Оставьте ссылку на эту страницу в соцсетях:

Поиск по базе документов:

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПРИКАЗ

от 30 ноября 2000 г. N 3467

 

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ПОРЯДКЕ

ФОРМИРОВАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ МЕЖВУЗОВСКОЙ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ

ПРОГРАММЫ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

"СОЗДАНИЕ СИСТЕМЫ ОТКРЫТОГО ОБРАЗОВАНИЯ"

 

С целью организации работ по созданию системы открытого образования в рамках межвузовской научно-технической программы Министерства образования Российской Федерации "Создание системы открытого образования" и во исполнение Приказа Минобразования России от 02.08.2000 N 2389 приказываю:

1. Утвердить прилагаемое Положение о порядке формирования и реализации межвузовской научно-технической программы Министерства образования Российской Федерации "Создание системы открытого образования".

2. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на Управление информационных технологий и непрерывного образования (А.А. Полякова).

 

Министр

В.М.ФИЛИППОВ

 

 

 

 

 

Приложение

к Приказу

Минобразования России

от 30 ноября 2000 г. N 3467

 

ПОЛОЖЕНИЕ

О ПОРЯДКЕ ФОРМИРОВАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ

МЕЖВУЗОВСКОЙ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ПРОГРАММЫ

МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

"СОЗДАНИЕ СИСТЕМЫ ОТКРЫТОГО ОБРАЗОВАНИЯ"

 

1. Общие положения

 

1.1. Настоящее Положение устанавливает цели и задачи межвузовской научно-технической программы Минобразования России "Создание системы открытого образования" (далее - программа), принципы ее формирования и реализации, определяет порядок формирования структуры программы, отбора проектов программы, управления программой, финансирования программы и ее выполнения, приемки результатов выполненных работ.

1.2. Настоящее Положение разработано в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, включая Гражданский кодекс Российской Федерации, Бюджетный кодекс Российской Федерации, Федеральные законы "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" и "О науке и государственной научно-технической политике", а также Концепцией научной, научно-технической и инновационной политики в системе образования Российской Федерации на 2001 - 2005 годы.

1.3. Настоящее Положение может уточняться, дополняться и изменяться по мере изменения правовых и экономических условий деятельности системы образования Российской Федерации.

 

2. Научно-техническая программа

 

2.1. Программа является одной из основных форм организации научно-технической и инновационной деятельности в системе образования.

2.2. В настоящем Положении под программой (подпрограммой, разделом подпрограммы) понимается увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплекс поисковых и прикладных научно-исследовательских работ, опытно-конструкторских работ, иных программных мероприятий, обеспечивающий достижение установленных для нее целей научной, научно-технической и инновационной политики Минобразования России и решение необходимых для этого задач.

2.3. Структуру программы образуют:

- подпрограммы;

- разделы и подразделы (при необходимости) подпрограмм;

- проекты, которые в совокупности составляют раздел подпрограммы или подпрограмму.

2.4. Срок выполнения подпрограммы не может превышать пяти лет и, как правило, не должен быть менее двух лет.

2.5. Управление программой осуществляет:

- Минобразование России;

- руководящий совет программы;

- управляющий комитет программы;

- Совет по дистанционному обучению в сфере профессионального образования Министерства образования Российской Федерации (далее - Совет по профессиональному образованию);

- Совет по информационным технологиям в общем образовании Министерства образования Российской Федерации (далее - Совет по общему образованию);

- научно-технические советы по подпрограммам.

2.6. Куратор программы - Управление информационных технологий и непрерывного образования (далее - Управление).

2.7. Рабочие органы программы:

- исполнительная дирекция программы;

- организаторы конкурса по подпрограммам;

- экспертные комиссии по подпрограммам;

- приемочные комиссии по подпрограммам.

 

3. Цели и задачи программы. Принципы формирования

и реализации программы

 

3.1. Цель программы - создание системы открытого образования, предоставляющей условия для наиболее полной реализации гражданами своих прав на образование, по структуре и качеству соответствующее потребностям развития экономики и гражданского общества.

3.2. Основными задачами подпрограмм (разделов подпрограмм), вытекающими из цели программы, являются:

- разработка, развитие и систематизация научного, научно-методического и информационного обеспечения создания системы открытого образования;

- создание системы открытого профессионального образования;

- создание федеральной, межрегиональной и муниципальной, а также национальной инфраструктуры открытого образования;

- создание единого информационного пространства общего среднего образования, в первую очередь включающего малокомплектные сельские школы.

3.3. Основными принципами формирования и реализации программы являются:

- концентрация сил и средств на направлениях деятельности, признанных в установленном порядке приоритетными для научно-технической деятельности по формированию системы открытого образования;

- гласность и широкое привлечение научной общественности системы образования к решению вопросов формирования и реализации программы;

- широкое использование конкурсности при отборе научно-технических проектов или исполнителей проектов;

- объединение усилий вузов, других образовательных учреждений и организаций в области создания и внедрения в практику принципов открытого образования (далее - ОО) на основе:

- требований государственных образовательных стандартов;

- общих психолого-педагогических, методических и технических требований к учебно-методическим и информационным ресурсам ОО;

- единых требований к уровню психолого-педагогической компетентности кадров системы ОО;

- создания единой информационно-образовательной системы ОО;

- объединения бюджетных и внебюджетных источников финансирования на развитие ОО в целом;

- координации функционирования системы.

 

4. Формирование программы

 

4.1. Формирование структуры программы.

4.1.1. Основой формирования структуры программы является Концепция программы.

