Оставьте ссылку на эту страницу в соцсетях:

Поиск по базе документов:

 

Утверждаю

Заместитель

Министра образования

Российской Федерации

В.Д.ШАДРИКОВ

2 июня 2000 года

 

Согласовано

Заместитель Министра

Российской Федерации

по физической культуре,

спорту и туризму

12 мая 2000 года

 

Номер государственной

регистрации

422 физ/сп

 

Вводится

с момента утверждения

 

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 022300 - ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ

 

КВАЛИФИКАЦИЯ - СПЕЦИАЛИСТ

ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ

 

1. Общая характеристика специальности 022300 -

Физическая культура и спорт

 

1.1. Специальность утверждена Приказом Министерства образования Российской Федерации от 02.03.2000 N 686.

1.2. Квалификация выпускника - специалист по физической культуре и спорту.

Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки специалиста по специальности 022300 Физическая культура и спорт при очной форме обучения - 5 лет.

1.3. Квалификационная характеристика выпускника.

1.3.1. Область и объекты профессиональной деятельности.

Областью профессиональной деятельности специалиста по физической культуре и спорту являются физическая культура, спорт, включая детско-юношеский спорт, массовый спорт, спорт высших достижений, профессиональный спорт, спортивно-оздоровительный туризм, двигательная рекреация и реабилитация, деятельность по оздоровлению населения средствами физической культуры и спорта.

Профессиональная деятельность специалиста по физической культуре и спорту направлена на изучение и совершенствование (вплоть до максимально возможного для данного индивида) физических, психических и функциональных возможностей человека, на разработку и утверждение принципов активного и здорового образа жизни, их практическую реализацию средствами физической культуры и спорта, на формирование личности, ее приобщение к общечеловеческим ценностям, ценностям физической культуры и спорта.

1.3.2. Виды профессиональной деятельности.

Специалист по физической культуре и спорту подготовлен:

- к педагогической и тренерской деятельности во всех типах образовательных учреждений, в организациях, на предприятиях различной формы собственности, в сборных командах по видам спорта, включая сборные команды Российской Федерации;

- к управленческой деятельности в сфере физической культуры и спорта на местном, региональном и федеральном уровнях;

- к выполнению рекреационных и реабилитационных задач средствами физической культуры и спорта в физкультурно-спортивных, спортивно-зрелищных, туристских, лечебных, реабилитационных и профилактических учреждениях любой формы собственности.

1.3.3. Задачи профессиональной деятельности выпускника.

Специалист по физической культуре и спорту подготовлен к решению следующих задач:

1. Педагогическая, тренерская деятельность:

- оценивать физическое и функциональное состояние индивида, его пригодность к занятиям тем или иным видом физкультурно-спортивной деятельности;

- определять цели и задачи учебного и тренировочного процессов;

- подбирать адекватные поставленным задачам средства и методы тренировки;

- определять величину нагрузок, адекватную возможностям индивида;

- оценивать эффективность используемых средств и методов в учебном и тренировочном процессе;

- с помощью систем тестов осуществлять текущий и этапный контроль за состоянием общей и специальной работоспособности занимающихся и вносить коррективы в тренировочный процесс;

- обучать двигательным действиям;

- контролировать эффективность техники физкультурно-спортивных движений, разрабатывать и использовать приемы ее совершенствования;

- использовать компьютерную технику, компьютерные программы для планирования учебного и тренировочного процессов, учета выполняемых тренировочных нагрузок, контроля за состоянием занимающихся, корректировки тренировочного процесса, решения других практических задач;

- способствовать формированию личности обучающихся в процессе занятий физической культурой и спортом, ее приобщению к общечеловеческим ценностям, к здоровому образу жизни.

2. Научно-исследовательская деятельность в сфере физической культуры и спорта:

- выделять и формулировать актуальные проблемы в сфере физической культуры и спорта;

- формировать логику и методологию научных исследований в сфере физической культуры и спорта;

- определять цели и задачи исследования;

- применять адекватные поставленным задачам методы и методики исследований;

- обрабатывать, анализировать и оформлять результаты исследований, используя для этого компьютерную технику и компьютерные программы.

3. Организационно-управленческая деятельность:

- планировать и прогнозировать развитие физической культуры и спорта на местном, региональном и федеральном уровнях;

- принимать управленческие решения;

- анализировать и обобщать деятельность государственных и общественных органов управления в сфере физической культуры и спорта;

- организовывать и проводить физкультурно-массовые и спортивные мероприятия;

- работать с финансово-хозяйственной документацией.

4. Рекреационная и реабилитационная деятельность:

- анализировать ценности и эффективность видов рекреационной и реабилитационной деятельности;

- прогнозировать условия и направление сферы досуга и активного отдыха различных категорий населения;

- разрабатывать программы для двигательной рекреации и реабилитации населения на региональном и местном уровнях, подбирать соответствующие средства и методы их реализации.

1.4. Возможности продолжения образования.

Выпускник, освоивший основную образовательную программу по специальности 022300 - Физическая культура и спорт, подготовлен для продолжения образования в аспирантуре.

 

2. Требования к уровню подготовки абитуриента

 

2.1. Предшествующий уровень образования - среднее (полное) общее образование.

2.2. Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем (полном) общем образовании, или среднем профессиональном образовании, или начальном профессиональном образовании, если в нем есть запись о получении предъявителем среднего (полного) общего образования, или высшем профессиональном образовании.

2.3. При приеме на подготовку по специальности физическая культура и спорт высшее учебное заведение имеет право проводить вступительные испытания профессиональной направленности.

2.4. Перечень дополнительных вступительных испытаний, связанных со спецификой направления.

2.4.1. Общая физическая подготовка. С помощью нормативных требований, разрабатываемых вузом, оценивается уровень развития основных двигательных качеств человека, имеющих важное значение для реализации программного материала по дисциплинам учебного плана физкультурно-спортивной направленности, базирующихся на школьной физической культуре.

2.4.2. Специализированная подготовка по избранному виду физкультурно-спортивной деятельности. С помощью специальных тестов, разрабатываемых вузом, оценивается уровень развития физических качеств, степень владения двигательными умениями и навыками, уровень специальных знаний, специфических для избранного вида физкультурно-спортивной деятельности.

 

3. Общие требования

к основной образовательной программе специалиста

по специальности 022300 - Физическая культура и спорт

 

3.1. Основная образовательная программа специалиста по физической культуре и спорту разрабатывается на основании настоящего государственного образовательного стандарта и включает в себя учебный план, программы дисциплины, программы учебных и производственных практик.

3.2. Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы специалиста по физической культуре и спорту, к условиям ее реализации и сроки ее освоения определяются настоящим государственным образовательным стандартом.

3.3. Основная образовательная программа специалиста по физической культуре и спорту формируется из дисциплин федерального компонента, дисциплин национально-регионального компонента, дисциплин по выбору студента, а также факультативных дисциплин. Дисциплины и курсы по выбору студента в каждом цикле должны дополнять дисциплины, указанные в федеральном компоненте цикла.

3.4. Основная образовательная программа специалиста по физической культуре и спорту должна предусматривать изучение студентом следующих циклов дисциплин и итоговую государственную аттестацию:

цикл ГСЭ - общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины;

цикл ЕН - общие математические и естественнонаучные дисциплины;

цикл ОПД - общепрофессиональные дисциплины;

цикл ДС - дисциплины специальные;

ФТД - факультативы.

3.5. Содержание национально-регионального компонента основной образовательной программы подготовки специалиста по физической культуре и спорту должно обеспечивать подготовку выпускника в соответствии с квалификационной характеристикой, установленной настоящим образовательным стандартом.

