МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 26 сентября 2001 г. N 22-06-1277
О СООТВЕТСТВИИ УСТАВОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
УЧРЕЖДЕНИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В соответствии с
письмом Минобразования России от 25.01.2000 N 22-06-85 "Об усилении контроля за соблюдением требований к уставам
общеобразовательных учреждений, предусмотренных законодательством Российской
Федерации" органами управления 49 субъектов Российской Федерации были
проведены инспекционные проверки по соответствию уставов и локальных актов,
регламентирующих деятельность общеобразовательных учреждений, законодательству
Российской Федерации в области образования.
По результатам
анализа выборочной информации установлено, что органы управления образованием
осуществляют постоянный контроль за соблюдением
конституционного права граждан на образование, выполнением законодательства
Российской Федерации в области образования и нормативных правовых документов
Минобразования России.
Устав является
одним из основных организационно - правовых документов, на основании которого
строится вся деятельность общеобразовательного учреждения. Однако, как
показывает практика, во многих общеобразовательных учреждениях, регламентируя
цели и задачи, организационную структуру, экономический и хозяйственный аспекты
деятельности, руководители общеобразовательных учреждений не принимают во
внимание то, что устав - основной нормативный акт, регламентирующий права
участников образовательного процесса, и в первую очередь обучающихся.
Отсутствие или
недоработка именно этих вопросов, регулирующих правовые отношения участников
образовательного процесса, пункт 5 "б", "в", "г",
"д", "ж", "з", а также пункты 8, 9 статьи 13
Закона РФ "Об образовании" являются характерными, типичными
нарушениями при разработке и принятии устава.
Это прежде всего:
порядок приема обучающихся,
воспитанников;
порядок и основания
отчисления и перевода обучающихся, воспитанников;
система оценок при
промежуточной аттестации, формы и порядок ее проведения;
порядок
регламентации и оформления отношений образовательного учреждения и обучающихся,
воспитанников и (или) их родителей (законных представителей).
В данном случае
устав практически не выполняет правозащитную функцию, установленную Законом РФ
"Об образовании" (п. 1 ст. 50), нарушается принцип общедоступности
образования (п. 3 ст. 2 указанного Закона).
В связи с этим
возникают конфликтные ситуации, приводящие к нарушению прав и свобод (п. 3.4
ст. 32): прием детей в 1 класс на конкурсной основе, необоснованное отчисление
обучающихся, невозможность ознакомления родителей и обучающихся с ходом и
содержанием образовательного процесса, а также с оценками успеваемости
обучающихся и т.д.
В основном
руководители зачастую не знакомят с уставом общеобразовательного учреждения
участников образовательного процесса, не констатируют ознакомление при приеме в
общеобразовательное учреждение, например, в записях протоколов родительских
собраний, педагогических советов и заявлениях обучающихся (родителей).
Руководители
отдельных общеобразовательных учреждений, не уделяя необходимого внимания
организационно - правовой роли устава в деятельности общеобразовательного
учреждения, относятся к содержанию данного документа как формальному требованию
органов управления образованием.
При этом не
учитывается, что в период совершенствования правовых отношений в стране, с
введением новых законодательных актов, постановлений Правительства Российской
Федерации, нормативных правовых документов Минобразования России, защищающих
права и свободу гражданина, необходимо срочно провести работу по внесению
изменений, обеспечивающих правовые отношения между участниками образовательного
процесса в уставы общеобразовательных учреждений, зарегистрированных в
установленном порядке.
В связи с изложенным Управление рекомендует:
1. При
осуществлении контрольно - инспекционных функций в процессе лицензирования,
аттестации и аккредитации общеобразовательного учреждения
прежде всего рассматривать соответствие устава законодательству России.
2. Продолжать работу по осуществлению контроля за своевременным
внесением в уставы и локальные акты, регламентирующие деятельность
общеобразовательного учреждения, необходимых дополнений, изменений, приведением
их в соответствие с действующим законодательством Российской Федерации согласно
письму Минобразования России от 25.01.2000 N 22-06-85 "Об усилении
контроля за соблюдением требований к уставам общеобразовательных учреждений,
предусмотренных законодательством Российской Федерации".
3. Разработать
систему мер ответственности руководителей общеобразовательных учреждений за
повышение эффективности и совершенствования организационно - правовой основы
функционирования общеобразовательного учреждения и при необходимости принимать
меры к должностным лицам, допустившим нарушения.
Начальник
Управления
В.Ф.САУТКИН