МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 20 марта 2002 г. N 30-55-181/16
Министерство
образования Российской Федерации направляет для использования в практической
деятельности "Рекомендации по организации внеучебной работы со студентами
в образовательном учреждении высшего профессионального образования".
Заместитель
Министра
Е.Е.ЧЕПУРНЫХ
РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУЧЕБНОЙ РАБОТЫ
СО СТУДЕНТАМИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
1. Общие
положения
1.1. Настоящие
Рекомендации направлены на оказание содействия в организации внеучебной
деятельности со студентами в образовательном учреждении высшего
профессионального образования (далее - вуз) совместно с общественными
студенческими организациями.
1.2. Внеучебную деятельность в вузе осуществляют проректор или иное
должностное лицо, определенное ректором, отдел по внеучебной работе со
студентами или иное подразделение вуза, определенное ректором, другие
структурные подразделения внеучебной работы в вузе: культурно - просветительные
и спортивные комплексы, информационные службы и редакции средств массовой
информации, вузовские и межвузовские объединения и центры, положения которых
предусматривают внеучебную воспитательную деятельность со студентами.
1.3. В своей деятельности проректор или иное должностное лицо,
определенное ректором, отдел по внеучебной работе со студентами или иное
подразделение вуза, определенное ректором, другие структурные подразделения
внеучебной работы в вузе руководствуются Федеральным законом от 22.08.96 N
125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании",
уставом вуза, положениями об отделе по внеучебной работе, о кураторе
академической группы и др., решениями ученого совета, приказами и
распоряжениями ректора, касающимися внеучебной работы в вузе.
2. Цели и
задачи внеучебной работы со студентами
2.1. Воспитание
высоконравственной, духовно развитой и физически здоровой личности - гражданина
новой России, способной к высококачественной профессиональной деятельности и
моральной ответственности за принимаемые технико - технологические решения.
2.2. Формирование у
студентов нравственных, духовных и культурных ценностей и потребностей,
этических норм и общепринятых правил поведения в обществе.
2.3. Создание
условий для творческой самореализации личности и для проведения досуга
студентов во внеурочное время.
2.4. Создание
полноценной социально - педагогической воспитывающей среды.
3.
Направления внеучебной работы со студентами
3.1. Основные
направления внеучебной работы:
- проведение
культурно - массовых, физкультурно - спортивных, научно - просветительных
мероприятий, организация досуга студентов;
- создание и
организация работы творческих, физкультурных и спортивных, научных объединений
и коллективов, объединений студентов и преподавателей по интересам;
- организация
гражданского и патриотического воспитания студентов;
- организация
работы по профилактике правонарушений, наркомании и ВИЧ-инфекции среди
студентов;
- изучение проблем
студенчества и организация психологической поддержки, консультационной помощи;
- работа по
обеспечению вторичной занятости студентов (трудовой, социально значимой);
- организация
научно - исследовательской работы студентов во внеучебное время;
- проведение
мероприятий по укреплению и поддержке молодой семьи;
- пропаганда
физической культуры и здорового образа жизни;
- содействие работе
студенческих общественных организаций, клубов и объединений;
- информационное
обеспечение студентов, поддержка и развитие студенческих средств массовой
информации;
- научное
обоснование существующих методик, поиск и внедрение новых технологий, форм и
методов внеучебной деятельности;
- создание системы
морального и материального стимулирования преподавателей и студентов, активно
участвующих в организации внеучебной работы;
- развитие
материально - технической базы и объектов, предназначенных для организации
внеучебных мероприятий.
3.2. Основные
направления внеучебной работы определяются вузом.
4.
Организация внеучебной работы со студентами
Внеучебная работа в
вузе реализуется на трех уровнях управления: на уровне вуза, факультета,
кафедры и иных структурных подразделений вуза.
На уровне вуза:
4.1. Координацию
внеучебной работы в вузе осуществляет проректор по внеучебной работе или иное
должностное лицо, определенное ректором.