 

4. Требования к обязательному минимуму содержания основной

образовательной программы специалиста по специальности

022300 - Физическая культура и спорт

 

 Индекс

 Наименование дисциплин и их основные разделы 

 Всего
 часов

   1   

                       2                      

   3  

ГСЭ    

Общие гуманитарные и социально-экономические  
дисциплины                                    

 1800 

ГСЭ.Ф.00

Федеральный компонент                         

 1260 

ГСЭ.Ф.01

Иностранный язык                              
Специфика артикуляции звуков, интонации,      
акцентуации и ритма нейтральной речи в        
изучаемом языке; основные особенности полного 
стиля произношения, характерные для сферы     
профессиональной коммуникации; чтение         
транскрипции.                                 
Лексический минимум в объеме 4000 учебных     
лексических единиц общего и терминологического
характера.                                    
Понятие дифференциации лексики по сферам      
применения (бытовая, терминологическая,       
общенаучная, официальная и другая).           
Понятие о свободных и устойчивых              
словосочетаниях, фразеологических единицах.   
Понятие об основных способах словообразования.
Грамматические навыки, обеспечивающие         
коммуникацию без искажения смысла при         
письменном и устном общении общего характера; 
основные грамматические явления, характерные  
для профессиональной речи.                    
Понятие об обиходно-литературном, официально- 
деловом, научном стилях, стиле художественной 
литературы. Основные особенности научного     
стиля.                                        
Культура и традиции стран изучаемого языка,   
правила речевого этикета.                     
Говорение. Диалогическая и монологическая речь
с использованием наиболее употребительных и   
относительно простых лексико-грамматических   
средств в основных коммуникативных ситуациях  
неофициального и официального общения. Основы 
публичной речи (устное сообщение, доклад).    
Аудирование. Понимание диалогической и        
монологической речи в сфере бытовой и         
профессиональной коммуникации.                
Чтение. Виды текстов: несложные прагматические
тексты и тексты по широкому и узкому профилю  
специальности.                                
Письмо. Виды речевых произведений: аннотация, 
реферат, тезисы, сообщения, частное письмо,   
деловое письмо, биография                     

  340 

ГСЭ.Ф.02

Физическая культура                           
Основные понятия. Сущность и содержание.      
Средства, методы и принцы построения занятий. 
Представление о технике физических упражнений 
и ее характеристики. Обучение двигательным    
действиям и особенности методики. Физические  
качества и методики их воспитания. Формы      
построения занятий. Методика кондиционной     
тренировки для различных категорий            
занимающихся. Соревновательная деятельность.  
Планирование и педагогический контроль.       
Организация и судейство соревнований. Техника 
безопасности и предупреждение травматизма при 
занятиях физическими упражнениями             

  408 

ГСЭ.Ф.03

Отечественная история                         
Сущность, формы, функции исторического знания.
Методы и источники изучения истории. Понятие и
классификация исторического источника.        
Отечественная историография в прошлом и       
настоящем: общее и особенное. Методология и   
теория исторической науки. История России -    
неотъемлемая часть всемирной истории.         
Античное наследие в эпоху Великого переселения
народов. Проблема этногенеза восточных славян.
Основные этапы становления государственности. 
Древняя Русь и кочевники. Византийско-        
древнерусские связи. Особенности социального  
строя Древней Руси. Этнокультурные и          
социально-политические процессы становления   
русской государственности. Принятие           
христианства. Распространение ислама. Эволюция
восточнославянской государственности в XI - XII
вв. Социально-политические изменения в русских
землях в XIII - XV вв. Русь и Орда: проблемы  
взаимовлияния. Россия и средневековые         
государства Европы и Азии. Специфика          
формирования единого российского государства.  
Возвышение Москвы. Формирование сословной     
системы организации общества. Реформы Петра I.
Век Екатерины. Предпосылки и особенности      
складывания российского абсолютизма. Дискуссии
о генезисе самодержания.                      
Особенности и основные этапы экономического   
развития России. Эволюция форм собственности  
на землю. Структура феодального землевладения.
Крепостное право в России. Мануфактурно-      
промышленное производство. Становление        
индустриального общества в России: общее и    
особенное. Общественная мысль и особенности   
общественного движения России XIX в. Реформы и
реформаторы в России. Русская культура XIX в. 
и ее вклад в мировую культуру.                
Роль XX столетия в мировой истории.            
Глобализация общественных процессов. Проблема 
экономического роста и модернизации. Революции
и реформы. Социальная трансформация общества. 
Столкновение тенденций интернационализма и    
национализма, интеграции и сепаратизма,       
демократии и авторитаризма.                   
Россия в начале ХХ в. Объективная потребность 
индустриальной модернизации России. Российские
реформы в контексте общемирового развития в   
начале века. Политические партии России:      
генезис, классификация, программы, тактика.   
Россия в условиях мировой войны и             
общенационального кризиса. Революция 1917 г.  
Гражданская война и интервенция, их результаты
и последствия. Российская эмиграция.          
Социально-экономическое развитие страны в 20-е
годы. НЭП. Формирование однопартийного        
политического режима. Образование СССР.       
Культурная жизнь страны в 20-е годы. Внешняя  
политика.                                     
Курс на строительство социализма в одной стране
и ее последствия. Социально-экономические     
преобразования в 30-е годы. Усиление режима   
личной власти Сталина. Сопротивление          
сталинизму. СССР накануне и в начальный период
Второй мировой войны. Великая Отечественная   
война. Социально-экономическое развитие,      
общественно-политическая жизнь, культура,     
внешняя политика СССР в послевоенные годы.    
Холодная война. Попытки осуществления         
политических и экономических реформ.          
НТР и ее влияние на ход общественного          
развития. СССР в середине 60 - 80-х годов:    
нарастание кризисных явлений. Советский Союз в
1985 - 1991 гг. Перестройка. Попытка          
государственного переворота 1991 г. и ее      
провал. Распад СССР. Беловежские соглашения.  
Октябрьские события 1993 г.                   
Становление новой российской государственности
(1993 - 1999 гг.). Россия на пути радикальной 
социально-экономической модернизации.         
Культура в современной России.                
Внешнеполитическая деятельность в условиях    
новой геополитической ситуации                

 

ГСЭ.Ф.04

Культурология                                 
Структура и состав современного               
культурологического знания. Культурология и   
философия культуры, социология культуры,      
культурная антропология. Культурология и      
история культуры. Теоретическая и прикладная  
культурология. Методы культурологических      
исследований. Основные понятия культурологии: 
культура, цивилизация, морфология культуры,   
функции культуры, субъект культуры,           
культурогенез, динамика культуры, язык и      
символы культуры, культурные коды,            
межкультурные коммуникации, культурные        
ценности и нормы, культурные традиции,        
культурная картина мира, социальные институты 
культуры, культурная самоидентичность,        
культурная модернизация.
                      
Типология культур. Этническая и национальная, 
элитарная и массовая культуры. Восточные и    
западные типы культур. Специфические и        
"серединные" культуры. Локальные культуры.    
Место и роль России в мировой культуре.       
Тенденции культурной универсализации в мировом
современном процессе.                         
Культура и природа. Культура и общество.      
Культура и глобальные проблемы современности. 
Культура и личность. Инкультурация и          
социализация                                  

 

ГСЭ.Ф.05

Политология                                   
Объект, предмет и метод политической науки.   
Функции политологии. Политическая жизнь и     
властные отношения. Роль и место политики в   
жизни современных обществ. Социальные функции 
политики. История политических учений.        
Российская политическая традиция: истоки,     
социокультурные основания, историческая       
динамика. Современные политологические школы. 
Гражданское общество, его происхождение и     
особенности. Особенности становления          
гражданского общества России. Институциональные
аспекты политики. Политическая власть.        
Политическая система. Политические режимы,    
политические партии, электоральные системы.   
Политические отношения и процессы. Политические
конфликты и способы их разрешения. Политические
технологии. Политический менеджмент.          
Политическая модернизация. Политические       
организации и движения. Политические элиты.   
Политическое лидерство. Социокультурные аспекты
политики. Мировая политика и международные    
отношения. Особенности мирового политического 
процесса. Национально-государственные интересы
России в новой геополитической ситуации.      
Методология познания политической реальности. 
Парадигмы политического знания. Экспертное    
политическое знание; политическая аналитика и 
прогностика                                    

 

ГСЭ.Ф.06

Правоведение                                  
Государство и право. Их роль в жизни общества.
Норма права и нормативно-правовые акты.       
Основные правовые системы современности.      
Международное право как особая система права. 
Источники российского права. Закон и          
подзаконные акты.                             
Система российского права. Отрасли права.     
Правонарушение и юридическая ответственность. 
Значение законности и правопорядка в          
современном обществе. Правовое государство.   
Конституция Российской Федерации - основной   
закон государства. Особенности федеративного  
устройства России. Система органов            
государственной власти в Российской Федерации.
Понятие гражданского правоотношения.          
Физические и юридические лица. Право          
собственности. Обязательства в гражданском    
праве и ответственность за их нарушение.      
Наследственное право.                         
Брачно-семейные отношения. Взаимные права и   
обязанности супругов, родителей и детей.      
Ответственность по семейному праву. Трудовой  
договор (контракт). Трудовая дисциплина и     
ответственность за ее нарушение.              
Административные правонарушения и             
административная ответственность.             
Понятие преступления. Уголовная               
ответственность за совершение преступлений.   
Экологическое право. Особенности правового    
регулирования будущей профессиональной        
деятельности.                                  
Правовые основы защиты государственной тайны. 
Законодательные информативно-правовые акты в  
области защиты информации и государственной   
тайны                                         

 

