Оставьте ссылку на эту страницу в соцсетях:

Поиск по базе документов:

 

Утверждаю

Заместитель

Министра образования

Российской Федерации

В.Д.ШАДРИКОВ

29 мая 2000 года

 

Номер государственной

регистрации

412 пед/сп

 

Вводится

с момента утверждения

 

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 033200 ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК

 

КВАЛИФИКАЦИЯ - УЧИТЕЛЬ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

 

1. Общая характеристика специальности

033200 Иностранный язык

 

1.1. Специальность утверждена Приказом Министерства образования Российской Федерации N 686 от 02.03.2000.

1.2. Квалификация выпускника - учитель иностранного языка.

Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки учителя иностранного языка по специальности 033200 Иностранный язык при очной форме обучения - 5 лет.

1.3. Квалификационная характеристика выпускника.

Выпускник, получивший квалификацию учитель иностранного языка, должен быть готовым осуществлять обучение и воспитание обучающихся с учетом специфики преподаваемого предмета; способствовать социализации, формированию общей культуры личности, осознанному выбору и последующему освоению профессиональных образовательных программ; использовать разнообразные приемы, методы и средства обучения; обеспечивать уровень подготовки обучающихся, соответствующий требованиям государственного образовательного стандарта; осознавать необходимость соблюдения прав и свобод учащихся, предусмотренных Законом Российской Федерации "Об образовании", Конвенцией о правах ребенка, систематически повышать свою профессиональную квалификацию, быть готовым участвовать в деятельности методических объединений и в других формах методической работы, осуществлять связь с родителями (лицами, их заменяющими), выполнять правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты, обеспечивать охрану жизни и здоровья учащихся в образовательном процессе.

Выпускник, получивший квалификацию учитель иностранного языка, должен знать Конституцию Российской Федерации; законы Российской Федерации, решения Правительства Российской Федерации и органов управления образованием по вопросам образования; Конвенцию о правах ребенка; основы общетеоретических дисциплин в объеме, необходимом для решения педагогических, научно-методических и организационно-управленческих задач; педагогику, психологию, возрастную физиологию, школьную гигиену; методику преподавания предмета и воспитательной работы; программы и учебники; требования к оснащению и оборудованию учебных кабинетов и подсобных помещений; средства обучения и их дидактические возможности; основные направления и перспективы развития образования и педагогической науки; основы права, научную организацию труда; правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.

Выпускник по специальности Иностранный язык подготовлен для работы в образовательных учреждениях различного типа.

Виды профессиональной деятельности специалиста:

преподавательская;

научно-методическая;

социально-педагогическая;

воспитательная;

культурно-просветительская;

коррекционно-развивающая;

управленческая.

1.4. Возможности продолжения образования выпускника - учителя иностранного языка, освоившего основную образовательную программу высшего профессионального образования по специальности 033200 Иностранный язык.

Выпускник подготовлен для продолжения образования в аспирантуре.

 

2. Требования к уровню подготовки абитуриента

 

2.1. Предшествующий уровень образования абитуриента - среднее (полное) общее образование.

2.2. Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем (полном) общем образовании, или среднем профессиональном образовании, или начальном профессиональном образовании, если в нем есть запись о получении предъявителем среднего (полного) общего образования, или высшем профессиональном образовании.

 

3. Общие требования к основной

образовательной программе подготовки выпускника

по специальности 033200 Иностранный язык

 

3.1. Основная образовательная программа подготовки учителя иностранного языка разрабатывается на основании настоящего государственного образовательного стандарта и включает в себя учебный план, программы учебных дисциплин, программы учебных и производственных практик.

3.2. Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки учителя иностранного языка, к условиям ее реализации и срокам ее освоения определяются настоящим государственным образовательным стандартом.

3.3. Основная образовательная программа подготовки учителя иностранного языка состоит из дисциплин федерального компонента, дисциплин регионального (вузовского) компонента, дисциплин по выбору студента, а также факультативных дисциплин. Дисциплины и курсы по выбору студента в каждом цикле должны содержательно дополнять дисциплины, указанные в федеральном комплекте цикла.

3.4. Основная образовательная программа подготовки учителя иностранного языка должна предусматривать изучение студентом следующих циклов дисциплин и итоговую государственную аттестацию:

цикл ГСЭ - общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины;

цикл ЕН - общие математические и естественнонаучные дисциплины;

цикл ОПД - общепрофессиональные дисциплины;

цикл ДПП - дисциплины предметной подготовки;

ФТД - факультативы.

3.5. Содержание национально-регионального компонента основной образовательной программы подготовки учителя иностранного языка должно обеспечивать подготовку выпускника в соответствии с квалификационной характеристикой, установленной настоящим государственным образовательным стандартом.

 

4. Требования к обязательному минимуму содержания основной

образовательной программы подготовки учителя иностранного

языка по специальности 033200 Иностранный язык

 

 Индекс

 Наименование дисциплин и их основные разделы 

 Всего
 часов

   1   

                       2                      

   3  

ГСЭ    

Общие гуманитарные и социально-экономические  
дисциплины                                    

1500  

ГСЭ.Ф.00

Федеральный компонент                         

1050  

ГСЭ.Ф.01

Латинский язык и античная культура            
Латинский язык и античная культура - основа   
европейской цивилизации.                      
Грамматический строй латинского языка. Части  
речи. Лексика латинского языка. Фразеология.  
Пословицы и поговорки. Латинские корни в      
лексике европейских языков.                   
Влияние латыни на грамматический строй        
романских языков.                             
Древняя Греция и Рим - колыбель европейской   
цивилизации, их влияние в области религии,    
литературы, искусства и языка                 

72    

ГСЭ.Ф.02

Физическая культура                           
Физическая культура в общекультурной и        
профессиональной подготовке студентов. Ее     
социально-биологические основы. Физическая    
культура и спорт как социальные феномены      
общества. Законодательство Российской Федерации
о физической культуре и спорте. Физическая    
культура личности.                            
Основы здорового образа жизни студента.       
Особенности использования средств физической  
культуры для оптимизации работоспособности.   
Общая физическая и специальная подготовка в   
системе физического воспитания.               
Спорт. Индивидуальный выбор видов спорта      
или систем физических упражнений.             
Профессионально-прикладная физическая         
подготовка студентов. Основы методики         
самостоятельных занятий и самоконтроль за     
состоянием своего организма                   

