МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 6 июня 2000 г. N 1705
О КОНЦЕПЦИИ НАУЧНОЙ, НАУЧНО - ТЕХНИЧЕСКОЙ
И ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА 2001 - 2005 ГОДЫ
В целях активизации
научной, научно - технической и инновационной деятельности в вузах и научных организациях
системы образования, во исполнение решения коллегии Минобразования России от
11.04.2000 N 9/3 "О Концепции научной, научно - технической и
инновационной политики в системе образования Российской Федерации на 2001 -
2005 годы" приказываю:
1. Утвердить
Концепцию научной, научно - технической и инновационной политики в системе
образования Российской Федерации на 2001 - 2005 годы (Приложение N 1).
2. Утвердить План
мероприятий по реализации Концепции научной, научно - технической и
инновационной политики в системе образования Российской Федерации на 2001 -
2005 годы (предварительный этап) (Приложение N 2).
3. Контроль за
исполнением настоящего Приказа возложить на заместителя Министра Б.А.
Виноградова.
Министр
В.М.ФИЛИППОВ
Приложение
N 1
к Приказу
Минобразования России
от 6 июня 2000 г. N
1705
КОНЦЕПЦИЯ
НАУЧНОЙ, НАУЧНО - ТЕХНИЧЕСКОЙ И ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ
В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
НА 2001 - 2005 ГОДЫ
Концепция научной,
научно - технической и инновационной политики в системе образования Российской
Федерации на 2001 - 2005 годы (далее - Концепция) подготовлена на основании
Федеральных законов "Об образовании", "О науке и государственной
научно - технической политике" и "О высшем и послевузовском
профессиональном образовании".
Концепция учитывает
основные положения доктрины развития российской науки, концепции реформирования
российской науки, концепции инновационной политики Российской Федерации,
концепции национальной безопасности Российской Федерации и Федеральной
программы развития образования.
Концепция была
согласована с Миннауки России, одобрена Научно - техническим советом и
коллегией Минобразования России, собранием научной общественности системы
образования и утверждена Приказом Минобразования России от 06.06.2000 N 1705.
Введение
На современном
этапе общественного развития образование превращается в одну из самых обширных
и важных сфер человеческой деятельности, которая теснейшим образом переплетена
со всеми другими областями общественной жизни. Способность системы образования
удовлетворять потребности личности и общества в высококачественных
образовательных услугах определяет перспективы экономического и духовного
развития страны. При этом важное значение в подготовке специалистов, научных и
научно - педагогических кадров имеют научные исследования, проводимые в системе
образования.
В связи с
необходимостью перехода страны на инновационный путь развития и использование
научных достижений в реальном секторе экономики и с целью активизации научной,
научно - технической и инновационной деятельности в вузах и научных
организациях системы образования Российской Федерации необходима разработка
государственной политики развития науки и механизмов ее реализации. Это
обусловлено и тем, что истек срок действия Концепции развития вузовского
сектора науки в условиях перехода к рыночной экономике, принятой коллегией
Комитета по высшей школе Миннауки России от 21.07.92, одной из основных целей
которой являлось сохранение научно - технического потенциала высшей школы.
Предлагаемая
Концепция научной, научно - технической и инновационной политики в системе
образования Российской Федерации на 2001 - 2005 годы ставит главной целью
переход от сохранения к развитию научно - технического потенциала высшей школы,
устанавливает взаимосвязь науки и образования, науки и производства в новых
социально - экономических условиях.
Концепция является
составной частью государственной научно - технической политики Российской
Федерации и разработана с учетом, с одной стороны, необходимости государственной
поддержки науки в системе образования с целью повышения качества специалистов,
научно - педагогических кадров и, с другой, - активизации деятельности самих
высших учебных заведений и научных учреждений в решении социально -
экономических проблем страны, в реализации федеральных целевых, отраслевых и
региональных программ, в первую очередь связанных с технологическим развитием
отраслей. Большое значение при формировании научной, научно - технической и
инновационной политики приобретает не только выработка четкой стратегии и ее
нацеленность на дальнейшее совершенствование системы образования, но и
возможность использования всех механизмов прямого и косвенного государственного
регулирования с учетом реальных ресурсов для ее осуществления.
1. Принципы
научной, научно - технической
и инновационной
политики
Научная, научно -
техническая и инновационная политика в системе образования осуществляется
исходя из следующих основных принципов:
- единство научного
и образовательного процессов и их направленность на экономическое, социальное и
духовное развитие общества;
- оптимальное
сочетание государственного регулирования и самоуправления;
- концентрация
ресурсов на приоритетных направлениях исследований, проведение полного цикла
исследований и разработок, заканчивающихся созданием готовой продукции;
- поддержка ведущих
ученых, научных коллективов, научных и научно - педагогических школ, способных
обеспечить опережающий уровень образования и научных исследований, развитие
научно - технического творчества молодежи;
- многообразие форм
организации, обеспечение конкурсности при формировании тематических планов,
научных, научно - технических и инновационных программ;
- поддержка
предпринимательской деятельности в научно - технической сфере;
- интеграция науки и
образования в международное сообщество.
2. Цель и
основные задачи научной, научно - технической
и инновационной
политики в системе образования
Главной целью
научной, научно - технической и инновационной политики системы образования
является обеспечение подготовки специалистов, научных и научно - педагогических
кадров на уровне мировых квалификационных требований, эффективное использование
ее образовательного, научно - технического и инновационного потенциала для
развития экономики и решения социальных задач страны.
Направления научных
исследований и инновационной деятельности должны согласовываться с приоритетами
федеральной и региональной научной, научно - технической и инновационной
политики с учетом специфики системы образования.
Для достижения
поставленной цели необходимо решение следующих основных задач:
- развитие научных
исследований как основы фундаментализации образования, базы подготовки
современного специалиста;
- органическое
сочетание фундаментальных, поисковых и прикладных исследований с
конкурентоспособными разработками коммерческого характера;
- приоритетное
развитие научных исследований, направленных на совершенствование системы
образования всех его уровней, широкое использование новых образовательных и
информационных технологий, совершенствование научно - методического обеспечения
учебного процесса, улучшение качества подготовки и повышения квалификации
научно - педагогических кадров;
- дальнейшее
совершенствование системы планирования и финансирования научной, научно -
технической и инновационной деятельности подведомственных организаций, создание
условий для правовой и иной поддержки инновационных предприятий и молодежных
научных организаций, созданных вузами и другими образовательными учреждениями;
- поддержка
разработок в сфере высоких технологий с целью производства на их основе товаров
и услуг и выхода на внутренние и внешние рынки, расширение международной
интеграции в этой области, создание условий для привлечения зарубежных
инвестиций;
- создание условий
для подготовки и переподготовки кадров в области инноваций и научно -
технического предпринимательства, обеспечивающих повышение инновационной
активности в системе образования, коммерциализацию результатов научных
исследований;
- развитие правовой
базы науки, регулирующей правоотношения в процессе создания объектов
промышленной собственности и авторского права (интеллектуальной собственности),
их правовой охраны и введения в хозяйственный оборот путем обеспечения
сбалансированности прав и законных интересов субъектов правоотношений -
авторов, вузов и организаций системы образования, включая инвентаризацию
результатов научно - технической деятельности, полученных за счет средств
федерального бюджета;
- привлечение в
систему образования дополнительных внебюджетных финансовых средств.