ГСЭ.Ф.07

Психология и педагогика                        
Психология: предмет, объект и методы          
психологии. Место психологии в системе наук.  
История развития психологического знания и    
основные направления в психологии. Индивид,   
личность, субъект, индивидуальность. Психика и
организм. Психика, поведение и деятельность.  
Основные функции психики. Развитие психики в  
процессе онтогенеза и филогенеза. Мозг и      
психика. Структура психики. Соотношение       
сознания и бессознательного. Основные         
психические процессы. Структура сознания.     
Познавательные процессы. Ощущение. Восприятие.
Представление. Воображение. Мышление и        
интеллект. Творчество. Внимание. Мнемические  
процессы.                                     
Эмоции и чувства. Психическая регуляция       
поведения и деятельности. Общение и речь.     
Психология личности. Межличностные отношения. 
Психология малых групп. Межгрупповые отношения
и взаимодействия.                             
Педагогика: объект, предмет, задачи, функции, 
методы педагогики. Основные категории         
педагогики: образование, воспитание, обучение,
педагогическая деятельность, педагогическое   
взаимодействие, педагогическая технология,    
педагогическая задача.
Образование как        
общечеловеческая ценность. Образование как    
социокультурный феномен и педагогический      
процесс. Образовательная система России, цели,
содержание, структура непрерывного образования,
единство образования и самообразования.       
Педагогический процесс. Образовательная,      
воспитательная и развивающая функции обучения.
Воспитание в педагогическом процессе. Общие   
формы организации учебной деятельности. Урок, 
лекция, семинарские, практические и           
лабораторные занятия, диспут, конференция,    
зачет, экзамен, факультативные занятия,       
консультация.
Методы, приемы, средства        
организации и управления педагогическим       
процессом.                                    
Семья как субъект педагогического             
взаимодействия и социокультурная среда        
воспитания и развития личности. Управление    
образовательными системами                    

 

ГСЭ.Ф.08

Русский язык и культура речи                  
Стили современного русского литературного     
языка. Языковая норма, ее роль в становлении и
функционировании литературного языка.         
Речевое взаимодействие. Основные единицы      
общения. Устная и письменная разновидности    
литературного языка. Нормативные,             
коммуникативные, этические аспекты устной и   
письменной речи. Функциональные стили         
современного русского языка. Взаимодействие   
функциональных стилей. Научный стиль. Специфика
использования элементов различных языковых    
уровней в научной речи. Речевые нормы учебной и
научной сфер деятельности. Официально-деловой 
стиль, сфера его функционирования, жанровое   
разнообразие. Языковые формы официальных      
документов. Приемы унификации языка служебных 
документов. Интернациональные свойства русской
официально-деловой письменной речи. Язык и    
стиль распорядительных документов. Язык и стиль
коммерческой корреспонденции. Язык и стиль    
инструктивно-методических документов. Реклама 
в деловой речи. Правила оформления документов.
Речевой этикет в документе.                    
Жанровая дифференциация, отбор языковых       
средств в публицистическом стиле. Особенности 
устной публичной речи. Оратор и его аудитория.
Основные виды аргументов. Подготовка речи:    
выбор темы, цель речи, поиск материала, начало,
развертывание и завершение речи. Основные     
приемы поиска материала и виды вспомогательных
материалов. Словесное оформление публичного   
выступления. Понятность, информативность и    
выразительность публичной речи.               
Разговорная речь в системе функциональных     
разновидностей русского литературного языка.  
Условия функционирования разговорной речи,    
роль внеязыковых факторов. Культура речи.     
Основные направления совершенствования навыков
грамотного письма и говорения                  

 

ГСЭ.Ф.09

Социология                                    
Предыстория и социально-философские предпосылки
социологии как науки. Социологический проект  
О. Конта. Классические социологические теории.
Современные социологические теории. Русская   
социологическая мысль. Общество и социальные  
институты. Мировая система и процессы         
глобализации. Социальные группы и общности.   
Виды общностей. Общность и личность. Малые    
группы и коллективы. Социальная организация.  
Социальные движения.                          
Социальное неравенство, стратификация и       
социальная мобильность. Понятие социального   
статуса.                                      
Социальное взаимодействие и социальные        
отношения. Общественное мнение как институт   
гражданского общества. Культура как фактор    
социальных изменений. Взаимодействие          
экономики, социальных отношений и культуры.   
Личность как социальный тип. Социальный       
контроль и девиация. Личность как деятельный  
субъект. Социальные изменения. Социальные     
революции и реформы. Концепция социального    
прогресса. Формирование мировой системы. Место
России в мировом сообществе. Методы           
социологического исследования                 

 

ГСЭ.Ф.10

Философия                                     
Предмет философии. Место и роль философии в   
культуре. Становление философии. Основные     
направления, школы философии и этапы ее       
исторического развития. Структура философского
знания.                                       
Учение о бытии. Монистические и               
плюралистические концепции бытия,             
самоорганизация бытия. Понятия материального и
идеального. Пространство, время. Движение и   
развитие, диалектика. Детерминизм и           
индетерминизм. Динамические и статистические  
закономерности. Научные, философские и        
религиозные картины мира.                     
Человек, общество, культура. Человек и        
природа. Общество и его структура. Гражданское
общество и государство. Человек в системе     
социальных связей. Человек и исторический     
процесс; личность и массы, свобода и          
необходимость. Формационная и цивилизационная 
концепции общественного развития.             
Смысл человеческого бытия. Насилие и          
ненасилие. Свобода и ответственность. Мораль, 
справедливость, право. Нравственные ценности. 
Представления о совершенном человеке в        
различных культурах. Эстетические ценности и  
их роль в человеческой жизни. Религиозные     
ценности и свобода совести.                   
Сознание и познание. Сознание, самосознание и 
личность. Познание, творчество, практика. Вера
и знание. Понимание и объяснение. Рациональное
и иррациональное в познавательной деятельности.
Проблема истины. Действительность, мышление,  
логика и язык. Структура и вненаучное знание. 
Критерии научности. Структура научного        
познания, его методы и формы. Рост научного   
знания. Научные революции и смены типов       
рациональности. Наука и техника.              
Будущее человечества. Глобальные проблемы     
современности. Взаимодействие цивилизаций и   
сценарии будущего                             

 

ГСЭ.Ф.11

Экономика                                     
Введение в экономическую теорию. Блага.       
Потребности, ресурсы. Экономический выбор.    
Экономические отношения. Экономические        
системы. Основные этапы развития экономической
теории. Методы экономической теории.          
Микроэкономика. Рынок. Спрос и предложения.   
Потребительские предпочтения и предельная     
полезность. Факторы спроса. Индивидуальный и  
рыночный спрос. Эффект дохода и эффект        
замещения. Эластичность. Предложение и его    
факторы. Закон убывающей предельной            
производительности. Эффект масштаба. Виды     
издержек. Фирма. Выручка и прибыль. Принцип   
максимизации прибыли. Предложение совершенно  
конкурентной
фирмы и отрасли. Эффективность   
конкурентных рынков. Рыночная власть.         
Монополия. Монополистическая конкуренция.     
Олигополия. Антимонопольное регулирование.    
Спрос на факторы производства. Рынок труда.   
Спрос и предложение труда. Заработная плата и 
занятость. Рынок капитала. Процентная ставка и
инвестиции. Рынок земли. Рента. Общее         
равновесие и благосостояние. Распределение    
доходов. Неравенство. Внешние эффекты и       
общественные блага. Роль государства.         
Макроэкономика. Национальная экономика как    
целое. Круговорот доходов и продуктов. ВВП и  
способы его измерения. Национальный доход.    
Располагаемый личный доход. Индексы цен.      
Безработица и ее формы. Инфляция и ее виды.   
Экономические циклы. Макроэкономическое       
равновесие. Совокупный спрос и совокупное     
предложение. Стабилизационная политика.       
Равновесие на товарном рынке. Потребление и   
сбережения. Инвестиции. Государственные расходы
и налоги. Эффект мультипликатора.             
Бюджетно-налоговая политика. Деньги и их      
функции. Равновесие на денежном рынке. Денежный
мультипликатор. Банковская система.           
Денежно-кредитная политика. Экономический рост
и развитие. Международные экономические       
отношения. Внешняя торговля и торговая        
политика. Платежный баланс. Валютный курс.     
Особенности переходной экономики России.      
Приватизация. Формы собственности.            
Предпринимательство. Теневая экономика. Рынок 
труда. Распределение и доходы. Преобразования 
в социальной сфере.                           
Структурные сдвиги в экономике. Формирование  
открытой экономики                            

 

ГСЭ.Р.00

Национально-региональный (вузовский) компонент

  270 

ГСЭ.В.00

Дисциплины и курсы по выбору студента,        
устанавливаемые вузом                         

  270 

EH     

Общие математические и естественнонаучные     
дисциплины                                    

  760 

ЕН.Ф.00

Федеральный компонент                         

  620 

ЕН.Ф.01

Математика                                    
Аналитическая геометрия и линейная алгебра.   
Дифференциальное и интегральное исчисление.   
Ряды. Дифференциальные уравнения.             
Математическая статистика                     

  140 

ЕН.Ф.02

Информатика                                   
Понятие информации, общая характеристика      
процессов передачи, обработки и накопления    
информации; технические и программные средства
реализации информационных процессов; модели   
решения функциональных и вычислительных задач;
алгоритмизация и программирование: языки      
программирования низкого и высокого уровня;   
базы данных; программное обеспечение и        
технологии программирования; локальные и      
глобальные сети ЭВМ. Основы защиты информации 
и сведений, составляющих государственную      
тайну; методы защиты информации. Компьютерный 
практикум                                     

