Оставьте ссылку на эту страницу в соцсетях:

Поиск по базе документов:

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 14 декабря 2000 г. N 2

 

ОБ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ПУНКТА

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

 

Настоящее инструктивное письмо определяет порядок организации деятельности логопедического пункта как структурного подразделения государственного, муниципального общеобразовательного учреждения.

Логопедический пункт создается в общеобразовательном учреждении в целях оказания помощи обучающимся, имеющим нарушения в развитии устной и письменной речи (первичного характера), в освоении ими общеобразовательных программ (особенно по родному языку).

Основными задачами логопедического пункта являются:

коррекция нарушений в развитии устной и письменной речи обучающихся;

своевременное предупреждение и преодоление трудностей в освоении обучающимися общеобразовательных программ;

разъяснение специальных знаний по логопедии среди педагогов, родителей (законных представителей) обучающихся.

Логопедический пункт создается в общеобразовательном учреждении, находящемся в городской местности, при наличии пяти - десяти классов I ступени начального общего образования и трех - восьми классов I ступени начального общего образования в общеобразовательном учреждении, находящемся в сельской местности.

В логопедический пункт зачисляются обучающиеся общеобразовательного учреждения, имеющие нарушения в развитии устной и письменной речи на родном языке (общее недоразвитие речи разной степени выраженности; фонетико - фонематическое недоразвитие речи; фонематическое недоразвитие речи; заикание; недостатки произношения - фонетический дефект; дефекты речи, обусловленные нарушением строения и подвижности органов речевого аппарата (дизартрия, ринолалия); нарушения чтения и письма, обусловленные общим, фонетико - фонематическим, фонематическим недоразвитием речи).

В первую очередь в логопедический пункт зачисляются обучающиеся, имеющие нарушения в развитии устной и письменной речи, препятствующие их успешному освоению общеобразовательных программ (дети с общим фонетико - фонематическим и фонематическим недоразвитием речи).

Зачисление в логопедический пункт осуществляется на основе обследования речи обучающихся, которое проводится с 1 по 15 сентября и с 15 по 30 мая. Обследованные обучающиеся, имеющие нарушения в развитии устной и письменной речи, регистрируются по форме согласно Приложению 1. Зачисление в логопедический пункт обучающихся из числа обследованных и зарегистрированных производится в течение всего учебного года.

Предельная наполняемость логопедического пункта городского общеобразовательного учреждения не более 25 человек, сельского общеобразовательного учреждения - не более 20 человек.

На каждого обучающегося, зачисленного в логопедический пункт, учитель - логопед заполняет речевую карту по форме согласно Приложению 2.

Выпуск обучающихся из логопедического пункта производится в течение всего учебного года после устранения у них нарушений в развитии устной и письменной речи.

Занятия с обучающимися проводятся как индивидуально, так и в группе. Основной формой являются групповые занятия. Предельная наполняемость групп устанавливается в зависимости от характера нарушения в развитии устной и письменной речи обучающегося и местонахождения общеобразовательного учреждения (Приложение 3).

Занятия с обучающимися в логопедическом пункте, как правило, проводятся во внеурочное время с учетом режима работы общеобразовательного учреждения.

Коррекция произношения у обучающихся первых классов с фонетическими дефектами, не влияющими на успеваемость, в виде исключения, может осуществляться во время уроков (кроме уроков русского языка и математики).

Периодичность групповых и индивидуальных занятий определяется тяжестью нарушения речевого развития.

Групповые занятия проводятся:

с обучающимися, имеющими общее недоразвитие речи; нарушения чтения и письма, обусловленные общим недоразвитием речи, - не менее трех раз в неделю;

с обучающимися, имеющими фонетико - фонематическое или фонематическое недоразвитие речи; нарушения чтения и письма, обусловленные фонетико - фонематическим или фонематическим недоразвитием речи, - не менее двух - трех раз в неделю;

с обучающимися, имеющими фонетический дефект, - не менее одного - двух раз в неделю;

с заикающимися обучающимися - не менее трех раз в неделю.

Индивидуальные занятия проводятся не менее трех раз в неделю с обучающимися, имеющими общее недоразвитие речи второго уровня по Р.Е. Левиной, дефекты речи, обусловленные нарушением строения и подвижности органов речевого аппарата (дизартрия, ринолалия). По мере формирования произносительных навыков у этих обучающихся занятия с ними проводятся в группе. При этом занятия с указанными обучающимися не могут проводиться в одной группе с заикающимися обучающимися и обучающимися с недостатками произношения отдельных звуков.

Продолжительность группового занятия составляет 40 минут, продолжительность индивидуального занятия - 20 минут.

