегодно   │Депживотноводплем, │

   │учебно-опытные хозяйства, имеющие               │Депэкономики,     

   │федеральные лицензии, в перечень                │Депобразования    

   │племенных и генофондных хозяйств,               │Минсельхоза России │

   дотируемых из федерального бюджета                                

│28 │Выделять учебно-опытным хозяйствам   │Ежегодно   │Депсоцразвитие,   

   │бюджетные средства на строительство             │Депобразования    

   │внутрихозяйственных газовых сетей               │Минсельхоза России │

│29 │Учитывать в первоочередном порядке   │Ежегодно   │Депэкономики,     

   │потребность учебно-опытных хозяйств в│           │Депрастениеводства,│

   ассигнованиях, выделяемых из                    │Депживотноводплем, │

   │федерального бюджета на поддержку               │Депмелиоводхоз,   

   │сельхозтоваропроизводителей                     │Депобразования    

                                                   │Минсельхоза России │

│30 │Принять меры по улучшению            │Постоянно  │Депобразования    

   │производственно-экономической                   │Минсельхоза России,│

   │деятельности учебно-опытных хозяйств,│           Межрегиональная   

   │обеспечить разработку перспективных             │ассоциация "Агро- 

   │планов их развития и установить                 │образование", Совет│

   контроль за их выполнением                      │директоров учхозов,│

                                                   │учебно-опытные    

                                                   │хозяйства, вузы   

│31 │Организовать систематическое         │Постоянно  │Депобразования,   

   │повышение квалификации директоров и             │Упргоссобствен-   

   │специалистов учхозов и их аттестацию │           │ность Минсельхоза 

   │в установленном порядке                         │России, Межрегио- 

                                                   │нальная ассоциация │

                                                   │"Агрообразование" 

│32 │Активизировать работу по включению   │Постоянно  │Депобразования,   

   │учхозов в международные проекты и               │Депвнешсвязей     

   │программы; способствовать расширению │           │Минсельхоза России │

   │их прямых связей с зарубежными                                    

   │партнерами                                                        

└───┴─────────────────────────────────────┴───────────┴───────────────────┘

 

 




Законодательство России в сфере образования // Некоммерческий проект про образование в помощь педагогам, студентам, школьникам и их родителям. //

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования

Copyright © www.pravoeducation.ru, 2012 - 2018