  140 

ЕН.Ф.03

Физика                                        
Физические основы механики. Колебания и волны.
Молекулярная физика и термодинамика.          
Электричество и магнетизм. Оптика. Атомная и  
ядерная физика. Физический практикум          

  120 

ЕН.Ф.04

Химия                                         
Химические системы: растворы, дисперсные      
системы, электрохимические системы,           
катализаторы и каталитические системы,        
полимеры и олигомеры, химическая термодинамика
и кинетика: энергетика химических процессов,  
химическое и фазовое равновесие, скорость      
реакции и методы ее регулирования,            
колебательные реакции; реакционная способность
веществ: химия и периодическая система        
элементов, кислотно-основные и окислительно-  
восстановительные свойства веществ, химическая
связь, комплементарность; химическая          
идентификация: качественный и количественный  
анализ, аналитический сигнал, химический,     
физико-химический и физический анализ.        
Химический практикум                          

  100 

ЕН.Ф.05

Биология с основами экологии                  
Живые системы, физиология и экология человека,
экология и охрана природы. Биолого-           
экологический практикум                       

  120 

ЕН.Р.00

Национально-региональный (вузовский) компонент

   70 

ЕН.В.00

Дисциплины и курсы по выбору студента,        
устанавливаемые вузом                         

   70 

ОПД    

Общепрофессиональные дисциплины направления   

 3560 

ОПД.Ф.00

Федеральный компонент                         

 2834 

ОПД.Ф.01

Анатомия                                      
Теоретическая, функциональная, возрастная и   
динамическая анатомия систем исполнения       
(скелета и мышц), обеспечения                 
(пищеварительной, дыхательной, выделительной, 
сердечно-сосудистой, лимфатической), регуляции
и управления (нервной, эндокринной) движений; 
анатомо-антропологические механизмы адаптации 
к различным физическим нагрузкам систем       
организма человека; анатомический анализ      
различных положений и движений спортсменов по 
видам спорта; анатомические основы учения о   
конституции и пропорциях тела человека        

  220 

ОПД.Ф.02

Физиология                                    
Физиологические системы человека (дыхательная,
кровь и кровообращение, пищеварение, обмен    
веществ и энергии), их нервная и гуморальная  
регуляция в покое и во время выполнения       
физических упражнений; физиология             
двигательного аппарата и центральной нервной  
системы; физиологические принципы управления  
движениями. Работоспособность и утомление;    
физиологические факторы, определяющие и       
лимитирующие работоспособность человека;      
физиологические основы тренировки силы,       
быстроты, выносливости; физиологические       
критерии спортивного отбора и ориентации;     
физиологические основы здоровья человека,     
физиологическое обоснование особенностей      
занятий физической культурой с лицами разного 
пола, возраста, функционального состояния     

  300 

ОПД.Ф.03

Биохимия                                      
Строение и свойства химических соединений,    
входящих в состав организма человека и        
поступающих с пищей; преобразования веществ и 
энергии, лежащие в основе физиологических      
функций, их регуляция; биохимические процессы 
при мышечной деятельности, закономерности     
биохимической адаптации в процессе спортивной 
тренировки; биохимические основы силы,        
быстроты, выносливости человека; возрастные и 
половые особенности протекания биохимических  
процессов при занятиях физическими            
упражнениями;
биохимический контроль за       
состоянием тренированности и                  
перетренированности; биохимические основы     
питания лиц, занимающихся физическими         
упражнениями и спортом                        

  120 

ОПД.Ф.04

Биомеханика                                   
Биомеханика как учебная и научная дисциплина. 
Направления развития биомеханики как науки.   
Теоретические основы управления двигательными 
действиями человека. Двигательный аппарат     
человека, соединение звеньев и степени свободы,
биомеханика мышц. Двигательные качества       
спортсмена, факторы, определяющие проявление  
двигательных качеств и биомеханические         
требования к их воспитанию. Сохранение        
положения тела человека и движения на месте,  
циклические и ациклические локомоции. Механизмы
создания и управления вращательными движениями;
биомеханика бросков и метаний; основные       
показатели спортивно-технического мастерства; 
особенности двигательных возможностей человека

  100 

ОПД.Ф.05

Гигиена                                       
Гигиена как основа профилактики заболеваний и 
здорового образа жизни; личная гигиена,       
закаливание, гигиена одежды и обуви           
физкультурника и спортсмена; гигиенические    
требования к местам занятий физкультурно-     
спортивной деятельностью; рациональное питание;
гигиенические средства восстановления         
и повышения работоспособности; особенности    
гигиенического обеспечения физкультурно-      
спортивной деятельности лиц разного возраста и
пола; особенности гигиенического обеспечения  
занятий различными видами физкультурно-       
спортивной деятельности                        

  100 

ОПД.Ф.06

Спортивная медицина                           
Основы общей патологии, понятие о здоровье,   
болезни и иммунной реактивности. Морфо-       
функциональные особенности систем организма   
спортсмена; динамические медицинские          
наблюдения за спортсменами с учетом возраста и
пола; врачебный контроль на тренировках и     
соревнованиях; медицинское обеспечение        
массовой физической культуры. Средства        
повышения спортивной работоспособности и       
ускорения восстановительных процессов.        
Диагностика, лечение и профилактика спортивных
травм и заболеваний; неотложная помощь при    
острых патологических состояниях в спорте     

  140 

ОПД.Ф.07

Лечебная физическая культура и массаж          
Лечебная физическая культура как фактор       
функциональной, патогенической терапии и      
средство медицинской, социальной и трудовой   
реабилитации. Основные принципы медицинской   
реабилитации. Основы методики применения      
физических упражнений с лечебной целью и в    
системе физической реабилитации. Средства и   
формы лечебной физической культуры. Частные   
методики лечебной физической культуры при     
заболеваниях сердечно-сосудистой системы,     
дыхательной системы, органов пищеварения,     
нарушениях обмена веществ, при заболеваниях и 
повреждениях опорно-двигательного аппарата и  
нервной системы, при деформациях опорно-      
двигательного аппарата у детей. Спортивный,   
лечебный и гигиенический массаж. Приемы и виды
спортивного, лечебного и гигиенического       
массажа. Частные методики массажа в процессе  
спортивной деятельности, реабилитации         

  160 

ОПД.Ф.08

История физической культуры и спорта          
Периодизация, историография, источники истории
физической культуры и спорта; исторические    
условия и особенности развития физической     
культуры и спорта в различных регионах мира;  
исторические и социокультурные условия развития
физической культуры и спорта на разных этапах 
Руси, России и Российской Федерации; развитие 
спортивной науки; современный уровень развития
физической культуры и спорта в странах мира;
  
основные направления развития спорта:         
олимпийский спорт, "спорт для всех", церковный
спорт, рабочий спорт, профессиональный,       
предпринимательский спорт                     

  110 

ОПД.Ф.09

Теория физической культуры и спорта           
История становления общей теории и методики   
физической культуры и спорта, ее интегрирующая
роль и место в дисциплинах направления        
"Физическая культура"; понятийный аппарат     
теории физической культуры и спорта;          
методология обобщающих теоретических          
исследований по проблематике физической        
культуры и спорта; научно-методические,       
программно-нормативные основы системы         
физического воспитания; систематика средств,  
методов и форм физического воспитания;
теория 
и технология обучения двигательным действиям и
развивающего воздействия на физические качества
индивида; методические основы профилирования  
физкультурных занятий в зависимости от        
возрастных и других особенностей контингента  
занимающихся; тенденции развития спорта,      
направления спортивного движения и система    
подготовки спортсмена; физкультурно-          
кондиционная тренировка и другие формы        
системного использования факторов физической  
культуры в оздоровительных и иных социально   
важных целях; суть и научно-методические       
предпосылки профессионального мастерства      
специалистов по физической культуре и спорту  

  280 

ОПД.Ф.10

Психология физической культуры и спорта       
Психологические аспекты обучения, воспитания и
спортивного совершенствования; развитие        
психомоторных, познавательных способностей    
эмоционально-волевой сферы в процессе         
физического воспитания; влияние спортивной    
деятельности на психологическое состояние     
личности и коллектива (команды), методы его   
изучения и коррекции; психорегуляция,         
спортивная психодиагностика; психология       
спортивного отбора.                           
Психологическое значение возрастно-половых    
факторов в физической культуре и спорте       

  140 

ОПД.Ф.11

Педагогика физической культуры и спорта       
Роль физической культуры и спорта в развитии  
личности; педагогические процессы в сфере     
физической культуры и спорта; педагогические  
аспекты деятельности специалистов по          
физической культуре и спорту; формы           
организации педагогического процесса; средства
и методы педагогического процесса; управление 
педагогическим процессом; педагогические      
технологии и инновации в сфере физической     
культуры и спорта;
диагностика готовности     
специалиста в области физической культуры и   
спорта к профессиональной деятельности;       
непрерывное образование и самообразование,    
система воспитательной работы, педагогическое 
творчество, основные условия и факторы        
продуктивной педагогической деятельности в    
сфере физической культуры и спорта            