4.1.2. Структура программы формируется с учетом:

- плана действий Правительства Российской Федерации в области социальной политики и модернизации экономики на 2000 - 2001 годы <*>;

- необходимости формирования условий для реализации гражданами своих прав на образование, по структуре и качеству соответствующее потребностям развития экономики и гражданского общества;

- перспектив развития экономики и наукоемкой социальной сферы страны и ее регионов;

- необходимости обеспечения высокого уровня подготовки научных и научно-педагогических кадров по традиционным и перспективным направлениям науки и техники;

- федеральных приоритетов развития науки и техники.

--------------------------------

<*> Утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 26.07.2000 N 1072-р (раздел "Реформирование образования")

 

4.1.3. Проект Концепции программы разрабатывается Управлением во взаимодействии с Советом по профессиональному образованию и Советом по общему образованию. К разработке привлекаются ведущие ученые и специалисты системы образования. Одобренная Советом по профессиональному образованию и Советом по общему образованию Концепция программы утверждается Минобразованием России.

4.1.4. Исходя из Концепции программы, Управление во взаимодействии с Советом по профессиональному образованию и Советом по общему образованию:

- формирует структуру программы, обеспечивающую реализацию приоритетов научно-технической деятельности системы образования с учетом сложившейся структуры научно-технического потенциала системы образования;

- предлагает кандидатуры председателей научно-технических советов подпрограмм.

4.1.5. Председатели научно-технических советов подпрограмм формируют состав своих советов из числа членов Совета по профессиональному образованию (подпрограммы 1 - 3) и Совета по общему образованию (подпрограмма 4). В состав научно-технических советов подпрограмм могут дополнительно включаться ведущие (по профилю подпрограммы и разделов подпрограммы) ученые и специалисты системы образования, академического и отраслевого секторов науки, представители организаций - потенциальных потребителей результатов выполнения подпрограммы, представители Минобразования России.

Число представителей одной организации не должно превышать 20% от общей численности состава научно-технического совета.

4.1.6. Научно-технические советы подпрограмм разрабатывают проекты концепций подпрограмм. На основе анализа проектов концепций подпрограмм и с учетом прогнозируемого размера финансирования программы Управление подготавливает предложения по контрольным цифрам финансирования подпрограмм и их разделов.

4.1.7. Одобренный руководящим советом программы перечень подпрограмм и их разделов, сроки выполнения подпрограмм (разделов подпрограмм) и составы научно-технических советов подпрограмм с указанием председателей этих советов утверждаются Минобразования России.

Одобренные руководящим советом программы контрольные цифры финансирования подпрограмм и их разделов доводятся Управлением до сведения председателей научно-технических советов подпрограмм.

4.1.8. По межотраслевым научно-техническим программам в области открытого образования сроки выполнения, состав совета, рабочие органы программы и возлагаемые на них функции (в том числе конкурсной комиссии) утверждаются совместным приказом Минобразования России и отрасли. Сформированная программа межотраслевого взаимодействия включается самостоятельным разделом в соответствующую подпрограмму.

4.1.9. Научно-технический совет подпрограммы при необходимости своим решением:

- формирует научно-технические советы разделов подпрограммы;

- делегирует научно-техническим советам разделов подпрограммы часть своих функций, установленных настоящим Положением, нормативными и распорядительными документами Минобразования России;

- устанавливает процедуры взаимодействия научно-технического совета подпрограммы и исполнительной дирекции программы с научно-техническими советами разделов подпрограммы.

Независимо от наличия научно-технических советов разделов подпрограммы ответственность за выполнение всех требований, установленных настоящим Положением, нормативными и распорядительными документами Минобразования России, несет научно-технический совет подпрограммы.

4.1.10. Составы руководящего совета и управляющего комитета программы формируются с учетом структуры программы и утверждаются приказом Минобразования России.

4.1.11. Руководящий совет программы возглавляется Министром образования Российской Федерации и включает в свой состав председателей научно-технических советов подпрограмм, а также руководителей подразделений федеральных министерств и ведомств, заинтересованных в реализации программы.

Руководящий совет программы:

- определяет главные приоритеты и общую стратегию программы;

- принимает решения по управлению программой;

- не реже 1 раза в год рассматривает результаты выполнения программы и принимает решения по ее дальнейшему финансированию;

- проводит работу по привлечению дополнительных источников финансирования.

Решения руководящего совета программы принимаются большинством голосов членов совета.

Подготовка заседаний руководящего совета программы проводится Управлением.

Организационное обеспечение работы руководящего совета программы производится исполнительной дирекцией программы.

4.1.12. Управляющий комитет программы возглавляется начальником Управления и включает в свой состав руководителей структурных подразделений Министерства, руководителя исполнительной дирекции программы, представителей федеральных министерств и ведомств, заинтересованных в реализации программы.

Управляющий комитет программы:

- руководствуется решениями руководящего совета программы;

- выполняет функции конкурсной и приемочной комиссии программы;

- разрабатывает совместные предложения Минобразования России и заинтересованных федеральных министерств и ведомств по вопросам формирования и реализации программы, приемки, оценки и использования результатов выполнения программы.

Организационное обеспечение работы управляющего комитета программы производится исполнительной дирекцией программы.

4.1.13. Исполнительная дирекция программы по предложению Управления создается на базе государственного учреждения, подведомственного Минобразованию России, приказом Минобразования России.

Исполнительная дирекция программы:

- обеспечивает выполнение относящихся к ее компетенции требований настоящего Положения, решений руководящего совета программы, решений научно-технических советов подпрограмм и поручений Управления;

- осуществляет организационное сопровождение программы в целом.

