МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 16 января 2002 г. N 03-51-5ин/23-03
ОБ ИНТЕГРИРОВАННОМ ВОСПИТАНИИ
И ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ С
ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ
В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
Министерство
направляет для использования в работе методическое письмо "Об
интегрированном воспитании и обучении детей с отклонениями в развитии в
дошкольных образовательных учреждениях".
Письмо подготовлено
с участием специалистов Института коррекционной педагогики РАО.
Первый заместитель
Министра
В.А.БОЛОТОВ
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПИСЬМО
ОБ ИНТЕГРИРОВАННОМ
ВОСПИТАНИИ
И ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ
В ДОШКОЛЬНЫХ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
Демократические
преобразования в обществе и эволюционное развитие системы специального
образования способствовали появлению и внедрению в практику идей
интегрированного воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии
совместно с нормально развивающимися сверстниками. В настоящее время в
Российской Федерации интегрированное воспитание и обучение детей значительно
расширилось. Однако необходимо придать данному процессу организованный
характер, обеспечив каждому ребенку, имеющему отклонения в развитии, уже с
раннего возраста доступную и полезную для его развития форму интеграции.
Внедрение в практику дошкольных образовательных учреждений интегрированного
воспитания и обучения позволяет расширить охват детей необходимой коррекционно
- педагогической и медико - социальной помощью,
максимально приблизить ее к месту жительства ребенка, обеспечить родителей
(законных представителей) консультативной поддержкой, а также подготовить
общество к принятию человека с ограниченными возможностями.
Развитие
интегрированного воспитания и обучения создает основу для выстраивания
качественно нового взаимодействия между массовым и специальным образованием,
преодолевая барьеры и делая границы между ними прозрачными. При этом за каждым
ребенком, имеющим отклонения в развитии, сохраняется необходимая ему
специализированная психолого - педагогическая помощь и поддержка.
Особое внимание
важно уделять интеграции детей раннего возраста, которая способствует
достижению ребенком с отклонениями равного или близкого по возрастной норме
уровня общего и речевого развития и позволяет ему на более раннем этапе своего
развития влиться в среду нормально развивающихся сверстников.
В системе
дошкольного образования России эта форма обучения и воспитания детей с
отклонениями в развитии должна учитывать современные российские социально -
экономические условия, особенности отечественной системы образования и
полностью исключать "механическое копирование" зарубежных моделей.
Кроме того, интеграция не должна осуществляться стихийно, она возможна лишь при
наличии в дошкольных образовательных учреждениях (далее - ДОУ) соответствующего
материально - технического, программно - методического и кадрового обеспечения.
Только совокупность этих условий обеспечивает полноценную, грамотно
организованную систему интегрированного воспитания и обучения детей с
отклонениями в развитии. В этой связи наиболее адекватные условия для
проведения целенаправленной работы по интегрированному воспитанию и обучению
дошкольников созданы в ДОУ комбинированного вида (с функционирующими
компенсирующими группами и сложившимся кадровым, программно - методическим и
материально - техническим обеспечением).
Дошкольное образовательное
учреждение комбинированного вида может организовать интегрированное воспитание
и обучение определенной категории воспитанников, например, совместное
воспитание и обучение нормально слышащих детей и детей с нарушениями слуха,
детей с нормальным и нарушенным зрением, нормально развивающихся и детей с
задержкой психического развития и т.п. В каждом ДОУ комбинированного вида
целесообразно предусмотреть условия для оказания коррекционной помощи детям со
сложными нарушениями развития. Таким образом, даже в небольшом населенном
пункте (особенно в сельской местности), имеющем всего три - пять ДОУ, может
быть организовано воспитание и обучение практически всех категорий
дошкольников, что ведет к увеличению охвата нуждающихся детей
специализированной коррекционно - педагогической помощью и делает дошкольное
образование более доступным.
В соответствии с п.
