Оставьте ссылку на эту страницу в соцсетях:

Поиск по базе документов:

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПРИКАЗ

от 26 февраля 2001 г. N 631

 

О РЕЙТИНГЕ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ

 

В 1990 - 2000 годах Минобразованием России разработана и используется в практике работы вузов, министерств и ведомств Российской Федерации информационно-аналитическая система "Рейтинг специальностей и вузов России". Основой системы является методика определения рейтингов специальностей и вузов. Методика одобрена Ассоциацией российских вузов и рекомендована как базовая модель для разработки подобных систем различными общественными ассоциациями высших учебных заведений.

Для апробации информационно-аналитической системы "Рейтинг специальностей и вузов России" приказываю:

1. Утвердить Временную методику определения рейтингов специальностей и вузов (прилагается).

2. Координацию всех работ по дальнейшему совершенствованию информационно-аналитической системы "Рейтинг специальностей и вузов России", сбору и обработке представляемой вузами информации возложить на отдел баз данных и документальной связи.

3. Ректорам высших учебных заведений до 1 апреля 2001 г. в соответствии с имеющимися в вузах программами для сбора данных (версия 2000 года) и письмом Минобразования России от 10.03.2000 N 02-55-10ин "О представлении сведений для определения рейтингов вузов и специальностей" направить в министерство сведения для определения рейтингов вузов, филиалов и отдельных специальностей с законченным циклом обучения.

4. Отделу баз данных и документальной связи (И.Е. Быстрову) до 1 мая 2001 г. проанализировать полученные результаты и представить руководству министерства.

5. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на первого заместителя Министра В.М. Жураковского.

 

Министр

В.М.ФИЛИППОВ

 

 

 

 

 

 

Приложение

к Приказу

Минобразования России

от 26 февраля 2001 г. N 631

 

ВРЕМЕННАЯ МЕТОДИКА

ОПРЕДЕЛЕНИЯ РЕЙТИНГОВ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ И ВУЗОВ

 

I. МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ РЕЙТИНГА ВУЗА

 

Основу методики составляет структура критериев, соответствующая иерархической декомпозиции сложной глобальной цели системы, содержательно определенной как "Обеспечение соответствия содержания и качества образования потребностям граждан и комплексу общественно-государственных требований".

Структура и состав дерева критериев на содержательном уровне представлены ниже.

 

Глобальный критерий

 

1. Потенциал

1.1. Интеллектуальный потенциал

1.1.1. Квалификация профессорско-преподавательского состава

1.1.2. Перспективность профессорско-преподавательского состава

1.1.3. Связь с академической наукой

1.2. Материальная и информационная база

1.2.1. Обеспеченность учебно-лабораторной базой

1.2.2. Обеспеченность инструментальной базой

1.2.3. Обеспеченность компьютерной базой

1.2.4. Обеспеченность библиотечными фондами

1.3. Социально-культурная база

1.3.1. Обеспеченность местами в общежитиях

1.3.2. Обеспеченность общественным питанием

1.3.3. Санаторно-профилактическая база

1.3.4. Спортивная база

2. Активность

2.1. Подготовка кадров

2.1.1. Подготовка специалистов

2.1.2. Аспирантура

2.1.3. Эффективность аспирантуры

2.1.4. Подготовка кадров высшей квалификации

2.2. Производство и апробация знаний и технологий

2.2.1. Госзаказ на научные исследования

2.2.2. Конкурентность прикладной науки

2.2.3. Производство учебной литературы

2.2.4. Конкурентность учебно-производственной деятельности

 

Значения критериев, обеспечивающих оценку степени достижения элементарных целей, определяются по значениям исходных данных.

Перечень исходных данных, значения которых используются в методике, приводится ниже.

 

Исходные данные

 

Профессорско-преподавательский состав

(без совместителей)

 

Д01 - лица, имеющие ученую степень доктора наук, чел. <*>

--------------------------------

<*> Данные Д01 - Д18 имеют смысл численности соответствующей категории по состоянию на 01.10 отчетного года.

 

Д02 - лица, имеющие ученое звание профессора (без учета пункта 1), чел.

