Оставьте ссылку на эту страницу в соцсетях:

Поиск по базе документов:

 

Утверждаю

И.о. Министра образования

Российской Федерации

В.М.ЖУРАКОВСКИЙ

8 мая 2001 года

 

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

К МИНИМУМУ СОДЕРЖАНИЯ И УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ

ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ КВАЛИФИКАЦИИ

"ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ"

 

1. Общая характеристика

образовательно - профессиональной программы

подготовки преподавателя высшей школы

 

1.1. Назначением образовательно - профессиональной программы является комплексная психолого - педагогическая, социально - экономическая и информационно - технологическая подготовка к педагогической деятельности в высшем учебном заведении на основе основной программы высшего профессионального образования.

1.2. Программа рассчитана для подготовки к педагогической деятельности в высшем учебном заведении магистрантов, аспирантов (адъюнктов), а также специалистов, имеющих высшее профессиональное образование и стаж научно - педагогической работы не менее 2 лет.

1.3. Квалификация "Преподаватель высшей школы" удостоверяется дипломом "О дополнительном (к высшему) образовании".

1.4. Нормативная трудоемкость образовательно - профессиональной программы при очной форме обучения - 1080 часов.

1.5. Целью программы является подготовка будущего преподавателя высшей школы к учебной и научно - исследовательской деятельности, включающей:

- реализацию основных образовательных программ и учебных планов высшего профессионального образования (ВПО) на уровне, отвечающем государственным образовательным стандартам ВПО;

- разработку и применение современных образовательных технологий, выбор оптимальной стратегии преподавания и целей обучения, создание творческой атмосферы образовательного процесса;

- выявление взаимосвязей научно - исследовательского и учебного процессов в высшей школе, использование результатов научных исследований для совершенствования образовательного процесса;

- формирование профессионального мышления, воспитание гражданственности, развитие системы ценностей, смысловой и мотивационной сфер личности, направленных на гуманизацию общества;

- проведение исследований частных и общих проблем ВПО.

 

2. Требования к уровню подготовки лиц,

желающих освоить дополнительную профессиональную

образовательную программу для получения дополнительной

квалификации "Преподаватель высшей школы"

 

К освоению программы допускаются:

2.1. Из числа студентов - магистранты, зачисленные для обучения по основной образовательной программе магистратуры.

2.2. Аспиранты и адъюнкты высших учебных заведений, а также аспиранты, осваивающие основную образовательную программу послевузовского профессионального образования в научных учреждениях.

2.3. Слушатели системы повышения квалификации и переподготовки специалистов, имеющие академическую степень магистра, ученую ступень не ниже кандидата наук, а из числа специалистов - имеющие стаж научно - педагогической деятельности не менее 2 лет.

 

3. Требования к уровню подготовки лиц,

успешно завершивших обучение по дополнительной

профессиональной образовательной программе для получения

квалификации "Преподаватель высшей школы"

 

Преподаватель высшей школы должен знать:

- основы психологии личности и социальной психологии, сущность и проблемы обучения и воспитания в высшей школе, биологические и психологические пределы человеческого восприятия и усвоения, психологические особенности юношеского возраста, влияние на результаты педагогической деятельности индивидуальных различий студентов;

- основные достижения, проблемы и тенденции развития педагогики высшей школы в России и за рубежом, современные подходы к моделированию педагогической деятельности;

- правовые и нормативные основы функционирования системы образования;

- иметь представление об экономических механизмах функционирования системы высшего, послевузовского и дополнительного профессионального образования.

Преподаватель высшей школы должен уметь:

- использовать в учебном процессе знание фундаментальных основ, современных достижений, проблем и тенденций развития соответствующей научной области; ее взаимосвязей с другими науками;

- излагать предметный материал во взаимосвязи с дисциплинами, представленными в учебном плане, осваиваемом студентами;

- использовать знания культуры и искусства в качестве средств воспитания студентов;

- владеть методами научных исследований и организации коллективной научно - исследовательской работы;

- основами научно - методической и учебно - методической работы в высшей школе (структурирование и психологически грамотное преобразование научного знания в учебный материал, методы и приемы составления задач, упражнений, тестов по различным темам, систематика учебных и воспитательных задач);

- методами и приемами устного и письменного изложения предметного материала, разнообразными образовательными технологиями;

- основами применения компьютерной техники и информационных технологий в учебном и научном процессах;

- методами формирования у студентов навыков самостоятельной работы, профессионального мышления и развития их творческих способностей;

- методами эмоциональной саморегуляции;

- деловым профессионально - ориентированным иностранным языком.