При решении
сформулированных задач необходимо обеспечить:
- участие совместно
с Министерством промышленности, науки и технологий Российской Федерации,
Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации и
Российской академией наук в определении и поддержке приоритетных направлений
фундаментальных, поисковых и прикладных НИР, а также инновационной
деятельности;
- участие совместно
с Министерством промышленности, науки и технологий Российской Федерации,
Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации и другими
ведомствами в подготовке нормативных правовых и законодательных актов;
- проведение
фундаментальных, поисковых и прикладных исследований по широкому спектру
направлений развития науки и техники, определяемому не только непосредственной
заинтересованностью в использовании новых научных результатов в отраслях
экономики и социальной сфере, но и необходимостью участия в научно - исследовательской
работе всех субъектов образовательного процесса, а именно: студентов,
аспирантов, докторантов, профессорско - преподавательского состава и научных
работников;
- развитие
интеграционных процессов фундаментальной науки и образования, более тесное
взаимодействие высших учебных заведений с научными учреждениями Российской
академии наук и других государственных академий, а также взаимодействие
образовательных и научно - исследовательских учреждений системы образования с
институтами Российской академии образования;
- достижение
максимального вклада ученых системы образования в создание наукоемких
технологий, в том числе технологий двойного назначения, структурные
преобразования производства, повышение его эффективности и
конкурентоспособности продукции, тесное партнерство с отраслями, регионами,
ассоциациями экономического сотрудничества, концернами, предприятиями и другими
хозяйствующими субъектами;
- активизацию
деятельности НИИ, исследовательских лабораторий, опытно - конструкторских бюро,
экспериментальных и опытных заводов, повышение эффективности технопарков,
инкубаторов технологий, инновационно - технологических центров, инновационно -
промышленных комплексов, созданных при участии вузов, центров лицензирования и
сертификации, лизинга, маркетинга и т.д.;
- совершенствование
послевузовского профессионального образования в соответствии с приоритетными
направлениями науки и техники, расширение образовательных функций аспирантуры,
улучшение планирования и формирования контингента аспирантов и докторантов, повышение
их академической мобильности, опережающее развитие послевузовского
профессионального образования в высших учебных заведениях и научных
организациях, имеющих авторитетные научные и научно - педагогические школы;
- развитие системы
подготовки и переподготовки менеджеров для инновационной деятельности в научно
- технической сфере на базе высших учебных заведений, учреждений
дополнительного профессионального образования;
- проведение
аттестации и аккредитации учреждений высшего и послевузовского профессионального
образования с учетом взаимосвязи научной и инновационной деятельности с
образовательным процессом;
- ответственную
автономию и подотчетность образовательных учреждений;
- активное участие
ученых системы образования в федеральных целевых программах, научных, научно -
технических и инновационных программах и конкурсах грантов, объявляемых
Министерством промышленности, науки и технологий Российской Федерации,
Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации, другими
министерствами и ведомствами, государственными научными фондами (Российским
фондом фундаментальных исследований, Российским гуманитарным научным фондом,
Фондом содействия развитию малых форм предприятий в научно - технической сфере
и др.), Российской академией наук и другими государственными академиями;
- реализацию научно
- технической политики на региональном уровне;
- эффективное
международное сотрудничество в научной, образовательной и инновационной сферах,
широкое участие ученых системы образования в международных научных и
образовательных программах, создание условий для привлечения зарубежных
инвестиций в систему образования с целью использования результатов совместной
деятельности на внутреннем и международном рынках наукоемкой продукции.
3. Ресурсы
и механизмы реализации научной,
научно -
технической и инновационной
деятельности
системы образования
Как следует из
Концепции долгосрочного социально - экономического развития страны, основными
факторами, обеспечивающими рост экономики, ее эффективность и
конкурентоспособность, повышение уровня жизни населения, являются научно -
технический потенциал, природные ресурсы, интеграция в мировую экономику.
Возможности экономического роста связаны с развитием научно - технического
потенциала для создания и восприятия инноваций, концентрацией ресурсов для
выполнения крупных проектов, опережающей подготовкой инженерного и научного
корпуса, охватывающего весь спектр специальностей и технологий.
Финансовые ресурсы.
Федеральные бюджетные ресурсы науки системы образования должны быть
сконцентрированы, в первую очередь, на решении важнейших задач развития
образования, обеспечении опережающей подготовки высококвалифицированных кадров
для науки и реального сектора экономики.
Региональные
бюджетные ресурсы должны быть задействованы наукой системы образования для ее
активного участия в научных и научно - технических проектах для нужд региона.
Необходимо
активизировать работу внебюджетных научно - технических и инновационных фондов
системы образования, развивать сеть региональных и межрегиональных внебюджетных
фондов, использовать их для финансирования высокотехнологичных инновационных и
социальных проектов. С активным участием вузов должны быть созданы механизмы
привлечения к финансированию научно - технических и инновационных проектов
различных внебюджетных источников, в том числе внебюджетных средств самих
вузов, развиты механизмы венчурного финансирования, взаимодействия с
банковскими и другими финансовыми структурами.
Структурные ресурсы
должны быть развиты в двух направлениях: организационно - программном и
институциональном.
Организационно -
программные ресурсы.
Должна быть
завершена реорганизация научных и научно - технических программ, в результате
которой будут сформированы 4 системообразующих блока программ Минобразования
России:
- программа
фундаментальных и поисковых исследований, являющихся основой создания новых технологий;
- отраслевая
программа, направленная на развитие системы образования;
- межотраслевая
программа по приоритетным направлениям развития науки и техники, обеспечивающая
отрасли реального сектора экономики;
- комплексные
региональные и межрегиональные научно - инновационные программы с ассоциациями
экономического сотрудничества.
Необходимо
обеспечить реализацию Федеральной программы развития образования и Федеральной
целевой программы "Государственная поддержка интеграции высшего
образования и фундаментальной науки". Должно быть обеспечено активное
участие ученых системы образования в других федеральных целевых программах и
программах технологического развития отраслей.
Институциональные
преобразования.
Интеграция
образования, науки и производства, расширение сферы деятельности современных
вузов требуют институциональных преобразований и дальнейшего развития на их
основе учебно - научно - инновационных комплексов.
Эти преобразования
будут проводиться в трех направлениях:
1. Дальнейшее
развитие технологических и научных парков, инновационно - технологических
центров, инновационно - промышленных комплексов, ассоциированно объединенных с
вузом или входящих в его структуру.
2. Участие вузов в
федеральных центрах науки и высоких технологий, обеспечивающих развитие
высокотехнологических отраслей реального сектора экономики.
3. Определение
группы федеральных исследовательских университетов с возложением на них задач
по реализации опережающей подготовки кадров для обеспечения приоритетных
направлений развития отечественного образования, науки, техники и производства
наукоемкой продукции на основе интеграции образовательного процесса с
фундаментальными и прикладными научными исследованиями.
Преобразование
структурных ресурсов должно помочь науке системы образования эффективно
функционировать в рыночных условиях. В этой связи необходима разработка системы
организационно - правовых, финансовых и управленческих мероприятий по
обеспечению этих преобразований.
Кадровые ресурсы.
Работа с молодежью.
Первоочередной
задачей в этом направлении является повышение социального статуса научных
работников, обеспечение реального равенства их прав и возможностей с
профессорско - преподавательским составом, подготовка талантливых студентов к
преподавательской и научной деятельности.
Необходимы
изменения в системе организации, руководстве и развитии научной деятельности
учащейся молодежи, студентов и молодых ученых, финансировании этой деятельности
из госбюджета.
Требуется создание
на правительственном уровне межведомственной комиссии, координирующей научно -
исследовательскую работу с молодежью.
Необходимо:
- развить систему
научных олимпиад, конкурсов на лучшую научную работу студентов и учащейся
молодежи, научных молодежных школ и конференций;
- обеспечить академическую
мобильность студентов, аспирантов, докторантов, разработать систему поддержки и
поощрения одаренной молодежи;
- совершенствовать
организацию учебно- и научно - исследовательской работы молодежи в системе:
школа - вуз - аспирантура - докторантура.
Информационные
ресурсы необходимо развивать в двух направлениях: содержательном и структурном.
В содержательном
плане информационные ресурсы должны:
- обеспечить
доступность получения и обмена знаниями и информацией, предоставление
качественных образовательных услуг всем желающим в рамках высшего,
дополнительного и послевузовского образования на основе совершенствования
образовательных технологий, в том числе дистанционного и заочного обучения;
- реализовать
комплексную информационно - методическую поддержку образовательного процесса,
научных исследований, инновационной деятельности в рамках центров коллективного
пользования образовательными, научными, инновационными ресурсами, открытого
доступа к ним, постоянного мониторинга качества поставляемой информации,
необходимых мероприятий по защите информационных ресурсов;
- создать
распределенную базу данных, включая мультимедийные и дистанционные технологии
обучения, обеспечивающую открытый доступ к образовательным информационным
ресурсам на базе региональных центров информатизации и центров новых
информационных технологий;
- обеспечить
дальнейшее развитие геоинформационных систем в сфере образования.
В структурном плане
информатизация должна развиваться в трех уровнях:
- создание сетевой
инфраструктуры, образовательных, научных и инновационных структур, объединяющих
локальные сети в пределах города или региона;
- развитие сегмента
национальной сети компьютерных коммуникаций для науки и высшей школы -
отраслевой телекоммуникационной сети RUNnet;
- организация удаленного
доступа к высокопроизводительным информационно - вычислительным ресурсам,
освоение сетевых технологий нового поколения.
Развитие
материально - технической базы должно осуществляться на основе:
- концентрации
федеральных и региональных ресурсов, создания фондов индустрии образования;
- привлечения
материально - технических ресурсов отраслей - потребителей научно - технической
продукции и кадров, подготовленных системой образования;
- реинвестирования
части доходов от научно - технической, инновационной и иной деятельности на
нужды и развитие образовательного учреждения;
- повышения
эффективности использования имеющегося научного оборудования, лабораторий
удаленного доступа, создания центров коллективного пользования, учебно -
научных лабораторий совместно с Российской академией наук, отраслевыми
академиями наук, государственными научными центрами и крупными научно -
производственными объединениями.
Международное
научно - техническое сотрудничество.
Тенденция развития
мировой экономики показывает, что XXI век будет веком глобализации и
универсализации хозяйственной жизни, веком информационной доминанты развития
общества и производства.