Д03 - доктора наук и лица, имеющие ученое звание профессора, в возрасте до 50-ти лет (одно и то же лицо учитывается один раз), чел.

Д04 - лица, имеющие ученую степень кандидата наук (без учета пунктов 1 - 3), чел.

Д05 - кандидаты наук в возрасте до 30-ти лет (без учета пунктов 1 - 3), чел.

Д06 - члены Российской академии наук, чел.

Д07 - члены других государственных академий России, чел. <*>

--------------------------------

<*> Российская академия образования, Российская академия медицинских наук, Российская академия сельскохозяйственных наук, Российская академия художеств, Российская академия архитектуры и строительных наук.

 

Д08 - общее количество штатных преподавателей, чел.

 

Профессорско-преподавательский

состав по совместительству (без учета

внутривузовского совместительства)

 

Д09 - лица, имеющие ученую степень доктора наук, чел.

Д10 - лица, имеющие ученое звание профессора (без учета пункта 9), чел.

Д11 - члены Российской академии наук, чел.

Д12 - члены других государственных академий России, чел. <*>

--------------------------------

<*> Российская академия образования, Российская академия медицинских наук, Российская академия сельскохозяйственных наук, Российская академия художеств, Российская академия архитектуры и строительных наук.

 

Д13 - общее количество преподавателей, работающих по совместительству, чел.

 

Студенты и аспиранты

 

Д14 - студенты дневной формы обучения, чел.

Д15 - студенты очно-заочной формы обучения, чел.

Д16 - студенты заочной формы обучения, чел.

Д17 - аспиранты дневной формы обучения, чел.

Д18 - аспиранты заочной формы обучения, чел.

Д19 - все иностранные граждане, обучавшиеся в отчетном году на контрактной основе, в том числе и относящиеся к пунктам 14 - 18, чел.

 

Подготовка научных и научно-педагогических

кадров высшей квалификации

 

Д20 - количество утвержденных ВАК докторских диссертаций, защищенных в советах вуза за последние три года, един.

Д21 - количество успешно защищенных в советах вуза за последние три года кандидатских диссертаций, един.

Д22 - количество аспирантов вуза, успешно защитивших кандидатские диссертации в отчетном году, но не позднее одного года после окончания аспирантуры, чел.

Д23 - количество утвержденных ВАК докторских диссертаций, защищенных сотрудниками вуза за последние три года вне советов вуза, един.

Д24 - количество аспирантов и сотрудников вуза, успешно защитивших кандидатские диссертации за последние три года вне советов вуза, чел.

 

Объем научных исследований в отчетном году

 

Д25 - объем госбюджетных работ и освоенных грантов на научные исследования, выполненных собственными силами, тыс. руб.

Д26 - объем хоздоговорных работ, выполненных собственными силами, тыс. руб.

 

Издательская деятельность за последние два года

 

Д27 - учебники с грифами Минобразования России и других министерств и ведомств, имеющих подведомственные вузы, един.

Д28 - учебники с грифами Учебно-методических объединений вузов и Научно-методических советов Минобразования России по дисциплинам, един.

Д29 - учебные пособия с грифами Минобразования России и других министерств и ведомств, имеющих подведомственные вузы, един.

Д30 - учебные пособия с грифами Учебно-методических объединений вузов и Научно-методических советов Минобразования России по дисциплинам, един.

 

Бюджетные ассигнования и основные фонды

(пункты 32 - 35 по состоянию на 1 января года,

следующего за отчетным)

 

Д31 - сумма бюджетных ассигнований на отчетный год (без учета пункта 25), тыс. руб.

Д32 - общая стоимость машин и оборудования, тыс. руб.

Д33 - общая площадь учебно-лабораторной базы, тыс. кв. м

Д34 - общее количество персональных компьютеров и компьютерных рабочих станций в вузе, един.

Д35 - общее количество единиц хранения библиотечного фонда, тыс.

 

Передача денежных средств

 

Д36 - внебюджетные средства, перечисленные вузу в отчетном году физическими и юридическими лицами (без учета пунктов 26 и 37), включая стоимость переданного оборудования, тыс. руб.

Д37 - средства, полученные вузом в отчетном году за подготовку иностранных граждан (включая стоимость переданного оборудования), тыс. руб.