До создания исполнительной дирекции программы ее функции временно выполняет Управление. Исполнительная дирекция программы подотчетна Управлению.

4.2. Отбор проектов программы.

4.2.1. По одной из подпрограмм извещение, отбор проектов и последующая организация НИР может (по согласованию с Управлением развития и планирования научных исследований) производиться в соответствии с Положением об организации научных исследований, проводимых подведомственными учреждениями в рамках тематических планов по заданиям Министерства образования Российской Федерации и финансируемых из средств федерального бюджета (Приказ Министерства образования Российской Федерации от 17.07.2000 N 2219). Отбор проектов для остальных подпрограмм осуществляется на основе конкурса, проводимого отдельно по каждой подпрограмме (см. ниже).

4.2.2. Оценка проектов с целью их конкурсного отбора производится по следующим укрупненным критериям:

- соответствие содержания проекта концепции подпрограммы (включая соответствие проекта специальным требованиям, устанавливаемым для конкретной подпрограммы и/или раздела подпрограммы);

- соответствие предлагаемых в проекте научных, технических, методических и иных решений современным тенденциям развития науки, техники, образования и общества (включая научно-техническую новизну и научно-методический уровень);

- востребуемость результатов проекта (включая масштабность сферы применения);

- реальность выполнения проекта (включая реальность сроков и объемов финансирования проекта, квалификацию и опыт исполнителей, наличие научно-методического задела и необходимой материально-технической базы);

- перспективы коммерческой реализации результатов проекта (включая наличие платежеспособного спроса, наличие и/или возможность правовой охраны).

4.2.3. Включению в подпрограмму на основе конкурсного отбора подлежат проекты, имеющие по итогам экспертизы наивысший рейтинг (наивысшую сумму условных оценочных баллов по укрупненным критериям с учетом относительного условного веса каждого критерия).

4.2.4. Детализация укрупненных критериев оценки проектов (в том числе установление специальных требований), установление величин условных оценочных баллов по критериям и относительного условного веса детализированных и укрупненных критериев производится для каждой конкретной подпрограммы (при необходимости - раздела подпрограммы) с учетом специфики ее целей и задач.

4.2.5. С целью обеспечения необходимого единообразия в подходах к использованию критериев оценки проектов Управление разрабатывает методические рекомендации, содержащие примерные:

- перечень (перечни) укрупненных и детализированных критериев оценки;

- таблицу (таблицы) условных оценочных баллов по детализированным критериям оценки;

- таблицу (таблицы) относительного условного веса детализированных и укрупненных критериев оценки.

4.2.6. Исполнительная дирекция программы по согласованию с Управлением разрабатывает единую форму представления конкурсной документации для всех подпрограмм программы.

4.2.7. Научно-технический совет подпрограммы принимает с учетом указанных методических рекомендаций конкретный перечень детализированных критериев оценки (включая специальные требования, предъявляемые к проектам), таблицу условных оценочных баллов по детализированным критериям оценки и таблицу относительного условного веса детализированных и укрупненных критериев оценки, отражающие особенности данной подпрограммы (при необходимости - разделов данной подпрограммы), и представляет соответствующие предложения в исполнительную дирекцию программы.

4.2.8. Одновременно научно-технический совет подпрограммы представляет в исполнительную дирекцию программы:

- основные концептуальные положения подпрограммы, предназначенные для дальнейшего опубликования;

- мотивированные предложения по организационной форме конкурса по подпрограмме (открытый конкурс, закрытый конкурс, тендер, смешанная форма).

При этом под закрытым конкурсом понимается конкурс, проводимый среди ограниченного количества потенциальных исполнителей, а под тендером - конкурс исполнителей проекта с заданными при объявлении конкурса содержанием и характеристиками разработки.

4.2.9. Управление вносит на рассмотрение руководящего совета программы:

- предложения научно-технических советов подпрограмм об организационной форме проведения конкурса по подпрограмме и критериях конкурсного отбора проектов;

- заключение по указанным предложениям и при необходимости рекомендации по их корректировке (включая рекомендации по оценке проектов, реализующих задания программ межотраслевого и/или федерально-регионального сотрудничества системы образования и задания отраслевого заказа системы образования).

4.2.10. В отраслевой заказ включаются проекты, направленные на информационную, аналитическую, нормативно-правовую и методическую поддержку принятия управленческих решений Минобразования России.

Отраслевой заказ формируется на основе предложений Управления и утверждается заместителем Министра образования Российской Федерации.

4.2.11. Организационной формой конкурса для проектов, реализующих задания программ межотраслевого и/или федерально-регионального сотрудничества системы образования и задания отраслевого заказа, является, как правило, тендер.

Условия тендера по проектам, включенным в отраслевой заказ, не должны содержать требование о наличии дополнительных источников финансирования тематики проекта.

4.2.12. Включение проектов, реализующих задания программ межотраслевого и/или федерально-регионального сотрудничества системы образования и задания отраслевого заказа, в подпрограмму на внеконкурсной основе осуществляется в случаях и в порядке, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации (в необходимых случаях - по согласованию с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти).

4.2.13. Руководящий совет программы:

- рассматривает поступившие предложения;

- утверждает дифференцированные по подпрограммам критерии оценки проектов;

- принимает решение об объявлении конкурса по отдельным подпрограммам или по всей программе в целом и организационной форме конкурса по отдельным подпрограммам.

4.2.14. На основании решения руководящего совета программы об объявлении, организационной форме конкурса и предложенных Управлением подведомственных организациях - организаторах конкурса по подпрограммам издается соответствующий приказ Минобразования России.

