Оставьте ссылку на эту страницу в соцсетях:

Поиск по базе документов:

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 26 марта 2002 г. N 13-51-23/13

 

РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ПРОВЕДЕНИЮ В 2002 Г. ГОСУДАРСТВЕННОЙ

(ИТОГОВОЙ) АТТЕСТАЦИИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ

УЧРЕЖДЕНИЯХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Департамент образовательных программ и стандартов общего образования направляет Рекомендации по подготовке и проведению в 2001/2002 учебном году государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших основное общее и среднее (полное) общее образование в общеобразовательных учреждениях всех видов, в форме самообразования, семейного образования и экстерната. Данные Рекомендации могут быть использованы при разработке нормативных документов, принимаемых государственными органами управления образованием субъектов Российской Федерации на основании Положения о государственной (итоговой) аттестации выпускников IX и XI (XII) классов общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденного Приказом Минобразования России от 03.12.99 N 1075 и зарегистрированного Минюстом России 17.02.2000 N 2114, и Приказа Минобразования России от 16.03.01 N 1022 "О внесении дополнений в Положение о государственной (итоговой) аттестации выпускников IX и XI (XII) классов общеобразовательных учреждений Российской Федерации", зарегистрированного Минюстом России 11.04.01 N 2658.

Органы управления образованием субъектов Российской Федерации:

- устанавливают порядок окончания учебного года, в том числе проведение 5-дневных учебных сборов для обучающихся в X классах, и определяют сроки аттестационного периода с учетом установленных Министерством образования Российской Федерации сроков проведения письменных экзаменов;

- определяют содержание, порядок и форму проведения экзамена, введенного дополнительно на региональном уровне;

- организуют повторные экзамены для выпускников, получивших на государственной (итоговой) аттестации в июне неудовлетворительные отметки, и экзамены для обучающихся, заболевших в период проведения итоговой аттестации;

- разрабатывают тексты письменных экзаменационных работ для повторных экзаменов и экзаменов для выпускников, заболевших в период государственной (итоговой) аттестации, а также для выпускников, обучающихся в IX классах компенсирующего обучения;

- разрабатывают тексты письменных экзаменационных работ для проведения государственной (итоговой) аттестации по родному (нерусскому) языку обучающихся, оканчивающих основную общую школу;

- обеспечивают общеобразовательные учреждения при ИУ и ВК текстами письменных экзаменационных работ для проведения досрочных экзаменов обучающихся, освобождающихся от отбывания наказания за три месяца до начала государственной (итоговой) аттестации;

- устанавливают порядок награждения золотыми и серебряными медалями и контролируют правильность их присуждения;

- контролируют правильность присуждения похвальных грамот "За особые успехи в изучении отдельных предметов";

- устанавливают порядок хранения документации государственной (итоговой) аттестации и экзаменационных материалов.

До начала экзаменационного периода руководителям общеобразовательных учреждений следует ознакомить всех участников образовательного процесса (учителей, обучающихся выпускных классов, их родителей (законных представителей)) со всей нормативной документацией, регулирующей проведение государственной (итоговой) аттестации в текущем учебном году:

- Положением о государственной (итоговой) аттестации выпускников IX и XI (XII) классов общеобразовательных учреждений Российской Федерации (Приказ Минобразования России от 03.12.99 N 1075 - "Вестник образования России", 2000, N 6);

- Положением о золотой и серебряной медалях "За особые успехи в учении", о похвальной грамоте "За особые успехи в изучении отдельных предметов" и похвальном листе "За отличные успехи в учении" (Приказ Минобразования РФ от 03.12.99 N 1076 - ВО, 2000, N 6);

- Приказом Минобразования РФ и Минздрава РФ от 14.07.2000 N 2210/272 "О признании утратившим силу Приказа Минобразования России и Минздравмедпрома России от 18.07.94 N 268/146, кроме п. п. 3 и 4" (ВО, 2000, N 17);

- Приказом Минобразования России от 16.03.01 N 1022 "О внесении дополнений в Положение о государственной (итоговой) аттестации выпускников IX и XI (XII) классов общеобразовательных учреждений Российской Федерации" (ВО, 2001, N 9);

- письмом от 20.02.02 N 03-51-25ин/13-03 "Об организации в 2001/2002 учебном году государственной (итоговой) аттестации по литературе и по алгебре и началам анализа в XI классах общеобразовательных учреждений Российской Федерации" (ВО, 2002, N 6);

- письмом от 19.02.02 N 13-51-1/13 "О проведении письменного экзамена по литературе в XI классах общеобразовательных учреждений Российской Федерации в 2001/2002 учебном году";

- письмом от 08.01.02 N 1009/13-13 "О проведении письменного экзамена по математике, алгебре и началам анализа в XI классах общеобразовательных учреждений Российской Федерации в 2001/2002 учебном году" (ВО, 2002, N 3);

- нормативной документацией, разработанной государственным органом управления образованием субъекта Российской Федерации;

- документами, регулирующими деятельность муниципальной конфликтной комиссии.