  120 

ОПД.Ф.12

Менеджмент и экономика физической культуры и  
спорта                                        
Физическая культура и спорт в системе рыночных
отношений; управленческие отношения в сфере   
физической культуры и спорта; цели и функции  
управления физической культурой и спортом;    
технология принятия управленческих решений и  
методы их реализации в различных физкультурно-
спортивных организациях; особенности          
менеджмента в государственных и коммерческих  
организациях, общественных объединениях       
физкультурно-спортивной направленности;       
система подготовки специалистов физической    
культуры и спорта и управление персоналом в   
различных организациях физкультурно-спортивной
направленности; участие национальных          
физкультурно-спортивных организаций в         
международном спортивном движении.            
Физическая культура и спорт как отрасль        
народного хозяйства; экономика материально-   
технической базы и трудовых ресурсов сферы    
физической культуры и спорта; экономический   
анализ деятельности физкультурно-спортивных   
организаций; основы и специфические           
особенности маркетинговой деятельности в сфере
физической культуры и спорта                  

  180 

ОПД.Ф.13

Правовые основы в сфере физической культуры и 
спорта                                        
Нормативно-правовая база в сфере физической   
культуры и спорта; правовые основы деятельности
международных физкультурно-спортивных         
организаций; законодательство Российской      
Федерации о физической культуре и законы о    
физической культуре и спорте субъектов        
Российской Федерации; правовое регулирование  
создания и организации деятельности           
государственных организаций, общественных     
объединений, коммерческих организаций         
физкультурно-спортивной направленности;
защита
прав потребителей физкультурно-спортивных     
товаров и услуг в условиях рыночных отношений 

   90 

ОПД.Ф.14

Акмеология физической культуры и спорта       
Предмет акмеологии. Основные понятия. Объект и
методы. Профессионально-педагогическая        
деятельность специалиста по физической        
культуре и спорту, структура профессионально- 
педагогического мастерства. Современные теории
обучения и воспитания и их использование в    
практической деятельности. Коммуникативная    
компетентность специалиста. Особенности        
профессионального обращения. Педагогическая   
техника и технология педагогического общения. 
Технология воспитывающей деятельности.        
Педагогическая диагностика                    

   90 

ОПД.Ф.15

Информационные технологии в физической         
культуре и спорте                             
Понятия и предпосылки развития информационного
обеспечения физической культуры и спорта,     
моделирование и прогнозирование. Математизация
знаний по физической культуре и спортивной    
тренировке. Формальное описание               
закономерностей, существующих в физической    
культуре и спорте                             

   90 

ОПД.Ф.16

Технологии физкультурно-спортивной            
деятельности                                  
Теоретико-методические особенности построения 
занятий базовыми видами физкультурно-спортивной
деятельности. Особенности методики воспитания 
силовых, скоростных, скоростно-силовых,       
координационных способностей, выносливости и  
гибкости. Виды подготовки (физическая,        
техническая, тактическая и психологическая).  
Закономерности тренировки в базовых видах и ее
построения. Проблемы периодизации тренировки. 
Соревновательная деятельность. Планирование и 
контроль. Организация судейства соревнований. 
Техника безопасности и предупреждение         
травматизма при занятиях базовыми видами      
физкультурно-спортивной деятельности          

  524 

ОПД.Ф.17

Спортивные сооружения                         
Сооружения, оборудование и инвентарь для      
занятий различными видами физкультурно-       
спортивной деятельности, особенности их       
эксплуатации. Требования к экологической      
обстановке в местах занятий физической        
культурой и спортом. Тренажеры, используемые   
на занятиях физической культурой и спортом. Их
назначение, конструктивные особенности.       
Эксплуатационные характеристики. Требования к 
сооружениям, оборудованию и инвентарю с       
позиции техники безопасности                  

   70 

ОПД.Р.00

Национально-региональный (вузовский) компонент

  360 

ОПД.В.00

Дисциплины и курсы по выбору студента,        
устанавливаемые вузом                         

  360 

СД.00  

Дисциплины специализации                      

 2132 

ФТД    

Факультативы                                  

  450 

ФТД.01 

Военная подготовка                            

  450 

Всего часов теоретического обучения - 9146 час.                
Практики (18 недель) - 720 час.                                
Итого - 9866 час.                                              

 

5. Сроки освоения основной образовательной программы

специалиста по специальности 022300 - Физическая

культура и спорт

 

5.1. Срок освоения основной образовательной программы подготовки специалиста по физической культуре и спорту при очной форме обучения составляет 260 недель, в том числе:

- теоретическое обучение, включая научно-исследовательскую работу студентов, практикумы, в том числе лабораторные, - 169 недель; экзаменационные сессии - 18 недель;

- практики:

педагогическая в общеобразовательной школе - не менее 6 недель;

профессионально-ориентированная - не менее 6 недель;

по специализации - не менее 6 недель;

- итоговая государственная аттестация, включая подготовку и защиту выпускной квалификационной работы, - не менее 13 недель;

- каникулы (включая 8 недель последипломного отпуска) - не менее 42 недель.

5.2. Для лиц, имеющих среднее (полное) общее образование, сроки освоения основной образовательной программы подготовки специалиста по физической культуре и спорту по очно-заочной (вечерней) и заочной формам обучения, а также в случае сочетания различных форм обучения могут быть увеличены до одного года относительно нормативного срока, установленного п. 1.2 настоящего государственного образовательного стандарта.

5.3. Максимальный объем учебной нагрузки студента устанавливается 54 часа в неделю, включая все виды его аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы.

5.4. Объем аудиторных занятий студента при очной форме обучения не должен превышать в среднем за период теоретического обучения 27 часов в неделю. При этом в указанный объем не входят занятия по факультативным дисциплинам.

5.5. При очно-заочной (вечерней) форме обучения объем аудиторных занятий должен быть не менее 10 часов в неделю.

5.6. При заочной форме обучения студенту должна быть обеспечена возможность занятий с преподавателем в объеме не менее 160 часов в год.

5.7. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять 7 - 10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период.

 

6. Требования к разработке и условиям реализации

основной образовательной программы подготовки выпускника

по специальности 022300 - Физическая культура и спорт

 

6.1. Требования к разработке основной образовательной программы подготовки специалиста по физической культуре и спорту

6.1.1. Высшее учебное заведение самостоятельно разрабатывает и утверждает основную образовательную программу вуза для специалиста на основе настоящего государственного образовательного стандарта специалиста по физической культуре и спорту и примерной образовательной программы, утвержденных Минобразованием России.

Факультативные дисциплины, предусматриваемые учебным планом высшего учебного заведения, не являются обязательными для изучения студентом.

Курсовые работы (проекты) рассматриваются как вид учебной работы по дисциплине и выполняются в пределах часов, отводимых на ее изучение.

По всем дисциплинам, включенным в учебный план высшего учебного заведения, должна выставляться итоговая оценка.

Специализации являются частью специальности, в рамках которой они создаются, и предполагают получение более углубленных профессиональных знаний, умений и навыков в различных областях деятельности по профилю данной специальности.

6.1.2. При разработке основной образовательной программы высшее учебное заведение имеет право:

- изменять объем часов, отводимых на освоение учебного материала для циклов дисциплин, - в пределах 5%;

- формировать цикл гуманитарных и социально-экономических дисциплин, который должен включать из 11 базовых дисциплин, приведенных в настоящем государственном образовательном стандарте, в качестве обязательных следующие четыре дисциплины: "Иностранный язык" в объеме не менее 340 часов, "Физическая культура" в объеме не менее 408 часов, "Отечественная история", "Философия". Остальные базовые дисциплины могут реализовываться по усмотрению вуза. При этом возможно их объединение в междисциплинарные курсы при сохранении обязательного минимума содержания. Если дисциплины являются частью общепрофессиональной или специальной подготовки, выделенные на их изучение часы могут перераспределяться на изучение других дисциплин в рамках цикла;

- осуществлять преподавание гуманитарных и социально-экономических дисциплин в форме авторских лекционных курсов и разнообразных видов коллективных и индивидуальных практических занятий, заданий и семинаров по программам, разработанным в самом вузе и учитывающим региональную, национально-этническую, профессиональную специфику, а также научно-исследовательские предпочтения преподавателей, обеспечивающих квалифицированное освещение тематики дисциплин цикла;

- устанавливать необходимую глубину преподавания отдельных разделов дисциплин, входящих в циклы гуманитарных и социально-экономических, математических и естественнонаучных дисциплин, в соответствии с профилем цикла специальных дисциплин;

- реализовывать основную образовательную программу специалиста в сокращенные сроки для студентов высшего учебного заведения, имеющих среднее профессиональное образование соответствующего профиля. Сокращение сроков проводится на основе имеющихся знаний, умений и навыков студентов, полученных на предыдущем этапе профессионального образования. Обучение по сокращенной программе допускается также для лиц, уровень образования или способности которых являются для этого достаточным основанием.