4.2.15. На основании приказа Минобразования России исполнительная дирекция программы во взаимодействии с организаторами конкурса по подпрограммам подготавливает информационное сообщение об объявлении конкурса по подпрограмме.

4.2.16. Информационное сообщение об объявлении конкурса должно содержать сведения:

- о наименовании подпрограммы, по которой объявляется конкурс;

- основании для объявления конкурса;

- основных концептуальных положениях подпрограммы (в том числе о целях и задачах подпрограммы, ее разделах, сроках выполнения подпрограммы и при необходимости ее отдельных разделов);

- приглашении к участию в конкурсе всех высших учебных заведений и научных учреждений, подведомственных Минобразованию России;

- критериях оценки заявок;

- специальных требованиях к проектам подпрограммы (включая содержание и основные характеристики проектов, представляемых на конкурс в форме тендера);

- форме заявки на участие в конкурсе и правилах заполнения заявки или способе, порядке и месте получения соответствующей информации;

- наименовании и контактных реквизитах Управления;

- наименовании, адресе и контактных реквизитах организаторов конкурса по подпрограммам;

- порядке, месте и сроке представления заявок на участие в конкурсе;

- сроке и форме объявления результатов конкурса.

4.2.17. Информационное сообщение об объявлении открытого конкурса согласовывается с Управлением.

Исполнительная дирекция программы обеспечивает публикацию информационного сообщения об объявлении открытого конкурса в средствах массовой информации и размещение его на Интернет-сервере Минобразования России.

4.2.18. Информационное сообщение об объявлении закрытого конкурса должно содержать набор сведений, аналогичный указанному в п. 4.2.16 (за исключением нелимитированного приглашения к участию в конкурсе), а также содержать характеристику подведомственных Минобразованию России высших учебных заведений и научных учреждений, допускаемых к участию в конкурсе.

Информационное сообщение об объявлении закрытого конкурса также согласовывается с Управлением и рассылается исполнительной дирекцией программы по списку, утвержденному Управлением.

4.2.19. Публикация (размещение) информационного сообщения об объявлении открытого конкурса или рассылка информационного сообщения об объявлении закрытого конкурса производится не позднее, чем за 45 дней до установленного срока окончания приема заявок на участие в конкурсе.

4.2.21. Заявитель проекта (высшее учебное заведение или научное учреждение, подведомственное Минобразованию России) представляет организатору конкурса по подпрограмме заявку на участие проекта в конкурсе, оформленную в соответствии с требованиями, изложенными в информационном сообщении.

4.2.22. Никакие изменения не могут быть внесены в материалы заявки после истечения установленного срока приема заявок.

4.2.23. Материалы заявки не должны содержать сведений, составляющих государственную и служебную тайны.

Сведения, составляющие коммерческую тайну, могут содержаться только в материалах заявок на инновационные проекты и лишь в том случае, если это предусмотрено условиями конкурса по подпрограмме. Организатор конкурса по подпрограмме обязан принять все необходимые разумные меры по обеспечению конфиденциальности таких сведений.

4.2.24. Руководитель проекта, заявляемого для участия в конкурсе, должен быть работником высшего учебного заведения (научного учреждения), подведомственного Минобразованию России.

Одно лицо не может быть руководителем более чем одного проекта, заявляемого на участие в конкурсе в рамках раздела подпрограммы, и более чем двух проектов, заявляемых на участие в конкурсе в рамках подпрограммы в целом.

4.2.25. Организатор конкурса по подпрограмме осуществляет:

- прием и регистрацию заявок на участие в конкурсе;

- выдачу заявителям справок о приеме заявки;

- заинтересованным лицам необходимые разъяснения, консультации и дополнительную информацию о порядке, условиях подачи заявок на участие в конкурсе и проведении конкурса, в том числе об используемых критериях оценки проектов;

- формирование и ведение унифицированной информационной базы данных о поступивших заявках на участие в конкурсе;

- представление исполнительной дирекции программы информации о поступлении заявок на участие в конкурсе в установленные сроки и по установленной форме;

- проверку поступивших заявок на соответствие установленным формальным требованиям;

- направление в трехдневный срок со дня поступления заявки заявителям письменного мотивированного заключения об отказе в рассмотрении заявки с указанием причин отказа:

- нарушение установленных правил оформления,

- неполнота установленного обязательного набора сведений,

- поступление организатору конкурса по подпрограмме после указанного в информационном сообщении срока.

4.2.26. Заявки на участие в конкурсе, соответствующие установленным формальным требованиям, передаются организаторами конкурса по подпрограммам в экспертную комиссию подпрограммы для проведения их экспертизы.

4.2.27. Председатель экспертной комиссии подпрограммы утверждается приказом Минобразования России из числа членов научно-технического совета подпрограммы.

4.2.28. Другие члены научно-технического совета подпрограммы не могут являться членами экспертной комиссии подпрограммы. В качестве членов экспертной комиссии (экспертов) привлекаются квалифицированные ученые и специалисты системы образования, академической и отраслевой науки, Минобразования России, профильных для подпрограммы предприятий промышленности, заинтересованных федеральных министерств и ведомств. Председатель экспертной комиссии подпрограммы предлагает кандидатуры экспертов и согласует состав своей комиссии с научно-техническим советом подпрограммы.

При необходимости решением научно-технического совета подпрограммы в составе экспертной комиссии подпрограммы создаются экспертные группы по разделам подпрограммы.

