Оставьте ссылку на эту страницу в соцсетях:

Поиск по базе документов:

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПРИКАЗ

от 2 ноября 2001 г. N 1303/285

 

О РАСШИРЕНИИ СЕТИ СПЕЦИАЛЬНЫХ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ

УЧРЕЖДЕНИЙ ЗАКРЫТОГО И ОТКРЫТОГО ТИПА, ПОВЫШЕНИИ

ИХ РОЛИ В ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ

РАБОТЕ С НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ

 

Министерство образования Российской Федерации направляет для руководства в работе решение Межведомственной комиссии по делам несовершеннолетних при Правительстве Российской Федерации по вопросу "О расширении сети специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого и открытого типа, повышении их роли в индивидуальной профилактической работе с несовершеннолетними" (протокол от 24 сентября 2001 г. N 3), а также аналитические материалы по данной проблематике.

Прошу обеспечить выполнение в пределах своей компетенции указанного решения Межведомственной комиссии по делам несовершеннолетних при Правительстве Российской Федерации, обратив особое внимание на меры по развитию сети и укреплению материальной базы специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого и открытого типа, обеспечению межведомственного взаимодействия в решении вопросов направления несовершеннолетних в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа и социальной адаптации выпускников этих учреждений.

 

Министр

В.М.ФИЛИППОВ

 

 

 

 

 

Приложение 1

 

ПРОТОКОЛ

ЗАСЕДАНИЯ МЕЖВЕДОМСТВЕННОЙ КОМИССИИ ПО ДЕЛАМ

НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОТ 24 СЕНТЯБРЯ 2001 Г. N 3

 

 

I. О расширении сети специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого и открытого типа, повышении их роли в индивидуальной профилактической работе с несовершеннолетними (...)

1. Принять к сведению информацию Минобразования России (Г.Н. Тростанецкой), МВД России (С.В. Смирнова) по данному вопросу.

2. Отметить результативность деятельности специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого и открытого типа в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и необходимость развития сети указанных учреждений в Российской Федерации, имея в виду создание специальных учебно-воспитательных учреждений открытого типа в каждом крупном городе, районе с большой численностью детского населения, специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа - в каждом субъекте Российской Федерации.

3. Минобразованию России, МВД России, Минздраву России, Минюсту России принять меры по совершенствованию нормативно-правовой базы, регулирующей деятельность специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого и открытого типа и порядок направления несовершеннолетних в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа.

О результатах проинформировать Межведомственную комиссию по делам несовершеннолетних при Правительстве Российской Федерации.

Срок - 1 февраля 2002 года.

4. Минздраву России, Минобразованию России, МВД России проанализировать практику применения перечня заболеваний, препятствующих содержанию и обучению несовершеннолетних в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, и при необходимости внести в Правительство Российской Федерации предложения об изменении указанного перечня.

Срок - 1 января 2002 года.

5. Минобразованию России, МВД России совместно с заинтересованными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации принять дополнительные меры по развитию сети специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа.

О результатах проинформировать Межведомственную комиссию по делам несовершеннолетних при Правительстве Российской Федерации.

Срок - 1 февраля 2002 года.

6. Просить Верховный Суд Российской Федерации обобщить судебную практику по делам о помещении несовершеннолетних, совершивших общественно опасные деяния, в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа и рассмотреть вопрос о возможности направления в суды субъектов Российской Федерации информационного письма о целях, задачах и содержании деятельности специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа.

7. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации:

развивать на основе анализа ситуации в области безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в регионе дифференцированную сеть специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого и открытого типа;

обеспечить финансирование в полном объеме мероприятий, связанных с созданием и функционированием специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого и открытого типа;

обеспечить эффективное межведомственное взаимодействие в решении вопросов направления несовершеннолетних в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа;

в случае отсутствия на территории субъекта Российской Федерации специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа - до создания указанных учреждений ежегодно предусматривать в соответствующих бюджетах средства на оплату содержания и обучения несовершеннолетних в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, расположенных на территории других субъектов Российской Федерации;

завершить создание межведомственной системы социальной адаптации выпускников специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого и открытого типа, других детских интернатных и реабилитационных учреждений, несовершеннолетних, вернувшихся из воспитательных колоний, обеспечивающей условия для их жизнеустройства, включая образование, занятость, обеспечение жильем, психологическую и правовую помощь.

 

 

 

 

 

Приложение 2

 

О РАСШИРЕНИИ СЕТИ СПЕЦИАЛЬНЫХ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ

УЧРЕЖДЕНИЙ ЗАКРЫТОГО И ОТКРЫТОГО ТИПА, ПОВЫШЕНИИ

ИХ РОЛИ В ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ

РАБОТЕ С НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ

 

В настоящее время в Российской Федерации сохраняется комплекс проблем в сфере жизнедеятельности и правовой защищенности детей, вызывающих серьезную обеспокоенность государственных органов и общества в целом. По-прежнему чрезвычайно актуальны такие проблемы, как рост числа семей и детей, находящихся в социально опасном положении, ухудшение физического и психического здоровья, социальное сиротство, безнадзорность, преступность, наркомания среди детей и подростков.

