Оставьте ссылку на эту страницу в соцсетях:

Поиск по базе документов:

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 26 сентября 2001 г. N 22-06-1277

 

О СООТВЕТСТВИИ УСТАВОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ

УЧРЕЖДЕНИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

В соответствии с письмом Минобразования России от 25.01.2000 N 22-06-85 "Об усилении контроля за соблюдением требований к уставам общеобразовательных учреждений, предусмотренных законодательством Российской Федерации" органами управления 49 субъектов Российской Федерации были проведены инспекционные проверки по соответствию уставов и локальных актов, регламентирующих деятельность общеобразовательных учреждений, законодательству Российской Федерации в области образования.

По результатам анализа выборочной информации установлено, что органы управления образованием осуществляют постоянный контроль за соблюдением конституционного права граждан на образование, выполнением законодательства Российской Федерации в области образования и нормативных правовых документов Минобразования России.

Устав является одним из основных организационно - правовых документов, на основании которого строится вся деятельность общеобразовательного учреждения. Однако, как показывает практика, во многих общеобразовательных учреждениях, регламентируя цели и задачи, организационную структуру, экономический и хозяйственный аспекты деятельности, руководители общеобразовательных учреждений не принимают во внимание то, что устав - основной нормативный акт, регламентирующий права участников образовательного процесса, и в первую очередь обучающихся.

Отсутствие или недоработка именно этих вопросов, регулирующих правовые отношения участников образовательного процесса, пункт 5 "б", "в", "г", "д", "ж", "з", а также пункты 8, 9 статьи 13 Закона РФ "Об образовании" являются характерными, типичными нарушениями при разработке и принятии устава.

Это прежде всего:

порядок приема обучающихся, воспитанников;

порядок и основания отчисления и перевода обучающихся, воспитанников;

система оценок при промежуточной аттестации, формы и порядок ее проведения;

порядок регламентации и оформления отношений образовательного учреждения и обучающихся, воспитанников и (или) их родителей (законных представителей).

В данном случае устав практически не выполняет правозащитную функцию, установленную Законом РФ "Об образовании" (п. 1 ст. 50), нарушается принцип общедоступности образования (п. 3 ст. 2 указанного Закона).

В связи с этим возникают конфликтные ситуации, приводящие к нарушению прав и свобод (п. 3.4 ст. 32): прием детей в 1 класс на конкурсной основе, необоснованное отчисление обучающихся, невозможность ознакомления родителей и обучающихся с ходом и содержанием образовательного процесса, а также с оценками успеваемости обучающихся и т.д.

В основном руководители зачастую не знакомят с уставом общеобразовательного учреждения участников образовательного процесса, не констатируют ознакомление при приеме в общеобразовательное учреждение, например, в записях протоколов родительских собраний, педагогических советов и заявлениях обучающихся (родителей).

Руководители отдельных общеобразовательных учреждений, не уделяя необходимого внимания организационно - правовой роли устава в деятельности общеобразовательного учреждения, относятся к содержанию данного документа как формальному требованию органов управления образованием.

При этом не учитывается, что в период совершенствования правовых отношений в стране, с введением новых законодательных актов, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых документов Минобразования России, защищающих права и свободу гражданина, необходимо срочно провести работу по внесению изменений, обеспечивающих правовые отношения между участниками образовательного процесса в уставы общеобразовательных учреждений, зарегистрированных в установленном порядке.

В связи с изложенным Управление рекомендует:

1. При осуществлении контрольно - инспекционных функций в процессе лицензирования, аттестации и аккредитации общеобразовательного учреждения прежде всего рассматривать соответствие устава законодательству России.

2. Продолжать работу по осуществлению контроля за своевременным внесением в уставы и локальные акты, регламентирующие деятельность общеобразовательного учреждения, необходимых дополнений, изменений, приведением их в соответствие с действующим законодательством Российской Федерации согласно письму Минобразования России от 25.01.2000 N 22-06-85 "Об усилении контроля за соблюдением требований к уставам общеобразовательных учреждений, предусмотренных законодательством Российской Федерации".

3. Разработать систему мер ответственности руководителей общеобразовательных учреждений за повышение эффективности и совершенствования организационно - правовой основы функционирования общеобразовательного учреждения и при необходимости принимать меры к должностным лицам, допустившим нарушения.

 

Начальник Управления

В.Ф.САУТКИН

 

 




Законодательство России в сфере образования // Некоммерческий проект про образование в помощь педагогам, студентам, школьникам и их родителям. //

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования

Copyright © www.pravoeducation.ru, 2012 - 2018