Председатель научно-технического совета подпрограммы согласует состав экспертной комиссии подпрограммы с Управлением и управляющим советом программы. Состав экспертной комиссии подпрограммы утверждается приказом Минобразования России.

4.2.29. Организатор конкурса по подпрограмме осуществляет необходимую организационную и информационную поддержку работы экспертных комиссий подпрограмм.

4.2.30. Экспертиза материалов каждой заявки осуществляется не менее чем двумя независимыми экспертами, назначаемыми председателем экспертной комиссии подпрограммы.

По заявкам на проекты, реализующие задания отраслевого заказа, одним из экспертов должен являться специалист Минобразования России, назначаемый по согласованию с Управлением.

4.2.31. Члены научно-технического совета раздела подпрограммы не могут являться экспертами по проектам, заявленным на участие в конкурсе по этому разделу подпрограммы.

Руководитель и потенциальные исполнители проекта, заявленного на участие в конкурсе по разделу подпрограммы, не могут являться экспертами по другим проектам, заявленным на участие в конкурсе по этому же разделу подпрограммы.

Ученые и специалисты высших учебных заведений (научных учреждений) не могут являться экспертами по проектам, участие в выполнении которых должна принимать организация, в которой они работают.

4.2.32. Информация об экспертах конкретных заявок является конфиденциальной.

4.2.33. Все связанные с экспертизой процедуры осуществляются в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, нормативными и методическими документами Минобразования России, условиями договоров, заключаемых экспертами с организаторами конкурса по подпрограмме.

За нарушение методических и организационных норм проведения экспертизы, а также соответствующих договорных обязательств в установленном порядке эксперты несут ответственность в соответствии с действующим законодательством.

4.2.34. Контроль за деятельностью экспертов осуществляют:

- по методическим вопросам - председатель экспертной комиссии подпрограммы;

- по организационным вопросам - организатор конкурса по подпрограмме.

4.2.35. Исполнительная дирекция программы вправе контролировать ход экспертных процедур и при необходимости вносить соответствующие предложения председателю научно-технического совета подпрограммы, организатору конкурса по подпрограмме и управлению Минобразования России - заказчику программы.

4.2.36. Дальнейшая экспертиза прекращается на основании мотивированных заключений экспертов, утвержденных председателем экспертной комиссии подпрограммы, по заявкам на проекты:

- не соответствующие тематическим направлениям подпрограммы (разделов подпрограммы),

- не соответствующие специальным требованиям, установленным для данной подпрограммы (раздела подпрограммы),

- содержащие сведения, от подтверждения которых по запросу эксперта через организатора конкурса по подпрограмме заявитель отказался.

Заявителям проектов, экспертиза которых прекращена по вышеуказанным основаниям, организатор конкурса по подпрограмме в трехдневный срок со дня принятия председателем экспертной комиссии подпрограммы соответствующего решения направляет извещение с указанием причин прекращения экспертизы.

4.2.39. По завершении экспертизы материалов заявки эксперт представляет организатору конкурса по подпрограмме экспертное заключение по установленной форме, содержащее оценку проекта в соответствии с утвержденными критериями.

4.2.40. Председатель экспертной комиссии подпрограммы с помощью назначаемых им членов экспертной комиссии подпрограммы производит сопоставительный анализ экспертных заключений по каждой заявке.

При наличии существенных расхождений в оценках экспертов председатель экспертной комиссии подпрограммы обязан назначить дополнительную экспертизу материалов заявки.

4.2.41. Все экспертные процедуры конкурса должны быть завершены не позднее, чем спустя месяц с момента прекращения приема заявок на конкурс.

В течение пяти дней по завершении экспертных процедур председатель экспертной комиссии подпрограммы представляет через организатора конкурса по подпрограмме в конкурсную комиссию сводное заключение по результатам экспертизы материалов заявок по подпрограмме.

4.2.42. Информация о результатах экспертизы материалов заявок является конфиденциальной до даты представления сводного заключения в конкурсную комиссию.

После указанной даты заявители могут ознакомиться с экспертными заключениями по своим заявкам у организатора конкурса по подпрограмме. Разглашение сведений об экспертах при этом не допускается.

4.2.43. Председатель научно-технического совета подпрограммы организует подготовку рекомендаций по решениям экспертной комиссии подпрограммы.

Дата заседания научно-технического совета подпрограммы назначается с учетом необходимости предоставления членам научно-технического совета подпрограммы возможности ознакомления с материалами поступивших заявок, экспертными заключениями по этим заявкам, сводным заключением по результатам экспертизы, рекомендациями экспертной комиссии подпрограммы.

4.2.45. Заседание конкурсной комиссии программы, функции которой выполняет управляющий комитет программы, проводится в присутствии не менее 2/3 ее численного состава. Решения конкурсной комиссии принимаются большинством голосов присутствующих членов комиссии.

4.2.46. На основании рассмотрения рекомендаций по решениям экспертных комиссий подпрограмм конкурсная комиссия принимает решения:

- о перечне проектов, включаемых в подпрограммы (разделы подпрограмм) в пределах установленных контрольных цифр финансирования;

- размерах финансирования указанных проектов;

- перечне проектов, рекомендуемых к включению в подпрограммы (разделы подпрограмм) при наличии дополнительных возможностей финансирования.

Решения конкурсной комиссии программы оформляются протоколом о результатах конкурса по программе.

4.2.47. Суммарное финансирование всех проектов организации-исполнителя в рамках каждого раздела подпрограмм не должно превышать 20% от установленных контрольных цифр финансирования.