Остается острой проблема детей, оказавшихся вне образования. Несмотря на повышение роли воспитания в системе образования, по-прежнему во многих случаях образовательные учреждения стараются избавиться от "трудных" детей. Не снижается число правонарушений, совершаемых несовершеннолетними, не обучающимися в образовательных учреждениях и нигде не работающими. Сохраняется опасная тенденция повышения криминальной активности подростков младших возрастов, а также подростков женского пола. По состоянию на 1 января 2001 г. на учете в подразделениях по делам несовершеннолетних органов внутренних дел состояло 410,1 тыс. детей и подростков (в том числе 54,1 тыс. девочек), из них 301,5 тыс. - обучающиеся, воспитанники образовательных учреждений, 80,5 тыс. нигде не работают и не обучаются, 88 тыс. - дети младше 14 лет. В 2000 г. за совершение правонарушений в органы внутренних дел доставлено свыше 1,7 миллиона несовершеннолетних, 162,6 тыс. из них - женского пола. Более 100 тысяч подростков совершили противоправные деяния в составе групп криминальной направленности. Особую тревогу вызывает продолжающееся распространение злоупотребления алкоголем, наркотическими средствами, психотропными и сильнодействующими веществами среди детей и подростков, а также рост числа связанных с этим преступлений и антиобщественных действий.

Основное внимание органов управления образованием в сфере предупреждения безнадзорности и правонарушений детей и подростков должно уделяться повышению эффективности воспитательной, психолого-педагогической работы с обучающимися, воспитанниками образовательных учреждений, предотвращению "отсева" обучающихся из массовой школы. В то же время, принимая во внимание существование большого числа детей школьного возраста, в силу тех или иных причин покидающих или уже покинувших общеобразовательные учреждения, как и то, что обычная школа сегодня не в состоянии оказать им соответствующую помощь, одним из важнейших направлений деятельности органов управления образованием является создание в каждом регионе (с учетом реальных потребностей конкретного региона) инфраструктуры, целью которой является защита прав детей и подростков, обеспечение социально-педагогической и медико-психологической помощи несовершеннолетним, имеющим проблемы в развитии, обучении, поведении, социальной адаптации.

Особая роль в преодолении школьной и социальной дезадаптации несовершеннолетних отводится специальным учебно-воспитательным учреждениям закрытого и открытого типа.

Специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа созданы в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 31 июля 1964 г. N 635 "О преобразовании воспитательных колоний для несовершеннолетних в специальные школы и специальные профессионально-технические училища". В настоящее время в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа по решению суда помещаются несовершеннолетние в возрасте 11 - 18 лет, совершившие общественно опасные деяния, предусмотренные Уголовным кодексом Российской Федерации, но не подлежащие уголовной ответственности либо освобожденные в установленном законом порядке от наказания. Срок пребывания несовершеннолетнего в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа не должен превышать 3 лет и может быть продлен только по желанию воспитанника для завершения общеобразовательной или профессиональной подготовки.

В начале 2001 г. сеть специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа включала 50 учреждений, расположенных в 41 субъекте Российской Федерации, в том числе 17 специальных профессиональных училищ (из них 4 для девочек, 1 смешанное); 33 специальные общеобразовательные школы (из них 1 для девочек, 3 смешанные). Всего по состоянию на 1 января 2001 г. в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа обучалось 4009 детей и подростков, из них 341 (8,5%) - несовершеннолетние женского пола. 37% воспитанников специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа - дети в возрасте от 11 до 14 лет, 63% - подростки старше 14 лет. 18% воспитанников - дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.

Самым распространенным видом общественно опасного деяния, за совершение которого несовершеннолетние помещаются в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа, является кража. Из общего числа детей и подростков, поступивших в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа в 2000 г., за совершение краж направлено 64,5% несовершеннолетних; за хулиганство - 13,8%; грабеж - 9,8%, вымогательство - 3%; убийство - 2,6%; разбой - 1,5%; умышленное причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью - 4,1%; умышленное уничтожение или повреждение имущества - 2%; неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения - 1,7%; изнасилование - 0,5%; насильственные действия сексуального характера - 1,1%, развратные действия - 0,6%; преступления, связанные с наркотическими средствами, психотропными и иными одурманивающими веществами, - 0,5%, иные виды общественно опасных деяний - 2,9%.

В последние 10 лет в деятельности специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа произошли серьезные изменения, позволившие обеспечить гуманизацию учебно-воспитательного процесса. Реабилитационная работа с воспитанниками в учреждениях закрытого типа строится с учетом современных требований, содержащихся в основных международных документах по вопросам предупреждения преступности несовершеннолетних и защиты прав несовершеннолетних в закрытых учреждениях и предусматривающих переход от административно-карательных мер к всесторонней психолого-медико-педагогической реабилитации и социально-правовой поддержке детей и подростков.

В целях максимальной индивидуализации реабилитационного процесса сокращена средняя наполняемость специального учебно-воспитательного учреждения закрытого типа; в настоящее время она составляет 80 - 100 человек (1990 г. - 200 человек). Снижена до 8 - 10 человек наполняемость классов, соответственно увеличено количество педагогических работников на каждый класс (группу) воспитанников. В штатное расписание введены должности педагогов-психологов, социальных педагогов, психотерапевтов, дефектологов.

Стало возможным содержание, обучение и воспитание в рамках одного специального учреждения закрытого типа несовершеннолетних старшего и младшего возраста (от 11 до 18 лет), а также мальчиков и девочек. Так, в Рефтинском специальном профессиональном училище Свердловской области воспитываются мальчики в возрасте 11 - 18 лет, а также группа девочек 11 - 14 лет. Специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа, обеспечивающие разновозрастное и (или) разнополовое содержание и воспитание, функционируют в Республиках Адыгея и Северная Осетия - Алания, Краснодарском крае, Вологодской, Ростовской областях. В современных социально-экономических условиях создание смешанных по возрасту и полу специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа является одним из наиболее эффективных путей обеспечения условий для реабилитации различных категорий несовершеннолетних правонарушителей.

