МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 1 июня 2000 г. N 34-60
О РАТИФИКАЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИЕЙ
ЛИССАБОНСКОЙ КОНВЕНЦИИ ПО ПРИЗНАНИЮ
В соответствии с
Федеральным законом от 4 мая 2000 г. N 65-ФЗ Генеральному секретарю Совета
Европы 25 мая 2000 года переданы ратификационные грамоты о присоединении
Российской Федерации к совместной Конвенции Совета Европы и ЮНЕСКО о признании
квалификаций, относящихся к высшему образованию в Регионе Европы (Лиссабон,
апрель 1997 года). Это означает, что с 1 июля 2000 года Конвенция вступит в
силу в отношении Российской Федерации. Текст Конвенции и официального
Пояснительного доклада к Конвенции составлен на русском, английском,
французском и испанском языках и может быть найден на Web-site:
http://www.informika.ru/.
Присоединение к
данной Конвенции дает возможность войти в единое правовое поле в этой области с
54 государствами - потенциальными участниками Конвенции, которыми являются все
государства Европы, СНГ, а также Австралия, Израиль, Канада, США, где проблема
признания российских документов об образовании стоит особенно остро. Конвенция
объединяет самые разные документы об образовании, которые названы в ней
"квалификациями", - школьные аттестаты и дипломы о начальном
профессиональном образовании (с получением среднего (полного) общего
образования); все дипломы о среднем, высшем и послевузовском профессиональном
образовании, включая дипломы доктора наук; академические справки о прохождении
периодов обучения. Из Конвенции вытекает, что она распространяется на
российские документы государственного образца, которые официально признаны в
России, независимо от того, выданы они государственными или негосударственными
учебными заведениями. Основное назначение Конвенции - согласовать общие
принципы признания для продолжения образования.
Конвенция говорит,
что признаются те зарубежные квалификации, которые не имеют существенной
разницы с соответствующими квалификациями в принимающей стране. Пояснительный
доклад уточняет, что под разницей могут пониматься отличия, заметным образом
затрагивающие содержание учебных планов, отсутствие в образовательной программе
части важных дисциплин, отличия академических и профессионально ориентированных
программ в объеме учебной нагрузки, в наличии итоговой квалификационной работы
и так далее. Отрицательное решение о признании считается справедливым, если
оценка документа проводилась объективно. Доказывать существенность различий
должна принимающая сторона на основе открытых и ясных критериев. Недопустима
какая-либо дискриминация документов об образовании, не относящаяся к их
значимости. Это гарантирует равенство подходов в оценке документов об
образовании. Признание ведется органами, официально уполномоченными на это в
соответствии с национальным законодательством (в Российской Федерации - Минобразование России).
Хотя
ответственность за информацию, передаваемую с просьбой о признании, несет
заявитель, Конвенция подчеркивает ответственность учебных заведений за
предоставление своим бывшим учащимся или компетентным органам, занимающимся
признанием, информации, необходимой для оценки документов об образовании, в том
числе выписок из архивных документов, данных о пройденных учебных курсах.
Конвенция обязывает
государства предоставлять всю имеющуюся информацию, касающуюся лицензирования,
аттестации и аккредитации учебных заведений и программ, в том числе
используемых для этой цели методов, стандартов, критериев и результатов. Из
материалов Конвенции следует, что отсутствие или неудовлетворительность этой
информации может служить причиной отказа в признании документов об образовании,
выдаваемых в этом государстве.
Для помощи в обмене
информацией используются национальные информационные центры по академическому
признанию и мобильности (тел.: 434-26-01), для координации действий по
осуществлению Конвенции учрежден Комитет Конвенции, в который входит российский
представитель (тел.: 954-72-07).
Ратификация
Конвенции не означает, что все вопросы признания документов об образовании
решены. Российская Федерация использует и будет
использовать впредь другие возможности защиты российских дипломов и аттестатов,
в том числе подготовку двусторонних межправительственных договоров,
устанавливающих конкретные соответствия документов об образовании,
академических и профессиональных прав их обладателей. Исходя из практики Совета
Европы и ЮНЕСКО при анализе положений новой Конвенции, можно видеть, что
Конвенция дает импульс к созданию временных и постоянных международных
экспертных групп, цель которых - обеспечить ее оптимальную реализацию,
предложить конкретные способы осуществления ее положений. Фактически работа
этих групп уже идет, и их решения вместе с текстом Конвенции будут той
нормативно - методической базой, на которой будет строиться в обозримом будущем
международная практика признания документов об образовании. Важно, что в работе
этих групп принимают участие российские специалисты, поэтому можно быть
уверенными, что к российским аттестатам, дипломам и свидетельствам будут
относиться с теми же мерками, что и ко всем другим, без всяких предубеждений.
В преамбуле
Конвенция постулирует всемерное уважение к существующему разнообразию систем
образования в Регионе Европы и отмечает, что такое многообразие является его
исключительным достоянием. Система образования Российской Федерации занимает
весьма уважаемое место в мире, и ничто в Конвенции не обязывает нас проводить
какие-либо специальные дополнительные реформы.
Министр
В.ФИЛИППОВ