Оставьте ссылку на эту страницу в соцсетях:

Поиск по базе документов:

 

Утверждаю

Заместитель

Министра образования

Российской Федерации

В.Д.ШАДРИКОВ

 

Номер государственной

регистрации

521 пед/бак Д-1 от 18.07.2001

(к N 258 пед/бак от 27.03.2000)

 

Вводится

с момента утверждения

 

ДОПОЛНЕНИЕ

К ГОСУДАРСТВЕННОМУ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ СТАНДАРТУ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

НАПРАВЛЕНИЕ 540300 - ФИЛОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

 

ПРОФИЛЬ 540307 - РУССКИЙ ЯЗЫК КАК НЕРОДНОЙ И ЛИТЕРАТУРА

 

СТЕПЕНЬ (КВАЛИФИКАЦИЯ) - БАКАЛАВР

ФИЛОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

ДПП  

Дисциплины профильной подготовки 540307           
РУССКИЙ ЯЗЫК КАК НЕРОДНОЙ И ЛИТЕРАТУРА            

1600

ДПП.01

Современный русский язык                          
Фонетика                                          
Звуковые средства языка и аспекты их изучения. Вос-
приятие звуковых единиц. Система фонем русского   
языка. Акустические и артикуляционные характеристи-
ки гласных и согласных. Гласные в аспекте фоносема-
нтики. Согласные в аспекте фоносемантики и фоности-
листики. Слог. Фонетический и фонологический слог;
теории слогоделения. Модификации фонем в потоке ре-
чи. Позиционные и комбинаторные варианты фонем.   
Ударение словесное и фразовое. Типы ударений и их 
функции. Интонация: компоненты, единицы, функции. 
Ритмико-интонационная организация речевого потока.
Лексикология                                      
Активные процессы в современной русской лексике.  
Лексика как открытая система. Лингвокультурная тра-
диция и современность, внешние и внутренние заимст-
вования, их культурно-речевая оценка и текстовое  
назначение. Антропоцентризм и системоцентризм в   
изучении лексических явлений. Лексические проявле-
ния языковой личности. Системный характер русской 
лексики. Лексическая однозначность и многозначность
как проявление языковой картины мира. Способы лек-
сико-семантического варьирования слова и роль мета-
форы в процессах речемыслительной деятельности.   
Лексическое значение слова: проблема определения, 
структурный характер, функциональные потенции. Виды
лексической коннотации. Фразеология как проявление
лингвокультурной общности носителей языка и языко-
вой картины мира. Аспекты и приемы лексического   
анализа слова и текста.                            
Словообразование. Морфология                      
Связь словообразовательной системы русского языка с
лексикой и грамматикой. Структурные типы слов. Ти-
пология основ. Классификация морфем. Изменения в  
составе и структуре слова. Морфологическое словооб-
разование. Морфемный анализ. Словообразовательный 
анализ. Морфология как грамматическое учение о сло-
ве. Понятие парадигмы. Типы морфологических катего-
рий. Понятие функционально-семантической категории
и функционально-семантического поля. Части речи и 
принципы их классификации. Система частей речи. Яв-
ление переходности в системе частей речи. Части ре-
чи в современных школьных учебниках. Характеристика
знаменательных и служебных частей речи русского   
языка. Аспекты и приемы морфологического анализа  
слова.                                            
Синтаксис                                         
Основные тенденции в развитии синтаксической теории
русского языка на современном уровне. Структурно- 
семантический синтаксис и его основные единицы.   
Словосочетание и предложение как основные единицы 
конструктивного синтаксиса. Предложение и его приз-
наки. Понятие структурной схемы предложения. Учения
о членах предложения. Парадигматический подход к  
предложению в современной синтаксической науке. Се-
мантическая структура предложения. Общая типология
простого предложения. Высказывание как коммуникати-
вная единица. Актуальное членение предложения-выс-
казывания. Категории коммуникативного синтаксиса. 
Осложненное предложение как специфическая категория
синтаксической системы. Сложное предложение: типо-
логия, спорные вопросы его квалификации. Способы  
передачи чужой речи. Сложное синтаксическое целое.
Специфика синтаксиса разговорной речи. Аспекты и  
приемы синтаксического анализа предложения и      
текста                                            

376 

ДПП.02

История русского языка                            
История древнерусского языка                      
Фонетическая система древнерусского языка и ее от-
личие от старославянской. Основные закономерности 
звуковой системы древнерусского языка. Основные за-
кономерности звуковой системы древнерусского языка,
связанные со структурой слога. Общая характеристика
морфологического строя языка к моменту появления  
первых памятников письменности. Отличие морфологи-
ческой системы древнерусского языка от современной.
Части речи древнерусского языка и их характеристи-
ка; история имен существительных, прилагательных, 
местоимений, числительных; глагола. Аспекты и прие-
мы этимологического анализа.                      
История русского литературного языка              
Связь возникновения письменности и литературного  
языка. Вопрос о происхождении русского литературно-
го языка: южнославянские и восточнославянские исто-
ки. Нормы древнерусского литературного языка и их 
отражение в памятниках древнерусской литературы.  
Язык Московского государства: формирование системы
двуязычия; второе южнославянское влияние; особен- 
ности стиля "плетение словес". Социокультурные и  
языковые изменения в Петровскую эпоху. Роль А.С.  
Пушкина как основоположника современного русского 
литературного языка, эволюция языка его произведе-
ний и стилистические функции слов в поэтических и 
прозаических текстах                              

