Оставьте ссылку на эту страницу в соцсетях:

Поиск по базе документов:

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 2 августа 2001 г. N 809/23-16

 

ОБ ОРГАНИЗАЦИИ

В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

ГРУПП ДЛЯ СЛАБОСЛЫШАЩИХ ДЕТЕЙ СО СЛОЖНЫМИ

(КОМПЛЕКСНЫМИ) НАРУШЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ

 

В настоящее время среди воспитанников дошкольных образовательных учреждений (далее - ДОУ) компенсирующего вида увеличилось число детей со сложными (комплексными) нарушениями в развитии. Значительная часть таких детей не справляется с темпами освоения материала традиционных коррекционных программ воспитания и обучения, испытывает трудности социальной адаптации и в результате оказывается неподготовленной к обучению в школе. Эти дети нуждаются в особой организации воспитательно - образовательной работы, содержание, формы и методы которой должны быть адекватными их возможностям.

В соответствии с пунктом 48 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.07.95 N 677, в ДОУ компенсирующего вида допускается открытие групп для детей со сложными дефектами (два и более дефекта).

Анализ опыта создания в Российской Федерации групп для детей со сложными нарушениями в развитии свидетельствует о том, что указанные формы работы не нашли широкого распространения. В настоящее время можно констатировать, что необходимое программно - методическое обеспечение разрабатывается в достаточной мере лишь для групп слабослышащих детей со сложными (комплексными) нарушениями в развитии. В соответствии с этим по просьбе органов управления образованием субъектов Российской Федерации, методических служб и руководителей ДОУ компенсирующего вида Министерство образования Российской Федерации направляет для использования в работе рекомендации по комплектованию, организации работы, отбору программно - методического обеспечения групп для слабослышащих детей со сложными нарушениями в развитии.

Группы для слабослышащих детей со сложными нарушениями в развитии создаются для дошкольников, у которых нарушение слуха сочетается с первичной задержкой психического развития, умственной отсталостью, нарушениями опорно - двигательного аппарата, мозговых механизмов речи, снижением зрительного восприятия.

Основными задачами работы групп для детей со сложными (комплексными) нарушениями в развитии (далее - групп) являются:

- углубленное медико - психолого - педагогическое изучение детей в процессе коррекционного воспитания и обучения; уточнение характера и степени выраженности каждого из нарушений;

- создание оптимальных условий для физического, познавательного, речевого и социально - личностного развития детей;

- осуществление психолого - педагогической коррекции нарушений в развитии воспитанников группы с учетом индивидуальных возможностей и личностных особенностей каждого ребенка;

- создание условий для формирования предпосылок к учебной деятельности и подготовка воспитанников к обучению на следующей ступени образования;

- определение формы дальнейшего обучения каждого воспитанника.

Комплектование группы осуществляется по заявлению родителей (законных представителей) и на основании заключения психолого - педагогической и медико - педагогической комиссий, которые устанавливают (уточняют) диагноз и дают рекомендации по выбору направлений коррекционно - педагогической работы с ребенком.

Предпочтительным вариантом является первоначальное (диагностическое) обучение ребенка со сложной структурой нарушений развития в обычной группе для слабослышащих детей (ясельной, младшей) с целью выявления особенностей развития и возможностей в обучении. В случае обнаружения значительных трудностей при обучении ребенка в обычной группе психолого - медико - педагогическая комиссия решает вопрос о целесообразности перевода ребенка в группу для детей со сложными недостатками развития. Вместе с тем не исключен и такой вариант, когда дети с выраженными нарушениями в развитии после первичного обследования на комиссии (установления диагноза) и при условии возрастного соответствия направляются в данную группу сразу.

Как показывает практический опыт, с целью наиболее эффективного обучения ребенка в группе и подготовки воспитанников к следующему звену обучения целесообразно обеспечить максимально долгое пребывание ребенка в группе, т.е. направлять в группу детей в возрасте 4 - 5 лет (с учетом трехлетнего срока воспитания и обучения в данной группе). В группу также могут приниматься дети и более старшего возраста (6 лет) на одно-, двухлетний срок воспитания и обучения.

