Оставьте ссылку на эту страницу в соцсетях:

Поиск по базе документов:

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПРИКАЗ

от 3 августа 2000 г. N 2400

 

О ПРИСВОЕНИИ

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ КВАЛИФИКАЦИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО

ПРОФИЛЯ ВЫПУСКНИКАМ ВУЗОВ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТЯМ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

В целях совершенствования подготовки преподавательских кадров в высших учебных заведениях Российской Федерации для лицеев, гимназий, школ, учреждений начального и среднего профессионального образования в части дисциплин базисного учебного плана и в связи с пересмотром перечня направлений и специальностей высшего профессионального образования приказываю:

1. Утвердить Перечень специальностей высшего профессионального образования, предусматривающих присвоение выпускникам высших учебных заведений дополнительной квалификации "Преподаватель" (Приложение N 1).

2. Присваивать дополнительную квалификацию "Преподаватель" выпускникам, оканчивающим вузы по специальностям высшего профессионального образования, указанным в Приложении N 1, при условии выполнения ими за время обучения, кроме основной образовательной программы высшего профессионального образования, Государственных требований к минимуму содержания и уровню профессиональной подготовки выпускника для получения дополнительной квалификации "Преподаватель" (Приложение N 2).

3. Удостоверять присвоение дополнительной квалификации "Преподаватель" документом государственного образца, утвержденным Приказом Минобразования России от 02.11.1999 N 754 "Об утверждении формы диплома о дополнительном (к высшему) образовании" (зарегистрирован распоряжением Минюста России от 28.01.2000 N 2065).

4. Считать утратившими силу Приказ Госкомвуза России от 30.03.1995 N 439 "О введении в действие Государственных требований к минимуму содержания и уровню профессиональной подготовки выпускника для получения дополнительной квалификации "Преподаватель" по специальностям высшего образования" и Приказ Минобразования России от 31.01.1997 N 163 "О присвоении дополнительной квалификации "Преподаватель" выпускникам вузов по специальностям высшего профессионального образования".

5. Контроль за исполнением настоящего Приказа оставляю за собой.

 

Заместитель Министра

В.Д.ШАДРИКОВ

 

 

 

 

 

 

Приложение N 1

к Приказу Минобразования России

от 3 августа 2000 г. N 2400

 

ПЕРЕЧЕНЬ

СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ, ПРЕДУСМАТРИВАЮЩИХ ПРИСВОЕНИЕ ВЫПУСКНИКАМ

ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ КВАЛИФИКАЦИЙ

ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ

 

┌────────────────────────────────────────────────────────────────┐

                Код и наименование специальности               

├────────────────────────────────────────────────────────────────┤

            010000 Естественнонаучные специальности            

├──────┬─────────────────────────────────────────────────────────┤

│010100│Математика                                              

│010200│Прикладная математика и информатика                     

│010400│Физика                                                   

│010500│Механика                                                

│010600│Физика конденсированного состояния вещества             

│010700│Физика атомного ядра и частиц                           

│010800│Физика кинетических явлений                             

│010900│Астрономия                                              

│011000│Химия                                                   

│011100│Геология                                                

│011200│Геофизика                                               

│011300│Геохимия                                                

│011400│Гидрогеология и инженерная геология                     

│011500│Геология и геохимия горючих ископаемых                   

│011600│Биология                                                

│011700│Антропология                                            

│011800│Зоология                                                

│011900│Ботаника                                                 

│012000│Физиология                                              

│012100│Генетика                                                

│012200│Биофизика                                               

│012300│Биохимия                                                 

│012400│Микробиология                                           

│012500│География                                               

│013000│Почвоведение                                            

│013100│Экология                                                 

│013300│Экологическая геология                                  

│013400│Природопользование                                      

│013500│Биоэкология                                             

│013600│Геоэкология                                             

│013800│Радиофизика и электроника                               

│013900│Фундаментальная радиофизика и физическая электроника    

│014000│Медицинская физика                                       

│014200│Биохимическая физика                                    

│014300│Физика Земли и планет                                   

├──────┴─────────────────────────────────────────────────────────┤

          020000 Гуманитарно - социальные специальности        

├──────┬─────────────────────────────────────────────────────────┤

│020100│Философия                                               

│020200│Политология                                             

│020300│Социология                                               

│020600│Культурология                                           

│020700│История                                                 

│020800│Историко - архивоведение                                

│021000│Музеология                                               

│021100│Юриспруденция                                           

│021700│Филология                                               

│022300│Физическая культура и спорт                             

│022500│Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии  

      │здоровья (Адаптивная физическая культура)               