Особое внимание следует обратить на разъяснение Приказа от 16.03.01 N 1022, организацию государственной (итоговой) аттестации детей, подпадающих под действие этого Приказа, и обеспечение школы медицинским работником в экзаменационный период.

Итоговая аттестация выпускников общеобразовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы, независимо от их организационно - правовой формы, экстернов и выпускников, получивших образование в семье, проводится комиссиями, состав которых утверждается директором общеобразовательного учреждения.

Не позднее чем за 2 недели до начала экзаменационного периода составы экзаменационных комиссий и расписание экзаменов, утвержденное директором общеобразовательного учреждения, доводятся до выпускников и их родителей (законных представителей).

Ответственность за организацию и проведение итоговой аттестации по предмету возлагается на председателя аттестационной предметной комиссии. Председателем аттестационной комиссии, как правило, является директор общеобразовательного учреждения, его заместитель по учебно - воспитательной, научно - методической работе или учитель по представлению директора. Учитель, преподающий в данном классе предмет, по которому проводится итоговая аттестация, не может быть председателем аттестационной предметной комиссии.

Государственная (итоговая) аттестация по литературе и по алгебре и началам анализа для обучающихся, освоивших среднее (полное) общее образование в общеобразовательных учреждениях, в форме семейного образования и экстерната, в 2002 году проводится по открытым текстам, которые будут опубликованы за месяц до начала выпускного экзамена в педагогической печати и средствах массовой информации.

Экзамен по алгебре и началам анализа будет проводиться по "Сборнику заданий для подготовки и проведения письменного экзамена по математике (курс А) и алгебре и началам анализа (курс В) за курс средней школы. XI класс" (авт. Г.В. Дорофеев и др.). При проведении экзамена желательно обеспечить этим сборником каждого выпускника. В этом случае текст экзаменационной работы не записывается учителем на доске. Если общеобразовательное учреждение не сумеет обеспечить сборником каждого выпускника, а имеет только один сборник на школу, то текст работы записывается на доске.

При проведении государственной (итоговой) аттестации в IX и XI классах следует широко использовать средства массовой информации, в том числе телевидение и радиовещание. Предполагается, что в день экзамена в прямом эфире будет определен номер экзаменационной работы и по литературе (3 июня), и по алгебре и началам анализа (10 июня) с помощью лототрона руководителем субъекта Российской Федерации или руководителем государственного органа управления образованием субъекта Российской Федерации.

Выпускники, сдающие экзамены с использованием телевидения и радиовещания, до начала трансляции передачи должны находиться в аудитории, где будут сдавать экзамены, и по телевидению следить за процессом выбора номера заданий. На решение всех организационных вопросов в общеобразовательном учреждении рекомендуется отвести дополнительное время (но не более получаса).

Территориям, расположенным в нескольких часовых поясах, разрешается сдвинуть начало экзаменов по времени и начать экзамены одновременно во всех общеобразовательных учреждениях по всему региону. Этот сдвиг позволит использовать предоставленное эфирное время один раз.

Если при отработке оргмероприятий по новому организационному порядку проведения выпускных экзаменов возникнут трудности с региональным телевидением в части договора по времени начала передачи (9 часов местного времени), то Минобразование России разрешает изменить время начала экзамена.

Для предотвращения срыва экзаменов по непредвиденным обстоятельствам (отключение электричества, выход из строя теле- и радиоаппаратуры и пр.) следует отработать систему мероприятий по обеспечению экзаменационным материалом тех общеобразовательных учреждений, которые проводят экзамены с использованием телевидения и радиовещания. В частности, предлагается в муниципальных органах управления образованием установить многоканальную горячую телефонную линию и обеспечить руководителей указанных органов управления образованием в традиционной форме номером набора заданий по литературе и номером заданий по алгебре и началам анализа.

При организации государственной (итоговой) аттестации с использованием телевидения и радиовещания и разработке соответствующей нормативной документации следует руководствоваться действующими документами, регламентирующими процесс итоговой аттестации.

Ответственность за организацию и проведение письменных экзаменов возлагается на руководителей государственных органов управления образованием субъектов Российской Федерации.

Экзамены по выбору могут быть проведены по билетам, в форме собеседования, защиты рефератов, комплексного анализа текста (русский язык), а также в форме тестирования. Предлагаемые на выпускных экзаменах тесты, составленные общеобразовательным учреждением, проходят экспертную оценку в соответствующих методических службах и ими утверждаются.

Экзаменационный материал для проведения экзаменов по предметам, выбранным выпускниками, составляется общеобразовательным учреждением самостоятельно с учетом примерных билетов для проведения устной итоговой аттестации выпускников IX и XI (XII) классов, рекомендованных Минобразованием России для итоговой аттестации в текущем учебном году, которые опубликованы в журнале "Вестник образования" (N 24, 2001, и N 1, 2, 4, 2002).