Темы групповых и индивидуальных занятий с обучающимися и учет их посещаемости отражаются в журнале факультативных и логопедических занятий.

В случае необходимости уточнения диагноза обучающиеся с нарушениями речи с согласия родителей (законных представителей) направляются учителем - логопедом в соответствующее лечебно - профилактическое учреждение для обследования врачами - специалистами (невропатологом, детским психиатром, отоларингологом, офтальмологом и др.) или в психолого - медико - педагогическую комиссию.

Ответственность за обязательное посещение обучающимися занятий в логопедическом пункте несут учитель - логопед, классный руководитель и руководитель общеобразовательного учреждения.

Учитель - логопед оказывает консультативную помощь учителям общеобразовательного учреждения и родителям (законным представителям) обучающихся в определении причин неуспеваемости и дает рекомендации по их преодолению. Учитель - логопед несет ответственность за организацию и своевременное выявление обучающихся с первичной речевой патологией и за комплектование групп.

Учитель - логопед:

а) проводит занятия с обучающимися по исправлению различных нарушений устной и письменной речи. В ходе занятий осуществляется работа по предупреждению и преодолению неуспеваемости по родному языку, обусловленной первичным речевым нарушением;

б) осуществляет взаимодействие с учителями по вопросам освоения обучающимися общеобразовательных программ (особенно по родному языку);

в) поддерживает связь с дошкольными образовательными учреждениями, со специальными (коррекционными) образовательными учреждениями для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, логопедами и врачами - специалистами детских поликлиник и психолого - медико - педагогических комиссий;

г) участвует в работе методических объединений учителей - логопедов;

д) представляет руководителю общеобразовательного учреждения ежегодный отчет о количестве обучающихся, имеющих нарушения в развитии устной и письменной речи, в общеобразовательном учреждении и результатах обучения в логопедическом пункте по форме (Приложение 4).

Для логопедического пункта выделяется кабинет площадью, отвечающей санитарно - гигиеническим нормам. Логопедический пункт обеспечивается специальным оборудованием (Приложение 5).

 

Заместитель Министра

Е.Е.ЧЕПУРНЫХ

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

 

СПИСОК ОБУЧАЮЩИХСЯ,

ИМЕЮЩИХ НАРУШЕНИЯ В РАЗВИТИИ УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ

(заполняется учителем - логопедом после обследования

обучающихся)

 

 N
п/п

Фамилия, имя
обучающегося,
дата рождения

Класс

Дата обс-
ледования

  Реальная 
успеваемость
 по родному
   языку   

Заключение
учителя -
 логопеда

Приме-
чания

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

 

РЕЧЕВАЯ КАРТА

(заполняется на каждого обучающегося, зачисленного

в логопедический пункт)

 

1. Фамилия, имя, возраст.

2. Класс.

3. Домашний адрес, телефон.

4. Дата зачисления в логопедический пункт.

5. Успеваемость по родному языку (к моменту обследования).

6. Жалобы учителя или родителей (законных представителей).

7. Заключение психиатра.

8. Состояние слуха.

9. Данные о ходе развития речи. Анамнез общего и речевого развития.

10. Состояние артикуляционного аппарата (строение и подвижность).

11. Общая характеристика речи (запись беседы, самостоятельных связных высказываний):

а) словарный запас: словарь в пределах обихода, шире и пр.; какие части речи преимущественно употребляет; ошибки в употреблении слов: замены по смыслу и акустическому сходству (привести примеры);

б) грамматический строй: типы употребляемых предложений, наличие аграмматизмов (привести примеры);

в) произношение и различение звуков: произношение звуков; отсутствие, искажение, замена и смешение отдельных звуков; различение оппозиционных звуков; воспроизведение слов с различным звуко - слоговым составом (привести примеры); темп и внятность речи.

12. Уровень сформированности навыков анализа и синтеза звукового состава слова.

13. Письмо: наличие и характер специфических ошибок (смешение и замена согласных букв, аграмматизмы и т.д.) в письменных работах обучающихся - диктантах, изложениях, сочинениях, выполняемых ими при первичном обследовании и на занятиях в логопедическом пункте (письменные работы прилагаются к речевой карте).

14. Чтение: уровень овладения техникой чтения (побуквенное, слоговое, словами); ошибки при чтении; понимание прочитанного.

15. Проявление заикания: а) предполагаемая причина; выраженность заикания; ситуации, усугубляющие его проявление (ответы у доски); б) сформированность языковых средств (произношение, словарь, грамматический строй); в) особенности общего и речевого поведения (организованность, общительность, замкнутость, импульсивность); г) адаптация к условиям общения.

16. Краткая характеристика ребенка по данным психолога и учителя (организованность, самостоятельность, устойчивость внимания, работоспособность, наблюдательность, отношение к имеющемуся нарушению речи).

