Оставьте ссылку на эту страницу в соцсетях:

Поиск по базе документов:

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПРИКАЗ

от 30 октября 2001 г. N 3511

 

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОДПРОГРАММЫ

МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ "ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА 2001 - 2005 ГОДЫ"

 

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2001 г. N 122 "О государственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001 - 2005 годы" приказываю:

1. Утвердить прилагаемую подпрограмму Министерства образования Российской Федерации Государственной программы "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001 - 2005 годы" (далее - подпрограмма).

2. Финансирование мероприятий по реализации подпрограммы осуществить в пределах средств, предусмотренных Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2002 год" в рамках Программы "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001 - 2005 годы", а также за счет привлечения средств органов по делам молодежи и органов управления образованием субъектов Российской Федерации и внебюджетных средств.

3. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на заместителя Министра Коврижных Ю.В.

 

Министр

В.М.ФИЛИППОВ

 

 

 

 

 

Приложение

к Приказу

Минобразования России

от 30 октября 2001 г. N 3511

 

ПОДПРОГРАММА

МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ "ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА 2001 - 2005 ГОДЫ"

 

I. Введение

 

"Идея России, которая

осознается нами, должна

определить путь нашего

будущего служения ей"

Г.П. Федотов

 

Воспитание детей и молодежи в современном российском обществе осуществляется в условиях экономического и политического реформирования, в ходе которого существенно изменились социокультурная жизнь подрастающего поколения, принципы функционирования образовательных учреждений, средств массовой информации, молодежных объединений и организаций. Социально-экономические инновации периода становления российской государственности вызвали определенное социальное расслоение общества, снижение жизненного уровня, ценностную переориентацию в молодежной среде.

Происходящие процессы выдвинули ряд важных, качественно новых задач по созданию суверенного, экономически развитого, цивилизованного, демократического государства, обеспечивающего конституционные свободы, права и обязанности его граждан с полной гарантией их правовой и социальной защищенности. Это предполагает необходимость формирования у граждан и, прежде всего, у подрастающего поколения, высоких нравственных, морально-психологических и этических качеств, среди которых важное значение имеет патриотизм, гражданственность, ответственность за судьбу Отечества и готовность к его защите.

В связи с этим значительно возросла роль образовательных учреждений, детских и молодежных организаций, в рамках которых происходит духовно-нравственное становление детей и молодежи, подготовка их к самостоятельной жизни.

Подпрограмма Министерства образования Российской Федерации Государственной программы "Патриотического воспитания граждан Российской Федерации на 2001 - 2005 годы" ориентирована на повышение общественного статуса патриотического воспитания в учреждениях образования всех уровней - от дошкольного до высшего профессионального, обновление его содержания и структуры на основе отечественных традиций и современного опыта.

 

II. Содержание проблемы патриотического воспитания

 

За последнее время вследствие продолжающихся кризисных явлений в социально-экономической, политической, культурной и прочих сферах общественной жизни прошел резкий спад в деятельности воспитания подрастающего поколения. Большую тревогу вызывает одно из ключевых направлений этой деятельности, связанное с созданием условий для воспитания и развития личности гражданина и патриота России, готового и способного отстаивать ее интересы. Ослаблен механизм координации и организации деятельности органов государственной власти, местного самоуправления и военного управления по воспитанию подрастающего поколения на всех уровнях. В связи с этим проблема патриотического воспитания детей и молодежи становится одной из актуальнейших. Вместе с тем она обретает новые характеристики и соответственно новые подходы к ее решению как составная часть целостного процесса социальной адаптации, жизненного самоопределения и становления личности.

За последнее время все большее распространение приобретает взгляд на патриотизм как на важнейшую ценность, интегрирующую не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно-исторический, военно-исторический и другие компоненты.

К числу определяющих принципов, которые одновременно являются важным условием реализации цели и задач патриотического воспитания, относится признание высокой социальной значимости патриотизма, необходимости создания реальных возможностей и осуществления целенаправленных усилий для его развития у детей и молодежи.

Однако существует ряд проблем, мешающих эффективной организации работы по патриотическому воспитанию детей и молодежи, а именно:

несовершенство законодательной базы по гражданскому и патриотическому воспитанию;

недостаточное оснащение и коммерциализация сохранившейся материально-технической базы образовательных учреждений, военно-патриотических клубов и объединений;

отсутствие заинтересованности СМИ в пропаганде патриотического воспитания детей и молодежи и подготовке их к военной службе;

малочисленность высокопрофессиональных кадров в общественных военно-патриотических клубах и объединениях, образовательных учреждениях, занимающихся вопросами патриотического воспитания;

недостаточное программно-методическое обеспечение образовательного процесса;

отсутствие системы координации деятельности заинтересованных структур министерств, ведомств, научных и образовательных учебных заведений, общественных и религиозных организаций, занимающихся гражданским и патриотическим воспитанием детей и молодежи.

В настоящее время большое значение приобретает поиск и разработка инновационных подходов к патриотическому воспитанию, реализация которых способствовала бы созданию качественно новых подходов в организации этой деятельности с подрастающим поколением.

 

III. Цель и задачи подпрограммы

 

Целью подпрограммы является создание системы патриотического и духовно-нравственного воспитания детей и молодежи для формирования социально активной личности гражданина и патриота, обладающей чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу и готовностью к его защите.