 

Общежития, столовые, профилактории,

спортивные сооружения

 

Д38 - обеспеченность иногородних студентов общежитием (вузы, не имеющие иногородних студентов, показывают 100), %

Д39 - обеспеченность местами в предприятиях общественного питания (в процентах к нормативу, норматив - 200 мест на 1000 студентов), %

Д40 - количество мест в санаториях-профилакториях, един.

Д41 - общая полезная площадь крытых спортивных сооружений, кв. м

 

Формальные отношения для локальных критериев определены следующим образом:

 

                  bv = Д14 + С1 x Д15 + С2 x Д16

 

    1. Потенциал

    1.1. Интеллектуальный потенциал

 

    К    = (Д1 + С16 x Д2 + С4 x Д4 + С5 x (Д9 + С16 x Д10)) / bv

     111

    К    = (Д3 + С6 x Д5) / bv

     112

    К    = (Д6 + С7 x Д7 + С5 x (Д11 + С7 x Д12)) / bv

     113

 

    1.2. Материальная и информационная база

 

    К    = Д33 / bv

     121

    К    = Д32 / bv

     122

    К    = Д34 / bv

     123

    К    = Д35 / bv

     124

 

    1.3. Социально-культурная база

 

    К    = Д38

     131

    К    = Д39

     132

    К    = Д40 / bv

     133

    К    = Д41 / bv

     134

 

    2. Активность

    2.1. Подготовка кадров

 

    К    = bv

     211

    К    = (Д17 + С11 x Д18) / bv

     212

    К    = Д22 / bv

     213

    К    = (Д20 + С9 x Д23 + С10 x (Д21 + С9 x Д24)) / bv

     214

 

    2.2. Производство и апробация знаний и технологий

 

    К    = Д25 / bv

     221

    К    = Д26 / bv

     222

    К    = (Д27 + С12 x Д28 + С13 x (Д29 + С12 x Д30)) / bv

     223

    К    = (Д36 + С3 x Д37) / bv

     224

 

    Агрегирование локальных  и интегральных критериев производится

в линейной форме.  Для обеспечения соизмеримости  и  соразмерности

локальных критериев в методике предусмотрено нормирование значений

локальных  критериев  на  максимальные   значения   на   множестве

сопоставляемых вузов.

 

                            i    i

                          KN  = K  / N,

 

    где:

      i

    KN  - нормированное  значение  локального  критерия  для i-ого

вуза;

     i

    K  - абсолютное значение локального критерия для этого вуза;

    N - нормирующее значение для этого критерия.

 

                                    i

                          N = MAX (K ),

 

    i = 1...V,

    где V - количество сопоставляемых вузов.

    Далее осуществляется  свертка нормированных значений критериев

в пределах  каждого  частного  множества  структуры  до  получения

значений глобальных критериев.

 

                         i    m         i

                       KS  = SUM V  x KN  ,

                         j   k=1  k     jk

 

    где:

      i

    KS  - значение интегрального критерия j-ого уровня  для  i-ого

      j

вуза;

    V  - оценка значимости (вес) k-ой цели;

     k

    m - количество целей в частном множестве.

    После определения значений критериев по целям 1 и 2 (потенциал

и  активность)  вычисляется  значение параметра Э = K  / K .  Этот

                                                     2    1

параметр используется в методике для усиления влияния продуктивных

целей на итоговую оценку, что достигается мультипликативным вводом

Э в значение критерия по цели 1.1  -  интеллектуальный  потенциал:

K    =  Э  x  K  , с  последующим  повторением свертки до значения

 11            11

глобального критерия.

Полученные значения глобальных критериев для каждого вуза интерпретируются как метрический рейтинг, на основе которого определяется субординационный рейтинг - ранг в убывающей последовательности значений метрических рейтингов.