Постепенно развивается сеть специальных учебно-воспитательных учреждений открытого типа. По состоянию на 1 января 2001 г. в Российской Федерации функционировало 14 специальных учебно-воспитательных учреждений открытого типа, в том числе 2 специальных профессиональных училища и 12 специальных общеобразовательных школ, в которых обучалось 1739 несовершеннолетних в возрасте от 8 до 18 лет, почти 40% из них (679 человек) - женского пола, 5% - дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. Из общего числа обучающихся в учреждениях открытого типа 16% - дети в возрасте от 8 до 14 лет, 84% - старше 14 лет.

Специальные учебно-воспитательные учреждения открытого типа представляют собой новый вид образовательного учреждения. Правовая основа функционирования специальных учебно-воспитательных учреждений открытого типа была создана в 1995 году после утверждения Типового положения о специальном учебно-воспитательном учреждении для детей и подростков с девиантным поведением. Особенности данного вида учреждения заключаются в реализации ряда важных моментов.

Специальное учебно-воспитательное учреждение открытого типа выполняет функции профилактического учреждения для детей и подростков с устойчивым противоправным поведением, отказывающихся посещать образовательные учреждения, испытывающих трудности в общении с родителями и сверстниками. Многие состоят на учете в подразделениях по делам несовершеннолетних органов внутренних дел. Среди них - условно осужденные за совершение преступлений, вернувшиеся из воспитательных колоний. В учреждения открытого типа принимаются несовершеннолетние с 8 лет, что позволяет начать реабилитационную работу с детьми на более раннем этапе. Прием детей и подростков в учреждение осуществляется на основании постановления комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при наличии заключения психолого-медико-педагогической комиссии. При этом комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав может направить несовершеннолетнего в специальное учебно-воспитательное учреждение открытого типа лишь при наличии обязательного согласия его родителей (законных представителей), также согласия самого несовершеннолетнего, достигшего возраста 14 лет. Сроки пребывания детей в специальном учебно-воспитательном учреждении открытого типа не ограничены. В случае, если обучение в учреждении открытого типа не создает комфортных условий для реабилитации воспитанника, родители (законные представители) имеют право отказаться от услуг данного учреждения. Специальные учебно-воспитательные учреждения открытого типа обеспечивают обучение подростков обоего пола. Из 14 действующих учреждений открытого типа 5 - только для мальчиков и 9 - смешанные. Наполняемость специальных учебно-воспитательных учреждений открытого типа варьируется от 40 - 50 до 600 - 700 человек. В среднем контингент учреждения открытого типа составляет 100 - 120 подростков.

Специальные учебно-воспитательные учреждения открытого типа могут быть как интернатными учреждениями, так и учреждениями дневного пребывания. В настоящее время из существующих учреждений открытого типа 7 - интернаты, 7 - учреждения дневного пребывания. Интернатные учреждения позволяют обеспечить реабилитацию детей в стационарных условиях, что особенно важно в случае, если несовершеннолетние по социально-психологическим и педагогическим показаниям нуждаются в изоляции от привычной асоциальной микросреды. В то же время перспективной моделью реабилитационного учреждения являются учреждения дневного пребывания, создающие условия для реабилитации и ресоциализации детей и подростков без длительного отрыва от дома и семейного окружения. Большинство специальных учебно-воспитательных учреждений открытого типа являются муниципальными, обслуживают детское население непосредственно по месту жительства (город, район в городе). В таких условиях практически не прерывается связь подростка с семьей, намного проще вести работу с родителями (законными представителями), соответствующими социальными службами, решать вопросы последующего устройства и сопровождения выпускников учреждения.

Заслуживает внимания опыт работы в данном направлении специального профессионального училища открытого типа "Уральское подворье" г. Перми. Училище располагает головным отделением и 9 филиалами в 5 из 7 районов города, что позволило приблизить место учебы к месту проживания подростков, создать условия для обучения и социально-психологической реабилитации значительно большего контингента обучающихся (по состоянию на начало 2001 г. - 680 человек; в том числе 361 девушка в возрасте от 14 до 18 лет).

Компетенция специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого и открытого типа в сфере предупреждения безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних определена Федеральным законом от 24.06.99 N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних". В соответствии с указанным Федеральным законом и Типовым положением основными задачами специальных учебно-воспитательных учреждений являются:

обеспечение психологической, медицинской и социальной реабилитации несовершеннолетних, включая коррекцию их поведения и адаптацию в обществе;

создание условий для получения несовершеннолетними начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и начального профессионального образования, профессиональной подготовки;

осуществление индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними, предупреждение совершения ими правонарушений и антиобщественных действий;

осуществление защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;

реализация программ и методик, направленных на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних.

Порядок содержания, обучения и воспитания детей и подростков в специальном учебно-воспитательном учреждении устанавливается с учетом их индивидуальности, возраста, пола, а также психического и физического состояния и должен обеспечивать создание условий для психокоррекционной работы на основе индивидуальной социально-психологической диагностики; организацию оптимального распорядка дня, включающего в себя систему оздоровительно-воспитательных мероприятий, занятие общественно полезной деятельностью, личное время воспитанников; безопасность несовершеннолетних, их максимальную защищенность от негативного влияния.

Деятельность специальных учебно-воспитательных учреждений направлена на преодоление последствий школьной и социальной дезадаптации детей и подростков, формирование у них осознанной потребности в получении образования, профессии, способности к самооценке, самоконтролю, творческому осмыслению собственных возможностей и перспектив. Образовательный и реабилитационный процессы в учреждениях осуществляются в условиях эффективного взаимодействия различных служб (воспитательная, психологическая, учебно-производственная, медицинская, социальная и другие).