196 

ДПП.03

Функционально-коммуникативное описание русского   
языка                                             
Функциональная фонетика. Устройство произноситель-
ного аппарата. Слоговая структура односложных слов.
Русская интонационная система при обучении произно-
шению. Понятие "синтагмы". Синтагматическое члене-
ние русской речи в связи с обучением иностранцев  
чтению текстов и разговору, основное и дополнитель-
ное членение. Строение и употребление в речи инто-
национных конструкций. Функционально-коммуникатив-
ные особенности спонтанной устной речи.           
Функциональная морфология. Место и роль морфологии
в системе русского языка как неродного. Предложно-
падежная система русского языка. Местоимения и    
местоименные слова: семантический и функциональный
принципы деления местоимений на разряды. Особеннос-
ти функционирования и специфика презентации класса
прилагательных в иностранной аудитории. Специфика 
наречий как неизменяемого класса слов. Русские чис-
лительные в сопоставлении с др. языками. Основные 
категории русского глагола в сопоставлении с други-
ми языками. Видо-временная система русского глаго-
ла. Системные и несистемные случаи формообразова- 
ния. Глаголы с частицей - СЯ/СЬ. Глаголы движения 
как особая группа - значение и функционирование.  
Глаголы движения с приставками: значение и функцио-
нирование.                                        
Функциональная лексикология. Функциональная лекси-
кология и преподавание русского языка как иностран-
ного. Функционально-коммуникативные особенности   
русской разговорной речи.                         
Функциональный синтаксис. Функционально-коммуника-
тивный синтаксис. Реализация синтаксических конст-
рукций в разговорной речи                         

192 

ДПП.04

История русской литературы                        
Древнерусская литература                          
Специфика древнерусской литературы как литературы 
средневекового типа. Проблемы периодизации истори-
ко-культурного процесса 11 - 17 вв. Понятие о стиле
эпохи. Возникновение и развитие древнейшего лето- 
писания. "Повести временных лет": история создания,
редакции, списки. Житийные памятники. "Хождение"  
как средневековый литературный жанр. Культура эпохи
Предвозрождения на Руси. "Бунташный" 17 век: кризис
средневекового литературного этикета, усиление ин-
дивидуального начала в литературе, перестройка жан-
ровой системы. "Житие Протопопа Аввакума, им самим
написанное". Возникновение русского барокко. Появ-
ление литературных школ и направлений.            
Русская литература XVIII в.                       
Специфические особенности литературы 18 в. как ли-
тературы "века Просвещения". Рукописная повествова-
тельная литература. Классицизм как направление и  
творческий метод в искусстве и литературе. Поэтика
русского классицизма. Поэзия 18 века. Драматургия 
18 века. Русская литература 18 века и наша        
современность.                                     
Русская литература XIX века.                      
Мировое значение русской литературы 19 в.         
Литературные общества и кружки. Сентиментализм в  
России. Русский элегический романтизм. Декабристы в
истории русской культуры. Новаторство драматургии 
А.С. Грибоедова. Поэзия пушкинской поры. Основные 
направления русской прозы 30-х гг. Творческий путь
классиков первой половины XIX века. Литературно-  
общественное движение 40-х гг. 19 в. Возникновение
революционно-демократического направления в литера-
туре. История русской литературы второй половины 19
века и мировой литературный процесс. Картины рус- 
ской жизни. Соотношение личности и массы. Формы и 
пути психологического анализа. Новые принципы изоб-
ражения народа. Динамика жанрового развития. Ста- 
новление новой драматургии. Сознание и подсознание.
Текст и подтекст. Возникновение новых литературных
направлений. Отношения с традицией. Творчество    
классиков второй половины XIX века (персоналии).  
Русская литература XX века                         
Развитие и борьба литературных направлений в начале
XX века. Поэтика русского символизма, русского ак-
меизма, футуризма, имажинизма. Творчество русских 
писателей и поэтов в контексте начала века и пос- 
ледующих десятилетий. Философско-религиозные иска-
ния в русской литературе XX века. Литературная    
борьба и литературные группировки и литературная  
борьба 1917 - 1925 гг. Конфликт общего и частного в
литературе 20-х гг. Творчество советских писателей.
Конец XX века русской литературы: мотивы созидания
и разрушения в эстетической концепции литературы. 
Художественные вершины и масштабные достижения в  
творчестве крупнейших писателей XX века           