 

II. МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ РЕЙТИНГА СПЕЦИАЛЬНОСТИ

 

Структура и состав дерева критериев для специальности на содержательном уровне имеют вид:

 

Глобальный критерий

 

1. Потенциал

1.1. Интеллектуальный потенциал

1.1.1. Квалификация профессорско-преподавательского состава

1.1.2. Перспективность профессорско-преподавательского состава

1.1.3. Уровень информатизации

1.2. Материальная и социально-культурная база

1.2.1. Обеспеченность учебно-лабораторной базой

1.2.2. Обеспеченность быта

1.2.3. Спорт и отдых

2. Активность

2.1. Подготовка кадров

2.1.1. Подготовка специалистов

2.1.2. Аспирантура

2.1.3. Эффективность аспирантуры

2.1.4. Подготовка кадров высшей квалификации

2.1.5. Оценка качества выпускников

2.2. Производство и апробация знаний и технологий

2.2.1. Госзаказ на научные исследования

2.2.2. Конкурентность прикладной науки

2.2.3. Производство учебной литературы

 

Перечень исходных данных, значения которых используются в методике, приводится ниже.

 

Исходные данные

 

Данные вуза

 

Профессорско-преподавательской состав

(без совместителей)

 

Д01 - лица, имеющие ученую степень доктора наук, чел. <*>

--------------------------------

<*> Данные Д01 - Д11, Д18 - Д26 и Д30 - Д31 имеют смысл численности соответствующей категории по состоянию на 01.10 отчетного года.

 

Д02 - лица, имеющие ученое звание профессора (без учета пункта 1), чел.

Д03 - доктора наук и лица, имеющие ученое звание профессора, в возрасте до 50-ти лет (одно и то же лицо учитывается один раз), чел.

Д04 - лица, имеющие ученую степень кандидата наук (без учета пунктов 1 - 3), чел.

 

Профессорско-преподавательский состав

по совместительству

 

Д05 - лица, имеющие ученую степень доктора наук, чел.

Д06 - лица, имеющие ученое звание профессора (без учета пункта 5), чел.

 

Студенты и аспиранты

 

Д07 - студенты дневной формы обучения, чел.

Д08 - студенты очно-заочной формы обучения, чел.

Д09 - студенты заочной формы обучения, чел.

Д10 - аспиранты дневной формы обучения, чел.

Д11 - аспиранты заочной формы обучения, чел.

 

Материальная и социально-культурная база

 

Д12 - общая площадь учебно-лабораторной базы, тыс. кв. м

Д13 - общее количество персональных компьютеров и компьютерных рабочих станций в вузе, един.

Д14 - обеспеченность иногородних студентов общежитием (вузы, не имеющие иногородних студентов, показывают 100), %

Д15 - обеспеченность местами в предприятиях общественного питания (в процентах к нормативу, норматив - 200 мест на 1000 студентов), %

Д16 - количество мест в санаториях-профилакториях, един.

Д17 - общая полезная площадь крытых спортивных сооружений, кв. м

 

Данные выпускающей кафедры

 

Профессорско-преподавательский состав

(без совместителей)

 

Д18 - лица, имеющие ученую степень доктора наук, чел.

Д19 - лица, имеющие ученое звание профессора (без учета пункта 18), чел.

Д20 - доктора наук и лица, имеющие ученое звание профессора, в возрасте до 50-ти лет (одно и то же лицо учитывается один раз), чел.

Д21 - лица, имеющие ученую степень кандидата наук (без учета пунктов 18 - 20)

Д22 - общее количество штатных преподавателей, чел.

 

Профессорско-преподавательский состав

(совместители)

 

Д23 - лица, имеющие ученую степень доктора наук, чел.

Д24 - лица, имеющие ученое звание профессора (без учета пункта 23), чел.

Д25 - лица, имеющие ученую степень кандидата наук (без учета пунктов 23 - 24), чел.

Д26 - общее количество преподавателей, чел.

 

Приведенный контингент выпускников в отчетном году

 

Д27 - бакалавры, успешно закончившие вуз и прекратившие дальнейшее обучение в вузе, чел.

Д28 - магистры, чел.

Д29 - специалисты, чел.

 

Аспиранты на 1 октября отчетного года

 

Д30 - аспиранты дневной формы обучения, чел.

Д31 - аспиранты заочной формы обучения, чел.

 

Подготовка научных и научно-педагогических

кадров высшей квалификации

 

Д32 - количество утвержденных ВАК докторских диссертаций, защищенных в советах вуза за последние три года, един.

Д33 - количество успешно защищенных в советах вуза за последние три года кандидатских диссертаций, един.

