Дисциплины
профильной подготовки
540706 - Школьная театральная педагогика
ДПП.01
Школьный
театр в системе культуры и образования
Школьный театр как вид художественно-эстетической и
образовательной деятельности. Рождение, цели и
задачи, особенности содержания и стилистики
школьного театра в университетах средневековой
Европы. История школьного театра в учебных
заведениях России: содержание, функции, стилевые
особенности в зависимости от состояния культуры и
задач образования. Школьные театры XIX века;
полемика в прессе и теоретические концепции
педагогики школьного театра. Современный школьный
театр: многообразие форм, роль учителя и вопрос о
его профессиональной готовности. Перспективные
модели школьного театра
280
ДПП.02
Режиссура
современного театра
Театр в контексте современной культуры. Процессы
драматизации и театрализации общественной,
политической, хозяйственной жизни и общения. Системы актер - режиссер, актер - зритель,
режиссер - зритель, режиссер - автор, их
историческая изменчивость и современное состояние.
Понятие режиссура и роль режиссера в современном
театре. Классические режиссерские системы и их
современная интерпретация. Современные театральные
режиссеры. Палитра видов и жанров современного
театра, место в ней школьного театра. Перспективы
развития театра и науки о нем
187
ДПП.03
Аксиология
личности
Аксиология как философская теория ценностей.
Ценностные основания мироотношения. Духовно-
практическая природа ценностей и вопросы их
классификации. Ценностные константы культуры,
социума, личности. Понятие личность; основные
современные философско-психологические теории
личности. Процессы ценностного миропонимания:
потребности (классификация), чувства (эстетические,
нравственные, религиозные), способности (суждение,
вкус). Ценностное сознание и творчество. Ценностные
смыслы образования и способы их формирования
164
ДПП.04
Профессиональная
этика
Понятия профессия и профессионализм. Профессия и
личность. Этические основания профессионализма в
сферах гуманитарной практики. Аксиология и проблемы
идеала; свобода и ответственность нравственного
выбора. Сущность и виды профессиональной этики.
Многообразие профессиональных этик и их внутреннее
единство. Кодексы профессиональной морали.
Профессиональное искусство и мораль. Педагогическая
этика: проблемы и ценности. Нравственно-
психологические особенности педагогического
общения. Вопросы содержания и форм нравственного
воспитания. Нравственные цели художественно-
эстетической деятельности и способы их достижения
ДПП.05
Основы
актерской культуры учителя. Педагогический
практикум
Артистическая культура как условие педагогического
успеха. Урок как артефакт. Элементы актерской
психотехники. Виды внимания и способы его
сосредоточения, переключения. Групповая динамика,
ее виды; игра. Приемы развития воображения,
лабильности, коммуникативности, активности и
фантазии, гибкости мышления. Пластическая
выразительность в педагогическом творчестве;
движение, жест, мимика. Речевое общение: смысл,
интонация, артикуляция. Связь речевой и
пластической выразительности. Ритмическая
организация речи и ее технологии. Логика
сценического действия. Текст и сценарий.
Режиссерский замысел и интерпретация. Практические
навыки педагогической артистичности (тренинг)
ДПП.06
Режиссура
школьного театра
Специфика режиссуры школьного театра. Школьный
театр как способ организации образовательного
пространства. Соответствие принципов театральной
педагогики возрастным психофизиологическим и
чувственно-интеллектуальным особенностям детей.
Репертуарная политика школьного театра: выбор
материала в соответствии с задачей целостного
развития личности; междисциплинарная (проблемно-
содержательная, целевая) интеграция; включение в
образовательный процесс. Особенности деятельности
педагога - режиссера школьного театра. Урок-
спектакль как коллективное творчество: от замысла,
сбора и сценарной обработки материала, конкурсного
распределения ролей, обдумывания оформления - к
сценическому воплощению. Приемы и методы
художественно-эстетической организации школьных
праздников, приемов гостей, вечеров и т.д.
Режиссерский тренинг
ДПП.07
Методика
уроков театра в школе
Педагогика школьного театра как комплексная
дисциплина. Основные методические принципы:
соответствие возрастным особенностям развития
ребенка, его потребностям и интересам;
образовательная (учебно-воспитательная) функция;
задачи развития коммуникативных, эмоциональных,
интеллектуальных, физических способностей.
Эстетические цели и задачи педагогики школьного
театра, основные методы их решения. Методические
приемы развития сенсорной системы, чувственного
восприятия и образного мышления на уроках театра. Основные формы театрального творчества в начальной,
средней и старшей ступенях. Специфика восприятия и
динамика изменений методики игровой деятельности.
Программы и сценарии. Принципы методического
анализа различных форм театральной деятельности
школьников
Законодательство России в сфере образования // Некоммерческий проект про образование в помощь педагогам, студентам, школьникам и их родителям. //