МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 29 июня 2000 г. N 1965
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПЕРЕЧНЯ ПОКАЗАТЕЛЕЙ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ АККРЕДИТАЦИИ И КРИТЕРИАЛЬНЫХ ЗНАЧЕНИЙ
ПОКАЗАТЕЛЕЙ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ПРИ УСТАНОВЛЕНИИ
ВИДА ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ
На основании
Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном
образовании" от 22.08.1996 N 125-ФЗ, Постановления Правительства
Российской Федерации от 02.12.1999 N 1323 "Об утверждении Положения о
государственной аккредитации высшего учебного заведения" и в соответствии
с решением Аккредитационной коллегии Минобразования России от 12.04.2000 3-2000
приказываю:
1. Утвердить
Перечень показателей государственной аккредитации высшего учебного заведения
(Приложение N 1).
2. Утвердить
критериальные значения показателей государственной аккредитации, используемые
при установлении вида высшего учебного заведения (Приложение N 2).
4. Считать
утратившим силу Приказ Минобразования России от 14.12.1999 N 1170.
5. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на
заместителя Министра В.Д. Шадрикова.
Министр
В.М.ФИЛИППОВ
Приложение
N 1
к Приказу
Минобразования России
от 29 июня 2000 г.
N 1965
ПЕРЕЧЕНЬ
ПОКАЗАТЕЛЕЙ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ АККРЕДИТАЦИИ
ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО
ЗАВЕДЕНИЯ
1. Показатели
государственной аккредитации, определяющие аккредитационный статус по типу
"высшее учебное заведение"
Показатель 1.1.
Содержание подготовки.
Структура и
содержание реализуемых образовательных программ.
Соответствие
учебных планов и программ учебных дисциплин требованиям государственных
образовательных стандартов.
Показатель 1.2.
Качество подготовки.
Требования при
приеме в вуз.
Организация
учебного процесса.
Соответствие уровня
подготовки обучающихся требованиям государственных образовательных стандартов.
Внутривузовская
система контроля качества.
Востребованность
выпускников.
Показатель 1.3.
Информационно-методическое обеспечение образовательного процесса.
Состояние
библиотечного фонда.
Состояние
учебно-информационного фонда.
Показатель 1.4.
Информатизация вуза.
Наличие средств
вычислительной техники и применение их в учебном процессе, научной деятельности
и управлении вузом.
Показатель 1.5.
Материально-техническая база.
Наличие условий,
необходимого оборудования, приборов, специализированных кабинетов и аудиторий
для осуществления образовательного процесса.
Показатель 1.6.
Воспитательная деятельность образовательного учреждения
(в ред. Приказа
Минобразования РФ от 27.12.2002 N 4670)
1.6.1. Наличие в
образовательном учреждении условий для внеучебной работы с обучающимися:
наличие
концепции воспитательной работы в образовательном учреждении (программы, плана,
локальных актов, регламентирующих воспитательную деятельность (отчеты ученого
совета (совета) образовательного учреждения, факультетов, разработка
инструкций, методических рекомендаций, семинаров и т.д.));
наличие
административной структуры, функционально ответственной за воспитательную
работу в образовательном учреждении (управление, отдел, ответственный за
воспитательную работу, институт кураторства);
наличие органов студенческого
самоуправления (профкома, клубов, объединений, службы занятости, студенческих
строительных отрядов, службы порядка и т.д.);
наличие и
эффективность использования материально-технической базы для внеучебной работы
с обучающимися (актовых залов, репетиционных
помещений, спортивных и тренажерных залов, помещений для клубов, студий,
кружков и т.д.);
финансовая
обеспеченность внеучебной деятельности (целевое финансирование научной,
творческой, спортивной деятельности обучающихся, наличие механизмов стимулирования).
1.6.2. Организация
воспитательной работы с обучающимися и формирование
стимулов развития личности:
использование в
целях воспитания возможностей учебно-воспитательного процесса (наличие в
рабочих учебных программах нравственных, психолого-педагогических аспектов
профессиональной деятельности будущих специалистов, разработка
специализированных курсов, наличие культурологического и регионального
компонента);
наличие в
образовательном учреждении оценки состояния воспитательной работы с обучающимися (опросы обучающихся, преподавателей, отчеты);
наличие элементов
системы воспитательной работы:
- гражданского,
патриотического, духовно-нравственного воспитания;
-
научно-исследовательской и профориентационной работы в образовательном
учреждении (студенческое научное общество, олимпиады, конкурсы, организация
вторичной занятости, содействие в трудоустройстве);
- работы по
формированию традиций образовательного учреждения (многотиражная газета, музей
истории образовательного учреждения, проведение праздничных мероприятий и
т.д.);
-
культурно-массовой и творческой деятельности обучающихся (система творческих
объединений, смотры, конкурсы, фестивали, выставки и т.д.);
-
спортивно-оздоровительной работы, пропаганды и внедрения физической культуры и
здорового образа жизни;
организация
психолого-консультационной и профилактической работы (адаптация первокурсников,
проблемы молодой семьи, профилактика правонарушений, наркомании и
ВИЧ-инфекций);
формы поощрения за
достижения в учебе и внеучебной деятельности обучающихся
(грамоты, премии, именные стипендии, звания и т.д.).