Д34 - количество аспирантов кафедры, успешно защитивших кандидатские диссертации в отчетном году, но не позднее одного года после окончания аспирантуры, чел.

Д35 - количество утвержденных ВАК докторских диссертаций, защищенных сотрудниками кафедры за последние три года вне советов вуза, един.

Д36 - количество аспирантов и сотрудников кафедры, успешно защитивших кандидатские диссертации за последние три года вне советов вуза, чел.

 

Объем научных исследований в отчетном году

 

Д37 - объем госбюджетных работ и освоенных грантов на научные исследования, выполненных собственными силами, тыс. руб.

Д38 - объем хоздоговорных работ, выполненных собственными силами, тыс. руб.

 

Издательская деятельность за последние два года

 

Д39 - объем монографий, учебников и учебных пособий, изданных кафедрой за последние два года, печ. л.

 

Основные фонды

(пункты 40 - 41 по состоянию на 1 января года,

следующего за отчетным)

 

Д40 - общая стоимость машин и оборудования, тыс. руб.

Д41 - общее количество персональных компьютеров и компьютерных рабочих станций, един.

 

Оценка качества выпуска

 

Д42 - процент хороших и отличных оценок на госэкзаменах, %

Д43 - процент дипломных работ и (или) проектов, оцененных ГЭК на "отлично"

Д44 - процент выпускников с гарантированным трудоустройством

Примечания. 1. Данные по пунктам 1 - 17 берутся из сведений для определения рейтинга вуза и вводятся министерством.

2. Единицы измерения исходных данных должны точно соответствовать указанным.

3. Если по данной специальности выпускающими являются несколько кафедр, то в исходных данных представляется суммарная информация этих кафедр по всем пунктам.

4. Если кафедра осуществляет выпуск по нескольким специальностям (направлениям), то в п. п. 27, 28, 29 указывается суммарный контингент выпускников по всем этим специальностям (направлениям).

 

Локальные критерии:

Приведенный контингент выпускников по специальности

 

                 bs = Д27 + С9 x Д28 + С10 x Д29

 

    Приведенный контингент студентов вуза на один курс

 

              bvk = (Д07 + С1 x Д08 + С2 x Д09) / 5

 

    1 <  w  <  2  -  коэффициент  влияния  данных вуза на значения

критериев по специальности

 

    1. Потенциал

    1.1. Интеллектуальный потенциал

 

    К    = (Д1 + С3 x Д2 + С4 x Д4 + С5 x Д5 + С3 x Д6)) x (bs) /

     111

     w

(bvk)  + (Д18 + С3 x Д19 + С4 x Д21) / bs

                          w

    К    = Д3 x bs / (bvk)  + Д20 / bs

     112

                             w

    К    = Д13 x (bs) / (bvk)  + Д41 / bs

     113

 

    1.2. Материальная и социально-культурная база

 

                             w

    К    = Д12 x (bs) / (bvk)  + С6 x Д40 / bs

     121

    К    = Д14 + С7 x Д15

     122

    К    = (Д16 + С8 x Д17) / bvk

     123

 

    2. Активность

    2.1. Подготовка кадров

 

    К    = bs

     211

    К    = (Д30 + С12 x Д31) / bs

     212

    К    = Д34 / bs

     213

    К    = (Д32 + С14 x Д33 + С15 x (Д35 + С14 x Д36)) / bs

     214

    К    = Д42 + С16 x Д43 + С17 x Д44

     215

 

    2.2. Производство и апробация знаний и технологий

 

    К    = Д37 / bs

     221

    К    = Д38 / bs

     222

    К    = Д39 / bs

     223

 

Как следует из приведенных выражений для локальных критериев, в методике определения рейтинга специальности используется в качестве базы приведенный контингент выпускников. Значения данных Д01 - Д17 извлекаются из базы данных, содержащей сведения о вузах. Все процедуры нормирования и свертки наследуются из методики определения рейтинга вуза.

 

 




Законодательство России в сфере образования // Некоммерческий проект про образование в помощь педагогам, студентам, школьникам и их родителям. //

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования

Copyright © www.pravoeducation.ru, 2012 - 2018