В работе специальных учебно-воспитательных учреждений используются разноуровневые образовательные программы, позволяющие обеспечить общеобразовательную подготовку, профессиональную ориентацию и социально-трудовую адаптацию несовершеннолетних, их подготовку к самостоятельной жизни в обществе. Многие учреждения стремятся реализовывать социально значимые для региона программы профессиональной подготовки и занятости воспитанников, в рамках которых воспитанникам предоставляется возможность выполнения оплачиваемой работы. Занятие целенаправленной трудовой деятельностью дает возможность подросткам видеть реальные результаты своего труда, зарабатывать деньги, обучающимся учреждений открытого типа дневного пребывания - сократить "бесцельное" времяпровождение, общение с асоциальной, криминальной средой.

При выпуске из учреждения обучающимся воспитанникам, прошедшим государственную (итоговую) аттестацию, выдаются документы об образовании и (или) квалификации по профессии (специальности). Несовершеннолетним, не завершившим образование одного из уровней, выдается справка установленного образца.

Подростки, прошедшие курс реабилитации, продолжают обучение в общеобразовательных или других образовательных учреждениях, устраиваются на работу.

Так, из общего числа несовершеннолетних, выпущенных из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа в 1999 г., в течение первого года после выпуска обучались в общеобразовательных учреждениях - 25%, в вечерних (сменных) общеобразовательных учреждениях - 12%, в учреждениях начального и среднего профессионального образования - 13%, в других образовательных учреждениях - 2%; воспитывались в образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - 5%, вновь направлены в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа - 0,5%; привлечены к уголовной ответственности - 10% (в том числе осуждены к лишению свободы - 5%); работали, но не обучались - 9%; не работали, не обучались - 12%; призваны в армию - 0,5%; отсутствуют сведения об устройстве 16% выпускников.

Несмотря на недолгую историю существования специальных учебно-воспитательных учреждений открытого типа, анализ статистической отчетности также свидетельствует о положительных результатах их деятельности. Из общего числа выпускников специального профессионального училища "Уральское подворье" г. Перми (979 человек за 5 лет) трудоустроено 822 человека, или 84%, из выпускников специальной школы N 9 г. Мончегорска Мурманской области (70 человек за 3 года) 60% продолжили обучение в образовательных учреждениях, 25% трудоустроено. Из 40 выпускников специальной школы N 112 г. Москвы 50% обучается в образовательных учреждениях, 40% трудоустроено, 10% отчислено в связи с достижением совершеннолетия либо переменой места жительства, при этом из всех выпускников только 5 человек имеют условную судимость, к лишению свободы не осужден ни один подросток.

Для подавляющего большинства воспитанников специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого и открытого типа до поступления в указанные учреждения были характерны: уклонение от учебы, совершение антиобщественных действий (бродяжничество, употребление спиртных напитков и одурманивающих веществ, аморальное поведение). Значительная часть детей длительное время систематически пропускала занятия в школе либо вообще не посещала образовательные учреждения в течение нескольких лет. Большинство воспитанников - дети из неблагополучных семей.

С учетом специфики контингента воспитывающихся в специальных учебно-воспитательных учреждениях несовершеннолетних одним из важнейших направлений деятельности этих учреждений является социально-педагогическая работа с детьми и подростками, профилактика их правонарушений и асоциального образа жизни. Профилактическая работа осуществляется совместно с комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав, подразделениями по делам несовершеннолетних органов внутренних дел, другими органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Для повышения эффективности работы во многих специальных учебно-воспитательных учреждениях созданы попечительские советы, в состав которых входят представители правоохранительных органов, других государственных и общественных структур.

Значительное место в организации воспитательной и реабилитационной работы с несовершеннолетними занимает внеурочная деятельность, обеспечивающая условия для содержательного досуга и отдыха, в том числе в летний период. Указанная деятельность включает занятия в кружках, клубах по интересам, спортивных секциях, организацию и проведение конкурсов, экскурсий, туристических походов, других массовых мероприятий различной направленности. Большое внимание уделяется гражданскому и военно-патриотическому воспитанию, подготовке юношей к службе в армии. В целях формирования у детей и подростков здорового образа жизни, профилактики наркомании и других заболеваний реализуются программы лечебно-оздоровительных мероприятий.

Значимость решаемых специальными учебно-воспитательными учреждениями проблем обусловила необходимость соответствующего научно-методического сопровождения их деятельности. Концептуальные подходы к организации деятельности учреждений и программы их развития разработаны или разрабатываются при участии представителей науки в настоящее время практически во всех специальных учебно-воспитательных учреждениях.

Специальные учебно-воспитательные учреждения становятся своеобразными региональными учебно-методическими центрами по отработке новых форм и методов реабилитационной работы с подростками, имеющими проблемы в поведении и социальной адаптации. На их базе проводятся семинары, курсы повышения квалификации для работников органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Так, Шекснинская специальная школа закрытого типа Вологодской области на протяжении последних лет выполняет роль базового методического центра региональной программы "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних". Опыт специального профессионального училища открытого типа "Уральское подворье" г. Перми по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних был одобрен Межведомственной комиссией при губернаторе Пермской области по предупреждению преступности и коррупции и рекомендован к распространению в городах и районах области.

Вместе с тем существует ряд негативных тенденций в обеспечении деятельности специальных учебно-воспитательных учреждений.

Принятие Федерального закона "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" позволило ликвидировать существенный пробел в правовом обеспечении деятельности специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа. В то же время изменения в законодательстве, регулирующем порядок направления несовершеннолетних в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа, создали определенные трудности в работе этих учреждений, в частности в плане их комплектования. Проблемы с комплектованием испытывало в 2000 - 2001 годах большинство специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа.