Данный показатель
оценивается по десятибалльной шкале:
Оценка показателя
|
Кол-во
баллов
|
Информация
не представлена
|
0
|
Неудовлетворительное
состояние. Работа не ведется
|
1
|
Очень
низкая оценка. Работа ведется недостаточно
|
2
|
Низкая
оценка. Работа ведется на очень низком уровне.
Очень много существенных недочетов
|
3
|
Удовлетворительная
оценка. Существенные недостатки в
работе
|
4
|
Средняя
оценка. Работа ведется на относительно приемлемом
уровне. Имеются отдельные недостатки
|
5
|
Средняя
оценка. Работа ведется на достаточно хорошем
уровне. Недостатки несущественны
|
6
|
Хорошая
оценка. Работа ведется на достаточно хорошем
уровне. Недостатки малочисленны, несущественны и легко
исправимы
|
7
|
Достаточно
высокая. Практически полностью соответствует
предъявляемым требованиям
|
8
|
Высокая.
Полностью соответствует предъявляемым
требованиям
|
9
|
Очень
высокая. Полностью соответствует предъявляемым
требованиям. Рекомендуется использовать для
распространения опыта
|
10
|
2. Показатели
государственной аккредитации, используемые для определения вида высшего
учебного заведения (институт, академия, университет)
Показатель 2.1.
Спектр реализуемых основных образовательных программ.
Реализуемые
основные образовательные программы и контингент студентов по профилям
подготовки.
Профили подготовки
|
Гуманитарные
науки
|
Естественные
науки и математика
|
Культура
и искусство
|
Компьютерные
науки
|
Медицинские
науки и здравоохранение
|
Педагогические
науки
|
Сельское
хозяйство
|
Сервис
|
Строительство
и архитектура
|
Технический
(инженерный) профиль
|
Технологический
профиль (промышленное производство)
|
Транспорт
и связь
|
Экономика
и управление
|
Военные
специальности
|
Прочие
|
Показатель 2.2.
Возможность продолжения образования по программам послевузовского и
дополнительного профессионального образования.
Реализация программ
послевузовского профессионального образования (аспирантура, докторантура),
контингент аспирантов и (или) докторантов, соискателей ученой степени кандидата
и (или) доктора наук.
Диссертационные
советы.
Реализация
образовательных программ, профессиональной переподготовки и (или) повышения
квалификации кадров.
Показатель 2.3.
Научные исследования.
Спектр наук, в
рамках которых выполняются научные исследования.
Объем
финансирования и результативность научных исследований.
Показатель 2.4.
Научно-методическая работа.
Изданные
монографии.
Изданные учебники и
учебные пособия с грифами федеральных органов управления образованием, других
федеральных органов исполнительной власти, учебно-методических объединений.
Показатель 2.5.
Качественный состав научно-педагогических кадров.
Преподаватели с
учеными степенями и (или) званиями.
Преподаватели -
доктора наук и (или) профессора.
Преподаватели,
работающих в вузе на полную ставку (штатные преподаватели.
(введено Приказом Минобразования РФ от
08.11.2000 N 3207)
Приложение
N 2
к Приказу
Минобразования России
от 29 июня 2000 г.
N 1965
КРИТЕРИАЛЬНЫЕ
ЗНАЧЕНИЯ
ПОКАЗАТЕЛЕЙ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ АККРЕДИТАЦИИ,
ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ПРИ УСТАНОВЛЕНИИ ВИДА
ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО
ЗАВЕДЕНИЯ
┌─────────────────────┬──────────────────────────────────────────┐
│ Показатель │ Название критерия │
│ государственной │ │
│ аккредитации │
│
├─────────────────────┼──────────────────────────────────────────┤
│2.1.