 

4. Обязательный минимум содержания

дополнительной профессиональной образовательной

программы для получения дополнительной квалификации

"Преподаватель высшей школы"

 

Индекс

  Наименование дисциплин и их основные разделы   

Кол-во
 часов

ОП.00.

 Общепрофессиональные дисциплины                 

  320

ОП.01.

Психология человека:                             
общая психология: объект и предмет психологии;   
основные этапы развития психологии как науки;    
основные разделы и методы психологии; психика,   
поведение и деятельность; общее и индивидуальное 
в психике человека;                              
психология личности и социальная психология:     
психология развития; межличностное общение, жиз- 
ненный путь личности; личностный и профессиональ-
ный рост; мотивация познания и обучения          

   60

ОП.02.

Педагогика:                                      
предмет педагогики; цели образования и воспитания;
педагогический идеал и его конкретно - историчес-
кое воплощение; средства и методы педагогического
воздействия на личность; общие принципы дидактики
и их реализация в конкретных предметных методиках
обучения; нравственно - психологические и идейные
взаимоотношения поколений; семейное воспитание и 
семейная педагогика; межличностные отношения в   
коллективе; нравственно - психологический образ  
педагога; формирование педагогического мастерства

   60

ОП.03.

История, философия и методология соответствующей 
области науки (по программе кандидатского минимума
по соответствующей отрасли наук)                 

  100

ОП.04.

Информационные технологии в науке и образовании: 
аппаратные и программные средства в новых информа-
ционных технологиях; технические средства ЭВМ;   
операционная система; пути развития информационных
систем; обработка текстов; машинная графика; осо-
бенности разработки прикладных программ; програм-
мная документация; электронные таблицы; базы дан-
ных; примеры баз данных учебно - методического   
назначения; экспертные системы; представление зна-
ний; примеры экспертных систем соответствующей на-
учной области; локальные и глобальные компьютерные
сети, телекоммуникации; технологии дистанционного
образования                                      

  100

СП.00.

Специальные дисциплины                           

  520

СП.01.

Дополнительные психолого - педагогические дисцип-
лины по психологии и педагогике высшей школы     
(конкретный перечень определяется образовательным
учреждением):                                    
- основные достижения, проблемы и тенденции разви-
тия отечественной и зарубежной психологии и педа-
гогики высшей школы; биологические и психологичес-
кие основы развития и обучения; психологические  
особенности юношеского возраста; психологические 
основы проектирования и организации ситуаций сов-
местной продуктивной деятельности преподавателя и
студентов; развитие личности студентов в процессе
обучения и воспитания; движущие силы, условия и  
механизмы развития личности; личность и коллектив;
функционирование малых социальных групп;         
- психологические закономерности структурирования
предметно - содержательного знания и системной ор-
ганизации учебных задач; систематика учебных и   
воспитательных задач (по дисциплине); методология
научного творчества; взаимосвязь репродуктивной и
творческой деятельности в научном познании; взаи-
мосвязь интуитивного, неосознанного и сознательно-
го в научном творчестве; социальные и индивидуаль-
но - психологические мотивы научного творчества; 
проблемы нравственной оценки результатов научного
творчества; методы развития творческой личности в
процессе обучения и воспитания; психологические  
проблемы формирования профессионализма (в научном
направлении); системный подход к исследованию пе-
дагогических явлений и процессов; структура и ме-
тоды психолого - педагогических исследований; пути
формирования педагогического мастерства           

   60

СП.02.