5 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, утвержденного
Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.07.95 N 677, в ДОУ
комбинированного вида могут быть организованы общеразвивающие, компенсирующие,
оздоровительные группы в разном сочетании. Однако в настоящее время, в
переходный период развития системы специального образования, в силу социально -
экономических преобразований в обществе, а также постоянно увеличивающегося
количества детей с отклонениями в развитии особо актуальной становится проблема
поиска новых, эффективных форм оказания коррекционной психолого -
педагогической помощи нуждающимся детям. Одной из таких форм является
организация в ДОУ комбинированного вида смешанных групп, где одновременно
воспитываются и обучаются нормально развивающиеся дети и дети с определенными
отклонениями в развитии (по профилю функционирующих в учреждении групп
компенсирующего вида). Смешанные группы финансируются по нормативам,
соответствующим нормативам финансирования групп компенсирующего вида.
Комплектование
смешанной группы осуществляется по заявлению родителей (законных
представителей) и на основании заключения психолого - педагогической и медико -
педагогической комиссий. При этом общая наполняемость группы сокращается; две трети состава группы составляют воспитанники с уровнем
психофизического развития в соответствии с возрастной нормой, а треть
воспитанников - дети с тем или иным отклонением (например, с нарушениями слуха,
зрения, опорно - двигательного аппарата, интеллекта - умственной отсталостью в
степени дебильности) <*> либо дети раннего возраста, не имеющие
выраженных первичных отклонений в развитии, но отстающие от возрастной нормы (в
том числе дети с нарушениями эмоционально - волевой сферы).
--------------------------------
<*> Не
рекомендуется создавать смешанные группы для детей с нарушениями речи. Это
связано с тем, что данная категория детей уже практически находится в условиях
интеграции. Кроме того, система специальной логопедической помощи
предусматривает занятия с логопедом в детской поликлинике, в логопункте
общеобразовательного учреждения, а также кратковременное обучение детей с
фонетико - фонематическими нарушениями речи в логопедических группах ДОУ в
течение 0,5 - 1 года.
Наполняемость
смешанной группы зависит от характера первичного отклонения в развитии и
возраста ребенка (см. таблицу). Общая наполняемость смешанной группы
уменьшается (в сравнении с наполняемостью групп, определенных Типовым
положением о дошкольном образовательном учреждении).
Вид нарушения
|
Количество детей в группе
|
ясельная группа
|
младшая
- подготови-
тельная группа
|
дети
с
отклоне-
ниями
|
нормально
развиваю-
щиеся дети
|
дети
с
отклоне-
ниями
|
нормально
развиваю-
щиеся дети
|
Глухие
|
2
|
8
|
3
|
8
|
Слабослышащие
|
3
|
8
|
4
|
8
|
Слепые
|
2
|
6
|
3
|
6
|
Слабовидящие
|
3
|
8
|
4
|
10
|
С
амблиопией и
косоглазием
|
5
|
10
|
5
|
10
|
Легкая
форма ДЦП
|
4
|
8
|
4
|
10
|
Другие
нарушения
опорно -
двигательного
аппарата
|
6
|
10
|
6
|
12
|
С
задержкой
психического развития
|
4
|
10
|
5
|
12
|
С
нарушением
интеллекта
(неосложненная форма
олигофрении в степени
дебильности)
|
5
|
10
|
5
|
10
|
Не
имеющие выраженных
первичных отклонений
в развитии, но
отстающие от
возрастной нормы (в
т.ч. с нарушениями
эмоционально -
волевой сферы)
|
6
|
12
|
6
|
12
|
При организации
смешанной группы необходимо предусмотреть решение ряда специфических задач:
- осуществление
ранней, полноценной социальной и образовательной интеграции воспитанников с
отклонениями в развитии в среду нормально развивающихся сверстников путем
создания условий для разнообразного общения детей в дошкольном образовательном
учреждении;
- проведение
коррекционно - педагогической, медико - психологической и социальной работы с
детьми, имеющими отклонения в развитии;
- оказание
необходимой коррекционно - педагогической поддержки воспитанникам, не имеющим
выраженных первичных отклонений в развитии, но отстающим от возрастной нормы;
- обучение
родителей (законных представителей) педагогическим технологиям сотрудничества
со своим ребенком, приемам и методам его воспитания и обучения; оказание им
психологической поддержки.