4.2.48. В течение десяти дней с даты заседания конкурсной комиссии исполнительная дирекция программы совместно с организаторами конкурса по подпрограммам представляет в Управление:

- протокол о результатах конкурса по программе;

- отчетные документы о конкурсе по форме, установленной Управлением.

4.2.49. Споры по итогам конкурса по программе рассматриваются и решаются Управлением в соответствии с действующим законодательством, нормативными правовыми актами Минобразования России, настоящим Положением.

4.2.50. На основании протокола о результатах конкурса по программе Управление подготавливает и представляет на утверждение предложения:

- о перечне проектов, включенных в программу;

- распределении планируемых объемов финансирования между этими проектами;

- изменении планируемых объемов финансирования программы и разделов подпрограмм.

При этом корректировка решения конкурсной комиссии может быть осуществлена на основании:

- решения, принятого по спору об итогах конкурса;

- возможности дополнительного финансирования проектов, рекомендованных конкурсной комиссией к включению в подпрограммы.

4.2.51. Управляющий комитет программы представляет руководящему совету программы доклад о результатах формирования программы.

4.2.52. Перечень проектов, включенных в подпрограмму, и распределение между ними планируемых объемов финансирования утверждаются распоряжением Минобразования России после одобрения результатов формирования программы руководящим советом программы.

4.2.53. В течение десяти дней после указанного утверждения организатор конкурса по подпрограмме направляет заявителям проектов, включенных в программу, соответствующее уведомление.

4.2.54. Материалы заявок заявителям не возвращаются. После утверждения Минобразованием России результатов формирования программы указанные материалы передаются организаторами конкурса по подпрограммам в десятидневный срок исполнительной дирекции программы, которая обеспечивает хранение материалов конкурса в течение всего срока выполнения программы.

4.2.55. Оплата работы членов экспертной комиссии подпрограммы производится из средств, выделяемых организатору конкурса по подпрограмме на сопровождение подпрограммы.

4.2.56. Высшие учебные заведения (научные учреждения), проекты которых включены в подпрограмму, подготавливают, согласовывают и представляют в исполнительную дирекцию программы технические задания на эти проекты по установленной форме в трех экземплярах.

Технические задания на проекты, включенные в программу, утверждаются председателем научно-технического совета программы.

Экземпляры утвержденных технических заданий хранятся в течение срока выполнения проекта и три года после его завершения в организации - исполнителе проекта и исполнительной дирекции программы, а в случае ее ликвидации - в организации, на базе которой она была создана.

4.2.57. Высшему учебному заведению (научному учреждению) - исполнителю проекта, включенного в подпрограмму, выдается задание установленной формы на выполнение проекта, утвержденное заместителем Министра образования Российской Федерации или по его поручению начальником Управления.

Хранение указанного задания осуществляется аналогично хранению технического задания на проект.

 

5. Реализация программы

 

5.1. Финансирование и выполнение программы.

5.1.1. Финансирование работ по программе производится из средств федерального бюджета, выделяемых Минобразованию России по разделу 06 "Фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу" Бюджетной классификации Российской Федерации.

5.1.2. Управление осуществляет финансирование проектов исходя из утвержденных планируемых объемов финансирования.

5.1.3. При сокращении или увеличении фактически выделяемых Минобразованию России бюджетных ассигнований руководящий совет программы может по представлению Управления изменить пропорции финансирования между отдельными подпрограммами.

5.1.4. Изменение пропорций финансирования действующих проектов подпрограммы может быть произведено на основании обращений в Минобразование России организаций - исполнителей проектов и мотивированного заключения научно-технического совета подпрограммы.

5.1.5. При существенном сокращении фактического размера финансирования проекта, делающем невозможным его выполнение в полном объеме, организация - исполнитель проекта обязана внести в научно-технический совет подпрограммы предложения о корректировке технического задания на данный проект.

В том случае, если научно-технический совет подпрограммы сочтет скорректированные результаты работ по проекту не удовлетворяющими требованиям концепции подпрограммы, научно-технический совет подпрограммы вносит в Управление предложения о прекращении выполнения проекта и ставит в известность об этом организацию - исполнителя проекта.

О решении, принятом Управлением, уведомляется организация - исполнитель проекта, научно-технический совет подпрограммы и исполнительная дирекция программы.

5.1.6. При увеличении фактического объема финансирования подпрограммы (раздела подпрограммы) или высвобождении части средств, предназначенных для финансирования проектов подпрограммы (раздела подпрограммы), может быть объявлен дополнительный конкурс по данной подпрограмме (разделу подпрограммы).

5.1.7. Средства, предназначенные для финансирования проектов программы, в установленном порядке перечисляются организации - исполнителю проекта.

5.1.8. Руководитель проекта обеспечивает:

- непосредственную организацию работ по выполнению проекта;

- достижение конечных результатов выполнения проекта;

- соблюдение требований к качеству и срокам выполнения проекта;

- рациональное использование выделенных финансовых средств;

- подготовку и представление научно-технической отчетности по проекту.

5.1.9. При выявлении неизбежности получения отрицательных результатов по проекту руководитель проекта обязан незамедлительно поставить в известность об этом руководителя организации - исполнителя проекта.

5.1.10. Организация-исполнитель проекта обеспечивает:

- создание необходимых организационных, производственных и иных условий для успешного выполнения проекта;

- целевое использование выделенных финансовых средств, бухгалтерский учет затрат и финансовую отчетность;

- подготовку и представление отчетности по проекту.

5.1.11. Выделенные на выполнение проекта бюджетные средства могут направляться только на финансирование разработки новых устройств, материалов, процессов, программных продуктов, методик и т.п. и на их создание в виде образцов.

