Оставьте ссылку на эту страницу в соцсетях:

Поиск по базе документов:

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 20 марта 2002 г. N 30-55-181/16

 

Министерство образования Российской Федерации направляет для использования в практической деятельности "Рекомендации по организации внеучебной работы со студентами в образовательном учреждении высшего профессионального образования".

 

Заместитель Министра

Е.Е.ЧЕПУРНЫХ

 

 

 

 

 

 

РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУЧЕБНОЙ РАБОТЫ

СО СТУДЕНТАМИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

1. Общие положения

 

1.1. Настоящие Рекомендации направлены на оказание содействия в организации внеучебной деятельности со студентами в образовательном учреждении высшего профессионального образования (далее - вуз) совместно с общественными студенческими организациями.

1.2. Внеучебную деятельность в вузе осуществляют проректор или иное должностное лицо, определенное ректором, отдел по внеучебной работе со студентами или иное подразделение вуза, определенное ректором, другие структурные подразделения внеучебной работы в вузе: культурно - просветительные и спортивные комплексы, информационные службы и редакции средств массовой информации, вузовские и межвузовские объединения и центры, положения которых предусматривают внеучебную воспитательную деятельность со студентами.

1.3. В своей деятельности проректор или иное должностное лицо, определенное ректором, отдел по внеучебной работе со студентами или иное подразделение вуза, определенное ректором, другие структурные подразделения внеучебной работы в вузе руководствуются Федеральным законом от 22.08.96 N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", уставом вуза, положениями об отделе по внеучебной работе, о кураторе академической группы и др., решениями ученого совета, приказами и распоряжениями ректора, касающимися внеучебной работы в вузе.

 

2. Цели и задачи внеучебной работы со студентами

 

2.1. Воспитание высоконравственной, духовно развитой и физически здоровой личности - гражданина новой России, способной к высококачественной профессиональной деятельности и моральной ответственности за принимаемые технико - технологические решения.

2.2. Формирование у студентов нравственных, духовных и культурных ценностей и потребностей, этических норм и общепринятых правил поведения в обществе.

2.3. Создание условий для творческой самореализации личности и для проведения досуга студентов во внеурочное время.

2.4. Создание полноценной социально - педагогической воспитывающей среды.

 

3. Направления внеучебной работы со студентами

 

3.1. Основные направления внеучебной работы:

- проведение культурно - массовых, физкультурно - спортивных, научно - просветительных мероприятий, организация досуга студентов;

- создание и организация работы творческих, физкультурных и спортивных, научных объединений и коллективов, объединений студентов и преподавателей по интересам;

- организация гражданского и патриотического воспитания студентов;

- организация работы по профилактике правонарушений, наркомании и ВИЧ-инфекции среди студентов;

- изучение проблем студенчества и организация психологической поддержки, консультационной помощи;

- работа по обеспечению вторичной занятости студентов (трудовой, социально значимой);

- организация научно - исследовательской работы студентов во внеучебное время;

- проведение мероприятий по укреплению и поддержке молодой семьи;

- пропаганда физической культуры и здорового образа жизни;

- содействие работе студенческих общественных организаций, клубов и объединений;

- информационное обеспечение студентов, поддержка и развитие студенческих средств массовой информации;

- научное обоснование существующих методик, поиск и внедрение новых технологий, форм и методов внеучебной деятельности;

- создание системы морального и материального стимулирования преподавателей и студентов, активно участвующих в организации внеучебной работы;

- развитие материально - технической базы и объектов, предназначенных для организации внеучебных мероприятий.

3.2. Основные направления внеучебной работы определяются вузом.

 

4. Организация внеучебной работы со студентами

 

Внеучебная работа в вузе реализуется на трех уровнях управления: на уровне вуза, факультета, кафедры и иных структурных подразделений вуза.

На уровне вуза:

4.1. Координацию внеучебной работы в вузе осуществляет проректор по внеучебной работе или иное должностное лицо, определенное ректором.

4.2. Для координации работы в конкретных направлениях в вузе могут быть созданы советы или комиссии по внеучебной работе со студентами. К таким направлениям можно отнести:

- научно - исследовательскую работу студентов;

- деятельность общежития или студенческого городка;

- профилактику правонарушений;

- профилактику наркомании и ВИЧ-инфекций;

- взаимодействие с общественностью и СМИ;

- экспертно - художественную деятельность;

- деятельность школы кураторов и др.