408   

ГСЭ.Ф.03

Отечественная история                         
Сущность, формы, функции исторического знания.
Методы и источники изучения истории. Понятие и
классификация исторического источника.        
Отечественная историография в прошлом и       
настоящем: общее и особенное. Методология и   
теория исторической науки. История России -   
неотъемлемая часть всемирной истории.         
Античное наследие в эпоху Великого переселения
народов. Проблема этногенеза восточных славян.
Основные этапы становления государственности. 
Древняя Русь и кочевники. Византийско-        
древнерусские связи. Особенности социального  
строя Древней Руси. Этнокультурные и социально-
политические процессы становления русской     
государственности. Принятие христианства.     
Распространение ислама. Эволюция              
восточнославянской государственности в XI -    
XII вв. Социально-политические изменения в    
русских землях в XIII - XV вв. Русь и Орда:   
проблемы взаимовлияния.                       
Россия и средневековые государства Европы и   
Азии. Специфика формирования единого          
российского государства. Возвышение Москвы.   
Формирование сословной системы организации    
общества. Реформы Петра I. Век Екатерины.     
Предпосылки и особенности складывания         
российского абсолютизма. Дискуссии о генезисе 
самодержавия.                                  
Особенности и основные этапы экономического   
развития России. Эволюция форм собственности на
землю. Структура феодального землевладения.   
Крепостное право в России. Мануфактурно-      
промышленное производство.                     
Становление индустриального общества в России:
общее и особенное. Общественная мысль и       
особенности общественного движения в России XIX
в. Реформы и реформаторы в России. Русская    
культура XIX века и ее вклад в мировую        
культуру.                                      
Роль XX столетия в мировой истории.           
Глобализация общественных процессов. Проблема 
экономического роста и модернизации. Революции
и реформы. Социальная трансформация общества. 
Столкновение тенденций интернационализма и    
национализма, интеграции и сепаратизма,       
демократии и авторитаризма.                   
Россия в начале XX в. Объективная потребность 
индустриальной модернизации России. Российские
реформы в контексте общемирового развития в    
начале века. Политические партии России:      
генезис, классификация, программы, тактика.   
Россия в условиях мировой войны и             
общенационального кризиса. Революция 1917 г.  
Гражданская война и интервенция, их результаты
и последствия. Российская эмиграция.          
Социально-экономическое развитие страны в 20-е
гг. НЭП. Формирование однопартийного          
политического режима. Образование СССР.       
Культурная жизнь страны в 20-е гг. Внешняя    
политика.                                      
Курс на строительство социализма в одной стране
и его последствия. Социально-экономические    
преобразования в 30-е гг. Усиление режима лич-
ной власти Сталина. Сопротивление сталинизму. 
СССР накануне и в начальный период второй      
мировой войны. Великая Отечественная война.   
Социально-экономическое развитие, общественно-
политическая жизнь, культура, внешняя политика
СССР в послевоенные годы. Холодная война.     
Попытки осуществления политических и          
экономических реформ. НТР и ее влияние на     
ход общественного развития.                   
СССР в середине 60 - 80-х гг.: нарастание     
кризисных явлений.                            
Советский Союз в 1985 - 1991 гг. Перестройка. 
Попытка государственного переворота 1991 г. и 
ее провал. Распад СССР. Беловежские соглашения.
Октябрьские события 1993 г.                   
Становление новой российской государственности
(1993 - 1999 гг.). Россия на пути радикальной 
социально-экономической модернизации.          
Культура в современной России.                
Внешнеполитическая деятельность в условиях    
новой геополитической ситуации                

 

ГСЭ.Ф.04

Культурология                                 
Структура и состав современного               
культурологического знания. Культурология и   
философия культуры, социология культуры,      
культурная антропология. Культурология и      
история культуры. Теоретическая и прикладная  
культурология.                                
Методы культурологических исследований.       
Основные понятия культурологии: культура,     
цивилизация, морфология культуры, функции     
культуры, субъект культуры, культурогенез,    
динамика культуры, язык и символы культуры,   
культурные коды, межкультурные коммуникации,  
культурные ценности и нормы, культурные       
традиции, культурная картина мира, социальные 
институты культуры, культурная самоидентич-   
ность, культурная модернизация.               
Типология культур. Этническая и национальная, 
элитарная и массовая культуры. Восточные и    
западные типы культур. Специфические и        
"серединные" культуры. Локальные культуры.    
Место и роль России в мировой культуре.       
Тенденции культурной универсализации в мировом
современном процессе.                         
Культура и природа. Культура и общество.      
Культура и глобальные проблемы современности. 
Культура и личность. Инкультурация и          
социализация                                  

 

ГСЭ.Ф.05

Политология                                   
Объект, предмет и метод политической науки.   
Функции политологии.                          
Политическая жизнь и властные отношения.      
Роль и место политики в жизни современных     
обществ. Социальные функции политики.         
История политических учений. Российская       
политическая традиция: истоки, социокультурные
основания, историческая динамика. Современные 
политологические школы.                       
Гражданское общество, его происхождение и     
особенности. Особенности становления          
гражданского общества в России.               
Институциональные аспекты политики.           
Политическая власть. Политическая система.    
Политические режимы, политические партии,     
электоральные системы.                        
Политические отношения и процессы. Политические
конфликты и способы их разрешения. Политические
технологии. Политический менеджмент.          
Политическая модернизация.                    
Политические организации и движения.          
Политические элиты. Политическое лидерство.   
Социокультурные аспекты политики.             
Мировая политика и международные отношения.   
Особенности мирового политического процесса.  
Национально-государственные интересы России в 
новой геополитической ситуации.               
Методология познания политической реальности. 
Парадигмы политического знания. Экспертное    
политическое знание; политическая аналитика и 
прогностика                                   

 

ГСЭ.Ф.06

Правоведение                                  
Государство и право. Их роль в жизни общества.
Норма права и нормативно-правовые акты.       
Основные правовые системы современности.      
Международное право как особая система права. 
Источники российского права.                  
Закон и подзаконные акты.                     
Система российского права. Отрасли права.     
Правонарушение и юридическая ответственность. 
Значение законности и правопорядка в          
современном обществе. Правовое государство.   
Конституция Российской Федерации - основной   
закон государства.                            
Особенности федеративного устройства России.  
Система органов государственной власти в      
Российской Федерации.                          
Понятие гражданского правоотношения. Физические
и юридические лица. Право собственности.      
Обязательства в гражданском праве и           
ответственность за их нарушение. Наследственное
право.                                        
Брачно-семейные отношения. Взаимные права и   
обязанности супругов, родителей и детей.      
Ответственность по семейному праву.           
Трудовой договор (контракт). Трудовая         
дисциплина и ответственность за ее нарушение. 
Административные правонарушения и             
административная ответственность.             
Понятие преступления. Уголовная               
ответственность за совершение преступлений.   
Экологическое право.                          
Особенности правового регулирования будущей   
профессиональной деятельности.                
Правовые основы защиты государственной тайны. 
Законодательные и нормативно-правовые акты в  
области защиты информации и государственной   
тайны                                         

 

ГСЭ.Ф.08

Русский язык и культура речи                  
Стили современного русского литературного     
языка. Языковая норма, ее роль в становлении  
и функционировании литературного языка.       
Речевое взаимодействие. Основные единицы      
общения. Устная и письменная разновидности    
литературного языка. Нормативные,             
коммуникативные, этические аспекты устной и   
письменной речи.                              
Функциональные стили современного русского    
языка. Взаимодействие функциональных стилей.  
Научный стиль. Специфика использования        
элементов различных языковых уровней в научной
речи. Речевые нормы учебной и научной сфер    
деятельности.                                 
Официально-деловой стиль, сфера его            
функционирования, жанровое разнообразие.      
Языковые формулы официальных документов. Приемы
унификации языка служебных документов. Интерна-
циональные свойства русской официально-деловой
письменной речи. Язык и стиль распорядительных
документов. Язык и стиль коммерческой коррес- 
понденции. Язык и стиль инструктивно-методичес-
ких документов. Реклама в деловой речи. Правила
оформления документов. Речевой этикет в       
документе.                                    
Жанровая дифференциация и отбор языковых      
средств в публицистическом стиле. Особенности 
устной публичной речи. Оратор и его аудитория.
Основные виды аргументов. Подготовка речи:    
выбор темы, цель речи, поиск материала, начало,
развертывание и завершение речи. Основные      
приемы поиска материала и виды вспомогательных
материалов. Словесное оформление публичного   
выступления. Понятливость, информативность и  
выразительность публичной речи.               
Разговорная речь в системе функциональных     
разновидностей русского литературного языка.  
Условия функционирования разговорной речи,    
роль внеязыковых факторов.                    
Культура речи. Основные направления           
совершенствования навыков грамотного письма   
и говорения                                    