4.2. Для
координации работы в конкретных направлениях в вузе могут быть созданы советы
или комиссии по внеучебной работе со студентами. К таким направлениям можно
отнести:
- научно -
исследовательскую работу студентов;
- деятельность
общежития или студенческого городка;
- профилактику
правонарушений;
- профилактику
наркомании и ВИЧ-инфекций;
- взаимодействие с
общественностью и СМИ;
- экспертно -
художественную деятельность;
- деятельность
школы кураторов и др.
4.3. Советы и
комиссии осуществляют свою деятельность на основе положений, утвержденных в
порядке, предусмотренном в вузе.
На уровне
факультета:
4.4. Для
координации и организации внеучебной работы на факультете могут быть назначены:
- заместители
декана по внеучебной работе - из числа профессорско -
преподавательского состава;
- помощник декана
по внеучебной работе - из числа сотрудников факультета, имеющих высшее
профессиональное образование.
4.5. Заместители
(помощники) декана по внеучебной работе назначаются и освобождаются в
соответствии с законодательством о труде.
4.6. Заместители
(помощники) декана во внеучебной работе подотчетны декану факультета и входят в
состав Совета по внеучебной работе вуза.
4.7. Основные
функции заместителя декана (помощника) по внеучебной работе:
- формирование у
студентов гражданской позиции, сохранение и приумножение нравственных,
культурных и научных ценностей в условиях современной жизни, сохранение и
возрождение традиций вуза;
- организация
работы по пропаганде и внедрению физической культуры и здорового образа жизни;
- информационное
обеспечение студентов и сотрудников факультета через информационные стенды,
факультетскую прессу и другие средства информации;
- организация работы
кураторов академических групп, в том числе проведение рабочих совещаний и
семинаров, направленных на совершенствование воспитательного процесса;
- разработка
предложений и рекомендаций по совершенствованию системы внеучебной работы, ее
финансового и кадрового обеспечения, подготовка методической и локальной
нормативной документации по организации внеучебной работы на факультете;
- организация
внеучебного процесса, связанного с художественно - творческой деятельностью
студентов, проведение смотров - конкурсов на факультете;
- организация
работы по первичной профилактике наркомании и ВИЧ-инфекции среди студентов;
- организация
совместно с заместителями декана по научной работе научно - исследовательской
работы студентов во внеучебное время;
- внедрение в практику
внеучебной работы научных достижений, результатов социологических исследований;
- проведение
анализа и контроля внеучебной работы на факультете, распространение передового
опыта работы других факультетов и вузов;
- организация
участия студентов в мероприятиях вузовского уровня, а также организация участия
студентов факультета в мероприятиях, проводимых городскими (областными и т.п.)
структурами по работе со студенческой молодежью;
- содействие в
работе профсоюзной студенческой организации факультета, других общественных
организаций, клубов и объединений;
- подготовка
предложений по поощрению студентов за активное участие в общественной жизни
факультета согласно утвержденным положениям о проведении мероприятий;
- осуществление
взаимосвязи соответствующих структур вуза с профессорско -
преподавательским составом кафедр факультета по организации внеучебной
работы.
На уровне кафедры:
4.8. Для
координации и организации внеучебной работы на кафедрах могут быть назначены
помощники заведующего кафедрой по внеучебной работе из числа профессорско
- преподавательского состава, основные функции которых соответствуют
пункту 4.7 настоящих Рекомендаций.
4.9. Для
организации внеучебной работы с академической группой на основании распоряжения
декана по представлению заведующего выпускающей
кафедрой закрепляются функции куратора академической группы, организация работы
которого осуществляется на основании утвержденного в вузе положения о кураторе,
прикрепленном к академической группе.
Основными
направлениями работы куратора являются:
- знакомство
студентов с организацией учебного процесса, уставом вуза, правилами проживания
в общежитии, правилами внутреннего распорядка вуза, правами и обязанностями
студентов;
- создание
организованного сплоченного коллектива в группе, проведение работы по
формированию актива группы;
- работа по
адаптации студентов к новой системе обучения;
- создание
атмосферы доброжелательных отношений между преподавателями и студентами;
- оказание помощи
активу студенческой группы в организационной работе, содействие привлечению
студентов к научно - исследовательской работе и развитию различных форм
студенческого самоуправления;
- информирование
заведующего кафедрой, преподавателей кафедры об учебных делах в студенческой
группе, о запросах, нуждах и настроениях студентов.