Содержание
образовательного процесса в смешанной группе определяется программой
дошкольного образования и специальными (коррекционными) программами с учетом
индивидуальных особенностей воспитанников (возраста, структуры нарушения,
уровня психофизического развития и т.п.). Педагогический коллектив
самостоятелен в выборе программ из комплекса вариативных общеразвивающих и
коррекционных программ. На каждого воспитанника группы составляется
индивидуальная программа развития.
Организационными
формами работы смешанной группы являются фронтальные и подгрупповые занятия с
воспитанниками, а также занятия малыми подгруппами (по 2 - 3 ребенка),
индивидуальные занятия. При этом воспитатели проводят занятия в первую половину
дня с нормально развивающимися воспитанниками, а во вторую половину дня - со
всеми воспитанниками группы. По такой же схеме проводятся физкультурные и
музыкальные занятия. При необходимости воспитанники с отклонениями в развитии
обеспечиваются индивидуальными занятиями с инструктором по физическому
воспитанию и музыкальным руководителем.
Для
организации работы смешанной группы в штат ДОУ вводится должность (одна ставка)
учителя - дефектолога (в группу с детьми: с нарушениями слуха - сурдопедагога,
с нарушениями зрения - тифлопедагога, с нарушением интеллекта - олигофренопедагога;
должность учителя - логопеда может вводиться в дополнение к должности учителя -
дефектолога, например, в группу для детей с нарушениями зрения, интеллекта и
т.д.). К работе с воспитанниками смешанной
группы привлекаются также педагог - психолог, музыкальный руководитель,
инструктор по физической культуре, ЛФК, а также необходимый медицинский и
обслуживающий персонал (например, сурдотехник, медицинская сестра), педагоги
дополнительного образования. При этом максимальное количество времени следует отводить
на коррекционно - развивающие занятия учителя - дефектолога и педагога -
психолога. Рекомендации по организации деятельности педагогического и
обслуживающего персонала смешанных групп, а также Перечень рекомендуемой
документации содержатся в Приложениях 1, 2.
В зависимости от
степени выраженности и сложности структуры нарушения, продвижения ребенка в
процессе обучения и желания родителей (законных представителей) обучение в
смешанной группе может осуществляться 1 - 2 года или до его поступления в общеобразовательное
учреждение.
В конце каждого
года обучения психолого - педагогическая и медико - педагогическая комиссии по
результатам обследования воспитанников группы дают рекомендации о дальнейших
формах обучения каждого ребенка, имеющего отклонения в развитии.
В случае, если на проведение занятий в группе затрачивается
дополнительное время состоящих в штате специалистов, оплата их труда
производится за фактически отработанное время.
Таким образом, ДОУ
комбинированного вида позволяет обеспечить для всех детей с отклонениями в
развитии раннюю интеграцию в той степени, которая доступна и полезна каждому из
них на данном этапе развития.
Проведение
целенаправленной работы по интеграции детей с отклонениями в развитии в
коллектив здоровых сверстников и возможное в связи с этим расширение сети
комбинированных дошкольных учреждений не означает упразднения ранее созданных
дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида. Более того, такие
ДОУ могут принимать активное участие в интегрированном воспитании и обучении
той части детей с отклонениями в развитии, которая
находится в условиях полной интеграции. Эти дети могут получать
квалифицированную коррекционную помощь через группы кратковременного пребывания
(письмо Минобразования России "Об организации в дошкольных образовательных
учреждениях групп кратковременного пребывания для детей с отклонениями в
развитии" от 26.06.99 N 129/23-16).
В подготовке
данного материала активное участие принимали сотрудники Института коррекционной
педагогики РАО.
