Оставьте ссылку на эту страницу в соцсетях:

Поиск по базе документов:

 

Утвержден

Минобразованием России

13 февраля 2002 года

 

Регистрационный N 11-0608-Б

 

Вводится в действие

с 1 сентября 2002 года

 

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

К МИНИМУМУ СОДЕРЖАНИЯ И УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ

ВЫПУСКНИКОВ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 0608 КОММЕРЦИЯ (ПО ОТРАСЛЯМ)

(БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ)

 

КВАЛИФИКАЦИЯ - КОММЕРСАНТ

 

1. Общая характеристика специальности

0608 Коммерция (по отраслям)

 

1.1. Специальность 0608 Коммерция (по отраслям) утверждена Приказом Министерства образования Российской Федерации от 2 июля 2001 г. N 2572 "Об утверждении государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования - Классификатора специальностей среднего профессионального образования".

1.2. Формы освоения основной профессиональной образовательной программы по специальности 0608 Коммерция (по отраслям):

очная,

очно-заочная (вечерняя),

заочная,

экстернат.

1.3. Нормативный срок освоения основной профессиональной образовательной программы по специальности при очной форме обучения, образовательная база приема.

Нормативный срок освоения основной профессиональной образовательной программы при очной форме обучения:

- на базе среднего (полного) общего образования - 1 год 10 месяцев;

- на базе основного общего образования - 2 года 10 мес. <1>.

--------------------------------

<1> Образовательные учреждения, осуществляющие подготовку специалистов на базе основного общего образования, реализуют основную образовательную программу среднего (полного) общего образования с учетом профиля получаемого среднего профессионального образования.

 

Абитуриент при поступлении должен иметь один из документов:

- аттестат о среднем (полном) общем образовании;

- аттестат об основном общем образовании;

- диплом о начальном профессиональном образовании с указанием о полученном уровне общего образования и оценками по дисциплинам Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений;

- документ об образовании более высокого уровня.

1.4. Квалификация выпускника - коммерсант.

1.5. Квалификационная характеристика выпускника.

Выпускник должен быть готов к профессиональной деятельности по организации процессов, связанных со сбытом, обменом и продвижением товаров (услуг) от производителей к потребителям с целью удовлетворения покупательского спроса и получения прибыли в качестве коммерсанта в организациях (предприятиях) различных организационно-правовых форм.

Основные виды деятельности коммерсанта:

торгово-сбытовая - установление хозяйственных связей; заключение договоров (купли-продажи, поставки, мены, консигнации, контрактации, аренды, лизинга, перевозки, хранения и т.п.); обеспечение процесса закупки, организация сбыта товаров; организация услуг; контроль за соблюдением договорных обязательств; управление ассортиментом товаров, товарными запасами и потоками; анализ результатов торгово-сбытовой деятельности;

маркетинговая - сбор маркетинговой информации о состоянии рынка товаров и услуг; проведение маркетинговых исследований на рынке товаров и услуг; изучение и прогнозирование спроса; формирование спроса и стимулирование сбыта; разработка новых товаров (продукции, услуг) с учетом прогнозируемого спроса; разработка стратегий маркетинга; разработка ценовой и сбытовой политики; рекламно-информационная работа;

организационно-управленческая - организация рационального товародвижения с использованием методов логистики; обеспечение транспортного обслуживания и погрузочно-разгрузочных работ; осуществление приемки товаров (сырья, материалов, продукции) по количеству и качеству; организация хранения товаров с учетом возможностей материально-технической базы; создание условий для минимизации потерь товаров (продукции) при хранении; обеспечение безопасности товаров, потребителей, окружающей среды, охраны труда на предприятии; координация деятельности персонала, занятого решением коммерческих задач организации; использование компьютерной техники в профессиональной деятельности.

Выпускник должен уметь: применять действующую законодательную и нормативную базу по вопросам профессиональной деятельности; устанавливать возможные формы партнерских связей; заключать хозяйственные договоры; обеспечивать процесс выхода организации на внешний рынок; изучать, формировать и прогнозировать спрос; формировать ассортиментную политику; анализировать поведение потребителей на рынке; учитывать влияние внешних факторов при выборе стратегии и тактики фирмы; проводить опросы потребителей; применять методы формирования и стимулирования сбыта; принимать товары производственного назначения и народного потребления по количеству и качеству; обеспечивать рациональное товародвижение с использованием методов логистики; обеспечивать рациональное использование всех видов транспорта, совершенствование погрузочно-разгрузочных работ; принимать меры к оснащению товародвижения соответствующим оборудованием при обеспечении техники безопасности и охраны труда; расшифровывать маркировку и информационные знаки товаров; идентифицировать ассортимент товаров, анализировать его по основным показателям; обеспечивать своевременное составление финансовых документов, отчетности по коммерческой деятельности; использовать компьютерную технику для обработки коммерческой информации, ведения учета товаров (сырья, продукции, тары) и других материальных ценностей.

Выпускник должен знать: нормативные документы, регламентирующие профессиональную деятельность; методы исследования, анализа и прогнозирования товарных рынков; цели, задачи, объекты и субъекты коммерческой деятельности; организационно-правовые формы организаций; виды коммерческой деятельности, условия и процессы ее осуществления; основы внешнеэкономической деятельности; материально-техническую базу организации; правила транспортирования, приемки, складирования, хранения, реализации товаров и предоставления сервисных услуг; составляющие элементы системы товародвижения; виды товарных запасов, их учет и контроль; формы и методы продажи товаров; приемы стимулирования сбыта товаров, работ и услуг; торгово-технологические процессы; организационную структуру организации, порядок взаимодействия коммерческой службы с другими подразделениями организации; товар как объект коммерческой деятельности, его характеристики, жизненный цикл товара; инновации в коммерции; источники информационного обеспечения; финансовую, кредитную и налоговую системы; метрологическое и документационное обеспечение коммерческой деятельности; статистический и бухгалтерский учет товародвижения; методы обеспечения безопасности товаров, услуг, потребителей, окружающей среды и охраны труда на предприятии.

1.6. Возможности продолжения образования выпускника.

Выпускник, освоивший основную профессиональную образовательную программу среднего профессионального образования по специальности 0608 Коммерция (по отраслям), подготовлен:

- к освоению основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования повышенного уровня;

- к освоению основной профессиональной образовательной программы высшего профессионального образования;

- к освоению родственной основной профессиональной образовательной программы высшего профессионального образования по специальности 351300 Коммерция (торговое дело) в сокращенные сроки.