В связи с этим
важнейшим источником долгосрочного развития системы образования является ее
интеграция в мировое образовательное и научно - техническое пространство. Для
научно - технической политики это означает усиление роли международной
составляющей, целенаправленное использование этого вида сотрудничества как
инструмента экономического роста системы.
В рамках
международного научного, научно - технического и инновационного сотрудничества
система образования должна быть сориентирована в следующем виде:
- в области
фундаментальных, поисковых и прикладных исследований приоритетной должна стать
реализация крупных совместных международных программ, таких, как совместная с
Американским фондом гражданских исследований и развития программа
"Фундаментальные исследования и высшее образование", позволяющих
российским вузам быть в числе лидеров в естественнонаучных и фундаментальных
дисциплинах, а также в прикладных областях наук;
- в области
инновационной деятельности сотрудничество должно быть ориентировано на совместную
деятельность и получение коммерческого эффекта. Перспективным является также
совместная с международным сообществом работа по коммерциализации научно -
технических результатов на внешнем и внутреннем рынках, привлечению прямых
иностранных инвестиций и др. Для решения этих проблем необходимо развитие
системы подготовки менеджеров международного уровня для инновационной
деятельности и соблюдение мер по обеспечению патентной (и иной) охраны
интеллектуальной собственности.
Планирование и
финансирование научной, научно - технической и инновационной деятельности.
Система
планирования и финансирования научной, научно - технической и инновационной
деятельности должна определяться характером проводимых научных исследований.
Минобразование России, министерства и ведомства, имеющие высшие учебные
заведения (далее - министерства), должны создавать условия и осуществлять
поддержку всех этапов научной, научно - технической и инновационной
деятельности - от фундаментальных, поисковых, прикладных исследований до опытно
- конструкторских разработок и производства готовой продукции.
Фундаментальные и
поисковые исследования должны финансироваться преимущественно из средств
федерального бюджета. Выделяемые бюджетные средства планируются и
распределяются следующим образом:
во-первых, на
финансирование тематических планов научно - исследовательских работ вузов и
научных организаций, формируемых на конкурсной основе. При этом обеспечивается
государственная поддержка деятельности научных коллективов вузов и научных
организаций, развитие научно - технического потенциала системы образования,
упрочение взаимосвязи науки и образования;
во-вторых, на
конкурсной основе в форме грантов, предназначенных для финансирования наиболее
перспективных и важных инициативных проектов, предлагаемых научными
коллективами и отдельными учеными;
в-третьих, на
финансирование научных и научно - технических программ и на проведение плановых
и дополнительных научных исследований организаций, подведомственных
министерству, по договору с ним как с учредителем.
Тематические планы
составляются, как правило, на календарный год, конкурсы грантов целесообразно
проводить один раз в 2 - 3 года.
Прикладные
исследования и разработки, инновационная деятельность в системе образования
должны развиваться и поддерживаться в соответствии с федеральными,
региональными и отраслевыми приоритетами науки и техники.
Созаказчиками
должны выступать, как правило, конкретные отрасли, предприятия, что
предполагает расширение межотраслевого взаимодействия, заключение договоров с
министерствами и ведомствами, формирование крупных совместных научно -
технических и инновационных программ.
Межотраслевые
прикладные исследования и инновационные проекты должны финансироваться на
долевой основе с привлечением не только бюджетных средств, но и внешних
инвесторов, бюджетов развития и других источников и механизмов гибкого
финансирования. При формировании подобных программ и проектов необходимо
обеспечить тесное взаимодействие с Министерством промышленности, науки и
технологий Российской Федерации, Министерством экономического развития и
торговли Российской Федерации в первую очередь в таких направлениях, как
активизация инновационной деятельности в научно - технической сфере, развитие
информационных систем и телекоммуникаций, технологий двойного назначения и др.
При планировании и
финансировании прикладных исследований участие министерств необходимо из-за
важности этих работ для процесса обучения и подготовки специалистов, высокой
степени риска подобных исследований, значительных расходов материальных и иных
ресурсов, которые не всегда можно отнести к себестоимости продукции.
Министерства также
формируют отраслевые (прикладные) научные программы и выступают их заказчиками,
руководствуясь при этом актуальными потребностями системы образования.
В случае, когда
министерством определяются конкретные требования и показатели научного и
финансово - экономического характера к разрабатываемой научной или научно -
технической продукции, должен объявляться конкурс исполнителей (тендер) на
право выполнения работ. В других случаях объявляется конкурс инициативных
проектов.
Особая роль учебно
- научно - инновационных комплексов системы образования определяется их
влиянием на социально - экономическое развитие регионов, в большинстве которых
вузы составляют основу научно - технического потенциала. Поэтому важным
является формирование научно - технических программ, которые должны быть
ориентированы на решение проблем территорий и финансироваться совместно с
органами власти субъектов Федерации.
Конкурсное
формирование научных, научно - технических и инновационных программ должно
осуществляться один раз в 2 - 3 года.
Вне зависимости от
вида научных работ необходимо предусмотреть поддержку НИР молодых
исследователей, патентно - правовой и лицензионной работы как составной части
научно - исследовательской деятельности.
Значительными
дополнительными средствами для вузов и научных учреждений системы образования
должны стать средства, полученные от коммерциализации результатов научных
исследований, развития маркетинговой и коммерческой деятельности, из зарубежных
источников, а также другие формы, позволяющие эффективно вовлечь
интеллектуальный потенциал в экономику и социальную сферу страны.
Нормативно -
правовая база.
Для реализации
научной, научно - технической и инновационной политики необходимо разработать
нормативные правовые документы, которые определят:
- статус и условия
замещения должности научного работника;
- порядок
финансирования научной и научно - технической деятельности с учетом
множественности источников;
- порядок
регламентации отношений между заказчиком и исполнителем при создании объектов
интеллектуальной собственности и их введении в хозяйственный оборот;
- процедуру
государственной аккредитации вузов с оценкой образовательной деятельности во
взаимосвязи с научными, научно - техническими и инновационными достижениями;
- порядок и
механизм реструктуризации сети научных организаций;
- порядок создания
учебно - научно - инновационных комплексов на базе государственных вузов,
научных организаций академий наук, имеющих государственный статус, а также
научных организаций министерств и иных федеральных органов исполнительной
власти;
- порядок
организации научно - учебно - методических объединений (НУМО);
- меры поддержки
субъектов инновационной деятельности системы образования, в том числе путем
развития венчурного финансирования, лизинга, консалтинга, привлечения
финансовых структур, создания режима наибольшего благоприятствования.
Оценка
эффективности научной, научно - технической и инновационной деятельности в
системе образования.
В качестве основных
механизмов оценки эффективности реализации научной, научно - технической и
инновационной деятельности системы образования должны использоваться:
- сформулированные
основные положения научной, научно - технической и инновационной политики в
нормативных и распорядительных документах Минобразования России и других
министерств и ведомств, имеющих в своем составе образовательные учреждения,
преимущественно в индикативной форме (форме, характеризующейся наличием
измеряемых индикаторов);
- научно
обоснованные методы оценки состояния научного, научно - технического и
инновационного потенциалов, уровня достигаемых результатов и вклада в развитие
экономики страны, эффективности использования имеющихся ресурсов в системе
образования; методы должны обеспечивать достоверную оценку по косвенным
индикаторам на уровне как всей системы образования, так и отдельных высших
учебных заведений или групп высших учебных заведений;
- мониторинг и
анализ состояния, тенденций и динамики научной, научно - технической и
инновационной деятельности системы образования (на основе использования данных
государственной статистической отчетности, ведомственной отчетности,
специальных обследований).
Результаты оценки
эффективности научной, научно - технической и инновационной деятельности в
системе образования должны ежегодно оформляться в виде аналитического материала
(доклада) Министерства образования Российской Федерации, включающего информацию
от других министерств и ведомств, имеющих высшие учебные заведения.
4.
Ожидаемые результаты
В результате
выполнения мероприятий по реализации Концепции будет:
- обеспечена
научная основа подготовки специалистов, научных и научно - педагогических
кадров на уровне мировых квалификационных требований;
- разработан
механизм формирования, обновления и реализации приоритетов научной
деятельности, приоритетных проблем развития системы образования и оказана
поддержка научным исследованиям как основы фундаментализации образования;
- реорганизована
система научных, научно - технических и инновационных программ, направленных на
решение проблем развития образования, реального сектора экономики, социально -
экономических и научно - технических проблем регионов, обеспечено участие в
программах отраслей и регионов;
- разработан
организационно - финансовый механизм поддержки научно - исследовательской
работы студентов, аспирантов и молодых ученых;
- создана сеть
федеральных исследовательских университетов;
- осуществлен комплекс
мероприятий по реформированию сети научных организаций и развитию инновационной
инфраструктуры системы образования;
- развита единая
телекоммуникационная сеть образования, науки и инновационной деятельности и
обеспечено широкое применение новых информационных технологий;
- закреплено
сотрудничество учебно - научно - инновационных комплексов системы образования с
отраслями и регионами, что будет способствовать созданию новых технологий,
решению крупных научно - технических проблем, развитию рынка научно -
технической продукции, расширению экспортных возможностей страны;
- обеспечено
широкое участие ученых системы образования в международных научных и
образовательных программах и активизирована внешнеэкономическая деятельность
вузов.