 

ГСЭ.Ф.09

Социология                                    
Предыстория и социально-философские предпосылки
социологии как науки. Социологический проект О.
Конта. Классические социологические теории.   
Современные социологические теории. Русская   
социологическая мысль.                        
Общество и социальные институты. Мировая      
система и процессы глобализации.              
Социальные группы и общности. Виды общностей. 
Общность и личность. Малые группы и коллективы.
Социальная организация. Социальные движения.  
Социальное неравенство, стратификация и       
социальная мобильность. Понятие социального   
статуса.                                      
Социальное взаимодействие и социальные        
отношения. Общественное мнение как институт   
гражданского общества.                        
Культура как фактор социальных изменений.     
Взаимодействие экономики, социальных          
отношений и культуры.                         
Личность как социальный тип. Социальный       
контроль и девиация. Личность как деятельный  
субъект.                                      
Социальные изменения. Социальные революции    
и реформы. Концепция социального прогресса.   
Формирование мировой системы. Место России    
в мировом сообществе.                         
Методы социологического исследования          

 

ГСЭ.Ф.10

Философия                                     
Предмет философии. Место и роль философии в   
культуре. Становление философии. Основные     
направления, школы философии и этапы ее       
исторического развития. Структура философского
знания. Учение о бытии. Монистические и плюра-
листические концепции бытия, самоорганизация  
бытия. Понятия материального и идеального.    
Пространство, время. Движение и развитие, диа-
лектика. Детерминизм и индетерминизм. Динами- 
ческие и статистические закономерности. Науч- 
ные, философские и религиозные картины мира.  
Человек, общество, культура. Человек и природа.
Общество и его структура. Гражданское общество
и государство. Человек в системе социальных   
связей. Человек и исторический процесс:       
личность и массы, свобода и необходимость.    
Формационная и цивилизационная концепции      
общественного развития.                       
Смысл человеческого бытия. Насилие и ненасилие.
Свобода и ответственность. Мораль, справедли- 
вость, право. Нравственные ценности. Представ-
ления о совершенном человеке в различных      
культурах. Эстетические ценности и их роль в  
человеческой жизни. Религиозные ценности и    
свобода совести.                              
Сознание и познание. Сознание, самосознание   
и личность. Познание, творчество, практика.   
Вера и знание. Понимание и объяснение.        
Рациональное и иррациональное в познавательной
деятельности. Проблема истины. Действитель-   
ность, мышление, логика и язык. Научное и     
вненаучное знание. Критерии научности. Структу-
ра научного познания, его методы и формы. Рост
научного знания. Научные революции и смены    
типов рациональности. Наука и техника.        
Будущее человечества. Глобальные проблемы     
современности. Взаимодействие цивилизаций и   
сценарии будущего                             

 

ГСЭ.Ф.11

Экономика                                     
Введение в экономическую теорию. Блага.       
Потребности, ресурсы. Экономический выбор.    
Экономические отношения. Экономические        
системы. Основные этапы развития экономической
теории. Методы экономической теории.          
Микроэкономика. Рынок. Спрос и предложение.   
Потребительские предпочтения и предельная     
полезность. Факторы спроса. Индивидуальный    
и рыночный спрос. Эффект дохода и эффект      
замещения. Эластичность. Предложение и его    
факторы. Закон убывающей предельной производи-
тельности. Эффект масштаба. Виды издержек.    
Фирма. Выручка и прибыль. Принцип максимизации
прибыли. Предложение совершенно конкурентной  
фирмы и отрасли. Эффективность конкурентных   
рынков. Рыночная власть. Монополия. Монополис-
тическая конкуренция. Олигополия. Антимонополь-
ное регулирование. Спрос на факторы производ- 
ства. Рынок труда. Спрос и предложение труда. 
Заработная плата и занятость. Рынок капитала. 
Процентная ставка и инвестиции. Рынок земли.  
Рента. Общее равновесие и благосостояние.     
Распределение доходов. Неравенство. Внешние   
эффекты и общественные блага. Роль государства.
Макроэкономика. Национальная экономика как    
целое. Кругооборот доходов и продуктов. ВВП   
и способы его измерения. Национальный доход.  
Располагаемый личный доход. Индексы цен.      
Безработица и ее формы. Инфляция и ее виды.   
Экономические циклы. Макроэкономическое равно-
весие. Совокупный спрос и совокупное предложе-
ние. Стабилизационная политика. Равновесие на 
товарном рынке. Потребление и сбережения.     
Инвестиции. Государственные расходы и налоги. 
Эффект мультипликатора. Бюджетно-налоговая    
политика. Деньги и их функции. Равновесие на  
денежном рынке. Денежный мультипликатор.      
Банковская система. Денежно-кредитная политика.
Экономический рост и развитие. Международные  
экономические отношения. Внешняя торговля и   
торговая политика. Платежный баланс.          
Валютный курс.                                 
Особенности переходной экономики России.      
Приватизация. Формы собственности. Предпринима-
тельство. Теневая экономика. Рынок труда.     
Распределение и доходы. Преобразования в      
социальной сфере. Структурные сдвиги в        
экономике. Формирование открытой экономики    

 

ГСЭ.Р.00

Национально-региональный (вузовский)          
компонент                                     

225   

ГСЭ.В.00

Дисциплины и курсы по выбору студента,        
устанавливаемые вузом                          

225   

ЕН     

Общие математические и естественнонаучные     
дисциплины                                    

400   

ЕН.Ф.00

Федеральный компонент                         

320   

ЕН.Ф.01

Математика и информатика                       
Аксиоматический метод, основные математические
структуры, вероятность и статистика, математи-
ческие модели, алгоритмы и языки программирова-
ния, стандартное программное обеспечение      
профессиональной деятельности                  

100   

ЕН.Ф.02

Концепции современного естествознания         
Естественнонаучная и гуманитарная культуры;   
научный метод; история естествознания;        
панорама современного естествознания;         
тенденции развития; корпускулярная и          
континуальная концепции описания природы;     
порядок и беспорядок в природе; хаос;         
структурные уровни организации материи; микро-,
макро- и мегамиры; пространство, время; принци-
пы относительности; принципы симметрии; законы
сохранения; взаимодействие; близкодействие,   
дальнодействие; состояние; принципы суперпози-
ции, неопределенности, дополнительности; дина-
мические и статистические закономерности в    
природе; законы сохранения энергии в макро-   
скопических процессах; принцип возрастания    
энтропии; химические процессы, реакционная    
способность веществ; внутреннее строение и    
история геологического развития Земли; совре- 
менные концепции развития геосферных оболочек;
литосфера как абиотическая основа жизни;      
экологические функции литосферы: ресурсная,   
геодинамическая, геофизико-геохимическая;     
географическая оболочка Земли; особенности    
биологического уровня организации материи;    
принципы эволюции, воспроизводства и развития 
живых систем; многообразие живых организмов - 
основа организации и устойчивости биосферы;   
генетика и эволюция; человек: физиология,     
здоровье, эмоции, творчество; работоспособ-   
ность; биоэтика, человек, биосфера и космичес-
кие циклы: ноосфера, необратимость времени,   
самоорганизация в живой и неживой природе;    
принципы универсального эволюционизма; путь   
к единой культуре                             