512 

ДПП.05

Психолингвистика                                  
Психолингвистика как наука. Основные этапы развития
психолингвистики. Внутренняя структура дисциплины.
Материал и методы психолингвистики. Связь психолин-
гвистики с лингвистикой и психологией. Теория рече-
вой деятельности. Порождение и восприятие речи. Ре-
чевые механизмы. Нейролингвистические предпосылки 
речевой деятельности. Язык и мозг. Теории овладения
первым языком. Бихевиористская концепция овладения
вторым языком. Теория языкового переноса. Гипотеза
контрастивного анализа. Аудиолингвальный метод обу-
чения второму языку. Кризис бихевиоризма. Когнити-
вный подход к интерпретации процессов овладения   
вторым языком. Основные положения когнитивной пси-
хологии. Основные концепции знаний, умений и навы-
ков в области иностранного языка.                  
Использование результатов психолингвистических ис-
следований в отечественной теории и практике обу- 
чения второму языку                               

70  

ДПП.06

Введение в этнолингвистику                        
Содержание термина "этнолингвистика", понятийный  
аппарат дисциплины, предмет и задачи. История ста-
новления этнолингвистики. Формы существования язы-
ка, типы языковых состояний, языковая ситуация как
объекты этнолигвистических исследований. Националь-
но-культурная семантика слова. Праязык и пракульту-
ра. Этнические аспекты языковой политики. Этногенез
и этническая история как объекты этнолингвистики. 
Моделирование знаний и представлений в области    
материальной и духовной культуры:                 
картина мира, модель мира, языковая картина мира. 
Способы представления языковой картины мира. Исто-
рическая реконструкция модели народных знаний. Ис-
пользование знаний по этнолингвистике в практике  
преподавания русского языка как неродного в области
материальной и духовной культуры                  

70  

ДПП.07

Контрастивная лингвистика                         
Сравнительно-сопоставительное изучение языков и со-
поставительный метод. Этапы развития сопоставитель-
ной лингвистики, ее предмет. Понятие языка-эталона.
Структурно-функциональный подход к сопоставляемым 
языкам. Принцип сопоставления в теоретических и   
лингводидактических целях. Языковое сознание. Кон-
груэнтность в лексике, фразеологии, словообразова-
нии, морфологии, синтаксисе. Понятия изоморфизма и
алломорфизма. Типы языков: флективные, агглютина- 
тивные, изолирующие и полисинтетические. Контрас- 
тивное изучение языков методом поля. Сопоставите- 
льные фонетика и фонология. Понятие трансференции и
интерференции. Виды интерференции: межъязыковая и 
внутриязыковая, прямая и косвенная. Основы сопос- 
тавительной аспектологии. Номинативные средства   
языка. Объем значения слова Контрастивная лингвис-
тика и теория перевода                            

56  

ДПП.08

Социолингвистика                                  
Предмет и задачи социолингвистики. Понятийный аппа-
рат социолингвистики. Социолингвистика и семиотика.
Социолингвистика и коммуникация. Понятие речевого 
действия (речевого акта). Структура коммуникативной
ситуации. Модели речевого поведения. Язык и модели-
рование социального взаимодействия. Язык и полити-
ка. Социолингвистика и становление литературных   
языков. Языковая среда как социокультурное и мето-
дическое понятие. Методы социолингвистических ис- 
следований и сбора социолингвистических данных.   
Социолингвистические исследования современного    
русского языка и иностранных языков               

80  

ДПП.09

Лингвострановедение                               
Лингвострановедение в преподавании русского языка 
как неродного. Национальная психология русского   
народа в лингвострановедении. Национально-культур-
ная семантика русской лексики. Понятие о лексичес-
ком фоне. Классификация безэквивалентной и фоновой
лексики. Национально-культурная семантика историз-
мов. Национально-культурная семантика слов "старого
быта" и "нового быта". Национально-культурная сема-
нтика ономастической и топонимической лексики. Ди-
алог культур как сопоставление культурных тезауру-
сов, материализующихся в разных совокупностях фоно-
вых значений. Лингвострановедческие словари, спра-
вочники и пособия. Национально-культурная семантика
русской фразеологии. Национально-культурная семан-
тика языковых афоризмов. Лингвострановедческая    
семантизация фонов.                               
Текст в лингвострановедческом рассмотрении.       
Лингвострановедческое значение невербальных языков.
Лингвострановедческое значение соматических       
речений                                           

48  

 

Составители:

Учебно-методическое объединение по направлениям педагогического образования.

Дополнение к государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования одобрено на заседании Учебно-методического совета по направлению 540300 Филологическое образование 14 декабря 2000 г. (протокол N 4).

 

 




Законодательство России в сфере образования // Некоммерческий проект про образование в помощь педагогам, студентам, школьникам и их родителям. //

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования

Copyright © www.pravoeducation.ru, 2012 - 2018