│022600│Лингвистика и межкультурная коммуникация                

│022800│Востоковедение, африканистика                           

├──────┴─────────────────────────────────────────────────────────┤

           050000 Специальности культуры и искусства           

├──────┬─────────────────────────────────────────────────────────┤

│050200│Режиссура (область применения 050200.02 Театрализованные │

      │представления и празднества)                            

│050900│Инструментальное исполнительство (по видам инструментов) │

│051000│Вокальное искусство (по видам вокального искусства)     

│051100│Дирижирование (по видам)                                 

│051200│Композиция                                              

│051300│Музыкальное искусство эстрады (по видам)                

│051400│Музыковедение                                           

│051800│Живопись                                                 

│051900│Графика                                                 

│052000│Скульптура                                              

│052100│История и теория изобразительного искусства             

│052200│Монументально - декоративное искусство                  

│052300│Декоративно - прикладное искусство и народные промыслы  

│052400│Дизайн                                                  

│052500│Интерьеры и оборудование                                

│052600│Литературное творчество                                 

│052700│Библиотековедение и библиография                        

│052800│Музейное дело и охрана памятников                       

│053000│Народное художественное творчество                       

├──────┴─────────────────────────────────────────────────────────┤

                 060000 Экономика и управление                 

├──────┬─────────────────────────────────────────────────────────┤

│060100│Экономическая теория                                     

│060400│Финансы и кредит                                        

│060500│Бухгалтерский учет, анализ и аудит                      

│060600│Мировая экономика                                       

│060700│Национальная экономика                                   

│061000│Государственное и муниципальное управление              

│061100│Менеджмент организации                                  

│061500│Маркетинг                                               

│061700│Статистика                                               

│061800│Математические методы в экономике                       

├──────┴─────────────────────────────────────────────────────────┤

   075000 Специальности в области информационной безопасности  

├──────┬─────────────────────────────────────────────────────────┤

│075100│Криптография                                            

│075200│Компьютерная безопасность                               

│075300│Организация и технология защиты информации              

├──────┴─────────────────────────────────────────────────────────┤

             350000 Междисциплинарные специальности            

├──────┬─────────────────────────────────────────────────────────┤

│351400│Прикладная информатика (по областям)                     

├──────┴─────────────────────────────────────────────────────────┤

                  650000 Техника и технологии                  

├──────┬─────────────────────────────────────────────────────────┤

│070200│Техника и физика низких температур                       

│070400│Физика пучков заряженных частиц и ускорительная техника 

│070700│Теплофизика                                             

│070800│Физикохимия процессов и материалов                      

│070900│Физика металлов                                          

│071400│Физическая электроника                                  

│071500│Радиофизика и электроника                               

│071700│Физика и техника оптической связи                       

│071900│Информационные системы в технике и технологиях          

│072300│Лазерная техника и технологии                           

│072600│Физика конденсированного состояния вещества             

│072700│Физика атомного ядра и частиц                           

│072800│Физика кинетических явлений                             

│080100│Геологическая съемка и поиски месторождений полезных    

      │ископаемых                                              

│080200│Геология и разведка месторождений полезных ископаемых   

│080300│Поиски и разведка подземных вод и инженерно -           

      │геологические                                           

│080500│Геология нефти и газа                                   

│080600│Прикладная геохимия, петрология, минералогия             

│190700│Оптико - электронные приборы и системы                  

│210100│Управление и информатика в технических системах         

│210800│Автономные информационные и управляющие системы         

│220100│Вычислительные машины, комплексы, системы и сети        

│220200│Автоматизированные системы обработки информации         

      │и управления                                            

│220300│Системы автоматизированного проектирования              

│220400│Программное обеспечение вычислительной техники и        

      │автоматизированных систем                               

│250100│Химическая технология органических веществ              

│250200│Химическая технология неорганических веществ            

│250500│Химическая технология высокомолекулярных соединений     

│250900│Химическая технология материалов современной энергетики 

│300200│Астрономогеодезия                                       

│320700│Охрана окружающей среды и рациональное использование    

      │природных ресурсов                                      

│330100│Безопасность жизнедеятельности в техносфере             

└──────┴─────────────────────────────────────────────────────────┘

 