Общее количество мест в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа составляет 5100, в том числе в специальных школах - 3370, в специальных профессиональных училищах - 1730. В то же время реально в учреждениях закрытого типа в течение последних 2 лет содержалось лишь немногим более 4 тысяч человек, или 80% от общего числа мест.

Анализ информации из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, органов управления образованием субъектов Российской Федерации свидетельствует о том, что основными причинами сложившегося положения являются:

1. Переход к судебному порядку помещения несовершеннолетних в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа.

1.1. Поскольку ювенальных судов в России до сих пор не существует, материалы о помещении несовершеннолетних в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа рассматривают суды общей юрисдикции. Суды перегружены, поэтому во многих случаях указанные материалы рассматриваются недостаточно оперативно, в порядке общей очереди, причем приоритет, как правило, отдается более серьезным преступлениям, совершаемым взрослыми. Многие судьи не разбираются в специфике деятельности специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, рассматривают их как учреждения, исполняющие наказание. Нередко вопрос о возможности помещения несовершеннолетнего в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа решается судом формально; в ряде регионов устанавливаются искусственные, законодательно не обоснованные ограничения для применения этой меры воспитательного воздействия (например, требование наличия определенного количества совершенных общественно опасных деяний независимо от степени дезадаптированности, особенностей личности конкретного подростка).

К несовершеннолетним, достигшим возраста уголовной ответственности и совершившим преступление средней тяжести, освобождение от наказания с помещением в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа в порядке, предусмотренном частью 2 статьи 92 Уголовного кодекса Российской Федерации, применяется судами чрезвычайно редко. Фактически не помещаются в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа несовершеннолетние, не подлежащие уголовной ответственности по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 20 УК РФ (в связи с отставанием в психическом развитии, не связанным с психическим расстройством, вследствие которого они во время совершения общественно опасного деяния не могли в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими), хотя в настоящее время это едва ли не единственная реальная возможность оказания реабилитационной помощи таким подросткам.

1.2. В соответствии с подпунктом 4 пункта 9 статьи 15, подпунктом 1 пункта 5 статьи 28 Федерального закона "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" в постановлении судьи о помещении несовершеннолетнего в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа должен указываться срок его содержания в данном учреждении.

Таким образом, в настоящее время в соответствии с Законом судья может вынести постановление о помещении несовершеннолетнего в учреждение закрытого типа на 1 год или даже несколько месяцев, в течение которых невозможно обеспечить полноценную реабилитацию воспитанника (подобные факты имеют место). При этом по истечении установленного судом срока несовершеннолетний (если он не желает продолжить обучение в данном учреждении) должен быть немедленно выпущен из учреждения без дополнительного решения суда.

Положение, при котором срок пребывания детей и подростков в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа определяет суд, не отвечает целям и задачам указанных учреждений, фактически приравнивая их к учреждениям уголовно-исполнительной системы. Между тем специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа не являются учреждениями, обеспечивающими исполнение наказания. Смысл помещения детей и подростков в подобные учреждения - не наказание, а реабилитация. В связи с этим не ясно, чем может руководствоваться судья; изначально принимая решение о помещении несовершеннолетнего в реабилитационное учреждение на 6 или 9 месяцев, 1 или 2 года и т.д.

С этой точки зрения гораздо более приемлемым является прежний порядок, в соответствии с которым максимальный срок пребывания в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа был ограничен тремя годами, а конкретные сроки реабилитации воспитанника устанавливались и регулярно корректировались психолого-медико-педагогической комиссией этого учреждения непосредственно на основании результатов реабилитационной работы с данным подростком.

2. Несовершенство законодательства, заключающееся в ограничении категорий лиц, которые могут быть направлены в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа.

2.1. Федеральный закон "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" (статья 15, пункт 4), Уголовный кодекс Российской Федерации предусматривают возможность направления в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа несовершеннолетних, достигших возраста уголовной ответственности и подлежащих уголовной ответственности, только при условии совершения ими преступления средней тяжести и освобождения от наказания в порядке, предусмотренном частью 2 статьи 92 УК РФ. Тем самым значительно сужается категория подростков 14 - 18 лет, которые в соответствии с Законом могут быть помещены в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа. Из этой категории выпадают несовершеннолетние, совершившие преступления небольшой тяжести, а также несовершеннолетние, совершившие некоторые преступления, считающиеся, согласно действующему законодательству, тяжкими, но реально не представляющие большой общественной опасности.

В частности, по данным статистики, до 70% несовершеннолетних направляется в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа за совершение кражи. В то же время совершение кражи при отягчающих обстоятельствах (например, неоднократно либо группой лиц по предварительному сговору) является, согласно Закону (часть 2 статьи 158 УК РФ), тяжким преступлением. Следовательно, несовершеннолетние, совершившие несколько краж либо совершившие кражу в группе, не могут быть помещены в специальное учебно-воспитательное учреждении закрытого типа.

Вместе с тем представляется, что несовершеннолетние, совершившие преступления, предусмотренные частью 2 статьи 158 (кража при отягчающих обстоятельствах), частью 2 статьи 159 (мошенничество при отягчающих обстоятельствах), частью 2 статьи 161 (грабеж при отягчающих обстоятельствах), частью 2 статьи 163 (вымогательство при отягчающих обстоятельствах), частью 2 статьи 166 (неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения при отягчающих обстоятельствах) Уголовного кодекса Российской Федерации (данный перечень преступлений может быть уточнен), также могут быть направлены в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа в случае, если судом будет установлено, что они нуждаются в особых условиях воспитания и требуют специального педагогического подхода, и их перевоспитание может быть наиболее эффективно обеспечено только в результате помещения их в указанное учреждение.