5.
Заключение
Концепция научной,
научно - технической и инновационной политики в системе образования Российской
Федерации на 2001 - 2005 годы определяет пути преобразования научного и
инновационного комплекса системы образования в действующий национальный ресурс
обновления и развития страны, наращивания ее духовного, интеллектуального и
экономического потенциала.
Концепция
ориентирует систему образования на использование внутренних резервов ее
образовательного, научного и инновационного потенциала, на структурную перестройку
и поиск новых, более эффективных форм деятельности, на повышение роли и места
учебно - научно - инновационных комплексов системы образования в едином
комплексе страны.
Приложение
N 2
к Приказу
Минобразования России
от 6 июня 2000 г. N
1705
ПЛАН
МЕРОПРИЯТИЙ
ПО РЕАЛИЗАЦИИ
КОНЦЕПЦИИ НАУЧНОЙ, НАУЧНО - ТЕХНИЧЕСКОЙ
И ИННОВАЦИОННОЙ
ПОЛИТИКИ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ НА 2001 - 2005 ГОДЫ
(ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ
ЭТАП)
┌───┬───────────────────┬───────────┬──────────┬──────┬──────────┐
│
N │Положения Концепции│Мероприятия│Наименова-│Срок │Ответ- │
│п/п│ │ │ние доку-
│испол-│ственные │
│ │ │ │мента │нения │исполните-│
│ │ │ │ │ │ли от Мин-│
│ │ │ │ │ │образова- │
│ │ │ │ │ │ния России│
├───┼───────────────────┼───────────┼──────────┼──────┼──────────┤
│
1.│Направления научных│Разработать│Решение │IV кв.│Управление│
│ │исследований и│принципы │Научно - │2000
│научно - │
│ │инновационной │формирова- │техничес-
│г. │инноваци- │
│ │деятельности должны│ния
прио- │кого сове-│ │онной дея-│
│ │согласовываться с│ритетов │та Миноб- │ │тельности,│
│ │приоритетами │научных │разования │ │Управление│
│ │федеральной и│исследова- │России о │
│развития │
│ │региональной │ний систе-
│приоритет-│ │и
планиро-│
│ │научной, научно -│мы образо- │ных на- │
│вания на- │
│ │технической и│вания, │правлениях│ │учных ис- │
│ │инновационной │разрабо- │научных │
│следова- │
│ │политики с учетом│тать и │исследова-│ │ний, │
│ │специфики системы│ввести в │ний систе-│ │Управление│
│ │образования │действие │мы образо-│ │информа- │
│ │ │механизмы │вания │ │ционных и │
│ │ │их
реализа-│ │ │образова- │
│ │ │ции │ │ │тельных │
│ │ │ │ │ │технологий│
│ │ │ │ │ │ │
│
2.│Необходимо
│Сформиро- │Представ-
│II кв.│Управление│
│ │обеспечить развитие│вать
проект│ление в │2000 │развития и│
│ │интеграционных
│Федеральной│Правитель-│г. │планирова-│
│ │процессов │целевой │ство Рос- │ │ния науч- │
│ │фундаментальной │программы │сийской │
│ных иссле-│
│ │науки и│"Интегра- │Федерации │ │дований, │
│ │образования, более│ция науки │ │ │межведом- │
│ │тесное │и высшего │ │ │ственная │
│ │взаимодействие │образования│ │ │рабочая │
│ │высших учебных│России на │ │ │группа │
│ │заведений с│2001 - 2005│ │ │ │
│ │научными │годы" │ │ │ │
│ │учреждениями РАН и│ │ │ │ │
│ │других │ │ │ │ │
│ │государственных │ │ │ │ │
│ │академий │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │ │
│
3.│Необходимо
│Скорректи- │План
│III
│Управление│
│ │обеспечить │ровать план│совета │кв.
│развития и│
│ │взаимодействие │работы Ко- │ │2000 │планирова-│
│ │образовательных и│ординацион-│ │г. │ния науч- │
│ │научно -│ного совета│ │ │ных иссле-│
│ │исследовательских │Минобразо- │ │ │дований, │
│ │учреждений системы│вания Рос- │ │
│Управление│
│ │образования с│сии и РАО │ │ │информа- │
│ │институтами РАО │по пробле- │ │ │ционных и │
│ │ │мам
научных│ │ │образова- │
│ │ │исследова-
│ │ │тельных │
│ │ │ний в об- │ │ │технологий│
│ │ │ласти
обра-│ │ │ │
│ │ │зования │ │ │ │
│ │ │ │ │ │ │
│
4.│Необходимо │1.
Подгото-│Проект │II
кв.│Управление│
│ │обеспечить │вить проект│постанов-
│2000 │послеву- │
│ │совершенствование │порядка │ления │г. │зовского и│
│ │послевузовского
│разработки,│Правитель-│ │дополни- │
│ │профессионального │утверждения│ства Рос-
│ │тельного │
│ │образования в│и введения │сийской │
│профессио-│
│ │соответствии с│в действие │Федерации
│ │нального │
│ │приоритетными │государ- │ │ │образова- │
│ │направлениями
науки│ственного │ │ │ния, │
│ │и техники │образования│ │ │Управление│
│ │ │стандарта │ │ │образова- │
│ │
│послевузов-│
│ │тельных │
│ │ │ского про-
│ │ │программ и│
│ │
│фессиональ-│
│ │стандартов│
│ │ │ного обра- │ │ │высшего и │
│ │ │зования
для│ │ │среднего │
│ │ │внесения в
│ │ │профессио-│
│ │ │Правитель-
│ │ │нального │
│ │ │ство Рос- │ │ │образова- │
│ │ │сийской
Фе-│ │ │ния │
│ │ │дерации │ │ │ │
│ │ │ │ │ │ │
│ │ │2. Разрабо-│Приказ │IV кв.│Управление│
│ │ │тать поря-
│ │2000 │послеву- │
│ │ │док аттес-
│ │г. │зовского и│
│ │ │тации и │ │ │дополни- │
│
│ │государ- │ │ │тельного │
│ │ │ственной │ │ │профессио-│
│ │ │аккредита-
│ │ │нального │
│ │ │ции в
сфере│ │ │образова- │
│ │
│послевузов-│
│ │ния, Уп- │
│ │ │ского про-
│ │ │равление │
│ │
│фессиональ-│
│ │лицензиро-│
│ │ │ного обра-
│ │
│вания, ак-│
│ │ │зования │ │ │кредитации│
│ │ │ │ │ │и аттеста-│
│ │ │ │ │ │ции │
│ │ │ │ │ │ │
│ │ │3.
Разрабо-│Приказ │III │Управление│
│ │ │тать
проект│ │кв. │послеву- │
│ │ │положения
о│ │2000 │зовского и│
│ │ │грантовой │ │г. │дополни- │
│ │ │системе │ │ │тельного │
│ │ │подготовки
│ │ │профессио-│
│ │ │научно - │ │ │нального │
│ │
│педагоги- │ │ │образова- │
│ │ │ческих и │ │ │ния, Уп- │
│ │ │научных │ │ │равление │
│ │ │кадров │ │ │развития и│
│ │ │ │ │ │планирова-│
│ │ │ │ │ │ния науч- │
│ │ │ │ │ │ных иссле-│
│ │ │ │ │ │дований │
│ │ │ │ │ │ │
│ │ │4.
Подгото-│Проект │I кв.
│Управление│
│ │ │вить
проект│федераль- │2000
│послеву- │
│ │ │Федерально-│ного
за- │г. │зовского и│
│ │ │го закона │кона │ │дополни- │
│ │ │"О
послеву-│ │ │тельного │
│ │ │зовском │ │ │профессио-│
│ │ │профессио-
│ │ │нального │
│ │ │нальном
об-│ │ │образова- │
│ │ │разовании"
│ │ │ния, │
│ │ │ │ │ │Управление│
│ │ │ │ │ │правового │
│ │ │ │ │ │обеспече- │
│ │ │ │ │ │ния │
│ │ │ │ │ │ │
│ │ │5. Внести │Приказ │IV кв.│Управление│
│ │
│предложения│
│2000 │послеву- │
│ │ │к вопросу
о│ │г. │зовского и│
│ │ │пересмотре
│ │ │дополни- │
│ │
│действующей│
│ │тельного │
│ │ │норматив- │ │ │профессио-│
│ │ │но -
право-│ │ │нального │
│ │ │вой базы │ │ │образова- │
│ │ │подготовки
│ │ │ния │
│ │ │научно - │ │ │ │
│ │ │педагоги- │ │ │ │
│ │ │ческих и │ │ │ │
│ │ │научных │ │ │ │
│ │ │кадров в │ │ │ │
│ │ │системе │ │ │ │
│ │ │послеву- │ │ │ │
│ │ │зовского │ │ │ │
│ │ │профессио-
│ │ │ │
│ │ │нального │ │ │ │
│ │
│образова- │ │ │
│
│ │ │ния в Рос-
│ │ │ │
│ │ │сийской │ │ │ │
│ │ │Федерации │ │ │ │
│ │ │ │ │ │ │
│ │ │6.