Направление бюджетных средств на финансирование работ по организации и/или осуществлению серийного производства продукции не допускается.

5.1.12. Оплата услуг сторонних организаций в размере, превышающем 25% от объема средств, выделенных на финансирование проекта, может производиться только по согласованию с Управлением.

5.1.13. Начисление накладных расходов допускается в размере, не превышающем 15% от объема средств, выделенных на финансирование проекта.

5.1.14. Руководитель организации - исполнителя проектов имеет право по согласованию с руководителями проектов объединять средства отдельных проектов для приобретения дорогостоящего оборудования, подлежащего использованию при выполнении всех проектов.

5.1.15. При выявлении невозможности выполнения проекта в соответствии с утвержденным заданием организация - исполнитель проекта должна незамедлительно сообщить об этом Управлению и исполнительной дирекции программы.

5.1.16. Исполнительная дирекция программы осуществляет формирование и ведение информационной базы данных о выполнении программы и представляет в установленном порядке соответствующую информацию Управлению.

5.1.17. На научно-методическое и организационное сопровождение программы суммарно организаторам конкурса по подпрограммам и исполнительной дирекции выделяются средства в размере не более 3% от объема финансирования программы.

Отчет о расходовании указанных средств утверждается председателем (сопредседателем) научно-технического совета подпрограммы и представляется Управлению.

5.2. Отчетность по программе.

5.2.1. Научно-техническая отчетность по этапам проекта оформляется и представляется в соответствии с требованиями, предусмотренными утвержденным техническим заданием на проект.

Сдача-приемка этапов проекта производится в порядке, установленном в организации - исполнителе проекта. Акты сдачи-приемки этапов проекта и годовые промежуточные отчеты по проекту утверждаются руководителем (заместителем руководителя) организации - исполнителя проекта.

5.2.2. Организация - исполнитель проекта не позднее 30 декабря отчетного года представляет в исполнительную дирекцию программы аннотированный отчет о результатах выполнения проекта за год и акт приемки-сдачи годового этапа проекта.

5.2.3. Непредставление отчетности по проекту в установленные сроки влечет за собой приостановку финансирования проекта.

5.2.4. Научно-технический совет подпрограммы назначает комиссии по разделам подпрограммы, которые при поддержке исполнительной дирекции программы:

- рассматривают представленные аннотированные отчеты о результатах выполнения проектов;

- при необходимости могут затребовать от организаций - исполнителей проектов дополнительные отчетные материалы, заслушивают доклады руководителей проектов, проводят экспертизу результатов выполнения проектов;

- принимают решение о соответствии или несоответствии результатов, достигнутых при выполнении проекта, требованиям утвержденного технического задания на проекты;

- вырабатывают рекомендации и предложения для руководителей проектов и организаций - исполнителей проектов.

Оплата работы членов комиссий по разделам подпрограмм производится из средств, выделяемых исполнительной дирекции программы на сопровождение подпрограммы.

5.2.5. Не позднее 20 января года, следующего за отчетным, комиссии по разделам подпрограммы представляют через исполнительную дирекцию программы в научно-технический совет подпрограммы заключения о ходе выполнения разделов подпрограммы за отчетный год. Заключение о ходе выполнения раздела подпрограммы за год должно содержать предложения:

- о продолжении финансирования успешно выполняемых проектов;

- сокращении или прекращении финансирования проектов, выполняемых с существенными отклонениями от требований утвержденных технических заданий на эти проекты.

5.2.6. Научно-технический совет подпрограммы:

- рассматривает отчеты о ходе выполнения разделов подпрограммы;

- принимает решения о совершенствовании выполнения разделов подпрограммы и подпрограммы в целом;

- принимает рекомендации для руководителей проектов и организаций - исполнителей проектов;

- утверждает отчет о выполнении подпрограммы в целом.

5.2.7. При отсутствии серьезных замечаний к ходу выполнения проекта председатель научно-технического совета подпрограммы утверждает акт приемки-сдачи годового этапа проекта за отчетный год.

Экземпляры утвержденного акта сдачи-приемки годового этапа проекта хранятся в организации - исполнителе проекта и исполнительной дирекции программы в течение срока выполнения проекта и последующих трех лет после его завершения.

5.2.8. Отчет о выполнении подпрограммы в целом, включающий в себя сводные предложения по приостановке, сокращению или прекращению финансирования отдельных проектов подпрограммы, представляется научно-техническим советом подпрограммы через исполнительную дирекцию программы в Управление не позднее 1 февраля года, следующего за отчетным.

5.2.9. Приостановка финансирования проекта производится решением Управления.

Сокращение или прекращение финансирования проекта осуществляется Минобразованием России на основании:

- предложения научно-технического совета подпрограммы;

- предложения научно-технического совета подпрограммы и решения управления Минобразования России - заказчика подпрограммы при наличии спорной ситуации.

5.2.10. Руководящий совет программы не позднее 20 февраля года, следующего за отчетным, заслушивает доклад управляющего комитета о ходе выполнения программы и принимает решения о совершенствовании выполнения программы.

5.2.11. Руководящий совет программы заслушивает отчет председателя научно-технического совета каждой подпрограммы и справку по этой подпрограмме Управления не реже одного раза за срок выполнения подпрограммы.

5.3. Завершение программы.

5.3.1. Не позднее дня завершения проекта организация - исполнитель проекта представляет в исполнительную дирекцию программы:

- итоговый отчет о выполнении проекта;

- справку о научно-технических результатах проекта и научно-технической продукции по проекту по форме, установленной управляющим комитетом программы;

- акт приемки-сдачи проекта.