 

 

 

 

 

Приложение N 2

к Приказу Минобразования России

от 3 августа 2000 г. N 2400

 

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

К МИНИМУМУ СОДЕРЖАНИЯ И УРОВНЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ

ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКА ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ

КВАЛИФИКАЦИИ "ПРЕПОДАВАТЕЛЬ"

 

1. Общая характеристика

образовательно - профессиональной программы подготовки

преподавателя на базе специальности

______________________________

(наименование специальности)

 

1.1. Нормативная трудоемкость образовательно - профессиональной программы подготовки преподавателя при очной форме 1400 часов. Дополнительная квалификация - "Преподаватель".

1.2. Характеристика сферы и объектов профессиональной деятельности преподавателя.

Деятельность преподавателя направлена на:

- реализацию образовательных программ и учебных планов на уровне, отвечающем принятым государственным стандартам образования;

- проектирование, разработку и проведение типовых мероприятий, связанных с преподаванием (уроков, лекций, семинарских и практических занятий, консультаций, аттестационных мероприятий);

- проведение исследований проблем, связанных с преподаванием, разработку рекомендаций по их разрешению;

- анализ частных и общих проблем преподавания, управления образовательными учреждениями;

- использование современных технологий образования для выбора оптимальной стратегии преподавания в зависимости от уровня подготовки обучаемых и целей обучения;

- воспитание и интеллектуальное развитие личности.

Сферами профессиональной деятельности преподавателя являются:

- учреждения системы образования различных форм собственности (школы, лицеи, гимназии, колледжи);

- учреждения, организации, предприятия, деятельность которых связана с различными аспектами преподавания.

 

2. Требования к уровню подготовки лиц,

успешно завершивших обучение по программе подготовки

специалиста с дополнительной квалификацией

"Преподаватель"

 

2.1. Требования к профессиональной компетентности преподавателя

Преподаватель должен:

- понимать роль учебных заведений в обществе, основные проблемы дисциплин, определяющих конкретную область его деятельности;

- знать основные законодательные документы, касающиеся системы народного образования, права и обязанности субъектов учебного процесса (преподавателей, руководителей, учащихся и их родителей);

- понимать концептуальные основы (предмета), его место в общей системе знаний и ценностей и в школьном учебном плане;

- учитывать в педагогической деятельности индивидуальные различия учащихся, включая возрастные, социальные, психологические и культурные;

- обладать знаниями (предмета), достаточными для аналитической оценки, выбора и реализации образовательной программы, соответствующей уровню подготовленности учащихся, их потребностям, а также требованиям общества.

Преподаватель должен знать:

- сущность процессов обучения и воспитания, их психологические основы;

- воспитательные и образовательные системы прошлого и настоящего; общие вопросы организации педагогических исследований, методы исследований и их возможности, способы обобщения и оформления результатов исследовательского поиска;

- пути совершенствования мастерства учителя и способы самосовершенствования;

- дидактику (предмета);

- содержание и структуру школьных учебных планов, программ и учебников;

- требования к минимуму содержания и уровню подготовки учащихся по (предмету), устанавливаемые государственным образовательным стандартом;

- вопросы частных методик школьных курсов по (предмету);

- различные подходы к изучению основных тем школьного курса, новые технологии обучения;

- методы формирования навыков самостоятельной работы и развития творческих способностей и логического мышления учащихся;

- научные основы отдельного курса (предмета), историю и методологию соответствующей науки;

- структуру и архитектуру ПЭВМ, основные операционные системы, компьютерные инструментальные средства, методы компьютерной обработки информации.