Подгото-│Проект │II
кв.│Управление│
│ │ │вить пред-
│законов │2000 │послеву- │
│ │ │ложения о │ │г. │зовского и│
│ │ │внесении │ │ │дополни- │
│ │ │изменений
в│ │ │тельного │
│ │ │законода- │ │ │профессио-│
│ │ │тельство │
│ │нального │
│ │ │Российской
│ │ │образова- │
│ │ │Федерации
в│ │ │ния, │
│ │ │сфере пос-
│ │ │Управление│
│ │ │левузов- │ │ │правового │
│ │ │ского про-
│ │ │обеспече- │
│ │
│фессиональ-│
│ │ния │
│ │ │ного обра-
│ │ │ │
│ │ │зования │ │ │ │
│ │ │(Закон │ │ │ │
│ │ │Российской
│ │ │ │
│ │ │Федерации │ │ │ │
│ │ │в редакции
│ │ │ │
│ │ │Федераль- │ │ │ │
│ │ │ного зако-
│ │ │ │
│ │ │на от │ │ │ │
│ │ │13.01.1996
│ │ │ │
│ │ │N 12-ФЗ │ │ │ │
│ │ │"Об
образо-│ │ │ │
│ │ │вании" и │ │ │ │
│ │
│Федеральный│
│ │ │
│ │ │закон "О │ │ │ │
│ │ │высшем и │ │ │ │
│ │ │послевузов-│ │ │ │
│ │ │ском про- │ │ │ │
│ │
│фессиональ-│
│ │ │
│ │ │ном
образо-│ │ │ │
│ │ │вании" от │ │ │ │
│ │ │22.08.1996
│ │ │ │
│ │ │N 125-ФЗ и
│ │ │ │
│ │ │др.) │ │ │ │
│ │ │ │ │ │ │
│
5.│Интеграция
│Разработать│Проект ти-│IV кв.│Управление│
│ │образования, науки│положение │пового по-│2000 │научно - │
│ │и
производства,│об учебно -│ложения об│г. │инноваци- │
│ │расширение сферы│научно - │учебно - │
│онной дея-│
│ │деятельности │инновацион-│научно - │
│тельности,│
│ │современных вузов│ном комп- │инновацио-│ │Управление│
│ │требуют │лексе вуза │нном │ │правового │
│ │институциональных │ │комплексе │ │обеспече- │
│ │преобразований и│ │вуза │ │ния │
│ │дальнейшего │ │ │ │ │
│ │развития на их│ │ │
│ │
│ │основе учебно -│ │ │ │ │
│ │научно -│ │ │ │ │
│ │инновационных │ │ │ │ │
│ │комплексов │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │ │
│
6.│Создать
│Создать в │Положение
│III │Управление│
│ │распределенную базу│рамках
меж-│о центрах │кв.
│информаци-│
│ │данных, включая│ведомствен-│занятости;│2000 │онных и │
│ │мультимедийные и│ной прог- │проект │г.
│образова- │
│ │дистанционные │раммы (Мин-│концепции
│ │тельных │
│ │технологии │труд России│межведом-
│ │техноло- │
│ │обучения, │и Минобра-
│ственной │ │гий, Уп- │
│ │обеспечивающую │зование │программы │ │равление │
│ │открытый доступ к│России) на │по вопро-
│ │послеву- │
│ │образовательным │базе регио-│сам
содей-│ │зовского
и│
│ │информационным │нальных │ствия │ │дополни- │
│ │ресурсам на базе│центров ин-│трудоуст-
│ │тельного │
│ │региональных │форматиза- │ройству и
│ │професси- │
│ │центров │ции и цент-│адаптации
│ │онального │
│ │информатизации и│ров новых │к рынку │
│образова- │
│ │центров новых│информаци- │труда вы-
│ │ния │
│ │информационных │онных тех- │пускников
│ │ │
│ │технологий │нологий │учреждений│ │ │
│ │ │распреде- │профессио-│ │ │
│ │ │ленной
базы│нального │ │ │
│ │ │данных по │образова- │ │ │
│ │ │вопросам │ния │ │ │
│ │ │занятости │ │ │ │
│ │
│выпускников│
│ │ │
│ │ │ │ │ │ │
│7.
│Выделяемые
│Организо-
│Приказ │IV
кв.│Управление│
│ │государством │вать
работу│Минобразо-│2000
│развития и│
│ │средства │по переходу│вания
Рос-│г. │планирова-│
│ │планируются и│к формиро- │сии │ │ния науч- │
│ │распределяются │ванию тема-│ │ │ных иссле-│
│ │следующим образом:
│тических │ │ │дований │
│ │- на целевое│планов НИР │ │ │ │
│ │бюджетное │вузов по │ │ │
│
│ │финансирование │заданиям │ │ │ │
│ │тематических
планов│министерст-│
│ │ │
│ │научно -│ва с ориен-│ │ │ │
│ │исследовательских │тацией на │ │
│ │
│ │работ вузов и│фундамен- │ │ │ │
│ │научных │тальные и │ │ │ │
│ │организаций, │поисковые │ │ │ │
│ │проводимых по│научные │ │ │ │
│ │заданиям │исследова- │ │ │ │
│ │министерства; │ния │ │ │ │
│ │- на конкурсной│Обеспечить
│Приказ │III │Управление│
│ │основе в форме│переход на
│Минобразо-│кв.
│развития и│
│ │грантов, │новую сис- │вания
Рос-│2000 │планирова-│
│ │предназначенных для│тему орга-
│сии │г. │ния науч- │
│ │финансирования │низации │ │ │ных иссле-│
│ │наиболее │конкурсов │ │ │дований, │
│ │перспективных и│грантов │ │ │департа- │
│ │важных инициативных│ │ │ │менты, уп-│
│ │проектов, которые│ │ │ │равления │
│ │предлагаются │ │ │ │ │
│ │научными │ │ │ │ │
│ │коллективами и│ │ │ │ │
│ │отдельными учеными │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │ │
│
8.│Прикладные
│Скорректи- │Приказ
│III
│Управление│
│ │исследования и│ровать пе-
│Минобразо-│кв.