 

2. Требования к уровню подготовки выпускника

по специальности 0608 Коммерция (по отраслям)

 

2.1. Общие требования к образованности выпускника

Выпускник должен:

- понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;

- иметь представление о современном мире как духовной, культурной, интеллектуальной и экологической целостности; осознавать себя и свое место в современном обществе;

- знать основы Конституции Российской Федерации, этические и правовые нормы, регулирующие отношения человека к человеку, обществу и природе; уметь учитывать их при решении профессиональных задач;

- обладать экологической, правовой, информационной и коммуникативной культурой, элементарными умениями общения на иностранном языке;

- обладать широким кругозором; быть способным к осмыслению жизненных явлений, к самостоятельному поиску истины, к критическому восприятию противоречивых идей;

- быть способным к системному действию в профессиональной ситуации; к анализу и проектированию своей деятельности, самостоятельным действиям в условиях неопределенности;

- быть готовым к проявлению ответственности за выполняемую работу, способным самостоятельно и эффективно решать проблемы в области профессиональной деятельности;

- быть способным к практической деятельности по решению профессиональных задач в организациях различных организационно-правовых форм; владеть профессиональной лексикой;

- быть способным научно организовать свой труд, готовым к применению компьютерной техники в сфере профессиональной деятельности;

- быть готовым к позитивному взаимодействию и сотрудничеству с коллегами;

- быть готовым к постоянному профессиональному росту, приобретению новых знаний;

- обладать устойчивым стремлением к самосовершенствованию (самопознанию, самоконтролю, самооценке, саморегуляции и саморазвитию); стремиться к творческой самореализации;

- знать основы предпринимательской деятельности и особенности предпринимательства в профессиональной сфере;

- иметь научное представление о здоровом образе жизни, владеть умениями и навыками физического совершенствования.

 

2.2. Требования к уровню подготовки выпускника по дисциплинам

По общим гуманитарным и социально-экономическим дисциплинам выпускник должен

в области философии:

- иметь представление о философских, научных и религиозных картинах мира, смысле жизни человека, формах человеческого сознания и особенностях его проявления в современном обществе, о соотношении духовных и материальных ценностей, их роли в жизнедеятельности человека, общества, цивилизации;

- иметь представление об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей природной среды;

- иметь представление о роли науки, научного познания и его структуре, формах и методах, социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологии;

в области права:

- иметь представление об основных отраслях права Российской Федерации;

- знать основные положения Конституции Российской Федерации;

- знать права и свободы человека и гражданина, механизмы их реализации;

- уметь использовать необходимые нормативно-правовые документы;

в области русского языка и культуры речи:

- знать различия между языком и речью, функции языка как средства формирования и трансляции мысли;

- знать нормы русского литературного языка, специфику устной и письменной речи, правила продуцирования текстов разных деловых жанров;

- уметь строить свою речь в соответствии с языковыми, коммуникативными и этическими нормами;

- уметь анализировать свою речь с точки зрения ее нормативности, уместности и целесообразности; устранять ошибки и недочеты в своей устной и письменной речи;

- уметь пользоваться словарями русского языка;

в области иностранного языка:

- владеть лексическим (1200 - 1400 лексических единиц) и грамматическим минимумом, необходимым для чтения и перевода (со словарем) иностранных текстов профессиональной направленности;

- обладать элементарными умениями общения на иностранном языке;

в области физической культуры:

- иметь представление о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека; знать основы здорового образа жизни;

- уметь использовать физкультурно-спортивную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей, самоопределения в физической культуре;

в области социальной психологии <2>:

--------------------------------

<2> Требования к уровню подготовки выпускника по дисциплинам в области социальной психологии, этики, социологии и политологии являются обязательными для выполнения только в случае освоения соответствующих дисциплин.

 

- знать закономерности общения, социально-психологические феномены группы и общества, пути социальной адаптации личности;

- уметь пользоваться простейшими приемами саморегуляции поведения в процессе межличностного общения;

в области этики:

- иметь представление об основных категориях этики;

- знать основные понятия и принципы этики; моральные нормы и принципы взаимоотношений; понятия долга и ответственности;

- уметь поддерживать деловую репутацию;

в области социологии и политологии:

- иметь представление о социологическом подходе в понимании закономерностей функционирования и развития общества и личности;

- иметь представление о социальной структуре, социальной мобильности, социальном взаимодействии и об основных социальных институтах общества;

- иметь представление о социальных движениях и других факторах социального изменения и развития;

- иметь представление о сущности власти, субъектах политики, политических отношениях и процессах (в России и в мире в целом).

 

По математическим и общим естественнонаучным дисциплинам выпускник должен

в области математики:

- иметь представление о роли и месте математики в современном мире, общности ее понятий и представлений;

- знать и уметь использовать математические методы при решении прикладных задач;

в области информатики:

- иметь представление об основных этапах решения задач с помощью ЭВМ, методах и средствах сбора, обработки, хранения, передачи и накопления информации;

- иметь представление о программном и аппаратном обеспечении вычислительной техники, о компьютерных сетях и сетевых технологиях обработки информации, о методах защиты информации;

- знать основные понятия автоматизированной обработки информации, знать общий состав и структуру персональных ЭВМ и вычислительных систем;

- знать базовые системные программные продукты и пакеты прикладных программ;

- уметь использовать изученные прикладные программные средства;

в области экологических основ природопользования:

- иметь представление о взаимосвязи организмов и среды обитания;

- иметь представление об условиях устойчивого состояния экосистем и причинах возникновения экологического кризиса;

- иметь представление о природных ресурсах России и мониторинге окружающей среды;

- иметь представление об экологических принципах рационального природопользования.

 

По общепрофессиональным дисциплинам выпускник должен

иметь представление:

- о закономерностях функционирования рыночных механизмов на микро- и макроуровнях и методах государственного регулирования экономики;

- об основных аспектах развития отрасли, организации (предприятия) как хозяйствующих субъектах рыночной экономики;

- о характерных чертах современного менеджмента;

- об общих правилах и принципах статистических исследований и наблюдений;

- о финансовой и банковской системах Российской Федерации;

- о видах, формах бухгалтерского учета;

- о методологических основах теории измерений;

- о логистических системах в коммерции;

знать:

- общие положения экономической теории;

- основные микро- и макроэкономические категории и показатели; методы их расчета;

- состав материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации, показатели их эффективного использования, вопросы экономии ресурсов;

- механизмы ценообразования, формы оплаты труда;

- экономические основы развития отрасли, организации (предприятия);

- экономические показатели коммерческой деятельности организации;

- организационно-правовые формы организаций (предприятий);

- методику бизнес-планирования;

- цикл и методы менеджмента;

- процесс принятия и реализации управленческих решений;

- формы делового и управленческого общения в коллективе;

- экономико-статистические методы обработки учетно-экономической информации;

- основные составляющие комплекса маркетинга, маркетинговую информационную систему; конъюнктуру рынка, конкуренцию и конкурентоспособность организации;

- систему документационного обеспечения управления;

- источники формирования финансовых ресурсов в организациях и методы их распределения;

- содержание и значение управления финансами;

- организацию и порядок кредитования организаций банковскими учреждениями, виды ценных бумаг;

- основы денежно-кредитной, налоговой, социальной, инвестиционной и антиинфляционной политики государства;

- основы бухгалтерского учета в организации (предприятии);

- структурные элементы метрологии, стандартизации и сертификации;

- правила проведения сертификации товаров и услуг;

- цели, задачи, методы логистики;

уметь:

- ориентироваться в вопросах экономической теории;

- рассчитывать по принятой методологии основные экономические показатели деятельности организации;

- составлять бизнес-план;

- применять в профессиональной деятельности приемы делового и управленческого общения;