Вопрос о применении уголовного наказания либо освобождении от уголовной ответственности или от наказания, в том числе о возможности помещения в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа, должен решаться в индивидуальном порядке с учетом конкретных обстоятельств и особенностей личности несовершеннолетнего правонарушителя. Основным критерием при рассмотрении вопроса о возможности помещения подростка в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа должна являться не тяжесть совершенного преступления, а необходимость обеспечения особых условий воспитания и специального педагогического подхода к несовершеннолетнему.

2.2. Анализ информации с мест позволяет сделать вывод о том, что значительная часть несовершеннолетних, в отношении которых подготовлены материалы о направлении в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа, не помещается в указанные учреждения по причине наличия у них медицинских противопоказаний.

Минобразование России в целях оптимизации порядка направления несовершеннолетних в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа, увеличения количества детей и подростков, которым может быть оказана необходимая реабилитационная помощь в этих учреждениях, прорабатывает вопрос о возможности пересмотра (сокращения) перечня заболеваний, препятствующих содержанию и обучению несовершеннолетних в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа (утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 ноября 1999 г. N 1279). В апреле 2001 г. были направлены соответствующие запросы в МВД России, органы управления образованием, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав субъектов Российской Федерации, специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа. В настоящее время осуществляется сбор предложений по данному вопросу.

3. Недостаточная активность и согласованность действий соответствующих региональных структур (подразделения по делам несовершеннолетних органов внутренних дел, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, суды и т.д.) в сфере подготовки материалов и принятия решений о направлении детей и подростков, совершивших общественно опасные деяния, в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа.

4. Отсутствие в регионах средств на оплату содержания несовершеннолетних в спецшколе, расположенной в другом субъекте Российской Федерации (в среднем по России - от 40 до 60 тысяч рублей в год), либо на доставку несовершеннолетних в учреждение, находящееся в другом регионе.

В ряде регионов соответствующие органы даже не рассматривают возможность применения к несовершеннолетним такой меры воспитательного воздействия, как помещение в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа. Так, в Ульяновской области в 1999 - 2000 гг. не было подготовлено ни одного материала о помещении несовершеннолетних в указанные учреждения, несмотря на то, что в этом регионе только в 2000 г. подразделениями по делам несовершеннолетних органов внутренних дел на учет поставлено более 300 подростков, совершивших общественно опасные деяния до достижения возраста уголовной ответственности. В Республике Тыва, Чувашской Республике, Калининградской области в течение последних трех лет в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа не был помещен ни один подросток, совершивший общественно опасное деяние и нуждающийся в особых условиях воспитания.

Справедливости ради следует отметить, что во многих случаях подобная ситуация связана с тем, что в конкретном регионе отсутствуют специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа, а средства на оплату содержания несовершеннолетних в учреждениях, расположенных в других субъектах Федерации, в региональный бюджет не закладываются.

В последние годы количество общественно опасных деяний, совершаемых несовершеннолетними, не достигшими возраста уголовной ответственности, практически не снижается. Только в 2000 г. на учет за совершение общественно опасных деяний до достижения возраста уголовной ответственности поставлено 66,7 тыс. подростков, 7,9 тыс., или 11,9%, из них - женского пола. Ежегодно органами внутренних дел осуществляется подготовка материалов о направлении в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа в отношении 6 - 8 тыс. несовершеннолетних, а реальная потребность России в содержании, обучении и воспитании несовершеннолетних, совершивших общественно опасные деяния, нуждающихся в особых условиях воспитания и требующих специального педагогического подхода, как минимум в 5 - 7 раз больше.

Вместе с тем существующие специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа в состоянии обеспечить указанную потребность не более чем на 10 процентов. Несмотря на принимаемые Минобразованием России, органами управления образованием субъектов Российской Федерации меры, сеть учреждений закрытого типа развивается крайне медленно. Более половины субъектов Российской Федерации не имеют специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа.

В результате по-прежнему практикуется направление детей и подростков в специальные учреждения закрытого типа, расположенные в отдаленных регионах. Так, в Щекинском специальном профессиональном училище Тульской области воспитываются несовершеннолетние из 19 субъектов Федерации, в Покровском специальном профессиональном училище для девочек Владимирской области - из 23, включая регионы не только Центрального, но и Северо-Западного, Северо-Кавказского, Приволжского федерального округов. Во всем Дальневосточном федеральном округе нет ни одного специального профессионального училища для мальчиков, подростки из Приморского, Хабаровского краев, Амурской, Камчатской, Магаданской, Сахалинской областей помещаются в специальные учебно-воспитательные учреждения Омской, Кемеровской или Новосибирской областей. Подобная ситуация затрудняет связь подростков с семьями, не позволяет администрации учреждения эффективно взаимодействовать с соответствующими социальными службами по месту жительства воспитанников, что в конечном итоге негативно сказывается на социальной адаптации воспитанников как в период пребывания в учреждении, так и после выпуска.

При этом фактически отсутствуют возможности для реабилитации отдельных категорий несовершеннолетних правонарушителей. В частности, растет число общественно опасных деяний, совершаемых девочками. Число подростков женского пола среди несовершеннолетних, совершивших преступления, за последние 3 года увеличилось на 18,4% (с 12,9 тыс. до 15,2 тыс.). Однако в России практически нет специальных учебно-воспитательных учреждений для девочек, совершивших общественно опасные деяния до достижения возраста уголовной ответственности (функционирует единственная спецшкола в Московской области на 70 мест, а также группы по 10 - 20 мест в 4 учреждениях закрытого типа Краснодарского края, Вологодской, Ростовской, Свердловской областей, рассчитанные, прежде всего, на прием детей из своих регионов).