120   

ЕН.Ф.03

Технические и аудиовизуальные средства обучения
Аудиовизуальная информация: природа, источники,
преобразователи, носители. Аудиовизуальная    
культура: история, концепции, структура,      
функционирование. Психофизиологические основы 
восприятия аудиовизуальной информации челове-  
ком. Аудиовизуальные технологии: фотография и 
фотографирование; оптическая проекция         
(статическая и динамическая), звукозапись     
(аналоговая и цифровая); телевидение и видео- 
запись (аналоговая и цифровая); компьютеры и  
мультимедийные средства.                      
Аудиовизуальные технологии обучения: типология
аудио-, видео-, компьютерных учебных пособий; 
типология учебных видеозаписей; банк аудио-,  
видео-, компьютерных материалов; дидактические
принципы построения аудио-, видео-,           
компьютерных учебных пособий. Интерактивные   
технологии обучения                           

100   

ЕН.Р.00

Национально-региональный (вузовский) компонент

80    

ОПД    

Общепрофессиональные дисциплины               

1600  

ОПД.Ф.00

Федеральный компонент                         

1280  

ОПД.Ф.01

Психология                                    
Общая психология. Психология как наука.       
Предмет, задачи, методы и структура современной
психологии. Методология психологии.            
Проблема человека в психологии. Человек -     
индивид - личность - индивидуальность -       
субъект. Психика человека как предмет системно-
го исследования. Проблема и природа           
психического.                                 
Общее понятие о личности. Основные факторы    
и механизмы развития личности. Жизненный      
путь личности. Основные психологические теории
личности. Направленность и ее психологические 
проявления. Потребности. Мотивация.           
Деятельность: структура, виды, характеристики.
Деятельностный подход и общепсихологическая   
теория деятельности. Системогенез деятельности.
Общение: функции, средства, структура,        
психологические характеристики.               
Познавательная сфера. Сенсорно-перцептивные   
процессы.                                     
Виды, свойства, закономерности ощущений.      
Характеристика, свойства, особенности         
восприятия. Процессы, виды, типы, качества,   
закономерности памяти. Виды, процессы, формы, 
свойства мышления. Мышление и речь. Виды,     
функции, характеристики речи. Виды, функции,  
свойства, природа воображения. Сущность, виды,
характеристики внимания. Эмоции, чувства, воля.
Темперамент. Характер. Мотивация и характер.  
Способности: определение, структура, виды,    
происхождение, характеристики, механизмы.     
Экспериментальная психология. Предмет экспери-
ментальной психологии. Научное исследование:  
принципы, структура, виды, этапы, направления,
типы. Валидность. Научная проблема. Гипотезы: 
виды, типы, содержание. Общенаучные исследова-
тельские методы. Психологический эксперимент. 
Психологическое измерение. Психологическое    
тестирование. Тестовые нормы. Результаты      
исследования: интерпретация, представление.   
Этические принципы проведения исследований    
человека.                                     
Возрастная психология. Предмет, задачи и методы
возрастной психологии. Социально-историческая 
природа детства. Биогенетические и социогенети-
ческие концепции, теория конвергенции двух фак-
торов. Психоаналитические теории детского раз-
вития. Эпигенетическая теория развития лично- 
сти. Генетическая эпистемология: учение об ин-
теллектуальном развитии ребенка. Культурно-ис-
торическая концепция. Условия, источники и дви-
жущие силы психического развития. Проблема воз-
раста и возрастной периодизации психического  
развития. Кризисы в психическом развитии ребен-
ка. Социальная ситуация развития. Ведущая дея-
тельность. Основные новообразования. Кризис но-
ворожденности. Младенчество. Комплекс оживле- 
ния. Кризис одного года. Раннее детство. Разви-
тие предметно-орудийной деятельности. Кризис  
трех лет. Игровая деятельность. Эгоцентризм   
детского мышления. Развитие мотивов поведения и
формирование самосознания в дошкольном возрас-
те. Эмоциональная сфера дошкольника. Кризис се-
ми лет. Психологическая готовность к школьному
обучению. Младший школьный возраст. Учебная   
деятельность. Подростковый возраст. Чувство   
взрослости. Проблемы общения в подростковом   
возрасте. Самосознание подростков. Потребность
в самоутверждении. Теоретическое мышление.    
Период юности. Ранняя юность. Формирование    
мировоззрения. Выбор профессии. Проблема      
юношеского самоопределения. Этап взрослости.  
Проблемы акмеологии. Кризисы на этапе взрослос-
ти. Возраст и проблемы смысла жизни. Пожилой  
возраст. Старость как социальная и психологи- 
ческая проблема. Жизненный путь личности.     
Социальная психология. Предмет социальной     
психологии. Теоретические и прикладные задачи 
социальной психологии. Общение и деятельность.
Структура общения. Общение как обмен информаци-
ей. Речь как средство коммуникации. Невербаль-
ная коммуникация. Общение как взаимодействие. 
Общение как познание людьми друг друга.       
Социальная перцепция. Каузальная атрибуция.   
Межличностная аттракция.                      
Группа как социально-психологический феномен. 
Большие социальные группы. Стихийные группы и 
массовые движения. Малые группы. Феномен      
группового давления. Феномен конформизма.     
Групповая сплоченность. Лидерство и руководст-
во. Стиль лидерства. Принятие группового реше-
ния. Эффективность деятельности малой группы. 
Стадии и уровни развития группы. Феномен меж- 
группового взаимодействия. Этнопсихология.    
Проблемы личности в социальной психологии.    
Социализация. Социальная установка и реальное 
поведение. Межличностный конфликт.            
Педагогическая психология. Педагогическая     
психология в системе психологической науки    
и человекознании. Предмет и задачи            
педагогической психологии.                    
Психологическая сущность и структура процесса 
учения. Проблема соотношения обучения и разви-
тия. Актуальные вопросы и трудности развивающе-
го обучения. Общие и частные цели обучения.   
Уровни возможной обученности и их психологичес-
кая обусловленность.                          
Психологическая сущность программированного   
обучения. Психологические вопросы компьютериза-
ции и информатизации учебного процесса.       
Психологическая сущность и организация        
проблемного обучения, этапы его протекания.   
Поэтапное формирование умственных действий.   
Проблема содержательного обобщения в обучении.
Психологические проблемы школьной отметки и   
оценки. Психологические причины школьной      
неуспеваемости. Мотивация учения.             
Психологическая сущность воспитания, его крите-
рии. Воспитание как путь к сознанию и смыслу. 
Психологическая сущность и специфика          
педагогической деятельности, ее компоненты,   
функции и формы. Понятие о стилях педагогичес-
кой деятельности.                             
Психология личности учителя. Проблемы         
профессионально-психологической компетенции   
и профессионально-личностного роста           

