Оставьте ссылку на эту страницу в соцсетях:

Поиск по базе документов:

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 21 августа 2000 г. N 22-06-916

 

О НАРУШЕНИЯХ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

ОБ УСЫНОВЛЕНИИ ДЕТЕЙ - СИРОТ И ДЕТЕЙ,

ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

 

В соответствии с п. 3 Приказа Министерства образования Российской Федерации от 26.08.99 N 214 "О нарушениях законодательства об усыновлении детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Управлением инспекционно - аналитической работы осуществлен ряд инспекционных проверок по данной проблеме в 1999/2000 учебном году.

Инспекционные проверки показали, что, несмотря на то, что Министерство образования Российской Федерации неоднократно обращало внимание руководителей на эту проблему, еще низка эффективность принимаемых мер.

В результате недостаточной активности органов опеки и попечительства, ослабления исполнительской дисциплины и правовой неграмотности должностных лиц, занимающихся вопросами усыновления детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также сложного материального положения семей уменьшается число усыновлений детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей российскими гражданами, в то время как международное усыновление растет из года в год.

В ходе проверок были выявлены многочисленные факты нарушений Семейного кодекса Российской Федерации, Постановления Правительства Российской Федерации от 03.08.96 N 919 "Об организации централизованного учета детей, оставшихся без попечения родителей" органами опеки и попечительства, руководителями образовательных учреждений, в которых находятся дети, оставшиеся без попечения родителей.

В частности, не выполняются положения о постановке на централизованный учет детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в первую очередь детей старше 6 лет, находящихся в детских домах и школах - интернатах, детей с ограниченными возможностями здоровья.

Некоторые руководители учреждений для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальных (коррекционных) учреждений для детей с отклонениями в развитии не направляют сведений о воспитанниках в органы опеки и попечительства, ссылаясь на то, что эти дети не имеют перспективы усыновления.

К наиболее характерным недостаткам деятельности органов опеки и попечительства относятся:

задержка сроков установления правового статуса ребенка (что увеличивает срок передачи сведений о ребенке в региональный банк данных);

несвоевременная передача органами опеки и попечительства сведений о детях, подлежащих усыновлению, в региональный и федеральный банк данных;

недостаточное использование информации о детях, подлежащих усыновлению, опубликованной в информационных бюллетенях Минобразования России;

слабая информированность населения о практике усыновления, недостаточное использование средств массовой информации;

отсутствие информации об условиях жизни и воспитания детей, усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства и вывезенных за рубеж;

ненадлежащее оформление журналов учета усыновителей как документов строгой отчетности, отсутствие в них необходимых данных (нарушение требований Постановления Правительства Российской Федерации от 15.09.95 N 917);

большая задолженность по выплате денежных средств на детей, находящихся под опекой (попечительством), которая достигает в некоторых районах одного года - полутора лет.

В целях защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, повышения эффективности контроля органов управления образованием субъектов Российской Федерации за соблюдением законодательства об усыновлении детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, устранения отмеченных недостатков Управление полагает целесообразным.

Органам управления образованием субъектов Российской Федерации:

взять на контроль, провести выборочные проверки исполнения должностными лицами органов управления образованием местного самоуправления, детских домов и школ - интернатов законодательства Российской Федерации по усыновлению детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

провести совместную коллегию или семинар - совещание со специалистами органов опеки и попечительства по вопросам охраны прав детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с приглашением всех заинтересованных ведомств.

Рекомендовать руководителям структурных подразделений, в функции которых входят вопросы опеки и попечительства:

принять меры по неукоснительному соблюдению законодательства Российской Федерации об устройстве детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

руководствоваться принципами приоритета усыновителей из числа российских граждан при решении вопросов, связанных с усыновлением;

направить в региональный банк данных сведения о детях, подлежащих усыновлению, своевременно и в полном объеме;

систематически контролировать исполнение должностными лицами домов ребенка, детских домов, школ - интернатов законодательства Российской Федерации об усыновлении;

проверить состояние работы по выявлению и учету детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и принять меры по защите прав воспитанников;

организовать цикл радиопередач и публикаций в местной печати, направленных на формирование позитивного отношения общества к обеспечению прав детей жить и воспитываться в семье.

 

Начальник Управления

инспекционно - аналитической работы

В.Ф.САУТКИН

 

 




Законодательство России в сфере образования // Некоммерческий проект про образование в помощь педагогам, студентам, школьникам и их родителям. //

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования

Copyright © www.pravoeducation.ru, 2012 - 2018