6.2. Требования к кадровому обеспечению учебного процесса

Учебный процесс по циклам общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин, естественнонаучных и общепрофессиональных дисциплин должен обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими, как правило, базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, и систематически занимающимися научной и/или научно-методической деятельностью.

Доля преподавателей, имеющих ученые степени и ученые звания, должна составлять:

- по циклу гуманитарных и социально-экономических дисциплин не менее 40 - 50 процентов;

- по циклу естественнонаучных дисциплин не менее 40 - 50 процентов;

- по циклу общепрофессиональных дисциплин не менее 50 - 60 процентов.

Учебный процесс по циклу специальных дисциплин должен обеспечиваться преподавательским кадрами, имеющими базовое образование, как правило, ученую степень и/или ученое звание, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, и/или опыт деятельности в соответствующей профессиональной сфере, систематически занимающимися научной, научно-методической или иной профессиональной деятельностью, соответствующей профилю преподаваемой дисциплины.

Доля преподавателей специальных дисциплин, имеющих ученую степень и/или ученое звание, должна составлять не менее 50 процентов.

6.3. Требования к учебно-методическому обеспечению учебного процесса при реализации основной образовательной программы по специальности "Физическая культура и спорт"

Библиотечный фонд вуза должен содержать по всем дисциплинам федерального и национально-регионального вузовского компонентов учебные программы, учебники, учебные и методические пособия, лабораторные практикумы из расчета не менее 0,5 экземпляра на одного студента.

По дисциплинам и курсам по выбору студентов должны быть рабочие учебные программы в количестве не менее 0,5 экземпляра на одного студента, доступные студентам пособия, циклы лекций и/или доступная периодическая литература (журналы, сборники) и другие учебные и методические материалы.

Библиотека (читальный зал) вуза должна располагать периодическими изданиями по профилю специальности и дисциплин гуманитарного и социально-экономического блока, блоков естественнонаучных, общепрофессиональных и специальных дисциплин.

Перечень таких изданий должен содержать, как минимум, следующие журналы:

- Теория и практика физической культуры;

- Тренер;

- Физическая культура: воспитание, образование, тренировка;

- Физическая культура в школе;

- Физкультура и спорт;

- Студенческий спорт;

- Спорт для всех;

- Спорт за рубежом;

- Спортивная жизнь России;

- Олимпийская панорама;

- Олимпийский вестник;

- Вестник физической культуры;

- журналы и периодические издания по видам спорта, по которым в вузе ведется подготовка специалистов;

- Вопросы истории;

- Вопросы философии;

- Вопросы экономики;

- Вопросы психологии;

- Культурология;

- Педагогика;

- Психологический журнал;

- Социологические исследования;

- Общественные науки и современность;

- Высшее образование в России;

- Вестник спортивной медицины России;

- Вопросы курортологии, физиотерапии и лечебной физической культуры;

- Успехи физиологических наук;

- Физиология человека;

- Экология.

Введение новых дисциплин по выбору студентов может проводится только при наличии достаточного количества учебных программ и доступных студентам источников информации (учебных и методических пособий, периодических изданий по профилю вводимой дисциплины).

Студенты вуза должны иметь свободный доступ к электронным ресурсам библиотеки:

- электронному каталогу книжного фонда;

- электронному каталогу статей;

- электронному каталогу периодических изданий.

Информационная база вуза должна обеспечивать студентам доступ к информационным ресурсам крупнейших библиотек России и международной информационной сети Интернет.

Кроме того, библиотека вуза должна иметь издания и базы данных на CD-ROM.

Методические кабинеты кафедр, общевузовские видеоклассы должны содержать аудио-, видео- и мультимедийные материалы, а также наглядные пособия по всем дисциплинам учебного плана.

6.4. Требования к материально-техническому обеспечению учебного процесса

Высшее учебное заведение, реализующее основную образовательную программу специалиста по направлению 022300 "Физическая культура и спорт", должно располагать материально-технической базой, необходимой для проведения всех видов учебных занятий: лекционных, семинарских, лабораторных, практических занятий по физкультурно-спортивным дисциплинам, для проведения научно-исследовательской работы студентов, предусмотренной настоящим стандартом, учебным планом или программами по дисциплинам учебного плана, и соответствующей действующим санитарным нормам.

Практические занятия по спортивно-педагогическим дисциплинам должны проходить в приспособленных для этого спортивных залах, помещениях, сооружениях, отвечающих действующим санитарным нормам и принадлежащих вузу или арендуемых им.

Площадь учебно-лабораторных зданий в расчете на 1 студента должна составлять не менее 24 кв. м.

В обязательном порядке вузы должны иметь соответствующие условия для выполнения студентами лабораторно-практических работ по дисциплинам федерального компонента:

1. Естественнонаучным:

- математика;

- информатика;

- физика;

- химия;

- биология с основами экологии.

2. Общепрофессиональным:

- анатомия;

- физиология;

- биохимия;

- биомеханика;

- гигиена;

- спортивная медицина;

- лечебная физическая культура и массаж;

- психология;

- компьютерные технологии в физической культуре и спорте.

В вузе должны быть условия для выполнения студентами лабораторно-практических работ по циклу специальных дисциплин:

- дисциплинам специализации;

- дисциплинам, входящим в блок теория и методика базовых видов физкультурно-спортивной деятельности.

В случае, если программами дисциплин, планируемым для включения в национально-региональный (вузовский) компонент или в компонент по выбору студентов, предусмотрено выполнение лабораторно-практических работ, они могут вводиться только при наличии соответствующих материально-технических условий для этого.

6.5. Требования к организации практик

Высшее учебное заведение, реализующее основную образовательную программу специалиста по физической культуре и спорту, должно обеспечить студентам возможность эффективного прохождения практик, предусмотренных настоящим образовательным стандартом: педагогической, профессионально-ориентированной и по специализации.

Педагогическая практика у студентов 3 курса должна проходить в общеобразовательных школах или других средних учебных заведениях, имеющих необходимое для проведения уроков физической культуры материально-техническое оснащение и квалифицированных учителей-методистов.

Практика у студентов 4 курса должна проходить в детско-юношеских спортивных школах или других физкультурно-спортивных организациях с начинающим контингентом занимающихся, имеющих необходимую материально-техническую базу, необходимые для организации практики условия и высококвалифицированных специалистов, способных выполнять обязанности методистов.

Практика по специализации у студентов 5 курса должна обеспечивать закрепление навыков углубленной профессиональной подготовки по избранной специализации. Конкретное содержание практики зависит от специализации и определяется вузом.

Объекты практики должны иметь условия, обеспечивающие решение поставленных задач, и квалифицированных специалистов, способных выполнять функции методистов.

Как и школьная, профессионально-ориентированная практика должна проходить в три этапа: ознакомительный этап работы в качестве помощника тренера, когда практикант самостоятельно проводит отдельные части учебно-тренировочного занятия, и этап самостоятельного проведения целого тренировочного занятия.

Каждый вид практики должен завершаться методической конференцией с участием методистов и студентов-практикантов, на которой обсуждаются итоги практики, отмечаются недостатки, намечаются мероприятия по ее совершенствованию.

По каждому виду практики студенты-практиканты разрабатывают учебно-методическую документацию, предусмотренную программой практики.

 

7. Требования к уровню подготовки выпускников

по специальности 022300 "Физическая культура и спорт"

 

7.1. Требования к профессиональной подготовленности выпускника

Специалист по физической культуре и спорту должен:

в области философии, истории, культурологии, психологии, педагогики:

- иметь представление о своеобразии философии, ее месте в культуре, научных, философских и религиозных картинах мироздания, сущности, назначении и смысле жизни человека;

- понимать смысл взаимоотношения духовного и телесного, биологического и социального начал в человеке, отношения человека к природе и современных противоречий существования человека в ней;

- знать условия формирования личности, ее свободы, ответственности за сохранение жизни, природы, культуры; понимать роль насилия и ненасилия в истории и человеческом поведении, нравственных обязанностей человека по отношению к другим и самому себе;

- иметь представление о многообразии форм человеческого значения, соотношения истины и заблуждения, знания и веры, рационального и иррационального в человеческой жизнедеятельности, особенностях функционирования знания в современном обществе, о духовных ценностях, их значении в творчестве и повседневной жизни;

- понимать роль науки в развитии цивилизации, взаимодействие науки и техники и связанные с ними современные социальные и этические проблемы, ценность научной рациональности и ее исторических типов, знать структуру, формы и методы научного познания, их эволюцию;

- иметь представление об истории как науке, ее месте в системе гуманитарного знания, владеть основами исторического мышления;