│научно - │
│ │разработки, │речень на- │вания
Рос-│2000 │инноваци- │
│ │инновационная │учных и │сии │г. │онной дея-│
│ │деятельность в│научно - │ │ │тельности,│
│ │системе
образования│техничес- │ │ │Управление│
│ │должны развиваться│ких прог- │ │ │развития и│
│ │и поддерживаться в│рамм на │ │ │планирова-│
│ │соответствии с│2001 г. │ │ │ния науч- │
│ │федеральными, │ │ │ │ных иссле-│
│ │региональными и│ │ │ │дований, │
│ │отраслевыми │ │ │ │Управление│
│ │приоритетами науки│ │ │ │информаци-│
│ │и техники │ │ │ │онных и │
│ │ │ │ │ │образова- │
│ │ │ │ │ │тельных │
│ │ │ │ │ │технологий│
│ │ │ │ │ │ │
│
9.│Заказчиками
должны│Заключить
│Договоры о│III
│Управление│
│ │выступать, как│не менее 3 │сотрудни-
│кв. │научно - │
│ │правило, конкретные│договоров
с│честве и │2000 │инноваци- │
│ │отрасли,
│министерст-│проекты
│г. │онной
дея-│
│ │предприятия │вами и ве- │программ │
│тельности,│
│ │ │домствами
и│ │ │Управление│
│ │ │сформиро- │ │ │развития и│
│ │ │вать сов- │ │ │планирова-│
│ │ │местные │ │ │ния науч- │
│ │ │научно - │ │ │ных иссле-│
│ │
│технические│
│ │дований, │
│ │ │программы │ │ │Управление│
│ │ │ │ │ │информаци-│
│ │ │ │ │ │онных и │
│ │ │ │ │ │образова- │
│ │
│ │ │ │тельных │
│ │ │ │ │ │технологий│
│ │ │ │ │ │ │
│10.│Министерства также│Сформиро- │Отраслевой│III │Управление│
│ │формируют │вать зада- │заказ
на │кв. │развития и│
│ │отраслевые │ния на
про-│проведение│2000
│планирова-│
│ │(прикладные) │ведение │НИР (тех- │г. │ния науч- │
│ │программы и│прикладных
│нические │ │ных иссле-│
│ │выступают их│НИР в ин- │задания) │
│дований, │
│ │заказчиками, │тересах │ │ │Управление│
│ │руководствуясь при│сферы об- │ │ │информаци-│
│ │этом актуальными│разования │
│ │онных и │
│ │потребностями │ │ │ │образова- │
│ │системы образования│ │ │ │тельных │
│ │ │ │ │ │техноло- │
│ │ │ │ │ │гий, │
│ │ │ │ │ │Управление│
│ │ │ │ │ │научно - │
│ │ │ │ │ │инноваци- │
│ │ │ │ │ │онной дея-│
│ │ │ │ │ │тельности,│
│ │ │ │ │ │департа- │
│ │ │ │ │ │менты, │
│ │
│ │ │ │управле- │
│ │ │ │ │ │ния, отде-│
│ │ │ │ │ │лы │
│ │ │ │ │ │ │
│11.│В
случае, когда│Организо- │Приказ │III
│Управление│
│ │министерством │вать кон- │Минобразо-│кв. │развития и│
│ │определяются │курс испол-│вания
Рос-│2000 │планирова-│
│ │конкретные │нителей │сии │г. │ния науч- │
│ │требования и│(тендер) по│ │ │ных иссле-│
│ │показатели
научного│программе │ │ │дований, │
│ │и
финансово
-│"Научное,
│ │ │Управление│
│ │экономического │научно - │ │ │информаци-│
│ │характера к│методичес- │ │ │онных и │
│ │разрабатываемой │кое, мате- │ │ │образова- │
│ │научной или научно│риально - │ │ │тельных │
│ │- технической│техничес- │ │ │техноло- │
│ │продукции, должен│кое и ин- │ │ │гий, │
│ │объявляться конкурс│формацион-
│ │ │Управление│
│ │исполнителей │ное обеспе-│ │ │научно - │
│ │(тендер) на право│чение сис- │ │ │инноваци- │
│ │выполнения работ │темы обра- │ │ │онной дея-│
│ │ │зования" │ │ │тельности,│
│ │ │ │ │ │департа- │
│
│ │ │ │ │менты, уп-│
│ │ │ │ │ │равления, │
│ │ │ │ │ │отделы │
│ │ │ │ │ │
│
│12.│Информационные
│Осуществить│Глобальный│IV кв.│Управление│
│ │ресурсы должны│комплекс │распреде- │2000 │информаци-│
│ │реализовать │мер по фор-│ленный │г.
│онных и │
│ │комплексную │мированию и│банк дан-
│ │образова- │
│ │информационно -│актуализа- │ных
инфор-│ │тельных │
│ │методическую │ции инфор- │мационных
│ │технологий│
│ │поддержку │мационных │ресурсов с│ │ │
│ │образовательного │ресурсов в │открытым │
│ │
│ │процесса, научных│сфере
обра-│доступом │ │ │
│ │исследований, │зования, │ │ │ │
│ │инновационной │обеспечению│ │ │ │
│ │деятельности в│открытого │ │ │ │
│ │рамках центров│доступа к │ │ │ │
│ │коллективного │ним, осу- │ │ │ │
│ │пользования │ществлению │ │ │ │
│ │образовательными, │постоянного│ │ │ │
│ │научными, │мониторинга│ │ │ │
│ │инновационными │качества │ │ │ │
│ │ресурсами, │поставляе- │ │ │ │
│ │открытого доступа к│мой инфор-
│ │ │ │
│ │ним, постоянного│мации и │ │ │ │
│ │мониторинга │необходимых│ │ │ │
│ │качества │мероприятий│ │ │ │
│ │поставляемой │по защите │ │ │ │
│ │информации, │информаци- │ │ │ │
│ │необходимых │онных ре- │ │ │ │
│ │мероприятий по│сурсов │
│ │ │
│ │защите │ │ │ │ │
│ │информационных │ │ │ │ │
│ │ресурсов │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │ │
│13.│Необходимо │Провести │Рекоменда-│IV
кв.│Департа- │
│ │обеспечить │анализ эф- │ции по
ор-│2000 │мент госу-│
│ │улучшение │фективности│ганизации
│г. │дарствен- │
│ │планирования и│работы ас- │работы
ас-│ │ной аттес-│
│ │формирования │пирантуры и│пирантуры
│ │тации на- │
│ │контингента │докторанту-│и докто- │
│учных и │
│ │аспирантов и│ры с целью │рантуры │
│научно - │
│ │докторантов │оптимизации│ │ │педагоги- │
│ │ │подготовки
│ │ │ческих ра-│
│ │ │кадров
выс-│ │ │ботников, │
│ │ │шей квали-
│ │ │Управление│
│ │ │фикации │ │ │послеву- │
│ │ │ │ │ │зовского и│
│ │ │ │ │ │дополни- │
│ │ │ │ │ │тельного │
│ │ │ │ │ │профессио-│
│ │ │ │ │ │нального │
│ │ │ │ │ │образова- │
│ │ │ │ │ │ния, │
│ │ │ │ │ │Управление│
│ │ │ │ │ │развития и│
│ │ │ │ │ │планирова-│
│ │ │ │ │ │ния науч- │
│ │ │ │ │ │ных иссле-│
│ │ │ │ │ │дований │
│ │ │ │ │ │ │
│14.│Необходимо │1.
Осущест-│Методичес-│IV кв.│Управление│
│ │обеспечить │вить комп- │кие реко-
│2000 │научно - │
│ │повышение │лекс меро-
│мендации │г. │инноваци- │
│ │эффективности │приятий по │по
обеспе-│ │онной
дея-│
│ │деятельности │разработке │чению ка-
│ │тельности,│
│ │технопарков, │системы │чества │
│Управление│
│ │инкубаторов │обеспечения│научно - │
│развития и│
│ │технологий, │и средств │техничес- │ │планирова-│
│ │инновационно -│контроля │ких, про- │ │ния науч- │
│ │технологических │качества │изводст- │
│ных иссле-│
│ │центров, │научно - │венных и │
│дований │
│ │инновационно -│техничес- │образова- │ │ │
│ │промышленных │ких, произ-│тельных │
│ │
│ │комплексов, │водственных│услуг
сис-│ │ │
│ │созданных при│и образова-│темы
обра-│ │ │
│ │участии вузов,│тельных
ус-│зования │ │ │
│ │центров │луг системы│ │ │ │
│ │лицензирования и│образования│ │ │ │
│ │сертификации, │ │ │ │ │
│ │лизинга, маркетинга│2.
Провести│Перечень │II
кв.│Управление│
│ │и т.д. │государст- │универси-
│2001 │научно - │
│ │ │венно -
об-│тетских │г. │инноваци- │
│ │ │щественную
│технопар- │
│онной дея-│
│ │ │аккредита-
│ков │ │тельности │
│ │ │цию
универ-│ │ │(совместно│
│ │ │ситетских │ │ │с ассоциа-│
│ │
│технопарков│
│ │цией "Тех-│
│ │ │ │ │ │нопарк") │
│ │ │ │ │ │ │
│15.│Необходимы │Подготовить│Проекты │IV кв.│Управление│
│ │нормативные │предложения│постанов-
│2001 │научно - │
│ │правовые документы,│по
реструк-│лений и │г. │инноваци- │
│ │которые определяют│туризации
и│распоряже-│
│онной дея-│
│ │порядок и механизм│государст- │ний
Прави-│ │тельности
│
│ │реструктуризации │венной ак- │тельства │
│ │
│ │сети научных│кредитации
│Российской│
│ │
│ │организаций │научных
ор-│Федерации,│
│ │
│ │ │ганизаций │свидетель-│ │ │
│ │ │Минобразо-
│ства о го-│
│ │
│ │ │вания Рос-
│сударст- │ │ │
│ │ │сии │венной ак-│ │ │
│ │ │ │кредитации│ │ │
│ │ │ │научных │
│ │
│ │ │ │организа- │ │ │
│ │ │ │ций │ │ │
│ │ │ │ │ │ │
│16.│Необходимо │Разработать│Проект │III
│Управление│
│ │разработать порядок│проект ти-
│типового │кв. │послеву- │
│ │создания учебно -│пового по- │положения
│2000 │зовского и│
│ │научно -│ложения о │ │г. │дополни- │
│ │инновационных │консорциуме│ │ │тельного │
│ │комплексов на базе│образова- │ │ │профессио-│
│ │государственных │тельных уч-│ │ │нального │
│ │вузов, научных│реждений, │
│ │образова- │
│ │организаций │участвую- │ │ │ния │
│ │академий наук,│щих в реа- │ │ │ │
│ │имеющих │лизаци го- │ │ │ │
│ │государственный │сударст- │ │ │ │
│ │статус, а также│венных пла-│ │ │ │
│ │научных организаций│нов подго-
│ │ │ │
│ │министерств и иных│товки уп- │ │ │ │
│ │федеральных органов│равленчес-
│ │ │ │
│ │исполнительной │ких кадров │ │ │ │
│ │власти │для органи-│ │ │ │
│ │ │зации на- │ │ │ │
│ │
│родного │ │ │ │
│ │ │хозяйства │ │ │ │
│ │ │Российской
│ │ │ │
│ │ │Федерации │ │ │ │
│ │ │ │ │ │ │
│17.│Необходимо │Подготовить│Поправки
к│По │Управление│
│ │разработать меры│поправки к │проекту │плану │научно - │
│ │поддержки субъектов│проекту
Фе-│Федераль- │Совета│инноваци- │
│ │инновационной │дерального │ного
зако-│Феде- │онной дея-│
│ │деятельности │закона "Об │на │рации │тельности │
│ │системы
образования│инновацион-│
│ │ │
│ │ │ной дея- │
│ │ │
│ │ │тельности
и│ │ │ │
│ │ │о государ-
│ │ │ │
│ │ │ственной │ │ │ │
│ │ │инновацион-│ │ │ │
│ │ │ной
полити-│ │ │ │
│ │ │ке",
приня-│ │ │ │
│ │ │тому Госу-
│ │ │ │
│ │ │дарственной│ │ │ │
│ │ │Думой и
пе-│ │ │ │
│ │ │реданному │ │ │ │
│ │ │Президенту
│ │ │ │
│ │ │Российской
│ │ │ │
│ │ │Федерации │ │ │ │
│ │ │ │ │ │ │
│18.│Необходимо │Провести │Приказ │II кв.│Управление│
│ │привлечение в│анализ
хоз-│Минобразо-│2001
│развития и│
│ │систему образования│договорной
│вания Рос-│г.
