Оставьте ссылку на эту страницу в соцсетях:

Поиск по базе документов:

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 27 октября 2000 г. N 3036/11-13

 

О ПРОВЕДЕНИИ ПИСЬМЕННОГО ЭКЗАМЕНА

ПО АЛГЕБРЕ В 9 КЛАССАХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В 2000/2001 УЧЕБНОМ ГОДУ

 

Департамент общего среднего образования предлагает органам управления образованием субъектов Российской Федерации при подготовке текстов письменного экзамена по алгебре за курс основной школы руководствоваться нижеследующим.

1. Согласно "Положению о государственной (итоговой) аттестации выпускников 9 и 11(12) классов общеобразовательных учреждений Российской Федерации" (Приказ МО РФ от 03.12.99 N 1075, п. 2.5) выбор текста для письменного экзамена по алгебре в 9 классах осуществляется государственными органами управления образованием субъектов РФ из сборника экзаменационных заданий, разработанного Минобразованием России.

В 2000/2001 учебном году для этой цели, как и в предыдущие годы, используется "Сборник заданий для проведения письменного экзамена по алгебре за курс основной школы. 9 класс" (авт.: Л.В. Кузнецова и др., М., Дрофа, 1996 - 2000 гг.). Структура сборника и реализованные в нем подходы к составлению экзаменационных работ при большой вариативности содержания экзамена обеспечивают единство предъявляемых к учащимся требований и единые подходы к оцениванию достижений выпускников. Сборник положительно зарекомендовал себя в практике работы. Опрос, проведенный Минобразованием РФ совместно с Центром оценки качества образования ИОСО РАО, показал, что учителя, безусловно, поддерживают реализованную в системе аттестации идею открытости итоговых требований, предъявляемых к подготовке выпускников. Они положительно оценивают структуру и содержание составляемой на основе сборника экзаменационной работы, отмечают объективность используемых критериев оценки и возможность проверить подготовку учащихся разного уровня.

Использование открытого сборника экзаменационных заданий в практике работы школы предполагает его периодическое обновление, учитывающее, в частности, изменения, внесенные в содержание образования. В связи с этим подготовлено и вышло в свет переработанное издание указанного пособия (Л.В. Кузнецова и др. Сборник заданий для проведения письменного экзамена по алгебре за курс основной школы. 9 класс. Изд. 5-е, перераб. и дополн. - М., Дрофа, 2000). При полном сохранении структуры и принятых подходов в сборнике произведены некоторые изменения. Его содержание приведено в соответствие с "Обязательным минимумом содержания основного общего образования по математике", утвержденным Минобразованием РФ в 1998 году, согласно которому из курса алгебры основной школы исключен тригонометрический материал. Несколько увеличен объем сборника, что позволило повысить вариативность при составлении на его основе экзаменационных работ.

Замена предыдущей редакции сборника на новую будет осуществляться постепенно. В 2000/2001 учебном году для проведения экзамена будут использоваться обе редакции: издания с 1-го по 4-ое, которые являются стереотипными (1996 - 2000 гг.), и издание 5-е, переработанное и дополненное (2000 - 2001 гг.). Выбор того или иного издания остается за школой. Он определяется наличием соответствующих пособий в библиотечном фонде.

2. Тексты экзаменационных работ, составленные на основе сборника, используются во всех 9 классах общеобразовательных учреждений, включая классы коррекции. Исключение составляют классы с углубленным изучением математики, в которых используются тексты, разрабатываемые Минобразованием России и рассылаемые в закрытом порядке.

Руководители органов управления образованием субъектов Российской Федерации несут личную ответственность за организацию подготовки текстов работ, сохранение секретности информации о содержании заданий, своевременную передачу материалов в школы.

Для экзамена должно быть подготовлено необходимое количество текстов, обеспечивающее возможность проведения государственной аттестации в крупных городах (несколько вариантов), в условиях разных часовых поясов, в разные даты, в дневных и вечерних школах. Кроме того, следует предусмотреть резервные варианты для пропустивших по болезни основной экзамен и для пересдачи.

3. Варианты экзаменационных работ составляются в строгом соответствии с рекомендациями, приведенными во "Введении" к сборнику. Согласно этим рекомендациям экзаменационная работа должна содержать десять заданий, которые разбиваются на две части, состоящие соответственно из семи и трех заданий. Первая часть работы позволяет достаточно полно проверить усвоение программного материала на уровне обязательной подготовки, вторая часть направлена на проверку усвоения материала на более высоком уровне.

