МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 6 апреля 2001 г. N 29/1495-6
ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ РЕКОМЕНДАЦИЙ РОССИЙСКО-ФЛАМАНДСКОЙ
НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ППМС-ЦЕНТРОВ
Минобразование России совместно с Комитетом по образованию администрации
Санкт-Петербурга, Российским государственным педагогическим университетом им.
А.И. Герцена, Санкт-Петербургским университетом педагогического мастерства
провели в марте т.г. в Санкт-Петербурге
Российско-фламандскую научно-практическую конференцию
"Психолого-педагогическое, медико-социальное сопровождение
развития ребенка".
На конференции были
обсуждены вопросы содержания работы специалистов ППМС-центров и школьных служб
сопровождения с детьми, имеющими затруднения в учебе; программно-целевого
подхода в решении проблем укрепления здоровья детей; психолого-педагогического
и медико-социального сопровождения детей с нарушениями
в развитии в условиях социальной интеграции; межведомственного взаимодействия в
процессе сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья;
социализации подростков; подготовки и повышения квалификации специалистов служб
сопровождения.
Участниками
конференции были отмечены тенденции увеличения числа ППМС-центров,
совершенствования нормативно-правового и программно-методического обеспечения
их деятельности.
К сожалению, имеют
место отдельные факты, когда ППМС-центры по содержанию своей работы либо
подменяют другие образовательные учреждения, либо используют программы, не
отвечающие целям и задачам данного типа образовательного учреждения. Слабо
используются возможности интеграции детей, проблемы которых решены, в
общеобразовательные школы.
Считаем
целесообразным обратить внимание органов управления образованием на то, что
Типовое положение об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в
психолого-педагогической и медико-социальной помощи,
предоставляет широкие возможности для выбора и реализации различных
образовательных концепций и программ, позволяющих осуществлять эффективное
ППМС-сопровождение ребенка с проблемами в развитии.
Направляем
рекомендации Российско-фламандской научно-практической конференции для
использования в работе.
Заместитель
Министра
Е.Е.ЧЕПУРНЫХ
РЕКОМЕНДАЦИИ
РОССИЙСКО-ФЛАМАНДСКОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ
"ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ, МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЕ
СОПРОВОЖДЕНИЕ
РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА"
1. ВВЕДЕНИЕ
Российско-фламандская
научно-практическая конференция по проблемам психолого-педагогического, медико-социального сопровождения объединила педагогов,
психологов, специальных и социальных педагогов, возрастных физиологов, валеологов, медицинских работников, специалистов высшей
школы, системы повышения квалификации и управления образованием -
представителей активно развивающейся в стране системы комплексного
сопровождения развития ребенка в образовательном процессе.
Забота о реализации
права ребенка на полноценное и свободное развитие становится сегодня
неотъемлемой целью деятельности любого образовательного учреждения, любой
образовательной системы. Само понятие качества образования в общественном
сознании тесно связано с такими категориями, как здоровье, благополучие,
защищенность, самореализация, уважение. Современные тенденции модернизации
образования, проявляющие себя, в том числе, в переходе российской системы
образования на новую содержательную и технологическую модель, диктуют
настоятельную необходимость в дальнейшем развитии системы сопровождения ребенка
в образовательном процессе. Психолого-педагогическое, медико-социальное
сопровождение представляет собой ответ науки и практики на требования общества
гарантировать помощь и поддержку любому ребенку, оказавшемуся в ситуации,
создающей угрозу его развитию и здоровью.
К сожалению, в
настоящее время все большее число детей оказывается в положении острого
социального неблагополучия. Плохая экология, рост социальной агрессии, экономические
проблемы, наркотизация общества, нарастание миграционных процессов,
нестабильность семьи, родительская и педагогическая некомпетентность - эти и
многие другие факторы становятся внешними ограничителями естественного процесса
развития ребенка. Именно поэтому главным предметом заботы специалистов системы
сопровождения становится поиск и реализация различных форм взаимодействия с
ребенком и средой его окружения; взаимодействия, направленного на
конструктивное решение актуальных проблем развития ребенка.
2.
СОПРОВОЖДЕНИЕ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА
В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ
ПРОСТРАНСТВЕ
В последние годы в
российской системе образования при поддержке международного образовательного
сообщества сложилась новая профессиональная общность специалистов, которых
отличает особая культура помощи ребенку в условиях образовательного процесса.
