МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 27 июня 2000 г. N 1924
ОБ ЭКСПЕРИМЕНТЕ В ОБЛАСТИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Эксперимент в
области дистанционного образования, проводимый с июля 1997 г., позволил
уточнить направления развития и методы дистанционного образования в Российской
Федерации, получил поддержку в среде научно - педагогической общественности и
охватил более 100 тыс. обучающихся.
Вузами -
участниками эксперимента были созданы оригинальные методы дистанционного
образования, опирающиеся на новейшие информационные технологии и средства
телекоммуникаций, предложены две технологии образовательного процесса, которые
открывают новые возможности для развития дистанционного образования. К таким
технологиям относятся:
сетевая электронная
Интернет - библиотека;
мультипреподавательское спутниковое телевидение.
Были созданы
предпосылки обеспечения образовательного процесса в полном объеме по отдельным
специальностям с использованием технологий дистанционного образования;
разработаны специализированные учебные методические пособия по основным
естественнонаучным, гуманитарным и социально - экономическим дисциплинам.
Определена специфика работы преподавателей при использовании технологий
дистанционного образования, разработаны методические основы их деятельности,
организована их подготовка.
В ходе
эксперимента создана широкая сеть филиалов и региональных учебных центров,
охватывающих большую часть регионов России, начинают оформляться
технологические принципы дистанционного образования, что позволяет значительно
расширить доступность высшего образования для различных слоев населения, в том
числе в отдаленных от центров образования регионах.
С учетом
предварительных результатов эксперимента в области дистанционного образования
приказываю:
1. Утвердить
прилагаемое Положение о проведении эксперимента в области дистанционного образования
(с учетом результатов, полученных в 1997 - 1999 годах).
2. Установить срок
проведения эксперимента в области дистанционного образования до 01.08.2001.
3. Управлению
лицензирования, аккредитации и аттестации (В.Н. Гуничеву),
Управлению образовательных программ и стандартов высшего и среднего
профессионального образования (Г.К. Шестакову) уточнить список участников
эксперимента до 01.10.2000.
4. Управлению
лицензирования, аккредитации и аттестации (В.Н. Гуничеву)
оформить и выдать вузам и филиалам, участвующим в эксперименте, приложения к
лицензиям на право ведения образовательной
деятельности в сфере высшего профессионального образования со сроком действия
до 01.08.2001 с учетом формы обучения.
5. Государственной
инспекции по аттестации учебных заведений России при Минобразовании
России (В.О. Анурину) до 01.08.2001 провести
аттестацию филиалов, участвующих в эксперименте.
6. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на
заместителя Министра В.Д. Шадрикова.
Министр
В.М.ФИЛИППОВ
Приложение
к Приказу
Минобразования
России
от 27 июня 2000 г.
N 1924
ПОЛОЖЕНИЕ
О ПРОВЕДЕНИИ ЭКСПЕРИМЕНТА В ОБЛАСТИ
ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ (С УЧЕТОМ
РЕЗУЛЬТАТОВ,
ПОЛУЧЕННЫХ В 1997 - 1999 ГОДАХ)
1. Общие
положения
1.1. Целью
настоящего эксперимента является подготовка нормативных правовых документов,
регламентирующих применение технологий дистанционного образования в учебном
процессе.
1.2. Средствами достижения этой цели является создание и отработка на
практике современных информационных технологий, охватывающих дистанционное
обучение и доставку учебных материалов, с использованием информационных и
телекоммуникационных систем, спутниковых телевизионных каналов связи, ISDN,
Интернета, электронной почты, других видов компьютерной связи, телефонных линий
и др., создание и отработка соответствующих организационных структур и методов
их работы.
1.3. Положение
регламентирует организационно - технологические основы деятельности
образовательных учреждений, осуществляющих учебный процесс на технологиях
дистанционного образования в полном объеме. Учреждения, осуществляющие
образовательный процесс с применением технологий
дистанционного образования наряду с традиционными методами, используют
нижеследующие нормы частично.
2.
Организационная структура
2.1. В
дистанционном образовании применяется трехуровневая организационная структура:
базовое образовательное учреждение, филиалы, представительства дистанционного
обучения (ПДО).
2.2. Юридическим
лицом является только базовое образовательное учреждение.
2.3. Филиалы -
обособленные структурные подразделения образовательных учреждений -
осуществляют обучение по образовательной программе в
неполном объеме (текущая и итоговая аттестация не производятся,
консультирование и руководство разработкой курсовых, дипломных работ и проектов
осуществляется частично и др.).
2.4.
Представительства дистанционного обучения (ПДО), являясь обособленными
подразделениями образовательного учреждения, организационно подчинены одному из
филиалов и обслуживаются преподавательским составом филиалов. По мере развития
и при достижении достаточного масштаба ПДО могут быть преобразованы в филиалы.
2.5. Филиалы и ПДО,
как правило, пользуются услугами физкультурно - оздоровительных и спортивных
сооружений, предприятий общественного питания и медицинского обслуживания,
публичных библиотек на договорной основе.
