МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
N 24-55-237/11
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
N 2510/10767-32
ПИСЬМО
от 4 октября 2000 года
О ПОДГОТОВКЕ ПО МЕДИЦИНСКИМ СПЕЦИАЛЬНОСТЯМ
Подготовка
студентов по медицинским специальностям осуществляется в вузах Минздрава
России, Минобразования России, а также в негосударственных образовательных
учреждениях.
В последние годы в
адрес Минздрава России и Минобразования России поступает информация о том, что
в ряде как государственных, так и негосударственных вузов открывается и
проводится подготовка по медицинским специальностям без соответствующей
лицензии на право ведения образовательной
деятельности, что является грубым нарушением действующего законодательства.
Образовательные учреждения, не прошедшие лицензионную и, соответственно,
аттестационную и аккредитационную экспертизу, не
имеют права выдавать своим выпускникам документы об образовании
государственного образца. В настоящее время в Минздрав России обращаются
руководители органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации
с просьбой о разъяснении статуса выпускников подобных вузов и порядка их
трудоустройства. Принятие положительного решения о трудоустройстве указанных
выпускников не представляется возможным, что создает конфликты, требующие
разрешения в судебном порядке.
Ситуация, сложившаяся
с подготовкой по медицинским специальностям, вызывает обеспокоенность не только
у Минобразования России, основного потребителя кадров - Минздрава России, но и
у Счетной палаты Российской Федерации, правоохранительных органов.
Учитывая
необходимость единого подхода к требованиям и уровню профессиональной
подготовки кадров, Минздравом России и Минобразованием
России разработаны единые показатели лицензирования и осуществляется
координация деятельности образовательных учреждений вне зависимости от ведомственной
подчиненности по подготовке специалистов с высшим образованием для
здравоохранения.
В 1995 году были
утверждены Государственные образовательные стандарты высшего профессионального
образования по специальностям группы "здравоохранение" первого, а в
2000 году - второго поколения. Их введение, а также внедрение Положения об
итоговой государственной аттестации выпускников по медицинским специальностям
позволило обеспечить единые требования к организации образовательного процесса,
качеству подготовки специалиста, создание единого образовательного
пространства, полностью отвечающего подходам к подготовке специалистов в мире.
Выполнение
требований Государственных образовательных стандартов высшего профессионального
образования по медицинским специальностям возможно только при наличии
высокотехнологичной материальной и клинической базы, сформированных научно -
педагогических школ, соответствующего учебно - методического обеспечения.
Проведенный
Минздравом России и Минобразованием России анализ
показателей свидетельствует о том, что сложившаяся на текущий момент структура
образовательных учреждений и система подготовки медицинских кадров способна
полностью обеспечить потребности практического здравоохранения и медицинской
науки в специалистах соответствующего профиля.
Учитывая
вышеизложенное, обращаем внимание на недопустимость открытия подготовки и
ведения образовательной деятельности по медицинским специальностям в
государственных и негосударственных образовательных учреждениях без строгого
соблюдения требований действующего законодательства в сфере образования.
Министр образования
Российской
Федерации
В.М.ФИЛИППОВ
Министр
здравоохранения
Российской
Федерации
Ю.Л.ШЕВЧЕНКО