- использовать основные методы и приемы статистики для решения практических задач профессиональной деятельности;

- определять проблемы и формулировать цели маркетинговых исследований;

- проводить маркетинговые исследования, анализировать и принимать маркетинговые решения;

- применять методы формирования спроса и стимулирование сбыта;

- организовывать рекламные кампании;

- оформлять документацию в соответствии с требованиями ДОУ и с использованием электронных систем документооборота;

- составлять финансовые документы и отчеты по коммерческой деятельности;

- использовать данные бухгалтерского учета для контроля результатов и планирования коммерческой деятельности;

- принимать участие в инвентаризации материально-технических ценностей;

- использовать экономическую, нормативную документацию и справочный материал в своей профессиональной деятельности;

- работать со стандартами, осуществлять контроль за соблюдением обязательных требований нормативных документов;

- применять логистические системы, обеспечивающие рациональную организацию материальных потоков;

- использовать компьютерную технику в режиме пользователя;

в области правового обеспечения профессиональной деятельности:

- иметь представление о правовом положении субъектов правоотношений в сфере профессиональной деятельности (включая предпринимательскую деятельность);

- знать права и обязанности работников в сфере профессиональной деятельности;

- знать законодательные акты и другие нормативные документы, регулирующие правоотношения в профессиональной деятельности;

- уметь защищать свои права в соответствии с трудовым законодательством;

в области безопасности жизнедеятельности:

- знать принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях;

- уметь организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;

- знать основы военной службы и обороны государства;

- иметь представление о медицинских знаниях;

в области охраны труда:

- знать особенности обеспечения безопасных условий труда в сфере профессиональной деятельности, правовые, нормативные и организационные основы охраны труда на предприятии;

- знать общие правила техники безопасности при эксплуатации оборудования;

- знать причины возникновения и профилактику производственного травматизма и профзаболеваний;

- уметь применять правила охраны труда и использовать противопожарную технику.

 

По специальным дисциплинам выпускник должен

знать:

- цели, задачи, сущность и содержание, объекты, субъекты коммерческой деятельности;

- организаторов оптового товарооборота;

- информационное обеспечение коммерческой деятельности;

- коммерческую деятельность по оптовым закупкам и продажам продукции, товаров и услуг;

- организацию перевозок грузов;

- коммерческие риски и их страхование;

- основы внешнеэкономической деятельности;

- техническую оснащенность отрасли;

- теоретические основы товароведения; основополагающие характеристики товаров; классификацию и кодирование товаров;

- организацию аналитической работы в коммерческой деятельности;

- налоговое законодательство Российской Федерации, основные понятия теории налогообложения, порядок взимания налогов с юридических лиц и граждан, структуру налогообложения; Налоговый кодекс Российской Федерации;

- состав, функции и возможности использования информационных и телекоммуникационных технологий в профессиональной деятельности коммерсанта;

уметь:

- анализировать коммерческую информацию о конъюнктуре рынка, конкуренции и конкурентоспособности организации;

- устанавливать коммерческие связи, заключать коммерческие сделки;

- оформлять внешнеторговый контракт;

- рассчитывать потребности в товарах и услугах;

- контролировать выполнение договорных обязательств;

- управлять товарными запасами и потоками;

- организовывать перевозки грузов различными видами транспорта, в том числе грузов по экспортно-импортным операциям;

- организовывать тарооборот;

- обеспечивать товародвижение, принимать товары по количеству и качеству;

- обеспечивать стимулирование сбыта и продвижение товаров на рынке;

- технически оснащать коммерческую деятельность;

- оценивать качество и определять градации качества товаров;

- формировать ассортимент товаров и разрабатывать сбытовую и ценовую политику организации;

- регулировать факторы, влияющие на сохраняемость товаров;

- расшифровывать маркировку и информационные знаки;

- оформлять товарно-сопроводительные документы;

- использовать данные анализа финансово-хозяйственной деятельности для совершенствования коммерческой операции;

- пользоваться нормативными документами и инструкциями Государственной налоговой инспекции Российской Федерации, регулирующими механизм и порядок налогообложения;

- использовать компьютерную технику и программное обеспечение для ведения коммерческой деятельности;

- применять компьютерные и телекоммуникационные средства.

 

2.3. Требования к уровню подготовки выпускника по производственной (профессиональной) практике

В процессе производственной (профессиональной) практики студент должен закрепить и углубить знания, полученные в процессе обучения, приобрести умения по всем видам профессиональной деятельности.

 

2.4. Требования к выпускнику по итогам освоения основной профессиональной образовательной программы

В результате освоения основной профессиональной образовательной программы по специальности 0608 Коммерция (по отраслям) выпускник должен быть готов к выполнению торгово-сбытовой, маркетинговой и организационно-управленческой деятельности в соответствии с квалификационной характеристикой.

 

3. Требования к минимуму содержания основной

профессиональной образовательной программы по специальности

0608 Коммерция (по отраслям)

 

Индекс

 Наименование циклов, дисциплин, основные 
           дидактические единицы          

Всего часов
  максим. 
  учебной 
 нагрузки 
 студента 

  В т.ч.
  часов 
 обязат.
 учебных
 занятий

   1  

                     2                    

     3    

    4   

ТО  

Теоретическое обучение - дисциплины       
федерального компонента                   

3186      

2124    

ОГСЭ.00

Общие гуманитарные и социально-           
экономические дисциплины <3>

616       

480     

ОГСЭ.01

Основы философии:                         
предмет философии, основные вехи мировой  
философской мысли; природа человека и смысл
его существования: человек и Бог; человек и
космос; человек, общество, цивилизация,   
культура; свобода и ответственность личнос-
ти; человеческое познание и деятельность; 
наука и ее роль; человечество перед лицом 
глобальных проблем                        

 

44      

ОГСЭ.02

Основы права:                             
право: понятие, система, источники; Консти-
туция Российской Федерации - ядро правовой
системы; Всеобщая декларация прав человека;
личность, право, правовое государство; юри-
дическая ответственность и ее виды; основ-
ные отрасли права: государственное, адми- 
нистративное, гражданское, трудовое,      
семейное, уголовное; судебная система     
Российской Федерации; правоохранительные  
органы                                    

 

32      

ОГСЭ.03

Русский язык и культура речи:             
основные составляющие русского языка; язык
и речь; специфика устной и письменной речи;
понятие культуры речи; понятие о нормах   
русского литературного языка; виды норм;  
функциональные стили речи; специфика и    
жанры каждого стиля; лексика; использование
в речи изобразительно-выразительных        
средств; лексические нормы; фразеология;  
типы фразеологических единиц, их использо-
вание в речи; лексикография; основные типы
словарей; фонетика; основные фонетические 
единицы; фонетические средства языковой   
выразительности; орфоэпия; орфоэпические  
нормы русского литературного языка; понятие
о фонеме; графика; позиционный принцип    
русской графики; орфография; принципы рус-
ской орфографии; морфемика; словообразова-
тельные нормы; морфология; грамматические 
категории и способы их выражения в совре- 
менном русском языке; морфологические нор-
мы; синтаксис; основные единицы синтаксиса;
русская пунктуация; лингвистика текста    