300   

ОПД.Ф.02

Педагогика                                    
Введение в педагогическую деятельность.       
Общая характеристика педагогической профессии.
Профессиональная деятельность и личность педа-
гога. Общая и профессиональная культура педаго-
га. Требования государственного образовательно-
го стандарта к личности и профессиональной    
компетентности педагога. Профессионально-     
личностное становление и развитие педагога.   
Общие основы педагогики. Педагогика как наука,
ее объект. Категориальный аппарат педагогики: 
образование, воспитание, обучение, самовоспита-
ние, социализация, педагогическая деятельность,
педагогическое взаимодействие, педагогическая 
система, образовательный процесс. Образование 
как общественное явление и педагогический     
процесс. Образование как целенаправленный     
процесс воспитания и обучения в интересах     
человека, общества и государства. Взаимосвязь 
педагогической науки и практики. Связь педаго-
гики с другими науками. Понятие "методология  
педагогической науки". Методологическая       
культура педагога. Научное исследование в     
педагогике, его основные характеристики.      
Методы и логика педагогического исследования. 
Теория обучения. Сущность, движущие силы,     
противоречия и логика образовательного процес-
са. Закономерности и принципы обучения. Анализ
современных дидактических концепций. Единство 
образовательной, воспитательной и развивающей 
функций обучения. Проблемы целостности учебно-
воспитательного процесса. Двусторонний и      
личностный характер обучения. Единство препода-
вания и учения. Обучение как сотворчество     
учителя и ученика. Содержание образования как 
фундамент базовой культуры личности. Государст-
венный образовательный стандарт. Базовая,     
вариативная и дополнительная составляющие     
содержания образования. Методы обучения.      
Современные модели организации обучения.      
Типология и многообразие образовательных      
учреждений. Авторские школы. Инновационные    
образовательные процессы. Классификация       
средств обучения.                             
Теория и методика воспитания. Сущность воспита-
ния и его место в целостной структуре образова-
тельного процесса. Движущие силы и логика     
воспитательного процесса. Базовые теории воспи-
тания и развития личности. Закономерности и   
принципы воспитания: персонификация, природо- 
сообразность, культуросообразность, гуманиза- 
ция, дифференциация. Национальное своеобразие 
воспитания. Система форм и методов воспитания.
Понятие о воспитательных системах. Педагогичес-
кое взаимодействие в воспитании. Коллектив как
объект и субъект воспитания. Функции и основные
направления деятельности классного            
руководителя.                                  
Педагогика межнационального общения. Цель и   
задачи воспитания культуры межнационального   
общения. Воспитание патриотизма и интернациона-
лизма, веротерпимости, толерантности.         
История образования и педагогической мысли.   
История образования и педагогической мысли как
область научного знания. Школьное дело и      
зарождение педагогической мысли на ранних     
этапах развития человечества. Воспитание и    
школа в античном мире. Воспитание и образование
в эпоху Средневековья. Воспитание и педагоги- 
ческая мысль в эпоху Возрождения. Воспитание и
обучение в Киевской Руси и Русском государстве
(до XVIII века). Образование и педагогическая 
мысль Западной Европы и США в XIX веке (до    
80-х годов). Школа и педагогика в России до   
90-х гг. XIX века. Зарубежная педагогика и    
школа в конце XIX века. Школа и педагогика в  
России в конце XIX и начале XX вв. (до 1917   
г.). Зарубежная школа и педагогика в период   
между первой и второй мировыми войнами.       
Развитие школы и педагогики в России после    
Октябрьской революции (1917 г.). Образование и
педагогическая мысль в России после второй    
мировой войны. Ведущие тенденции современного 
развития мирового образовательного процесса.  
Социальная педагогика. Социальное воспитание и
социализация личности. Сущность, принципы,    
ценности, механизмы и факторы социального     
воспитания. Взаимодействие в социальном       
воспитании. Жизнедеятельность институтов      
социального воспитания. Семья как субъект     
педагогического взаимодействия и социокультур-
ная среда воспитания и развития ребенка.      
Оказание индивидуальной помощи в различных    
институтах воспитания.                        
Коррекционная педагогика с основами специальной
психологии. Предмет, задачи, принципы, катего-
рии, основные научные теории коррекционной    
педагогики. Норма и отклонение в физическом,  
психологическом, интеллектуальном и моторном  
развитии человека. Первичный и вторичный      
дефект. Комбинированные нарушения, их причины.
Профилактика, диагностика, коррекция недостат-
ков личностного развития детей. Девиантное    
поведение детей. Система консультативно-      
диагностической, коррекционно-педагогической, 
реабилитационной работы.                       
Педагогические технологии. Понятие педагогичес-
ких технологий, их обусловленность характером 
педагогических задач. Виды педагогических     
задач: стратегические, тактические, оператив- 
ные. Проектирование и процесс решения педагоги-
ческих задач. Репродуктивные, продуктивные,   
алгоритмические педагогические технологии.    
Технология педагогического регулирования и    
коррекции образовательного процесса. Технология
контроля образовательного процесса.           
Управление образовательными системами. Понятие
управления и педагогического менеджмента.     
Государственно-общественная система управления
образованием. Основные функции педагогического
управления: педагогический анализ, целеполага-
ние, планирование, организация, регулирование и
контроль. Принципы управления педагогическими 
системами. Школа как педагогическая система и 
объект управления. Службы управления. Управлен-
ческая культура руководителя. Взаимодействие  
социальных институтов в управлении образова-  
тельными системами. Повышение квалификации и  
аттестация работников школы.                  
Психолого-педагогический практикум. Решение   
психолого-педагогических задач, конструирование
различных форм психолого-педагогической дея-  
тельности, моделирование образовательных и    
педагогических ситуаций. Психолого-педагогичес-
кие методики диагностики, прогнозирования и   
проектирования, накопления профессионального  
опыта. Развитие интеллектуально-творческого,  
диагностического, коммуникационного,          
мотивационно-профессионального потенциала     
личности педагога                             

300   

ОПД.Ф.03

Основы специальной педагогики и психологии    
Предмет, цели, задачи, принципы и методы      
специальной психологии.                       
Специальная психология как наука о психофизио-
логических особенностях развития аномальных   
детей, закономерностях их психического развития
в процессе воспитания и образования. Категории
развития в специальной психологии. Психическое
развитие и деятельность. Понятие аномального  
развития (дизонтогенеза). Параметры дизонтоге-
неза. Типы нарушений психического развития:   
недоразвитие, задержанное развитие, поврежден-
ное развитие, искаженное развитие, дисгармони-
ческое развитие. Понятие "аномальный ребенок".
Особенности аномального развития. Отрасли     
специальной психологии - олигофренопсихология,
тифлопсихология, сурдопсихология, логопсихоло-
гия, психология детей с задержкой психического
развития (ЗПР), нарушениями опорно-двигательно-
го аппарата (ДЦП), психология детей дошкольного
возраста с аномалиями развития.               
Предмет, цели, задачи, принципы и методы      
специальной педагогики. Основные категории спе-
циальной педагогики. Воспитание, образование и
развитие аномальных детей как целенаправленный
процесс формирования личности и деятельности, 
передачи и усвоения знаний, умений и навыков, 
основное средство подготовки их к жизни и тру-
ду. Содержание, принципы, формы и методы воспи-
тания и образования аномальных детей. Понятия 
коррекции и компенсации. Социальная реабилита-
ция и социальная адаптация. Основные отрасли  
специальной педагогики: сурдопедагогика, олиго-
френопедагогика, логопедия, специальная до-   
школьная педагогика                           

72    

ОПД.Ф.04

Теория и методика обучения иностранному       
языку                                         
Роль и место иностранных языков в системе     
иноязычного образования. Возможности учебного  
предмета "Иностранный язык" для развития лич- 
ности учащегося, его способностей к самопозна-
нию и самоучению. Приобщение учащихся к культу-
ре страны изучаемого языка на уроках и во     
внеурочное время. Теоретические основы методики
обучения иностранному языку. Система обучения 
иностранному языку в средней школе. Цели,     
содержание, принципы, методы и средства обуче-
ния иностранному языку в разных типах учебных 
заведений. Концептуальные основы учебника     
иностранного языка. Урок как основная единица 
учебного процесса. Типы, виды уроков, техноло-
гия их проведения. Система упражнений. Обучение
основным видам иноязычной речевой деятельности.
Система формирования фонетических, грамматичес-
ких и лексических навыков. Контроль в обучении
иностранному языку. Текущий, итоговый контроль.
Функции и формы контроля. Анализ и обобщение  
педагогического опыта. Основные направления   
в теории и практике обучения иностранному языку
в истории отечественной и зарубежной школы.   
Современные технологии обучения иностранному  
языку                                         