Преподаватель должен уметь:

- проектировать, конструировать, организовывать и анализировать свою педагогическую деятельность;

- планировать учебные занятия в соответствии с учебным планом и на основе его стратегии;

- обеспечивать последовательность изложения материала и междисциплинарные связи (предмета) с другими дисциплинами;

- разрабатывать и проводить различные по форме обучения занятия, наиболее эффективные при изучении соответствующих тем и разделов программы, адаптируя их к разным уровням подготовки учащихся;

- ясно, логично излагать содержание нового материала, опираясь на знания и опыт учащихся;

- отбирать и использовать соответствующие учебные средства для построения технологии обучения;

- анализировать учебную и учебно - методическую литературу и использовать ее для построения собственного изложения программного материала;

- организовывать учебную деятельность учащихся, управлять ею и оценивать ее результаты;

- применять основные методы объективной диагностики знаний учащихся по предмету, вносить коррективы в процесс обучения с учетом данных диагностики;

- использовать сервисные программы, пакеты прикладных программ и инструментальные средства ПЭВМ для подготовки учебно - методических материалов, владеть методикой проведения занятий с применением компьютера;

- создавать и поддерживать благоприятную учебную среду, способствующую достижению целей обучения;

- развивать интерес учащихся и мотивацию обучения, формировать и поддерживать обратную связь.

Преподаватель должен иметь представление о:

- связях школьных разделов (предмета) с соответствующими вузовскими дисциплинами;

- методических аспектах (предмета) в целом, отдельных тем и понятий;

- методах и приемах составления задач, упражнений, тестов по различным темам;

- возможностях применения компьютерной техники в учебном процессе;

- принципах построения обучающих и контролирующих программ разного уровня сложности.

2.2. Требования к знаниям и умениям по общим гуманитарным и социально - экономическим дисциплинам, по общим математическим и естественнонаучным, а также специальным дисциплинам устанавливаются государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования по соответствующей специальности из числа перечисленных в Приложении N 1 к настоящему Приказу.

Конкретные требования с учетом выполнения перечисленных выше устанавливаются высшим учебным заведением.

 

3. Обязательный минимум содержания программы

профессиональной подготовки преподавателя

 

Ин- 
декс

   Наименование дисциплин и их основные разделы  

 Всего
 часов

ОД.00

                 ОБЩИЕ ДИСЦИПЛИНЫ                

   360

ОД.01

 Психология и педагогика (см. обязательный минимум
содержания цикла "Общие гуманитарные и социально -
экономические      дисциплины",       определяемый
государственным         стандартом         высшего
профессионального образования)                   

   100

ОД.02

 Дополнительный цикл  психолого  -  педагогических
дисциплин    (конкретный   перечень   определяется
вузом):  возникновение и  развитие  педагогической
профессии;        своеобразие       педагогической
деятельности;    роль    учителя    в    обществе;
педагогическое     призвание,     творчество     и
новаторство;    мотивы    выбора    педагогической
профессии;    требования   к   личности   учителя;
профессиограммы учителя;  системы профессиональной
педагогической  подготовки;  самосовершенствование
учителя; основные принципы возрастной периодизации
психического развития; типы ведущей деятельности и
психологические особенности  возрастных  периодов;

кризисы возрастного развития; условия, механизмы и
закономерности развития и формирования  психики  в
процессе   онтогенеза;   психология   обучения   и
воспитания;  обучение и развитие;  психологическая
сущность    развивающего    обучения;   психология
инновационного   обучения;    структура    учебной
деятельности  и  проблема  ее формирования;  этапы
формирования умственных  действий;  характеристика
теоретического     и    эмпирического    мышления:
психология   оценки    и    самооценки;    история
отечественных  и зарубежных педагогических учений;