 

56      

ОГСЭ.04

Иностранный язык:                         
основы общения на иностранном языке: фоне-
тика, лексика, фразеология, грамматика;   
основы делового языка по специальности;   
профессиональная лексика, фразеологические
обороты и термины; техника перевода (со   
словарем) профессионально ориентированных 
текстов; профессиональное общение         

 

118     

ОГСЭ.05

Физическая культура:                      
роль физической культуры в общекультурном,
профессиональном и социальном развитии    
человека; социально-биологические и психо-
физиологические основы физической культуры;
основы физического и спортивного самосо-  
вершенствования; профессионально-прикладная
физическая подготовка                     

 

118     

ОГСЭ.06

Социальная психология:                    
социальная психология как наука, ее предмет
и методы; типология и социально-психологи-
ческие характеристики личности; социализа-
ция личности; межличностные отношения; пси-
хология общения: содержание, цели и средст-
ва общения, техника и приемы организации  
коммуникаций; группа как социально-психоло-
гический феномен: виды групп, групповая   
динамика и лидерство в группе, проблема   
эффективности групповой деятельности; при-
рода конфликтов и пути их разрешения; чело-
век и труд; человек как субъект труда;    
мотивы трудовой деятельности; психология  
профессий                                 

 

48      

ОГСЭ.07

Основы этики:                             
предмет и значение этики как философской  
дисциплины; история этических учений; ос- 
новные понятия и принципы этики; сущность 
функции и структура нравственности; понятие
долга и ответственности; профессиональная 
этика; этика партнерских взаимоотношений  

 

ОГСЭ.08

Основы социологии и политологии:          
социология как наука, ее предмет и методы;
общество как социокультурная система; со- 
циальные общности; социальные и этнонацио-
нальные отношения; социальные процессы,   
социальные институты и организации; лич-  
ность: ее социальные роли и социальное по-
ведение; социальная мобильность; социальные
движения; социальные конфликты и способы их
разрешения;                               
предмет политологии; политическая власть и
властные отношения; политическая система; 
субъекты политики; политическое сознание; 
политическая культура; мировая политика и 
международные отношения; социально-       
экономические процессы в России           

 

ОГСЭВ

Дисциплины по выбору студента,            
устанавливаемые образовательным учреждением

 

64      

ЕН.00 

Математические и общие естественнонаучные 
дисциплины                                

198       

132     

ЕН.01 

Математика:                               
производные: производная сложной функции, 
производная обратных функций (обратные    
тригонометрические функции), вторая произ-
водная и производные высших порядков, ис- 
следование функции с помощью производной; 
теория пределов; определенный и           
неопределенный интеграл                   

 

40      

ЕН.02 

Информатика:                               
автоматизированная обработка информации:  
основные понятия, технология; общий состав
и структура персональных ЭВМ и вычислитель-
ных систем; программное обеспечение вычис-
лительной техники, операционные системы и 
оболочки; прикладное программное обеспече-
ние; организация размещения, хранения, об-
работки, поиска и передачи информации;    
защита информации от несанкционированного 
доступа; антивирусные средства защиты ин- 
формации; локальные и глобальные компьютер-
ные сети, сетевые технологии обработки ин-
формации; прикладные программные средства:
текстовые процессоры, электронные таблицы,
системы управления базами данных, графичес-
кие редакторы, информационно-поисковые    
системы; автоматизированные системы:       
понятие, состав, виды                     

 

60      

ЕН.03 

Экологические основы природопользования:  
особенности взаимодействия общества и     
природы; природоресурсный потенциал,      
принципы и методы рационального           
природопользования; размещение производства
и проблема отходов; понятие мониторинга   
окружающей среды, экологическое           
регулирование, прогнозирование последствий
природопользования; правовые и социальные 
вопросы природопользования; охраняемые    
природные территории; концепция устойчивого
развития; международное сотрудничество в  
области природопользования и охраны       
окружающей среды                          

 

32      

ОПД.00

Общепрофессиональные дисциплины           

960        

768     

ОПД.01

Экономическая теория:                     
экономическая теория как наука, ее предмет,
методы и функции; история развития экономи-
ческой теории, современные школы и направ-
ления; производство и экономика; воспроиз-
водство и его основные фазы; собственность
как основа производственных отношений;    
микроэкономика: рынок, теория спроса и    
предложения, равновесная цена; конкуренция;
теория поведения потребителя; рынки       
ресурсов;                                  
макроэкономика как составная часть экономи-
ческой науки; рыночный механизм макроэконо-
мического равновесия; цикличность развития
рыночной экономики; финансовый рынок как  
регулятор экономики; денежно-кредитная    
система, государственный бюджет; рыночный 
механизм формирования доходов и проблемы  
социальной политики государства; мировой  
рынок и международная торговля; основные  
направления экономической реформы в России

 

90      

ОПД.02

Экономика организации (предприятия):      
организационно-правовые формы организаций;
отраслевые особенности организации (пред- 
приятия) в условиях рынка; производственная
структура организации, типы производства; 
производственный и технологический процес-
сы; материально-техническая база организа-
ции и проблема ее обновления в условиях   
рынка; ресурсы и энергосберегающие техноло-
гии; издержки производства и реализации   
продукции по статьям и элементам затрат;  
организация труда и зарплаты; планирование
деятельности организации, бизнес-план;    
цена, ее виды, ценообразование; прибыль и 
рентабельность как основные показатели    
эффективности производства в современных  
условиях; методы расчета основных         
показателей работы                        

 

90      

ОПД.03

Менеджмент:                               
сущность и характерные черты современного 
менеджмента, история его развития; внешняя
и внутренняя среда организации; цикл менед-
жмента; организация, планирование, мотива-
ция и контроль; система методов управления;
принятие решений; управление конфликтами и
стрессами; руководство: власть и партнерст-
во; самоменеджмент; стили управления;     
коммуникации; деловое и управленческое    
общение                                   

 

70      

ОПД.04

Статистика:                               
предмет, метод и задачи статистики; статис-
тические наблюдения; сводка и группировка;
способы наглядного представления статисти-
ческих данных; абсолютные и относительные 
величины; средние величины и показатели   
вариации; статистическое изучение связи   
между явлениями; ряды динамики и ряды     
распределения; индексы; выборочные        
наблюдения                                

 

50      

ОПД.05

Маркетинг:                                
основные понятия; концепции рыночной эконо-
мики; составляющие элементы маркетинговой 
деятельности: цели, задачи, принципы, функ-
ции; объекты: нужда, потребности и спрос, 
их виды; субъекты, средства удовлетворения
потребностей; жизненный цикл продукции;   
ценовая и сбытовая политика; методы изуче-
ния рынка, формирования спроса и стимулиро-
вания сбыта; реклама как метод маркетинга:
виды, требования и организация рекламной  
работы; маркетинговые исследования рынка; 
стратегия и планирование маркетинга;      
маркетинговая часть бизнес-плана          

 