392   

ОПД.Ф.05

Возрастная анатомия, физиология и гигиена     
Предмет и содержание курса. Общие закономернос-
ти роста и развития организма. Анатомия и     
физиология нервной системы. Высшая нервная    
деятельность. Нейрофизиологические основы     
поведения человека. Анатомия, физиология и    
гигиена сенсорных систем. Гигиена учебно-     
воспитательного процесса в школе. Гигиенические
основы режима дня учащихся. Анатомия и физиоло-
гия желез внутренней секреции. Анатомия, фи-  
зиология и гигиена опорно-двигательного аппара-
та. Гигиенические требования к оборудованию   
школ.                                         
Анатомия и физиология органов пищеварения.    
Обмен веществ и энергии. Возрастные особенности
крови. Анатомия, физиология и гигиена сердечно-
сосудистой системы, органов дыхания. Гигиени- 
ческие требования к воздушной среде учебных   
заведений. Анатомия, физиология и гигиена кожи
ребенка. Гигиена одежды и обуви. Состояние    
здоровья детей и подростков.                  
Гигиена трудового обучения и производительного
труда учащихся. Гигиенические требования к пла-
нировке школьного здания, земельного участка  

72    

ОПД.Ф.06

Основы медицинских знаний                     
Понятие о неотложных состояниях. Причины и    
факторы, их вызывающие. Оказание первой       
медицинской помощи при неотложных состояниях. 
Физиологические пробы определения здоровья.   
Применение лекарственных средств. Характеристи-
ка детского травматизма. Меры профилактики.   
Терминальные состояния. Реанимация.           
Основы микробиологии, иммунологии и эпидемиоло-
гии. Меры профилактики инфекционных болезней. 
Здоровый образ жизни как биологическая и      
социальная проблема. Человек и окружающая     
среда. Система "природа - человек". Здоровье и
факторы, его определяющие. Социально-психологи-
ческие аспекты здорового образа жизни. Этапы  
формирования здоровья. Психолого-педагогические
аспекты здорового образа жизни. Мотивация и   
здоровье. Понятие о стрессе и дистрессе. Роль 
учителя и его место в первичной, вторичной и  
третичной профилактике заболеваний            

72    

ОПД.Ф.07

Безопасность жизнедеятельности                 
Теоретические основы безопасности жизнедеятель-
ности. Экологические аспекты безопасности жиз-
недеятельности. Классификация чрезвычайных    
ситуаций. Российская система предупреждения и 
действий в чрезвычайных ситуациях. Окружающий 
мир. Опасности, возникающие в повседневной    
жизни, и безопасное поведение. Транспорт и его
опасности. Экстремальные ситуации в природных и
городских условиях. Чрезвычайные ситуации     
природного и техногенного характера и защита  
населения от их последствий. Действия учителя 
при авариях, катастрофах и стихийных бедствиях.
Гражданская оборона и ее задача. Современные  
средства поражения. Средства индивидуальной   
защиты. Защитные сооружения гражданской оборо-
ны. Организация защиты населения в мирное и    
военное время. Приборы радиационной и химиче- 
ской разведки, дозиметрический контроль. Орга-
низация гражданской обороны в образовательных 
учреждениях. Средства и способы защиты        

72    

ОПД.Р.00

Национально-региональный (вузовский)          
компонент                                     

160   

ОПД.В.00

Дисциплины и курсы по выбору студента,        
устанавливаемые вузом                         

160   

ДПП    

Дисциплины предметной подготовки              

4934  

ДПП.Ф.00

Федеральный компонент                         

4534  

ДПП.Ф.01

Языкознание                                   
Введение в языкознание. Предмет и задачи      
языкознания. Отрасли языкознания. Взаимосвязь 
языка и общества, языка и мышления. Язык как  
система знаков. Уровни и единицы языка и речи.
Речевая деятельность. Особенности вербальной  
коммуникации. Исторические изменения внутренней
структуры языка. Территориальная и социальная 
дифференциация языка. Языковая ситуация в     
странах изучаемого языка. Генеалогическая и   
типологическая классификация языков.          
Общее языкознание. Языкознание как гуманитарная
дисциплина и его место в системе научного     
знания о человеке. Современная структура знаний
о языке. Основные лингвистические направления.
Методы современного языкознания. Социальная   
обусловленность языка. Специфика обслуживания 
языком общества. Актуальные проблемы языковой 
политики на современном этапе. Языковая картина
мира. Языковая личность, вторичная языковая   
личность                                      

150   

ДПП.Ф.02

История языка                                 
Предмет истории языка. Основные законы        
исторического развития языка, сравнительно-    
исторический метод изучения языков, основные  
этапы исторического развития изучаемого языка,
становление национального литературного языка в
связи со становлением нации, формирование     
системы изучаемого языка в различные историчес-
кие периоды его развития (фонетика, грамматика,
лексика, графика), литературный язык и диалекты

120   

ДПП.Ф.03

Теоретическая фонетика                        
Предмет фонетики, разделы фонетики. Фонема    
как единица языка, звук как единица речи.     
Фонологические школы. Методы фонологического  
анализа. Морфология. Интонация и ее функции.  
Фоностилистическая вариативность на сегментном
и сверхсегментном уровнях. Фонетические стили.
Произносительная норма. Варианты произношения 

100   

ДПП.Ф.04

Лексикология                                  
Предмет лексикологии. Слово - основная        
структурно-семантическая единица языка. Теория
знака и слова. Функции слова. Лексическое и   
грамматическое значение слова. Типы лексических
значений. Роль семантической эволюции слов в  
обогащении словарного состава. Многозначность и
однозначность слов. Значение и употребление   
слов. Роль словообразования в пополнении      
словарного состава. Роль заимствования в      
обогащении словарного состава. Источники      
заимствований. Устойчивые словосочетания      
фразеологического и нефразеологического       
характера. Классификация фразеологических     
единиц. Лексические пласты и группы в словарном
составе языка и их роль в процессе коммуника-  
ции. Территориальная и социальная дифференциа-
ция лексики. Неологизмы, архаизмы и историзмы.
Классификация синонимов. Типология антонимов и
омонимов. Основные типы словарей              

130   

ДПП.Ф.05

Теоретическая грамматика                       
Предмет грамматики как науки; грамматический  
строй языка, грамматическая форма и граммати- 
ческое значение, грамматические категории,    
морфология и синтаксис, основные единицы морфо-
логии и синтаксиса, виды морфем, морфемный    
состав слова, части речи и их морфологические 
категории, предложение в его отношении к языку
и речи, типы предложений, структура предложе- 
ний, члены предложения, порядок слов, граммати-
ка текста. Теория актуализации. Понятие ядра и
периферии в языке. Методы грамматического ана-
лиза. Этапы развития теоретической грамматики 

140   

ДПП.Ф.06

Стилистика                                    
Предмет стилистики как науки. Социолингвисти- 
ческие и прагматические аспекты стилистики.   
Классификация стилей и виды стилистических    
значений. Языковые и стилистические нормы.    
Проблема выбора слова. Стилистически дифферен-
цированная лексика. Стилистическая характерис-
тика устойчивых словосочетаний. Морфология,   
синтаксис и словообразование в стилистическом 
аспекте. Фоностилистика, микро- и макростилис-
тика. Смысловая и стилистическая интерпретация
художественного текста                        