Приложение
1
РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО
И ОБСЛУЖИВАЮЩЕГО ПЕРСОНАЛА СМЕШАННОЙ ГРУППЫ
1. Деятельность учителя - дефектолога (логопеда,
олигофренопедагога,
тифлопедагога, сурдопедагога)
Основным, ведущим
специалистом, проводящим и координирующим коррекционно - педагогическую работу
в группе, является учитель - дефектолог. Содержание его деятельности аналогично
деятельности учителя - дефектолога групп компенсирующего вида. Однако
организация коррекционно - педагогического процесса в смешанной группе имеет
некоторые особенности. Так, учитель - дефектолог:
- планирует
(совместно с другими специалистами) и организует целенаправленную интеграцию
детей с отклонениями в развитии в группе, в ДОУ;
- консультирует
воспитателей, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре,
социального педагога и педагога дополнительного образования по вопросам
организации коррекционно - педагогического процесса и взаимодействия всех детей
группы; помогает в отборе содержания и методики проведения совместных занятий;
- координирует
коррекционную психолого - педагогическую и медицинскую помощь детям с
отклонениями в развитии; проводит совместные занятия с другими специалистами
(музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре, ЛФК и т.п.);
- ведет необходимую
документацию (Приложение 2).
Учитель -
дефектолог проводит фронтальные и индивидуальные занятия с воспитанниками,
имеющими отклонения в развитии или отстающими от возрастной нормы, а также
подгрупповые и групповые занятия, объединяя нормально развивающихся детей и
детей с отклонениями в развитии. При необходимости дети с ограниченными
возможностями здоровья (отклонениями в развитии) обеспечиваются дополнительно
индивидуальными занятиями или занятиями в малой группе - по 2 - 3 человека.
Длительность таких занятий не должна превышать 10 - 15 минут.
2.
Деятельность воспитателя
Деятельность
воспитателя смешанной группы аналогична деятельности воспитателя
общеразвивающей и компенсирующей групп и направлена на обеспечение
всестороннего развития всех воспитанников. Особенностями организации работы
воспитателя смешанной группы являются:
- планирование
(совместно с учителем - дефектологом и другими специалистами) и проведение
фронтальных занятий со всей группой детей, включая воспитанников с
ограниченными возможностями здоровья (отклонениями в развитии);
- планирование
(совместно с другими специалистами) и организация совместной деятельности всех
воспитанников группы;
- соблюдение
преемственности в работе с другими специалистами по выполнению индивидуальной
программы воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья
(отклонениями в развитии);
- обеспечение
индивидуального подхода к каждому воспитаннику с отклонениями в развитии с
учетом рекомендаций специалистов;
- консультирование
родителей (законных представителей) детей с отклонениями в развитии по вопросам
воспитания ребенка в семье;
- ведение
необходимой документации (Приложение 2).
3.
Деятельность педагога - психолога
Деятельность
педагога - психолога направлена на сохранение психического здоровья каждого
воспитанника группы. В его функции входят:
- психологическое
обследование воспитанников;
- участие в составлений индивидуальных
программ развития (воспитания и обучения ребенка в условиях семьи и дошкольного
образовательного учреждения);
- проведение
индивидуальной и подгрупповой коррекционно - психологической работы с
воспитанниками;
- динамическое
психолого - педагогическое изучение воспитанников;
- проведение
консультативной работы с родителями по вопросам воспитания ребенка в семье;
- осуществление
преемственности в работе ДОУ и семьи;
- консультирование
персонала группы;
- заполнение
отчетной документации (Приложение 2).
4.
Деятельность музыкального руководителя
Деятельность
музыкального руководителя направлена на развитие музыкальных способностей, эмоциональной
сферы и творческой деятельности воспитанников. Особенностями работы
музыкального руководителя в смешанной группе являются:
- взаимодействие со
специалистами ДОУ (группы) по вопросам организации совместной деятельности всех
детей на занятиях, праздниках, развлечениях, утренниках и т.д.;
- проведение
занятий со всеми воспитанниками группы (в том числе совместно с другими
специалистами: учителем - дефектологом, педагогом - психологом, инструктором по
физической культуре);
- консультирование
родителей по использованию в воспитании ребенка музыкальных средств;
- ведение
соответствующей документации.