86      

ОПД.06

Документационное обеспечение управления:  
понятия "документ", "документирование",   
"документационное обеспечение управления";
Государственная система ДОУ (документацион-
ного обеспечения управления); документиро-
вание управленческой деятельности; государ-
ственные унифицированные системы документа-
ции; организация работы с документами;    
автоматизация процессов документационного 
обеспечения управления                     

 

48      

ОПД.07

Финансы и кредит:                         
сущность и функции денег, денежное обраще-
ние; финансы: сущность, функции, роль в   
экономике; финансовая политика, система и 
ресурсы, управление финансами; государст- 
венные финансы; бюджет и бюджетная система
Российской Федерации; внебюджетные фонды; 
страхование; денежно-кредитная политика;  
банки и банковская система; рынок ценных  
бумаг; финансирование и кредитование капи-
тальных вложений; финансовое планирование и
методы финансового контроля; валютная     
система РФ и международные кредитные      
отношения                                 

 

48      

ОПД.08

Бухгалтерский учет:                       
бухгалтерский учет, его задачи и функции в
системе управления; законодательство      
Российской Федерации о бухгалтерском учете;
Федеральный закон "О бухгалтерском учете";
методологическая основа бухгалтерского    
учета; бухгалтерский баланс; типы изменений
в балансе под влиянием хозяйственных опера-
ций; счета бухгалтерского учета и двойная 
запись; план счетов бухгалтерского учета; 
объекты бухгалтерского учета: основные    
средства, нематериальные активы, оборотные
активы, расчеты, затраты на производство  
продукции (работ, услуг), готовая продукция
и ее реализация, финансовые результаты    
хозяйственной деятельности, собственные   
средства организации, кредиты, займы;     
бухгалтерская отчетность, ее состав, формы,
периодичность, адреса и сроки             
предоставления                             

 

70      

ОПД.09

Метрология, стандартизация и сертификация:
структурные элементы метрологии, стандарти-
зации и сертификации; государственные и   
межгосударственные системы; правовая база,
международное и региональное сотрудничест-
во, основы теории измерений; государствен-
ная система обеспечения единства измерений;
методологические основы стандартизации;   
сертификация товаров; правила проведения  
сертификации потребительских товаров и    
услуг; испытание и контроль качества      
товаров                                   

 

36      

ОПД.10

Логистика:                                
цели, задачи, методы логистики; логистичес-
кие системы; функциональные области логис-
тики: классификация, характеристика; стра-
тегия и планирование в логистике; логисти-
ческий процесс на складе, современные     
складские технологии; запасы в логистике, 
каналы распределения и товародвижения;    
транспортные услуги                       

 

32      

ОПД.11

Правовое обеспечение профессиональной     
деятельности:                             
понятие правового регулирования производ- 
ственных отношений; правовое положение    
субъектов предпринимательской деятельности;
организационно-правовые формы юридических 
лиц; реорганизация, ликвидация и банкротст-
во; правовое регулирование договорных отно-
шений; трудовое право: КЗоТ; трудовой дого-
вор (контракт), порядок его заключения и  
основания прекращения; дисциплинарная и ма-
териальная ответственность работника; адми-
нистративные правонарушения и администра- 
тивная ответственность; защита нарушенных 
прав и судебный порядок разрешения споров 

 

48      

ОПД.12

Безопасность жизнедеятельности:           
общие сведения о чрезвычайных ситуациях;  
чрезвычайные ситуации мирного и военного  
времени, природного и техногенного харак- 
тера, их последствия; устойчивость произ- 
водств в условиях чрезвычайных ситуаций;  
назначение и задачи гражданской обороны;  
организация защиты и жизнеобеспечения насе-
ления в чрезвычайных ситуациях; содержание
и организация мероприятий по локализации и
ликвидации последствий чрезвычайных ситуа-
ций; средства защиты; негативное воздейст-
вие на организм человека курения табака;  
основы военной службы: основы обороны госу-
дарства; Вооруженные Силы Российской Феде-
рации; боевые традиции, символы воинской  
чести; основы медицинских знаний          

 

68      

ОПД.13

Охрана труда:                             
правовые и организационные основы охраны  
труда; производственный травматизм и проф-
заболеваемость; факторы, влияющие на усло-
вия труда; санитарные нормы и правила; бе-
зопасность зданий, оборудования, людей:   
виды, техника безопасности при эксплуатации
зданий и оборудования; пожарная безопас-  
ность: средства, организация пожарной охра-
ны; противопожарные требования; средства и
мероприятия по обеспечению безопасности   
труда и жизнедеятельности                 

 

 

СД.00 

Специальные дисциплины                    

826       

630     

СД.01 

Организация и технология коммерческой     
деятельности:                             
цели, сущность, объекты, субъекты, виды,  
инфраструктура, государственное регулиро- 
вание, информационное обеспечение коммер- 
ческой деятельности; формы и методы сотруд-
ничества в сфере производства, товарообме-
на, сделок, финансовых отношений; условия 
осуществления и процессы коммерческой дея-
тельности; установление хозяйственных свя-
зей; коммерческие договоры; управление то-
варными запасами и потоками; предоставление
дополнительных коммерческих услуг; предпри-
нимательский риск, успех; коммерческая тай-
на; коммерческие службы организаций; транс-
портное обеспечение коммерческой деятель- 
ности; инновации в коммерции; этика и     
мораль коммерсантов                       

 

110     

СД.02 

Основы внешнеэкономической деятельности:  
сущность и формы внешнеэкономической дея- 
тельности (ВЭД); законодательное обеспече-
ние; государственное регулирование; поиск 
иностранного партнера; экспортные цены;   
экспортная стратегия; товарная номенклатура
ВЭД; основные виды внешнеторговых операций,
сделок; внешнеторговые контракты, структу-
ра; формы работы на внешнем рынке; формы  
внешнеторговых расчетов                    

 

38      

СД.03 

Техническое оснащение отрасли:            
организация технического оснащения коммер-
ческой деятельности; планирование техничес-
кого оснащения; виды применяемого оборудо-
вания, характеристика, назначение, класси-
фикация, правила эксплуатации и техническо-
го обслуживания; услуги по техническому   
обслуживанию и ремонту оборудования       

 

50      

СД.04 

Теоретические основы товароведения:       
цели, задачи, объекты, субъекты, методы   
товароведения; основополагающие характерис-
тики товаров; ассортимент товаров: виды,  
свойства, показатели, управление ассорти- 
ментом; качество: свойства, показатели,   
оценка и градации качества; количественные
характеристики товаров; факторы, формирую-
щие и сохраняющие качество, их характерис-
тика; потери: виды, причины возникновения и
пути сокращения; товарная информация: виды,
формы, средства, требования, правовая база

 

50      

СД.05 

Анализ финансово-хозяйственной            
деятельности:                             
цели, задачи, методы, приемы, виды экономи-
ческого анализа; информационное обеспече- 
ние; организация аналитической работы орга-
низации; система комплексного экономическо-
го анализа; анализ: технико-организационно-
го уровня производства, эффективности ис- 
пользования материальных, трудовых, финан-
совых ресурсов организации; производства и
реализации продукции, использования основ-
ных средств; анализ: розничного и оптового
товарооборота, издержек обращения; показа-
телей по труду, валового дохода, финансовых
результатов деятельности                  

