МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 2 августа 2001 г. N 809/23-16
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ
В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
ГРУПП ДЛЯ СЛАБОСЛЫШАЩИХ ДЕТЕЙ СО СЛОЖНЫМИ
(КОМПЛЕКСНЫМИ) НАРУШЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ
В настоящее время
среди воспитанников дошкольных образовательных учреждений (далее - ДОУ)
компенсирующего вида увеличилось число детей со сложными (комплексными)
нарушениями в развитии. Значительная часть таких детей не
справляется с темпами освоения материала традиционных коррекционных
программ воспитания и обучения, испытывает трудности социальной адаптации и в
результате оказывается неподготовленной к обучению в школе. Эти дети нуждаются
в особой организации воспитательно - образовательной
работы, содержание, формы и методы которой должны быть адекватными их
возможностям.
В соответствии с
пунктом 48 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении,
утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.07.95 N
677, в ДОУ компенсирующего вида допускается открытие групп для детей со
сложными дефектами (два и более дефекта).
Анализ опыта
создания в Российской Федерации групп для детей со сложными нарушениями в
развитии свидетельствует о том, что указанные формы работы не нашли широкого
распространения. В настоящее время можно констатировать, что необходимое
программно - методическое обеспечение разрабатывается в достаточной мере лишь
для групп слабослышащих детей со сложными (комплексными) нарушениями в
развитии. В соответствии с этим по просьбе органов управления образованием
субъектов Российской Федерации, методических служб и руководителей ДОУ
компенсирующего вида Министерство образования Российской Федерации направляет
для использования в работе рекомендации по комплектованию, организации работы,
отбору программно - методического обеспечения групп для слабослышащих детей со
сложными нарушениями в развитии.
Группы для
слабослышащих детей со сложными нарушениями в развитии создаются для
дошкольников, у которых нарушение слуха сочетается с первичной задержкой
психического развития, умственной отсталостью, нарушениями опорно -
двигательного аппарата, мозговых механизмов речи, снижением зрительного
восприятия.
Основными задачами
работы групп для детей со сложными (комплексными) нарушениями в развитии (далее
- групп) являются:
- углубленное
медико - психолого - педагогическое изучение детей в процессе коррекционного
воспитания и обучения; уточнение характера и степени выраженности каждого из
нарушений;
- создание
оптимальных условий для физического, познавательного, речевого и социально -
личностного развития детей;
- осуществление
психолого - педагогической коррекции нарушений в развитии воспитанников группы
с учетом индивидуальных возможностей и личностных особенностей каждого ребенка;
- создание условий
для формирования предпосылок к учебной деятельности и подготовка воспитанников
к обучению на следующей ступени образования;
- определение формы
дальнейшего обучения каждого воспитанника.
Комплектование
группы осуществляется по заявлению родителей (законных представителей) и на
основании заключения психолого - педагогической и медико - педагогической
комиссий, которые устанавливают (уточняют) диагноз и дают рекомендации по
выбору направлений коррекционно - педагогической работы с ребенком.
Предпочтительным
вариантом является первоначальное (диагностическое) обучение ребенка со сложной
структурой нарушений развития в обычной группе для слабослышащих детей
(ясельной, младшей) с целью выявления особенностей развития и возможностей в
обучении. В случае обнаружения значительных трудностей при обучении ребенка в
обычной группе психолого - медико - педагогическая комиссия решает вопрос о
целесообразности перевода ребенка в группу для детей со сложными недостатками
развития. Вместе с тем не исключен и такой вариант, когда дети с выраженными
нарушениями в развитии после первичного обследования на комиссии (установления
диагноза) и при условии возрастного соответствия направляются в данную группу
сразу.
Как показывает
практический опыт, с целью наиболее эффективного обучения ребенка в группе и
подготовки воспитанников к следующему звену обучения целесообразно обеспечить
максимально долгое пребывание ребенка в группе, т.е. направлять в группу детей
в возрасте 4 - 5 лет (с учетом трехлетнего срока воспитания и обучения в данной
группе). В группу также могут приниматься дети и более старшего возраста (6
лет) на одно-, двухлетний срок воспитания и обучения.
В одну группу могут
направляться дети с разными вариантами сочетания недостатков в развитии. Их
воспитание и обучение проводятся с учетом индивидуальных особенностей развития.