В одну группу могут направляться дети с разными вариантами сочетания недостатков в развитии. Их воспитание и обучение проводятся с учетом индивидуальных особенностей развития.

Практический опыт показывает, что нецелесообразно принимать в группу для слабослышащих детей со сложными (комплексными) недостатками развития:

- слепоглухих детей;

- умственно отсталых (степени имбецильности и идиотии) слабослышащих детей;

- детей с психопатоподобным поведением;

- детей с текущими психическими заболеваниями (эпилепсией и др.);

- детей с тяжелыми нарушениями моторики, нуждающихся в индивидуальном уходе;

- детей с тяжелыми нарушениями речи (при сохранном слухе);

- детей с общими противопоказаниями для поступления в ДОУ.

Такие дети с целью осуществления индивидуальной коррекционно - педагогической работы по заключению медико - педагогической и психолого - педагогической комиссий и с согласия родителей (законных представителей) могут посещать индивидуальные занятия специалистов или зачисляться в группы кратковременного пребывания (письмо Минобразования России "Об организации в дошкольных образовательных учреждениях групп кратковременного пребывания для детей с отклонениями в развитии" от 29.06.99 N 129/23-16).

Наполняемость группы определяется в соответствии с пунктом 48 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении и составляет до 5 детей для обеих возрастных групп (до 3 лет и старше 3 лет).

В процессе обучения воспитанников в группе специалистам психолого - медико - педагогического консилиума ДОУ (а при его отсутствии - специалистам психолого - педагогических и медико - педагогических комиссий) рекомендуется осуществлять длительное систематическое и планомерное изучение детей: осуществлять контроль за психофизическим состоянием, уточнять диагнозы, сравнивать и оценивать результаты коррекционно - педагогической работы на разных этапах обучения.

В конце каждого года обучения психолого - педагогическая и медико - педагогическая комиссии по результатам обследования воспитанников группы дают рекомендации о дальнейших формах обучения каждого ребенка. По заключению комиссии и при условии достижения ребенком определенного уровня развития он может быть переведен из группы для детей со сложными недостатками в развитии в компенсирующую группу (для слабослышащих детей).

При организации коррекционно - педагогического процесса в группе необходимо учитывать особенности психофизического состояния воспитанников (повышенная утомляемость, низкая работоспособность и т.п.) и обращать внимание на внешние признаки утомления: подавленность, вялость, раздражительность либо повышенная возбудимость и т.д.

С целью профилактики переутомления детей следует чередовать занятия, требующие от детей умственного напряжения, с занятиями физкультурно - оздоровительного и эстетического цикла, включающими активную двигательную деятельность детей. В процессе каждого занятия должно быть предусмотрено чередование статистических и двигательных нагрузок; в середине каждого занятия, как рекомендуют медицинские работники, необходимо проводить физкультминутку.

В силу особенностей психофизического состояния воспитанников группы в режиме дня (в отличие от компенсирующих групп для слабослышащих детей) выделяется больше времени на проведение режимных моментов (завтрак, обед, подготовка к прогулке и т.д.), сокращается общее время занятий. Примерный режим дня для групп первого, второго - третьего годов обучения дан в Приложении 1.

В течение дня необходимо предусматривать сбалансированное чередование специально организованных занятий, нерегламентированной деятельности и отдыха детей. Не рекомендуется "поторапливать" детей во время питания, пробуждения, выполнения ими каких-либо заданий; тон педагога должен быть ровным, спокойным, доброжелательным.

Организационными формами проведения занятий с воспитанниками группы являются фронтальные (со всеми воспитанниками), подгрупповые (деление группы на 2 подгруппы); занятия малыми подгруппами (по 2 - 3 ребенка), индивидуальные. В первой половине дня рекомендуется проводить два занятия учителя - дефектолога (сурдопедагога) и одно занятие воспитателя; во второй половине дня - два занятия воспитателя. Продолжительность одного занятия в средней группе составляет 15 минут, в старшей - 20 минут, в подготовительной - 25 минут. Между занятиями необходимо предусмотреть перерывы не менее 10 минут. Индивидуальные занятия проводятся с каждым воспитанником группы ежедневно. Их длительность в средней группе - 15 - 20 минут на одного ребенка; в старшей и подготовительной - 20 - 25 минут. Примерное расписание занятий (для 3-го года обучения) дано в Приложении 3.