 

48      

СД.06 

Налоги и налогообложение:                 
Налоговый кодекс РФ, понятие налога и нало-
говой системы; функции и классификация на-
логов; организация налоговой службы; нало-
говая реформа и ее основные направления;  
основные виды федеральных налогов, методика
их расчета; особенности налогообложения в 
России; региональные налоги, специфика их 
расчета; местные налоги и их роль в местном
самоуправлении; аудит: понятие, цели, зада-
чи, формы и методы аудиторских проверок   

 

36      

СД.07 

Информационные технологии в               
профессиональной деятельности:            
основные принципы, методы и свойства инфор-
мационных технологий, их эффективность; ав-
томатизированные рабочие места (АРМ), их  
локальные и отраслевые сети; прикладное,  
программное обеспечение и информационные  
ресурсы в коммерческой деятельности; интег-
рированные информационные системы в коммер-
ческой деятельности; проблемно ориентиро- 
ванные пакеты прикладных программ по      
отраслям и сферам деятельности            

 

48      

СД.ДС.
(ДВ).00

Дисциплины специализации, дисциплины по   
выбору студента, устанавливаемые          
образовательным учреждением               

 

250     

ТО  

Теоретическое обучение - дисциплины       
национально-регионального (регионального) 
компонента                                

150       

114     

ДФ.00 

Дисциплины факультативные                  

236       

 

К     

Консультации (на каждую учебную группу на 
весь период обучения)                     

200       

 

ТО.00 

Всего часов теоретического обучения       

3186      

2124    

 

--------------------------------

<3> Цикл ОГСЭ включает в себя дисциплины ОГСЭ.01 - ОГСЭ.05 в качестве обязательных дисциплин, дисциплины ОГСЭ.06 - ОГСЭ.08 - в качестве дисциплин, устанавливаемых по усмотрению образовательного учреждения. Время, отведенное на дисциплины ОГСЭ.06 - ОГСЭ.08, составляет 48 часов.

 

Нормативный срок освоения основной профессиональной образовательной программы по специальности 0608 Коммерция (по отраслям) при очной форме обучения составляет 95 недель, в том числе:

    - теоретическое обучение, включая

      лабораторные и практические занятия,

      выполнение курсовых работ (курсовое

      проектирование)                                            59 недель

    - производственная (профессиональная) практика            14/13 недель

    - промежуточная аттестация                                    4 недели

    - итоговая государственная аттестация                       3/4 недели

    - резерв времени образовательного учреждения                  3 недели

    - каникулярное время                                         12 недель.

 

4. Общие требования к разработке основной профессиональной

образовательной программы, обеспечивающие реализацию

образовательными учреждениями Государственных требований

к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников

по специальности 0608 Коммерция (по отраслям)

 

4.1. Общие положения

4.1.1. Образовательное учреждение самостоятельно разрабатывает и утверждает основную профессиональную образовательную программу по специальности.

4.1.2. Основная профессиональная образовательная программа по специальности разрабатывается на основании Государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 0608 Коммерция (по отраслям) (далее - Государственные требования) и включает в себя требования к уровню подготовки выпускника, учебный план, программы учебных дисциплин, программу производственной (профессиональной) практики, программу итоговой государственной аттестации. При разработке учебного плана образовательное учреждение использует примерный учебный план по специальности. При формировании пояснений к учебному плану применяются положения данного раздела с учетом специфики организации образовательного процесса в конкретном образовательном учреждении.

4.1.3. Основная профессиональная образовательная программа по специальности в части теоретического обучения состоит из дисциплин федерального компонента (в том числе дисциплин специализаций, по выбору студента), национально-регионального (регионального) компонента, а также факультативных дисциплин и консультаций.

4.1.4. Содержание национально-регионального (регионального) компонента основной профессиональной образовательной программы по специальности (включая распределение по циклам дисциплин) устанавливается субъектом Российской Федерации. Финансирование связанных с этим затрат на бесплатное обучение студентов производится за счет средств бюджетов соответствующих субъектов Российской Федерации.

Объем времени, отведенный на дисциплины национально-регионального (регионального) компонента, может быть использован образовательным учреждением на увеличение объема времени на дисциплины федерального компонента. В этом случае финансирование осуществляется за счет средств учредителя.

4.1.5. Объем практической подготовки студента - производственная (профессиональная) практика, лабораторные и практические занятия, выполнение курсовых работ (курсовое проектирование) - должен составлять 50 - 60% от общего объема времени, отведенного на теоретическое обучение и практику.

 

4.2. Требования к организации и обеспечению образовательного процесса

4.2.1. Требования к кадровому обеспечению образовательного процесса

Реализация основной профессиональной образовательной программы по специальности должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими, как правило, высшее образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины. Преподаватели специальных дисциплин, как правило, должны иметь опыт деятельности в соответствующей профессиональной сфере.

4.2.2. Требования к учебно-методическому обеспечению образовательного процесса.

Реализация основной профессиональной образовательной программы по специальности должна обеспечиваться доступом каждого студента к информационным ресурсам (библиотечным фондам, компьютерным базам данных и др.), по содержанию соответствующим полному перечню основной профессиональной образовательной программы, наличием учебников, учебно-методических, методических пособий, разработок и рекомендаций по всем дисциплинам и по всем видам занятий - практикумам, курсовому и дипломному проектированию и др., этапам практики, а также наглядными пособиями, аудио-, видео- и мультимедийными материалами.

Обеспеченность студентов учебной литературой, необходимой для реализации основной профессиональной образовательной программы, должна соответствовать нормативу - 0,5 экз. на одного студента. Источники учебной информации должны отвечать современным требованиям. В образовательном процессе должны использоваться законодательные акты, нормативные документы и материалы профессионально ориентированных периодических изданий.

4.2.3. Требования к материально-техническому обеспечению образовательного процесса.

Образовательное учреждение, реализующее основную профессиональную образовательную программу по специальности, должно располагать материально-технической базой, обеспечивающей реализацию Государственных требований и соответствующей действующим санитарно-гигиеническим нормам.

Реализация основной профессиональной образовательной программы по специальности должна обеспечивать выполнение студентом лабораторных и практических работ, включая как обязательный компонент практические задания с использованием персональных компьютеров.

 

Примерный перечень кабинетов, лабораторий и др.

по специальности 0608 Коммерция (по отраслям)

 

Кабинеты:

социально-экономических дисциплин,

иностранного языка,

русского языка и культуры речи,

экономики организации (предприятия),

менеджмента и маркетинга,

математики и информатики,

бухгалтерского учета, финансов и кредита,

права,

документационного обеспечения управления,

организации и технологии коммерческой деятельности,

статистики,

метрологии, стандартизации и сертификации,

товароведения,

экологии и безопасности жизнедеятельности,

логистики,

внешнеэкономической деятельности,

методический.

 

Лаборатории:

информатики и ЭВМ,

технических средств обучения,

технического оснащения и охраны труда,

компьютерной обработки информации.

 

Спортивный комплекс:

спортивный зал,

лыжная база,

бассейн,

открытый стадион широкого профиля.