Практический опыт
показывает, что нецелесообразно принимать в группу для слабослышащих детей со
сложными (комплексными) недостатками развития:
- слепоглухих
детей;
- умственно
отсталых (степени имбецильности и идиотии)
слабослышащих детей;
- детей с психопатоподобным поведением;
- детей с текущими
психическими заболеваниями (эпилепсией и др.);
- детей с тяжелыми
нарушениями моторики, нуждающихся в индивидуальном уходе;
- детей с тяжелыми
нарушениями речи (при сохранном слухе);
- детей с общими
противопоказаниями для поступления в ДОУ.
Такие дети
с целью осуществления индивидуальной коррекционно - педагогической работы по
заключению медико - педагогической и психолого - педагогической комиссий и с
согласия родителей (законных представителей) могут посещать индивидуальные
занятия специалистов или зачисляться в группы кратковременного пребывания
(письмо Минобразования России "Об организации в дошкольных образовательных
учреждениях групп кратковременного пребывания для детей с отклонениями в
развитии" от 29.06.99 N 129/23-16).
Наполняемость
группы определяется в соответствии с пунктом 48 Типового положения о дошкольном
образовательном учреждении и составляет до 5 детей для обеих возрастных групп
(до 3 лет и старше 3 лет).
В процессе обучения
воспитанников в группе специалистам психолого - медико - педагогического
консилиума ДОУ (а при его отсутствии - специалистам психолого - педагогических
и медико - педагогических комиссий) рекомендуется осуществлять длительное
систематическое и планомерное изучение детей: осуществлять контроль
за психофизическим состоянием, уточнять диагнозы, сравнивать и оценивать
результаты коррекционно - педагогической работы на разных этапах обучения.
В конце каждого
года обучения психолого - педагогическая и медико - педагогическая комиссии по
результатам обследования воспитанников группы дают рекомендации о дальнейших
формах обучения каждого ребенка. По заключению комиссии и при условии
достижения ребенком определенного уровня развития он может быть переведен из группы для детей со сложными недостатками в развитии в
компенсирующую группу (для слабослышащих детей).
При организации
коррекционно - педагогического процесса в группе необходимо учитывать
особенности психофизического состояния воспитанников (повышенная утомляемость,
низкая работоспособность и т.п.) и обращать внимание на внешние признаки
утомления: подавленность, вялость, раздражительность либо повышенная возбудимость
и т.д.
С целью
профилактики переутомления детей следует чередовать занятия, требующие от детей
умственного напряжения, с занятиями физкультурно - оздоровительного и
эстетического цикла, включающими активную двигательную деятельность детей. В
процессе каждого занятия должно быть предусмотрено чередование статистических и
двигательных нагрузок; в середине каждого занятия, как рекомендуют медицинские
работники, необходимо проводить физкультминутку.
В силу особенностей
психофизического состояния воспитанников группы в режиме дня (в отличие от
компенсирующих групп для слабослышащих детей) выделяется больше времени на
проведение режимных моментов (завтрак, обед, подготовка к прогулке и т.д.),
сокращается общее время занятий. Примерный режим дня для групп первого, второго
- третьего годов обучения дан в Приложении 1.
В течение дня
необходимо предусматривать сбалансированное чередование специально
организованных занятий, нерегламентированной деятельности и отдыха детей. Не
рекомендуется "поторапливать" детей во время питания, пробуждения,
выполнения ими каких-либо заданий; тон педагога должен быть ровным, спокойным,
доброжелательным.
Организационными
формами проведения занятий с воспитанниками группы являются фронтальные (со
всеми воспитанниками), подгрупповые (деление группы на 2 подгруппы); занятия
малыми подгруппами (по 2 - 3 ребенка), индивидуальные. В первой половине дня
рекомендуется проводить два занятия учителя - дефектолога (сурдопедагога) и
одно занятие воспитателя; во второй половине дня - два занятия воспитателя. Продолжительность одного занятия в средней группе составляет 15
минут, в старшей - 20 минут, в подготовительной - 25 минут. Между
занятиями необходимо предусмотреть перерывы не менее 10 минут. Индивидуальные
занятия проводятся с каждым воспитанником группы ежедневно. Их
длительность в средней группе - 15 - 20 минут на одного ребенка; в старшей и
подготовительной - 20 - 25 минут. Примерное расписание занятий (для 3-го
года обучения) дано в Приложении 3.
