МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 30 октября 2001 г. N 3511
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОДПРОГРАММЫ
МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ "ПАТРИОТИЧЕСКОЕ
ВОСПИТАНИЕ
ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА 2001 - 2005 ГОДЫ"
В соответствии с
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2001 г. N 122
"О государственной программе "Патриотическое воспитание граждан
Российской Федерации на 2001 - 2005 годы" приказываю:
1. Утвердить
прилагаемую подпрограмму Министерства образования Российской Федерации
Государственной программы "Патриотическое воспитание граждан Российской
Федерации на 2001 - 2005 годы" (далее - подпрограмма).
2. Финансирование
мероприятий по реализации подпрограммы осуществить в пределах средств,
предусмотренных Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2002
год" в рамках Программы "Патриотическое воспитание граждан Российской
Федерации на 2001 - 2005 годы", а также за счет привлечения средств
органов по делам молодежи и органов управления образованием субъектов
Российской Федерации и внебюджетных средств.
3. Контроль за
исполнением настоящего Приказа возложить на заместителя Министра Коврижных Ю.В.
Министр
В.М.ФИЛИППОВ
Приложение
к Приказу
Минобразования
России
от 30 октября 2001
г. N 3511
ПОДПРОГРАММА
МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ "ПАТРИОТИЧЕСКОЕ
ВОСПИТАНИЕ
ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА 2001 - 2005 ГОДЫ"
I. Введение
"Идея России,
которая
осознается нами, должна
определить путь нашего
будущего служения
ей"
Г.П. Федотов
Воспитание детей и
молодежи в современном российском обществе осуществляется в условиях
экономического и политического реформирования, в ходе которого существенно
изменились социокультурная жизнь подрастающего поколения, принципы
функционирования образовательных учреждений, средств массовой информации,
молодежных объединений и организаций. Социально-экономические инновации периода
становления российской государственности вызвали определенное социальное
расслоение общества, снижение жизненного уровня, ценностную переориентацию в
молодежной среде.
Происходящие
процессы выдвинули ряд важных, качественно новых задач по созданию суверенного,
экономически развитого, цивилизованного, демократического государства,
обеспечивающего конституционные свободы, права и обязанности его граждан с
полной гарантией их правовой и социальной защищенности. Это предполагает
необходимость формирования у граждан и, прежде всего, у подрастающего
поколения, высоких нравственных, морально-психологических и этических качеств,
среди которых важное значение имеет патриотизм, гражданственность,
ответственность за судьбу Отечества и готовность к его защите.
В связи с этим
значительно возросла роль образовательных учреждений, детских и молодежных
организаций, в рамках которых происходит духовно-нравственное становление детей
и молодежи, подготовка их к самостоятельной жизни.
Подпрограмма
Министерства образования Российской Федерации Государственной программы
"Патриотического воспитания граждан Российской Федерации на 2001 - 2005
годы" ориентирована на повышение общественного статуса патриотического
воспитания в учреждениях образования всех уровней - от дошкольного до высшего
профессионального, обновление его содержания и структуры на основе
отечественных традиций и современного опыта.
II.
Содержание проблемы патриотического воспитания
За последнее время
вследствие продолжающихся кризисных явлений в социально-экономической,
политической, культурной и прочих сферах общественной жизни прошел резкий спад
в деятельности воспитания подрастающего поколения. Большую тревогу вызывает
одно из ключевых направлений этой деятельности, связанное с созданием условий
для воспитания и развития личности гражданина и патриота России, готового и
способного отстаивать ее интересы. Ослаблен механизм координации и организации
деятельности органов государственной власти, местного самоуправления и военного
управления по воспитанию подрастающего поколения на всех уровнях. В связи с
этим проблема патриотического воспитания детей и молодежи становится одной из
актуальнейших. Вместе с тем она обретает новые характеристики и соответственно
новые подходы к ее решению как составная часть целостного процесса социальной
адаптации, жизненного самоопределения и становления личности.
За последнее время
все большее распространение приобретает взгляд на патриотизм как на важнейшую
ценность, интегрирующую не только социальный, но и духовно-нравственный,
идеологический, культурно-исторический, военно-исторический и другие
компоненты.
К числу
определяющих принципов, которые одновременно являются важным условием
реализации цели и задач патриотического воспитания, относится признание высокой
социальной значимости патриотизма, необходимости создания реальных возможностей
и осуществления целенаправленных усилий для его развития у детей и молодежи.
Однако существует
ряд проблем, мешающих эффективной организации работы по патриотическому
воспитанию детей и молодежи, а именно:
несовершенство
законодательной базы по гражданскому и патриотическому воспитанию;
недостаточное
оснащение и коммерциализация сохранившейся материально-технической базы
образовательных учреждений, военно-патриотических клубов и объединений;
отсутствие
заинтересованности СМИ в пропаганде патриотического воспитания детей и молодежи
и подготовке их к военной службе;
малочисленность
высокопрофессиональных кадров в общественных военно-патриотических клубах и
объединениях, образовательных учреждениях, занимающихся вопросами
патриотического воспитания;
недостаточное
программно-методическое обеспечение образовательного процесса;
отсутствие системы
координации деятельности заинтересованных структур министерств, ведомств,
научных и образовательных учебных заведений, общественных и религиозных
организаций, занимающихся гражданским и патриотическим воспитанием детей и
молодежи.
В настоящее время
большое значение приобретает поиск и разработка инновационных подходов к
патриотическому воспитанию, реализация которых способствовала бы созданию
качественно новых подходов в организации этой деятельности с подрастающим
поколением.