Технологии профессионально - ориентированного    
обучения:                                        
- виды учебной деятельности преподавателя в вузе:
лекции, семинары, практикумы и практики, их общие
и частные цели; содержание, методы и средства обу-
чения каждого вида занятий и примеры их реализа- 
ции; методические и технологические проблемы сов-
ременной дидактики высшей школы (на примере конк-
ретной дисциплины);                              
- основы научно - методической работы: методы и  
примеры методической проработки профессионально -
ориентированного материала; трансформация, струк-
турирование и психологически грамотное преобразо-
вание научного знания в учебный материал и его мо-
делирование на конкретных примерах;              
- основы учебно - методической работы: методы и  
приемы составления задач, упражнений, тестов по  
различным темам, систематика учебных и воспита-  
тельных задач; отбор и структурирование информации
на материале конкретной дисциплины; использование
различных заданий как инструмента диагностики и  
метода формирования нового знания по дисциплине; 
методическая обработка различных примеров предмет-
ного материала;                                  
- влияние содержания конкретных дисциплин на выбор
технологии обучения; способы создания требователь-
но - доброжелательной обстановки образовательного
процесса, обзор современных образовательных техно-
логий; совместная исследовательская деятельность 
преподавателя и студентов (конкретная реализация);
методы организации самостоятельной работы студен-
тов; цели, методы и приемы оценки качества образо-
вания и качества образовательного процесса, методы
анализа учебно - социального состояния студенчес-
кой группы; способы математической обработки ре- 
зультатов учебной работы и психолого - педагоги- 
ческого анализа                                  

   60

СП.03.

Организационные основы системы образования (конк-
ретные дисциплины устанавливаются образовательным
учреждением)                                     

   60

СП.04.

Иностранный язык (в соответствии с программой кан-
дидатского минимума по соответствующей отрасли на-
ук)                                              

  140

СП.05.

Современные главы дисциплин научной отрасли      

  140

СП.06.

Тренинг профессионально - ориентированных ритори-
ки, дискуссий и общения: основные проблемы поста-
новки голоса, техника и артикуляция речи, развитие
способности воздействия на людей своей речью, ана-
лиз и управление специфическими языковыми барьера-
ми (на профессионально - ориентированном материа-
ле); основы создания понятного текста (восприятие
основных параметров текста, взаимодействие текста
и иллюстраций)                                    

   60

 

Итого часов теоретической подготовки             

  840

ПП.00.

Педагогическая практика:                         
лекции, семинары, практикумы и практики          

  100

И.00.

Итоговая государственная аттестация              

  140

И.01.

Защита выпускной квалификационной работы и,      
по усмотрению вуза, квалификационный экзамен     

  140

 

Всего часов                                      

 1080

 

5. Требования к разработке

и условиям реализации дополнительной профессиональной

образовательной программы, предназначенной для получения

квалификации "Преподаватель высшей школы"

 

5.1. Требования к разработке дополнительной профессиональной образовательной программы подготовки преподавателя высшей школы

5.1.1. Образовательное учреждение разрабатывает содержание дополнительной профессиональной образовательной программы подготовки преподавателя высшей школы на основе настоящих Государственных требований.

По всем дисциплинам и практикам, включенным в учебный план, должна выставляться итоговая оценка (отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно или зачтено, незачтено).

5.1.2. При реализации программы образовательное учреждение имеет право:

- осуществлять преподавание дисциплин в форме авторских лекционных курсов и разнообразных видов коллективных и индивидуальных практических занятий, заданий и семинаров, обеспечивающих реализацию минимума содержания дисциплин, определяемого данной программой;

- перезачитывать лицам, осваивающим настоящую программу, дисциплины, которые изучались ими в период обучения по основным образовательным программам высшего и послевузовского профессионального образования.

5.2. Требования к условиям реализации дополнительной профессиональной образовательной программы, предназначенной для получения квалификации "Преподаватель высшей школы"

5.2.1. Требования к кадровому обеспечению учебного процесса.

Реализация программы должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, и ученую степень не ниже кандидата наук. Профессиональная основная деятельность преподавателей должна быть, как правило, связана с непосредственной работой в области научных и научно - методических проблем высшей школы, преподаватели специальных дисциплин должны, как правило, иметь ученую степень и опыт деятельности в соответствующей профессиональной сфере.

Рекомендуются следующие соотношения преподавателей, имеющих ученую степень и звание:

- преподаватели, обеспечивающие учебный процесс по блоку общепрофессиональных дисциплин, - не менее 70% (из них 25% профессоров и докторов наук);

- преподаватели, обеспечивающие учебный процесс по блоку специальных дисциплин и руководство педагогической практикой слушателей, - не менее 50% (из них 25% профессоров и докторов наук).