Можно назвать несколько отличительных признаков этой культуры.
Необходимо отметить
значимость комплексного, интегративного подхода к оказанию помощи детям,
имеющим проблемы в развитии. Только совместная работа (в условиях одной
команды) психологов, социальных работников, педагогов, валеологов,
физиологов, медицинских и юридических специалистов может дать реальный
результат.
Для современной
системы сопровождения характерны несколько основополагающих организационных
принципов:
- комплексный,
междисциплинарный подход к решению любой проблемы развития ребенка;
- равнозначность
программ помощи ребенку в проблемной ситуации и программ предупреждения
возникновения проблемных ситуаций;
- гарантия
непрерывного сопровождения развития ребенка в образовательном процессе;
- специалисты
системы сопровождения во всех проблемных ситуациях находятся на стороне
ребенка, защищая его интересы и права.
Из всех возможных
методов решения проблемы эффективнее тот, в котором актуализирован собственный
потенциал развития ребенка, его желание изменить ситуацию к лучшему, обеспечена
поддержка значимого для него окружения. Сопровождать развитие ребенка - это не
значит решать проблемы за детей, это означает вместе с самим ребенком, его
родителями, педагогами, ближайшим дружеским окружением учиться находить выход
из самых сложных ситуаций.
Любая проблемная
ситуация в развитии ребенка создается несколькими участниками: им самим, его
семьей, педагогами, ближайшим дружеским и социальным окружением; поэтому задача
специалиста по сопровождению состоит в организации усилий всех заинтересованных
лиц по гармонизации положения дел. Очевидно, что противоборство любого из них
многократно усиливает действие факторов риска.
Специалист системы
сопровождения призван быть квалифицированным диагностом
как в отношении ребенка, так и среды его развития. Эффективное сопровождение
возможно только на основе знания имеющихся ресурсов по решению
проблемной ситуации и способности эти ресурсы организовывать в
действенные, поддерживающие и корректирующие программы. В процесс реализации
названных программ должен быть включен широкий круг людей, поэтому от
специалиста системы сопровождения требуется наличие консультативных навыков и
способности включиться в многоэтапный диалог с различными заинтересованными
лицами. Успешность программы сопровождения зависит от качества первых шагов по
ее реализации, помощь ребенку в совершении этих первых усилий -
непосредственная задача сопровождения.
Основа любой
технологии сопровождения состоит в усилении позитивных факторов развития
ребенка и нейтрализации негативных, именно поэтому для специалистов системы
сопровождения характерно стремление участвовать в процессах
социально-педагогических преобразований.
Сегодня можно
констатировать необходимость существенного улучшения информационного
обеспечения системы сопровождения. Ограниченность информации, ее недоступность
специалисту и клиенту, дублирование в деятельности различных социальных служб,
отсутствие прочных механизмов взаимосвязи, развитие конкуренции вместо
сотрудничества становятся тормозом в развитии как
самой системы, так и ограничителем в помощи ребенку.
Решение многих
проблем детей связано с правовым аспектом, вне учета которого деятельность
специалистов по сопровождению практически невозможна, однако круг специалистов
по ювенальному делопроизводству на сегодняшний день неоправданно узок.
3. СЛУЖБЫ
СОПРОВОЖДЕНИЯ И СФЕРЫ ИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Комплексное
сопровождение развития обучающихся, воспитанников в образовательном процессе
осуществляется психолого-педагогическими, медико-социальными
центрами (ППМС-центрами) и службами, создаваемыми как в структуре
образовательных учреждений, так и независимо от них (на условиях договоров о
сотрудничестве и совместной деятельности).
В качестве
специалистов "первой линии" сопровождения развития ребенка в
образовательном учреждении выступают классные руководители, отдельные
социальные педагоги, психологи, валеологи,
медицинские работники (даже не объединенные в службу), группы педагогов,
реализующие те или иные программы предупреждения или решения проблем детей.
Эффективность
сопровождения находится в прямой зависимости от качества деятельности
психолого-медико-педагогических комиссий, независимых диагностических, реабилитационных
центров, службы раннего и надомного сопровождения, логопедических пунктов и др.
Социальные и
медицинские службы (приюты, социальные гостиницы и другие учреждения),
психолого-педагогические центры, реализующие специализированные
коррекционно-развивающие программы в системе социального обеспечения населения,
являются основными партнерами центров сопровождения.