Для первой части работы используются уже скомпонованные наборы по семь заданий из раздела I сборника. Три задания для второй части работы выбираются из раздела II сборника, который включает в себя пять содержательных блоков. Эти три задания выбираются из разных блоков, причем таким образом, чтобы они по своей тематике дополняли и расширяли первую часть экзаменационной работы. При этом на восьмом месте в работе дается задание, помеченное в сборнике цифрой 1, а на девятом и десятом местах - цифрой 2.

Недопустимо, чтобы первая часть работы набиралась "вроссыпь" из отдельных заданий раздела "Приложение", а также чтобы задания второй части работы выбирались из одного блока.

4. В связи с тем, что в 2000/2001 учебном году используются все издания сборника, в каждую школу должны быть направлены два списка номеров заданий для экзаменационной работы с указанием изданий, из которых они выбираются. Например:

Издания 1 - 4 (1996 - 2000 гг.)

Задания 1 - 7: раздел I, работа N 20.

Задания 8 - 10: раздел II, N 50, 210, 272.

Издание 5-ое, переработанное и дополненное (2000 - 2001 гг.)

Задания 1 - 7: раздел I, работа N 18.

Задания 8 - 10: раздел II, N 42, 137, 120.

Заметим, что тексты работ, составленные по старому и новому вариантам сборника, могут не совпадать. Использование того или иного набора заданий из раздела I сборника в экзамене текущего года не исключает его использование в последующие годы с другим набором заданий второй части. Это же относится и к заданиям раздела II.

При составлении текстов на основе первых четырех изданий сборника необходимо учитывать, что в разделе I содержатся работы, включающие тригонометрию (которая, как уже отмечалось, исключена из курса алгебры основной школы). Поэтому предлагается или не использовать соответствующие варианты, или указывать для тригонометрического задания замену, выбирая ее из "Приложения" (с. 114 - 143 сборника). Замена не должна дублировать уже содержащиеся в работе задания. Это может выглядеть следующим образом:

Задания 1 - 7: раздел I, работа N 16.

Задание 7 заменяется заданиями 183 (I вар.) и 184 (II вар.).

Приложение, с. 119.

5. При проведении экзамена на классной доске выписываются для каждого варианта номера заданий, включенных в работу. Учащиеся знакомятся с текстами заданий по сборнику, который обязательно должен находиться на столе у каждого учащегося. Формулировки заданий могут не переписываться, рисунки не перечерчиваются. В ходе экзамена используются сборники из библиотечного фонда школы, не содержащие пометок, решений, ответов и т.п.

Никаких специальных требований к оформлению решений не должно предъявляться. Не следует требовать от учащихся излишне развернутых обоснований; более того, отдельные задания первой части работы допускают возможность односложного ответа. Например, если ученик правильно построил график функции y = 2x + 4, то при ответе на вопрос, возрастающей или убывающей является эта функция, он может записать: возрастающей. Отсутствие ссылок на теоретические факты не должно влиять на оценку правильности выполнения задания.

6. Экзаменационная работа учащегося оценивается по следующим критериям. Отметка "3" выставляется, если ученик верно выполнил от пяти до семи заданий первой части. Верное выполнение любых восьми заданий оценивается отметкой "4".. Эта же отметка может быть выставлена и в том случае, когда верно выполнено семь заданий и в их число входит одно или два задания из второй части работы. Отметка "5" выставляется, если ученик верно выполнил любые девять или все десять заданий работы. При этом отметка не снижается и в случае, когда ученик не приступал к выполнению какого-либо из десяти заданий (первой или второй части), и в случае, когда одно из десяти заданий он выполнил неверно.

Такие критерии позволяют оценивать достижения ученика по принципу "сложения": полученная им отметка зависит от количества заданий, которые ученик выполнил верно, и от уровня сложности этих заданий. Наличие "резервных" заданий (как в первой, так и во второй части работы) снижает влияние на оценку фактора случайной ошибки.

Критерии, применяемые для оценки результатов экзамена, получены и отработаны на основе широкого опыта и отражают типичные ситуации, возникающие в ходе его проведения. Четырехлетняя практика использования сборника подтвердила их объективность и реалистичность. В связи с тем, что критерии оценивания работы должны быть заранее известны каждому ученику, они помещены во "Введении" к сборнику.

 

Руководитель Департамента

общего среднего образования

М.Р.ЛЕОНТЬЕВА

 

 




Законодательство России в сфере образования // Некоммерческий проект про образование в помощь педагогам, студентам, школьникам и их родителям. //

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования

Copyright © www.pravoeducation.ru, 2012 - 2024