В учебный план
групп для детей со сложными нарушениями развития включаются все разделы работы,
содержащиеся в Программе воспитания и обучения слабослышащих детей дошкольного
возраста (М., Просвещение, 1991). Примерный учебный план представлен в
Приложении 2.
Проведению
фронтальных и индивидуальных занятий должно предшествовать всестороннее
психолого - педагогическое обследование детей педагогом - психологом, учителем
- дефектологом (сурдопедагогом), воспитателями и медицинскими работниками ДОУ
(психолого - медико - педагогический консилиум учреждения) с целью определения
уровня психофизического и социального развития ребенка, познавательной
деятельности, изучения навыков игровой и изобразительной деятельности, а также
состояния слуха и речи. Полученные в ходе обследования данные должны стать
основой для планирования фронтальных занятий и составления индивидуальной
программы коррекционно - педагогической работы с ребенком.
При
планировании фронтальных занятий на основе Программы воспитания и обучения
слабослышащих детей дошкольного возраста в соответствии с состоянием здоровья и
особенностями их развития рекомендуется сокращать объем и содержание материала
по разным разделам Программы; при необходимости - предусматривать увеличение
количества занятий по каждой теме, большую повторяемость тематического материала
в разных видах занятий и нерегламентированной детской деятельности.
На индивидуальные
занятия рекомендуется выносить материал из разных разделов работы, вызывающий
наибольшие затруднения у каждого из воспитанников группы. Занятия по различным
разделам Программы могут чередоваться. Например, в течение недели могут
чередоваться индивидуальные занятия по развитию слухового восприятия и обучению
произношению с занятиями по развитию речи и формированию элементарных
математических представлений. Необходимость проведения индивидуальной работы по
тем или иным разделам Программы определяется учителем - дефектологом
(сурдопедагогом) в зависимости от уровня усвоения воспитанником программного
материала.
Первый заместитель
Министра
А.Ф.КИСЕЛЕВ
Приложение
1
к письму
Минобразования России
от 2 августа 2001
г. N 809/23-16
ПРИМЕРНЫЙ
РЕЖИМ ДНЯ
┌───────────────────────┬───────────────────┬────────────────────┐
│ │ 1-й год
обучения │ 2-й год обучения │
│ │(возраст 4 - 5
лет)│(возраст 5 - 6 лет),│
│ │ │ 3-й год обучения │
│ │ │(возраст 6 - 7 лет)
│
├───────────────────────┼───────────────────┼────────────────────┤
│Подъем │7.30 │7.30 │
│ │ │ │
│Утренняя
гимнастика │7.50 - 8.20 │7.50 - 8.20 │
│ │ │ │
│Подготовка
к завтраку, │8.20 - 8.55
│8.20 - 8.50 │
│завтрак │ │ │
│ │ │ │
│Фронтальные
занятия │9.00 - 10.15 │9.00 - 10.40 │
│(2 занятия сурдопедаго-│(3
занятия │(3 занятия │
│га
+ 1 занятие воспита-│по 20 мин.)
│по 25 мин.) │
│теля) │ │ │
│ │ │ │
│Индивидуальные
занятия │10.25 - 12.15
│10.45 - 12.45 │
│ │(по 20 мин. │(по 20 - 25 мин. │
│ │с каждым │с каждым │
│ │ребенком) │ребенком) │
│ │ │ │
│Прогулка │10.20 - 12.00 │10.45 - 12.35 │
│ │ │ │
│Обед │12.15 - 13.00 │12.45 - 13.20 │
│ │ │ │
│Дневной
сон │13.00 - 15.00 │13.30 - 15.15 │
│ │ │ │
│Подъем │15.00 - 15.20 │15.15 - 15.30 │
│ │ │ │
│Полдник │15.30 - 15.50 │15.30 - 15.50 │
│ │ │ │
│Фронтальные
занятия │16.00 - 16.50 │16.00 - 17.10 │
│воспитателя │(2 занятия │(2 занятия │
│ │по 20 мин.) │по 25 - 30 мин.) │
│ │ │ │
│Вечерняя
прогулка <*> │17.00 -
18.30 │17.15 - 18.45 │
│ │ │ │
│Ужин │18.45 - 19.20 │19.00 - 19.35 │
│ │ │ │
│Игры,
рисование, │19.20 -
20.00 │19.35 - 20.15 │
│свободная
деятельность │
│ │
│ │ │ │
│Подготовка
ко сну │20.00 - 20.30 │20.15 - 20.30 │
│ │ │ │
│Ночной
сон │20.30 │20.30 │
└───────────────────────┴───────────────────┴────────────────────┘
--------------------------------
<*> В
зимнее время вечерняя прогулка может проводиться после полдника, т.е. с 16.00
до 17.30, а занятия воспитателя - с 17.40 до 18.50.