Особую тревогу вызывает положение с несовершеннолетними, имеющими отклонения в развитии (в частности, легкие формы умственной отсталости) и совершившими общественно опасные деяния. Содержание таких детей в обычных специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа нецелесообразно из-за специфики организации реабилитационного и образовательного процесса для этой категории несовершеннолетних, для них необходимо создавать специальные (коррекционные) образовательные учреждения закрытого типа. В то же время в России существует только одно специальное (коррекционное) учреждение закрытого типа для детей и подростков с подобными отклонениями в развитии - специальная школа для мальчиков в Санкт-Петербурге на 80 мест.

Как следствие, значительная часть подростков, нуждающихся в особых условиях воспитания, остается без специализированной помощи. Подобная ситуация не позволяет начать реабилитационную работу с несовершеннолетними правонарушителями на раннем этапе, приводит к формированию у них чувства безнаказанности, что почти неизбежно ведет к рецидиву. При этом многие подростки не только продолжают совершать преступления, но и вовлекают в противоправную деятельность своих сверстников. В результате в России каждый год к лишению свободы осуждается до 30 тыс. и более подростков, что в 15 - 20 раз больше, чем помещается в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа.

Сложившаяся ситуация во многом обусловлена отсутствием действенных мер государственной поддержки развития сети специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа. Так, пункт 3 Плана мероприятий федеральных органов исполнительной власти по ликвидации детской безнадзорности на 1999 - 2000 годы, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 мая 1999 г. N 736-р, предусматривал создание в течение двух лет 10 специальных профессиональных училищ. Однако данное мероприятие не было подкреплено целевым финансированием из федерального бюджета, что в условиях недостатка финансовых средств в субъектах Федерации значительно усложнило задачу. Как следствие, реально за этот период было создано только 2 специальных профессиональных училища за счет реорганизации учреждений начального профессионального образования (оба в настоящее время в стадии реконструкции). Всего за последние 10 лет вновь создано лишь 8 специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа.

Несмотря на это, при формировании федерального бюджета на 2001 год Минфин России в очередной раз отклонил предложения Минобразования России о целевом финансировании развития сети специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа.

В 2001 г. планируется открытие специальных общеобразовательных школ закрытого типа для мальчиков в Республике Татарстан, Ханты-Мансийском автономном округе, спецшколы для девочек в Иркутской области. Продолжается подготовка к открытию специальных учреждений закрытого типа в Республике Бурятия, Чувашской Республике, Нижегородской, Пермской и ряде других областей, однако из-за недостаточного финансирования работы не завершены.

В настоящее время более 20 регионов готовы создать специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа. В адрес Правительства Российской Федерации, Минобразования России регулярно поступают обращения руководителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации с просьбой об оказании финансовой помощи в открытии подобных учреждений. Только в последние два года поступили такие обращения из Амурской, Ивановской, Калининградской, Липецкой, Магаданской, Смоленской, Читинской и ряда других областей.

Необходимость развития сети специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа подтверждает тот факт, что в большинстве регионов, в которых в свое время (конец 80-х - начало 90-х гг.) по различным причинам были ликвидированы специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа, такие учреждения уже созданы вновь (Костромская область) либо их создание планируется в ближайшей перспективе (Республика Дагестан, Республика Татарстан, Иркутская область, г. Москва).

Среди проблем, с которыми сталкиваются действующие специальные учебно-воспитательные учреждения, первоочередного внимания требует проблема недостаточного и нестабильного финансирования. Как правило, не учитываются или учитываются не в полном объеме в соответствующих бюджетах средства на материальное обеспечение обучающихся воспитанников (в том числе обеспечение согласно установленным нормам детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей); организацию досуговой, спортивно-оздоровительной деятельности, летнего отдыха детей; укрепление материально-технической базы, приобретение инвентаря и оборудования, в том числе для учебных кабинетов, учебно-производственных мастерских, комплектов учебников, наглядных и технических средств обучения; осуществление капитального ремонта, реконструкции и строительства в учреждениях.

Помимо вышеперечисленных проблем в нормативно-правовом обеспечении деятельности специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа требуют уточнения нормативы штатной численности работников специальных учреждений закрытого и открытого типа, а также нормативы бюджетного финансирования обучающихся учреждений открытого типа дневного пребывания.

Во многих учреждениях отмечается недостаточная укомплектованность педагогическими и медицинскими работниками. В 2000 г. специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа были укомплектованы кадрами педагогов-психологов и социальных педагогов не более чем на 55 - 60%, учреждения открытого типа - на 40 - 60 процентов. Ставки психотерапевта были введены только в 15 учреждениях закрытого типа и 3 учреждениях открытого типа, ставки психиатра - в 22 учреждениях закрытого типа и 2 учреждениях открытого типа. Существуют проблемы с обеспечением специальных учебно-воспитательных учреждений квалифицированными кадрами. Текучесть кадров чрезвычайно велика. Основными причинами сложившегося положения являются отсутствие в регионах квалифицированных специалистов, отсутствие в учреждениях условий для соответствующей оплаты труда, проживания, а также повышения квалификации и переподготовки работников.

Недостаточное межведомственное взаимодействие на муниципальном и региональном уровнях препятствует более эффективному решению проблем жизнедеятельности специальных учебно-воспитательных учреждений, а также социальной адаптации выпускников этих учреждений (обеспечение жильем, трудоустройство, продолжение обучения в образовательных учреждениях, оказание социально-психологической помощи по месту жительства).