ППМС-центры
осуществляют координацию своей деятельности с научно-методическими центрами и
другими образовательными учреждениями системы повышения квалификации и
переподготовки педагогических кадров.
ППМС-центры
работают в области пяти основных групп проблем:
- укрепления
здоровья и формирования культуры здорового образа жизни;
- преодоления
затруднений в учебе;
- выбора
образовательного и профессионального пути;
- решения
социально-эмоциональных и функциональных проблем развития ребенка;
- досуговой
самореализации.
Важнейшей задачей
деятельности ППМС-центров является раннее выявление и ранняя комплексная помощь
детям, имеющим проблемы в развитии.
Сферой особого
внимания работников служб сопровождения выступают дети, чье развитие осложнено
действием множественных факторов риска.
Особую роль играют
службы сопровождения в образовательных учреждениях системы специального
образования.
4. ОСНОВНЫЕ
ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СЛУЖБ СОПРОВОЖДЕНИЯ
В СИСТЕМЕ
ОБРАЗОВАНИЯ
Сопровождение
развития детей становится неотъемлемым элементом гуманизации
системы образования России в условиях ее модернизации. Забота о развитии
системы сопровождения должна стать одной из приоритетных задач деятельности
органов управления образованием, попечительских советов.
Действенное
сопровождение развития ребенка возможно только при участии семьи, негативные тенденции в развитии которой становятся фактором
неблагополучия, обусловливающим значимость разработки в системе сопровождения
адресных программ, обращенных к поддержке семьи, детей-сирот и детей, лишенных
попечения родителей.
Система
сопровождения возникла как составная часть общей системы образования,
призванная влиять на улучшение условий для развития ребенка в образовательном
процессе, в частности, на разработку и реализацию эффективных образовательных программ как в общеобразовательных, так и в специальных
(коррекционных), а также в учреждениях начального профессионального и
дополнительного образования.
В настоящее время в
российской системе образования развиваются тенденции к интеграции общего и
специального образования, к становлению государственной системы ранней
диагностики и помощи детям с проблемами в развитии; поддержка этих тенденций
становится важнейшей задачей системы сопровождения.
В практике работы
ППМС-служб можно выделить два основных вида программ сопровождения:
-
системно-ориентированные, призванные способствовать предупреждению
возникновения или решению проблемы в образовательном учреждении или
образовательной системе в целом;
-
индивидуально-ориентированные, направленные на помощь в решении проблем
развития конкретного ребенка.
Развивая оба вида
сопровождения, ППМС-службы должны учитывать тот факт, что эффективность первого
вида программ можно определить по снижению числа детей, в отношении которых
необходимо разрабатывать и реализовывать индивидуально-ориентированные
программы. Важным показателем качества работы ППМС-служб выступает их
востребованность со стороны педагогов, родителей, детей, социальных партнеров.
С другой стороны, более эффективной следует считать ту программу сопровождения,
которая реализуется не собственно специалистом по сопровождению, а ближайшим
окружением развития ребенка. Именно поэтому важно подчеркнуть особую
целесообразность в развитии консультативных форм сопровождения детей.
Важнейшей задачей
системы сопровождения выступает координация усилий различных служб и ведомств,
поэтому следует рассматривать службы сопровождения как значимую объединяющую
силу межсекторального и межведомственного
взаимодействия.
Одной из
организационных основ существования ППМС-системы является договор о совместной
деятельности между ППМС-центром и образовательным учреждением, определяющий
права и обязанности обеих сторон.
Предметом такого
договора могут выступать:
- обеспечение
индивидуального сопровождения развития детей;
- обеспечение
системно-ориентированного сопровождения;
- осуществление
совместных проектов, направленных на повышение качества образовательного
процесса и защиту прав ребенка;
- повышение
квалификации педагогов, консультирование и педагогическое просвещение
родителей;
- участие в
экспертизе качества образовательного процесса и образовательных инноваций.
Следует
поддерживать управленческие структуры и научные центры по объединению усилий в
разработке программно-информационного и диагностического инструментария
деятельности служб сопровождения. Дальнейшее упование на то, что службы сами
смогут обеспечить себя качественной информацией и диагностическими материалами,
также тормозит развитие системы.