5.2.2. Требования к учебно - методическому обеспечению учебного процесса.

Для обеспечения высокого уровня подготовки будущих преподавателей высшей школы должен быть обеспечен необходимый уровень лабораторно - практического и информационного обеспечения учебного процесса. При реализации программы образовательным учреждением должно быть предусмотрено:

- предоставление каждому слушателю возможности регулярного пользования персональным компьютером, имеющим выход в Интернет;

- наличие в библиотечном фонде монографий и периодических изданий, необходимых для выполнения в полном объеме настоящих Государственных требований;

- наличие сведений о других информационных базах (отечественная и зарубежная научно - педагогическая периодика, архивы данных и т.п.) и доступ к ним по различным сетевым источникам информации.

Все дисциплины учебного плана должны быть обеспечены учебно - методической документацией по всем видам учебных занятий: лекциям, семинарам, практическим занятиям, лабораторным работам, практике.

5.2.3. Требования к материально - техническому обеспечению учебного процесса.

Образовательное учреждение, реализующее программу, должно располагать материально - технической базой, соответствующей действующим санитарно - техническим нормам и обеспечивающей проведение всех видов подготовки слушателей, предусмотренных учебным планом.

 

6. Требования к итоговой государственной аттестации

 

Итоговая государственная аттестация включает защиту выпускной квалификационной работы и, по усмотрению вуза, государственный экзамен.

Итоговые аттестационные испытания предназначены для определения практической и теоретической подготовленности преподавателя высшей школы к выполнению профессиональных задач, установленных настоящими Государственными требованиями.

6.1. Требования к квалификационной работе

Требования к содержанию, объему и структуре выпускной квалификационной работы определяются образовательным учреждением на основании методических рекомендаций Научно - методического совета по проблемам подготовки преподавателей высшей школы, Положения об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений, утвержденного Минобразованием России, и настоящих Государственных требований.

Квалификационная работа, являясь завершающим этапом образования, должна обеспечивать не только закрепление академической культуры, но и необходимую совокупность методологических представлений и методических навыков работы преподавателя высшей школы. Вид выпускной квалификационной работы, ее объем и состав определяются образовательным учреждением.

Выпускная работа должна представлять собой квалификационную работу исследовательского или научно - методического характера, посвященную решению актуальной задачи, имеющей теоретическое или практическое значение для высшего профессионального образования. По структуре и содержанию работа должна свидетельствовать о личном вкладе и способности автора проводить самостоятельные исследования или разработки, используя теоретические знания и практические навыки, полученные за период обучения.

Работа должна содержать: обоснование выбора темы исследования, актуальность и научную новизну решаемой задачи, аналитический обзор состояния проблемы, обоснование выбора методов исследования, изложение и анализ полученных результатов, выводы, список использованной литературы и оглавление. По своему содержанию и уровню выпускная работа должна соответствовать требованиям, предъявляемым к научным публикациям в реферируемых научных изданиях. Автор должен показать умение кратко и аргументированно излагать материал в письменной форме. Оформление работы должно соответствовать требованиям, устанавливаемым образовательным учреждением. Рекомендуемый объем работы - не более 2 печатных листов, включая таблицы, рисунки и графики. Работа подлежит публичной защите на заседании Государственной аттестационной комиссии. В процессе публичной защиты слушатель должен показать умение четко и уверенно излагать содержание выполненных исследований, аргументированно отвечать на вопросы и вести научную дискуссию.

6.2. Требования к государственному экзамену

Порядок проведения и программа государственного экзамена для присвоения дополнительной квалификации "Преподаватель высшей школы" определяются вузом на основании методических рекомендаций Научно - методического совета по проблемам подготовки преподавателей высшей школы, Положения об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений, утвержденного Минобразованием России, и настоящих Государственных требований.

 

 




Законодательство России в сфере образования // Некоммерческий проект про образование в помощь педагогам, студентам, школьникам и их родителям. //

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования

Copyright © www.pravoeducation.ru, 2012 - 2018