Вместе с тем, несмотря на все проблемы и недостатки, специальными учебно-воспитательными учреждениями накоплен значительный позитивный опыт работы в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений детей и подростков. Указанные учреждения обеспечивают условия для реализации права на образование несовершеннолетних, которые не хотят или не могут обучаться в "традиционных" образовательных учреждениях, дают возможность "трудным" подросткам адаптироваться в жизни. Заслуживают внимания такие результаты деятельности специальных учебно-воспитательных учреждений, как снижение числа правонарушений, совершаемых детьми и подростками в период пребывания в учреждении и после выпуска, во многих случаях - нормализация семейной ситуации, более ответственное отношение родителей к проблемам своих детей.

Все вышеперечисленное позволяет рассматривать создание специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого и открытого типа как один из наиболее эффективных путей преодоления школьной и социальной дезадаптации, противоправного поведения детей и подростков.

Выводы и предложения

В настоящее время специальные учебно-воспитательные учреждения представляют собой один из наиболее перспективных видов реабилитационного учреждения для несовершеннолетних с проблемами в поведении, обучении, развитии, социальной адаптации. Своевременное помещение подростков в подобное учреждение является одним из эффективных способов оказания несовершеннолетним правонарушителям комплексной помощи, предупреждения совершения ими повторных правонарушений.

Представляется целесообразным создание специальных учебно-воспитательных учреждений открытого типа в каждом регионе (прежде всего, в крупных городах, районах с большой численностью детского населения). Вместе с тем развитие сети указанных учреждений не должно осуществляться за счет сокращения имеющейся сети специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа. В настоящее время помещение в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа остается действенной мерой воспитательного характера, позволяющей обеспечить индивидуальную профилактическую работу с несовершеннолетними, совершившими общественно опасные деяния, без их согласия или согласия их родителей (законных представителей), что особенно важно в тех случаях, когда родители несовершеннолетнего ведут асоциальный образ жизни и возражают против направления своих детей в специализированные реабилитационные учреждения. Специальные учреждения закрытого типа должны быть созданы во всех (или, по крайней мере, в большинстве) субъектах Российской Федерации. При этом особое внимание необходимо уделить созданию специальных (коррекционных) учреждений закрытого типа.

В связи с этим требуется разработка и реализация мер государственной поддержки развития сети специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа. В частности, указанные меры могут быть предусмотрены в проекте федеральной целевой программы "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" на 2003 и последующие годы.

Параллельно с осуществлением мер по сохранению и развитию дифференцированной сети специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого и открытого типа необходимо обеспечить совершенствование нормативно-правовой базы, регулирующей деятельность этих учреждений.

В частности, представляется необходимым вернуться к прежнему порядку направления несовершеннолетних в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа - на срок, необходимый для их реабилитации, но не более чем на три года. При этом срок реабилитации несовершеннолетних в указанном учреждении должна определять психолого-медико-педагогическая комиссия специального учебно-воспитательного учреждения. Данное предложение нашло отражение в проекте федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", разработанном межведомственной рабочей группой при активном участии Министерства образования Российской Федерации.

Также следует расширить перечень категорий несовершеннолетних, которые могут быть направлены в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа.

Учитывая, что проблема направления несовершеннолетних в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа носит межведомственный характер, необходимо обеспечить эффективное взаимодействие в данной области органов управления образованием, специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, органов внутренних дел, судов, прокуратуры субъектов Российской Федерации.

Из других проблем законодательного и практического характера требует первоочередного решения проблема создания ювенальных судов либо реального введения в судах специализации судей по делам несовершеннолетних. Вопрос о направлении несовершеннолетнего в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа, как и другие вопросы, касающиеся судебной защиты прав и законных интересов детей, должны решать компетентные судьи, обладающие специальными знаниями в данной области, способные на практике реализовать специфические принципы ювенальной юстиции (обеспечение индивидуального, личностно-ориентированного подхода к несовершеннолетним, приоритет охраны прав детей и подростков, приоритет реабилитационных, воспитательных мер над карательными и т.д.). Подобный подход к отправлению правосудия в отношении несовершеннолетних предусмотрен международными стандартами в сфере защиты прав детей (Конвенция о правах ребенка, Руководящие принципы ООН для предупреждения преступности среди несовершеннолетних (Эр-Риядские принципы), Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила), Правила ООН, касающиеся защиты несовершеннолетних, лишенных свободы).

Необходимость принятия особых мер для оперативного проведения реформы системы правосудия в отношении несовершеннолетних, включая учреждение специальных судов по делам несовершеннолетних, ускорение процесса судопроизводства, обеспечение профессиональной подготовки сотрудников правоприменительных и судебных органов в области прав ребенка и достижение реабилитационных целей правосудия в отношении несовершеннолетних, отменена и в заключительных замечаниях Комитета по правам ребенка ООН на периодический доклад о реализации Российской Федерацией Конвенции о правах ребенка в 1993 - 1997 гг.

Предлагаемые меры позволят усовершенствовать порядок направления несовершеннолетних в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа, обеспечить более широкое применение этой меры воспитательного воздействия, повысить эффективность работы специальных учебно-воспитательных учреждений и, как следствие, увеличить количество детей и подростков, которым будет своевременно оказана необходимая коррекционно-реабилитационная помощь.

 

 




Законодательство России в сфере образования // Некоммерческий проект про образование в помощь педагогам, студентам, школьникам и их родителям. //

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования

Copyright © www.pravoeducation.ru, 2012 - 2018