17. Заключение учителя - логопеда.

18. Результаты исправления речи (отмечаются в карте к моменту отчисления обучающегося из логопедического пункта).

 

 

 

 

 

 

Приложение 3

 

ПРЕДЕЛЬНАЯ НАПОЛНЯЕМОСТЬ ГРУПП

ОБУЧАЮЩИХСЯ, ИМЕЮЩИХ НАРУШЕНИЯ В РАЗВИТИИ

УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ

 

       Группы обучающихся      

Предельная наполняемость (чел.)

общеобразова- 
тельное учреж-
дение, располо-
женное в городе

общеобразова- 
тельное учреж-
дение, располо-
женное в сель-
ской местности

с общим недоразвитием речи (ОНР)

     до 4     

     до 3     

с нерезко выраженным общим     
недоразвитием речи (НВОНР)     


     до 5     


     до 4     

с фонетико - фонематическим    
недоразвитием речи (ФФН) и     
фонематическим недоразвитием   
речи (ФН)                      




     до 6     




     до 5     

с недостатками чтения и письма,
обусловленными общим недоразви-
тием речи                      



     до 5     



     до 4     

с недостатками чтения и письма,
обусловленными фонетико - фоне-
матическим (фонематическим)    
недоразвитием речи             




     до 6     




     до 5     

заикающиеся                    

     до 4     

     до 3     

с недостатками произношения    
отдельных звуков               


     до 7     


     до 6     

 

Примечание. Минимальная наполняемость группы - 3 обучающихся.

 

 

 

 

 

 

Приложение 4

 

ОТЧЕТ О КОЛИЧЕСТВЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ,

ИМЕЮЩИХ НАРУШЕНИЯ В РАЗВИТИИ УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ,

В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ И РЕЗУЛЬТАТАХ ОБУЧЕНИЯ

В ЛОГОПЕДИЧЕСКОМ ПУНКТЕ ЗА _____ УЧЕБНЫЙ ГОД

 

 

Классы

  Нарушения устной речи  

Нарушения письменной речи

ОНР

ФФН

фоне-
мати-
ческое
недо-
разви-
тие  

фоне-
тичес-
кий  
дефект

за-
ика-
ние

наруше-
ния чте-
ния и  
письма,
обуслов-
ленные 
ОНР    

наруше-
ния чте-
ния и  
письма,
обуслов-
ленные 
ФФН    

наруше-
ния чте-
ния и  
письма,
обуслов-
ленные 
фонема-
тическим
недораз-
витием 

Выявлено
обучаю- 
щихся   

1 класс
2 - 4 
классы

 

 

 

 

 

 

 

 

Зачислено
в логопе-
дический
пункт   

1 класс
2 - 4 
классы

 

 

 

 

 

 

 

 

Отчислено
из лого-
педичес-
кого пун-
кта     

1 класс
2 - 4 
классы

 

 

 

 

 

 

 

 

Оставлено
в логопе-
дическом
пункте  

1 класс
2 - 4 
классы

 

 

 

 

 

 

 

 

Выбыло  

1 класс
2 - 4 
классы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 5

 

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОГО ОБОРУДОВАНИЯ

ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ПУНКТА

 

    1. Настенное зеркало для логопедических занятий

       (50 x 100)                                        1 шт.

    2. Зеркало для индивидуальной работы (9 x 12)        8 шт.

    3. Логопедические зонды, шпатели

    4. Разрезная азбука (настенная)                      1 шт.

    5. Кассы букв (индивидуальные)                       8 шт.

    6. Учебно - методические пособия

    7. Настольные игры, игрушки, конструкторы

    8. Умывальник                                        1 шт.

    9. Классная доска                                    1 шт.

   10. Шкафы для пособий                                 2 - 3 шт.

   11. Стол канцелярский                                 1 шт.

   12. Стулья                                            5 шт.

   13. Комплект "парта - стул"                           8 шт.

   14. Песочные часы                                     1 шт.

   15. Секундомер                                        1 шт.

   16. Метроном                                          1 шт.

   17. Магнитофон                                        1 шт.

   18. Проигрыватель                                     1 шт.

   19. Набор пластинок

   20. Диапроектор (или фильмоскоп)                      1 шт.

   21. Кодоскоп                                          1 шт.

   22. Экран                                             1 шт.

   23. Видеомагнитофон                                   1 шт.

   24. Компьютер                                         1 шт.

   25. Дискеты

 

 




Законодательство России в сфере образования // Некоммерческий проект про образование в помощь педагогам, студентам, школьникам и их родителям. //

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования

Copyright © www.pravoeducation.ru, 2012 - 2018