5.
Деятельность инструктора по физической культуре
Деятельность
инструктора по физической культуре направлена на сохранение и укрепление
здоровья всех детей и их физическое развитие,
пропаганду здорового образа жизни. В смешанной группе организация его работы
предусматривает:
- проведение (в том
числе совместно с другими специалистами) индивидуальных, подгрупповых и
фронтальных занятий со всеми воспитанниками с учетом их психофизических
возможностей и индивидуальных особенностей;
- планирование
совместной деятельности воспитанников группы; подготовку и проведение общих
спортивных праздников, досугов и развлечений;
- оказание
консультационной поддержки родителям по вопросам физического воспитания,
развития и оздоровления ребенка в семье;
- регулирование
(совместно с медицинскими работниками образовательного учреждения) физической
нагрузки на воспитанников;
- ведение
необходимой документации.
6.
Деятельность социального педагога
Направлена на обеспечение социального благополучия воспитанников и их семей. К
специфике организации его работы в смешанной группе относятся:
- осуществление
преемственности между образовательным учреждением и семьей воспитанников;
- участие в
изучении воспитанников и составлении индивидуальных программ развития;
- консультирование
родителей по вопросам формирования адекватного социального поведения и
воспитания ребенка в семье;
- изучение
социальных условий развития и воспитания ребенка в семье;
- взаимодействие с
педагогами, специалистами служб социальной защиты, благотворительными
организациями по вопросам оказания социальной помощи воспитанникам;
- осуществление
комплекса мероприятий по социальной защите воспитанников группы;
- выявление
интересов, потребностей, трудностей, отклонений в поведении воспитанников и
своевременное оказание им социальной помощи;
- ведение
необходимой документации и составление в конце учебного года аналитического
отчета о работе за год.
7.
Деятельность педагога дополнительного образования
Деятельность
педагога дополнительного образования, работающего с воспитанниками смешанной
группы, направлена на:
- изучение
воспитанников с отклонениями в развитии и участие (совместно с другими
специалистами) в составлении индивидуальных программ развития;
- выявление
творческих способностей воспитанников, создание условий, способствующих их
развитию;
- проведение
индивидуальных, подгрупповых и фронтальных занятий со всеми воспитанниками
группы;
- осуществление тесного
взаимодействия с другими специалистами;
- консультирование
родителей (законных представителей) по вопросам развития творческих
способностей ребенка в условиях семьи;
- ведение
необходимой документации и представление в конце учебного года отчета о проделанной
работе.
8.
Деятельность сурдотехника
Направлена на обеспечение технического обслуживания стационарной
звукоусиливающей аппаратуры, индивидуальных слуховых аппаратов. Консультирует
родителей по вопросам использования звукоусиливающей аппаратуры в домашних
условиях и приспособления бытовой техники к потребностям детей с нарушенным
слухом.
9.
Деятельность медицинского персонала
При наличии в штате
ДОУ медицинских работников воспитанникам с отклонениями в развитии оказывается
специализированная медицинская помощь.
9.1. Врач -
невропатолог
Обследует состояние
нервно - психического статуса воспитанников учреждения (группы) и при
необходимости назначает лечение; следит за изменениями в состоянии здоровья
воспитанников в процессе коррекционно - педагогического воздействия и дозирует
допустимую для каждого воспитанника нагрузку; консультирует родителей и
педагогов по вопросам сохранения психического здоровья ребенка.
9.2. Врач -
офтальмолог
Обследует зрение
воспитанников, назначает курс лечения, определяет зрительную и физическую
нагрузку, дает рекомендации другим специалистам и родителям по вопросам
офтальмологического лечения воспитанников и организации взаимодействия лечения
с коррекционно - педагогической работой.