В учебный план групп для детей со сложными нарушениями развития включаются все разделы работы, содержащиеся в Программе воспитания и обучения слабослышащих детей дошкольного возраста (М., Просвещение, 1991). Примерный учебный план представлен в Приложении 2.

Проведению фронтальных и индивидуальных занятий должно предшествовать всестороннее психолого - педагогическое обследование детей педагогом - психологом, учителем - дефектологом (сурдопедагогом), воспитателями и медицинскими работниками ДОУ (психолого - медико - педагогический консилиум учреждения) с целью определения уровня психофизического и социального развития ребенка, познавательной деятельности, изучения навыков игровой и изобразительной деятельности, а также состояния слуха и речи. Полученные в ходе обследования данные должны стать основой для планирования фронтальных занятий и составления индивидуальной программы коррекционно - педагогической работы с ребенком.

При планировании фронтальных занятий на основе Программы воспитания и обучения слабослышащих детей дошкольного возраста в соответствии с состоянием здоровья и особенностями их развития рекомендуется сокращать объем и содержание материала по разным разделам Программы; при необходимости - предусматривать увеличение количества занятий по каждой теме, большую повторяемость тематического материала в разных видах занятий и нерегламентированной детской деятельности.

На индивидуальные занятия рекомендуется выносить материал из разных разделов работы, вызывающий наибольшие затруднения у каждого из воспитанников группы. Занятия по различным разделам Программы могут чередоваться. Например, в течение недели могут чередоваться индивидуальные занятия по развитию слухового восприятия и обучению произношению с занятиями по развитию речи и формированию элементарных математических представлений. Необходимость проведения индивидуальной работы по тем или иным разделам Программы определяется учителем - дефектологом (сурдопедагогом) в зависимости от уровня усвоения воспитанником программного материала.

 

Первый заместитель Министра

А.Ф.КИСЕЛЕВ

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

к письму Минобразования России

от 2 августа 2001 г. N 809/23-16

 

ПРИМЕРНЫЙ РЕЖИМ ДНЯ

 

┌───────────────────────┬───────────────────┬────────────────────┐

                       │ 1-й год обучения    2-й год обучения 

                       │(возраст 4 - 5 лет)│(возраст 5 - 6 лет),│

                                            3-й год обучения 

                                          │(возраст 6 - 7 лет) │

├───────────────────────┼───────────────────┼────────────────────┤

│Подъем                 │7.30               │7.30               

                                                             

│Утренняя гимнастика    │7.50 - 8.20        │7.50 - 8.20        

                                                              

│Подготовка к завтраку, │8.20 - 8.55        │8.20 - 8.50        

│завтрак                                                      

                                                             

│Фронтальные занятия    │9.00 - 10.15       │9.00 - 10.40       

│(2 занятия сурдопедаго-│(3 занятия         │(3 занятия         

│га + 1 занятие воспита-│по 20 мин.)        │по 25 мин.)        

│теля)                                                        

                                                             

│Индивидуальные занятия │10.25 - 12.15      │10.45 - 12.45      

                       │(по 20 мин.        │(по 20 - 25 мин.   

                       │с каждым           │с каждым           

                       │ребенком)          │ребенком)          

                                                             

│Прогулка               │10.20 - 12.00      │10.45 - 12.35      

                                                             

│Обед                   │12.15 - 13.00      │12.45 - 13.20      

                                                             

│Дневной сон            │13.00 - 15.00      │13.30 - 15.15      

                                                              

│Подъем                 │15.00 - 15.20      │15.15 - 15.30      

                                                             

│Полдник                │15.30 - 15.50      │15.30 - 15.50      

                                                              

│Фронтальные занятия    │16.00 - 16.50      │16.00 - 17.10      

│воспитателя            │(2 занятия         │(2 занятия         

                       │по 20 мин.)        │по 25 - 30 мин.)   