- иметь представление об источниках исторического знания и приемах работы с ними;

- иметь научное представление об основных этапах в истории человечества и их хронологии;

- уметь выражать и обосновывать свою позицию по вопросам, касающимся ценностного отношения к историческому прошлому;

- понимать и уметь охарактеризовать сущность культуры, ее место и роль в жизни человека и общества;

- иметь представление о формах культуры, их возникновении и развитии, о способах порождения культурных норм, ценностей, о механизмах сохранения и передачи их в качестве социокультурного опыта;

- знать исторические и региональные типы культуры, их динамику; основные достижения в различных областях культурной практики; развитие культуры в XX веке;

- понимать и использовать языки культуры, быть способным к диалогу как способу отношения к культуре и обществу;

- знать основные категории и понятия психологической науки, иметь представление о предмете и методе психологии, о месте психологии в системе наук и ее основных отраслях;

- знать основные функции психики, ориентироваться в основных проблемах психологической науки;

- иметь представление о роли сознания и бессознательного в регуляции поведения;

- иметь представление о мотивации поведения и деятельности, психической регуляции поведения и деятельности;

- знать основные потребности человека, эмоции и чувства;

- знать основы социальной психологии, психологии межличностных отношений, психологии больших и малых групп;

- владеть понятийно-категориальным аппаратом педагогической науки, инструментарием педагогического анализа и проектирования;

- владеть системой знаний о сфере образования, сущности, содержании и структуре образовательных процессов;

- знать объективные связи обучения, воспитания и развития личности в образовательных процессах и социуме;

- владеть современными образовательными технологиями, способами применения педагогической теории в различных сферах жизни;

в области социологии, экономики, политологии и права:

- знать основные этапы развития социологической мысли и современные направления социологической теории;

- уяснить определение общества как надындивидуальной реальности и целостной саморегулирующейся системы; знать предпосылки функционирования и воспроизводства общественного целого;

- иметь представление об основных социальных институтах, обеспечивающих воспроизводство социальных отношений;

- иметь представление об основных этапах культурно-исторического развития общества, механизмах и формах социальных изменений;

- освоить социологическое понимание личности как социально-типического в индивидах, понятия социализации и социального контроля; иметь представление о личности как субъекте социального действия и социальных взаимодействий;

- понимать групповую динамику и особенности межличностных отношений в группах; знать особенности формальных и неформальных отношений, природу лидерства и функциональной ответственности;

- понимать механизм возникновения и разрешения социальных конфликтов;

- знать культурно-исторические типы социального неравенства и стратификации; иметь представление о горизонтальной и вертикальной социальной мобильности;

- уметь анализировать основные проблемы стратификации российского общества, возникновение классов, причины бедности и неравенства, взаимоотношения социальных групп, общностей, этносов;

- иметь представление о процессе и методах эмпирического социологического исследования;

- знать типы экономических систем и основные экономические институты; понимать суть экономических моделей;

- разделять микро- и макроэкономические проблемы;

- перечислять основные экономические институты и объяснять принципы их функционирования;

- различать элементы экономического анализа и экономической политики;

- выделять (определять) элементы традиционной, централизованной (командной) и рыночной систем смешанной экономики;

- уметь анализировать в общих чертах основные экономические события в своей стране и за ее пределами, находить и использовать информацию, необходимую для ориентирования в основных текущих проблемах экономики;

- знать характерные признаки переходной экономики; понимать суть и приводить примеры либерализации, структурных и институциональных преобразований;

- знать понятийно-категориальный аппарат, методологию, структуру политической науки, понимать ее место в системе социальных наук, иметь представление об истории политических учений;

- знать основные разновидности современных систем и режимов; иметь научные представления о сущности власти и ее функциях;

- разбираться в особенностях современного политического процесса, взаимоотношениях различных субъектов политики, соотношении федеральных и региональных центров принятия решений, специфике административно-территориального устройства Российской Федерации;

- разбираться в современной системе международных отношений, геополитической обстановке, в национально-государственных интересах России и ее новой роли в международной политике;

- иметь научное представление о государстве и праве, системах права и особенностях их функционирования, о теориях права, его сущности и формах;

- знать основные особенности российской правовой системы и российского законодательства; системы и организации государственных органов Российской Федерации;

- знать основы правового статуса человека в обществе, основные права, свободы и обязанности гражданина Российской Федерации;

- знать основы законодательного регулирования будущей профессиональной деятельности, правовые и этические нормы в сфере профессиональной деятельности; уметь составлять документы, относящиеся к будущей профессиональной деятельности;

в области иностранного языка, русского языка и культуры речи:

- иметь представление об основных способах сочетаемости лексических единиц и основных словообразовательных моделях;

- владеть навыками и умениями речевой деятельности применительно к сфере бытовой и профессиональной коммуникации, основами публичной речи;

- владеть формами деловой переписки, иметь представление о форме договоров, контрактов, патентов;

- владеть навыками подготовки текстовых документов в управленческой деятельности;

- освоить нормы официально-деловой письменной речи, международные и национальные стандарты видов и разновидностей служебных документов;

- изучить характерные способы и приемы отбора языкового материала в соответствии с различными видами речевого общения;

- уметь отредактировать текст, ориентированный на ту или иную форму речевого общения;

- владеть навыками самостоятельного порождения стилистически мотивированного текста, способами установления лингвистических связей между языками;

- уметь работать с оригинальной литературой по специальности;

- иметь навык работы со словарем (читать транскрипцию, различать прямое и переносное значение слов, находить перевод фразеологических единиц);

- владеть основной иноязычной терминологией специальности, знать русские эквиваленты основных слов и выражений профессиональной речи;

- владеть основами реферирования и аннотирования литературы по специальности.

В области естественнонаучных дисциплин:

Специалист по физической культуре и спорту должен иметь представление о:

- основных математических структурах и методах;

- математическом моделировании;

- информации, способах ее хранения, обработки и представления, о правовом регулировании отношений в сфере защиты информации и государственной тайны в Российской Федерации;

- возможностях применения фундаментальных законов физики и химии для объяснения свойств и поведения сложных многоатомных систем, включая биологические объекты;

- происхождении и эволюции Вселенной;

- свойствах ядер атомов и элементарных частиц;

- физических, химических и биологических методах исследований;

- современных достижений естественных наук, физических принципах работы современных технических устройств;

- экологических принципах рационального природопользования;

- роли биологических законов в решении социальных проблем.

Специалист должен знать и уметь использовать:

в области математики:

- основы математического анализа;

- основы алгебры, геометрии и дискретной математики;

- основы теории дифференциальных уравнений и численных методов;

- основы теории вероятности и математической статистики;

в области информатики:

- понятие информации, способы ее хранения и обработки;

- структуру, принципы работы и основные возможности ЭВМ;

- основные типы алгоритмов, языки программирования и стандартные программные обеспечения своей профессиональной деятельности;

в области физики:

- физические основы механики: кинематику и законы динамики материальной точки, твердого тела, жидкостей и газов, законы сохранения, основы релятивистской механики;

- физику колебаний и волн: кинематику гармонических колебаний, интерференцию и дифракцию волн, спектральное разложение;

- статистическую физику и термодинамику: молекулярно-кинетическую теорию свойства статистических ансамблей, функции распределения частиц по скоростям и координатам, законы термодинамики, элементы термодинамики, элементы термодинамики открытых систем, свойства газов, жидкостей и кристаллов;

- электричество и магнетизм: постоянные и переменные электрические поля в вакууме и веществе, теорию Максвелла, свойства и распространение электромагнитных волн, в том числе оптического диапазона;

- основы оптики, атомной и ядерной физики;

- квантовую физику: состояние частиц в квантовой механике, дуализм волн и частиц, соотношение неопределенностей, электронное строение атомов, молекул и твердых тел, теорию химической связи;

в области химии:

- химические системы: дисперсные, растворы, электрохимические, каталитические;

- реакционную способность веществ;

- методы химической идентификации веществ;

- энергетику и кинетику химических процессов, колебательные реакции;

- основы органической химии, свойства полимеров и биополимеров;

в области биологии с основами экологии:

- живые системы: особенности биологического уровня организации материи, принципы воспроизводства и развития живых систем, законы генетики, их роль в эволюции; клетки, их цикл; разнообразие живых организмов, принципы их классификации, основные функциональные системы, связь с окружающей средой, надорганизменные системы;

- физиологию, экологию и здоровье, биосоциальные особенности человека;

- экологию и охрану природы: экосистемы, их структуру, динамику, пределы устойчивости, роль антропогенных воздействий, принципы рационального природоиспользования.