│планирова-│
│ │дополнительных │деятельнос-│сии │ │ния науч- │
│ │внебюджетных │ти вузов и │ │
│ных иссле-│
│ │финансовых средств │научных
ор-│ │ │дований │
│ │ │ганизаций
и│ │ │ │
│ │
│разработать│
│ │ │
│ │ │критерии │ │ │ │
│ │ │учета
объе-│ │ │ │
│ │ │ма внебюд-
│ │ │ │
│ │ │жетных │ │ │ │
│ │ │средств при│ │ │ │
│ │ │выделении │ │ │ │
│ │ │объема
гос-│ │ │ │
│ │ │бюджетных │ │ │ │
│ │
│средств по
│ │ │ │
│ │ │единому
за-│ │ │ │
│ │ │казу -
под-│ │ │ │
│ │ │ряду │ │ │ │
│ │ │ │ │ │ │
│19.│Важным является│1. Подгото-│Направле-
│IV кв.│Управление│
│ │формирование научно│вить и
про-│ния и по- │2000
│развития и│
│ │- технических│вести
сове-│рядок фор-│г. │планирова-│
│ │программ, которые│щание с за-│мирования
│ │ния науч- │
│ │должны
быть│местителями│региональ-│ │ных иссле-│
│ │ориентированы на│глав адми- │ных науч-
│ │дований, │
│ │решение проблем│нистраций │но - тех- │ │Управление│
│ │территорий и│субъектов │нических │
│региональ-│
│ │финансироваться │Федерации │программ │
│ной обра- │
│ │совместно с│ │ │ │зователь- │
│ │органами власти│ │ │ │ной поли- │
│ │субъектов Федерации│ │ │ │тики │
│ │ │ │ │ │ │
│ │ │2.
Провести│Проекты │IV
кв.│Управление│
│ │ │пересмотр │писем гла-│2000 │развития и│
│ │ │региональ- │вам
адми- │г.
│планирова-│
│ │ │ных научно
│нистраций │ │ния
науч- │
│ │ │-
техничес-│субъектов │
│ных иссле-│
│ │ │ких прог- │Федерации;│ │дований, │
│ │ │рамм │приказ │
│Управление│
│ │ │ │Минобразо-│ │региональ-│
│ │ │ │вания Рос-│ │ной обра- │
│ │ │ │сии │ │зователь- │
│ │ │ │ │ │ной поли- │
│ │ │ │ │ │тики │
│ │ │ │ │ │ │
│20.│Необходимо │1. Осущест-│Проект │II кв.│Управление│
│ │обеспечить развитие│вить
научно│Закона │2000 │послеву- │
│ │системы подготовки│- методи- │ │г. │зовского и│
│ │менеджеров для│ческое │ │ │дополни- │
│ │инновационной │сопровожде-│ │ │тельного │
│ │деятельности в│ние прохож-│ │ │профессио-│
│ │научно -│дения в Го-│ │ │нального │
│ │технической сфере│сударствен-│ │ │образова- │
│ │на базе высших│ной Думе │ │ │ния │
│ │учебных заведений,│проекта Фе-│ │ │ │
│ │учреждений │дерального │ │ │ │
│ │дополнительного │закона "О │ │ │ │
│ │профессионального │дополни- │ │ │ │
│ │образования │тельном об-│ │ │ │
│ │ │разовании"
│ │ │ │
│ │ │ │ │ │ │
│ │ │2.
Подгото-│Проект │III │Управление│
│ │ │вить и │Постанов- │кв. │послеву- │
│ │
│представить│ления
│2000 │зовского
и│
│ │ │в Прави- │Правитель-│г. │дополни- │
│ │ │тельство │ства Рос- │ │тельного │
│ │ │Российской
│сийской │ │профессио-│
│ │ │Федерации │Федерации │ │нального │
│ │ │проект
Пос-│ │ │образова- │
│ │ │тановления
│ │ │ния │
│ │ │"О мерах
по│ │ │ │
│ │ │государст-
│ │ │ │
│ │ │венной
под-│ │ │ │
│ │ │держке и │ │ │ │
│ │ │развитию в
│ │ │ │
│ │ │Российской │ │ │ │
│ │ │Федерации │ │ │ │
│ │ │системы │ │ │ │
│ │ │повышения │ │ │ │
│ │
│квалифика-
│ │ │ │
│ │ │ции и
пере-│ │ │ │
│ │ │подготовки
│ │ │ │
│ │ │руководи- │ │ │ │
│ │ │телей и │ │ │ │
│ │ │специалис-
│ │ │ │
│ │ │тов" │ │ │ │
│ │ │ │ │ │ │
│ │ │3.
Разрабо-│Проект │II
кв.│Управление│
│ │ │тать и
под-│концепции │2000
│послеву- │
│ │ │готовить к
│ │г. │зовского и│
│ │ │утверждению│ │ │дополни- │
│ │ │проект
кон-│ │ │тельного │
│ │ │цепции
фор-│ │ │профессио-│
│ │ │мирования
и│ │ │нального │
│ │ │развития в
│ │ │образова- │
│ │ │Российской
│ │ │ния, │
│ │ │Федерации │ │ │Управление│
│ │ │системы
до-│ │ │образова- │
│ │ │полнитель- │ │ │тельных │
│ │ │ного про- │ │ │программ и│
│ │
│фессиональ-│
│ │стандартов│
│ │ │ного обра-
│ │ │высшего и │
│
│ │зования │ │ │среднего │
│ │ │ │ │ │профессио-│
│ │ │ │ │ │нального │
│ │ │ │ │ │образова- │
│ │ │ │ │ │ния │
│ │ │ │ │ │ │
│ │ │4.
Подгото-│Проект │II
кв.│Управление│
│ │ │вить
проект│Постанов- │2000
│послеву- │
│ │
│Постановле-│ления
│г. │зовского и│
│ │ │ния Прави-
│Правитель-│
│дополни- │
│ │ │тельства │ства Рос- │ │тельного │
│ │ │Российской
│сийской │ │профессио-│
│ │ │Федерации │Федерации │ │нального │
│ │ │"О
внесении│ │ │образова- │
│ │ │изменений
и│ │ │ния │
│ │ │дополнений │ │ │ │
│ │ │в Типовое │ │ │ │
│ │ │положение │ │ │ │
│ │ │об образо-
│ │ │ │
│ │
│вательном │ │ │
│
│ │ │учреждении
│ │ │ │
│ │ │дополни- │ │ │ │
│ │ │тельного │ │ │ │
│ │ │профессио-
│ │ │ │
│ │ │нального │ │ │ │
│ │
│образования│
│ │ │
│ │ │(повышения
│ │ │ │
│ │ │квалифика-
│ │ │ │
│ │ │ции)
специ-│ │ │ │
│ │ │алистов" │ │ │ │
│ │ │ │ │ │ │
│ │ │5.