Для достижения основной цели подпрограммы требуется решение следующих задач:

- координация деятельности подразделений Министерства образования Российской Федерации по гражданскому и патриотическому воспитанию детей и молодежи;

- повышение социального статуса патриотического воспитания детей и молодежи в российском обществе;

- проведение научно обоснованной управленческой и организаторской деятельности по созданию условий для эффективной работы по патриотическому воспитанию детей и молодежи;

- повышение профессионального уровня управления процессом патриотического воспитания; обеспечение взаимодействия системы образования, общественных объединений и организаций со всеми социальными институтами;

- использование отечественных традиций и современного опыта в области патриотического воспитания;

- повышение уровня работы со средствами массовой информации и печати по вопросам патриотического воспитания детей и молодежи;

- обновление программно-методического содержания, расширение правовой, нормативной и материальной базы в системе патриотического воспитания;

- создание федеральной системы подготовки специалистов, руководителей образовательных учреждений, военно-патриотических клубов и объединений;

- обобщение и распространение опыта педагогической и экономической деятельности образовательных учреждений и организаций, занимающихся патриотическим воспитанием детей и молодежи;

- воспитание гражданина и патриота России через изучение ее правовой и государственной систем, символики, жизни и деятельности выдающихся личностей;

- привлечение общественности к решению проблем духовно-нравственного и патриотического воспитания детей и молодежи через формирование общественного мнения и взаимодействие с негосударственными и общественными организациями;

- обновление содержания работы в образовательных учреждениях, организациях, объединениях по военно-профессиональной ориентации обучающихся, повышение уровня подготовки их к военной службе;

- расширение сети образовательных учреждений (в том числе кадетских школ, классов, школ-интернатов), общественных военно-патриотических клубов и объединений, занимающихся патриотическим воспитанием.

 

IV. Система мероприятий подпрограммы

 

Система мероприятий предусматривает решение конкретных задач, взаимосвязанных и скоординированных по времени, ресурсам и исполнителям, включая:

- создание нормативной правовой базы патриотического воспитания детей и молодежи Российской Федерации;

- совершенствование деятельности институтов государственной власти в области патриотического воспитания граждан Российской Федерации;

- систему мер государственных институтов по совершенствованию процесса патриотического воспитания граждан Российской Федерации;

- государственное воздействие на пропаганду патриотизма в средствах массовой информации;

- координацию деятельности общественных объединений и организаций в интересах патриотического воспитания граждан Российской Федерации;

- формирование научно-теоретических и методических основ патриотического воспитания граждан Российской Федерации.

 

V. Механизм реализации подпрограммы

 

Координацию пунктов подпрограммы Министерства образования Российской Федерации Государственной программы "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001 - 2005 годы" осуществляет рабочая группа.

Рабочая группа:

1. Разрабатывает план мероприятий подпрограммы Министерства образования Российской Федерации Государственной программы "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001 - 2005 годы", касающихся Минобразования России.

2. Определяет конкретные мероприятия подпрограммы, необходимые затраты по каждому из них и источники финансирования, исходя из средств Минобразования России, внебюджетных средств, а также средств органов управления образованием и органов по делам молодежи субъектов Российской Федерации.

Функции рабочего органа по реализации подпрограммы Министерства образования Российской Федерации Государственной программы "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001 - 2005 годы" возлагаются на Департамент по молодежной политике Минобразования России.

Предусматривается организация и проведение семинаров, совещаний по вопросам реализации мероприятий подпрограммы.

 

VI. Ресурсное обеспечение подпрограммы

 

Подпрограмма реализуется за счет средств федерального бюджета, бюджета субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников.

Предполагаемый объем финансирования подпрограммы на 2001 - 2005 гг. за счет средств федерального бюджета составляет 46,11 млн. рублей.

 

VII. Оценка эффективности реализации

мероприятий подпрограммы

 

В результате реализации мероприятий подпрограммы ожидается:

создание нормативно-организационных, управленческих условий для эффективной работы по патриотическому воспитанию детей и молодежи;

формирование программно-методической базы для переподготовки и повышения квалификации руководящих, педагогических кадров образовательных учреждений, военно-патриотических клубов и объединений;

создание и совершенствование образовательных программ патриотического воспитания обучающихся и подготовки их к военной службе с учетом специфики образовательных учреждений, организаций и объединений;

обобщение опыта педагогической и экономической деятельности образовательных учреждений, организаций, занимающихся патриотическим воспитанием обучающихся и подготовкой их к военной службе;

улучшение и разнообразие содержания работы по военно-профессиональной ориентации обучающихся, повышение уровня подготовки их к военной службе;

совершенствование системы физической подготовки молодежи к военной службе;

привлечение общественности к решению проблем духовно-нравственного и патриотического воспитания детей и молодежи;

создание эффективной системы патриотического воспитания детей и молодежи;

повышение престижа военной службы;

формирование гражданско-патриотического сознания, развитие чувства сопричастности судьбам Отечества.

 

 




Законодательство России в сфере образования // Некоммерческий проект про образование в помощь педагогам, студентам, школьникам и их родителям. //

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования

Copyright © www.pravoeducation.ru, 2012 - 2018