В области общепрофессиональных дисциплин:

Специалист по физической культуре и спорту должен знать:

- историю, закономерности, принципы и методы отечественной и зарубежных систем физического воспитания, их роль и место в общей системе физической культуры;

- отечественный и зарубежный опыт массовой физкультурно-оздоровительной работы и туризма;

- эффективность средств и методов физического воспитания людей разного возраста и пола;

- морфо-функциональные особенности людей разного возраста и пола, санитарно-гигиенические основы деятельности в сфере физической культуры и спорта, важнейшие методы проведения педагогического и медико-биологического контроля, профилактику травматизма;

- психолого-педагогические, социально-психологические и медико-биологические закономерности развития физических качеств и двигательных умений субъектов профессиональной физкультурно-спортивной деятельности;

- психические особенности людей разного возраста и пола, социально-психические особенности групп людей, спортивных команд, психопедагогические средства и способы организации и управления индивидом, группой людей, командой;

- организационную структуру профессиональной деятельности в сфере физической культуры и спорта;

- психолого-педагогические основы организации учебно-воспитательной и тренировочной работы, массовых физкультурно-оздоровительных занятий;

- факторы, определяющие профессиональное мастерство в избранном виде физкультурно-спортивной деятельности;

- психолого-педагогические особенности профессионального общения;

- специальную терминологию физкультурно-спортивной отрасли;

- состояние информационного обеспечения в сфере физической культуры и спорта;

- основы моделирования и прогнозирования различных сторон физкультурно-спортивной деятельности;

- основы математизации и формализации знаний о физической культуре и спорте;

- компьютерные программы, обеспечивающие решение практических задач в сфере физической культуры и спорта.

Специалист по физической культуре и спорту должен уметь:

- определять цели и задачи физического воспитания, спортивной подготовки и физкультурно-оздоровительной работы как факторов гармонического развития личности, укрепления здоровья человека;

- планировать уроки, другие формы физкультурно-спортивных занятий с учетом возраста и пола занимающихся, санитарно-гигиенических основ физкультурно-спортивной и физкультурно-оздоровительной деятельности, климатических, региональных, национальных особенностей;

- применять в профессиональной деятельности современные методы, приемы, технические средства (аудиовизуальную технику, тренажеры, микропроцессорную технику и т.п.);

- с позиций достижений психолого-педагогической науки и передовой практики изучать коллектив и индивидуальные особенности занимающихся физкультурно-спортивной деятельностью и использовать полученную информацию при построении и планировании занятий;

- использовать накопленные в области физической культуры и спорта духовные ценности, полученные знания об особенностях личности занимающихся для воспитания патриотизма, формирования здорового образа жизни, потребности в регулярных физкультурно-спортивных занятиях;

- организовать и проводить научные исследования в сфере профессиональной деятельности;

- используя педагогические, медико-биологические методы, контролировать состояние занимающихся, влияние на них физических нагрузок и в зависимости от результатов контроля корректировать их;

- оказывать первую доврачебную помощь пострадавшим в процессе физкультурно-спортивных занятий;

- использовать в профессиональной деятельности передовые приемы обучения и воспитания;

- использовать компьютерную технику для решения конкретных задач физкультурно-спортивной направленности;

- владеть методами и средствами сбора, обобщения и использования информации о достижениях физической культуры и спорта, приемами агитационно-пропагандистской работы по вовлечению населения к занятиям спортивно-рекреационной деятельности;

- владеть образной эмоциональной речью как средством воздействия на занимающихся физической культурой и спортом, использовать приемы межличностных отношений и общения в коллективе;

- уметь корректировать собственную преподавательскую, тренерско-педагогическую и спортивно-организаторскую деятельность в зависимости от результатов контроля за деятельностью занимающихся;

- иметь навык самоанализа собственной личности в тесной связи с духовной культурой.

В области специальных дисциплин:

Специалист по физической культуре и спорту должен знать:

- содержание, формы и методы планирования и организации учебно-тренировочной и соревновательной работы по базовым видам физкультурно-спортивной деятельности и воспитательной работы в коллективе занимающихся;

- основы теории и методики обучения базовым видам физкультурно-спортивной деятельности;

- историю, теорию и методику избранной физкультурно-спортивной специализации;

- принципы устройства основных спортивно-оздоровительных сооружений и оборудования и правила их эксплуатации;

- основные требования, предъявляемые к личности специалиста в области физической культуры и спорта, основы формирования профессионального мастерства специалиста;

- приемы общения специалиста по физической культуре и спорту с коллективом занимающихся и каждым индивидуумом и межличностного общения в коллективе;

- технику безопасности при занятиях физкультурно-спортивной деятельностью;

- медико-биологические и психические факторы, определяющие уровень мастерства в избранном виде физкультурно-спортивной деятельности;

- медико-биологические и психологические основы и технологию тренировки в сфере высшего спортивного мастерства;

- организационные и экономические основы профессионального спорта.

Специалист по физической культуре и спорту должен уметь:

- в зависимости от возраста, пола, подготовленности занимающихся формировать цели и задачи физкультурно-спортивных занятий;

- планировать уроки, учебно-тренировочные занятия, другие формы занятий с учетом медико-биологических, санитарно-гигиенических, психолого-педагогических основ физкультурно-спортивной, оздоровительной, рекреационной деятельности, а также возрастных, половых и других особенностей занимающихся;

- организовывать и проводить физкультурно-спортивные занятия с различными контингентами занимающихся от новичков до квалифицированных спортсменов и физкультурников;

- применять на занятиях по физической культуре и спорту средства и методы, адекватные поставленным задачам;

- использовать разнообразные формы занятий с учетом возрастных, морфо-функциональных и индивидуально-психических особенностей занимающихся, уровня их физической и спортивной подготовленности, состояния здоровья;

- с помощью комплекса тестов оценивать уровень общей и специальной работоспособности занимающихся и на основе этого вносить коррективы в тренировочный процесс;

- оценивать эффективность используемых средств и методов тренировки;

- использовать технические средства и инвентарь для повышения эффективности физкультурно-спортивных занятий;

- определять причины типичных ошибок у лиц, вовлеченных в физкультурно-спортивную деятельность, определять приемы и средства к их устранению, создавать условия самоанализа и самосовершенствования;

- уметь применять комплекс методов и средств для формирования у обучающихся представлений и потребности в здоровом образе жизни, навыков соблюдения личной гигиены, профилактики и контроля за состоянием своего организма;

- критически оценивать и корректировать свою профессиональную деятельность;

- разрабатывать и составлять финансовую отчетность, заключать договора на аренду и приобретать физкультурно-спортивный инвентарь;

- организовывать и проводить в доступных формах научные исследования в сфере профессиональной деятельности.

Дополнительные требования к специальной подготовке специалистов по физической культуре и спорту определяются высшим учебным заведением с учетом особенностей каждой специализации.

7.2. Требования к итоговой государственной аттестации

7.2.1. Итоговая государственная аттестация специалиста по физической культуре и спорту включает в себя защиту выпускной квалификационной работы и итоговый государственный междисциплинарный экзамен по специализации.

7.2.2. Требования к выпускной квалификационной работе.

Выпускная квалификационная работа специалиста представляет собой законченную научно-исследовательскую разработку или проект учебно-методической деятельности, в которых решается актуальная для отрасли физической культуры и спорта задача. В работе выпускник должен показать умение выявлять и формулировать актуальные для теории и практики физической культуры и спорта цели и задачи исследования на основе анализа учебной, научной и методической литературы, материалов, отражающих практику физкультурно-спортивной деятельности; подбирать адекватные поставленным задачам методы исследования; организовывать и осуществлять экспериментальные исследования; осуществлять необходимую обработку полученных результатов; интерпретировать и оформлять результаты исследования; делать выводы и давать практические рекомендации.

Работа должна включать разделы с обоснованием выбора темы, ее актуальности, постановкой цели и задач исследования, литературным образом по теме исследования, описанием методов исследования, результатов исследования, их обсуждения, выводов и практических рекомендаций, списка использованной литературы.

Объем работы, как правило, не должен превышать 70 страниц машинописного текста.

Выпускная квалифицированная работа специалиста по физической культуре и спорту может также представлять собой теоретическое исследование и выполняться в форме обобщенного научного обзора с анализом новейших, малодоступных научных работ, связанных единой тематикой. Итогом такой работы должны быть обобщающие выводы, имеющие научное и (или) практическое значение.

7.2.3. Требования к государственному междисциплинарному экзамену.

Междисциплинарный экзамен должен выявить умение выпускников использовать знания, полученные в процессе изучения различных дисциплин (медико-биологических, психолого-педагогических, гуманитарных, социально-экономических и других), для решения конкретных практических задач в области специализации. Ответы на вопросы теории и практики физкультурно-спортивной специализации должны содержать глубокое обоснование с позиций других дисциплин, связанных с данной проблемой.

 

Составители:

Учебно-методическое объединение по образованию в области физической культуры.

Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования одобрен на заседании Учебно-методического объединения по образованию в области физической культуры (дата проведения заседания УМО и номер протокола) 18.02.2000, N 4.

 

 




Законодательство России в сфере образования // Некоммерческий проект про образование в помощь педагогам, студентам, школьникам и их родителям. //

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования

Copyright © www.pravoeducation.ru, 2012 - 2018