Приложение
2
к письму
Минобразования России
от 2 августа 2001
г. N 809/23-16
ПРИМЕРНЫЙ
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
┌─────────────────────────────┬──────────────────┬───────────────┐
│ Раздел программы │
Год обучения │ Специалист
│
│
├─────┬──────┬─────┤ │
│ │ 1-й
│ 2-й │ 3-й │ │
│
├─────┴──────┴─────┤ │
│ │количество
занятий│ │
│ │ в неделю
│ │
├─────────────────────────────┼─────┬──────┬─────┼───────────────┤
│Физическое
воспитание │ 4
│ 3 │
3 │Воспитатель, │
│ │ │ │ │инструктор по │
│ │ │ │ │физвоспитанию │
│ │ │ │ │ │
│Игра: │ │ │ │ │
│сюжетно
- ролевая
│ 2 │
2 │ 2
│Воспитатель │
│дидактическая │
2 │ 2
│ 1 │Сурдопедагог │
│ │ │ │ │ │
│Труд │ 2
│ 2 │
2 │Воспитатель │
│ │ │ │ │ │
│Изобразительная
деятельность │ 3 │
3 │ 3
│Воспитатель │
│и
конструирование │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │
│Ознакомление
с окружающим │ 3
│ 3 │
3 │Воспитатель │
│ │ │ │ │ │
│Развитие
речи │ 4
│ 5 │
5 │Сурдопедагог │
│ │ │ │ │ │
│Развитие
слухового восприятия│ 2 │
1 │ 1
│Сурдопедагог │
│и
обучение произношению │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │
│Формирование
элементарных
│ 2 │
2 │ 3
│Сурдопедагог │
│математических
представлений │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │
│Музыкальные
занятия │ 2
│ 2 │
2 │Музыкальный │
│ │ │ │ │руководитель │
└─────────────────────────────┴─────┴──────┴─────┴───────────────┘
Приложение
3
к письму
Минобразования России
от 2 августа 2001
г. N 809/23-16
ПРИМЕРНОЕ
РАСПИСАНИЕ ЗАНЯТИЙ
В ГРУППЕ 3-ГО ГОДА
ОБУЧЕНИЯ (ВОЗРАСТ 6 - 7 ЛЕТ)
┌───────────┬─────────────────────────┬──────────────────────────┐
│Дни
недели │ Утро │ Вечер │
├───────────┼─────────────────────────┼──────────────────────────┤
│Понедельник│1.
Развитие речи │1.
Изобразительная │
│ │2. Развитие слухового
│ деятельность │
│ │ восприятия │2. Труд │
│ │3. Ознакомление │ │
│ │ с окружающим │ │
├───────────┼─────────────────────────┼──────────────────────────┤
│Вторник │1. Развитие речи │1. Ознакомление с окружаю-│
│ │2. Физическое воспитание
│ щим │
│ │3. Формирование │2. Музыкальное воспитание
│
│ │
элементарных │ │
│ │ математических │ │
│ │ представлений │ │
├───────────┼─────────────────────────┼──────────────────────────┤
│Среда │1. Развитие речи │1. Изобразительная дея- │
│ │2. Дидактическая игра │
тельность │
│ │3. Ознакомление с │2. Физическое воспитание │
│ │ окружающим │ │
├───────────┼─────────────────────────┼──────────────────────────┤
│Четверг │1. Развитие речи │1. Игра │
│ │2. Музыкальное
воспитание│2. Труд
│
│ │3. Формирование │ │
│ │ элементарных │ │
│ │ математических │ │
│ │ представлений │ │
├───────────┼─────────────────────────┼──────────────────────────┤
│Пятница │1. Развитие речи │1. Изобразительная дея- │
│ │2. Физическое воспитание
│ тельность │
│ │3. Формирование │2. Труд │
│ │ математических │ │
│ │ представлений │ │
└───────────┴─────────────────────────┴──────────────────────────┘