Оставьте ссылку на эту страницу в соцсетях:

Поиск по базе документов:

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 1 июня 2000 г. N 34-60

 

О РАТИФИКАЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИЕЙ

ЛИССАБОНСКОЙ КОНВЕНЦИИ ПО ПРИЗНАНИЮ

 

В соответствии с Федеральным законом от 4 мая 2000 г. N 65-ФЗ Генеральному секретарю Совета Европы 25 мая 2000 года переданы ратификационные грамоты о присоединении Российской Федерации к совместной Конвенции Совета Европы и ЮНЕСКО о признании квалификаций, относящихся к высшему образованию в Регионе Европы (Лиссабон, апрель 1997 года). Это означает, что с 1 июля 2000 года Конвенция вступит в силу в отношении Российской Федерации. Текст Конвенции и официального Пояснительного доклада к Конвенции составлен на русском, английском, французском и испанском языках и может быть найден на Web-site: http://www.informika.ru/.

Присоединение к данной Конвенции дает возможность войти в единое правовое поле в этой области с 54 государствами - потенциальными участниками Конвенции, которыми являются все государства Европы, СНГ, а также Австралия, Израиль, Канада, США, где проблема признания российских документов об образовании стоит особенно остро. Конвенция объединяет самые разные документы об образовании, которые названы в ней "квалификациями", - школьные аттестаты и дипломы о начальном профессиональном образовании (с получением среднего (полного) общего образования); все дипломы о среднем, высшем и послевузовском профессиональном образовании, включая дипломы доктора наук; академические справки о прохождении периодов обучения. Из Конвенции вытекает, что она распространяется на российские документы государственного образца, которые официально признаны в России, независимо от того, выданы они государственными или негосударственными учебными заведениями. Основное назначение Конвенции - согласовать общие принципы признания для продолжения образования.

Конвенция говорит, что признаются те зарубежные квалификации, которые не имеют существенной разницы с соответствующими квалификациями в принимающей стране. Пояснительный доклад уточняет, что под разницей могут пониматься отличия, заметным образом затрагивающие содержание учебных планов, отсутствие в образовательной программе части важных дисциплин, отличия академических и профессионально ориентированных программ в объеме учебной нагрузки, в наличии итоговой квалификационной работы и так далее. Отрицательное решение о признании считается справедливым, если оценка документа проводилась объективно. Доказывать существенность различий должна принимающая сторона на основе открытых и ясных критериев. Недопустима какая-либо дискриминация документов об образовании, не относящаяся к их значимости. Это гарантирует равенство подходов в оценке документов об образовании. Признание ведется органами, официально уполномоченными на это в соответствии с национальным законодательством (в Российской Федерации - Минобразование России).

Хотя ответственность за информацию, передаваемую с просьбой о признании, несет заявитель, Конвенция подчеркивает ответственность учебных заведений за предоставление своим бывшим учащимся или компетентным органам, занимающимся признанием, информации, необходимой для оценки документов об образовании, в том числе выписок из архивных документов, данных о пройденных учебных курсах.

Конвенция обязывает государства предоставлять всю имеющуюся информацию, касающуюся лицензирования, аттестации и аккредитации учебных заведений и программ, в том числе используемых для этой цели методов, стандартов, критериев и результатов. Из материалов Конвенции следует, что отсутствие или неудовлетворительность этой информации может служить причиной отказа в признании документов об образовании, выдаваемых в этом государстве.

Для помощи в обмене информацией используются национальные информационные центры по академическому признанию и мобильности (тел.: 434-26-01), для координации действий по осуществлению Конвенции учрежден Комитет Конвенции, в который входит российский представитель (тел.: 954-72-07).

Ратификация Конвенции не означает, что все вопросы признания документов об образовании решены. Российская Федерация использует и будет использовать впредь другие возможности защиты российских дипломов и аттестатов, в том числе подготовку двусторонних межправительственных договоров, устанавливающих конкретные соответствия документов об образовании, академических и профессиональных прав их обладателей. Исходя из практики Совета Европы и ЮНЕСКО при анализе положений новой Конвенции, можно видеть, что Конвенция дает импульс к созданию временных и постоянных международных экспертных групп, цель которых - обеспечить ее оптимальную реализацию, предложить конкретные способы осуществления ее положений. Фактически работа этих групп уже идет, и их решения вместе с текстом Конвенции будут той нормативно - методической базой, на которой будет строиться в обозримом будущем международная практика признания документов об образовании. Важно, что в работе этих групп принимают участие российские специалисты, поэтому можно быть уверенными, что к российским аттестатам, дипломам и свидетельствам будут относиться с теми же мерками, что и ко всем другим, без всяких предубеждений.

В преамбуле Конвенция постулирует всемерное уважение к существующему разнообразию систем образования в Регионе Европы и отмечает, что такое многообразие является его исключительным достоянием. Система образования Российской Федерации занимает весьма уважаемое место в мире, и ничто в Конвенции не обязывает нас проводить какие-либо специальные дополнительные реформы.

 

Министр

В.ФИЛИППОВ

 

 




Законодательство России в сфере образования // Некоммерческий проект про образование в помощь педагогам, студентам, школьникам и их родителям. //

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования

Copyright © www.pravoeducation.ru, 2012 - 2024