методологические и психологические основы процесса
воспитания;  проблема  взаимоотношений  личности и
коллектива;    планирование    и     осуществление
воспитательного процесса; проблема педагогического
мастерства;  педагогическая культура;  современное
педагогическое    мышление;    пути   формирования
педагогического    мастерства;    техника    речи,
экспрессивные    средства    учителя;   педагогика
сотрудничества   как   технология    обучения    и
воспитания; современные концепции образования и их
отражение  в   нормативных   документах;   научная
организация   педагогического   труда;
  текущее  и
перспективное         планирование;         методы
психодиагностики,     диагностика    мотивационной
познавательной,  эмоционально   -   волевой   сфер
личности  учащихся;  диагностика  знаний,  умений,
навыков  и  способностей  школьников;  диагностика
межличностных    отношений    и   психологического
климата;  методика воспитательной  работы;  методы
педагогических  исследований;  системный  подход к
исследованию педагогических явлений  и  процессов;
технологические проблемы современной дидактики   

   180

ОД.03

 Новые информационные   технологии    в    учебном
процессе;   структура   аудио-  и  видеосредств  и
методика их применения;  структура  и  архитектура
ПЭВМ,  практические  навыки  работы с компьютером;
принципы построения автоматизированных обучающих и
контролирующих    систем;    применение    пакетов
прикладных  программ   в   учебном   процессе   по
(предмету);  текстовые  и  графические  редакторы,
электронные таблицы; базы данных; информационные и
телекоммуникационные сети                        

    80

СД.00

              СПЕЦИАЛЬНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ             

   340

СД.01

 История и  методология  (соответствующей  отрасли
науки):  история возникновения и развития (науки);
основные  понятия  и  категории.  Методологические
аспекты  науки  и  ее приложений;  место (науки) в
системе научного знания;  междисциплинарные связи;
роль   наиболее   выдающихся   ученых  в  развитии
(науки);  возникновение новых научных  направлений
(особенно   в   двадцатом  столетии);  современные
проблемы и перспективы развития (науки)          

    60

СД.02

 Методика преподавания     (предмета):      основы
дидактики   (предмета);   содержание  и  структура
школьных программ  и  учебников;  вопросы  частных
методик,  относящихся  к  основным темам школьного
курса;  различные подходы к изучению основных  тем
школьного курса (предметов);  межпредметные связи;
методы  организации   самостоятельной   работы   и
развития    творческих    способностей   учащихся;
таксономия   учебных   задач;   новые   технологии
обучения;   методы  диагностики  знаний  учащихся;

анализ  учебников  и  методической  литературы  по
предмету;    организация    учебной   деятельности
учащихся, разработка планов и конспектов занятий 

   120

СД.03

 Научные основы школьных курсов (предмета): анализ
школьного   курса   (предметов)   с  точки  зрения
современной    науки;     логическая     структура
(предмета):  приложение  общих концепций и выводов
науки к конкретным задачам преподавания          

    80

СД.04

 Практикум.  Развитие  и закрепление  практических
навыков по предметам                             

    80

СД.05

 Дисциплины по выбору студентов                  

   100

 

 Итого часов теоретической подготовки:           

   800

ПП.00

 Педагогическая практика                         

10 нед.
(540  
часов)

И.00

 Итоговая государственная аттестация             

    60

И.01

 Государственные  квалификационные   экзамены   по
методике    преподавания    и   защита   выпускной
квалификационной работы                          

    60

 

 Всего часов трудоемкости программы              

  1400

 

4. Условия реализации программы

 

При реализации программы высшее учебное заведение имеет право:

1. Изменять объем часов, отводимых на освоение учебного материала при сохранении минимального содержания, определяемого данным документом.

2. Вводить в дополнительный цикл психолого - педагогических дисциплин (ОД.02) элективные курсы.

3. Осуществлять преподавание цикла профессионально - педагогических дисциплин в форме авторских лекционных курсов и разнообразных видов коллективных и индивидуальных практических занятий, заданий и семинаров по программам, обеспечивающим реализацию минимума содержания дисциплин, определяемого данным документом.

Государственные требования к минимуму содержания и уровню профессиональной подготовки для получения дополнительной квалификации "Преподаватель" согласованы с Учебно - методическим объединением университетов.

 

 




Законодательство России в сфере образования // Некоммерческий проект про образование в помощь педагогам, студентам, школьникам и их родителям. //

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования

Copyright © www.pravoeducation.ru, 2012 - 2024