100   

ДПП.Ф.07

Лингвострановедение и страноведение           
Введение в страноведение и лингвострановедение.
Роль страноведческой и лингвострановедческой  
компетенции в реализации адекватного общения и
взаимопонимания представителей разных культур.
Языковые реалии со страноведческой направлен- 
ностью. Основные этапы истории страны изучаемо-
го языка. Памятники культуры, сохранившиеся на
ее территории. Языковые реалии, связанные с   
важнейшими историческими событиями, культурно-
историческими и социальными ассоциациями.     
Страноведение и лингвострановедение.           
Географическое положение и природные условия  
страны изучаемого языка. Заповедники, нацио-  
нальные и региональные парки. Проблема охраны 
окружающей среды. Национальный и социальный   
состав населения. Демографические и социальные
проблемы. Государственное устройство и        
общественно-политическая жизнь страны.        
Административно-территориальное деление страны
и местные органы самоуправления. Общая        
характеристика экономики страны.              
Основные этапы образования Европейского Союза и
отношение к нему разных слоев населения (для  
европейских стран). Переход к единой европей- 
ской валюте (для стран Европы). Культура      
страны.                                       
Национальные традиции и праздники страны       
изучаемого языка. Языковые реалии, связанные с
географическими понятиями (названия морей и   
океанов, особенности береговой линии, рельефа,
климата и растительности и т.п.), особенностями
национальной культуры, общественно-политической
жизни, государственным устройством, экономикой,
традициями и обычаями страны изучаемого языка 

230   

ДПП.Ф.08

Практический курс иностранного языка          
Иноязычная культура как содержание иноязычного
образования. Фонетический материал, необходимый
для коррекции и постановки правильного произно-
шения и интонации; грамматический материал,   
необходимый для формирования лингвистической  
компетенции обучаемых. Лексический материал,  
необходимый для проявления коммуникативной    
компетенции в наиболее распространенных ситуа-
циях в официальной и неофициальной сферах. Виды
речевой деятельности (аудирование, говорение, 
чтение и письмо, перевод с иностранного языка 
на родной, с родного на иностранный)          

2774  

ДПП.Ф.09

Теория и практика перевода                    
Объект теории перевода. Одноязычная и         
двуязычная коммуникация. Процесс перевода.    
Становление и история теории перевода.        
Современные теории перевода. Теория машинного 
перевода. Проблема переводимости и адекватности
текста. Единицы перевода. Классификация видов и
форм перевода. Компетенция переводчика.       
Лексикологический, грамматический, стилистиче-
ский аспекты перевода                         

72    

ДПП.Ф.10

Сравнительная типология                        
Место сравнительной типологии среди других    
отраслей языкознания. Языковые универсалии;   
всеобщее, общее и особенное в языках. Понятие 
типа. Виды типологических исследований. Задачи
сравнительной типологии. Методика типологиче- 
ских исследований. Сравнительная фонетика и   
сравнительная фонология. Способы грамматическо-
го выражения. Основные типы сходства и расхож-
дений между языками в плане форм, значений и  
функционирования грамматических категорий. Типы
синтаксической связи. Члены предложения и части
речи в языках. Порядок слов. Номинативные     
средства языка. Словообразование. Объем       
значения слова. Мотивированное слово в языках.
Асимметрия лексического знака. Фразеология.   
Специфические модели фразеологизмов           

108   

ДПП.Ф.11

Зарубежная литература и литература страны     
изучаемого языка                              
Периодизация литературного процесса. Литература
средних веков. Предвозрождение. Литература    
Возрождения. Литература XVII в.: барокко,     
классицизм. Литература XVIII в.: просвещение, 
предромантизм. Литература XIX в.: романтизм,  
реализм. Литература рубежа XIX - XX вв. Литера-
тура XX в.: реализм, модернизм, постмодернизм.
Русско-зарубежные связи                       

110   

ДПП.ДС 

Дисциплины специализации                      

500   

ДПП.Р.00

Национально-региональный (вузовский)          
компонент                                     

200   

ДПП.В.00

Дисциплины и курсы по выбору студента,        
устанавливаемые вузом                         

200   

ФТД.00 

Факультативы                                  

450   

ФТД.01 

Военная подготовка                            

450   

Итого                                                  

8884 ч

 

5. Сроки освоения основной образовательной программы

выпускника по специальности 033200 Иностранный язык

 

5.1. Срок освоения основной образовательной программы подготовки учителя иностранного языка при очной форме обучения составляет 260 недель, в том числе:

    теоретическое обучение, включая

    научно-исследовательскую работу студентов,

    практикумы, в том числе лабораторные             - 156 недель;

    экзаменационные сессии                           - 27 недель;

    практики                                         - не менее 20

                                                       недель;

    итоговая государственная аттестация,

    включая подготовку и защиту выпускной

    квалификационной работы                          - не менее 8

                                                       недель;

    каникулы (включая 8 недель

    последипломного отпуска)                         - не менее 38

                                                       недель.

5.2. Для лиц, имеющих среднее (полное) общее образование, сроки освоения основной образовательной программы подготовки учителя иностранного языка по очно-заочной (вечерней) и заочной формам обучения, а также в случае сочетания различных форм обучения увеличиваются вузом до одного года относительно нормативного срока, установленного п. 1.2 настоящего государственного образовательного стандарта.

5.3. Максимальный объем учебной нагрузки студента устанавливается 54 часа в неделю, включая все виды его аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы.

5.4. Объем аудиторных занятий студента при очной форме обучения не должен превышать в среднем за период теоретического обучения 27 часов в неделю. При этом в указанный объем не входят обязательные практические занятия по физической культуре и занятия по факультативным дисциплинам.

5.5. При очно-заочной (вечерней) форме обучения объем аудиторных занятий должен быть не менее 10 часов в неделю.

5.6. При заочной форме обучения студенту должна быть обеспечена возможность занятий с преподавателем в объеме не менее 160 часов в год.

5.7. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять 7 - 10 недель, в том числе не менее 2 недель в зимний период.

 

6. Требования к разработке и условиям реализации основной

образовательной программы подготовки выпускника

по специальности 033200 Иностранный язык

 

6.1. Требования к разработке основной образовательной программы подготовки учителя иностранного языка

6.1.1. Высшее учебное заведение самостоятельно разрабатывает и утверждает основную образовательную программу вуза для подготовки учителя иностранного языка на основе настоящего государственного образовательного стандарта.

Дисциплины по выбору студента являются обязательными, а факультативные дисциплины, предусматриваемые учебным планом высшего учебного заведения, не являются обязательными для изучения студентом.

Курсовые работы рассматриваются как вид учебной работы по дисциплине и выполняются в пределах часов, отводимых на ее изучение.

По всем дисциплинам и практикам, включенным в учебный план высшего учебного заведения, должна выставляться итоговая оценка (отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно или зачтено, не зачтено).

Специализации являются частями специальности, в рамках которой они создаются, и предполагают получение более углубленных профессиональных знаний, умений и навыков в различных областях деятельности по профилю данной специальности.

Часы, отводимые на дисциплины специализации, могут использоваться для углубления предметной подготовки.

6.1.2. При реализации основной образовательной программы высшее учебное заведение имеет право:

изменять объем часов, отводимых на освоение учебного материала для циклов дисциплин, в пределах 5%;

формировать цикл гуманитарных и социально-экономических дисциплин, который должен включать из десяти базовых дисциплин, приведенных в настоящем государственном образовательном стандарте, в качестве обязательных следующие 4 дисциплины: "Физическая культура" (в объеме не менее 408 часов), "Латинский язык и античная культура" (в объеме 72 часов), "Отечественная история", "Философия". Остальные базовые дисциплины могут реализовываться по усмотрению вуза. При этом возможно их объединение в междисциплинарные курсы при сохранении обязательного минимума содержания. Если дисциплины являются частью общепрофессиональной или предметной подготовки, выделенные на их изучение часы могут перераспределяться в рамках цикла.