9.3. Медицинская
сестра
По медицинским
показаниям осуществляет плеопто - ортоптостереоскопическое лечение зрения
воспитанников; совместно с другими специалистами определяет нагрузку
воспитанников группы интегрированного обучения и воспитания.
Приложение
2
ПЕРЕЧЕНЬ
РЕКОМЕНДУЕМОЙ
ДОКУМЕНТАЦИИ
ДЛЯ СПЕЦИАЛИСТОВ,
УЧАСТВУЮЩИХ В ИНТЕГРИРОВАННОМ
ВОСПИТАНИИ И ОБУЧЕНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ
С ОТКЛОНЕНИЯМИ РАЗВИТИИ
В настоящее время
перечень необходимой документации, форма ее ведения определяются как органом
управления образованием, на территории которого находится данное
образовательное учреждение, так и самим образовательным учреждением в
зависимости от реализуемой образовательной программы. Представленный ниже
перечень разработан на основе многолетнего практического опыта педагогических
работников ДОУ и систематизирован.
1. Документация учителя - дефектолога (логопеда,
сурдопедагога,
тифлопедагога, олигофренопедагога)
1. Личное дело
каждого воспитанника.
2. План организации
совместной деятельности всех воспитанников группы (учреждения).
3. Планы
(перспективные; календарные индивидуальных, подгрупповых и фронтальных
занятий).
4. Тетрадь
индивидуальных занятий с ребенком (в ней отражаются структура дефекта, направления
коррекционно - педагогической работы и т.д.).
5. Тетрадь для
записей рекомендаций разным специалистам (воспитателю, музыкальному
руководителю и т.д.).
6. Тетрадь для
родителей ребенка с индивидуальными рекомендациями.
В конце учебного
года составляются характеристика на каждого воспитанника и аналитический отчет
о результатах коррекционной работы.
2.
Документация воспитателей
1. План организации
совместной деятельности всех воспитанников группы.
2. Планы
(перспективные и календарные) фронтальных занятий.
3. Тетрадь передачи
детей.
4. Тетрадь для
родителей с индивидуальными занятиями.
5. Дневник
наблюдений за детьми (определяется целями и задачами образовательной программы,
реализуемой в данном учреждении).
В конце учебного
года воспитатель участвует в составлении характеристики на каждого воспитанника
группы и аналитического отчета по результатам коррекционно - педагогической
работы.
3.
Документация педагога - психолога
В соответствии с
приложением к инструктивному письму Минобразования России от 01.03.99 N 3
обязательными для заполнения педагогом - психологом являются:
1. Карта
психологического обследования воспитанников.
2. План работы
педагога - психолога.
3. Заключение по
результатам проведенного психодиагностического обследования.
4. Журнал
консультаций педагога - психолога.
5. Карта психолого
- медико - социальной помощи ребенку.
6. Журнал
коррекционной работы (отражает динамику коррекционного обучения).
7. Программа
коррекционно - развивающих занятий.
8. Аналитический
отчет о работе педагога - психолога.
При необходимости
могут вводиться дополнительные формы отчетности (например, индивидуальные планы
работы с семьей, журнал учета групповых форм работы, программа работы педагога
- психолога с группой и т.д.).
4.
Документация музыкального руководителя
1. Планы
(перспективные и календарные) проведения индивидуальных, подгрупповых и
фронтальных занятий с детьми.
2. План организации
и проведения совместной деятельности детей на музыкальных занятиях, досугах и
праздниках и т.п.
3. Аналитический
отчет о результатах работы за год.
5.
Документация инструктора по физической культуре
1. Планы
(перспективные и календарные) проведения индивидуальных, подгрупповых и
фронтальных занятий с детьми.
2. План организации
и проведения совместной деятельности на физкультурных занятиях, спортивных
праздниках и т.п.
3. Аналитический
отчет о работе за учебный год.