МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 26 января 2001 г. N 22-06-106
О СОДЕРЖАНИИ И ПРАВОВОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ
ИНСПЕКЦИОННО - КОНТРОЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ
Минобразование России в течение последних трех лет издало несколько нормативных и
методических писем для органов управления образованием всех уровней,
разъясняющих содержание, регламентирующих и подготовивших правовое обеспечение
инспекционно - контрольной деятельности. Среди них:
Рекомендации об
инспектировании в системе образования Российской Федерации (приложение к письму
Минобразования России от 11.06.98 N 33);
указание
Минобразования России от 13.07.98 N 577-30 "О введении в действие
Инструкции о порядке инспектирования";
Приказ
Минобразования России от 05.10.99 N 473 "Об упорядочении инспекционно -
контрольной деятельности в системе образования";
решение коллегии
Минобразования России от 30.05.2000 N 12/1 и письмо Минобразования России от
23.06.2000 N 22-06-728 "О состоянии исполнения законодательства Российской
Федерации в системе образования по результатам инспекционных проверок";
письмо
Минобразования России от 22.06.2000 N 22-06-723 "Об осуществлении
контрольных функций органов управления образованием".
Анализ итоговых
материалов инспекционных проверок, проведенных Управлением общеобразовательных
учреждений и инспектирования в регионах Российской Федерации, работа в секциях
всероссийских и межрегиональных семинаров - совещаний по вопросам
инспектирования показали, что, в основном, при организации инспекционно -
контрольной деятельности не возникает затруднений в определении тематики
проверок, постановки целей и задач. Вместе с тем немало вопросов возникает при
реализации инспеционно - контрольных функций
специалистов органов управления образованием. Обобщая случаи возникновения
затруднений, Управление уточняет следующее.
Согласно п. 3.1
Приказа Минобразования России от 15.06.2000 N 1777 "О состоянии исполнения
законодательства Российской Федерации в системе образования по результатам
инспекционных проверок" необходимо коллегиально обсудить и утвердить
положения об организации инспекционно - контрольной деятельности на всех
уровнях управления образованием, включая в него нормы, частоту проверок и т.д.
Инспекционно -
контрольная деятельность должна планироваться. При этом в годовых планах работы
должны быть отражены не только тема проверки, но и вид проверки (тематическая,
комплексная), объекты проверки (исходя из анализа статистических данных,
поступившей информации и т.д.), сроки проведения проверки (не более 10 дней), а
также срок подготовки итогового документа (не более недели).
Учитывая
взаимодействие ведомственного контроля с вневедомственными контролирующими и
надзорными органами, следует заранее учитывать при планировании проведение
совместных проверок по одной теме либо не допускать проведение разных проверок
(не более трех) на одном и том же объекте.
Для проведения
инспекционно - контрольной проверки необходимо разработать план - задание,
утверждаемый руководителем органа управления образованием, и ознакомить с ним
руководителя учреждения не менее чем за неделю до начала проведения проверки
для своевременной подготовки необходимой документации и установленной
статистики. При этом проверяющие не должны требовать от проверяемых
аналитических материалов и заполнения специально разработанных таблиц и
диаграмм.
По итогам
проведенной проверки возможно использование различных способов получения
информации об исправлении нарушений и недостатков в работе, отмеченных проверяющими, в том числе проведение повторного контроля,
или организации мониторинга.
Управление общеобразовательных
учреждений и инспектирования предлагает органам управления образованием
анализировать работу специалистов по осуществлению инспекционно - аналитической
деятельности и представлять в Управление отдельные материалы или сборники по
инспектированию для корректировки совместных действий и обобщения опыта данного
вида деятельности (контактный телефон: 924-33-05, Федорова Л.А.).
В целях
предупреждения характерных нарушений при осуществлении специалистами
инспекционно - контрольных функций Управление рекомендует направить
методические или инструктивные письма в муниципальные органы управления
образованием.
Начальник
Управления
общеобразовательных
учреждений
и инспектирования
Минобразования РФ
В.Ф.САУТКИН