3.
Компетенция базового образовательного учреждения
Базовое
образовательное учреждение осуществляет:
3.1. Прием
студентов на обучение в филиалах и ПДО осуществляется приемной комиссией
базового образовательного учреждения с применением технологий дистанционного
образования (экстерриториальной приемной комиссией).
3.2. Подготовку и тиражирование
учебных материалов (учебники, учебные пособия, обучающие и тренинговые
компьютерные программы, учебные видеофильмы, аудиокурсы),
материалов, предназначенных для передачи по телекоммуникационным и спутниковым
каналам связи, материалов оперативной (тесты и прочее) и текущей (экзамены и
прочее) аттестации.
3.3. Организацию
работы профессорско - преподавательского состава и
повышения его квалификации.
3.4. Проведение занятий с обучающимися в филиалах и ПДО по технологиям
дистанционного образования, охватывающим обучение и доставку учебных
материалов, с использованием информационных и телекоммуникационных систем,
спутниковых телевизионных каналов связи, ISDN, Интернета, электронной почты,
других видов компьютерной связи, телефонных линий и др.
3.5. Итоговую и, частично или полностью, текущую аттестацию обучающихся
в филиалах и ПДО.
3.6. Ведение и
архивное хранение личных дел обучающихся в филиалах.
3.7. Переводы
обучающихся в базовых образовательных учреждениях, филиалах с курса на курс и
выдачу им документов об образовании, включая академические справки и дипломы.
4.
Компетенция филиалов
Филиалы
осуществляют:
4.1. Функции,
включая представительство, базового образовательного учреждения, по
доверенности.
4.2. Ведение
образовательного процесса в неполном объеме (за исключением тех его элементов,
которые выполняются базовым образовательным учреждением).
4.3. Методическую и
организационную работу, сопровождающую дистанционный образовательный процесс.
4.4. Организационно
- методическое руководство ПДО.
5.
Компетенция ПДО
ПДО осуществляет:
5.1.
Представительство базового образовательного учреждения и филиала по
доверенности.
5.2. Методическую и
организационную работу, сопровождающую дистанционный образовательный процесс.
6. Кадры
дистанционного образовательного процесса
Кадры
дистанционного образовательного процесса состоят из следующих групп:
6.1.
Административно - хозяйственный персонал базового образовательного учреждения,
филиалов, ПДО.
6.2. Научно - педагогический
персонал, который включает:
6.2.1. Научных
работников (базового образовательного учреждения).
6.2.2. Профессорско - преподавательский состав (ППС) базового
образовательного учреждения и филиалов. ППС организован
в кафедры, состоящие из лиц, проживающих в различных городах и населенных
пунктах, методически и организационно объединенных современными средствами
связи (экстерриториальные кафедры).
Часть ППС
составляют лица, осуществляющие занятия с обучающимися,
текущую и итоговую аттестацию с применением технологий дистанционного
образования, включая обучение с использованием современных информационных и
телекоммуникационных систем, спутниковых телевизионных каналов связи, ISDN,
Интернета, электронной почты, других видов компьютерной связи, телефонных линий
и др. (ППСДО).
Должностными
обязанностями ППС может быть предусмотрена работа по осуществлению
методического, технологического и организационного обеспечения учебного
процесса технологиями дистанционного образования.
6.2.3. ППС филиала
и относящихся к нему ПДО состоит из ППСДО и профессоров и преподавателей,
входящих в состав экстерриториальных кафедр, из числа проживающих в местах
расположения филиалов и ПДО.
6.3. Инженерно -
технический персонал, поддерживающий работу компьютерной и телевизионной
техники, средств связи, других технических средств
обучения (базового образовательного учреждения, филиалов, ПДО).
6.4. Учебно -
вспомогательный персонал, организующий обучение студентов по
технологиям дистанционного образования (в филиалах и ПДО).
7.
Показатели материально - технического обеспечения
филиалов и ПДО,
требующие уточнения на основании опыта
использования
дистанционных технологий
В ходе эксперимента
будут установлены нормативы по следующим показателям потребностей в
материальных и технических ресурсах филиалов и ПДО:
7.1. Учебные
площади для осуществления дистанционного образования на одного студента очной,
очно - заочной и заочной формы обучения.
7.2. Компьютерное
электронное и телевизионное оборудование для обучения и контроля знаний в
виртуальных средах (обеспеченность на одного обучающегося различных форм
обучения).
7.3. Обеспечение
модульными учебниками и учебными пособиями по всем учебным дисциплинам (полный
комплект для обучающихся различных форм обучения). Дополнительное
предоставление комплекта традиционных учебников на каждого студента, общее
обеспечение комплектами учебников. Традиционные учебники могут поставляться в
читальные залы собственных или публичных библиотек, при этом устанавливается
число посадочных мест для студентов различных форм обучения.
7.4. Обеспеченность
физкультурно - оздоровительными и спортивными сооружениями, предприятиями
общественного питания и медицинского обслуживания для обучающихся различных
форм обучения.