МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 15 мая 2000 г. N 1418
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРИМЕРНОГО ПОЛОЖЕНИЯ
О ЦЕНТРЕ СОДЕЙСТВИЯ УКРЕПЛЕНИЮ ЗДОРОВЬЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ,
ВОСПИТАННИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
В целях развития и
совершенствования оздоровительной работы с обучающимися, воспитанниками образовательных
учреждений приказываю:
утвердить
прилагаемое Примерное положение о Центре содействия укреплению здоровья
обучающихся, воспитанников образовательного учреждения.
И.о. Министра
В.М.ФИЛИППОВ
Приложение
ПРИМЕРНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
О ЦЕНТРЕ СОДЕЙСТВИЯ УКРЕПЛЕНИЮ ЗДОРОВЬЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ,
ВОСПИТАННИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
I. ОБЩИЕ
ПОЛОЖЕНИЯ
1. Настоящее
Примерное положение определяет организационно - методическую основу
деятельности Центра содействия укреплению здоровья обучающихся, воспитанников
образовательного учреждения (далее - Центр).
2. Центр является
структурным подразделением образовательного учреждения.
3. В своей
деятельности Центр руководствуется международными актами в области защиты прав
детей, Законом Российской Федерации "Об образовании", другими
законодательными и нормативными правовыми актами, в том числе нормативными
правовыми актами Министерства образования Российской Федерации и органов
управления образованием, настоящим Примерным положением, уставом образовательного
учреждения.
II. ЦЕЛИ И
ЗАДАЧИ ЦЕНТРА
4. Целями Центра
являются:
- содействие
администрации и педагогическому коллективу образовательного учреждения в
создании условий, гарантирующих охрану и укрепление физического, психического и
социального здоровья обучающихся, воспитанников;
- содействие всем
участникам образовательного процесса в приобретении знаний, умений, навыков,
необходимых для формирования устойчивой мотивации на здоровье и здоровый образ
жизни.
5. Задачами Центра
являются:
- формирование базы
данных о состоянии здоровья, индивидуальных психофизиологических особенностях и
резервных возможностях организма обучающихся, воспитанников;
- разработка и
реализация индивидуальных и коллективных программ оздоровления обучающихся,
воспитанников в образовательном учреждении, исходя из особенностей их
психофизического развития, индивидуальных возможностей, региональных, этнонациональных условий;
- разработка
организационно - педагогических рекомендаций по оптимизации образовательного
процесса на валеологической основе;
- организация валеологической оценки образовательного процесса, условий
обучения и воспитания;
- разработка
образовательных программ, направленных на сохранение здоровья обучающихся,
воспитанников, на обучение их здоровому образу жизни.
III.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЦЕНТРА
6. К основным
направлениям деятельности Центра относятся:
- оздоровительная
работа, предполагающая систему эффективных закаливающих процедур, комплекс
психогигиенических и коррекционных мероприятий, организацию двигательной
активности;
- валеологическое образование, предполагающее:
обучение всех
участников образовательного процесса методикам самодиагностики, самооценки, самокоррекции, самоконтроля и саморазвития индивидуальных
резервных возможностей организма;
формирование
ценностных установок и жизненных приоритетов на здоровье, здоровый образ жизни
и самореализацию личности;
обеспечение
реализации потребности личности на повышение своей профессиональной
квалификации;
- комплексная
диагностика, обеспечивающая:
исследование
состояния здоровья обучающихся, воспитанников образовательного учреждения по
специально разработанным Центром программам, выделение "группы
риска";
мониторинг
успешности обучения и здоровья обучающихся, воспитанников в период их
пребывания в образовательном учреждении по специальным программам с целью
динамического наблюдения за их развитием;
создание банка
данных донозологической диагностики;
определение
соответствия образовательной среды (материально - техническое обеспечение
образовательного процесса, характеристика педагогического коллектива,
организация образовательного процесса), социума возрастным, половым,
индивидуальным особенностям обучающихся, воспитанников, состоянию их здоровья и
своевременное выявление факторов риска для их здоровья и развития;
- консультативная
деятельность, предполагающая оказание консультативной помощи всем участникам
образовательного процесса по вопросам сохранения здоровья, применения средств и
способов его укрепления.
7. Основные
направления деятельности Центра реализуются в процессе преподавания уроков
здоровья, курсов естественнонаучного цикла, через систему различных тренингов,
практических занятий, семинаров, конференций и других мероприятий, а также
через ведение аналитической и прогностической деятельности.
IV.
ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЦЕНТРА
8. Оздоровительные, реабилитационные, санитарно - гигиенические и
профилактические мероприятия осуществляются в Центре педагогами - валеологами, педагогами - психологами, медицинскими
работниками, социальными педагогами, учителями, воспитателями, другими специалистами,
прошедшими соответствующую подготовку в учреждениях дополнительного образования
взрослых.
9. Научно -
методическое обеспечение деятельности Центра осуществляется учебно -
методическими кабинетами (центрами) органов управления образованием, в ведении
которых находится образовательное учреждение.
10. Контроль за деятельностью Центра, обеспечение взаимодействия
с учреждениями и организациями здравоохранения, социального развития,
физической культуры, представителями общественности по вопросам сохранения и
укрепления здоровья обучающихся, воспитанников осуществляет руководитель
образовательного учреждения.
11. Органы
самоуправления образовательного учреждения в порядке, установленном уставом
учреждения, содействуют Центру в проведении оздоровительной работы с
обучающимися, воспитанниками.