5.3.2. Комиссии по разделам подпрограммы, назначенные решением научно-технического совета подпрограммы при поддержке исполнительной дирекции программы:

- рассматривают представленные итоговые отчеты;

- при необходимости заслушивают доклады руководителей проектов, проводят экспертизу результатов выполнения проектов;

- принимают решение о соответствии результатов, достигнутых при выполнении проекта, требованиям утвержденного технического задания на проект;

- при несоответствии результатов выполнения проекта требованиям технического задания на проект вырабатывают замечания и предложения об их устранении для руководителей проектов и организаций - исполнителей проектов;

- при соответствии итогового отчета требованиям технического задания на проект принимают рекомендации о приемке проекта.

5.3.3. Не позднее двадцати дней после срока завершения работ по разделу подпрограммы комиссии по разделам подпрограмм представляют в исполнительную дирекцию программы заключения о выполнении разделов подпрограммы, содержащие в том числе:

- рекомендации о приемке или отказе (при неустранении замечаний) в приемке проекта;

- сводный перечень научно-технических результатов раздела подпрограммы;

- сводный перечень научно-технической продукции по разделу подпрограммы;

- рекомендации по проведению мероприятий, обеспечивающих поддержку введения результатов выполнения раздела подпрограммы в хозяйственный оборот (инновационные мероприятия).

Оплата работы членов комиссий по разделам подпрограмм производится из средств, выделяемых исполнительной дирекции программы на сопровождение подпрограммы.

5.3.4. Не позднее месяца со дня завершения подпрограммы научно-технический совет подпрограммы:

- рассматривает результаты выполнения завершенных разделов подпрограммы;

- принимает решения о приемке или отказе в приемке проектов;

- дает оценку полноты решения задач, стоявших перед разделами подпрограммы в соответствии с концепцией подпрограммы;

- утверждает представленные сводные перечни научно-технических результатов и научно-технической продукции подпрограммы и рекомендации по проведению инновационных мероприятий;

- вырабатывает рекомендации по дальнейшему развитию соответствующих направлений научно-технической деятельности в системе образования.

Соответствующее решение научно-технического совета подпрограммы представляется в исполнительную дирекцию программы в течение недели после его принятия.

5.3.5. В эти же сроки, утвержденные научно-техническим советом подпрограммы, сводные перечни научно-технических результатов, научно-технической продукции подпрограммы и рекомендации по проведению инновационных мероприятий представляются в исполнительную дирекцию программы.

5.3.6. Акт приемки-сдачи проекта утверждается председателем научно-технического совета раздела программы.

Экземпляры утвержденного акта приемки-сдачи проекта хранятся в течение трех лет после завершения раздела подпрограммы в организации - исполнителе проекта и исполнительной дирекции программы, а в случае ее ликвидации - в организации, на базе которой она была создана.

5.3.7. Приемку завершенной подпрограммы производит приемочная комиссия подпрограммы, назначаемая Минобразованием России по представлению Управления.

5.3.8. Не позднее двух месяцев с момента завершения подпрограммы председатель приемочной комиссии подпрограммы представляет в исполнительную дирекцию программы подписанный всеми членами комиссии акт приемки подпрограммы, отражающий в том числе:

- контрольные и фактические цифры финансирования подпрограммы;

- оценку полноты достижения целей и решения задач подпрограммы исходя из концепции подпрограммы;

- основные научно-технические достижения подпрограммы;

- недостатки, имевшие место при выполнении подпрограммы.

5.3.9. Управляющий комитет программы осуществляет приемку программы, и при поддержке исполнительной дирекции программы Управление готовит доклад управляющего комитета об итогах и перспективах программы.

Советы по профессиональному и общему образованию заслушивают доклад управляющего комитета программы об итогах завершения подпрограмм, принимают предложения об оценке выполнения подпрограмм и рекомендации по дальнейшему осуществлению научно-технической программы Минобразования России.

Руководящий совет программы заслушивает доклад управляющего комитета программы об итогах завершения подпрограмм, принимает решения об оценке выполнения подпрограмм и рекомендации по дальнейшему осуществлению научно-технической программы Минобразования России.

5.3.10. Доклад о результатах выполнения научно-технической программы заслушивается на заседании коллегии Минобразования России.

Коллегия Минобразования России дает оценку результатам выполнения программы в целом и принимает решения по стратегии дальнейшего осуществления программы.

 

6. Использование результатов программы

 

6.1. Исключительные права на объекты интеллектуальной собственности, созданные при выполнении проектов программы, принадлежат организациям - исполнителям проектов, если иное не было предусмотрено условиями тендеров по заданиям программ межотраслевого и/или федерально-регионального сотрудничества системы образования и заданиям отраслевого заказа системы образования.

Использование таких объектов интеллектуальной собственности или приобретение прав на них осуществляется на основе лицензионного договора с организацией - исполнителем проекта программы.

6.2. Организации - исполнители проектов и Минобразование России осуществляют мероприятия:

- по распространению информации о научно-технических результатах, полученных при выполнении проектов;

- поддержке введения этих результатов в хозяйственный оборот.

6.3. Обнародование научно-технических результатов проектов программы должно в обязательном порядке сопровождаться информацией о том, что данные результаты получены при выполнении конкретной научно-технической подпрограммы, финансировавшейся Министерством образования Российской Федерации.

 

 




Законодательство России в сфере образования // Некоммерческий проект про образование в помощь педагогам, студентам, школьникам и их родителям. //

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования

Copyright © www.pravoeducation.ru, 2012 - 2018