 

4.2.4. Требования к организации производственной (профессиональной) практики.

Образовательное учреждение, реализующее основную профессиональную образовательную программу по специальности, должно обеспечить планирование, организацию и проведение производственной (профессиональной) практики в соответствии с Положением о производственной (профессиональной) практике студентов, курсантов образовательных учреждений среднего профессионального образования.

В период прохождения производственной (профессиональной) практики студенты могут освоить одну или несколько из перечисленных ниже родственных профессий: экспедитор, коммивояжер, агент коммерческий, агент торговый, продавец продовольственных товаров; продавец непродовольственных товаров и др.

4.2.5. Требования к промежуточной и итоговой государственной аттестации выпускников.

Количество экзаменов в учебном году не должно превышать 8, а количество зачетов - 10. В указанное количество не входят экзамены и зачеты по физической культуре и факультативным дисциплинам.

На весь период обучения предусматривается выполнение не более 2 курсовых работ (проекта) по дисциплинам общепрофессионального и (или) специального циклов.

Виды итоговой государственной аттестации:

1 вариант: итоговый междисциплинарный экзамен по специальности;

2 вариант: защита дипломной работы.

4.2.6. Общие нормативы по организации образовательного процесса.

4.2.6.1. Нормативный срок освоения основной профессиональной образовательной программы по специальности при очной форме обучения для лиц, обучающихся на базе основного общего образования, увеличивается на 52 недели (1 год) из расчета:

    - теоретическое обучение

      (при обязательной учебной

      нагрузке 36 часов в неделю)                                39 недель

    - промежуточная аттестация                                    2 недели

    - каникулярное время                                         11 недель.

4.2.6.2. Срок освоения основной профессиональной образовательной программы по специальности по очно-заочной (вечерней) и заочной формам обучения увеличивается по отношению к нормативному сроку, установленному в пункте 1.3 раздела "Общая характеристика специальности":

- на базе среднего (полного) общего образования - на 1 год;

- на базе основного общего образования - на 2 года (при этом срок освоения основной образовательной программы среднего (полного) общего образования составляет 2 года).

Сроки освоения основной профессиональной образовательной программы по специальности при сочетании различных форм обучения устанавливаются образовательным учреждением самостоятельно на основании нормативного срока.

4.2.6.3. Количество дисциплин по выбору должно быть таким, чтобы студент мог обоснованно и реально выбирать дисциплину (дисциплины). Выбранные студентом дисциплины становятся обязательными для изучения.

4.2.6.4. Выполнение курсовой работы (курсовое проектирование) рассматривается как вид учебной работы по дисциплине и реализуется в пределах времени, отведенного на ее изучение. Рекомендуемыми дисциплинами для курсовых работ могут быть: "Организация и технология коммерческой деятельности" и "Экономика организации (предприятия)" и др. Курсовая работа может быть комплексной и выполняться по нескольким дисциплинам.

4.2.6.5. Факультативные дисциплины, предусматриваемые учебным планом образовательного учреждения (не более 4 часов в неделю), не являются обязательными для изучения студентом. При реализации среднего (полного) общего образования для лиц, обучающихся на базе основного общего образования, объем времени на факультативные дисциплины увеличивается на 156 часов.

4.2.6.6. Консультации для студентов очной формы обучения предусматриваются образовательным учреждением в объеме 100 часов на учебную группу на каждый учебный год, в том числе в период реализации среднего (полного) общего образования для лиц, обучающихся на базе основного общего образования.

4.2.6.7. По всем дисциплинам теоретического обучения и этапам производственной (профессиональной) практики, включенным в учебный план образовательного учреждения, должна выставляться итоговая оценка ("отлично", "хорошо", "удовлетворительно" или "зачтено").

4.2.6.8. На предпоследнем курсе в период летних каникул с юношами проводятся пятидневные учебные сборы на базе воинских частей, определенных военными комиссариатами.

4.3. Академические свободы образовательного учреждения в формировании содержания образования и организации образовательного процесса

При разработке основной профессиональной образовательной программы по специальности образовательное учреждение имеет право:

4.3.1. Уменьшать в пределах 5% объем времени, отведенный Государственными требованиями на циклы дисциплин.

4.3.2. Распределять резерв времени образовательного учреждения.

4.3.3. Формировать цикл общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин. При этом дисциплины "Основы философии" (в объеме не менее 44 часов), "Основы права" (в объеме не менее 32 часов), "Русский язык и культура речи" (в объеме не менее 56 часов), "Иностранный язык" и "Физическая культура" (из расчета 2 часа в неделю на весь период теоретического обучения) реализуются в обязательном порядке. Одна дисциплина выбирается образовательным учреждением из следующего перечня дисциплин: "Социальная психология", "Основы этики", "Основы социологии и политологии" и реализуется в течение времени, отведенного на эти дисциплины (48 часов). Остальные дисциплины по желанию образовательного учреждения могут реализовываться в качестве дисциплин по выбору студента за счет резерва времени образовательного учреждения. При этом возможно объединение дисциплин в междисциплинарные курсы при сохранении минимума содержания.

Формировать дисциплины по выбору студента, устанавливаемые образовательным учреждением, которые должны быть направлены на реализацию личностных потребностей обучающихся и обеспечение гуманитаризации содержания образования.

4.3.4. В цикле специальных дисциплин:

Формировать дисциплины по выбору студента, которые должны быть направлены на обеспечение конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами федерального и регионального рынка труда. Рекомендуемыми дисциплинами могут быть: "Товароведение однородных групп товаров", "Организация коммерческой деятельности предприятий" (по отраслям и сферам применения), "Психология и этика коммерческой деятельности", "Таможенное дело" и др.

Формировать дисциплины специализации, при этом наименование, перечень и содержание дисциплин специализации должны быть согласованы с Министерством (ведомством) по закрепленным специальностям.

4.3.5. Определять перечень факультативных дисциплин.

4.3.6. В случае самостоятельного формирования содержания национально-регионального (регионального) компонента использовать время, отведенное на дисциплины национально-регионального (регионального) компонента:

- на увеличение объема времени на дисциплины федерального компонента;

- на введение дополнительных дисциплин в циклы общих гуманитарных и социально-экономических, математических и общих естественнонаучных, общепрофессиональных, специальных дисциплин.

4.3.7. При формировании дисциплин по выбору студента, дисциплин национально-регионального (регионального) компонента, факультативных дисциплин определять время на их изучение в объеме не менее 32 часов.

4.3.8. Выбирать вид итоговой государственной аттестации из установленных в п. 4.2.5 Государственных требований.

4.3.9. Определять формы проведения консультаций (групповые, индивидуальные, письменные, устные и т.д.).

4.3.10. Использовать от 10 до 15% от общего объема времени, отведенного на дисциплину федерального компонента, на самостоятельное проектирование дополнительного содержания образования по дисциплине при условии выполнения минимума содержания образования по дисциплине, указанного в Государственных требованиях.

4.3.11. Планировать концентрированное изучение дисциплины "Иностранный язык".

4.3.12. Определять возможность присвоения квалификационных разрядов по одной или нескольким родственным профессиям из предложенного перечня в п. 4.2.4.