Очень важными
представляются инициативы тех научно-методических структур, которые участвуют в
разработке практико-ориентированных технологий системного и индивидуального
сопровождения развития. К сожалению, круг эффективных программ, адресованных
современному педагогу и школе, по-прежнему ограничен. Многие разработки
тяготеют к констатации проблем без определения пути их решения либо предлагают
научно-необоснованные, технологически необеспеченные средства.
Подготовка
специалистов для системы сопровождения в качестве неотъемлемой части вошла в
образовательные программы многих высших учебных заведений. Поддерживая эту
тенденцию, следует думать и о развитии участия вузов в создании действенной
системы научно-методического сопровождения самой системы сопровождения и
повышения квалификации сотрудников ППМС-службам.
Важно, чтобы
поддержка развития системы сопровождения была оказана и за счет подготовки и
переподготовки квалифицированных менеджеров образования.
Следует поддержать
попытки разработки виртуальных моделей ППМС-центров, которые могут стать
эффективными партнерами для родителей, детей и педагогов в условиях реализации
программ развития открытого образования в России.
В становлении
российской системы образования существенную роль сыграло международное
образовательное партнерство. Реализация международных образовательных программ
способствовала повышению квалификации сотрудников центров, обмену диагностическими
и терапевтическими программами, выработке общих критериев и показателей
эффективности технологий сопровождения. Было бы важно расширить действие
международных проектов за счет включения в них новых регионов России,
поддержать разработку комплексных совместных научно-практических программ в
области сопровождения развития ребенка.
5. РАЗВИТИЕ
НОРМАТИВНОЙ ПРАВОВОЙ БАЗЫ СИСТЕМЫ СОПРОВОЖДЕНИЯ
Различные
социально-экономические условия существования российских регионов породили
разнообразные модели построения системы психолого-педагогической, медико-социальной помощи и поддержки ребенка. При всех их
видимых отличиях (в названиях и организационной структуре) большинство из них
реализует близкие по смыслу программы. Современное законодательство представляет широкие возможности для создания региональных
моделей сопровождения. Унификация служб в настоящее время не может
рассматриваться как целесообразная задача, так как вместо объединяющей
сыграет конфронтационную роль.
Кризис бюджетного
финансирования не должен стать причиной необдуманного сокращения численности
служб и центров сопровождения. С другой стороны, процесс
развития системы из стихийного, направляемого преимущественно доброй волей
отдельных руководителей системы образования, должен стать планомерным;
превратиться в область обдуманной стратегической образовательной политики, в
которой четко определены цели и критерии развития системы сопровождения,
выявлены потенциальные точки роста, определены этапы становления.
В качестве основных
законодательных актов, на которые в настоящее время опирается система
сопровождения, можно назвать следующие:
- Типовое положение
об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической
и медико-социальной помощи (Постановление
Правительства Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 867);
- Положение о
службе практической психологии в системе Министерства образования Российской
Федерации (Приказ Министерства образования РФ от 22 октября 1999 г. N 636).
Тем не менее очевидно, что имеющаяся сегодня нормативная правовая
база системы нуждается в дальнейшем качественном совершенствовании. Статус
специалистов системы и отдельных ее служб требует более четкого юридического
определения; должны быть выделены и объективные основания для финансового,
кадрового и материально-технического обеспечения системы. Необходимо установить
общие принципы и правила определения соотношения зависимости численности
центров от количества сопровождаемых детей (с учетом специфики и сложности
проблем сопровождения).
6. УСЛОВИЯ
ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ
Для обеспечения
названной стратегии в рамках реализации программы модернизации образования в
России должна быть разработана федеральная программа развития системы
психолого-педагогического, медико-социального
сопровождения развития ребенка в образовательном пространстве.
Необходимо
предпринять усилия для большего упрочения профессиональных общественных
организаций специалистов системы сопровождения.
Целесообразно
создать федеральный научно-методический центр, призванный обеспечить проведение
ежегодных научно-практических конференций, разработку информационной и
диагностической базы системы (в том числе и на современных носителях
информации), реализацию межотраслевых научно-исследовательских программ;
проектирование и осуществление новых программ подготовки и переподготовки
кадров.
Важнейшим условием
реализации стратегии выступает активность участников настоящей конференции по
распространению ее идей, по ознакомлению российского образовательного
сообщества с рекомендациями конференции. Своими действиями каждый из нас должен
способствовать возникновению новых и улучшению качества
работы имеющихся структур системы сопровождения развития ребенка в
образовательном процессе.