Задания практической части устного экзамена (предложения для разбора, тексты для чтения и темы бесед по иностранному языку, вопросы, примеры и задачи по математике, физике, химии, биологии и др.) составляются учителями - предметниками выпускных классов.

Для проведения устного экзамена по предмету "Основы безопасности жизнедеятельности" рекомендуется дифференцированный подход к составлению билетов для девушек и юношей. При составлении билетов для девушек вопрос по основам военной службы следует заменить вопросом по теме "Основы медицинских знаний и здорового образа жизни".

Порядок экспертизы, утверждения и хранения аттестационного материала для проведения экзаменов по выбору выпускников устанавливается учредителем общеобразовательного учреждения.

Письменные экзамены в 2002 году в IX и XI классах проводятся по открытым текстам с использованием соответствующих сборников. Сборники по алгебре для IX класса и по алгебре и началам анализа для XI класса должны быть выданы на руки выпускникам во время экзаменов. Тексты заданий из них на доску не переписываются. Сборники текстов для проведения письменного экзамена по русскому языку в IX классах во время экзамена выпускникам не выдаются.

Названия изложений и темы сочинений, а также задания по алгебре и началам анализа в классах с углубленным изучением предмета и физико - математических классах переписываются на доску. Если общеобразовательное учреждение имеет соответствующую технику, то тексты работ по математике в указанных классах после тиражирования могут быть выданы на руки обучающимся, сдающим экзамены. Запись текста на доске в этом случае не делается.

На письменных экзаменах по русскому языку в IX классах и литературе в XI (XII) классах выпускникам разрешается по мере необходимости пользоваться всеми типами лингвистических словарей.

Для выпускников из семей беженцев и вынужденных переселенцев, недостаточно владеющих русским языком, письменный экзамен по русскому языку в IX классе может быть заменен на устный, а по русскому языку и литературе (сочинение) в XI (XII) классах - проведен в виде письменной работы (несколько вариантов на выбор выпускника), темы которой представляют собой пересказ прочитанного и изученного эпического произведения или фрагмента из него; характеристику героя произведения; развернутый ответ на вопрос о героях произведения или на свободную тему (т.е. на жизненном материале); отзыв на прочитанную книгу.

На письменном экзамене по русскому языку (сочинение) в IX классах и письменном экзамене по русскому языку и литературе (сочинение) в XI (XII) классах выпускникам предоставляется возможность использования книг с текстами художественных произведений, не содержащих теоретических материалов.

Оценка за письменную работу сообщается выпускнику до сдачи им последующего экзамена.

Выпускникам предоставляется возможность ознакомиться с письменной работой, проверенной и оцененной аттестационной комиссией общеобразовательного учреждения или независимой аттестационной комиссией.

В случае несогласия с отметкой, выставленной аттестационной комиссией общеобразовательного учреждения за письменную экзаменационную работу, выпускник имеет право обратиться в конфликтную комиссию, создаваемую местным (муниципальным) органом управления образованием. Конфликтные ситуации, возникшие между выпускником и независимой комиссией, разрешаются в порядке, определенном органом управления образованием субъекта РФ.

Повторный экзамен по русскому языку в IX классах может быть проведен в форме диктанта.

Повторный экзамен по русскому языку и литературе (сочинение) для выпускников, получивших на экзамене неудовлетворительную отметку за грамотность, может быть проведен в форме диктанта, получивших неудовлетворительную отметку за содержание, - в форме устного экзамена по билетам по литературе.

По завершении экзамена по предмету экзаменационные и итоговые отметки заносятся в протокол, который подписывается всеми членами аттестационной комиссии.

Итоговая отметка по предмету, по которому проводились письменный и устный экзамены, выставляется с учетом обеих отметок, полученных на экзаменах.

Обращаем внимание на то, что в аттестат об основном общем образовании выставляются отметки по тем предметам учебного плана общеобразовательного учреждения, которые изучались выпускником в классах второй ступени, в аттестат о среднем (полном) общем образовании - отметки по предметам учебного плана общеобразовательного учреждения, которые изучались в классах третьей ступени, а также отметка по русскому языку.

При оформлении аттестатов следует руководствоваться письмом департамента от 03.12.01 N 925/13-13 "Об оформлении бланков аттестатов о среднем (полном) общем образовании в 2001 году" (ВО, 2002, N 1).

Регионы, участвующие в эксперименте по проведению единого государственного экзамена (ЕГЭ), наряду с документами, регулирующими проведение ЕГЭ, используют настоящие Рекомендации и перечисленные в них нормативные документы по государственной (итоговой) аттестации.

 

Руководитель

Департамента образовательных

программ и стандартов

общего образования

А.В.БАРАННИКОВ

 

 




Законодательство России в сфере образования // Некоммерческий проект про образование в помощь педагогам, студентам, школьникам и их родителям. //

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования

Copyright © www.pravoeducation.ru, 2012 - 2024