 

 

 

 

 

Приложение

 

Рег. N 11-0608-Б

13 февраля 2002 года

 

ПРИМЕРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ БАЗОВОГО УРОВНЯ

ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 0608 КОММЕРЦИЯ (ПО ОТРАСЛЯМ)

 

КВАЛИФИКАЦИЯ - КОММЕРСАНТ

 

Форма обучения - очная

Нормативный срок обучения - 1 год 10 месяцев

на базе среднего (полного) общего образования

 

Индекс

 Элементы учебного
 процесса, учебные
    дисциплины    

Время
в не-
делях

Макс. 
учебная
нагруз-
ка сту-
дента,
часов 

 Обязательная учебная 
    нагрузка, часов   

Реко-
менду-
емый 
курс 
изуче-
ния  

всего

   в том числе  

 лабор.
и практ.
занятия

выполне-
ние кур-
совых  
работ  
(курс. 
проект.)

   1  

         2        

  3 

   4  

  5 

   6   

   7   

  8  

ТО.00 

Теоретическое     
обучение          

59  

3186  

2124

 

 

 

ТО  

Теоретическое обу-
чение - дисциплины
федерального      
компонента        

 

2750  

2010

1026   

80     

 

ОГСЭ.00

Общие гуманитарные
и социально-эконо-
мические дисциплины

 

616   

480 

248    

 

 

ОГСЭ.01

Основы философии  

 

 

44  

 

 

2, 3 

ОГСЭ.02

Основы права      

 

 

32  

4      

 

2    

ОГСЭ.03

Русский язык и    
культура речи     

 

 

56  

10     

 

2    

ОГСЭ.04

Иностранный язык  

 

 

118 

118    

 

2, 3 

ОГСЭ.05

Физическая        
культура          

 

 

118 

110    

 

2, 3 

ОГСЭ.06

Социальная        
психология        

 

 

48  

6      

 

2, 3 

ОГСЭ.07

Основы этики      

ОГСЭ.08

Основы социологии 
и политологии     

ОГСЭВ

Дисциплины по     
выбору студента,  
устанавливаемые   
образовательным   
учреждением       

 

 

64  

 

 

2, 3 

ЕН.00 

Математические и  
общие естественно-
научные дисциплины

 

198   

132 

50     

 

 

ЕН.01 

Математика        

 

 

40  

20     

 

2    

ЕН.02 

Информатика       

 

 

60  

30     

 

2    

ЕН.03 

Экологические осно-
вы природопользова-
ния               

 

 

32  

 

 

2, 3 

ОПД.00

Общепрофессиональ-
ные дисциплины    

 

960   

768 

216    

20     

 

ОПД.01

Экономическая     
теория            

 

 

90  

20     

 

2    

ОПД.02

Экономика         
организации       
(предприятия)     

 

 

90  

10     

20     

2, 3 

ОПД.03

Менеджмент        

 

 

70  

20     

 

3    

ОПД.04

Статистика        

 

 

50  

18     

 

2    

ОПД.05

Маркетинг         

 

 

86  

30     

 

3    

ОПД.06

Документационное  
обеспечение       
управления        

 

 

48  

10     

 

3    

ОПД.07

Финансы и кредит  

 

 

48  

14     

 

2, 3 

ОПД.08

Бухгалтерский учет

 

 

70  

30     

 

2, 3 

ОПД.09

Метрология,       
стандартизация и  
сертификация      

 

 

36  

16     

 

2    

ОПД.10

Логистика         

 

 

32  

12     

 

3    

ОПД.11

Правовое          
обеспечение       
профессиональной  
деятельности      

 

 

48  

10     

 

2, 3 

ОПД.12

Безопасность      
жизнедеятельности 

 

 

68  

20     

 

2, 3 

ОПД.13

Охрана труда      

 

 

32  

6      

 

2    

СД.00 

Специальные       
дисциплины        

 

826   

630 

106    

20     

 

СД.01 

Организация и     
технология        
коммерческой      
деятельности      

 

 

110 

20     

20     

 

СД.02 

Основы внешне-    
экономической     
деятельности      

 

 

38  

8      

 

 

СД.03 

Техническое       
оснащение отрасли 

 

 

50  

18     

 

2    

СД.04 

Теоретические ос- 
новы товароведения

 

 

50  

14     

 

2    

СД.05 

Анализ финансово- 
хозяйственной     
деятельности      

 

 

48  

14     

 

2, 3 

СД.06 

Налоги и          
налогообложение   

 

 

36  

8      

 

2, 3 

СД.07 

Информационные    
технологии в      
профессиональной  
деятельности      

 

 

48  

24     

 

3    

СД.ДС.
(ДВ).00

Дисциплины специа-
лизации, дисциплины
по выбору студента,
устанавливаемые   
образовательным   
учреждением       

 

 

250 

 

 

2, 3 

ТО  

Теоретическое обу-
чение - дисциплины
национально-регио-
нального (региона-
льного) компонента

 

150   

114 

 

 

 

ДФ.00 

Дисциплины        
факультативные    

 

236   

 

 

 

2, 3 

К     

Консультации (на  
каждую учебную    
группу на весь    
период обучения)  

 

200   

 

 

 

2, 3 

ПП.00 

Производственная  
(профессиональная)
практика          

14/13

 

 

 

 

 

                                 1 вариант                             

ПП.01 

Практика для полу-
чения первичных   
профессиональных  
навыков           

8   

 

 

 

 

2    

ПП.02 

Практика по про-  
филю специальности

3   

 

 

 

 

3    

ПП.03 

Стажировка (практи-
ка квалификацион- 
ная)              

3   

 

 

 

 

3    

                            2 вариант (диплом)                         

ПП.01 

Практика для полу-
чения первичных   
профессиональных  
навыков           

8   

 

 

 

 

2    

ПП.02 

Практика по профилю
специальности     

3   

 

 

 

 

3    

ПП.03 

Практика преддип- 
ломная (практика  
квалификационная) 

2   

 

 

 

 

3    

ПА    

Промежуточная     
аттестация        

4   

 

 

 

 

 

ИГА.00

Итоговая государ- 
ственная аттестация

3/4 

 

 

 

 

3    

                                1 вариант                              

ИГА.01

Подготовка к ито- 
говому междисцип- 
линарному экзамену
по специальности  

1   

 

 

 

 

3    

ИГА.02

Итоговый междисцип-
линарный экзамен по
специальности     

2   

 

 

 

 

 

                                2 вариант                              

ИГА.01

Выполнение        
дипломной работы  

2   

 

 

 

 

3    

ИГА.02

Защита дипломной  
работы            

2   

 

 

 

 

 

РВ    

Резерв времени    
образовательного  
учреждения        

3   

 

 

 

 

2, 3 

ВК    

Время каникулярное

12  

 

 

 

 

 

 

 

10  

 

 

 

 

2    

 

 

2   

 

 

 

 

3    

ИТОГО:                    

95                                         

 

 




Законодательство России в сфере образования // Некоммерческий проект про образование в помощь педагогам, студентам, школьникам и их родителям. //

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования

Copyright © www.pravoeducation.ru, 2012 - 2018