Подгото-│Приказ │II
кв.│Управление│
│ │ │вить
проект│ │2000 │послеву- │
│ │ │типового │ │г. │зовского и│
│ │ │положения
о│ │ │дополни- │
│ │ │филиале │ │ │тельного │
│ │ │образова- │ │ │профессио-│
│ │ │тельного │ │ │нального │
│ │ │учреждения │ │ │образова- │
│ │ │дополни- │ │ │ния │
│ │ │тельного │ │ │ │
│ │ │профессио-
│ │ │ │
│ │ │нального │ │ │ │
│ │
│образования│
│ │ │
│ │ │ │ │ │ │
│21.│Оценка │Разработать│Методика
и│IV кв.│Управление│
│ │эффективности │методы и │индикаторы│2000 │научно - │
│ │научной, научно -│индикаторы │оценки
эф-│г. │инноваци- │
│ │технической и│оценки эф-
│фективнос-│
│онной дея-│
│ │инновационной │фективности│ти научной│ │тельности,│
│ │деятельности в│научной и │и научно -│ │Управление│
│ │системе образования│научно
- │техничес- │ │развития и│
│ │ │технической│кой
дея- │ │планирова-│
│ │ │деятельнос-│тельности
│ │ния науч- │
│ │ │ти подве- │ │ │ных иссле-│
│ │
│домственных│
│ │дований, │
│ │ │Минобразо-
│ │ │Управление│
│ │ │ванию Рос- │ │ │информаци-│
│ │ │сии
органи-│ │ │онных и │
│ │ │заций
(выс-│ │ │образова- │
│ │ │ших
учебных│ │ │тельных │
│ │
│заведений,
│ │ │техноло- │
│ │ │научных
ор-│ │ │гий, │
│ │ │ганизаций │ │ │Управление│
│ │ │отрасли) и
│ │ │прогнози- │
│ │
│взаимосвязи│
│ │рования и │
│ │ │научной и │ │ │развития │
│ │ │научно - │ │ │системы │
│ │
│технической│
│ │образова-
│
│ │
│деятельнос-│
│ │ния │
│ │ │ти с обра-
│ │ │ │
│ │ │зователь- │ │ │ │
│ │ │ным
процес-│ │ │ │
│ │ │сом │ │ │ │
│ │ │ │ │ │ │
│22.│Необходимы
│Разработать│Рекоменда-│IV кв.│Управление│
│ │изменения в системе│рекоменда-
│ции по ор-│2000
│развития и│
│ │организации, │ции по ор- │ганизации
│г. │планирова-│
│ │руководстве и│ганизации │НИРС │ │ния науч- │
│ │развитии научной│НИРС в ву- │ │ │ных иссле-│
│ │деятельности │зах │ │ │дований │
│ │учащейся молодежи, │ │ │ │ │
│ │студентов и молодых│ │ │ │ │
│ │ученых │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │ │
│23.│Необходимо │Подготовить│Инструк- │IV кв.│Управление│
│ │обеспечить │базу данных│тивное │2000
│научно - │
│ │эффективное │международ-│письмо │г.
│инноваци- │
│ │международное │ных органи-│ │ │онной │
│ │сотрудничество в│заций, под-│ │ │деятель- │
│ │научной, │держивающих│ │ │ности, │
│ │образовательной и│науку и об-│ │ │Управление│
│ │инновационной │разование, │ │ │междуна- │
│ │сферах, широкое│и разрабо- │ │ │родного │
│ │участие ученых│тать поря- │ │ │сотрудни- │
│ │системы образования│док работы
│ │ │чества, │
│ │в
международных│с ней
│ │ │Управление│
│ │научных и│ │ │ │образова- │
│ │образовательных │ │ │ │тельных │
│ │программах │ │ │ │программ и│
│ │ │ │ │ │стандартов│
│ │ │ │ │ │высшего и │
│ │ │ │ │ │среднего │
│ │ │ │ │ │профессио-│
│ │ │ │ │ │нального │
│ │ │ │ │ │образова- │
│ │ │ │ │ │ния │
│ │ │ │ │ │ │
│24.│Для реализации│1.
Осущест-│Проекты │По │Управление│
│ │научной, научно -│влять взаи-│законода-
│плану │развития и│
│ │технической и│модействие │тельных и
│работы│планирова-│
│ │инновационной │с органами │норматив-
│коми- │ния науч- │
│ │политики
необходимо│законода- │ных
право-│тетов │ных иссле-│
│ │разработать │тельной и │вых актов
│Совета│дований, │
│ │нормативно -│исполни- │
│Феде-
│Управление│
│ │правовые документы
│тельной │ │рации │научно - │
│ │ │власти по │ │и Го- │инноваци- │
│ │ │подготовке
│ │су- │онной дея-│
│ │ │к обсужде-
│
│дарст-│тельности,│
│ │ │нию
законо-│
│венной│Управление│
│ │ │проектов, │ │Думы │информаци-│
│ │ │включая │ │ │онных и │
│ │ │подготовку │ │ │образова- │
│ │ │проектов │ │ │тельных │
│ │
│заключений,│
│ │техноло- │
│ │ │замечаний │ │ │гий, │
│ │
│и
предло- │ │ │Управление│
│ │ │жений Мин-
│ │ │послеву- │
│ │ │образова- │ │ │зовского и│
│ │ │ния России
│ │ │дополни- │
│ │ │по
проектам│ │ │тельного │
│ │ │законода- │ │ │профессио-│
│ │ │тельных и │ │ │нального │
│ │
│нормативных│
│ │образова- │
│ │ │правовых │ │ │ния │
│ │ │актов; │ │ │ │
│ │ │участие в │ │ │ │
│ │ │разработке
│ │ │ │
│ │ │и
разработ-│ │ │ │
│ │ │ка
проектов│ │ │ │
│ │ │законода- │ │ │ │
│ │ │тельных и │ │ │ │
│ │
│нормативных│
│ │ │
│ │ │правовых │ │ │ │
│ │ │актов по │ │ │ │
│ │ │поручениям │ │ │ │
│ │
│федеральных│
│ │ │
│ │ │органов
за-│ │ │ │
│ │
│конодатель-│
│ │ │
│ │ │ной и ис- │ │ │ │
│ │ │полнитель-
│ │ │ │
│ │ │ной власти
│ │ │ │
│ │ │ │ │ │
│
│ │ │2.
Провести│Проекты │IV
кв.│Управление│
│ │ │анализ
тен-│кодифика- │2000
│научно - │
│ │ │денций
раз-│ционных │г. │инноваци- │
│ │ │вития сов-
│предложе- │
│онной │
│ │ │ременного │ний │ │деятель- │
│ │
│российского│
│ │ности, │
│ │ │законода- │ │ │Управление│
│ │ │тельства и
│ │ │правового │
│ │
│подготовить│
│ │обеспече- │
│ │
│предложения│
│ │ния │
│ │ │по совер- │ │ │ │
│ │ │шенствова- │ │ │ │
│ │ │нию дейст-
│ │ │ │
│ │ │вующих за-
│ │ │ │
│ │
│конодатель-│
│ │ │
│ │
│ных и нор-
│ │ │ │
│ │ │мативных │ │ │ │
│ │ │правовых │ │ │ │
│ │ │актов в │ │ │ │
│ │ │области
ор-│ │ │ │
│ │ │ганизации │ │ │ │
│ │ │научной
де-│ │ │ │
│ │ │ятельности
│ │ │ │
│ │ │ │ │ │ │
│ │ │3.
Разрабо-│Перечень │IV
кв.│Управление│
│ │ │тать пере-
│норматив- │2000
│информаци-│
│ │ │чень необ- │ных
доку- │г. │онных и │
│ │ │ходимых │ментов │
│образова- │
│ │
│нормативных│
│ │тельных │
│ │ │документов
│ │ │технологий│
│ │ │по органи-
│ │ │ │
│ │ │зационно -
│ │ │ │
│ │ │методичес-
│ │ │ │
│ │ │кому обес-
│ │ │ │
│ │ │печению │ │ │ │
│ │ │информаци-
│ │ │ │
│ │ │онной бе- │ │ │ │
│ │ │зопасности
│ │ │ │
│ │ │научно - │ │ │ │
│ │ │образова- │ │ │ │
│ │ │тельных и │ │ │ │
│ │ │интеллек- │ │ │ │
│ │ │туальных │ │ │ │
│ │ │ресурсов │ │ │ │
│ │ │ │ │ │ │
│ │ │4.
Подгото-│Перечень │III │Управление│
│ │ │вить пере-
│основных │кв. │развития и│
│ │ │чень необ-
│норматив- │2000
│планирова-│
│ │ │ходимых │ных доку- │г. │ния науч- │
│ │ │нормативных│ментов │
│ных иссле-│
│ │ │правовых │ │ │дований, │
│ │ │документов
│ │ │Управление│
│ │ │со сроками
│ │ │научно - │
│ │ │их разра- │ │ │инноваци- │
│ │ │ботки │ │ │онной дея-│
│ │ │ │ │ │тельности,│
│ │ │ │ │ │Управление│
│ │
│ │ │ │информаци-│
│ │ │ │ │ │онных и │
│ │ │ │ │ │образова- │
│ │ │ │ │ │тельных │
│ │ │ │ │ │технологий│
└───┴───────────────────┴───────────┴──────────┴──────┴──────────┘