Спектр реализуе-│Число профилей реализуемых
основных │
│мых
основных образо- │образовательных программ: │
│вательных
программ │для университетов -
более 5 │
│ │для академий - 1 -
2 │
├─────────────────────┼──────────────────────────────────────────┤
│2.2.
Возможность про-│Число отраслей наук по
специальностям │
│должения
образования │аспирантуры: │
│по
программам после- │для университета - более
5 │
│вузовского
и дополни-│для академии - 1 - 2 │
│тельного
профессио- │
│
│нального
образования │Число аспирантов на 100 студентов │
│ │контингента,
приведенного к очной форме │
│ │обучения: │
│ │для университета - не менее
2 │
│ │для академии - не
менее 1 │
│ │
│
│ │Для университета -
наличие докторантуры, │
│ │диссертационных
советов, реализация │
│ │программ
переподготовки и (или) повышения │
│ │квалификации
работников высшей квалифика- │
│ │ции, научных и
научно-педагогических │
│ │работников │
│ │
│
│ │Для академии -
наличие докторантуры, │
│ │диссертационных советов. │
│ │Реализация программ
переподготовки и │
│ │(или) повышения
квалификации для опреде- │
│ │ленной области
научной и научно-педа- │
│ │гогической
деятельности │
├─────────────────────┼──────────────────────────────────────────┤
│2.3.
Научные │Число отраслей
науки, в рамках которых │
│исследования │выполняются научные
исследования: │
│ │для университета - более 5 │
│ │для академии - 1 -
2 │
│ │
│
│ │Объем научных
исследований на единицу │
│ │профессорско-преподавательского
состава │
│ │(тыс. руб.): │
│ │для университета -
не менее 6,2 │
│ │для академии - не
менее 4,2 │
│ │для института - не
менее 2,5 │
│ │
│
│ │Объем фундаментальных и прикладных научных│
│ │исследований на
единицу профессорско- │
│ │преподавательского
состава (тыс. руб.): │
│ │для университета -
не менее 5,0 │
│ │для академии - не
менее 3,5 │
│ │для института - не
менее 2,0 │
│ │
│
│ │Объем
финансирования научных исследований │
│ │из внешних
источников на единицу │
│ │профессорско-преподавательского
состава │
│ │(тыс. руб.): │
│ │для университета -
не менее 3,0 │
│ │для академии - не
менее 2,2 │
│ │для института - не менее
0,8 │
│(показатель 2.3 в ред. Приказа Минобразования
РФ от
22.10.2001│
│N 3414)
│
├─────────────────────┼──────────────────────────────────────────┤
│2.4.
Научно-
│Количество изданных монографий на 100 │
│методическая
работа │преподавателей с учеными
степенями и │
│ │(или)
званиями:
│
│ │для университетов -
не менее 2,0 │
│ │для академий - не
менее 1,5 │
│ │для институтов - не
менее 1,2 │
│ │
│
│ │Количество изданных
учебников и учебных │
│ │пособий с грифами
федеральных органов │
│ │управления
образованием, других │
│ │федеральных органов
исполнительной
│
│ │власти, учебно -
методических объединений │
│ │на 100
преподавателей с учеными степенями │
│ │и званиями: │
│ │для университетов -
не менее 0,5 │
│ │для академий - не менее 0,3 │
│ │для институтов - не
менее 0,15 │
├─────────────────────┼──────────────────────────────────────────┤
│2.5.
Качественный со-│Процент преподавателей с
учеными │
│став
научно-педаго-
│степенями и (или) званиями: │
│гических
кадров │для университетов - не
менее 60 │
│ │для академий - не
менее 60 │
│ │для институтов - не
менее 55 │
│ │
│
│ │Процент докторов
наук и (или) профессоров:│
│ │для университетов -
не менее 10 │
│ │для академий - не
менее 10 │
│ │для институтов - не
менее 8,5 │
│ │
│
│ │Процент
преподавателей, работающих в вузе │
│ │на полную ставку
(штатных преподавателей):│
│ │для вузов,
существующих до года - │
│ │не менее 15 │
│ │для вузов,
существующих от года │
│ │до трех лет - не
менее 20 │
│ │для вузов,
существующих от трех │
│ │до пяти лет - не
менее 30 │
│ │для вузов,
существующих от пяти │
│ │до девяти лет - не менее 40 │
│ │для вузов,
существующих более девяти │
│ │лет - не менее
50 │
│ │(введено Приказом
Минобразования РФ от│
│ │08.11.2000 N
3207) │
└─────────────────────┴──────────────────────────────────────────┘