4.3. Советы и комиссии осуществляют свою деятельность на основе положений, утвержденных в порядке, предусмотренном в вузе.

На уровне факультета:

4.4. Для координации и организации внеучебной работы на факультете могут быть назначены:

- заместители декана по внеучебной работе - из числа профессорско - преподавательского состава;

- помощник декана по внеучебной работе - из числа сотрудников факультета, имеющих высшее профессиональное образование.

4.5. Заместители (помощники) декана по внеучебной работе назначаются и освобождаются в соответствии с законодательством о труде.

4.6. Заместители (помощники) декана во внеучебной работе подотчетны декану факультета и входят в состав Совета по внеучебной работе вуза.

4.7. Основные функции заместителя декана (помощника) по внеучебной работе:

- формирование у студентов гражданской позиции, сохранение и приумножение нравственных, культурных и научных ценностей в условиях современной жизни, сохранение и возрождение традиций вуза;

- организация работы по пропаганде и внедрению физической культуры и здорового образа жизни;

- информационное обеспечение студентов и сотрудников факультета через информационные стенды, факультетскую прессу и другие средства информации;

- организация работы кураторов академических групп, в том числе проведение рабочих совещаний и семинаров, направленных на совершенствование воспитательного процесса;

- разработка предложений и рекомендаций по совершенствованию системы внеучебной работы, ее финансового и кадрового обеспечения, подготовка методической и локальной нормативной документации по организации внеучебной работы на факультете;

- организация внеучебного процесса, связанного с художественно - творческой деятельностью студентов, проведение смотров - конкурсов на факультете;

- организация работы по первичной профилактике наркомании и ВИЧ-инфекции среди студентов;

- организация совместно с заместителями декана по научной работе научно - исследовательской работы студентов во внеучебное время;

- внедрение в практику внеучебной работы научных достижений, результатов социологических исследований;

- проведение анализа и контроля внеучебной работы на факультете, распространение передового опыта работы других факультетов и вузов;

- организация участия студентов в мероприятиях вузовского уровня, а также организация участия студентов факультета в мероприятиях, проводимых городскими (областными и т.п.) структурами по работе со студенческой молодежью;

- содействие в работе профсоюзной студенческой организации факультета, других общественных организаций, клубов и объединений;

- подготовка предложений по поощрению студентов за активное участие в общественной жизни факультета согласно утвержденным положениям о проведении мероприятий;

- осуществление взаимосвязи соответствующих структур вуза с профессорско - преподавательским составом кафедр факультета по организации внеучебной работы.

На уровне кафедры:

4.8. Для координации и организации внеучебной работы на кафедрах могут быть назначены помощники заведующего кафедрой по внеучебной работе из числа профессорско - преподавательского состава, основные функции которых соответствуют пункту 4.7 настоящих Рекомендаций.

4.9. Для организации внеучебной работы с академической группой на основании распоряжения декана по представлению заведующего выпускающей кафедрой закрепляются функции куратора академической группы, организация работы которого осуществляется на основании утвержденного в вузе положения о кураторе, прикрепленном к академической группе.

Основными направлениями работы куратора являются:

- знакомство студентов с организацией учебного процесса, уставом вуза, правилами проживания в общежитии, правилами внутреннего распорядка вуза, правами и обязанностями студентов;

- создание организованного сплоченного коллектива в группе, проведение работы по формированию актива группы;

- работа по адаптации студентов к новой системе обучения;

- создание атмосферы доброжелательных отношений между преподавателями и студентами;

- оказание помощи активу студенческой группы в организационной работе, содействие привлечению студентов к научно - исследовательской работе и развитию различных форм студенческого самоуправления;

- информирование заведующего кафедрой, преподавателей кафедры об учебных делах в студенческой группе, о запросах, нуждах и настроениях студентов.

 

 




Законодательство России в сфере образования // Некоммерческий проект про образование в помощь педагогам, студентам, школьникам и их родителям. //

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования

Copyright © www.pravoeducation.ru, 2012 - 2024