III. Цель и
задачи подпрограммы
Целью подпрограммы
является создание системы патриотического и духовно-нравственного воспитания
детей и молодежи для формирования социально активной личности гражданина и
патриота, обладающей чувством национальной гордости, гражданского достоинства,
любви к Отечеству, своему народу и готовностью к его защите.
Для достижения
основной цели подпрограммы требуется решение следующих задач:
- координация деятельности подразделений Министерства образования Российской
Федерации по гражданскому и патриотическому воспитанию детей и молодежи;
- повышение
социального статуса патриотического воспитания детей и молодежи в российском
обществе;
- проведение научно
обоснованной управленческой и организаторской деятельности по созданию условий
для эффективной работы по патриотическому воспитанию детей и молодежи;
- повышение
профессионального уровня управления процессом патриотического воспитания;
обеспечение взаимодействия системы образования, общественных объединений и
организаций со всеми социальными институтами;
- использование
отечественных традиций и современного опыта в области патриотического
воспитания;
- повышение уровня
работы со средствами массовой информации и печати по вопросам патриотического
воспитания детей и молодежи;
- обновление
программно-методического содержания, расширение правовой, нормативной и
материальной базы в системе патриотического воспитания;
- создание
федеральной системы подготовки специалистов, руководителей образовательных
учреждений, военно-патриотических клубов и объединений;
- обобщение и
распространение опыта педагогической и экономической деятельности
образовательных учреждений и организаций, занимающихся патриотическим
воспитанием детей и молодежи;
- воспитание
гражданина и патриота России через изучение ее правовой и государственной
систем, символики, жизни и деятельности выдающихся личностей;
- привлечение
общественности к решению проблем духовно-нравственного и патриотического
воспитания детей и молодежи через формирование общественного мнения и
взаимодействие с негосударственными и общественными организациями;
- обновление
содержания работы в образовательных учреждениях, организациях, объединениях по
военно-профессиональной ориентации обучающихся, повышение уровня подготовки их
к военной службе;
- расширение сети
образовательных учреждений (в том числе кадетских школ, классов,
школ-интернатов), общественных военно-патриотических клубов и объединений,
занимающихся патриотическим воспитанием.
IV. Система
мероприятий подпрограммы
Система мероприятий
предусматривает решение конкретных задач, взаимосвязанных и скоординированных
по времени, ресурсам и исполнителям, включая:
- создание
нормативной правовой базы патриотического воспитания детей и молодежи
Российской Федерации;
- совершенствование
деятельности институтов государственной власти в области патриотического
воспитания граждан Российской Федерации;
- систему мер
государственных институтов по совершенствованию процесса патриотического
воспитания граждан Российской Федерации;
- государственное
воздействие на пропаганду патриотизма в средствах массовой информации;
- координацию
деятельности общественных объединений и организаций в интересах патриотического
воспитания граждан Российской Федерации;
- формирование
научно-теоретических и методических основ патриотического воспитания граждан
Российской Федерации.
V. Механизм
реализации подпрограммы
Координацию пунктов подпрограммы Министерства образования Российской Федерации
Государственной программы "Патриотическое воспитание граждан
Российской Федерации на 2001 - 2005 годы" осуществляет рабочая группа.
Рабочая группа:
1. Разрабатывает
план мероприятий подпрограммы Министерства образования
Российской Федерации Государственной программы "Патриотическое
воспитание граждан Российской Федерации на 2001 - 2005 годы", касающихся
Минобразования России.
2. Определяет
конкретные мероприятия подпрограммы, необходимые затраты по каждому из них и
источники финансирования, исходя из средств Минобразования России, внебюджетных
средств, а также средств органов управления образованием и органов по делам
молодежи субъектов Российской Федерации.
Функции рабочего
органа по реализации подпрограммы Министерства образования Российской Федерации
Государственной программы "Патриотическое воспитание граждан Российской
Федерации на 2001 - 2005 годы" возлагаются на Департамент по молодежной
политике Минобразования России.
Предусматривается
организация и проведение семинаров, совещаний по вопросам реализации
мероприятий подпрограммы.
VI.
Ресурсное обеспечение подпрограммы
Подпрограмма
реализуется за счет средств федерального бюджета, бюджета субъектов Российской
Федерации и внебюджетных источников.
Предполагаемый
объем финансирования подпрограммы на 2001 - 2005 гг. за счет средств
федерального бюджета составляет 46,11 млн. рублей.
VII. Оценка
эффективности реализации
мероприятий
подпрограммы
В результате
реализации мероприятий подпрограммы ожидается:
создание
нормативно-организационных, управленческих условий для эффективной работы по
патриотическому воспитанию детей и молодежи;
формирование
программно-методической базы для переподготовки и повышения квалификации
руководящих, педагогических кадров образовательных учреждений,
военно-патриотических клубов и объединений;
создание и
совершенствование образовательных программ патриотического воспитания
обучающихся и подготовки их к военной службе с учетом специфики образовательных
учреждений, организаций и объединений;
обобщение опыта
педагогической и экономической деятельности образовательных учреждений,
организаций, занимающихся патриотическим воспитанием обучающихся и подготовкой
их к военной службе;
улучшение и
разнообразие содержания работы по военно-профессиональной ориентации
обучающихся, повышение уровня подготовки их к военной службе;
совершенствование
системы физической подготовки молодежи к военной службе;
привлечение
общественности к решению проблем духовно-нравственного и патриотического
воспитания детей и молодежи;
создание
эффективной системы патриотического воспитания детей и молодежи;
повышение престижа
военной службы;
формирование
гражданско-патриотического сознания, развитие чувства сопричастности судьбам
Отечества.