Занятия по дисциплине "Физическая культура" при очно-заочной (вечерней), заочной формах обучения могут предусматриваться с учетом пожелания студентов;

осуществлять преподавание гуманитарных и социально-экономических дисциплин в форме авторских лекционных курсов и разнообразных видов коллективных и индивидуальных практических занятий, заданий и семинаров по программам, разработанным в самом вузе и учитывающим региональную, национально-этническую, профессиональную специфику, а также научно-исследовательские предпочтения преподавателей, обеспечивающих квалифицированное освещение тематики дисциплин цикла;

устанавливать необходимую глубину преподавания отдельных разделов дисциплин, входящих в циклы гуманитарных и социально-экономических, математических и естественнонаучных дисциплин, в соответствии с профилем цикла дисциплин предметной подготовки;

устанавливать наименование специализаций по специальностям высшего профессионального образования, наименование дисциплин специализаций, их объем и содержание, а также форму контроля за их освоением студентами;

реализовать основную образовательную программу подготовки учителя иностранного языка в сокращенные для студентов высшего учебного заведения, имеющих среднее профессиональное образование соответствующего профиля или высшее профессиональное образование.

Обучение в сокращенные сроки допускается для лиц, уровень образования или способности которых являются для этого достаточным основанием.

6.2. Требования к кадровому обеспечению учебного процесса

Реализация основной образовательной программы подготовки дипломированного специалиста должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими, как правило, базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, и систематически занимающимися научной и/или научно-методической деятельностью; преподаватели специальных дисциплин, как правило, должны иметь ученую степень и/или опыт деятельности в соответствующей профессиональной сфере.

6.3. Требования к учебно-методическому обеспечению учебного процесса

Реализация основной образовательной программы подготовки дипломированного специалиста должна обеспечиваться доступом каждого студента к библиотечным фондам и базам данных, по содержанию соответствующим полному перечню дисциплин основной образовательной программы, наличием методических пособий и рекомендаций по всем дисциплинам и по всем видам занятий - практикумам, курсовому и дипломному проектированию, практикам, а также наглядными пособиями, мультимедийными, аудио-, видеоматериалами.

Учебно-методическое обеспечение должно включать в себя:

необходимый минимум лабораторно-практических работ по вводно-фонетическому курсу по коррекции и постановке правильного произношения и интонации, состоящему из аутентичных фонетических и интонационных упражнений, текстов для аудирования и воспроизведения;

набор аутентичных текстов, представляющих различные функциональные и фонетические стили речи;

тренировочные упражнения по данному направлению;

видеотеку, содержащую минимум видеоматериалов страноведческого, социокультурного и культурологического содержания;

необходимый минимум основных профессиональных реферативных журналов и научной литературы;

вуз должен обеспечить необходимый минимум научной и учебно-методической литературы в соответствии с аудио- и видеоматериалами.

6.4. Требования к материально-техническому обеспечению учебного процесса

Высшее учебное заведение, реализующее основную образовательную программу подготовки дипломированного специалиста, должно располагать материально-технической базой, соответствующей действующим санитарно-техническим нормам и обеспечивающей проведение всех видов лабораторной, практической, дисциплинарной и междисциплинарной подготовки и научно-исследовательской работы студентов, предусмотренных примерным учебным планом.

6.5. Требования к организации практик

Педагогическая практика проводится в школах и других учебно-образовательных учреждениях.

 

7. Требования к уровню подготовки выпускника

по специальности 033200 Иностранный язык

 

7.1. Требования к профессиональной подготовленности специалиста

Выпускник должен уметь решать задачи, соответствующие его квалификации, указанной в п. 1.2 настоящего государственного образовательного стандарта.

Специалист должен знать:

государственный язык Российской Федерации - русский язык;

свободно владеть языком, на котором ведется преподавание.

Специалист должен уметь:

осуществлять процесс обучения учащихся с ориентацией на задачи обучения, воспитания и развития личности школьников и с учетом специфики преподаваемого предмета;

стимулировать развитие внеурочной деятельности учащихся с учетом психолого-педагогических требований, предъявляемых к образованию и обучению;

анализировать собственную деятельность с целью ее совершенствования и повышения своей квалификации;

выполнять методическую работу в составе школьных методических объединений;

выполнять работу классного руководителя, поддерживать контакт с родителями учащихся (лицами, их заменяющими) и оказывать им помощь в осуществлении семейного воспитания.

Специалист владеет:

иностранным языком (свободно);

знаниями о системе и структуре иностранного языка, возможностях их реализации; о социологических, исторических и типологических характеристиках иностранного языка в сравнении с русским и родным; об основных этапах развития иностранного языка; о роли иностранных языков в современном обществе;

знаниями о языковом строе в целом и отдельных языковых уровнях: фонетической системе, грамматической системе, словарном составе, стилистических особенностях;

знаниями о литературной форме языка и диалектном разнообразии языка, его вариантах.

Специалист должен:

иметь представление о современных направлениях в науке о языке;

продемонстрировать определенный уровень билингвальной коммуникативной компетенции, включающий лингвистическую, социолингвистическую, социокультурную, дискурсивную, в соответствии с общеевропейской шкалой требований по всем видам речевой деятельности (говорение, аудирование, чтение и письмо);

знать язык реалий, связанных с важнейшими историческими событиями, культурно-историческими ассоциациями, особенностями общественно-политической жизни, государственным устройством, экономикой, традициями и обычаями стран изучаемого языка, и уметь передавать эту информацию учащимся.

7.2. Требования к итоговой государственной аттестации специалиста

7.2.1. Общие требования к итоговой государственной аттестации

Итоговая государственная аттестация учителя иностранного языка включает защиту выпускной квалификационной работы и государственный экзамен.

Итоговые аттестационные испытания предназначены для определения практической и теоретической подготовленности учителя иностранного языка к выполнению профессиональных задач, установленных настоящим государственным образовательным стандартом, и продолжению образования в аспирантуре в соответствии с п. 1.4.

Аттестационные испытания, входящие в состав итоговой государственной аттестации выпускника, должны полностью соответствовать основной образовательной программе высшего профессионального образования, которую он освоил за время обучения.

7.2.2. Требования к выпускной квалификационной (дипломной) работе специалиста

Дипломная работа специалиста должна быть представлена в форме рукописи.

Требования к объему, содержанию и структуре дипломной работы определяются высшим учебным заведением на основании Положения об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений, утвержденного Минобразованием России, государственного образовательного стандарта по специальности 033200 Иностранный язык и методических рекомендаций УМО вузов Российской Федерации по педагогическому образованию.

Время, отводимое на подготовку и защиту выпускной квалификационной работы, составляет не менее восьми недель.

7.2.3. Требования к государственному экзамену учителя иностранного языка

Порядок проведения и программа государственного экзамена по специальности 033200 Иностранный язык определяются вузом на основании методических рекомендаций и соответствующей примерной программы, разработанных УМО вузов Российской Федерации по педагогическому образованию, Положения об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений, утвержденного Минобразованием России, и государственного образовательного стандарта по специальности 033200 Иностранный язык.

 

Составители:

Учебно-методическое объединение высших учебных заведений Российской Федерации по педагогическому образованию.

Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования одобрен на заседании Учебно-методического совета по лингвистике и межкультурной коммуникации 10 ноября 1999 г., протокол N 3.

 

 




Законодательство России в сфере образования // Некоммерческий проект про образование в помощь педагогам, студентам, школьникам и их родителям. //

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования

Copyright © www.pravoeducation.ru, 2012 - 2018