                                                             

│Вечерняя прогулка <*>  │17.00 - 18.30      │17.15 - 18.45      

                                                             

│Ужин                   │18.45 - 19.20      │19.00 - 19.35      

                                                             

│Игры, рисование,       │19.20 - 20.00      │19.35 - 20.15      

│свободная деятельность │                                      

                                                             

│Подготовка ко сну      │20.00 - 20.30      │20.15 - 20.30      

                                                             

│Ночной сон             │20.30              │20.30              

└───────────────────────┴───────────────────┴────────────────────┘

 

--------------------------------

<*> В зимнее время вечерняя прогулка может проводиться после полдника, т.е. с 16.00 до 17.30, а занятия воспитателя - с 17.40 до 18.50.

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

к письму Минобразования России

от 2 августа 2001 г. N 809/23-16

 

ПРИМЕРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН

 

┌─────────────────────────────┬──────────────────┬───────────────┐

      Раздел программы          Год обучения     Специалист  

                             ├─────┬──────┬─────┤               

                             │ 1-й │ 2-й  │ 3-й │              

                             ├─────┴──────┴─────┤              

                             │количество занятий│              

                                  в неделю                   

├─────────────────────────────┼─────┬──────┬─────┼───────────────┤

│Физическое воспитание          4    3     3  │Воспитатель,  

                                             │инструктор по 

                                             │физвоспитанию 

                                                           

│Игра:                                                      

│сюжетно - ролевая              2    2     2  │Воспитатель   

│дидактическая                  2    2     1  │Сурдопедагог  

                                                           

│Труд                           2    2     2  │Воспитатель   

                                                           

│Изобразительная деятельность │  3    3     3  │Воспитатель   

│и конструирование                                          

                                                           

│Ознакомление с окружающим      3    3     3  │Воспитатель   

                                                           

│Развитие речи                  4    5     5  │Сурдопедагог  

                                                           

│Развитие слухового восприятия│  2    1     1  │Сурдопедагог  

│и обучение произношению                                    

                                                           

│Формирование элементарных      2    2     3  │Сурдопедагог  

│математических представлений │                              

                                                           

│Музыкальные занятия            2    2     2  Музыкальный   

                                             │руководитель  

└─────────────────────────────┴─────┴──────┴─────┴───────────────┘

 

 

 

 

 

 

Приложение 3

к письму Минобразования России

от 2 августа 2001 г. N 809/23-16

 

ПРИМЕРНОЕ РАСПИСАНИЕ ЗАНЯТИЙ

В ГРУППЕ 3-ГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ (ВОЗРАСТ 6 - 7 ЛЕТ)

 

┌───────────┬─────────────────────────┬──────────────────────────┐

│Дни недели │          Утро                      Вечер         

├───────────┼─────────────────────────┼──────────────────────────┤

│Понедельник│1. Развитие речи         │1. Изобразительная       

           │2. Развитие слухового       деятельность          

              восприятия            │2. Труд                  

           │3. Ознакомление                                   

              с окружающим                                   

├───────────┼─────────────────────────┼──────────────────────────┤

│Вторник    │1. Развитие речи         │1. Ознакомление с окружаю-│

           │2. Физическое воспитание │   щим                   

           │3. Формирование          │2. Музыкальное воспитание │

              элементарных                                   

              математических                                 

              представлений                                  

├───────────┼─────────────────────────┼──────────────────────────┤

│Среда      │1. Развитие речи         │1. Изобразительная дея-  

           │2. Дидактическая игра       тельность             

           │3. Ознакомление с        │2. Физическое воспитание 

              окружающим                                      

├───────────┼─────────────────────────┼──────────────────────────┤

│Четверг    │1. Развитие речи         │1. Игра                  

           │2. Музыкальное воспитание│2. Труд                  

           │3. Формирование                                    

              элементарных                                   

              математических                                 

              представлений                                  

├───────────┼─────────────────────────┼──────────────────────────┤

│Пятница    │1. Развитие речи         │1. Изобразительная дея-  

           │2. Физическое воспитание │   тельность             

           │3. Формирование          │2. Труд                  

              математических                                 

              представлений                                  

└───────────┴─────────────────────────┴──────────────────────────┘

 

 




Законодательство России в сфере образования // Некоммерческий проект про образование в помощь педагогам, студентам, школьникам и их родителям. //

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования

Copyright © www.pravoeducation.ru, 2012 - 2024